ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года - часть 23

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года - часть 23

 

 

213 

 

Состав совета директоров (наблюдательного совета) общества 

 

ФИО 

Доля участия лица 

в уставном 

капитале эмитента, 

Доля 

принадлежащих 

лицу 

обыкновенных 

акций эмитента, % 

Федоров Денис Владимирович (председатель) 

 

 

Шацкий Павел Олегович 

 

 

Бирюков Петр Павлович 

 

 

Джамбулатов Заурбек Исламович 

 

 

Земляной Евгений Николаевич 

 

 

Рогов Александр Владимирович 

 

 

Филь Сергей Сергеевич 

 

 

Коробкина Ирина Юрьевна 

 

 

Золотов Андрей Валерьевич 

 

 

Бикмурзин Альберт Фяритович 

 

 

Башук Денис Николаевич 

 

 

 

Единоличный исполнительный орган общества 

Полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющей 
организации
 

Сведения об управляющей организации, которой переданы полномочия единоличного 
исполнительного органа общества 

Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Газпром 
энергохолдинг"
 
Сокращенное фирменное наименование: ООО "Газпром энергохолдинг" 
Место нахождения: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург 
ИНН: 7703323030 
ОГРН: 1037739465004 
 
Доля участия эмитента в уставном капитале управляющей организации, %: 100 
Доля обыкновенных акций управляющей организации, принадлежащих эмитенту, %: 
Доля участия управляющей организации (управляющего) в уставном (складочном) капитале 
(паевом фонде) эмитента: 
Доля принадлежащих управляющей организации обыкновенных акций эмитента, %: 

Состав коллегиального исполнительного органа общества 

Коллегиальный исполнительный орган не предусмотрен 

 

 

 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество "Газпром газораспределение Север" 
Сокращенное фирменное наименование: АО "Газпром газораспределение Север" 

Место нахождения 

625013 Российская Федерация, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Энергетиков, д. 163 

ИНН: 7203058440 
ОГРН: 1027200785677 

 

Основание  (основания),  в  силу  которого  эмитент  осуществляет  контроль  над  подконтрольной 

214 

организацией (участие в подконтрольной эмитенту организации, заключение договора доверительного 
управления  имуществом,  заключение  договора  простого  товарищества,  заключение  договора 
поручения, заключение акционерного соглашения, заключение иного соглашения, предметом которого 
является  осуществление  прав,  удостоверенных  акциями  (долями)  подконтрольной  эмитенту 
организации): 
участие в подконтрольной эмитенту организации 
Признак осуществления эмитентом контроля над организацией, в отношении которой он является 
контролирующим лицом: право распоряжаться более 50 процентов голосов в высшем органе 
управления подконтрольной эмитенту организации
 
Вид контроля: косвенный контроль 

все подконтрольные эмитенту организации (цепочка организаций, находящихся под прямым или 
косвенным контролем эмитента), через которых эмитент осуществляет косвенный контроль над 
организацией, в отношении которой он является контролирующим лицом: 
полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром 
межрегионгаз» 
место нахождения: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург 
 ИНН 5003021311  
ОГРН 1025000653930 
доля ПАО «Газпром» в УК ООО «Газпром межрегионгаз» - 100 %   
 
 
полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз 
Санкт-Петербург» 
место нахождения: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург 
ИНН 7805018099 
ОГРН 1027804862755 
доля ПАО «Газпром» в УК ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - 100 % 
 
 
полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газпром газораспределение» 
место нахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Конногвардейский бульвар, д.17, лит. А 
ИНН 7838306818  
ОГРН 1047855099170 
 
доля ООО «Газпром межрегионгаз» в УК АО «Газпром газораспределение» - 99,903 % 
доля голосов ООО «Газпром межрегионгаз» в УК АО «Газпром газораспределение» - 99,903 % 
 
доля ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в УК АО «Газпром газораспределение» - 0,0969 %  
доля  голосов  ООО  «Газпром  трансгаз  Санкт-Петербург»  в  УК  АО  «Газпром  газораспределение»  -
0,0969%  
 
полное фирменное наименование: Акционерное общество «Тюменоблгаз» 
место нахождения: 625013, г. Тюмень, ул. Энергетиков, 163 
ИНН 7203001570 
ОГРН 1037200571880 
доля АО «Газпром газораспределение» в УК АО «Тюменоблгаз» - 85,316%   
доля голосов АО «Газпром газораспределение» в АО «Тюменоблгаз» - 85,757% 
 
доля АО «Газпром газораспределение Север» в УК АО «Тюменоблгаз» - 9,69% 
доля голосов АО «Газпром газораспределение Север» в АО «Тюменоблгаз» - 9,742% 
 
полное фирменное наименование: Акционерное общество «Строительное управление Север" 
место нахождения: 625504, Тюменская область, Тюменский район, п. Боровский, ул. Набережная, 
д.53 "А" 
ИНН:72150003283 
ОГРН: 1027201592362 
доля АО «Газпром газораспределение» в УК АО «СУ Север» - 99,9997% 
доля голосов АО «Газпром газораспределение» в АО «СУ Север» - 99,9997% 

215 

 
доля АО «Тюменоблгаз» в УК АО «СУ Север» - 0,0003% 
доля голосов АО «Тюменоблгаз» в АО «СУ Север» - 0,0003 % 
 
 
доля АО «Газпром газораспределение» в УК АО «Газпром газораспределение Север» - 72,878% 
доля голосов АО «Газпром газораспределение» в АО «Газпром газораспределение Север» - 72,878% 
 
доля АО «Тюменоблгаз» в УК АО «Газпром газораспределение Север» - 1,871% 
доля голосов АО «Тюменоблгаз» в АО «Газпром газораспределение Север» - 1,871%  
 
доля АО «СУ Север» в УК АО «Газпром газораспределение Север» - 0,251% 
доля голосов АО «СУ Север» в АО «Газпром газораспределение Север» - 0,251% 
 

 
Доля подконтрольной организации в уставном капитале эмитента: % 
Доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих подконтрольной организации: % 
Описание основного вида деятельности общества: 
распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям 

 

Состав совета директоров (наблюдательного совета) общества 

 

ФИО 

Доля участия лица 

в уставном 

капитале эмитента, 

Доля 

принадлежащих 

лицу 

обыкновенных 

акций эмитента, % 

Власенко Вероника Владимировна (председатель) 

 

 

Сидоров Игорь Андреевич 

 

 

Гурин Александр Валерьянович 

 

 

Королев Дмитрий Александрович 

 

 

Бабичев Андрей Николаевич 

 

 

Мысовских Татьяна Викторовна 

 

 

Кондрашев Дмитрий Валерьевич 

 

 

 

Единоличный исполнительный орган общества 

Полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющей 
организации
 

Сведения об управляющей организации, которой переданы полномочия единоличного 
исполнительного органа общества 

Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Газпром 
межрегионгаз Север"
 
Сокращенное фирменное наименование: ООО "Газпром межрегионгаз Север" 
Место нахождения: г. Санкт-Петербург, Галерная улица, д.20-22, лит.А 
ИНН: 8602300239 
ОГРН: 1038600549305 
 
Доля участия эмитента в уставном капитале управляющей организации, %: 
Доля обыкновенных акций управляющей организации, принадлежащих эмитенту, %: 
Доля участия управляющей организации (управляющего) в уставном (складочном) капитале 
(паевом фонде) эмитента: 
Доля принадлежащих управляющей организации обыкновенных акций эмитента, %: 

216 

Состав коллегиального исполнительного органа общества 

Коллегиальный исполнительный орган не предусмотрен 

 

 

3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, 
информация о планах по приобретению, замене, выбытию основных 
средств, а также обо всех фактах обременения основных средств 
эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 
 
 

Раздел IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности 

эмитента 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных 
средств 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.3. Финансовые вложения эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.4. Нематериальные активы эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

4.5.  Сведения  о  политике  и  расходах  эмитента  в  области  научно-
технического  развития,  в  отношении  лицензий  и  патентов,  новых 
разработок и исследований 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 
 
 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности 
эмитента 

Российский рынок. 

Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 
обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 
добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

 

2011 

2012 

2013 

2014  

2015 

2016 

ожид. * 

Добыча газа в России (млрд куб.м) 

670,7 

654,4 

668,2 

642,1 

635,5 

635,5 

Добыча газа Группой Газпром (млрд куб.м) 

513,2 

487,0 

487,4 

443,9 

418,5 

419,1 

 

Добыча газа Группой Газпром в % от 

76,5% 

74,5% 

72,9% 

69,1% 

65,8% 

65,9% 

217 

 

2011 

2012 

2013 

2014  

2015 

2016 

ожид. * 

добычи газа в России 

* I, II кварталы – отчет, III квартал – предварительный отчет, IV квартал – ожид. 

К  2025  г.  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 
конъюнктуры  внешнего  рынка  объем  добычи  газа  ПАО  «Газпром»  может  составить  порядка                      
495-530 млрд куб. м. Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу 
остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.  

Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  являются 
полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 
Дальний  Восток,  где  добыча  газа  будет  развиваться  на  базе  освоения  месторождений  на  о. 
Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.  

Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 
производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 
реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 
извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 
безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 
намечаются рост производства моторного топлива, сжиженных газов и полимеров.  

ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.  

ПАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 
рынка  и  собственником  Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию 
подлежат  только  цены  на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  Газпром  и 
поставляемый российским потребителям. Цены на нефть, уголь и газ, продаваемый независимыми 
производителями, формируются на договорной основе. 

В  соответствии  с  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  16  апреля  2012  г. 
№ 323  «О  реализации  природного  газа  на  организованных  торгах  и  внесении  изменений  в  акты 
Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам  государственного  регулирования  цен  на  газ  и 
доступа  к  газотранспортной  системе  открытого  акционерного  общества «Газпром»  (с  учетом 
изменений,  внесенных  постановлением  Правительства  Российской  федерации  от  19  июня  2014  г. 
№ 566), в целях развития рыночных принципов ценообразования, Обществу и его аффилированным 
лицам разрешено реализовывать по нерегулируемым государством ценам на организованных торгах 
начиная с 2013 года до 17,5 млрд куб. м. газа.  

В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта  2  раздела  II  Протокола  заседания  Комиссии  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 
экологической  безопасности  от  4  июня  2014  года  №  А4-26-368  ПАО  «Газпром»  совместно  с 
ЗАО «СПбМТСБ»  (с  01.07.2016  АО  «СПбМТСБ»)  и  РДК (ЗАО)  обеспечило  принятие  мер, 
необходимых  для  начала  биржевых  торгов  природным  газом  на  Санкт-Петербургской 
Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая  торговля  газом  является  важным 
инструментом  в  области  формирования  рыночных  принципов  и  повышения  прозрачности 
ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных  индикаторов  для  системы 
ценообразования. 

За 2016 год в ходе торгов природным газом в Секции «Газ природный» АО «СПбМТСБ» с периодом 
поставки  «месяц»  реализовано  15  153,2  млн  куб. м  газа,  в  том  числе  9  839,3  млн  куб. м  газа 
ПАО «Газпром», из них: 

- на балансовом пункте КС «Надым» - 7 498,4 млн куб. м; 

- на балансовом пункте КС «Вынгапуровская» -  1 847,4 млн куб. м; 
- на балансовом пункте КС «Южно-Балыкская» - 493,5 млн куб. м. 

Уровень  средних  цен  реализации  газа  продавцами  по  итогам  2016  года  на  балансовом  пункте 
«КС Надым»  на  2,6%  ниже  регулируемой  оптовой  цены  для  ЯНАО,  а  на  балансовом  пункте 
«КС Вынгапуровская» на 4,8%. 

Кроме  того,  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
28 мая 2007  г.  №  333  
«О  совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ», 
ПАО «Газпром»  разрешена  продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в 
регулируемом  диапазоне  предельных  максимального  и  минимального  уровней  для  следующих  групп 
конечных потребителей (кроме населения): 

218 

- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;  

- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г.  

За  9  месяцев  2016  года  реализовано  указанным  выше  группам  потребителей  16,4  млрд  куб.  м  газа. 
При  этом  превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими 
регулируемыми оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 4%. 

В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в  2010  г. 
Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 
на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 
на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт,  будут  зависеть  от  динамики  сближения  доходности  поставок  газа  на  внутренний  и 
внешний  рынки,  и  определяться  исходя  из  множества  факторов,  в  том  числе  социально-
экономического  характера,  от  развития  ценовой  конъюнктуры  на  внешних  рынках  газа,  и 
определяемых Правительством Российской Федерации параметров изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 

В  2016  году  ФАС  России,  Правительство  Тюменской  области  и  Правительство  Ханты-
Мансийского автономного округа подписали меморандумы о сотрудничестве, предусматривающие 
реализацию  пилотных  проектов  по  созданию  специальной  ценовой  зоны  в  целях  подготовки  к 
переходу от регулирования оптовых цен на газ (кроме населения) к государственному регулированию 
тарифов  на  транспортировку  газа.  ФАС  России  планирует  приступить  к  реализации  данных 
пилотных проектов в 2017 г. 
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся позиций в условиях стабилизации спроса на газ в Европе являются солидный портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также функционирующие мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации  -  собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 
соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт, проявляя гибкость в отношениях с партнерами, при этом сохраняя основные положения 
контрактов, определяющие баланс интересов между поставщиком и покупателем.  

Отвечая  на  вызовы  меняющегося  энергетического  рынка,  ПАО  «Газпром»  в  середине  2015  года 
объявило  о  намерении  протестировать  новый  механизм  продаж  газа  в  Европе  в  форме  газового 
аукциона.  Эта  форма  продаж  призвана  стать  дополнительным  инструментом,  и  не  является 
альтернативой системе долгосрочных контрактов, обеспечивающих энергетическую безопасность 
Европы.  

Первый  аукцион  был  проведен  ООО  «Газпром  экспорт»  в  сентябре  2015  года  с  поставкой  газа  в 
течение  зимы  2015/2016  гг.  в  несколько  пунктов  сдачи  в  Северо-Западной  Европе  на  выбор 
покупателей.  Несмотря  на  сложную  конъюнктуру  европейского  газового  рынка  на  аукционе  было 

219 

реализовано  1,2 млрд  куб.  м  газа  16-ти  компаниям,  среди  которых  как  традиционные  покупатели 
газа  в  рамках  действующих  контрактов,  так  и  новые  контрагенты  ООО  «Газпром  экспорт»,  по 
ценам, превышающим уровень цен на газ на торговых площадках.  

Следующим  шагом  стало  проведение  ООО  «Газпром  экспорт»  в  марте  2016  года  аукциона  для 
Прибалтийских государств (Литва/Латвия) с поставкой газа в течение II – IV кварталов 2016 г. В 
результате  на  аукционе  было  реализовано  более  420  млн  куб.  м  газа  в  основном  традиционным 
партнерам ПАО «Газпром» в данном регионе. 

В  период  с  31  августа  по  2  сентября  2016  года  ООО  «Газпром  экспорт»  был  проведен  третий 
аукцион  по  продаже  российского  природного  газа  с  поставкой  в  течение  зимнего  периода 
2016/2017гг.  Как и на первом аукционе, который прошел в сентябре 2015 года, газ был предложен в 
пунктах  сдачи  Грайфсвальд,  Газпул  и  Ольбернау.  В  дополнение  к  вышеуказанным  направлениям 
покупатели  также  получили  возможность  отбирать  газ  в  рамках  аукциона  в  Баумгартене  и 
Арнольдштайне.  По  результатам  аукциона  были  заключены  контракты  с  11  контрагентами 
общим объемом около 2 млрд куб. м газа. 

С учетом результатов проведенных аукционов, созданный механизм аукционной торговли может и 
в  будущем  использоваться  ООО  «Газпром  экспорт»  для  осуществления  дополнительных 
балансировочных  продаж  в  зависимости  от  конъюнктуры  рынка  в  дополнение  к  портфелю 
долгосрочных контрактов. 

В настоящее время в Европе цены хабов являются ценовым ориентиром для оптового рынка газа. 
Превращение  цен  хабов  в  «отраслевой  стандарт»  ценообразования  закреплено  либо  на 
законодательном  уровне  как  обязательство  партнѐров  Общества  продавать  газ  в  значительных 
объемах  на  хабах  для  придания  последним  ликвидности,  либо  за  счет  искусственного 
стимулирования  конкуренции.  При  этом  участникам  рынка  навязывается  мнение,  что  только 
цены хабов являются рыночными.  

С развитием торговых площадок цены на них начали формироваться под воздействием собственно 
спроса  и  предложения  на  газ,  но  при  этом  данные  цены  так  и  не  стали  отражением  общего 
рыночного равновесия на европейском газовом рынке, то есть не взяли на себя ту функцию, которая 
им зачастую приписывается партнерами ПАО «Газпром». 

Это происходит по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, хронического 
превышения  предложения  над  спросом.  Данная  ситуация  возникла  из-за  переконтрактованности 
газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что  совокупные  твердые 
обязательства  поставщиков  в  рамках  долгосрочных  контрактов  существенно  превышают 
реальные объемы потребления газа, поскольку основная масса контрактов была подписана в период 
до  кризиса  2008  г.,  когда  ожидалось,  что  потребление  газа  будет  постоянно расти.  В  настоящее 
время,  в  результате  развития  ликвидных  хабов  у  оптовых  покупателей  появился  канал  для 
реализации  практически  любых  контрактных  объемов  по  форвардной  кривой  на  несколько  лет 
вперед, в том числе и сброса излишков, не подкрепленных реальным спросом. Этой возможностью 
они  активно  пользуются  в  целях  хеджирования  позиций,  а  также  выполнения  контрактных 
обязательств «бери или плати» перед поставщиками. 

В условиях существенного изменения принципов газового ценообразования, Компания считает, что 
нефтяная индексация сохраняет свою актуальность, поскольку  нефть и природный  газ  являются 
конкурирующими  между  собой  видами  топлива  в  промышленном,  коммерческо-бытовом  и 
транспортном секторах.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 
обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 
от  скважины  до  конечного  потребителя.  Использование  нефтепродуктовой  индексации 
апробировано  более  чем  40-летней  историей  развития  мирового  газового  рынка.  В  современных 
условиях нефтепродукты в газовой формуле играют роль универсального дефлятора. Их наличие не 
позволяет цене газа сильно оторваться от цен других сырьевых товаров.  

 

 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

220 

Неопределенность уровня спроса на природный газ на европейском рынке.  

В  2016  г.  продолжилась  тенденция  к  восстановлению  спроса  на  газ  в  странах  Евросоюза, 
наметившаяся  в  2015  г.  и  обусловленная  как  более  благоприятными  погодными  условиями, 
оказавшими  стимулирующее  воздействие  на  использование  газа  в  коммунально-бытовом  секторе, 
так  и  активизацией  спроса  на  газ  в  электрогенерирующем  и  промышленном  секторах  ряда 
европейских стран на фоне снижения цен на газ, ослабления европейской валюты и внедрения мер 
по  ограничению  использования  угля  в  электрогенерации.  Согласно  предварительным  оценкам 
(Eurogas, Platts) потребление газа странами Евросоюза по итогам 2016 г. может превысить уровень 
2015 г. на 4-6%. 

Увеличение  потребления  газа  в  Европе  при  продолжающемся  сокращении  объемов 
внутрирегиональной добычи способствовало росту потребности европейских стран в импорте газа 
в  2016  г.    В  2016  году  экспорт  газа  ПАО  «Газпром»  по  контрактам  ООО «Газпром экспорт»  в 
страны  дальнего  зарубежья  составил  178,3  млрд  куб.  м  природного  газа,  что  на  12,4%  превысило 
аналогичный  показатель  2015  г.,  этому  также  способствовал  конкурентный  уровень  цен  на  газ 
ПАО  «Газпром»,  привязанный  в  первую  очередь  к  изменениям  цены  нефтепродуктов  за  период 
шести-девяти месяцев, достигших к началу 2016 г. минимального за последние 12 лет уровня. 

Дальнейшие  перспективы  развития  спроса  на  газ  в  регионе  во  многом  будут  определяться 
ситуацией  в  европейской  экономике,  политикой  стран  ЕС  в  области  атомной  и  возобновляемой 
энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, стоимостью квот на выбросы парниковых 
газов (углеродных единиц). 

Изменение конъюнктуры на газовом рынке в результате техногенной катастрофы в Японии.  

После аварии на АЭС Фукусима в марте 2011 г. в Японии на 50 ядерных реакторах была прекращена 
выработка  электроэнергии,  что  увеличило  загрузку  существующих  газовых  электростанций 
страны, и привело к существенному росту импорта Японией СПГ в последующие годы. 

Невысокие темпы экономического роста в совокупности с проводимыми Правительством страны 
мерами 

по 

сокращению 

энергопотребления, 

продолжающимся 

развитием 

солнечной 

электрогенерации и перезапуском  в августе 2015 г. 890 МВт электрогенерирующих мощностей на 
АЭС  Сэндай  (первом  предприятии,  прошедшем  процедуру  получения  разрешения  в  рамках  новых 
требований по обеспечению безопасности) – привели к снижению импорта СПГ Японией в 2015 г. 
на 3,9% относительно показателей 2014 г., впервые с момента аварии

1

. Указанная тенденция, хотя 

и  c  более  низкими  темпами  наблюдалась  и  далее:  в  2016  году  объемы  поставок  СПГ  в  Японию  на 
1,7% ниже, чем в 2015 году

2

В  настоящее  время  в  Японии  функционируют  3  ядерных  реактора  Сэндай-1,  Сэндай-2  и  Иката-3 
(введен  в  эксплуатацию  в  августе  2016  г.)  совокупной  мощностью  2,5  ГВт.  Разрешение 
национального  агентства  по  регулированию  атомной  энергетики  (NRA)  на  перезапуск  также 
получили два реактора электростанции Такахама (оператор – Кансай Электрик).  

В  долгосрочной  перспективе  степень  влияния  перезапуска  АЭС  на  импорт  СПГ  будет  в 
значительной  мере  зависеть  от  конкурентоспособности  СПГ  по  отношению  к  другим  видам 
топлива,  используемым  в  электрогенерации,  и  общих  тенденций  энергопотребления  в  Японии. 
Согласно прогнозам  IHS,  к 2020 г. будет перезапущено всего порядка 23 ГВт мощностей атомной 
электрогенерации – менее 50% от уровня 2010 г. 

Консолидация.  За  последние  несколько  лет  стратегическая  и  конкурентная  среда  мировых 
нефтяного  и  газового  рынков  существенно  изменилась  в  связи  с  активно  идущими  процессами 
слияния  и  поглощения  компаний.  Они  обусловлены  стремлением  к  увеличению  доходов, 
обострением 

конкуренции, 

растущим 

потенциалом 

использования 

представляющихся 

возможностей развития деятельности. 

Развитие  техники  и  технологии.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли  заметно 
улучшили технико-экономические показатели разведки и разработки запасов углеводородов. Вырос 
удельный  вес  успешных  геологических  изысканий,  увеличилась  продолжительность  эксплуатации 
месторождений  и  степень  извлекаемости  разведанных  запасов  при  одновременном  сокращении 
издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто  благодаря  активному  и 
эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые  технологии  стали 
относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для  достижения  своих 

                                                           

1

 

по данным таможенной статистики, публикуемым Министерством финансов Японии.

 

2

 

по данным IHS Markit

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..