ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год - часть 24

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год - часть 24

 

 

223 

 

на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт,  будут  зависеть  от  динамики  сближения  доходности  поставок  газа  на  внутренний  и 
внешний  рынки,  и  определяться  исходя  из  множества  факторов,  в  том  числе  социально-
экономического  характера,  от  развития  ценовой  конъюнктуры  на  внешних  рынках  газа,  и 
определяемых Правительством Российской Федерации параметров изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 

В  2016  году  ФАС  России,  Правительство  Тюменской  области  и  Правительство  Ханты-
Мансийского автономного округа подписали меморандумы о сотрудничестве, предусматривающие 
реализацию  пилотных  проектов  по  созданию  специальной  ценовой  зоны  в  целях  подготовки  к 
переходу от регулирования оптовых цен на газ (кроме населения) к государственному регулированию 
тарифов на транспортировку газа.  

Кроме  того,  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  27.12.2017г.  № 1663 
ПАО «Газпром»  и  его  аффилированным  лицам  разрешено  с  1  января  2018  года  реализовывать 
добытый  ими  природный  газ  по  нерегулируемым  оптовым  ценам  организациям  для  производства 
газа  природного  в  сжиженном  состоянии  из  газа  природного  в  газообразном  состоянии  для 
последующего экспорта. 
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся позиций в условиях стабилизации спроса на газ в Европе являются солидный портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также функционирующие и строящиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации  -  собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 
соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт, проявляя гибкость в отношениях с партнерами, при этом сохраняя основные положения 
контрактов, определяющие баланс интересов между поставщиком и покупателем.  

Отвечая  на  вызовы  меняющегося  энергетического  рынка,  ПАО  «Газпром»  в  середине  2015  года 
объявило  о  намерении  протестировать  новый  механизм  продаж  газа  в  Европе  в  форме  газового 
аукциона.  Эта  форма  продаж  призвана  стать  дополнительным  инструментом,  и  не  является 
альтернативой системе долгосрочных контрактов, обеспечивающих энергетическую безопасность 
Европы.  

Первый  аукцион  был  проведен  ООО  «Газпром  экспорт»  в  сентябре  2015  года  с  поставкой  газа  в 
течение  зимы  2015/2016  гг.  в  несколько  пунктов  сдачи  в  Северо-Западной  Европе  на  выбор 
покупателей.  Несмотря  на  сложную  конъюнктуру  европейского  газового  рынка  на  аукционе  было 
реализовано  1,2 млрд  куб.  м  газа  16-ти  компаниям,  среди  которых  как  традиционные  покупатели 
газа  в  рамках  действующих  контрактов,  так  и  новые  контрагенты  ООО  «Газпром  экспорт»,  по 
ценам, превышающим уровень цен на газ на торговых площадках.  

Следующим  шагом  стало  проведение  ООО  «Газпром  экспорт»  в  марте  2016  года  аукциона  для 
Прибалтийских государств (Литва/Латвия) с поставкой газа в течение II – IV кварталов 2016 г. В 

224 

 

результате  на  аукционе  было  реализовано  более  420  млн  куб.  м  газа  в  основном  традиционным 
партнерам ПАО «Газпром» в данном регионе. 

В  период  с  31  августа  по  2  сентября  2016  года  ООО  «Газпром  экспорт»  был  проведен  третий 
аукцион  по  продаже  российского  природного  газа  с  поставкой  в  течение  зимнего  периода 
2016/2017гг.  Газ был предложен в различных пунктах сдачи Европы, по результатам аукциона были 
заключены контракты с 11 контрагентами общим объемом около 2 млрд куб. м газа. 

С учетом результатов проведенных аукционов, созданный механизм аукционной торговли может и 
в  будущем  использоваться  ООО  «Газпром  экспорт»  для  осуществления  дополнительных 
балансировочных  продаж  в  зависимости  от  конъюнктуры  рынка  в  дополнение  к  портфелю 
долгосрочных контрактов. 

Помимо  использования  аукционной  торговли,  Общество  также  развивает  другое  направление 
реализации  газа  –  через  прямую  торговлю  на  европейских  торговых  площадках  (трейдинг). 
Соответствующее  подразделение,  ответственное  за  развитие  упомянутого  направления 
деятельности, было создано в ООО «Газпром экспорт».  

На  газовых  рынках  в  настоящее  время  действуют  два  основных  механизма  рыночного 
ценообразования:  базирующийся  на  конкуренции  «газ-газ»  (торговые  площадки)  и  на  конкуренции 
газ-субститут  (нефтяная  индексация).  Кроме  того,  в  последние  годы  получил  распространение  и 
такой  способ  ценообразования,  при  котором  сохраняется  нефтяная  формула,  но  ее  динамика 
определяется  коридором,  ограничивающим  отрыв  цен,  рассчитанных  по  нефтяной  формуле,  от 
котировок газовых хабов.  

По  оценке  Международного  Газового  Союза,  в  период  с  2005  по  2016  г.  наблюдался  постепенный 
рост доли индексации по ценам торговых площадок в мировом импорте трубопроводного газа: так, 
в  2016  г.  она  составила  57,5%,  что  на  34,0  п.п.  больше,  чем  в  2005  г.  В  то  же  время  в  мировом 
импорте  СПГ  нефтяная  и  квазинефтяная  индексация  сохраняется  в  качестве  основного  способа 
ценообразования (с долей на уровне 68,0 – 75,0 %). 

В  импорте  газа  на  европейский  рынок,  в  котором  доминируют  трубопроводные  поставки,  доля 
индексации  по  котировкам  торговых  площадок  к  настоящему  времени  сравнялась  с  такими 
традиционными видами ценообразования, как нефтяная и квазинефтяная индексация.  

Развитие  европейских  торговых  площадок  за  счет  законодательного  и  регуляторного 
стимулирования внутренней конкуренции привело к тому, что цены на них начали формироваться 
под воздействием спекулятивного (бумажного) спроса и предложения на газ. Однако при этом, по 
нашему  мнению,  они  так  и  не  стали  отражением  общего  рыночного  равновесия  на  европейском 
газовом  рынке,  то  есть  не  взяли  на  себя  ту  функцию,  которая  им  зачастую  приписывается 
партнерами ПАО «Газпром».  

Это происходит по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, хронического 
превышения  предложения  «бумажного  газа»  над  спросом.  Данная  ситуация  возникла  из-за 
переконтрактованности  газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что 
совокупные  твердые обязательства поставщиков в рамках долгосрочных контрактов превышают 
реальные объемы потребления газа.  

На  уровень  законтрактованности  в  Европе  оказывают  влияние  факторы  среднесрочного 
характера.  До  2008  г.  предложение  газа  на  европейском  рынке  не  поспевало  за  быстрорастущим 
спросом.  Долгосрочные  контракты,  которые  заключались  до  начала  кризиса  2008  г.  были 
сориентированы  по  объемам  на  период  длительного  и  непрерывного  роста  потребности  в 
дополнительном  газе,  в  том  числе,  в  электроэнергетике.  Излишне  оптимистические  прогнозы 
затем  по  факту  корректировались,  но  объемы  долгосрочных  контрактных  обязательств, 
ориентированные на эти прогнозы, оставались в основном неизменными.  

К  настоящему  времени  ошибка  переоценки  уровня  спроса  на  газ  в  Европе,  носящая  системный 
характер,  исправляется.  Рост  спроса  на  газ  в  2016  и  2017  гг.,  опережавший  наращивание 
обязательств по его поставке привел к снижению переконтрактованности до уровней 2009-2011 гг. 
Наибольшее превышение динамики спроса над динамикой контрактных обязательств наблюдалось 
в таких странах, как Германия, Бельгия, Великобритания.  

В условиях существенного изменения принципов газового ценообразования, Компания считает, что 
нефтяная индексация сохраняет свою актуальность.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 

225 

 

обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 
от скважины до конечного потребителя.  

 

 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

Неопределенность уровня спроса на природный газ на европейском рынке.  

В 2016 г. и в течение 9 месяцев 2017 г. продолжилась тенденция к восстановлению спроса на газ в 
странах  Европы,  наметившаяся  в  2015  г.  и  обусловленная  активизацией  спроса  на  газ  в  секторе 
производства  электроэнергии  и  промышленности  ряда  европейских  стран.  Согласно 
актуализированным данным (МЭА), потребление газа странами Европы по итогам 2016 г.  выросло 
на  6,9%  относительно  уровня  прошлого  года  и  достигло  541,7  млрд  куб.  м.  По  предварительным 
оценкам, за 9 месяцев 2017 г. потребление газа выросло до 397,1 млрд куб. м, или на 7,3 % к уровню 
аналогичного периода прошлого года на фоне восстановления экономики, благоприятных погодных 
условий,  а  также  вследствие  повышения  конкурентоспособности  газа  по  сравнению  с  углем  в 
электроэнергетике. 

Увеличение 

потребления 

газа 

в 

Европе 

при 

продолжающейся 

стагнации 

объемов 

внутрирегиональной добычи способствовало росту потребности европейских стран в импорте газа 
в  2016 г.  и  за  9  месяцев  2017 г.  В  2016  году  поставки  газа  ПАО  «Газпром»  по  контрактам 
ООО «Газпром экспорт» в страны дальнего зарубежья составил 178,3 млрд куб. м природного газа, 
что на 12,4% превысило аналогичный показатель  2015 г.  За 9 месяцев  2017  г. объем поставок газа 
ПАО «Газпром» по контрактам ООО «Газпром экспорт» вырос до 139,5 млрд куб. м, или на 10,5% к 
уровню аналогичного периода 2016 г. В 2017 г. дополнительным фактором, способствующим росту 
отборов российского газа, становится низкий абсолютный уровень запасов газа в ПХГ, снизившийся 
к  концу  I  квартала  2017  г.  до  минимальных  за  последние  пять  лет  уровней,  и  необходимость  их 
восполнить к новому отопительному периоду. 

Дальнейшие  перспективы  развития  спроса  на  газ  в  регионе  во  многом  будут  определяться 
ситуацией  в  европейской  экономике,  политикой  стран  ЕС  в  области  атомной  и  возобновляемой 
энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, стоимостью квот на выбросы парниковых 
газов (углеродных единиц). 

Изменение конъюнктуры на газовом рынке в результате техногенной катастрофы в Японии.  

После аварии на АЭС Фукусима в марте 2011 г. в Японии на 50 ядерных реакторах была прекращена 
выработка  электроэнергии,  что  увеличило  загрузку  существующих  газовых  электростанций 
страны, и привело к существенному росту импорта СПГ Японией в последующие годы. 

Невысокие темпы экономического роста в совокупности с принимаемыми Правительством страны 
мерами 

по 

сокращению 

энергопотребления, 

продолжающимся 

развитием 

солнечной 

электрогенерации и перезапуском  в августе 2015 г. 890 МВт электрогенерирующих мощностей на 
АЭС  Сэндай  (первом  предприятии,  прошедшем  процедуру  получения  разрешения  в  рамках  новых 
требований по обеспечению безопасности) – привели к снижению импорта СПГ Японией в 2015 г. 
на 3,9% относительно показателей 2014 г., впервые с момента аварии

1

. Указанная тенденция, хотя 

и  c  более  низкими  темпами  наблюдалась  в  2016  г.,  когда  объемы  поставок  СПГ  в  Японию 
сократились  на  1,6%  по  сравнению  с  2015  г.  В  2017  г.  импорт  СПГ  сохранился  на  уровне  2016  г., 
увеличившись всего на 1% (или 0,6 млн т). 

В настоящее время в Японии функционируют 4 ядерных реактора: Сэндай-1, Сэндай-2, Такахама-3 
и Такахама-4 совокупной мощностью 3,4 ГВт.   

Планы  по  дальнейшему  вводу  в  Японии  мощностей  атомной  генерации  характеризуются 
неопределенностью.  На  текущий  момент  известно,  что  следующими  к  запуску  готовятся 
реакторы  Генкай  3  и  4,  получившие  утверждение  базовой  конструкции,  а  также  Префектуры 

                                                           

1

 

данные  об  импорте  СПГ  в  Японию  приведены  по  данным  таможенной  статистики

публикуемым  Министерством  финансов 

Японии, а также по данным IHS Markit. 

226 

 

региона размещения. 

Также  специалисты  завершили  проверку  реакторов  №6  и  №7,  каждый  мощностью 1,4ГВт, 
атомной электростанции «Касивадзаки-Карива» в японской префектуре Ниигата. По результатам 
проверки  выяснилось,  что  энергоблоки  полностью  отвечают  требованиям  безопасности  и  могут 
быть перезапущены. Такое постановление вынес национальный Комитет по контролю за атомной 
энергетикой.  Впрочем,  вопрос  запуска  реакторов  пока  остаётся  нерешенным,  поскольку  власти 
региона  выступают  против  возобновления  работы  станции.  В  соответствии  с  японским 
законодательством, решение местных властей в этом плане имеет приоритет над остальными. 

Вместе  с  тем,  в  2017  г.  решением  верховного  суда  Японии  впервые  было  отменено  решение 
регионального  суда:  реактор  Иката-3  компании  Shikoku  Electric  Power  Company  мощностью 
846 МВт, ранее введенный в эксплуатацию в соответствии с решением суда префектуры Хиросима, 
был  приостановлен  в  связи  с  недостаточным  уровнем  защищенности  от  потенциальных 
землетрясений. 

В  долгосрочной  перспективе  степень  влияния  перезапуска  АЭС  на  импорт  СПГ  будет  в 
значительной  мере  зависеть  от  конкурентоспособности  СПГ  по  отношению  к  другим  видам 
топлива, используемым в электрогенерации, и общих тенденций энергопотребления в Японии. 

По 

данным 

аналитиков, 

источники 

импорта 

СПГ 

Японией 

будут 

продолжать 

диверсифицироваться в свете новых поставок из Австралии и Северной Америки. Так, почти 20% 
объемов СПГ по договорам японских компаний до 2025 года будут поставлены из США. При этом 
часть указанных поставок планируется перенаправлять на рынки других стран. 

Консолидация.  

На  фоне  роста  предложения  газа  в  мире  в  среде  импортеров  усиливаются  интеграционные 
процессы  с  целью  отстаивания  более  выгодных  условий  контрактов  купли-продажи  газа. 
Примерами  подобных  процессов  являются  создание  газового  рынка  ЕС,  а  также  стремление 
компаний Японии, Южной Кореи и Индии к объединению для совместных закупок СПГ.  

Реагируя на усиление конкуренции на газовых рынках, поставщики также идут по пути укрупнения 
с  целью  получения  синергии  от  операций  за  счет  эффекта  масштаба,  а  также  для  усиления 
собственной  переговорной  позиции  по  контрактам  с  потребителями.  Для  удержания  рыночной 
доли  и  максимизации  прибыли  в  конце  2016  г.  Катар  принял  решение  о  создании  единого 
экспортного  канала  путем  слияния  компаний  «Катаргаз»  и  «Расгаз».  Создание  единой  компании, 
ответственной  за  экспорт  природного  газа  происходило  на  фоне  давления  на  Катар  со  стороны 
покупателей  (Индия,  Япония  и  др.),  которые  отстаивают  более  выгодные  для  себя  условия  в 
контрактах на поставки газа. 

Регулятивное  участие  государства  в  управлении  экспортным  газовым  портфелем  имеет  особую 
актуальность для стран, экспортирующих газ как по газопроводам, так и в виде СПГ. В частности, 
Алжир  и  Норвегия,  являющиеся  заметными  игроками  и  на  рынке  СПГ,  осуществляют  все 
экспортные  поставки  трубопроводного  и  сжиженного  газа  по  принципу  единого  экспортного 
канала,  через  уполномоченную  госкомпанию.  При  этом  управление  СПГ  поставками 
осуществляется  с  учетом  необходимости  максимизации  коммерческого  эффекта  от 
трубопроводных поставок. 

С учетом повышения конкуренции и укрупнения игроков на газовых рынках, как в среде экспортеров, 
так  и  импортеров  природного  газа,  ПАО «Газпром»  проводит  политику,  направленную  на 
исключение возможной конкуренции СПГ российских проектов с российским трубопроводным газом 
и сохранение принципа единого экспортного канала в целях максимизации коммерческого эффекта 
и бюджетных поступлений от экспорта природного газа из России.  

Развитие  техники  и  технологий.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли  заметно 
улучшили технико-экономические показатели разведки и разработки запасов углеводородов. Вырос 
удельный  вес  успешных  геологических  изысканий,  увеличилась  продолжительность  эксплуатации 
месторождений  и  степень  извлекаемости  разведанных  запасов  при  одновременном  сокращении 
издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто  благодаря  активному  и 
эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые  технологии  стали 
относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для  достижения  своих 
стратегических  и  финансовых  целей  стремится  применять  собственные  новые  разработки  в 
практической деятельности. 

227 

 

Охрана  окружающей  среды  и  социальные  факторы.  Нефтяные  и  газовые  компании  во  всем  мире 
сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 
ПАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 
международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 
экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 
приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ПАО  «Газпром»  также  предопределяют 
особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 
принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 
активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 
благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 
благополучия людей. 

В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 
влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 
зачастую  условия,  присущие  отдельной  стране  или  региону,  оказывают  более  существенное 
влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 

К  основным  факторам,  которые  могут  в  наибольшей  степени  негативно  повлиять  на 
возможность  получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по 
сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести  риски, 
связанные  со  снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным 
регулированием  оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  ужесточением  регулирования 
энергетического  сектора  на  основных  экспортных  рынках,  конкуренцией  со  стороны  других 
поставщиков газа и поставщиков альтернативных видов энергоносителей (жидкое топливо, уголь). 
Также  влияние  на  результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  могут  оказать  финансовые  риски 
(изменение валютных курсов, процентных ставок). 

Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 
представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что  указанные  события/факторы  в  большинстве 
случаев находятся вне контроля Общества. 

Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 
ПАО «Газпром»  являются  повышение  конкурентоспособности  Общества  за  счет  внедрения  и 
использования  технических  и  технологических  инноваций  дальнейшего  развертывания  программ 
импортозамещения,  а  также  в  результате  работы  по  оптимизации  затрат.  Благодаря 
централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных  маршрутов 
транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным  запасом 
прочности  и  способна  бесперебойно  поставлять  газ  даже  при  пиковых  сезонных  нагрузках. 
Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 
продуктовый  портфель  группы  компаний  ПАО «Газпром»  включает  трубопроводный  природный 
газ,  нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  газомоторное  топливо,  продукты 
переработки  нефти,  газа  и  газового  конденсата,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы, 
электро-  и  теплоэнергию.  Обществом  проводятся  меры  по  диверсификации  способов 
транспортировки  газа  –  строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ - 
проектов; осуществляется подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных 
рынках, в т.ч. Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ближнего Востока и Африки.
 

 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

Конкуренция на рынке России. 

В 

соответствии 

с 

действующим 

законодательством 

Российской 

Федерации 

сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 
монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 
предоставляет  ПАО «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 
Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 
ПАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 июля 1997  г.  №  858  «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 
системе  Открытого  акционерного  общества  «Газпром»  с  изменениями  и  дополнениями, 

228 

 

внесенными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  мая  2001  г.  №  334 
«Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».   

В настоящее  время группа компаний ПАО  «Газпром» осуществляет более 68% всей  добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения  и 
реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на  газ,  реализуемый 
ПАО «Газпром»  потребителям  Российской  Федерации,  а  также  тарифы  на  услуги  по 
транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 
регулирующим  государственным  органом  -  Федеральной  антимонопольной  службой.  На  долю 
независимых  газодобывающих  организаций,  которым  предоставлено  право  реализовывать  газ  по 
нерегулируемым (рыночным) ценам, складывающимся на основе спроса и предложения, приходится 
порядка 25% объема добычи газа в России.  

Доля транспортировки  по  ЕСГ  газа  независимых  поставщиков  в  общем  объеме  транспортировки 
газа, %: 

2015 г. 

2016 г. 

2017 г. 

22,87% 

21,67% 

20,19% 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  деятельность,  в  основном,  на  регулируемом  сегменте  российского 
рынка природного газа.   

Основными  конкурентами  Общества  являются  такие  независимые  производители  газа,  как 
ПАО «НОВАТЭК», ПАО «НК «Роснефть», поставляющие в газотранспортную систему (ГТС) более 
90% объемов газа, суммарно сдаваемого в ГТС всеми независимыми производителями. 

Условия  реализации  газа  отечественным  потребителям  для  независимых  производителей 
приводят к постепенному вытеснению газа Общества из регионов и увеличению доли независимых 
производителей  на  российском  рынке.  Основная  часть  реализуемого  ими  газа  поставляется 
платежеспособным  промышленным  потребителям  в  субъектах  РФ,  наиболее  близким  к  местам 
добычи. Ряд областей снабжается только газом независимых производителей  - это Свердловская, 
Челябинская, Костромская области.  Большую долю в общих поставках газа в регион независимые 
производители  занимают  в  Липецкой,  Новосибирской,  Тюменской  областях,  ХМАО  и  Пермском 
крае. При этом  в ряде регионов Центрального, Южного и Северо-западного федеральных округов в 
связи  с  их  удаленностью  от  мест  добычи  поставки  газа  независимых  производителей  не 
осуществляются. 
 
Конкуренция на рынке стран бывшего СССР. 

Исторически магистральная система транспорта газа стран бывшего СССР создавалась как часть 
единой  системы  газоснабжения  СССР,  поэтому  технологически  эти  страны  находятся  в 
зависимости  от  поставок  газа  по  магистральной  сети  газопроводов,  принадлежащих 
ПАО «Газпром». В свою очередь, ПАО «Газпром» также находится в зависимости от этих стран в 
области транзита природного газа в Европу и в Калининградскую область. В данных государствах, 
кроме  государств  Средней  Азии,  нет  крупных  месторождений,  способных  обеспечить  их 
внутренние  потребности  в  природном  газе.  После  распада  Советского  Союза  независимые 
государства оказались не в состоянии в полном объеме оплачивать поставки природного газа, что 
привело  к  возникновению  значительной  задолженности  перед  ПАО  «Газпром».  В  результате 
ПАО «Газпром» пришлось существенно сократить поставки газа в некоторые государства СНГ. 

Конкуренция на европейском рынке. 

ПАО «Газпром» на протяжении многих лет является самым крупным экспортером природного газа 
в  мире  и  в  Европе,  в  частности.  При  этом  в  Западной  Европе  и,  в  заметно  меньшей  степени,  в 
Центральной  Европе,  ПАО  «Газпром»  конкурирует  с  другими  крупными  поставщиками  газа, 
такими  как  «Статойл»  (Норвегия),  «СОНАТРАК»  (Алжир),  «ГазТерра»  (ранее  «Газюни») 
(Нидерланды), а также с «гибкими» объемами СПГ из Катара.  

На  европейском  рынке  после  вступления  в  силу  в  1998  г.  Директивы  Европейского  Союза  по  газу, 
целью  которой  является  либерализация  рынка,  начался  процесс  значительных  структурных 
изменений,  который  продолжается  и  в  настоящее  время.  В  результате  в  условиях  существенной 
переконтрактованности  рынка  и  либерализации  торговли  газом  в  Европе  все  более  обостряется 
конкуренция  между  основными  поставщиками  этого  энергоносителя  в  регионе  -  Россией, 
Норвегией,  Алжиром.  Однако  значительные  разведанные  запасы  газа,  контролируемые 
ПАО «Газпром»,  функционирующие  и  строящиеся  мощности  по  добыче,  транспортировке  и 

229 

 

хранению  газа,  портфель  долгосрочных  экспортных  контрактов  на  условиях  «бери  или  плати»  и 
конкурентное ценообразование, дают Обществу весомые преимущества в конкурентной борьбе. 

Добыча  природного  газа  в  Европе  имеет  тенденцию  к  снижению  вследствие  истощения  его 
разведанных запасов.  

С 2014 г. правительство Нидерландов реализует политику, направленную на консервацию ресурсов. 
В связи с участившимися случаями землетрясений в период 2014-2017 гг. были введены ограничения 
добычи  на  крупнейшем  месторождении  «Гронинген»  с  42,5  до  21,6  млрд  куб.  м.  В  январе  2018  г.  в 
Гронингене  произошло  сильнейшее  с  2012  года  землетрясение  магнитудой  3,4  балла.  В  связи  с 
произошедшим  обсуждается  дальнейшее  снижение  объемов  добычи  до  19,4  млрд куб.  м  на 
следующий  газовый  год.  Обществу  известно  о  планах  Правительства  Нидерландов  полностью 
прекратить добычу газа на месторождении «Гронинген» к 2029 году. 

Поставки газа из Норвегии на протяжении 2015-2016 гг. оставались стабильными, составляя около 
124  млрд  куб.  м  в  год.  Однако  в  2017  г.  за  счет  увеличения  добычи  на  основном  норвежском 
месторождении  Troll  объемы  экспорта  выросли.  За  9  месяцев  2017  г.  из  Норвегии  в  Европу  было 
поставлено  95,5  млрд  куб.  м  газа,  что  на  6,7%  выше  показателя  соответствующего  периода 
прошлого  года.  Однако  в  дальнейшем  значительное  увеличение  экспорта  не  представляется 
возможным в виду исчерпания сырьевой базы остальных, более зрелых месторождений.  

Экспорт  газа  из  Алжира  (трубопроводный  и  в  виде  СПГ)  снижался  в  2010-2015  гг.  как  следствие 
сокращения  добычи.  Однако  падение  контрактных  цен  в  2016 г.  вследствие  снижения  нефтяных 
котировок,  а  также  после  пересмотра  контрактных  условий  с  итальянскими  покупателями  в 
IV квартале  2016  г.,  способствовало  росту  поставок  газа  из  Алжира  по  итогам  2016  г.  и 
I полугодия 2017  г.  Тем  не  менее,  объем  поставок  алжирского  газа  в  Европу  за  9  месяцев  2017  г. 
сократился по причине перенаправления объемов СПГ с проектов по сжижению газа в Алжире на 
рынки Ближнего Востока. 

Основной причиной снижения поставок катарского СПГ на европейский рынок по итогам 9 месяцев 
2017 г.  стало  увеличение  цен  на  газ  на  рынках  Азии  и  появление  экономической  целесообразности 
перенаправления  части  «гибких»  катарских  объемов  на  более  привлекательные  рынки  –  АТР  и 
Ближний Восток.  

В  2016  г.  и  в  течение  9  месяцев  2017  г.  объем  добычи  газа  в  Европе  показал  стагнацию.  Вместе  с 
восстановлением  потребления  это  привело  к  росту  импорта  на  фоне  некоторого  увеличения 
отбора  газа  из  ПХГ.  Основным  источником  дополнительных  импортных  объемов  в  2016  г.  и  в 
течение 9 месяцев 2017 г. был российский газ. Поставки ПАО «Газпром» обеспечивают около трети 
спроса на природный газ в европейском дальнем зарубежье. 

Основным  внешним  рынком  сбыта  российского  природного  газа  является  Западная  Европа,  на 
которую  приходится  более  80%  экспорта  данного  товара.  Удельный  вес  российского  газа  в 
потреблении данного региона составляет порядка 30%, тогда как доля в совокупной потребности в 
импорте – 65%. 

Традиционно важную роль в экспортной политике ПАО «Газпром» играет центрально-европейский 
газовый  рынок,  вследствие  его  географической  близости  к  России  и  доминирующего  положения 
российского  газа  на  нем.  На  этот  рынок  приходится  около  20%  экспорта  природного  газа 
Общества.  Удельный  вес  российского  газа  в  потреблении  этого  энергоносителя  составляет  более 
50%. ПАО «Газпром» обеспечивает почти 73% совокупной потребности в импорте природного газа 
странами Центральной Европы. 

Страна 

2011 г. 

2012 г. 

2013 г. 

2014 г. 

2015 г. 

2016 г. 

9 мес.  

2017 г. 

Продажи газа в Европу

(1)

, млрд куб. м 

 

Россия (ПАО «Газпром»

 (2)

150,0 

138,8 

161,5 

146,6 

158,6 

178,3 

139,5 

Норвегия 

109,3 

120,6 

114,0 

115,1 

124,5 

123,9 

95,5 

Нидерланды 

72,5 

72,1 

77,7 

65,4 

48,9 

45,5 

28,2 

Алжир («Сонатрак») 

50,9 

49,2 

43,4 

39,0 

38,1 

51,2 

35,4 

Катар («КатарГаз», «РасГаз») 

44,3 

31,6 

24,6 

24,3 

29,1 

24,0 

18,4 

Доля на европейском рынке

(3)

, % 

 

Россия (ПАО «Газпром»

(2)

27,2 

25,6 

29,9 

30,2 

31,3 

32,9 

35,1 

Норвегия 

19,8 

22,2 

21,1 

23,7 

24,6 

22,9 

24,0 

Нидерланды 

13,1 

13,3 

14,4 

13,5 

9,7 

8,4 

7,1 

Алжир («Сонатрак») 

9,2 

9,1 

8,0 

8,0 

7,5 

9,5 

8,9 

230 

 

Страна 

2011 г. 

2012 г. 

2013 г. 

2014 г. 

2015 г. 

2016 г. 

9 мес.  

2017 г. 

Катар («КатарГаз», «РасГаз») 

8,0 

5,8 

4,6 

5,0 

5,7 

4,4 

4,6 

Источник: МЭА (Международное энергетическое агентство), Евростат, Cedigaz, ПАО «Газпром» 

(1)

 Все объемы природного газа приведены в соответствие с  российскими стандартами  учета (высшая теплотворная 

способность 8850 ккал за 1 куб. м при температуре 20 градусов С). 

(2)

 Поставки в страны Европы по контрактам ООО «Газпром экспорт» без учёта поставок GAZPROM Schweiz AG в 

Дальнее Зарубежье, составивших 1,03 млрд куб. м в 2016 г. и 1,813 млрд куб. м за 9 мес. 2017 г. 

(3)

 К европейскому рынку относятся страны ЕС-28 за исключением стран Прибалтики, а также Босния и Герцеговина, 

Македония, Норвегия, Сербия, Турция и Швейцария.

 

В  приведенной  ниже  таблице  факторов  конкурентоспособности  ПАО  «Газпром»  на  европейском 
рынке  рейтинг  важности  фактора  определяется  в  долях,  в  зависимости  от  влияния  на 
конкурентоспособность.  Итоговое  значение  конкурентоспособности  определяется  как  сумма 
произведений  балла  участника  рынка  и  рейтинга  важности  фактора.  Вместе  с  тем отсутствие 
утвержденных  методик  определения  важности  факторов  конкурентоспособности  не  позволяет 
однозначно утверждать, что перечисленные факторы были приняты во внимание в той степени, в 
которой они реально оказывают влияние на рынок. 

 
Анализ факторов конкурентоспособности ПАО «Газпром» 

Наименование фактора 

Рейтинг 

важности 

фактора 

ПАО 

«Газпром» 

Конкурент 1 

Конкурент 2 

Конкурент 3  Конкурент 4 

 

 

 

 «Статойл» 

«СОНАТРАК»  «ГазТерра» 

«КатарГаз», 

«РасГаз» 

Цена 

0,1 

Географическое 
положение 

0,2 

Наличие долгосрочных 
контрактов 

0,3 

Размер разведанных 
запасов газа 

0,3 

Качество товара 

0,1 

Итоговое значение 
конкурентоспособности 
предприятия 

 

4,4 

3,9 

4,0 

4,1 

4,1 

 

 

 

Раздел V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов 

управления эмитента, органов эмитента по контролю за его 

финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о 

сотрудниках (работниках) эмитента 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 

 

5.2. Информация о лицах, входящих в состав органов управления эмитента 

5.2.1. Состав совета директоров (наблюдательного совета) эмитента 

 
ФИО: Зубков Виктор Алексеевич 
(председатель) 
 
Год рождения: 1941 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..