ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год - часть 32

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год - часть 32

 

 

287 

 

Реагируя на усиление конкуренции на газовых рынках, поставщики также идут по пути укрупнения 
с  целью  получения  синергии  от  операций  за  счет  эффекта  масштаба,  а  также  для  усиления 
собственной  переговорной  позиции  по  контрактам  с  потребителями.  Для  удержания  рыночной 
доли  и  максимизации  прибыли  в  конце  2016  г.  Катар  принял  решение  о  создании  единого 
экспортного канала путем слияния компаний Qatargas Operating Company Limited и RasGas Company 
Limited.  Создание  единой  компании,  ответственной  за  экспорт  природного  газа  происходило  на 
фоне  давления  на  Катар  со  стороны  покупателей  (Индия,  Япония  и  др.),  которые  отстаивают 
более выгодные для себя условия в контрактах на поставки газа. 

Регулятивное  участие  государства  в  управлении  экспортным  газовым  портфелем  имеет  особую 
актуальность для стран, экспортирующих газ как по газопроводам, так и в виде СПГ. В частности, 
Алжир  и  Норвегия,  являющиеся  заметными  игроками  и  на  рынке  СПГ,  осуществляют  все 
экспортные  поставки  трубопроводного  и  сжиженного  газа  по  принципу  единого  экспортного 
канала,  через  уполномоченную  госкомпанию.  При  этом  управление  СПГ  поставками 
осуществляется  с  учетом  необходимости  максимизации  коммерческого  эффекта  от 
трубопроводных поставок. 

С учетом повышения конкуренции и укрупнения игроков на газовых рынках, как в среде экспортеров, 
так  и  импортеров  природного  газа,  ПАО «Газпром»  проводит  политику,  направленную  на 
исключение возможной конкуренции СПГ российских проектов с российским трубопроводным газом 
и сохранение принципа единого экспортного канала в целях максимизации коммерческого эффекта 
и бюджетных поступлений от экспорта природного газа из России.  

Развитие  техники  и  технологий.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли  заметно 
улучшили технико-экономические показатели разведки и разработки запасов углеводородов. Вырос 
удельный  вес  успешных  геологических  изысканий,  увеличилась  продолжительность  эксплуатации 
месторождений  и  степень  извлекаемости  разведанных  запасов  при  одновременном  сокращении 
издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто  благодаря  активному  и 
эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые  технологии  стали 
относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для  достижения  своих 
стратегических  и  финансовых  целей  стремится  применять  собственные  новые  разработки  в 
практической деятельности. 

Охрана  окружающей  среды  и  социальные  факторы.  Нефтяные  и  газовые  компании  во  всем  мире 
сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 
ПАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 
международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 
экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 
приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ПАО  «Газпром»  также  предопределяют 
особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 
принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 
активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 
благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 
благополучия людей. 

В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 
влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 
зачастую  условия,  присущие  отдельной  стране  или  региону,  оказывают  более  существенное 
влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 

К  основным  факторам,  которые  могут  в  наибольшей  степени  негативно  повлиять  на 
возможность  получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по 
сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести  риски, 
связанные  со  снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным 
регулированием  оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  ужесточением  регулирования 
энергетического  сектора  на  основных  экспортных  рынках,  конкуренцией  со  стороны  других 
поставщиков газа и поставщиков альтернативных видов энергоносителей (жидкое топливо, уголь). 
Также  влияние  на  результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  могут  оказать  финансовые  риски 
(изменение валютных курсов, процентных ставок). 

288 

 

Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 
представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что  указанные  события/факторы  в  большинстве 
случаев находятся вне контроля Общества. 

Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 
ПАО «Газпром»  являются  повышение  конкурентоспособности  Общества  за  счет  внедрения  и 
использования  технических  и  технологических  инноваций  дальнейшего  развертывания  программ 
импортозамещения,  а  также  в  результате  работы  по  оптимизации  затрат.  Благодаря 
централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных  маршрутов 
транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным  запасом 
прочности  и  способна  бесперебойно  поставлять  газ  даже  при  пиковых  сезонных  нагрузках. 
Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 
продуктовый  портфель  группы  компаний  ПАО «Газпром»  включает  трубопроводный  природный 
газ,  нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  газомоторное  топливо,  продукты 
переработки  нефти,  газа  и  газового  конденсата,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы, 
электро-  и  теплоэнергию.  Обществом  проводятся  меры  по  диверсификации  способов 
транспортировки  газа  –  строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ - 
проектов; осуществляется подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных 
рынках, в т.ч. Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ближнего Востока и Африки.
 

 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

 
Конкуренция на рынке России. 

В 

соответствии 

с 

действующим 

законодательством 

Российской 

Федерации 

сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 
монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 
предоставляет  ПАО «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 
Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 
ПАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 июля 1997  г.  №  858  «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 
системе  Открытого  акционерного  общества  «Газпром»  с  изменениями  и  дополнениями, 
внесенными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  мая  2001  г.  №  334 
«Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».   

В настоящее  время группа  компаний ПАО  «Газпром» осуществляет более 68% всей  добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения  и 
реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на  газ,  реализуемый 
ПАО «Газпром»  потребителям  Российской  Федерации,  а  также  тарифы  на  услуги  по 
транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 
регулирующим  государственным  органом  -  Федеральной  антимонопольной  службой.  На  долю 
независимых  газодобывающих  организаций,  которым  предоставлено  право  реализовывать  газ  по 
нерегулируемым (рыночным) ценам, складывающимся на основе спроса и предложения, приходится 
порядка 25% объема добычи газа в России.  

Доля транспортировки  по  ЕСГ  газа  независимых  поставщиков  в  общем  объеме  транспортировки 
газа, %: 

2016 г. 

2017 г. 

6 месяцев 2018 г. 

21,67% 

20,19% 

20,2% 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  деятельность,  в  основном,  на  регулируемом  сегменте  российского 
рынка природного газа.   

Основными  конкурентами  Общества  являются  такие  независимые  производители  газа,  как 
ПАО «НОВАТЭК», ПАО «НК «Роснефть», поставляющие в газотранспортную систему (ГТС) более 
90% объемов газа, суммарно сдаваемого в ГТС всеми независимыми производителями. 

Условия  реализации  газа  отечественным  потребителям  для  независимых  производителей 
приводят к постепенному вытеснению газа Общества из регионов и увеличению доли независимых 
производителей  на  российском  рынке.  Основная  часть  реализуемого  ими  газа  поставляется 
платежеспособным  промышленным  потребителям  в  субъектах  РФ,  наиболее  близким  к  местам 
добычи. Ряд областей снабжается только газом независимых производителей  - это Свердловская, 

289 

 

Челябинская, Костромская области.  Большую долю в общих поставках газа в регион независимые 
производители  занимают  в  Липецкой,  Новосибирской,  Тюменской  областях,  ХМАО  и  Пермском 
крае. При этом  в ряде регионов Центрального, Южного и Северо-западного федеральных округов в 
связи  с  их  удаленностью  от  мест  добычи  поставки  газа  независимых  производителей  не 
осуществляются. 
 
Конкуренция на рынке стран бывшего СССР. 

Исторически магистральная система транспорта газа стран бывшего СССР создавалась как часть 
единой  системы  газоснабжения  СССР,  поэтому  технологически  эти  страны  находятся  в 
зависимости  от  поставок  газа  по  магистральной  сети  газопроводов,  принадлежащих 
ПАО «Газпром». В свою очередь, ПАО «Газпром» также находится в зависимости от этих стран в 
области транзита природного газа в Европу и в Калининградскую область. В данных государствах, 
кроме  государств  Средней  Азии,  нет  крупных  месторождений,  способных  обеспечить  их 
внутренние  потребности  в  природном  газе.  После  распада  Советского  Союза  независимые 
государства оказались не в состоянии в полном объеме оплачивать поставки природного газа, что 
привело  к  возникновению  значительной  задолженности  перед  ПАО  «Газпром».  В  результате 
ПАО «Газпром» пришлось существенно сократить поставки газа в некоторые государства СНГ. 

Конкуренция на европейском рынке. 

ПАО «Газпром» на протяжении многих лет является самым крупным экспортером природного газа 
в  мире  и  в  Европе,  в  частности.  При  этом  в  Западной  Европе  и,  в  заметно  меньшей  степени,  в 
Центральной  Европе,  ПАО  «Газпром»  конкурирует  с  другими  крупными  поставщиками  газа, 
такими как Equinor (ранее Statoil ASA, Норвегия), Sonatrach (Алжир), GasTerra B.V. (ранее «Газюни», 
Нидерланды), а также с «гибкими» объемами СПГ из Катара.  

На  европейском  рынке  после  вступления  в  силу  в  1998  г.  Директивы  Европейского  Союза  по  газу, 
целью  которой  является  либерализация  рынка,  начался  процесс  значительных  структурных 
изменений,  который  продолжается  и  в  настоящее  время.  В  результате  в  условиях  определенной 
переконтрактованности рынка и либерализации торговли газом в Европе, по мнению контрагентов 
ПАО  «Газпром»,  все  более  обостряется  конкуренция  между  основными  поставщиками  этого 
энергоносителя в регионе - Россией, Норвегией, Алжиром.  

Однако  эта  гипотеза  не  подтверждается  расчетами,  так  как  значения  индекса  концентрации 
европейского  рынка  (индекс  Херфиндаля-Хиршмана,  HHI)  отражают  высокую  степень 
концентрации  импортных  поставок  газа,  увеличившись  с  3175  в  I  квартале  2010  г.  до  4368  в  I 
квартале  2018  г.  (+37,6%).  По  сравнению  с  I  кварталом  2017  г.  в  I  квартале  2018  г.  концентрация 
увеличилась на 3,6%, в основном за счет роста доли ПАО «Газпром» (+1,2 п.п.), компенсировавшего 
снижение доли Алжира (-1,0 п.п.) и Катара (-0,4 п.п.). При этом индекс концентрации европейского 
рынка  значительно  превышает  уровень  2010-2012гг.  (среднее  значение  HHI  в  указанном  периоде–
3261), что свидетельствует о снижении степени диверсификации импортных поставок газа. 

С 2014 г. правительство Нидерландов реализует политику, направленную на консервацию ресурсов. 
В связи с участившимися случаями землетрясений в период 2014-2017 гг. были введены ограничения 
добычи  на  крупнейшем  месторождении  «Гронинген»  с  42,5  до  21,6  млрд  куб.  м.  В  январе  2018  г.  в 
Гронингене  произошло  сильнейшее  с  2012  года  землетрясение  магнитудой  3,4  балла.  В  связи  с 
произошедшим  Правительство  Нидерландов  приняло  решение  снизить  объем  добычи  на 
месторождении  до  12  млрд  куб.  м.  не  позднее  отопительного  сезона  2022-2023  гг.  и  полностью 
прекратить добычу в провинции Гронинген к концу следующего десятилетия. 

Поставки газа из Норвегии на протяжении 2015-2016 гг. оставались стабильными, составляя около 
124  млрд  куб.  м  в  год.  Однако  в  2017  г.  за  счет  увеличения  добычи  на  основном  норвежском 
месторождении  Troll  объемы  экспорта  выросли.  В  2017  г.  из  Норвегии  в  Европу  было  поставлено 
134,7 млрд  куб.  м  газа,  что  на  8,60%  выше  показателя  прошлого  года.  Однако  в  дальнейшем 
значительное увеличение экспорта не представляется возможным в виду исчерпания сырьевой базы 
остальных,  более  зрелых  месторождений.  В  I  квартале  2018  г.  поставки  газа  из  Норвегии  на 
европейский рынок составили 34,5 млрд куб. м (на 1,7% меньше показателя 2017 г.). 

Экспорт  газа  из  Алжира  (трубопроводный  и  в  виде  СПГ)  снижался  в  2010-2015  гг.  как  следствие 
сокращения  добычи.  Однако  падение  контрактных  цен  в  2016 г.  вследствие  снижения  нефтяных 
котировок,  а  также  после  пересмотра  контрактных  условий  с  итальянскими  покупателями  в 
IV квартале  2016  г.,  способствовало  росту  поставок  газа  из  Алжира  по  итогам  2016  г.  и 
I полугодия 2017 г. Тем не менее, объем поставок алжирского газа в Европу в 2017 г. сократился по 
причине перенаправления объемов СПГ с проектов по сжижению газа в Алжире на рынки Ближнего 

290 

 

Востока. В I квартале 2018 г. поставки газа из Алжира на европейский рынок остались на уровне 
I квартала 2017 г., составив 15,2 млрд куб. м. 

Поставки  СПГ  из  Катара  в  2017  г.  составили  24  млрд  куб.  м.  При  этом  отмечается  увеличение 
экспорта  катарского  газа  на  другие,  более  премиальные  рынки  Латинской  Америки  и  АТР. 
В I квартале 2018 г. поставки газа из Катара на европейский рынок снизились до 4,9 млрд куб. м (на 
3,9% меньше показателя I квартала 2017 г.). С начала 2018 г. в результате объединения  компаний 
Qatargas и RasGas новая компания сохранила название Qatargas. 

Добыча  природного  газа  в  Европе  имеет  тенденцию  к  снижению  вследствие  истощения  его 
разведанных запасов. В 2017 г. объем добычи газа в Европе показал незначительный рост, составив 
264,1  млрд  куб.  м  (+1,4%  к  уровню  прошлого  года).  Вместе  с  восстановлением  потребления  это 
привело  к  росту  импорта  на  фоне  некоторого  увеличения  отбора  газа  из  ПХГ.  Основным 
источником  дополнительных  импортных  объемов  в  2016  -  2017  гг.  был  российский  газ.  Поставки 
ПАО  «Газпром»  обеспечивают  около  трети  спроса  на  природный  газ  в  европейском  дальнем 
зарубежье.  В  I  квартале  2018  г.  собственная  добыча  газа  европейских  стран  сократилась  до 
69,3 млрд куб. м (на 4,3% меньше показателя 2017 г.). Добыча газа в Нидерландах в I квартале 2018 г. 
продемонстрировала  снижение,  составив  11,8  млрд  куб.  м  (на  14,5%  меньше  показателя  2017  г.). 
Добыча газа в Великобритании в I квартале 2018 г. также сократилась, до 11,6 млрд куб. м (на 4,1% 
меньше показателя 2017 г.). 

Основным  внешним  рынком  сбыта  российского  природного  газа  является  Западная  Европа,  на 
которую  приходится  более  80%  экспорта  данного  товара.  Удельный  вес  российского  газа  в 
потреблении данного региона составляет порядка 30%, тогда как доля в совокупной потребности в 
импорте – 65%. 

Традиционно важную роль в экспортной политике ПАО «Газпром» играет центрально-европейский 
газовый  рынок,  вследствие  его  географической  близости  к  России  и  доминирующего  положения 
российского  газа  на  нем.  На  этот  рынок  приходится  около  20%  экспорта  природного  газа 
Общества.  Удельный  вес  российского  газа  в  потреблении  этого  энергоносителя  составляет  более 
50%. ПАО «Газпром» обеспечивает почти 73% совокупной потребности в импорте природного газа 
странами Центральной Европы. 

Страна 

2013 г. 

2014 г. 

2015 г. 

2016 г. 

2017 г. 

1 кв. 

2017 г. 

1 кв. 

2018 г. 

Продажи газа в Европу

(1)

, млрд куб. м 

Россия (ПАО «Газпром»

 (2)

161,5 

146,6 

158,6 

178,3 

192,2 

50,5 

54,0 

Норвегия 

114,1 

115,1 

124,5 

124,1 

134,7 

35,1 

34,5 

Великобритания 

41,2 

41,2 

44,6 

44,9 

45,0 

12,1 

11,6 

Нидерланды 

77,7 

65,4 

48,9 

45,5 

39,5 

13,8 

11,8 

Алжир (Sonatrach) 

43,4 

39,0 

38,1 

51,2 

49,5 

15,2 

15,2 

Катар (Qatargas) 

24,6 

24,3 

29,1 

24,1 

24,1 

5,1 

4,9 

Доля на европейском рынке

(3)

, % 

Россия (ПАО «Газпром»

(2)

29,9 

30,2 

31,3 

32,9 

33,8 

27,0 

28,0 

Норвегия 

21,1 

23,7 

24,6 

22,9 

23,7 

18,6 

17,7 

Великобритания 

7,6 

8,5 

8,8 

8,3 

7,9 

6,4 

6,0 

Нидерланды 

14,4 

13,5 

9,6 

8,4 

6,9 

7,3 

6,1 

Алжир (Sonatrach) 

8,0 

8,0 

7,5 

9,5 

8,7 

8,1 

7,8 

Катар (Qatargas) 

4,6 

5,0 

5,7 

4,4 

4,2 

2,7 

2,5 

Источник: МЭА (Международное энергетическое агентство), Евростат, Cedigaz, ПАО «Газпром» 

(1)

 Все объемы природного газа приведены в соответствие с  российскими стандартами  учета (высшая теплотворная 

способность 8850 ккал за 1 куб. м при температуре 20 градусов С). 

(2)

 Поставки в страны Европы по контрактам ООО «Газпром экспорт» без учёта поставок GAZPROM Schweiz AG в 

Дальнее Зарубежье, составивших 1,03 млрд куб. м в 2016 г., 2,14 млрд куб. м в 2017 г. и 0,31 млрд куб. м в I квартале 
2018 г. 

(3)

  К  европейскому  рынку  относятся  страны  ЕС-28  за  исключением  стран  Прибалтики,  а  также  Албания,  Босния  и 

Герцеговина, Македония, Норвегия, Сербия, Турция и Швейцария.

 

В  приведенной  ниже  таблице  факторов  конкурентоспособности  ПАО  «Газпром»  на  европейском 
рынке  рейтинг  важности  фактора  определяется  в  долях,  в  зависимости  от  влияния  на 
конкурентоспособность.  Итоговое  значение  конкурентоспособности  определяется  как  сумма 
произведений  балла  участника  рынка  и  рейтинга  важности  фактора.  Вместе  с  тем отсутствие 
утвержденных  методик  определения  важности  факторов  конкурентоспособности  не  позволяет 

291 

 

однозначно утверждать, что перечисленные факторы были приняты во внимание в той степени, в 
которой они реально оказывают влияние на рынок. 

 
Анализ факторов конкурентоспособности ПАО «Газпром» 

Наименование фактора 

Рейтинг 

важности 

фактора 

ПАО 

«Газпром» 

Конкурент 1 

Конкурент 2 

Конкурент 3  Конкурент 4 

 

 

 

Equinor (ранее 

Statoil) 

Sonatrach 

GasTerra 

Qatargas 

Цена 

0,1 

Географическое 
положение 

0,2 

Наличие долгосрочных 
контрактов 

0,3 

Размер разведанных 
запасов газа 

0,3 

Качество товара 

0,1 

Итоговое значение 
конкурентоспособности 
предприятия 

 

4,4 

3,9 

4,0 

4,1 

4,1 

 

 

 

Раздел V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов 

управления эмитента, органов эмитента по контролю за его 

финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о 

сотрудниках (работниках) эмитента 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

Полное  описание  структуры  органов  управления эмитента  и их  компетенции в соответствии с  уставом 
(учредительными документами) эмитента: 

Высшим  органом  управления  Общества  является  Общее  собрание  акционеров.  Общество  обязано 
ежегодно  проводить  годовое  Общее  собрание  акционеров.  Годовое  Общее  собрание  акционеров 
проводится  не  ранее  чем через  два  месяца  и  не  позднее  чем  через  шесть  месяцев  после  окончания 
отчетного  года.  На  годовом  Общем  собрании  акционеров  должны  решаться  вопросы  об  избрании 
Совета директоров Общества, избрании Ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора 
Общества,  утверждении  годовых  отчетов,  годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности 
Общества,  а  также  распределение  прибыли,  в  том  числе  выплата  (объявление)  дивидендов,  и 
убытков Общества по результатам отчетного года. На годовом Общем собрании акционеров могут 
решаться  и  иные  вопросы,  отнесенные  к  компетенции  Общего  собрания  акционеров  Общества. 
Проводимые помимо годового Общие собрания акционеров являются внеочередными.  

Совет  директоров  Общества  осуществляет  общее  руководство  деятельностью  Общества,  за 
исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к 
компетенции  Общего  собрания  акционеров.  Члены  Совета  директоров  Общества  избираются 
Общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных 
обществах» и Уставом, на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. Если годовое 
Общее  собрание  акционеров  не  было  проведено  в  сроки,  установленные  пунктом  1  статьи  47 
Федерального  закона  «Об  акционерных  обществах»,  полномочия  Совета  директоров  Общества 
прекращаются,  за  исключением  полномочий  по  подготовке,  созыву  и  проведению  годового  Общего 
собрания акционеров. 

Лица,  избранные  в  состав  Совета  директоров  Общества,  могут  переизбираться  неограниченное 
число  раз.  По  решению  Общего  собрания  акционеров  полномочия  Совета  директоров  Общества 

292 

 

могут быть прекращены досрочно. Решение Общего собрания акционеров о досрочном прекращении 
полномочий  членов  Совета  директоров  может  быть  принято  только  в  отношении  всех  членов 
Совета  директоров  Общества.  Членом  Совета  директоров  Общества  может  быть  только 
физическое лицо. Член Совета директоров Общества может не быть акционером Общества. 

Члены  коллегиального  исполнительного  органа  Общества  не  могут  составлять  более  одной 
четвертой  состава  Совета  директоров  Общества. Лицо,  осуществляющее  функции  единоличного 
исполнительного  органа,  не  может  быть  одновременно  Председателем  Совета  директоров 
Общества. Количественный состав Совета директоров Общества определяется Общим собранием 
акционеров,  но  не  может  быть  менее  9  членов.  Выборы  членов  Совета  директоров  Общества 
осуществляются  кумулятивным  голосованием.  При  кумулятивном  голосовании  число  голосов, 
принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в 
Совет  директоров  Общества,  и  акционер  вправе  отдать  полученные  таким  образом  голоса 
полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. 

Избранными  в  состав  Совета  директоров  Общества  считаются  кандидаты,  набравшие 
наибольшее  число  голосов.  Годовым  Общим  собранием  акционеров  1996  года  определен  численный 
состав Совета директоров Общества - 11 человек (протокол собрания от 31.05.1996). Председатель 
Совета  директоров  Общества  избирается  членами  Совета  директоров  Общества  из  их  числа 
большинством  голосов  от  общего  числа  голосов  членов  Совета  директоров  Общества.  Совет 
директоров  Общества  избирает  заместителя  Председателя  Совета  директоров  из  числа  членов 
Совета  директоров  большинством  голосов  от  общего  числа  голосов  членов  Совета  директоров. 
Совет  директоров  Общества  вправе  в  любое  время  переизбрать  своего  Председателя  и/или  его 
заместителя  квалифицированным  большинством  голосов  -  не  менее  двух  третей  голосов  членов 
Совета директоров. 

Исполнительными  органами  Общества  являются:  Председатель  Правления  Общества 
(единоличный  исполнительный  орган)  и  Правление  Общества  (коллегиальный  исполнительный 
орган).  Исполнительные  органы  подотчетны  Совету  директоров  Общества  и  Общему  собранию 
акционеров.  Председатель  Правления  и  члены  Правления  Общества  избираются  Советом 
директоров Общества сроком на 5 лет. Совет директоров Общества вправе в любое время принять 
решение  о  досрочном  прекращении  полномочий  Председателя  Правления  Общества,  членов 
Правления Общества и об образовании новых исполнительных органов. 

Права  и  обязанности  Председателя  Правления  Общества,  членов  Правления  Общества  по 
осуществлению  руководства  текущей  деятельностью  Общества  определяются  Федеральным 
законом  «Об  акционерных  обществах»,  иными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и 
договором, заключаемым каждым из них с Обществом. Договор от имени Общества подписывается 
Председателем  Совета  директоров  Общества  или  лицом,  уполномоченным  Советом  директоров 
Общества.  На  отношения  между  Обществом  и  Председателем  Правления  Общества  и  членами 
Правления 

Общества 

действие 

законодательства 

Российской 

Федерации 

о 

труде 

распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона «Об акционерных 
обществах».  Совмещение лицом, осуществляющим функции Председателя Правления Общества, и 
членами  Правления  Общества  должностей  в  органах  управления  других  организаций  допускается 
только с согласия Совета директоров Общества. 

К  компетенции  исполнительных  органов  Общества  относятся  все  вопросы  руководства текущей 
деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания 
акционеров  или  Совета  директоров  Общества.  Исполнительные  органы  Общества  организуют 
выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества. 
 
Компетенция  общего  собрания  акционеров  эмитента  в  соответствии  с  его  уставом  (учредительными 
документами): 

1. К компетенции Общего собрания акционеров Общества относятся: 

1) внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение Устава Общества в новой 
редакции; 

2) реорганизация Общества; 

3) ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и 
окончательного ликвидационных балансов; 

4)  определение  количественного  состава  Совета  директоров  Общества,  избрание  его  членов  и 
досрочное прекращение их полномочий; 

293 

 

5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, 
предоставляемых этими акциями; 

6) увеличение уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций, а 
также  путем  размещения  дополнительных  акций  по  закрытой  подписке  и  в  иных  случаях,  когда 
принятие  такого  решения  Федеральным  законом  «Об  акционерных  обществах»  отнесено  к 
компетенции Общего собрания; 

7) уменьшение уставного капитала Общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, 
путем приобретения Обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также 
путем погашения приобретенных или выкупленных Обществом акций; 

8) избрание членов Ревизионной комиссии Общества и досрочное прекращение их полномочий; 

9)  утверждение аудитора Общества; 

9.1) выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев 
отчетного года; 

10)  утверждение  годовых  отчетов,  годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  Общества; 
10.1)  распределение  прибыли  (в  том  числе  выплата  (объявление)  дивидендов,  за  исключением 
выплаты  (объявления)  дивидендов  по  результатам  первого  квартала,  полугодия,  девяти  месяцев 
отчетного года) и убытков Общества по результатам отчетного года; 

11) определение порядка ведения Общего собрания акционеров; 

12) дробление и консолидация акций; 

13)  принятие  решений  о  согласии  на  совершение  или  о  последующем  одобрении  сделок  в  случаях, 
предусмотренных статьей 83 Федерального закона «Об акционерных обществах»; 

14)  принятие  решений  о  согласии  на  совершение  или  о  последующем  одобрении  крупных  сделок  в 
случаях, предусмотренных статьей 79 Федерального закона «Об акционерных обществах»; 

15)  приобретение  Обществом  размещенных  акций  в  случаях,  предусмотренных  Федеральным 
законом «Об акционерных обществах»; 

16)  принятие  решения  об  участии  в  финансово-промышленных  группах,  ассоциациях  и  иных 
объединениях коммерческих организаций; 

17) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов Общества; 

17.1)  принятие  решения  об  обращении  с  заявлением  о  делистинге  акций  Общества  и  (или) 
эмиссионных ценных бумаг Общества, конвертируемых в его акции; 

18) решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах.» 

2.  Вопросы,  отнесенные  к  компетенции  Общего  собрания  акционеров,  не  могут  быть 

переданы  на  решение  исполнительному  органу  Общества.  Вопросы,  отнесенные  к  компетенции 
Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение Совету директоров Общества, за 
исключением вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах». 

3. Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, 

не отнесенным к его компетенции Федеральным законом «Об акционерных обществах». 
 
Компетенция Совета директоров эмитента в соответствии с его уставом (учредительными документами): 

1.  В  компетенцию  Совета  директоров  Общества  входит  решение  вопросов  общего 

руководства  деятельностью  Общества,  за  исключением  вопросов,  отнесенных  Федеральным 
законом «Об акционерных обществах» к компетенции Общего собрания акционеров. 

К компетенции Совета директоров Общества относятся следующие вопросы: 
1) определение приоритетных направлений деятельности Общества, утверждение перспективных 
планов  и  основных  программ  деятельности  Общества,  в  том  числе  годового  бюджета  и 
инвестиционных программ Общества; 

2)  созыв  годового  и  внеочередного  Общих  собраний  акционеров,  за  исключением  случаев, 
предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Федерального закона «Об акционерных обществах»; 

3) утверждение повестки дня Общего собрания акционеров; 

4)  определение  даты  составления  списка  лиц,  имеющих  право  на  участие  в  Общем  собрании 
акционеров,  предварительное  утверждение  годового  отчета  Общества  и  другие  вопросы, 
отнесенные  к компетенции Совета директоров Общества в соответствии с  положениями главы 

294 

 

VII  и  иными  положениями  Федерального  закона  «Об  акционерных  обществах»  и  связанные  с 
подготовкой и проведением Общего собрания акционеров; 

5)  принятие  решения  об  увеличении  уставного  капитала  Общества  путем  размещения 
дополнительных  акций  в  пределах  количества  и  категорий  (типов)  объявленных  акций,  за 
исключением  случаев,  когда  принятие  такого  решения  Федеральным  законом  «Об  акционерных 
обществах» отнесено к компетенции Общего собрания акционеров; 

6)  размещение  Обществом  дополнительных  акций,  в  которые  конвертируются  размещенные 
Обществом привилегированные акции определенного типа, конвертируемые в обыкновенные акции 
или  привилегированные  акции  иных  типов,  если  такое  размещение  не  связано  с  увеличением 
уставного капитала Общества, а также размещение Обществом облигаций или иных эмиссионных 
ценных бумаг, за исключением акций; 

7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения или порядка ее определения и 
цены  выкупа  эмиссионных  ценных  бумаг  в  случаях,  предусмотренных  Федеральным  законом 
«Об акционерных обществах»; 

8)  приобретение  размещенных  Обществом  акций,  облигаций  и  иных  ценных  бумаг  в  случаях, 
предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах»; 

9)  образование  исполнительных  органов  Общества  и  досрочное  прекращение  их  полномочий, 
установление  размера  вознаграждений  и  компенсаций  Председателю  Правления  Общества  и 
членам  Правления  Общества,  согласование  вопроса  о  совмещении  ими  должностей  в  органах 
управления других организаций; 

10) согласование по представлению Председателя Правления Общества назначения на должность и 
освобождения от должности заместителей Председателя Правления Общества; 

11)  рекомендации  по  размеру  выплачиваемых  членам  Ревизионной  комиссии  Общества 
вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора Общества; 

12) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; 
13) использование резервного фонда и иных фондов Общества; 

14)  утверждение  внутренних  документов  Общества,  за  исключением  внутренних  документов, 
утверждение  которых  отнесено  Федеральным  законом  «Об  акционерных  обществах»  к 
компетенции  Общего  собрания  акционеров,  а  также  иных  внутренних  документов  Общества, 
утверждение  которых  отнесено  настоящим  Уставом  к  компетенции  исполнительных  органов 
Общества; 

15) создание филиалов и открытие представительств Общества и их ликвидация; 

16) согласие на совершение или последующее одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных 
Федеральным законом «Об акционерных обществах»; 

17) 

согласие 

на 

совершение 

или 

последующее 

одобрение 

сделок, 

предусмотренных 

главой XI Федерального закона «Об акционерных обществах»; 

18) установление порядка совершения сделок; 

19)  установление  порядка  взаимодействия  с  хозяйственными  обществами  и  организациями, 
акциями  и  долями  которых  владеет  Общество,  и  принятие  решений  по  вопросам,  отнесенным  в 
соответствии с ним к компетенции Совета директоров Общества; 

20)  утверждение  регистратора  Общества  и  условий  договора  с  ним,  а  также  расторжение 
договора с ним; 

21) образование комитетов и комиссий Совета директоров Общества, утверждение их составов и 
положений о них; 

22)  принятие  решений  об  участии  и  о  прекращении  участия  Общества  в  других  организациях  (за 
исключением  организаций,  указанных  в  подпункте  18  пункта  1  статьи  48  Федерального  закона 
«Об акционерных обществах»); 

22.1)  обращение  с  заявлением  о  листинге  акций  Общества  и  (или)  эмиссионных  ценных  бумаг 
Общества, конвертируемых в акции Общества; 

23) иные вопросы деятельности Общества. 

2. Вопросы, отнесенные к компетенции Совета директоров Общества, не могут  

быть переданы на решение исполнительному органу Общества. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..