63
и расширено определение терминов «планирование» и «контроль» за деятельностью иностранной
организации, осуществляемых на территории Российской Федерации, которые не приводят к
признанию иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации, а также
внесены технические уточнения в определение зарубежных проектов по добыче полезных
ископаемых.
6. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен Федеральный
закон № 325651-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (в части
введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья). Законопроект
предусматривает переход на систему налогообложения добычи углеводородного сырья на основе
финансового результата. При этом дополнительными доходами (налоговой базой) признаются
расчетные доходы от добычи углеводородного сырья, уменьшенные на расчетные и фактические
расходы по добыче углеводородного сырья. Кроме того, законопроектом предусматривается
применение пониженных ставок НДПИ на нефть (в зависимости от группы участков недр). При
этом применение пониженных ставок НДПИ в отношении газа и газового конденсата
не предусмотрено.
ПАО «Газпром» как добросовестный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового
законодательства осуществляет постоянный мониторинг изменений и дополнений, вносимых в
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. Вместе с
тем, несмотря на то, что ПАО «Газпром» выполняет требования налогового законодательства,
нельзя исключать рисков предъявления Обществу налоговых претензий. Определенные риски
также возникают и по причине отсутствия единой позиции у различных судебных органов по
одним и тем же спорным вопросам налогообложения.
Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.
Деятельность Группы по экспорту углеводородов подпадает под правила таможенного
регулирования. Разногласия Группы с таможенными органами по ряду ключевых вопросов
осуществления экспортных поставок природного газа, в частности в подходе к порядку
декларирования и взимания таможенных пошлин, применения курса иностранных валют при
исчислении таможенной стоимости, урегулированы в рабочем порядке, а также посредством
внесения соответствующих изменений в таможенное законодательство. Сложившаяся ранее
положительная судебная практика Группы в отношении прав Общества на корректировку
таможенной стоимости позволила в настоящее время вне арбитражных споров осуществлять
корректировки при изменении в ретроактивном порядке ценовых параметров поставленного
контрагентам природного газа и возвращать, в случае излишней уплаты, вывозные таможенные
пошлины.
Действующее таможенное законодательство Таможенного союза и Российской Федерации
позволяют в целом осуществлять таможенное декларирование с учетом интересов газовой
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического
союза Группа Газпром продолжает работу в Евразийской экономической комиссии с экспертами
ЕЭК, заинтересованными федеральными ведомствами по реализации предложений Группы в
проект нового Кодекса ЕАЭС, регулирующих порядок помещения товаров под таможенные
процедуры, а также механизм доступа и контроля таможенными органами сведений с приборов
учёта количеств вывозимого природного газа.
В ходе проведения таможенного администрирования со стороны таможенного органа
периодически принимаются решения о необходимости корректировки таможенной стоимости в
сторону ее увеличения, предъявляются требования об уплате таможенных платежей. В
настоящее время в адрес ООО «Газпром экспорт» выставлено 122 требования об уплате
таможенных платежей (пени) на общую сумму 2,021 млрд руб., которые обжалованы со стороны
ООО «Газпром экспорт» в Арбитражный суд города Москвы. На данный момент судебная
практика складывается в пользу Общества.
С целью минимизации указанных рисков Общество:
- продолжает консультации с таможенными органами по вопросам корректировки сведений
таможенной декларации, учёта и использования декларантом, и администрирования ЦЭТ
авансовых платежей, механизма возврата/зачета сумм излишне уплаченной таможенной
пошлины;