ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2016 года - часть 31

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2016 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2016 года - часть 31

 

 

273

Республики Болгария № 77501 от 12 сентября 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Эстония № 48640 от 15 сентября 2011 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики 
и развития Туркменистана № 11151 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06391 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41077. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  № 17309 от 
19 сентября 2013 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 41468 от 28 августа 2013 года. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  (знака  обслуживания) 
Агентства  интеллектуальной  собственности  Республики  Армения   
№ 15685 от 06 июля 2010 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60300 от 29 декабря 2009 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 
Молдова № 20185 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия  № 
Z20091477 от 09 ноября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 
Республики № 2010 1266 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 
интеллектуальной  собственности  Грузии  №  М 20778 от 24 сентября 
2010 года. 

Службы  по  товарным  знакам  Ведомства  по  развитию  внутренней 
торговли  Арабской  Республики  Египет  № 236203 от 07 февраля 2011 
года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики 
и развития Туркменистана № 11153 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

Интеллектуальной  Собственности  Боснии  и  Герцеговины  № 
BAZ0914230 от 23 мая 2012 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06394 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Национального института 
стандартизации  и  промышленной  собственности  Министерства 
промышленности Республики Тунис № TN/E/2011/2084. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Ведомства  по 
регистрации  компаний  и  промышленной  собственности  Исламской 
Республики Иран № 183267 от 24 сентября 2012 года. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  № 17306 от 

274

19 сентября 2013 года. 

Свидетельство о регистрации Национального института промышленной 
собственности Алжира № 80847 от 12 декабря 2011 года. 

 
 
 
 

 

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60165 от 17 декабря 2009 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Румынии    № 104052. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной  службы  Кыргызской  Республики  № 10287 от 30 сентября 
2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  № 129783 от 
11 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 34756 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  № MGU 21116 от 
05 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 76798 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06395 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41043. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 
Таджикистан № TJ 10539. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60166 от 17 декабря 2009 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Румынии № 103975. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной  службы  Кыргызской  Республики  № 10286 от 30 сентября 
2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  № 129782 от 
11 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 34755 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  № MGU 21115 от 
05 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 76799 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06396 от 18 марта 2013 
года. 

275

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41042. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 
Таджикистан №TJ 10547. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00152 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной собственности Украины № 174859 от 27 августа 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51790. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00151 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной собственности Украины № 174860 от 27 августа 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51791. 

 

POLYANA 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00150 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  № 182794 от 11 марта 2014 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51792. 

 

ПОЛЯНА 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00149 от 10 декабря 2012 года. 
Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  № 182795 от 11 марта 2014 
года. 
Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51793. 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарных  знаков  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№ 15826607, 
15826606, 15826605, 15826604, 15826603, 15826602, 15826601, 15826600, 
15826599, 15826598. 

 

Свидетельства  о  регистрации  товарных  знаков  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№ 15826645, 
15826644, 15826643, 15826642, 15826641, 15826640, 15826639, 15826638, 
15826637, 15826636. 

  Свидетельства  о  регистрации  товарных  знаков  Государственного 

Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№ 15826635, 
15826634, 15826633, 15826632, 15826631, 15826629, 15826628, 15826627, 
15826626. 

276

 

Свидетельства  о  регистрации  товарных  знаков  Государственного 
Управления  по  промышленности  и  торговле  Патентного  Ведомства 
Китайской  Народной  Демократической  Республики  №№ 15826625, 
15826624, 15826623, 15826622, 15826621, 15826620, 15826619, 15826618, 
15826617, 15826616. 

Факторы риска, связанные с возможностью истечения сроков действия основных для эмитента патентов, 
лицензий на использование товарных знаков. 
Риски,  связанные  с  возможностью  истечения  сроков  действия  основных  патентов,  минимальны, 
поскольку 

средний 

возраст 

подавляющего 

большинства 

объектов 

интеллектуальной 

собственности  составляет 5-7 лет,  что  значительно  меньше  установленного  Гражданским 
кодексом Российской Федерации срока действия патента на изобретение, составляющего 20 лет с 
даты приоритета. 
 
 
 
 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности 
эмитента 

Российский рынок. 

Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 
обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 
добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

 

2011  2012 2013 2014 

 2015  2016 

ожид. * 

Добыча газа в России (млрд куб.м) 

670,7 654,4 668,2 642,1 635,5  632,0 

Добыча газа Группой Газпром (млрд куб.м) 

513,2 487,0 487,4 443,9 418,5  417,2 

 

Добыча газа Группой Газпром в % от 
добычи газа в России 

76,5% 74,5% 72,9% 69,1% 65,8%  66,0% 

* I квартал – отчет, II квартал – предварительный отчет, III и IV кварталы – план. 

К 2020 г.  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 
конъюнктуры  внешнего  рынка  объем  добычи  газа  ПАО  «Газпром»  может  составить  порядка                      
450-510 млрд куб. м. Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу 
остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.  

Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  являются 
полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 
Дальний  Восток,  где  добыча  газа  будет  развиваться  на  базе  освоения  месторождений  на  о. 
Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.  

Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 
производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 
реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 
извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 
безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 
намечаются  рост  производства  моторного  топлива,  сжиженных  газов  и  серы,  получение 
полиэтилена и, при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка, метанола.  

ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.  

ПАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 
рынка  и  собственником  Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию 

277

подлежат  только  цены  на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  Газпром  и 
поставляемый российским потребителям. Цены на нефть, уголь и газ, продаваемый независимыми 
производителями, формируются на рыночной договорной основе. 

Позиция  ПАО  «Газпром»  заключается  в  том,  что  и  на  внутреннем  газовом  рынке  цены  должны 
поэтапно  достигать  экономически  обоснованного  уровня  и  поэтапно  внедряться  рыночные 
механизмы  по  их  формированию.  В  качестве  меры  по  повышению  конкурентных  преимуществ 
ПАО «Газпром»  перед  независимыми  производителями  необходимо  осуществить  скорейший 
переход  от  директивного  регулирования  оптовых  цен  на  газ  к  регулированию  их  предельного 
максимального  уровня  с  целью  обеспечения  возможности  Обществу  формировать  более  гибкую 
ценовую политику.  

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 
323 «О  реализации  природного  газа  на  организованных  торгах  и  внесении  изменений  в  акты 
Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам  государственного  регулирования  цен  на  газ  и 
доступа  к  газотранспортной  системе  открытого  акционерного  общества «Газпром» (с  учетом 
изменений,  внесенных  постановлением  Правительства  Российской  федерации  от 19 июня 2014 г.         
№ 566), в целях развития рыночных принципов ценообразования, Обществу и его аффилированным 
лицам разрешено реализовывать по нерегулируемым государством ценам на организованных торгах 
начиная с 2013 года до 17,5 млрд куб. м. газа.  

В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта 2 раздела II Протокола  заседания  Комиссии  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 
экологической  безопасности  от 4 июня 2014 года  №  А4-26-368  ПАО  «Газпром»  совместно  с 
ЗАО «СПбМТСБ» и РДК (ЗАО) обеспечило принятие мер, необходимых для начала биржевых торгов 
природным  газом  на  Санкт-Петербургской  Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая 
торговля газом является важным инструментом в области формирования рыночных принципов и 
повышения  прозрачности  ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных 
индикаторов для системы ценообразования. 

За I полугодие 2016 года в ходе торгов природным газом в Секции «Газ природный» ЗАО «СПбМТСБ» 
с периодом поставки «месяц» реализовано 6 851,1 млн куб. м газа, в том числе 3 062,4 млн куб. м газа 
ПАО «Газпром», из них: 

- на балансовом пункте КС «Надым» - 2 077,3 млн куб. м; 
- на балансовом пункте КС «Вынгапуровская» -  914,3 млн куб. м; 
- на балансовом пункте КС «Южно-Балыкская» - 70,8 млн куб. м. 

Уровень  средних  цен  реализации  газа  продавцами  по  итогам I полугодия 2016 года  на  балансовом 
пункте «КС Надым» на 4,5% ниже регулируемой оптовой цены для ЯНАО, а на балансовом пункте 
«КС Вынгапуровская» на 5,7%. 

Кроме  того,  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
28 мая 2007  г.  № 333 «О  совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ», 
ПАО «Газпром»  разрешена  продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в 
регулируемом  диапазоне  предельных  максимального  и  минимального  уровней  для  следующих  групп 
конечных потребителей (кроме населения): 

- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;  

- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г.  

За I квартал 2016 года реализовано указанным выше группам потребителей 7,5 млрд куб. м газа. При 
этом  превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими 
регулируемыми оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 5%. 

В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в 2010 г. 
Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 
на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 
на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт,  будут  зависеть  от  динамики  сближения  доходности  поставок  газа  на  внутренний  и 

278

внешний  рынки,  и  определяться  исходя  из  множества  факторов,  в  том  числе  социально-
экономического  характера,  от  развития  ценовой  конъюнктуры  на  внешних  рынках  газа,  и 
определяемых Правительством Российской Федерации параметров изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся  позиций  в  условиях  сокращения  спроса  на  газ  в  Европе  являются  солидный  портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также функционирующие мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации - собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 
соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт, проявляя гибкость в отношениях с партнерами, при этом сохраняя основные положения 
контрактов, определяющие баланс интересов между поставщиком и покупателем.  

Отвечая  на  вызовы  меняющегося  энергетического  рынка,  ПАО  «Газпром»  в  середине 2015 года 
объявило  о  намерении  протестировать  новый  механизм  продаж  газа  в  Европе  в  форме  газового 
аукциона.  Эта  форма  продаж  призвана  стать  дополнительным  инструментом,  и  не  является 
альтернативой системе долгосрочных контрактов, обеспечивающих энергетическую безопасность 
Европы.  

Первый  аукцион  был  проведен  ООО  «Газпром  экспорт»  в  сентябре 2015 года  с  поставкой  газа  в 
течение  зимы 2015/2016 гг.  в  несколько  пунктов  сдачи  в  Северо-Западной  Европе  на  выбор 
покупателей.  Несмотря  на  сложную  конъюнктуру  европейского  газового  рынка  на  аукционе  было 
реализовано 1,2 млрд  куб.  м  газа 16-ти  компаниям,  среди которых  как  традиционные  покупатели 
газа  в  рамках  действующих  контрактов,  так  и  новые  контрагенты  ООО  «Газпром  экспорт»,  по 
ценам, превышающим уровень цен на газ на торговых площадках.  

Следующим  шагом  стало  проведение  ООО  «Газпром  экспорт»  в  марте 2016 года  аукциона  для 
Прибалтийских государств (Литва/Латвия) с поставкой газа в течение II – IV кварталов 2016 г. В 
результате  на  аукционе  было  реализовано  более 420 млн  куб.  м  газа  в  основном  традиционным 
партнерам ПАО «Газпром» в данном регионе. 

31  августа, 1 и 2 сентября 2016 года  «Газпром  экспорт»  намерен  провести  аукцион  по  продаже 
российского природного газа с поставкой в течение зимнего периода 2016/2017 гг.  Как и на первом 
аукционе, который прошел в сентябре 2015 года, газ будет предложен в пунктах сдачи Грайфсвальд, 
Газпул  и  Ольбернау.  В  дополнение  к  вышеуказанным  направлениям  покупатели  также  получат 
возможность отбирать газ в рамках аукциона в Баумгартене и Арнольдштайне. 

С учетом результатов проведенных аукционов, созданный механизм аукционной торговли может и 
в  будущем  использоваться  ООО  «Газпром  экспорт»  для  осуществления  дополнительных 
балансировочных  продаж  в  зависимости  от  конъюнктуры  рынка  в  дополнение  к  портфелю 
долгосрочных контрактов. 

В настоящее время в Европе цены хабов, фактически, превратились в основной ценовой ориентир 
для  оптового  рынка  газа.  Превращение  цен  хабов  в  «отраслевой  стандарт»  ценообразования 
закрепляется либо на законодательном уровне как обязательство партнёров Общества продавать 
газ  в  значительных  объемах  на  хабах  для  придания  последним  ликвидности,  либо  за  счет 

279

искусственного стимулирования конкуренции. При этом участникам рынка навязывается мнение, 
что только цены хабов являются рыночными.  

С развитием торговых площадок цены на них начали формироваться под воздействием собственно 
спроса  и  предложения  на  газ,  но  при  всем  том  эти  цены  так  и  не  стали  отражением  общего 
рыночного равновесия на европейском газовом рынке, то есть не взяли на себя ту функцию, которая 
им зачастую приписывается партнерами ПАО «Газпром». 

Это происходит по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, хронического 
превышения  предложения  над  спросом.  Данная  ситуация  возникла  из-за  переконтрактованности 
газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что  совокупные  твердые 
обязательства  поставщиков  в  рамках  долгосрочных  контрактов  существенно  превышают 
реальные объемы потребления газа, поскольку основная масса контрактов была подписана в период 
до  кризиса 2008 г.,  когда  ожидалось,  что  потребление  газа  будет  постоянно  расти.  В  настоящее 
время,  в  результате  развития  ликвидных  хабов  у  оптовых  покупателей  появился  канал  для 
реализации  практически  любых  контрактных  объемов  по  форвардной  кривой  на  несколько  лет 
вперед, в том числе и сброса излишков, не подкрепленных реальным спросом. Этой возможностью 
они  активно  пользуются  в  целях  хеджирования  позиций,  а  также  выполнения  контрактных 
обязательств «бери или плати» перед поставщиками. 

В условиях существенного изменения принципов газового ценообразования, Компания считает, что 
нефтяная индексация сохраняет свою актуальность, поскольку нефть и природный газ являются 
конкурирующими  между  собой  видами  топлива  в  промышленном,  коммерческо-бытовом  и 
транспортном секторах.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 
обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 
от  скважины  до  конечного  потребителя.  Использование  нефтепродуктовой  индексации 
апробировано  более  чем 40-летней  историей  развития  мирового  газового  рынка.  В  современных 
условиях нефтепродукты в газовой формуле играют роль универсального дефлятора. Их наличие не 
позволяет цене газа сильно оторваться от цен других сырьевых товаров.  

 
 
 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

-  

Неопределенность  уровня  спроса  на  природный  газ  на  европейском  рынке.  На  уровень 

потребления  газа  в  Европе  продолжают  оказывать  давление  следующие  факторы:  стагнация 
промышленного  производства  в  Европе,  общее  снижение  спроса  на  электроэнергию  и  падение 
относительной  экономической  привлекательности  газа  в  электроэнергетике  по  сравнению  с 
субсидируемыми  возобновляемыми  источниками  энергии  и  углем,  цены  на  который  существенно 
снизились на фоне увеличения импорта дешевого угля из США, низкая стоимость квот на выбросы 
парниковых  газов  (углеродных  единиц),  а  также  рост  энергоэффективности  и  распространение 
энергосберегающих  технологий,  в  частности,  при  строительстве  новых  зданий.  Как  ожидается, 
такая ситуация в европейской экономике сохранится в краткосрочной перспективе. 

По  предварительной  оценке  потребление  газа  странами  Европы  в 2015 г.  выросло  относительно 
уровня 2014 г.  на 5,5% и  составило  порядка 513

1

  млрд  куб.  м.  В  качестве  основных  причин 

положительной  динамики  называются  более  благоприятные  погодные  условия,  оказавшие 
стимулирующее  воздействие  на  использование  газа  в  коммунально-бытовом  секторе,  а  также 
восстановление спроса на газ в электрогенерирующем и промышленном секторах ряда европейских 
стран. 

                                                           

1

 

рассчитано на основе данных Международного энергетического агентства с приведением объемов природного газа 

к российским стандартным условиям (теплотворная способность 8850 ккал/м

3

 и температура 20 °С). 

280

На  фоне  продолжающегося  в 2015 г.  снижения  собственной  добычи  возросла  потребность  стран 
ЕС  в  импорте  газа.  В 2015 году  экспорт  газа  ПАО  «Газпром»  по  контрактам 
ООО «Газпром экспорт» в страны дальнего зарубежья составил 158,6 млрд куб. м природного газа, 
что  на 8% превысило  аналогичный  показатель 2014 г.  Перспективы  развития  спроса  на  газ  в 
регионе  во  многом  будут  определяться  темпами  восстановления  европейской  экономики, 
политикой  стран  ЕС  в  области  атомной  и  возобновляемой  энергетики,  энергосбережения  и 
энергоэффективности, уровнем цен на выбросы парниковых газов. 

Благодаря  снижению  внутренней  добычи  газа  в  Европе,  а  также  сложившейся  ценовой 
конъюнктуре,  в I кв. 2016 г.  экспортные  поставки  ПАО  «Газпром»  по  контрактам 
ООО «Газпром экспорт»  в  европейские  страны  дальнего  зарубежья  увеличились  на 9,9 млрд  куб.  м 
(+28,9%) до 44,4 млрд куб. м по сравнению с I кв. 2015 г. 

· 

Изменение  конъюнктуры  на  газовом  рынке  в  результате  техногенной  катастрофы  в 

Японии.  

После аварии на АЭС Фукусима в марте 2011 г. в Японии на 50 ядерных реакторах была прекращена 
выработка  электроэнергии,  что  увеличило  загрузку  существующих  газовых  электростанций 
страны, и привело к существенному росту импорта Японией СПГ в последующие годы. 

Общая  экономическая  нестабильность  в  совокупности  с  проводимыми  Правительством  страны 
мерами 

по 

сокращению 

энергопотребления, 

продолжающимся 

развитием 

солнечной 

электрогенерации и перезапуском в августе 2015 г. 890 МВт электрогенерирующих мощностей на 
АЭС  Сэндай  (первом  предприятии,  прошедшем  процедуру  получения  разрешения  в  рамках  новых 
требований по обеспечению безопасности) – привели к снижению импорта СПГ Японией в 2015 г. 
на 4,7% относительно показателей 2014 г., впервые с момента аварии (источник: GIIGNL, The LNG 
Industry in 2015, май 2016). Указанная тенденция наблюдается и в 2016 году: объемы поставок СПГ 
в Японию в период январь-май 2016 года почти на 5% ниже, чем за аналогичный период 2015 года 
(источники: IHS «Historical LNG Data Trade», июнь 2016; Wood Mackenzie «LNG: 2015 in review», 
январь 2016).  

В настоящее время в Японии функционируют 2 ядерных реактора Сэндай-1 и Сэндай-2 совокупной 
мощностью 1,7 ГВт. Разрешение национального агентства по регулированию атомной энергетики 
(NRA) на перезапуск также получили третий реактор АЭС Иката (оператор – Сикоку Электрик) и 
два реактора электростанции Такахама (оператор – Кансай Электрик). Запуск третьего реактора 
АЭС Иката мощностью 846 МВт ожидается в августе 2016 г. 

В  долгосрочной  перспективе  степень  влияния  перезапуска  АЭС  на  импорт  СПГ  будет  в 
значительной  мере  зависеть  от  конкурентоспособности  СПГ  по  отношению  к  другим  видам 
топлива,  используемым  в  электрогенерации,  и  общих  тенденций  энергопотребления  в  Японии. 
Согласно прогнозам IHS, к 2020 г. будет перезапущено всего порядка 23 ГВт мощностей атомной 
электрогенерации – менее 50% от уровня 2010 г. 

· 

Консолидация. За последние несколько лет стратегическая и конкурентная среда мировых 

нефтяного  и  газового  рынков  существенно  изменилась  в  связи  с  активно  идущими  процессами 
слияния  и  поглощения  компаний.  Они  обусловлены  стремлением  к  увеличению  доходов, 
обострением 

конкуренции, 

растущим 

потенциалом 

использования 

представляющихся 

возможностей развития деятельности. 

· 

Развитие  техники  и  технологии.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли 

заметно  улучшили  технико-экономические  показатели  разведки  и  разработки  запасов 
углеводородов. 

Вырос 

удельный 

вес 

успешных 

геологических 

изысканий, 

увеличилась 

продолжительность эксплуатации месторождений и степень извлекаемости разведанных запасов 
при  одновременном  сокращении  издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто 
благодаря  активному  и  эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые 
технологии  стали  относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для 
достижения своих стратегических и финансовых целей стремится применять собственные новые 
разработки в практической деятельности. 

· 

Охрана окружающей среды и социальные факторы. Нефтяные и газовые компании во всем 

мире  сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..