ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год - часть 31

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год - часть 31

 

 

273 

ПОЛЯНА

 

Республики  Абхазия  № 00149  от  10  декабря  2012  года.  Срок 
действия регистрации товарного знака продлен до 05 октября 2022 
года. 
Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
службы  интеллектуальной  собственности  Украины  №  182795  от 
11 марта 2014 года. 
Свидетельство  на  товарный  знак  Национального  центра 
интеллектуальной 

собственности 

Республики 

Беларусь                       

№ 51793. 

 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного 
Ведомства  Китайской  Народной  Демократической  Республики 
№№ 15826607, 15826606, 15826605, 15826604, 15826603, 15826602, 
15826601, 15826600, 15826599, 15826598. 

 

 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного 
Ведомства  Китайской  Народной  Демократической  Республики 
№№ 15826645, 15826644, 15826643, 15826642, 15826641, 15826640, 
15826639, 15826638, 15826637, 15826636. 

 

 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного 
Ведомства  Китайской  Народной  Демократической  Республики 
№№ 15826635, 15826634, 15826633, 15826632, 15826631, 15826630, 
15826629, 15826628, 15826627, 15826626. 

 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного 
Ведомства  Китайской  Народной  Демократической  Республики 
№№ 15826625, 15826624, 15826623, 15826622, 15826621, 15826620, 
15826619, 15826618, 15826617, 15826616. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Агентства 
интеллектуальной  собственности  Республики  Армения  №  3083. 
Срок действия регистрации товарного знака продлен до 11 февраля 
2028 года. 

 

 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности 
эмитента 

Российский рынок. 

Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 
обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 
добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

 

2012 

2013 

2014  

2015 

2016 

 

2017 

ожид.* 

Добыча газа в России (млрд куб.м) 

654,4 

668,2 

642,1 

635,5 

636,4 

656,8 

Добыча газа Группой Газпром (млрд куб.м) 

487,0 

487,4 

443,9 

418,5 

419,1 

 

453,6 

Добыча газа Группой Газпром в % от 
добычи газа в России 

74,5% 

72,9% 

69,1% 

65,8% 

65,9% 

69,06% 

* I квартал – предварительный отчет, II, III и IV кварталы – план.  

К  2025  г.  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 
конъюнктуры  внешнего  рынка  объем  добычи  газа  ПАО  «Газпром»  может  составить  порядка  

274 

495-530 млрд куб. м. Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу 
остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.  

Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  являются 
полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 
Дальний  Восток,  где  добыча  газа  будет  развиваться  на  базе  освоения  месторождений  на 
о. Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.  

Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 
производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 
реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 
извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 
безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 
намечаются рост производства моторного топлива, сжиженных газов и полимеров.  

ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.  

ПАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 
рынка  и  собственником  Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию 
подлежат  только  цены  на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  Газпром  и 
поставляемый российским потребителям. Цены на нефть, уголь и газ, продаваемый независимыми 
производителями, формируются на договорной основе. 

В  соответствии  с  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  16  апреля  2012  г. 
№ 323  «О  реализации  природного  газа  на  организованных  торгах  и  внесении  изменений  в  акты 
Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам  государственного  регулирования  цен  на  газ  и 
доступа  к  газотранспортной  системе  открытого  акционерного  общества «Газпром»  (с  учетом 
изменений,  внесенных  постановлением  Правительства  Российской  федерации  от  19  июня  2014  г. 
№ 566), в целях развития рыночных принципов ценообразования, Обществу и его аффилированным 
лицам разрешено реализовывать по нерегулируемым государством ценам на организованных торгах 
начиная с 2013 года до 17,5 млрд куб. м. газа.  

В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта  2  раздела  II  Протокола  заседания  Комиссии  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 
экологической  безопасности  от  4  июня  2014  года  №  А4-26-368  ПАО  «Газпром»  совместно  с 
ЗАО «СПбМТСБ»  (с  01.07.2016  АО  «СПбМТСБ»)  и  РДК (ЗАО)  обеспечило  принятие  мер, 
необходимых  для  начала  биржевых  торгов  природным  газом  на  Санкт-Петербургской 
Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая  торговля  газом  является  важным 
инструментом  в  области  формирования  рыночных  принципов  и  повышения  прозрачности 
ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных  индикаторов  для  системы 
ценообразования. 

За 9 месяцев 2017 года в ходе торгов природным газом в Секции «Газ природный» АО «СПбМТСБ» по 
всем  инструментам  реализовано  15  791,75 млн куб. м  газа,  в  том  числе  13  558,25  млн  куб. м  газа 
ПАО «Газпром», из них: 

- на балансовом пункте КС «Надым» - 9 250,65 млн куб. м; 

- на балансовом пункте КС «Вынгапуровская» -  3 918,03 млн куб. м; 
- на балансовом пункте КС «Южно-Балыкская» - 389,57 млн куб. м. 

Уровень  средних  цен  реализации  газа  продавцами  в  3  квартале  2017  года  сложился  выше 
регулируемой оптовой цены на балансовом пункте «КС Надым» - на 5,1% и на балансовом пункте 
«КС Вынгапуровская» - на 0,8%.  

Кроме  того,  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
28 мая 2007г.  №  333  
«О  совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ», 
ПАО «Газпром»  разрешена  продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в 
регулируемом  диапазоне  предельных  максимального  и  минимального  уровней  для  следующих  групп 
конечных потребителей (кроме населения): 

- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;  

- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г.  

За 2016 год реализовано указанным выше группам потребителей 25,906 млрд куб. м газа. При этом 
превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими  регулируемыми 
оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 4%. 

275 

В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в  2010  г. 
Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 
на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 
на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт,  будут  зависеть  от  динамики  сближения  доходности  поставок  газа  на  внутренний  и 
внешний  рынки,  и  определяться  исходя  из  множества  факторов,  в  том  числе  социально-
экономического  характера,  от  развития  ценовой  конъюнктуры  на  внешних  рынках  газа,  и 
определяемых Правительством Российской Федерации параметров изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 

В  2016  году  ФАС  России,  Правительство  Тюменской  области  и  Правительство  Ханты-
Мансийского автономного округа подписали меморандумы о сотрудничестве, предусматривающие 
реализацию  пилотных  проектов  по  созданию  специальной  ценовой  зоны  в  целях  подготовки  к 
переходу от регулирования оптовых цен на газ (кроме населения) к государственному регулированию 
тарифов на транспортировку газа.  
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся позиций в условиях стабилизации спроса на газ в Европе являются солидный портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также функционирующие и строящиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации  -  собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 
соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт, проявляя гибкость в отношениях с партнерами, при этом сохраняя основные положения 
контрактов, определяющие баланс интересов между поставщиком и покупателем.  

Отвечая  на  вызовы  меняющегося  энергетического  рынка,  ПАО  «Газпром»  в  середине  2015  года 
объявило  о  намерении  протестировать  новый  механизм  продаж  газа  в  Европе  в  форме  газового 
аукциона.  Эта  форма  продаж  призвана  стать  дополнительным  инструментом,  и  не  является 
альтернативой системе долгосрочных контрактов, обеспечивающих энергетическую безопасность 
Европы.  

Первый  аукцион  был  проведен  ООО  «Газпром  экспорт»  в  сентябре  2015  года  с  поставкой  газа  в 
течение  зимы  2015/2016  гг.  в  несколько  пунктов  сдачи  в  Северо-Западной  Европе  на  выбор 
покупателей.  Несмотря  на  сложную  конъюнктуру  европейского  газового  рынка  на  аукционе  было 
реализовано  1,2 млрд  куб.  м  газа  16-ти  компаниям,  среди  которых  как  традиционные  покупатели 
газа  в  рамках  действующих  контрактов,  так  и  новые  контрагенты  ООО  «Газпром  экспорт»,  по 
ценам, превышающим уровень цен на газ на торговых площадках.  

Следующим  шагом  стало  проведение  ООО  «Газпром  экспорт»  в  марте  2016  года  аукциона  для 
Прибалтийских государств (Литва/Латвия) с поставкой газа в течение II – IV кварталов 2016 г. В 
результате  на  аукционе  было  реализовано  более  420  млн  куб.  м  газа  в  основном  традиционным 
партнерам ПАО «Газпром» в данном регионе. 

276 

В  период  с  31  августа  по  2  сентября  2016  года  ООО  «Газпром  экспорт»  был  проведен  третий 
аукцион  по  продаже  российского  природного  газа  с  поставкой  в  течение  зимнего  периода 
2016/2017гг.  Как и на первом аукционе, который прошел в сентябре 2015 года, газ был предложен в 
пунктах  сдачи  Грайфсвальд,  Газпул  и  Ольбернау.  В  дополнение  к  вышеуказанным  направлениям 
покупатели  также  получили  возможность  отбирать  газ  в  рамках  аукциона  в  Баумгартене  и 
Арнольдштайне.  По  результатам  аукциона  были  заключены  контракты  с  11  контрагентами 
общим объемом около 2 млрд куб. м газа. 

С учетом результатов проведенных аукционов, созданный механизм аукционной торговли может и 
в  будущем  использоваться  ООО  «Газпром  экспорт»  для  осуществления  дополнительных 
балансировочных  продаж  в  зависимости  от  конъюнктуры  рынка  в  дополнение  к  портфелю 
долгосрочных контрактов. 

На  газовых  рынках  в  настоящее  время  действуют  два  основных  механизма  рыночного 
ценообразования:  базирующийся  на  конкуренции  «газ-газ»  (торговые  площадки)  и  на  конкуренции 
газ-субститут  (нефтяная  индексация).  Кроме  того,  в  последние  годы  получил  распространение  и 
такой  способ  ценообразования,  при  котором  сохраняется  нефтяная  формула,  но  ее  динамика 
ограничивается коридором, ограничивающим отрыв цен, рассчитанных по нефтяной формуле, от 
котировок  газовых  хабов.  Принимая  во  внимание  зависимость  цен  хабов  от  контрактных  цен, 
можно говорить о наличии «квазинефтяной индексации». 

В  импорте  газа  на  европейский  рынок,  в  котором  доминируют  трубопроводные  поставки,  доля 
индексации  по  котировкам  торговых  площадок  к  настоящему  времени  сравнялась  с  такими 
традиционными видами ценообразования, как нефтяная и квазинефтяная индексация.  

Развитие  европейских  торговых  площадок  за  счет  законодательного  и  регуляторного 
стимулирования внутренней конкуренции привело к тому, что цены на них начали формироваться 
под воздействием спекулятивного (бумажного) спроса и предложения на газ. Однако при этом, по 
нашему  мнению,  они  так  и  не  стали  отражением  общего  рыночного  равновесия  на  европейском 
газовом  рынке,  то  есть  не  взяли  на  себя  ту  функцию,  которая  им  зачастую  приписывается 
партнерами  ПАО  «Газпром».  Многократные  проводимые  исследования  показывают,  что 
соотношение  объемов  спроса  и  предложение  не  оказывает  определяющего  влияния  на  цены 
торговых площадок.  

Это происходит по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, хронического 
превышения  предложения  «бумажного  газа»  над  спросом.  Данная  ситуация  возникла  из-за 
переконтрактованности  газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что 
совокупные  твердые обязательства поставщиков в рамках долгосрочных контрактов превышают 
реальные объемы потребления газа.  

На уровень законтрактованности в Европе оказали влияние факторы среднесрочного характера. До 
2008  г.  предложение  газа  на  европейском  рынке  не  поспевало  за  быстрорастущим  спросом. 
Долгосрочные контракты, которые заключались до начала кризиса 2008 г. были сориентированы по 
объемам на период длительного и непрерывного роста потребности в дополнительном газе, прежде 
всего  в  электроэнергетике.  Излишне  оптимистические  прогнозы  затем  по  факту 
корректировались, но объемы долгосрочных контрактных обязательств, ориентированные на эти 
прогнозы, оставались в основном неизменными.  

К  настоящему  времени  ошибка  переоценки  уровня  спроса  на  газ  в  Европе,  носящая  системный 
характер, исправляется. Рост спроса  на газ в 2016 году, опережавший наращивание обязательств 
по его поставке привел к снижению переконтрактованности до уровней 2009-2011 гг. Наибольшее 
превышение  динамики  спроса  над  динамикой  контрактных  обязательств  наблюдалось  в  таких 
странах, как Великобритания, Германия, Бельгия. В 2017 году потребление газа продолжает расти, 
во многом по причине роста цен на один из конкурирующих энергоносителей – уголь. 

В условиях существенного изменения принципов газового ценообразования, Компания считает, что 
нефтяная индексация сохраняет свою актуальность.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 
обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 
от  скважины  до  конечного  потребителя.  Использование  нефтепродуктовой  индексации 
апробировано  более  чем  40-летней  историей  развития  мирового  газового  рынка.  В  современных 
условиях нефтепродукты в газовой формуле играют роль универсального дефлятора. Их наличие не 
позволяет цене газа сильно оторваться от цен других сырьевых товаров.  

 

277 

 

 

 

 

 

 

 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

Неопределенность уровня спроса на природный газ на европейском рынке.  

В 2016 г. и I полугодии 2017 г. продолжилась тенденция к восстановлению спроса на газ в странах 
Европы,  наметившаяся  в  2015  г.  и  обусловленная  активизацией  спроса  на  газ  в  секторе 
производства  электроэнергии  и  промышленности  ряда  европейских  стран.  Согласно 
актуализированным данным (МЭА), потребление газа странами Европы по итогам 2016 г.  выросло 
на  6,9%  относительно  уровня  прошлого  года  и  достигло  541,7  млрд  куб.  м.  По  предварительным 
оценкам, в I полугодии 2017 г. потребление газа выросло до 296,3 млрд куб. м, или на 5,4% к уровню 
аналогичного периода прошлого года. 

Увеличение 

потребления 

газа 

в 

Европе 

при 

продолжающейся 

стагнации 

объемов 

внутрирегиональной добычи способствовало росту потребности европейских стран в импорте газа 
в  2016 г.  и  I  полугодии  2017  г.  В  2016  году  поставки  газа  ПАО  «Газпром»  по  контрактам 
ООО «Газпром экспорт» в страны дальнего зарубежья составил 178,3 млрд куб. м природного газа, 
что на 12,4% превысило аналогичный показатель 2015 г. В I полугодии 2017 г. объем поставок газа 
ПАО «Газпром» по контрактам ООО «Газпром экспорт» вырос до 94,5 млрд куб. м, или на 11,3% к 
уровню аналогичного периода 2016 г. В 2017 г. дополнительным фактором, способствующим росту 
отборов российского газа, становится низкий абсолютный уровень запасов газа в ПХГ, снизившийся 
к  концу  I  квартала  2017  г.  до  минимальных  за  последние  пять  лет  уровней,  и  необходимость  их 
восполнить к новому отопительному периоду. 

Дальнейшие  перспективы  развития  спроса  на  газ  в  регионе  во  многом  будут  определяться 
ситуацией  в  европейской  экономике,  политикой  стран  ЕС  в  области  атомной  и  возобновляемой 
энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, стоимостью квот на выбросы парниковых 
газов (углеродных единиц). 

Изменение конъюнктуры на газовом рынке в результате техногенной катастрофы в Японии.  

После аварии на АЭС Фукусима в марте 2011 г. в Японии на 50 ядерных реакторах была прекращена 
выработка  электроэнергии,  что  увеличило  загрузку  существующих  газовых  электростанций 
страны, и привело к существенному росту импорта СПГ Японией в последующие годы. 

Невысокие темпы экономического роста в совокупности с принимаемыми Правительством страны 
мерами 

по 

сокращению 

энергопотребления, 

продолжающимся 

развитием 

солнечной 

электрогенерации и перезапуском  в августе 2015 г. 890 МВт электрогенерирующих  мощностей на 
АЭС  Сэндай  (первом  предприятии,  прошедшем  процедуру  получения  разрешения  в  рамках  новых 
требований по обеспечению безопасности) – привели к снижению импорта СПГ Японией в 2015 г. 
на 3,9% относительно показателей 2014 г., впервые с момента аварии

1

. Указанная тенденция, хотя 

и c более низкими темпами наблюдалась и далее: в 2016 году объемы поставок СПГ в Японию были 
на 1,6% ниже, чем в 2015 году.  

В настоящее время в Японии функционируют 5 ядерных реакторов: Сэндай-1, Сэндай-2, Такахама -
3, Такахама-4 и Иката-3 совокупной мощностью 4,2ГВт.  

Производство  ядерной  энергии  несколько  снизилось  в  октябре  и  ноябре  2016 года  вследствие 
останова  4-х  из  5-и  действующих  реакторов  (Сэндай-1,  Сэндай-2,  Такахама-3,  Такахама-4)  для 
проведения  планового  профилактического  обслуживания.  В  период  с  декабря  2016  года  по  июль 
2017 года  указанные  реакторы  были  снова  введены  в  работу.  Однако  за  девять  месяцев  2017  года 
Японией было импортировано СПГ на 2,5% больше, чем за тот же период предыдущего года. 
                                                           

1

 

данные  об  импорте  СПГ  в  Японию  приведены  по  данным  таможенной  статистики

публикуемым  Министерством  финансов 

Японии, а также по данным HIS. 

278 

Планы  по  дальнейшему  вводу  в  Японии  мощностей  атомной  генерации  характеризуются 
неопределенностью.  На  текущий  момент  известно,  что  следующими  к  запуску  готовятся 
реакторы  Генкай  3  и  4,  получившие  утверждение  базовой  конструкции,  а  также  Префектуры 
региона размещения. 

Также  специалисты  завершили  проверку  реакторов  №6  и  №7,  каждый  мощностью 1,4ГВт, 
атомной электростанции «Касивадзаки-Карива» в японской префектуре Ниигата. По результатам 
проверки  выяснилось,  что  энергоблоки  полностью  отвечают  требованиям  безопасности  и  могут 
быть перезапущены. Такое постановление вынес национальный Комитет по контролю за атомной 
энергетикой.  Впрочем,  вопрос  запуска  реакторов  пока  остаётся  нерешенным,  поскольку  власти 
региона  выступают  против  возобновления  работы  станции.  В  соответствии  с  японским 
законодательством, решение местных властей в этом плане имеет приоритет над остальными. 

В  долгосрочной  перспективе  степень  влияния  перезапуска  АЭС  на  импорт  СПГ  будет  в 
значительной  мере  зависеть  от  конкурентоспособности  СПГ  по  отношению  к  другим  видам 
топлива, используемым в электрогенерации, и общих тенденций энергопотребления в Японии. 

По 

данным 

аналитиков, 

источники 

импорта 

СПГ 

Японией 

будут 

продолжать 

диверсифицироваться в свете новых поставок из Австралии и Северной Америки. Так, почти 20% 
объемов СПГ по договорам японских компаний до 2025 года будут поставлены из США. При этом 
часть указанных поставок планируется перенаправлять на рынки других стран. 

Консолидация.  За  последние  несколько  лет  стратегическая  и  конкурентная  среда  мировых 
нефтяного  и  газового  рынков  существенно  изменилась  в  связи  с  активно  идущими  процессами 
слияния  и  поглощения  компаний.  Они  обусловлены  стремлением  к  увеличению  доходов, 
обострением 

конкуренции, 

растущим 

потенциалом 

использования 

представляющихся 

возможностей развития деятельности. 

Развитие  техники  и  технологии.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли  заметно 
улучшили технико-экономические показатели разведки и разработки запасов углеводородов. Вырос 
удельный  вес  успешных  геологических  изысканий,  увеличилась  продолжительность  эксплуатации 
месторождений  и  степень  извлекаемости  разведанных  запасов  при  одновременном  сокращении 
издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто  благодаря  активному  и 
эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые  технологии  стали 
относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для  достижения  своих 
стратегических  и  финансовых  целей  стремится  применять  собственные  новые  разработки  в 
практической деятельности. 

Охрана  окружающей  среды  и  социальные  факторы.  Нефтяные  и  газовые  компании  во  всем  мире 
сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 
ПАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 
международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 
экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 
приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ПАО  «Газпром»  также  предопределяют 
особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 
принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 
активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 
благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 
благополучия людей. 

В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 
влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 
зачастую  условия,  присущие  отдельной  стране  или  региону,  оказывают  более  существенное 
влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 

К  основным  факторам,  которые  могут  в  наибольшей  степени  негативно  повлиять  на 
возможность  получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по 
сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести  риски, 
связанные  со  снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным 
регулированием  оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  ужесточением  регулирования 
энергетического  сектора  на  основных  экспортных  рынках,  конкуренцией  со  стороны  других 

279 

поставщиков газа и поставщиков альтернативных видов энергоносителей (жидкое топливо, уголь). 
Также  влияние  на  результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  могут  оказать  финансовые  риски 
(изменение валютных курсов, процентных ставок). 

Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 
представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что  указанные  события/факторы  в  большинстве 
случаев находятся вне контроля Общества. 

Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 
ПАО «Газпром»  являются  повышение  конкурентоспособности  Общества  за  счет  внедрения  и 
использования  технических  и  технологических  инноваций  дальнейшего  развертывания  программ 
импортозамещения,  а  также  в  результате  работы  по  оптимизации  затрат.  Благодаря 
централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных  маршрутов 
транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным  запасом 
прочности  и  способна  бесперебойно  поставлять  газ  даже  при  пиковых  сезонных  нагрузках. 
Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 
продуктовый  портфель  группы  компаний  ПАО «Газпром»  включает  трубопроводный  природный 
газ,  нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  газомоторное  топливо,  продукты 
переработки  нефти,  газа  и  газового  конденсата,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы, 
электро-  и  теплоэнергию.  Обществом  проводятся  меры  по  диверсификации  способов 
транспортировки  газа  –  строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ -
проектов; осуществляется подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных 
рынках, в т.ч. Китая, Индии, Японии и Южной Кореи.
 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

Конкуренция на рынке России. 

В 

соответствии 

с 

действующим 

законодательством 

Российской 

Федерации 

сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 
монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 
предоставляет  ПАО «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 
Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 
ПАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 июля 1997  г.  №  858  «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 
системе  Открытого  акционерного  общества  «Газпром»  с  изменениями  и  дополнениями, 
внесенными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  мая  2001  г.  №  334 
«Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».   

В настоящее  время группа компаний ПАО  «Газпром» осуществляет более 65% всей  добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения  и 
реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на  газ,  реализуемый 
ПАО «Газпром»  потребителям  Российской  Федерации,  а  также  тарифы  на  услуги  по 
транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 
регулирующим  государственным  органом  -  Федеральной  антимонопольной  службой.  На  долю 
независимых  газодобывающих  организаций,  которым  предоставлено  право  реализовывать  газ  по 
нерегулируемым (рыночным) ценам, складывающимся на основе спроса и предложения, приходится 
порядка 25% объема добычи газа в России.  

Доля транспортировки  по  ЕСГ  газа  независимых  поставщиков  в  общем  объеме  транспортировки 
газа, %: 

2015 г. 

2016 г. 

9 месяцев 2017 г. 

22,87% 

21,67% 

20,5% 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  деятельность,  в  основном,  на  регулируемом  сегменте  российского 
рынка природного газа.   

Основными  конкурентами  Общества  являются  такие  независимые  производители  газа,  как 
ПАО «НОВАТЭК», ПАО «НК «Роснефть», поставляющие в газотранспортную систему (ГТС) более 
90% объемов газа, суммарно сдаваемого в ГТС всеми независимыми производителями. 

Условия  реализации  газа  отечественным  потребителям  для  независимых  производителей 
приводят к постепенному вытеснению газа Общества из регионов и увеличению доли независимых 
производителей  на  российском  рынке.  Основная  часть  реализуемого  ими  газа  поставляется 
платежеспособным  промышленным  потребителям  в  субъектах  РФ,  наиболее  близким  к  местам 

280 

добычи. Ряд областей снабжается только газом независимых производителей  - это Свердловская, 
Челябинская, Костромская области.  Большую долю в общих поставках газа в регион независимые 
производители  занимают  в  Липецкой,  Новосибирской,  Тюменской  областях,  ХМАО  и  Пермском 
крае. При этом  в ряде регионов Центрального, Южного и Северо-западного федеральных округов в 
связи  с  их  удаленностью  от  мест  добычи  поставки  газа  независимых  производителей  не 
осуществляются. 
 
Конкуренция на рынке стран бывшего СССР. 

Исторически магистральная система транспорта газа стран бывшего СССР создавалась как часть 
единой  системы  газоснабжения  СССР,  поэтому  технологически  эти  страны  находятся  в 
зависимости  от  поставок  газа  по  магистральной  сети  газопроводов,  принадлежащих 
ПАО «Газпром». В свою очередь, ПАО «Газпром» также находится в зависимости от этих стран в 
области транзита природного газа в Европу и в Калининградскую область. В данных государствах, 
кроме  государств  Средней  Азии,  нет  крупных  месторождений,  способных  обеспечить  их 
внутренние  потребности  в  природном  газе.  После  распада  Советского  Союза  независимые 
государства оказались не в состоянии в полном объеме оплачивать поставки природного газа, что 
привело  к  возникновению  значительной  задолженности  перед  ПАО  «Газпром».  В  результате 
ПАО «Газпром» пришлось существенно сократить поставки газа в некоторые государства СНГ. 

В  декабре  2014  г.  был  введен  в  эксплуатацию  СПГ-терминал  в  Клайпеде  (Литва)  проектной 
мощностью  до  4  млрд  куб.  м  в  год.  Компания  UAB  Litgas  заключила  договор  сроком  на  10  лет  с 
компанией Statoil ASA о поставках СПГ (в 2016 году в объеме до 350 млн куб. м).  
 

Конкуренция на европейском рынке. 

ПАО «Газпром» на протяжении многих лет является самым крупным экспортером природного газа 
в  мире  и  в  Европе,  в  частности.  При  этом  в  Западной  Европе  и,  в  заметно  меньшей  степени,  в 
Центральной  Европе,  ПАО  «Газпром»  конкурирует  с  другими  крупными  поставщиками  газа, 
такими  как  «Статойл»  (Норвегия),  «СОНАТРАК»  (Алжир),  «ГазТерра»  (ранее  «Газюни») 
(Нидерланды), а также с «гибкими» объемами СПГ из Катара.  

На  европейском  рынке  после  вступления  в  силу  в  1998  г.  Директивы  Европейского  Союза  по  газу, 
целью  которой  является  либерализация  рынка,  начался  процесс  значительных  структурных 
изменений,  который  продолжается  и  в  настоящее  время.  В  результате  в  условиях  существенной 
переконтрактованности  рынка  и  либерализации  торговли  газом  в  Европе  все  более  обостряется 
конкуренция  между  основными  поставщиками  этого  энергоносителя  в  регионе  -  Россией, 
Норвегией,  Алжиром,  Нидерландами.  Однако  значительные  разведанные  запасы  газа, 
контролируемые  ПАО «Газпром»,  функционирующие  и  строящиеся  мощности  по  добыче, 
транспортировке  и  хранению  газа,  портфель  долгосрочных  экспортных  контрактов  на  условиях 
«бери  или  плати»  и  конкурентное  ценообразование,  дают  Обществу  весомые  преимущества  в 
конкурентной борьбе. 

Добыча  природного  газа  в  Европе  имеет  тенденцию  к  снижению  вследствие  истощения  его 
разведанных запасов. При этом по итогам 2016 г. и I полугодия 2017 г.  уровень добычи газа Норвегии 
практически остается на уровнях 2015 г. и I полугодия 2016 г. соответственно. 

С 2014 г. правительство Нидерландов реализует политику, направленную на консервацию ресурсов. 
В  связи  с  участившимися  случаями  землетрясений  23  июня  2015  г.  Правительство  Нидерландов 
понизило  предельный  уровень  добычи  на  второе  полугодие  2015  г.  на  крупнейшем  в  стране 
месторождении  «Гронинген»  до  13,5  млрд  куб.  м,  что  соответствует  30 млрд  куб.  м  для  всего 
2015 г.,  в  экстренных  случаях  добыча  может  быть  увеличена  на  2 млрд куб. м.  Позже,  в  ноябре 
2015 г.,  предельный  уровень  добычи  для  месторождения  был  понижен  до  27  млрд  куб.  м  для  всего 
2015 газового  года.  23  сентября  2016 г.  Правительство  Нидерландов  утвердило  дальнейшее 
сокращение квот на добычу  до 24 млрд куб. м  на последующие  5 лет с  возможностью увеличения 
объемов  лишь  в  случае  холодной  зимы.  В  2017  газовом  году  ожидается  дальнейшее  сокращение 
максимального уровня добычи на месторождении, до 21,6 млрд куб. м, или на 10% к установленному 
ранее  уровню.  Обществу  известно  о  планах  Правительства  Нидерландов  полностью  прекратить 
добычу газа на месторождении Гронинген к 2029 году. 

Экспорт  газа  из  Алжира  (трубопроводный  и  в  виде  СПГ)  снижался  в  2010-2015  гг.  как  следствие 
сокращения  добычи.  Однако  снижение  вслед  за  нефтяными  котировками  контрактных  цен  в 
2016 г., которые, в том числе, основаны на нефтяной привязке, а также пересмотр контрактных 
условий с итальянскими покупателями в IV квартале 2016 г., способствовали росту поставок газа 
из Алжира по итогам 2016 г. и I полугодия 2017 г. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..