ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год - часть 35

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  33  34  35  36   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год - часть 35

 

 

313 

 

 

 

Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№  15826635, 
15826634,  15826633,  15826632,  15826631,  15826630,  15826629,  15826628, 
15826627, 15826626. 

 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№  15826625, 
15826624,  15826623,  15826622,  15826621,  15826620,  15826619,  15826618, 
15826617, 15826616. 

 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Агентства 

интеллектуальной  собственности  Республики  Армения  №  3083.  Срок 
действия регистрации товарного знака продлен до 11 февраля 2028 года. 

 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Правительства 

Специального  Административного  Региона  Гонконг  №  304271607  от 
06 февраля 2018 года. 

 

 

 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

Российский рынок. 

Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 
обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 
добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

К  2025  г.  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 
конъюнктуры внешнего рынка объем добычи газа ПАО «Газпром» может составить порядка 520 -
560 млрд куб.  м.  Основным  газодобывающим  районом  страны  на  рассматриваемую  перспективу 
остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.  

Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  являются 
полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 
Дальний  Восток,  где  добыча  газа  будет  развиваться  на  базе  освоения  месторождений  на 
о. Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.  

Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 
производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 
реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 
извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 
безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 
намечаются рост производства моторного топлива, сжиженных газов и полимеров.  

ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.  

ПАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 
рынка  на  территориях  субъектов  РФ  газоснабжения  которых  осуществляется  посредством 
Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию  подлежат  только  цены 
на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  Газпром  и  поставляемый  российским 

 

2012 

2013 

2014  

2015 

2016 

 

2017 

факт 

Добыча газа в России (млрд м

3

654,4 

668,2 

642,1 

635,5 

640,4 

691,2 

Добыча  газа  Группой  Газпром  (млрд 
м

3

487,0 

487,4 

443,9 

418,5 

419,1 

471,0 

Отношение добычи газа Группой  
Газпром к добыче газа по России (%) 

 

74,4 

 

72,9 

 

69,1 

 

65,9 

 

65,4 

 

68,1 

314 

 

потребителям.  Цены  на  нефть,  уголь  и  газ,  продаваемый  независимыми  производителями, 
формируются на договорной основе. 

В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в  2010  г. 
Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 
на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 
на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт,  будут  зависеть  от  динамики  сближения  доходности  поставок  газа  на  внутренний  и 
внешний  рынки,  и  определяться  исходя  из  множества  факторов,  в  том  числе  социально-
экономического  характера,  от  развития  ценовой  конъюнктуры  на  внешних  рынках  газа,  и 
определяемых Правительством Российской Федерации параметров изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 

ПАО  «Газпром»  постоянно  проводит  работу,  направленную  на  переход  от  регулируемых  к 
договорным  ценам  при  продаже  добытого  им  и  его  аффилированными  лицами  газа  российским 
потребителям. 

В  целях  развития  постановлением  Правительства Российской  Федерации  от  28 мая 2007г.  №  333 
«О  совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ»,  ПАО «Газпром»  разрешена 
продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в  регулируемом  диапазоне 
предельных максимального и минимального уровней  для следующих групп конечных потребителей 
(кроме населения): 

- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;  

- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г.  

За 2017 год реализовано указанным выше группам потребителей 29,751 млрд куб. м газа. При этом 
превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими  регулируемыми 
оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 3%. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 323 «О реализации 
природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской 
Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной 
системе  открытого  акционерного  общества «Газпром»  (с  учетом  изменений,  внесенных 
постановлением Правительства Российской федерации от 19 июня 2014 г. № 566), в целях развития 
рыночных  принципов  ценообразования,  Обществу  и  его  аффилированным  лицам  разрешено 
реализовывать  по  нерегулируемым  государством  ценам  на  организованных  торгах  начиная  с 
2013 года до 17,5 млрд куб. м. газа.  

В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта  2  раздела  II  Протокола  заседания  Комиссии  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 
экологической  безопасности  от  4  июня  2014  года  №  А4-26-368  ПАО  «Газпром»  совместно  с 
ЗАО «СПбМТСБ»  (с  01.07.2016  АО  «СПбМТСБ»)  и  РДК (ЗАО)  обеспечило  принятие  мер, 
необходимых  для  начала  биржевых  торгов  природным  газом  на  Санкт-Петербургской 
Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая  торговля  газом  является  важным 
инструментом  в  области  формирования  рыночных  принципов  и  повышения  прозрачности 
ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных  индикаторов  для  системы 
ценообразования. 

Уровень  средних  цен  реализации  газа  продавцами  в  I  квартале  2018  года  сложился  выше 
регулируемой оптовой цены на балансовом пункте «КС Надым» - на 6,7%, а на балансовом пункте 
«Локосово» - на 8,5% ниже регулируемой оптовой цены.  

Кроме  того,  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  27.12.2017г.  № 1663 
ПАО «Газпром»  и  его  аффилированным  лицам  разрешено  с  1  января  2018  года  реализовывать 
добытый  ими  природный  газ  по  нерегулируемым  оптовым  ценам  организациям  для  производства 
газа  природного  в  сжиженном  состоянии  из  газа  природного  в  газообразном  состоянии  для 
последующего экспорта. 

315 

 

В  настоящее  время  проводится  совместная  работа  с  ФАС  России  по  внесению  изменений  в 
постановление  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросу  отмены  государственного 
регулирования цен на природный газ, на любом этапе поставки которого применяются технологии 
по  сжижению  газа.  В  настоящее  время  проект  постановления  Правительства  Российской 
Федерации  согласован  ФАС  России,  Минэнерго  России,  Минэкономразвития  России,  а  также 
ПАО «Газпром» и внесен в Правительство РФ для рассмотрения и утверждения. 
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся позиций в условиях стабилизации спроса на газ в Европе являются солидный портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также функционирующие и строящиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации  -  собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 
соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт, проявляя гибкость в отношениях с партнерами, при этом сохраняя основные положения 
контрактов, определяющие баланс интересов между поставщиком и покупателем.  

Отвечая  на  вызовы  меняющегося  энергетического  рынка,  ПАО  «Газпром»  в  середине  2015  года 
объявило  о  намерении  протестировать  новый  механизм  продаж  газа  в  Европе  в  форме  газового 
аукциона.  Эта  форма  продаж  призвана  стать  дополнительным  инструментом,  и  не  является 
альтернативой системе долгосрочных контрактов, обеспечивающих энергетическую безопасность 
Европы.  

Первый  аукцион  был  проведен  ООО  «Газпром  экспорт»  в  сентябре  2015  года  с  поставкой  газа  в 
течение  зимы  2015/2016  гг.  в  несколько  пунктов  сдачи  в  Северо-Западной  Европе  на  выбор 
покупателей.  Несмотря  на  сложную  конъюнктуру  европейского  газового  рынка  на  аукционе  было 
реализовано  1,2 млрд  куб.  м  газа  16-ти  компаниям,  среди  которых  как  традиционные  покупатели 
газа  в  рамках  действующих  контрактов,  так  и  новые  контрагенты  ООО  «Газпром  экспорт»,  по 
ценам,  превышающим  уровень  цен  на  газ  на  торговых  площадках.  После  чего,  в  2016  году  были 
проведены еще 2 газовых аукциона, на которых было реализовано порядка 2,4 млрд. куб м газа. 

С учетом результатов проведенных аукционов, созданный механизм аукционной торговли может и 
в  будущем  использоваться  ООО  «Газпром  экспорт»  для  осуществления  дополнительных 
балансировочных  продаж  в  зависимости  от  конъюнктуры  рынка  в  дополнение  к  портфелю 
долгосрочных контрактов. 

Помимо  использования  аукционной  торговли,  Общество  также  развивает  другое  направление 
реализации  газа  –  через  прямую  торговлю  на  европейских  торговых  площадках  (трейдинг). 
Соответствующее  подразделение,  ответственное  за  развитие  упомянутого  направления 
деятельности, было создано в ООО «Газпром экспорт».  

На  газовых  рынках  в  настоящее  время  действуют  два  основных  механизма  рыночного 
ценообразования:  базирующийся  на  конкуренции  «газ-газ»  (торговые  площадки)  и  на  конкуренции 
газ-субститут  (нефтяная  индексация).  Кроме  того,  в  последние  годы  получил  распространение  и 
такой  способ  ценообразования,  при  котором  сохраняется  нефтяная  формула,  но  ее  динамика 
определяется  коридором,  ограничивающим  отрыв  цен,  рассчитанных  по  нефтяной  формуле,  от 
котировок газовых хабов.  

По  оценке  Международного  Газового  Союза,  в  период  с  2005  по  2016  г.  наблюдался  постепенный 
рост доли индексации по ценам торговых площадок в мировом импорте трубопроводного газа: так, 
в  2016  г.  она  составила  57,5%,  что  на  34,0  п.п.  больше,  чем  в  2005  г.  В  то  же  время  в  мировом 

316 

 

импорте  СПГ  нефтяная  и  квазинефтяная  индексация  сохраняется  в  качестве  основного  способа 
ценообразования (с долей на уровне 68,0 – 75,0 %). 

В  импорте  газа  на  европейский  рынок,  в  котором  доминируют  трубопроводные  поставки,  доля 
индексации  по  котировкам  торговых  площадок  к  настоящему  времени  сравнялась  с  такими 
традиционными видами ценообразования, как нефтяная и квазинефтяная индексация.  

Развитие  европейских  торговых  площадок  за  счет  законодательного  и  регуляторного 
стимулирования внутренней конкуренции привело к тому, что цены на них начали формироваться 
под воздействием спекулятивного (бумажного) спроса и предложения на газ. Однако при этом, по 
нашему  мнению,  они  так  и  не  стали  отражением  общего  рыночного  равновесия  на  европейском 
газовом  рынке,  то  есть  не  взяли  на  себя  ту  функцию,  которая  им  зачастую  приписывается 
партнерами ПАО «Газпром».  

Это происходит по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, хронического 
превышения  предложения  «бумажного  газа»  над  спросом.  Данная  ситуация  возникла  из-за 
переконтрактованности  газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что 
совокупные  твердые обязательства поставщиков в рамках долгосрочных контрактов превышают 
реальные объемы потребления газа.  

На  уровень  законтрактованности  в  Европе  оказывают  влияние  факторы  среднесрочного 
характера.  До  2008  г.  предложение  газа  на  европейском  рынке  не  поспевало  за  быстрорастущим 
спросом.  Долгосрочные  контракты,  которые  заключались  до  начала  кризиса  2008  г.  были 
сориентированы  по  объемам  на  период  длительного  и  непрерывного  роста  потребности  в 
дополнительном  газе,  в  том  числе,  в  электроэнергетике.  Излишне  оптимистические  прогнозы 
затем  по  факту  корректировались,  но  объемы  долгосрочных  контрактных  обязательств, 
ориентированные на эти прогнозы, оставались в основном неизменными.  

К  настоящему  времени  ошибка  переоценки  уровня  спроса  на  газ  в  Европе,  носящая  системный 
характер,  исправляется.  Рост  спроса  на  газ  в  2016  и  2017  гг.,  опережавший  наращивание 
обязательств по его поставке привел к снижению переконтрактованности до уровней 2009-2011 гг. 
Наибольшее превышение динамики спроса над динамикой контрактных обязательств наблюдалось 
в таких странах, как Германия, Бельгия, Великобритания.  

В условиях существенного изменения принципов газового ценообразования, Компания считает, что 
нефтяная индексация все же сохраняет свою актуальность.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 
обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 
от скважины до конечного потребителя.  
 

 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

Неопределенность уровня спроса на природный газ на европейском рынке.  

В  2016  –  2017  гг.  продолжилась  тенденция  к  восстановлению  спроса  на  газ  в  странах  Европы, 
наметившаяся  в  2015  г.  и  обусловленная  активизацией  спроса  на  газ  в  секторе  производства 
электроэнергии и промышленности ряда европейских стран. Согласно актуализированным данным 
(МЭА),  потребление  газа  странами  Европы  по  итогам  2017  г.    выросло  на  4,9%  относительно 
уровня  прошлого  года  и  достигло  568,2  млрд  куб.  м.    Это  произошло  благодаря  восстановлению 
экономики, 

благоприятным 

погодным 

условиям, 

а 

также 

вследствие 

повышения 

конкурентоспособности газа по сравнению с углем в электроэнергетике. 

Увеличение 

потребления 

газа 

в 

Европе 

при 

продолжающейся 

стагнации 

объемов 

внутрирегиональной добычи способствовало росту потребности европейских стран в импорте газа 
в  2017 г.  В  2017  году  поставки  газа  ПАО  «Газпром»  по  контрактам  ООО «Газпром экспорт»  в 
страны  дальнего  зарубежья  составили  192,2  млрд  куб.  м  природного  газа,  что  на  7,8%  превысило 
показатель  2016  г.    В  2017  г.  дополнительным  фактором,  способствующим  росту  отборов 

317 

 

российского газа, становится низкий абсолютный уровень запасов газа в ПХГ, снизившийся к концу 
I квартала 2017 г. до минимальных за последние пять лет уровней, и необходимость их восполнить 
к новому отопительному периоду. 

Дальнейшие  перспективы  развития  спроса  на  газ  в  регионе  во  многом  будут  определяться 
ситуацией  в  европейской  экономике,  политикой  стран  ЕС  в  области  атомной  и  возобновляемой 
энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, стоимостью квот на выбросы парниковых 
газов (углеродных единиц). 

Изменение конъюнктуры на газовом рынке в результате техногенной катастрофы в Японии.  

После аварии на АЭС Фукусима в марте 2011 г. в Японии на 50 ядерных реакторах была прекращена 
выработка  электроэнергии,  что  увеличило  загрузку  существующих  газовых  электростанций 
страны, и привело к существенному росту импорта СПГ Японией в последующие годы. 

Невысокие темпы экономического роста в совокупности с принимаемыми Правительством страны 
мерами 

по 

сокращению 

энергопотребления, 

продолжающимся 

развитием 

солнечной 

электрогенерации и перезапуском  в августе 2015 г. 890 МВт электрогенерирующих мощностей на 
АЭС  Сэндай  (первом  предприятии,  прошедшем  процедуру  получения  разрешения  в  рамках  новых 
требований по обеспечению безопасности) – привели к снижению импорта СПГ Японией в 2015 г. 
на 3,9% относительно показателей 2014 г., впервые с момента аварии

1

. Указанная тенденция, хотя 

и  c  более  низкими  темпами  наблюдалась  в  2016  г.,  когда  объемы  поставок  СПГ  в  Японию 
сократились  на  1,6%  по  сравнению  с  2015  г.  В  2017  г.  импорт  СПГ  сохранился  на  уровне  2016  г., 
увеличившись всего на 1% (или 0,6 млн т). 

В  настоящее  время  в  Японии  функционируют  5  ядерных  реакторов  совокупной  мощностью 
4,5 ГВт: Сэндай-1, Сэндай-2, Такахама-3, Такахама-4 и запущенный в марте 2018 г. реактор Охи-3. 
Следующим к запуску планируется реактор Охи-4 мощностью 1,13 ГВт. 

Также  специалисты  завершили  проверку  реакторов  №6  и  №7,  каждый  мощностью 1,4ГВт, 
атомной электростанции «Касивадзаки-Карива» в японской префектуре Ниигата. Впрочем, вопрос 
запуска  реакторов  пока  остаётся  нерешенным,  поскольку  власти  региона  выступают  против 
возобновления  работы  станции.  В  соответствии  с  японским  законодательством,  решение 
местных властей в этом плане имеет приоритет над остальными. 

Вместе  с  тем,  в  2017  г.  решением  верховного  суда  Японии  впервые  было  отменено  решение 
регионального  суда:  реактор  Иката-3  компании  Shikoku  Electric  Power  Company  мощностью 
846 МВт, ранее введенный в эксплуатацию в соответствии с решением суда префектуры Хиросима, 
был  приостановлен  в  связи  с  недостаточным  уровнем  защищенности  от  потенциальных 
землетрясений. 

В  долгосрочной  перспективе  степень  влияния  перезапуска  АЭС  на  импорт  СПГ  будет  в 
значительной  мере  зависеть  от  конкурентоспособности  СПГ  по  отношению  к  другим  видам 
топлива, используемым в электрогенерации, и общих тенденций энергопотребления в Японии. 

По 

данным 

аналитиков, 

источники 

импорта 

СПГ 

Японией 

будут 

продолжать 

диверсифицироваться в свете новых поставок из Австралии и Северной Америки. Так, почти 20% 
объемов СПГ по договорам японских компаний до 2025 года будут поставлены из США. При этом 
часть указанных поставок планируется перенаправлять на рынки других стран. 

Консолидация.  

На  фоне  роста  предложения  газа  в  мире  в  среде  импортеров  усиливаются  интеграционные 
процессы  с  целью  отстаивания  более  выгодных  условий  контрактов  купли-продажи  газа. 
Примерами  подобных  процессов  являются  создание  газового  рынка  ЕС,  а  также  стремление 
компаний Японии, Южной Кореи и Индии к объединению для совместных закупок СПГ.  

Реагируя на усиление конкуренции на газовых рынках, поставщики также идут по пути укрупнения 
с  целью  получения  синергии  от  операций  за  счет  эффекта  масштаба,  а  также  для  усиления 
собственной  переговорной  позиции  по  контрактам  с  потребителями.  Для  удержания  рыночной 
доли  и  максимизации  прибыли  в  конце  2016  г.  Катар  принял  решение  о  создании  единого 
экспортного  канала  путем  слияния  компаний  «Катаргаз»  и  «Расгаз».  Создание  единой  компании, 

                                                           

1

 

данные об импорте СПГ в Японию приведены по данным таможенной статистики

публикуемым Министерством финансов 

Японии, а также по данным IHS Markit. 

318 

 

ответственной  за  экспорт  природного  газа  происходило  на  фоне  давления  на  Катар  со  стороны 
покупателей  (Индия,  Япония  и  др.),  которые  отстаивают  более  выгодные  для  себя  условия  в 
контрактах на поставки газа. 

Регулятивное  участие  государства  в  управлении  экспортным  газовым  портфелем  имеет  особую 
актуальность для стран, экспортирующих газ как по газопроводам, так и в виде СПГ. В частности, 
Алжир  и  Норвегия,  являющиеся  заметными  игроками  и  на  рынке  СПГ,  осуществляют  все 
экспортные  поставки  трубопроводного  и  сжиженного  газа  по  принципу  единого  экспортного 
канала,  через  уполномоченную  госкомпанию.  При  этом  управление  СПГ  поставками 
осуществляется  с  учетом  необходимости  максимизации  коммерческого  эффекта  от 
трубопроводных поставок. 

С учетом повышения конкуренции и укрупнения игроков на газовых рынках, как в среде экспортеров, 
так  и  импортеров  природного  газа,  ПАО «Газпром»  проводит  политику,  направленную  на 
исключение возможной конкуренции СПГ российских проектов с российским трубопроводным газом 
и сохранение принципа единого экспортного канала в целях максимизации коммерческого эффекта 
и бюджетных поступлений от экспорта природного газа из России.  

Развитие  техники  и  технологий.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли  заметно 
улучшили технико-экономические показатели разведки и разработки запасов углеводородов. Вырос 
удельный  вес  успешных  геологических  изысканий,  увеличилась  продолжительность  эксплуатации 
месторождений  и  степень  извлекаемости  разведанных  запасов  при  одновременном  сокращении 
издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто  благодаря  активному  и 
эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые  технологии  стали 
относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для  достижения  своих 
стратегических  и  финансовых  целей  стремится  применять  собственные  новые  разработки  в 
практической деятельности. 

Охрана  окружающей  среды  и  социальные  факторы.  Нефтяные  и  газовые  компании  во  всем  мире 
сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 
ПАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 
международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 
экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 
приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ПАО  «Газпром»  также  предопределяют 
особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 
принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 
активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 
благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 
благополучия людей. 

В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 
влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 
зачастую  условия,  присущие  отдельной  стране  или  региону,  оказывают  более  существенное 
влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 

К  основным  факторам,  которые  могут  в  наибольшей  степени  негативно  повлиять  на 
возможность  получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по 
сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести  риски, 
связанные  со  снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным 
регулированием  оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  ужесточением  регулирования 
энергетического  сектора  на  основных  экспортных  рынках,  конкуренцией  со  стороны  других 
поставщиков газа и поставщиков альтернативных видов энергоносителей (жидкое топливо, уголь). 
Также  влияние  на  результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  могут  оказать  финансовые  риски 
(изменение валютных курсов, процентных ставок). 

Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 
представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что  указанные  события/факторы  в  большинстве 
случаев находятся вне контроля Общества. 

Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 
ПАО «Газпром»  являются  повышение  конкурентоспособности  Общества  за  счет  внедрения  и 

319 

 

использования  технических  и  технологических  инноваций  дальнейшего  развертывания  программ 
импортозамещения,  а  также  в  результате  работы  по  оптимизации  затрат.  Благодаря 
централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных  маршрутов 
транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным  запасом 
прочности  и  способна  бесперебойно  поставлять  газ  даже  при  пиковых  сезонных  нагрузках. 
Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 
продуктовый  портфель  группы  компаний  ПАО «Газпром»  включает  трубопроводный  природный 
газ,  нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  газомоторное  топливо,  продукты 
переработки  нефти,  газа  и  газового  конденсата,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы, 
электро-  и  теплоэнергию.  Обществом  проводятся  меры  по  диверсификации  способов 
транспортировки  газа  –  строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ - 
проектов; осуществляется подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных 
рынках, в т.ч. Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ближнего Востока и Африки.
 

 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

Конкуренция на рынке России. 

В 

соответствии 

с 

действующим 

законодательством 

Российской 

Федерации 

сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 
монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 
предоставляет  ПАО «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 
Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 
ПАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 июля 1997  г.  №  858  «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 
системе  Открытого  акционерного  общества  «Газпром»  с  изменениями  и  дополнениями, 
внесенными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  мая  2001  г.  №  334 
«Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».   

В настоящее  время группа компаний ПАО  «Газпром» осуществляет более 68% всей  добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения  и 
реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на  газ,  реализуемый 
ПАО «Газпром»  потребителям  Российской  Федерации,  а  также  тарифы  на  услуги  по 
транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 
регулирующим  государственным  органом  -  Федеральной  антимонопольной  службой.  На  долю 
независимых  газодобывающих  организаций,  которым  предоставлено  право  реализовывать  газ  по 
нерегулируемым (рыночным) ценам, складывающимся на основе спроса и предложения, приходится 
порядка 25% объема добычи газа в России.  

Доля транспортировки  по  ЕСГ  газа  независимых  поставщиков  в  общем  объеме  транспортировки 
газа, %: 

2016 г. 

2017 г. 

3 месяца 2018 г. 

21,67% 

20,19% 

17,6% 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  деятельность,  в  основном,  на  регулируемом  сегменте  российского 
рынка природного газа.   

Основными  конкурентами  Общества  являются  такие  независимые  производители  газа,  как 
ПАО «НОВАТЭК», ПАО «НК «Роснефть», поставляющие в газотранспортную систему (ГТС) более 
90% объемов газа, суммарно сдаваемого в ГТС всеми независимыми производителями. 

Условия  реализации  газа  отечественным  потребителям  для  независимых  производителей 
приводят к постепенному вытеснению газа Общества из регионов и увеличению доли независимых 
производителей  на  российском  рынке.  Основная  часть  реализуемого  ими  газа  поставляется 
платежеспособным  промышленным  потребителям  в  субъектах  РФ,  наиболее  близким  к  местам 
добычи. Ряд областей снабжается только газом независимых производителей - это Свердловская, 
Челябинская, Костромская области.  Большую долю в общих поставках газа в регион независимые 
производители  занимают  в  Липецкой,  Новосибирской,  Тюменской  областях,  ХМАО  и  Пермском 
крае. При этом  в ряде регионов Центрального, Южного  и Северо-западного федеральных округов в 
связи  с  их  удаленностью  от  мест  добычи  поставки  газа  независимых  производителей  не 
осуществляются. 
 

320 

 

Конкуренция на рынке стран бывшего СССР. 

Исторически магистральная система транспорта газа стран бывшего СССР создавалась как часть 
единой  системы  газоснабжения  СССР,  поэтому  технологически  эти  страны  находятся  в 
зависимости  от  поставок  газа  по  магистральной  сети  газопроводов,  принадлежащих 
ПАО «Газпром». В свою очередь, ПАО «Газпром» также находится в зависимости от этих стран в 
области транзита природного газа в Европу и в Калининградскую область. В данных государствах, 
кроме  государств  Средней  Азии,  нет  крупных  месторождений,  способных  обеспечить  их 
внутренние  потребности  в  природном  газе.  После  распада  Советского  Союза  независимые 
государства оказались не в состоянии в полном объеме оплачивать поставки природного газа, что 
привело  к  возникновению  значительной  задолженности  перед  ПАО  «Газпром».  В  результате 
ПАО «Газпром» пришлось существенно сократить поставки газа в некоторые государства СНГ. 

Конкуренция на европейском рынке. 

ПАО «Газпром» на протяжении многих лет является самым крупным экспортером природного газа 
в  мире  и  в  Европе,  в  частности.  При  этом  в  Западной  Европе  и,  в  заметно  меньшей  степени,  в 
Центральной  Европе,  ПАО  «Газпром»  конкурирует  с  другими  крупными  поставщиками  газа, 
такими  как  «Статойл»  (Норвегия),  «СОНАТРАК»  (Алжир),  «ГазТерра»  (ранее  «Газюни») 
(Нидерланды), а также с «гибкими» объемами СПГ из Катара.  

На  европейском  рынке  после  вступления  в  силу  в  1998  г.  Директивы  Европейского  Союза  по  газу, 
целью  которой  является  либерализация  рынка,  начался  процесс  значительных  структурных 
изменений,  который  продолжается  и  в  настоящее  время.  В  результате  в  условиях  определенной 
переконтрактованности рынка и либерализации торговли газом в Европе, по мнению контрагентов 
ПАО  «Газпром»,  все  более  обостряется  конкуренция  между  основными  поставщиками  этого 
энергоносителя в регионе - Россией, Норвегией, Алжиром.  

Однако  эта  гипотеза  не  подтверждается  расчетами,  так  как  значения  индекса  концентрации 
европейского  рынка  (индекс  Херфиндаля-Хиршмана,  HHI)  отражают  высокую  степень 
концентрации  импортных  поставок  газа.  Однако  при  этом  в  I-IV  квартале  2017г.  концентрация 
снизилась на 1,4% к уровню 2016г. за счет сокращения долей в импорте - Алжира (-1,9п.п.) и Катара 
(-0,7п.п.), что не cмогло компенсировать рост доли ПАО «Газпром» (+0,1п.п.) и иных поставщиков. 
При  этом  индекс  концентрации  европейского  рынка  значительно  превышает  уровень  2010-2012гг. 
(среднее  значение  HHI  в  указанном  периоде–3297),  что  свидетельствует  о  снижении  степени 
диверсификации импортных поставок газа. 

С 2014 г. правительство Нидерландов реализует политику, направленную на консервацию ресурсов. 
В связи с участившимися случаями землетрясений в период 2014-2017 гг. были введены ограничения 
добычи  на  крупнейшем  месторождении  «Гронинген»  с  42,5  до  21,6  млрд  куб.  м.  В  январе  2018  г.  в 
Гронингене  произошло  сильнейшее  с  2012  года  землетрясение  магнитудой  3,4  балла.  В  связи  с 
произошедшим  Правительство  Нидерландов  приняло  решение  снизить  объем  добычи  на 
месторождении  до  12  млрд  куб.  м.  не  позднее  отопительного  сезона  2022-2023  гг.  и  полностью 
прекратить добычу в провинции Гронинген к концу следующего десятилетия. 

Поставки газа из Норвегии на протяжении 2015-2016 гг. оставались стабильными, составляя около 
124  млрд  куб.  м  в  год.  Однако  в  2017  г.  за  счет  увеличения  добычи  на  основном  норвежском 
месторождении  Troll  объемы  экспорта  выросли.  В  2017  г.  из  Норвегии  в  Европу  было  поставлено 
134,7 млрд  куб.  м  газа,  что  на  8,60%  выше  показателя  прошлого  года.  Однако  в  дальнейшем 
значительное увеличение экспорта не представляется возможным в виду исчерпания сырьевой базы 
остальных, более зрелых месторождений.  

Экспорт  газа  из  Алжира  (трубопроводный  и  в  виде  СПГ)  снижался  в  2010-2015  гг.  как  следствие 
сокращения  добычи.  Однако  падение  контрактных  цен  в  2016 г.  вследствие  снижения  нефтяных 
котировок,  а  также  после  пересмотра  контрактных  условий  с  итальянскими  покупателями  в 
IV квартале  2016  г.,  способствовало  росту  поставок  газа  из  Алжира  по  итогам  2016  г.  и 
I полугодия 2017 г. Тем не менее, объем поставок алжирского газа в Европу в 2017 г. сократился по 
причине перенаправления объемов СПГ с проектов по сжижению газа в Алжире на рынки Ближнего 
Востока. 

Поставки СПГ из Катара стабилизировались на уровне прошлого года – 24 млрд куб. м. Увеличение 
экспорта  катарского  газа  происходит  на  других,  более  премиальных  рынках  (регионы  АТР  и 
Ближний Восток). 

Добыча  природного  газа  в  Европе  имеет  тенденцию  к  снижению  вследствие  истощения  его 
разведанных запасов. В 2017 г. объем добычи газа в Европе показал незначительный рост, составив 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  33  34  35  36   ..