233
безопасности предприятий. В результате углубления переработки углеводородных ресурсов
намечаются рост производства моторного топлива, сжиженных газов и полимеров.
ПАО «Газпром» продолжает вести активную работу с федеральными органами исполнительной
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.
ПАО «Газпром» является практически единственным поставщиком газа в регулируемом секторе
рынка и собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ). Государственному регулированию
подлежат только цены на природный газ, добываемый компаниями Группы Газпром и
поставляемый российским потребителям. Цены на нефть, уголь и газ, продаваемый независимыми
производителями, формируются на договорной основе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г.
№ 323 «О реализации природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты
Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и
доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром» (с учетом
изменений, внесенных постановлением Правительства Российской федерации от 19 июня 2014 г.
№ 566), в целях развития рыночных принципов ценообразования, Обществу и его аффилированным
лицам разрешено реализовывать по нерегулируемым государством ценам на организованных торгах
начиная с 2013 года до 17,5 млрд куб. м. газа.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 раздела II Протокола заседания Комиссии при
Президенте Российской Федерации по вопросам топливно-энергетического комплекса и
экологической безопасности от 4 июня 2014 года № А4-26-368 ПАО «Газпром» совместно с
ЗАО «СПбМТСБ» (с 01.07.2016 АО «СПбМТСБ») и РДК (ЗАО) обеспечило принятие мер,
необходимых для начала биржевых торгов природным газом на Санкт-Петербургской
Международной Товарно-сырьевой Бирже. Биржевая торговля газом является важным
инструментом в области формирования рыночных принципов и повышения прозрачности
ценообразования на рынке газа, возможностью получения рыночных индикаторов для системы
ценообразования.
За I полугодие 2017 года в ходе торгов природным газом в Секции «Газ природный» АО «СПбМТСБ»
по всем инструментам реализовано 10 791,07 млн куб. м газа, в том числе 9 310,17 млн куб. м газа
ПАО «Газпром», из них:
- на балансовом пункте КС «Надым» - 6 325,89 млн куб. м;
- на балансовом пункте КС «Вынгапуровская» - 2 659,52 млн куб. м;
- на балансовом пункте КС «Южно-Балыкская» - 324,76 млн куб. м.
Уровень средних цен реализации газа продавцами по II кварталу 2017 года сложился выше
регулируемой оптовой цены на балансовом пункте «КС Надым» - на 0,5% и на балансовом пункте
«КС Вынгапуровская» - на 0,3% ниже регулируемой оптовой цены.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
28 мая 2007 г. № 333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ»,
ПАО «Газпром» разрешена продажа газа по ценам, устанавливаемым по соглашению сторон в
регулируемом диапазоне предельных максимального и минимального уровней для следующих групп
конечных потребителей (кроме населения):
- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;
- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г.
За 2016 год реализовано указанным выше группам потребителей 25,906 млрд куб. м газа. При этом
превышение цен, установленных по соглашению сторон, над соответствующими регулируемыми
оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 4%.
В рамках совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере в 2010 г.
Правительством Российской Федерации принято постановление № 1205 «О совершенствовании
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен
на газ для промышленных потребителей осуществляется на основе формулы цены на газ,
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа
на внешний и внутренний рынки и учитывающей соотношение цен на альтернативные виды
топлива, с учетом понижающих коэффициентов, определяемых исходя из устанавливаемых
Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих
дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации. Сроки практического
перехода к ценам, обеспечивающим равную доходность поставок газа на внутренний рынок и на
экспорт, будут зависеть от динамики сближения доходности поставок газа на внутренний и