ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 34

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 34

 

 

 298

газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации - собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 
соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт,  проявляя  гибкость  в  отношениях  с  партнерами.  При  этом  основные  положения 
контрактов,  определяющие  баланс  интересов  между  поставщиком  и  покупателем,  остаются 
незыблемыми.  

В настоящее время в Европе цены хабов, фактически, превратились в основной ценовой ориентир 
для  оптового  рынка  газа.  Превращение  цен  хабов  в  «отраслевой  стандарт»  ценообразования 
закрепляется либо на законодательном уровне как обязательство партнёров Общества продавать 
газ  в  значительных  объемах  на  хабах  для  придания  последним  ликвидности,  либо  за  счет 
искусственного стимулирования конкуренции. При этом участникам рынка навязывается мнение, 
что только цены хабов являются рыночными.  

С развитием торговых площадок цены на них начали формироваться под воздействием собственно 
спроса  и  предложения  на  газ,  но  при  всем  том  эти  цены  так  и  не  стали  отражением  общего 
рыночного равновесия на европейском газовом рынке, то есть не взяли на себя ту функцию, которая 
им зачастую приписывается партнерами ПАО «Газпром». 

Это происходит по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, хронического 
превышения  предложения  над  спросом.  Данная  ситуация  возникла  из-за  переконтрактованности 
газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что  совокупные  твердые 
обязательства  поставщиков  в  рамках  долгосрочных  контрактов  существенно  превышают 
реальные объемы потребления газа, поскольку основная масса контрактов была подписана в период 
до  кризиса 2008 г.,  когда  ожидалось,  что  потребление  газа  будет  постоянно  расти.  В  настоящее 
время,  в  результате  развития  ликвидных  хабов  у  оптовых  покупателей  появился  канал  для 
реализации  практически  любых  контрактных  объемов  по  форвардной  кривой  на  несколько  лет 
вперед, в том числе и сброса излишков, не подкрепленных реальным спросом. Этой возможностью 
они  активно  пользуются  в  целях  хеджирования  позиций,  а  также  выполнения  контрактных 
обязательств «бери или плати» перед поставщиками. 

Отвечая  на  вызовы  меняющегося  энергетического  рынка,  ПАО  «Газпром»  в  середине 2015 года 
объявило  о  намерении  протестировать  новый  механизм  продаж  газа  в  Европе  в  форме  газового 
аукциона.  Эта  форма  продаж  призвана  стать  дополнительным  инструментом,  и  не  является 
альтернативой системе долгосрочных контрактов, обеспечивающих энергетическую безопасность 
Европы.  

Первый  аукцион  был  проведен  ООО  «Газпром  экспорт»  в  сентябре 2015 года  с  поставкой  газа  в 
течение  зимы 2015/2016 гг.  в  несколько  пунктов  сдачи  в  Северо-Западной  Европе  на  выбор 
покупателей.  Несмотря  на  сложную  конъюнктуру  европейского  газового  рынка  на  аукционе  было 
реализовано 1,2 млрд  куб.  м  газа 16-ти  компаниям,  среди которых  как  традиционные  покупатели 
газа  в  рамках  действующих  контрактов,  так  и  новые  контрагенты  ООО  «Газпром  экспорт»,  по 
ценам, превышающим уровень цен на газ на торговых площадках.  

Следующим  шагом  стало  проведение  ООО  «Газпром  экспорт»  в  марте 2016 года  аукциона  для 
Прибалтийских государств (Литва/Латвия) с поставкой газа в течение II – IV кварталов 2016 г. В 
результате  на  аукционе  было  реализовано  более 420 млн  куб.  м  газа  в  основном  традиционным 
партнерам ПАО «Газпром» в данном регионе. 

С учетом результатов проведенных аукционов, созданный механизм аукционной торговли может и 
в  будущем  использоваться  ООО  «Газпром  экспорт»  для  осуществления  дополнительных 
балансировочных  продаж  в  зависимости  от  конъюнктуры  рынка  в  дополнение  к  портфелю 
долгосрочных контрактов. 

В  условиях  существенного  изменения  принципов  газового  ценообразования,  Компания  проводит 
работу по защите нефтяной индексации, которая является неоспоримым механизмом определения 
цен на газ.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 
обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 

 299

от  скважины  до  конечного  потребителя.  Использование  нефтепродуктовой  индексации 
апробировано  более  чем 40-летней  историей  развития  мирового  газового  рынка.  В  современных 
условиях нефтепродукты в газовой формуле играют роль универсального дефлятора. Их наличие не 
позволяет цене газа сильно оторваться от цен других сырьевых товаров.  

За  последнее  время  появилось  немало  исследований,  рассчитывающих  долю  газа  на  рынке, 
продаваемого с различной ценовой индексацией, с предсказаниями наступления точки невозврата – 
освобождения  газа  от  нефтяной  зависимости.  Однако  эта  точка,  на  наш  взгляд,  пока  не 
достигнута  и  не  будет  достигнута  до  тех  пор,  пока  четверо  основных  поставщиков  природного 
газа  в  Европу  (Россия,  Алжир,  Катар  и,  возможно,  в  будущем  Азербайджан)  сознательно  не 
откажутся  от  нефтяной  индексации  в  долгосрочных  контрактах.  Хотя  Норвегия  и  Нидерланды 
практически  перешли  на  индексацию  по  ценам  торговых  площадок  в  своих  контрактах,  этого 
недостаточно  для  изменения  системы  ценообразования.  При  этом,  привязке  к  ценам  торговых 
площадок  в  обязательном  порядке  сопутствует  изъятие  норвежской  компанией  «Статойл» 
дневной  и  значительной  степени  сезонной  гибкости,  в  настоящий  момент  сохраняющейся  в 
контрактах других поставщиков.  

Что  касается  других  крупных  поставщиков  газа,  данные  МЭА  по  поставкам  газа  говорят,  что  в 
условиях сокращающейся добычи стратегия компании «Sonatrach» заключается в диверсификации 
направлений  экспорта  за  счет  сжижения  газа  и  расширения  списка  европейских  покупателей,  а 
также перенаправления на азиатские рынки. 

Глобальной оптимизацией портфеля СПГ занимается и Катар, который добивается сокращения 
доли  твердых  обязательств  по  поставкам  СПГ  в  рамках  имеющихся  у  него  контрактов  с 
европейскими покупателями и увеличения в них доли «гибких» обязательств, дающих возможность 
отправлять  газ  не  только  в  Европу,  но  и  на  более  привлекательные  рынки  в  случае  наличия 
возможности для арбитражных операций.  

Помимо  экспорта  газа  на  основе  долгосрочных  контрактов,  Компания  также  расширяет 
деятельность  на  либерализованных  рынках,  в  том  числе  в  сфере  спотовой  и  краткосрочной 
торговли  природным  газом,  нефтью,  нефтепродуктами,  электроэнергией  и  квотами  на  выброс 
парниковых газов, а также развивает операции по продаже газа на розничном рынке.  Кроме того, 
ПАО «Газпром» уделяет внимание работе по расширению потребления газа на рынке Европы. Это 
относительно  новое  направление  деятельности  включает  участие  в  проектах  по  развитию 
использования  газа  в  электроэнергетике,  в  качестве  моторного  топлива,  а  также  новых  видах 
использования газа. 

Результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  в  полной  мере  соответствуют  современным 
тенденциям развития газодобывающей отрасли. Компания активно использует новые технологии, 
увеличивает  уровень  добычи  газа  за  счет  ввода  мощностей  на  действующих  и  новых  объектах, 
расширяет  и  модернизирует  газотранспортную  инфраструктуру.  ПАО  «Газпром»  является 
крупнейшей  газодобывающей  компанией,  обеспечивает  собственной  добычей 62% всех  объемов 
поставок газа по ГТС внутренним потребителям.  

 
 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

-  

Неопределенность  уровня  спроса  на  природный  газ  на  европейском  рынке.  На  уровень 

потребления  газа  в  Европе  продолжают  оказывать  давление  следующие  факторы:  стагнация 
промышленного  производства  в  Европе,  общее  снижение  спроса  на  электроэнергию  и  падение 
относительной  экономической  привлекательности  газа  в  электроэнергетике  по  сравнению  с 
субсидируемыми  возобновляемыми  источниками  энергии  и  углем,  цены  на  который  существенно 
снизились на фоне увеличения импорта дешевого угля из США, низкая стоимость квот на выбросы 
парниковых  газов  (углеродных  единиц),  а  также  рост  энергоэффективности  и  распространение 
энергосберегающих  технологий,  в  частности,  при  строительстве  новых  зданий.  Как  ожидается, 
такая ситуация в европейской экономике сохранится в краткосрочной перспективе. 

 300

В 2014 г.  на  фоне  чрезвычайно  тёплых  погодных  условий  потребление  природного  газа  в  странах 
Европы снизилось на 8% по сравнению с 2013 г. и составило порядка 507

1

 млрд куб. м. (источник: 

CEDIGAZ, Trends & Figures in 2014, сентябрь 2015 г.).  Вместе  с  тем,  предварительная  оценка 
европейской ассоциации газовых компаний Eurogas свидетельствует об умеренном (на 4,1%) росте 
спроса на газ в странах Евросоюза по итогам 2015 г.  (источник: пресс-релиз Eurogas от 30.03.2016). 
В качестве основных причин положительной динамики называются более благоприятные погодные 
условия,  оказавшие  стимулирующее  воздействие  на  использование  газа  в  коммунально-бытовом 
секторе, а также восстановление спроса на газ в электрогенерирующем и промышленном секторах 
ряда европейских стран. 

На  фоне  продолжающегося  в 2015 г.  снижения  собственной  добычи  возросла  потребность  стран 
ЕС в импорте газа.  В 2015 году экспорт газа ПАО «Газпром» в страны Европы составил 158,6 млрд. 
куб.  м  природного  газа,  что  на 8% превысило  аналогичный  показатель 2014 г.  Перспективы 
развития  спроса  на  газ  в  регионе  во  многом  будут  определяться  темпами  восстановления 
европейской  экономики,  политикой  стран  ЕС  в  области  атомной  и  возобновляемой  энергетики, 
энергосбережения и энергоэффективности, уровнем цен на выбросы парниковых газов. 

Изменение  конъюнктуры  на  газовом  рынке  в  результате  техногенной  катастрофы  в 

Японии.  

После аварии на АЭС Фукусима в марте 2011 г. в Японии на 50 ядерных реакторах была прекращена 
выработка  электроэнергии,  что  увеличило  загрузку  существующих  газовых  электростанций 
страны, и привело к существенному росту импорта Японией СПГ в последующие годы. 
Общая  экономическая  нестабильность  в  совокупности  с  проводимыми  Правительством  страны 
мерами 

по 

сокращению 

энергопотребления, 

продолжающимся 

развитием 

солнечной 

электрогенерации и перезапуском в августе 2015 г. 890 МВт электрогенерирующих мощностей на 
АЭС  Сэндай  (первом  предприятии,  прошедшем  процедуру  получения  разрешения  в  рамках  новых 
требований по обеспечению безопасности) – привели к снижению импорта СПГ Японией в 2015 г. 
на 3,3-4,0% относительно  показателей 2014 г.,  впервые  с  момента  аварии  (источники: 
HIS «Historical LNG Data Trade», январь 2016; Wood Mackenzie «LNG: 2015 in review», январь 2016). 

В тоже время в долгосрочной перспективе перезапуск АЭС, учитывая более длительный, чем ранее 
ожидалось, процесс получения разрешений (заявка на перезапуск реакторов АЭС «Сэндай», как и на 
большинстве пострадавших объектов, была подана в 2013 г.), сможет оказать заметное влияние 
на  уровень  потребления  СПГ  в  Японии  только  в  случае  одновременного  прекращения  выработки 
дополнительной  электроэнергии  из  нефти – вынужденной  меры,  принятой  после  аварии  на 
АЭС Фукусима.  Согласно  данным IHS, к 2020 г.  будет  перезапущено  всего  порядка 23 ГВт 
мощностей атомной электрогенерации – менее 50% от уровня 2010 г. 

Консолидация. За последние несколько лет стратегическая и конкурентная среда мировых 

нефтяного  и  газового  рынков  существенно  изменилась  в  связи  с  активно  идущими  процессами 
слияния  и  поглощения  компаний.  Они  обусловлены  стремлением  к  увеличению  доходов, 
обострением 

конкуренции, 

растущим 

потенциалом 

использования 

представляющихся 

возможностей развития деятельности. 

Развитие  техники  и  технологии.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли 

заметно  улучшили  технико-экономические  показатели  разведки  и  разработки  запасов 
углеводородов. 

Вырос 

удельный 

вес 

успешных 

геологических 

изысканий, 

увеличилась 

продолжительность эксплуатации месторождений и степень извлекаемости разведанных запасов 
при  одновременном  сокращении  издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто 
благодаря  активному  и  эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые 
технологии  стали  относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для 
достижения своих стратегических и финансовых целей стремится применять собственные новые 
разработки в практической деятельности. 

Охрана окружающей среды и социальные факторы. Нефтяные и газовые компании во всем 

мире  сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 
ПАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 
международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 

                                                           

1

 

объемы природного газа приведены в соответствии с российскими стандартами учета (теплотворная способность 

8850 ккал/м

3

 и температура 20 градусов С). 

 301

экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 
приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ПАО  «Газпром»  также  предопределяют 
особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 
принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 
активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 
благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 
благополучия людей. 

В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 
влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 
зачастую  условия,  присущие  отдельной  стране  или  региону,  оказывают  более  существенное 
влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 

К  основным  факторам,  которые  могут  в  наибольшей  степени  негативно  повлиять  на 
возможность  получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по 
сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести  риски, 
связанные  со  снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным 
регулированием  оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  конкуренцией  со  стороны  других 
поставщиков  газа,  включая  поставщиков  альтернативных  видов  энергоносителей  (жидкое 
топливо,  уголь).  Также  влияние  на  результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  могут  оказать 
финансовые риски (изменение валютных курсов, процентных ставок). 

Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 
представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что  указанные  события/факторы  в  большинстве 
случаев находятся вне контроля Общества. 

Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 
ПАО «Газпром»  являются  повышение  конкурентоспособности  Общества  за  счет  внедрения  и 
использования  технических  и  технологических  инноваций  дальнейшего  развертывания  программ 
импортозамещения,  а  также  в  результате  работы  по  оптимизации  затрат.  Благодаря 
централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных  маршрутов 
транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным  запасом 
прочности  и  способна  бесперебойно  поставлять  газ  даже  при  пиковых  сезонных  нагрузках. 
Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 
продуктовый  портфель  группы  компаний  ПАО «Газпром»  включает  трубопроводный  природный 
газ,  нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  газомоторное  топливо,  продукты 
переработки  нефти,  газа  и  газового  конденсата,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы, 
электро-  и  теплоэнергию.  Обществом  проводятся  меры  по  диверсификации  способов 
транспортировки  газа – строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ-
проектов; осуществляется подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных 
рынках, в т.ч. Китая, Индии, Японии и Южной Кореи.
 
 
 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

Конкуренция на рынке России. 

В 

соответствии 

с 

действующим 

законодательством 

Российской 

Федерации 

сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 
монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 
предоставляет  ПАО  «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 
Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 
ПАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 июля 1997  г.  № 858 «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 
системе  Открытого  акционерного  общества  «Газпром»  с  изменениями  и  дополнениями, 
внесенными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 3 мая 2001 г.  № 334 
«Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».   

В настоящее время группа компаний ПАО «Газпром» осуществляет более 65% всей добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения  и 
реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на  газ,  реализуемый 
ПАО «Газпром»  потребителям  Российской  Федерации,  а  также  тарифы  на  услуги  по 
транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 
регулирующим  государственным  органом - Федеральной  антимонопольной  службой.  На  долю 

 302

независимых  газодобывающих  организаций,  которым  предоставлено  право  реализовывать  газ  по 
нерегулируемым (рыночным) ценам, складывающимся на основе спроса и предложения, приходится 
порядка 25% объема добычи газа в России.  

Доля  транспортировки  по  ЕСГ  газа  независимых  поставщиков  в  общем  объеме  транспортировки 
газа, %: 

2014 г. 2015 

г. 3 

месяца 2016 г. 

21,86% 22,87% 

19,75% 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  деятельность,  в  основном,  на  регулируемом  сегменте  российского 
рынка  природного  газа,  что  ограничивает  его  конкурентные  возможности  по  сравнению  с 
независимыми производителями, реализующими свой газ по нерегулируемым ценам, что позволяет 
им предлагать покупателям более выгодную ценовую политику при оплате за газ.   

Основными  конкурентами  Общества  являются  такие  независимые  производители  газа,  как 
ОАО «НОВАТЭК»,  ОАО «НК  «Роснефть»,  ПАО «ЛУКОЙЛ»,  поставляющие  в  газотранспортную 
систему  (ГТС)  около 95%  объемов  газа,  суммарно  сдаваемого  в  ГТС  всеми  независимыми 
производителями.  

Для  независимых  производителей  сложились  более  благоприятные  условия  реализации  газа 
отечественным  потребителям,  что  приводит  к  постепенному  вытеснению  газа  Общества  из 
регионов  и  увеличению доли  независимых  производителей  на  российском  рынке.  Основная  часть 
реализуемого  ими  газа  поставляется  платежеспособным  промышленным  потребителям  в 
субъектах  РФ,  наиболее  близким  к  местам  добычи.  Ряд  областей  снабжается  только  газом 
независимых  производителей - это  Свердловская,  Челябинская,  Костромская  области.   Большую 
долю  в  общих  поставках  газа  в  регион  независимые  производители  занимают  в  Липецкой, 
Новосибирской,  Тюменской  областях,  ХМАО  и  Пермском  крае.  При  этом  в  ряде  регионов 
Центрального, Южного и Северо-западного федеральных округов в связи с их удаленностью от мест 
добычи поставки газа независимых производителей не осуществляются. 
 
 
Конкуренция на рынке стран бывшего СССР. 

Исторически магистральная система транспорта газа стран бывшего СССР создавалась как часть 
единой  системы  газоснабжения  СССР,  поэтому  технологически  эти  страны  находятся  в 
зависимости  от  поставок  газа  по  магистральной  сети  газопроводов,  принадлежащих 
ПАО «Газпром». В свою очередь, ПАО «Газпром» также находится в зависимости от этих стран в 
области транзита природного газа в Европу и в Калининградскую область. В данных государствах, 
кроме  государств  Средней  Азии,  нет  крупных  месторождений,  способных  обеспечить  их 
внутренние  потребности  в  природном  газе.  После  распада  Советского  Союза  независимые 
государства оказались не в состоянии в полном объеме оплачивать поставки природного газа, что 
привело  к  возникновению  значительной  задолженности  перед  ПАО  «Газпром».  В  результате 
ПАО «Газпром» пришлось существенно сократить поставки газа в некоторые государства СНГ. 

В  декабре 2014 г.  был  введен  в  эксплуатацию  СПГ-терминал  в  Клайпеде  (Литва)  проектной 
мощностью  до 4 млрд  куб.  м  в  год.  Компания UAB Litgas заключила  договор  сроком  на 5 лет  с 
компанией Statoil ASA о  поставках  СПГ  в  объеме 540 млн  куб.  м  в  год,  что  соответствует 
постановлению правительства Литвы об эксплуатации СПГ-терминала.  
 

Конкуренция на европейском рынке. 

ПАО «Газпром» на протяжении многих лет является самым крупным экспортером природного газа 
в  мире  и  в  Европе,  в  частности.  При  этом  в  Западной  Европе  и,  в  заметно  меньшей  степени,  в 
Центральной  Европе,  ПАО  «Газпром»  конкурирует  с  другими  крупными  поставщиками  газа, 
такими  как  «Статойл» (Норвегия), «СОНАТРАК» (Алжир), «ГазТерра» (ранее  «Газюни») 
(Нидерланды), а также с «гибкими» объемами СПГ из Катара.  

На  европейском  рынке  после  вступления  в  силу  в 1998 г.  Директивы  Европейского  Союза  по  газу, 
целью  которой  является  либерализация  рынка,  начался  процесс  значительных  структурных 
изменений, который продолжается и в настоящее время. В результате в условиях существенного 
превышения предложения газа над спросом все более обостряется конкуренция между основными 
поставщиками  этого  энергоносителя  в  регион - Россией,  Норвегией,  Алжиром,  Нидерландами. 
Однако значительные разведанные запасы газа, контролируемые ПАО «Газпром», дают Обществу 
весомые преимущества в конкурентной борьбе. 

 303

Добыча  природного  газа  в  Европе  имеет  тенденцию  к  снижению  вследствие  истощения  его 
разведанных запасов. Однако по итогам 2015 г. Норвегия нарастила экспорт этого энергоносителя 
благодаря решению ряда инфраструктурных проблем. 

С 2014 г. правительство Нидерландов реализует политику, направленную на консервацию ресурсов. 
В  связи  с  участившимися  случаями  землетрясений 23 июня 2015 г.  Правительство  Нидерландов 
понизило  предельный  уровень  добычи  на  второе  полугодие 2015 г.  на  крупнейшем  в  стране 
месторождении  «Гронинген»  до 13,5 млрд  куб.  м,  что  соответствует 30 млрд  куб.  м  для  всего 
2015 г.,  в  экстренных  случаях  добыча  может  быть  увеличена  на 2 млрд куб. м.  Позже,  в  ноябре 
2015 г.,  предельный  уровень  добычи  для  месторождения  был  понижен  до 27 млрд  куб.  м  для  всего 
2015 газового года. 

Экспорт  газа  из  Алжира  (трубопроводный  и  в  виде  СПГ)  снижается  с 2010 г.  как  следствие 
сокращения добычи. 

Основной причиной роста поставок катарского СПГ на европейский рынок по итогам 2015 г. стало 
существенное сокращение уровня ценовой премии на рынках АТР по отношению к ценам на СПГ на 
рынках  Европы  и  появление  экономической  целесообразности  перенаправления  в  Европу  части 
грузов, поставлявшихся в АТР на «гибких» условиях. 

В 2015 г.  объем  добычи  газа  в  Европе  остался  на  низких  уровнях  прошлого  года.  В  то  же  время, 
несмотря на рост потребления, отборы газа из ПХГ внесли вклад в увеличение объемов доступного 
на рынке газа, ограничив таким образом темпы роста потребности в импорте.  

ПАО «Газпром» в 2015 г. обеспечило почти треть спроса на природный газ в Европе. 

Основным  внешним  рынком  сбыта  российского  природного  газа  является  Западная  Европа,  на 
которую  приходится  более 80% экспорта  данного  товара.  При  этом  в 2015 г.  ПАО  «Газпром» 
обеспечило  примерно  треть  потребления  газа  и  две  трети  потребностей  в  импорте  Западной 
Европы. 

Традиционно важную роль в экспортной политике ПАО «Газпром» играет центрально-европейский 
газовый  рынок,  вследствие  его  географической  близости  к  России  и  доминирующего  положения 
российского  газа  на  нем.  На  этот  рынок  приходится  около 20% экспорта  природного  газа 
Общества.  Удельный вес российского  газа  в  потреблении  этого энергоносителя в 2015 г.  составил 
около 50%. ПАО «Газпром» обеспечило почти 80% совокупной потребности в импорте природного 
газа странами Центральной Европы. 

Страна 

2010 г. 2011 

г. 2012 

г. 2013 

г. 2014 

г. 2015 

г. 

Продажи газа в Европу

(1)

, млрд. куб. м 

Россия (ПАО «Газпром»

(2)

138,6 150,0 138,8 161,5 146,6 158,6 

Норвегия 

114,4 109,0 120,6 114,8 115,6 125,5 

Нидерланды 

76,5 72,5 72,1 77,7 63,1 48,6 

Алжир («Сонатрак»)  56,1 51,1 49,9 43,8 38,9 36,1 
Катар («КатарГаз», 
«РасГаз») 

36,4 43,2 31,7 24,4 23,7 28,1 

Доля на европейском рынке

(3)

, % 

Россия (ПАО «Газпром») 

23,0 27,2 25,6 29,9 30,2 30,9 

Норвегия 

19,0 19,8 22,2 21,2 23,8 24,5 

Нидерланды 

12,7 13,1 13,3 14,4 13,0  9,5 

Алжир («Сонатрак»)  9,3 9,3 9,2 8,1 8,0 7,0 
Катар («КатарГаз», 
«РасГаз») 

6,0 7,8 5,8 4,5 4,9 5,5 

Источник: МЭА (Международное энергетическое агентство), Евростат, Cedigaz, ПАО «Газпром» 

(1)

 Все объемы природного газа приведены в соответствие с российскими стандартами учета (высшая теплотворная 

способность 8850 ккал за 1 куб м при температуре 20 градусов С). 

(2)

  Поставки  в  страны  Европы  по  контрактам  ООО «Газпром  экспорт»  без  учёта  поставок  «Газпром  Швайц»  в 

Дальнее Зарубежье, составивших 0,945 млрд куб. м в 2015 г. 

(3)

 К европейскому рынку относятся страны ЕС-28 за исключением стран Прибалтики, а также Босния и Герцеговина, 

Македония, Норвегия, Сербия, Турция и Швейцария.

 

В  приведенной  ниже  таблице  факторов  конкурентоспособности  ПАО  «Газпром»  на  европейском 
рынке  рейтинг  важности  фактора  определяется  в  долях,  в  зависимости  от  влияния  на 
конкурентоспособность.  Итоговое  значение  конкурентоспособности  определяется  как  сумма 
произведений  балла  участника  рынка и  рейтинга важности  фактора.  Вместе  с  тем  отсутствие 
утвержденных  методик  определения  важности  факторов  конкурентоспособности  не  позволяет 

 304

однозначно утверждать, что перечисленные факторы были приняты во внимание в той степени, в 
которой они реально оказывают влияние на рынок. 

 
Анализ факторов конкурентоспособности ПАО «Газпром» 

Наименование фактора 

Рейтинг 

важности 

фактора 

ПАО 

«Газпром» 

Конкурент 1 

Конкурент 2 

Конкурент 3  Конкурент 4

 

 

 

 «Статойл» «СОНАТРАК» «ГазТерра» 

«КатарГаз», 

«РасГаз» 

Цена 

0,1 5 

5  4 

Географическое 
положение 

0,2 2 

5  4 

Наличие долгосрочных 
контрактов 

0,3 5 

5  3 

Размер разведанных 
запасов газа 

0,3 5 

2  5 

Качество товара 

0,1 5 

5  5 

Итоговое значение 
конкурентоспособности 
предприятия 

 4,4 3,9 4,0 4,1 4,1 

 
 

 

Раздел V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов 

управления эмитента, органов эмитента по контролю за его 

финансово‐хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о 

сотрудниках (работниках) эмитента 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

Полное описание структуры органов управления эмитента и их компетенции в соответствии с уставом 
(учредительными документами) эмитента: 

Высшим  органом  управления  Общества  является  Общее  собрание  акционеров.  Общество  обязано 
ежегодно  проводить  годовое  Общее  собрание  акционеров.  Годовое  Общее  собрание  акционеров 
проводится не  ранее  чем  через  два  месяца  и  не  позднее  чем  через  шесть  месяцев  после окончания 
финансового года. На годовом Общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании 
Совета директоров Общества, избрании Ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора 
Общества,  утверждении  годовых  отчетов,  годовой  бухгалтерской  отчетности,  в  том  числе 
отчетов о прибылях и об  убытках (счетов прибылей и убытков) Общества, а также распределение 
прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в 
качестве  дивидендов  по  результатам    первого  квартала,  полугодия,  девяти  месяцев  финансового 
года)
  и  убытков  Общества  по  результатам  финансового  года.  На  годовом  Общем  собрании 
акционеров  могут  решаться  и  иные  вопросы,  отнесенные  к  компетенции  Общего  собрания 
акционеров  Общества.  Проводимые  помимо  годового  Общие  собрания  акционеров  являются 
внеочередными.  

Совет  директоров  Общества  осуществляет  общее  руководство  деятельностью  Общества,  за 
исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к 
компетенции  Общего  собрания  акционеров.  Члены  Совета  директоров  Общества  избираются 
Общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных 
обществах» и Уставом, на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. Если годовое 
Общее  собрание  акционеров  не  было  проведено  в  сроки,  установленные  пунктом 1 статьи 47 
Федерального  закона  «Об  акционерных  обществах»,  полномочия  Совета  директоров  Общества 
прекращаются,  за  исключением  полномочий  по  подготовке,  созыву  и  проведению  годового  Общего 
собрания акционеров. 

Лица,  избранные  в  состав  Совета  директоров  Общества,  могут  переизбираться  неограниченное 
число  раз.  По  решению  Общего  собрания  акционеров  полномочия  Совета  директоров  Общества 
могут быть прекращены досрочно. Решение Общего собрания акционеров о досрочном прекращении 

 305

полномочий  членов  Совета  директоров  может  быть  принято  только  в  отношении  всех  членов 
Совета  директоров  Общества.  Членом  Совета  директоров  Общества  может  быть  только 
физическое лицо. Член Совета директоров Общества может не быть акционером Общества. 

Члены  коллегиального  исполнительного  органа  Общества  не  могут  составлять  более  одной 
четвертой  состава  Совета  директоров  Общества.  Лицо,  осуществляющее  функции  единоличного 
исполнительного  органа,  не  может  быть  одновременно  Председателем  Совета  директоров 
Общества. Количественный состав Совета директоров Общества определяется Общим собранием 
акционеров,  но  не  может  быть  менее 9 членов.  Выборы  членов  Совета  директоров  Общества 
осуществляются  кумулятивным  голосованием.  При  кумулятивном  голосовании  число  голосов, 
принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в 
Совет  директоров  Общества,  и  акционер  вправе  отдать  полученные  таким  образом  голоса 
полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. 

Избранными  в  состав  Совета  директоров  Общества  считаются  кандидаты,  набравшие 
наибольшее  число  голосов.  Годовым  Общим  собранием  акционеров 1996 года  определен  численный 
состав Совета директоров Общества - 11 человек (протокол собрания от 31.05.1996). Председатель 
Совета  директоров  Общества  избирается  членами  Совета  директоров  Общества  из  их  числа 
большинством  голосов  от  общего  числа  голосов  членов  Совета  директоров  Общества.  Совет 
директоров  Общества  избирает  заместителя  Председателя  Совета  директоров  из  числа  членов 
Совета  директоров  большинством  голосов  от  общего  числа  голосов  членов  Совета  директоров. 
Совет  директоров  Общества  вправе  в  любое  время  переизбрать  своего  Председателя  и/или  его 
заместителя  квалифицированным  большинством  голосов - не  менее  двух  третей  голосов  членов 
Совета директоров. 

Исполнительными  органами  Общества  являются:  Председатель  Правления  Общества 
(единоличный  исполнительный  орган)  и  Правление  Общества  (коллегиальный  исполнительный 
орган).  Исполнительные  органы  подотчетны  Совету  директоров  Общества  и  Общему  собранию 
акционеров.  Председатель  Правления  и  члены  Правления  Общества  избираются  Советом 
директоров Общества сроком на 5 лет. Совет директоров Общества вправе в любое время принять 
решение  о  досрочном  прекращении  полномочий  Председателя  Правления  Общества,  членов 
Правления Общества и об образовании новых исполнительных органов. 

Права  и  обязанности  Председателя  Правления  Общества,  членов  Правления  Общества  по 
осуществлению  руководства  текущей  деятельностью  Общества  определяются  Федеральным 
законом  «Об  акционерных  обществах»,  иными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и 
договором, заключаемым каждым из них с Обществом. Договор от имени Общества подписывается 
Председателем  Совета  директоров  Общества  или  лицом,  уполномоченным  Советом  директоров 
Общества.  На  отношения  между  Обществом  и  Председателем  Правления  Общества  и  членами 
Правления 

Общества 

действие 

законодательства 

Российской 

Федерации 

о 

труде 

распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона «Об акционерных 
обществах».  Совмещение лицом, осуществляющим функции Председателя Правления Общества, и 
членами  Правления  Общества  должностей  в  органах  управления  других  организаций  допускается 
только с согласия Совета директоров Общества. 

К  компетенции  исполнительных  органов Общества  относятся  все  вопросы  руководства текущей 
деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания 
акционеров  или  Совета  директоров  Общества.  Исполнительные  органы  Общества  организуют 
выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества. 
 
Компетенция  общего  собрания  акционеров  эмитента  в  соответствии  с  его  уставом  (учредительными 
документами): 

1. К компетенции Общего собрания акционеров Общества относятся: 

1) внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение Устава Общества в новой 
редакции; 

2) реорганизация Общества; 

3) ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и 
окончательного ликвидационных балансов; 

4)  определение  количественного  состава  Совета  директоров  Общества,  избрание  его  членов  и 
досрочное прекращение их полномочий; 

5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, 
предоставляемых этими акциями; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..