ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 33

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33  34   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 33

 

 

 

 

291 

 

 

 

Патентного  Управления  Литовской  Республики  №  62034  от  22  апреля 

2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 

Республики № 2010 1268 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 

интеллектуальной  собственности  Грузии  №  М  20781  от 
24 

сентября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 

патентной службы Кыргызской Республики № 10311 от 30 сентября 2010 

года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  132821  от 
27 

декабря 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Министерства  развития 

Греческой Республики № 154.211 от 17 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 

Республики Болгария № 77500 от 12 сентября 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 

Республики Эстония № 48641 от 15 сентября 2011 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики и 

развития Туркменистана № 11152 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06392 от 18 марта 2013 

года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41076. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17305  от 
19 

сентября 2013 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 

интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 

Казахстан № 41469 от 28 августа 2013 года. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  (знака  обслуживания) 

Агентства  интеллектуальной  собственности  Республики  Армения                                                                               

№ 15684 от 06 июля 2010 года.   

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 

собственности Республики Сербия № 60299 от 29 декабря 2009 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  ведомства 

Республики Латвия № М 62423 от 20 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 

Молдова № 20184 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия                         

№ Z20091479 от 13 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Патентного  Управления  Литовской  Республики  №  62033  от  22  апреля 

2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 

Республики № 2010 1265 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 

интеллектуальной  собственности  Грузии  №  М  20780  от 
24 

сентября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 

патентной службы Кыргызской Республики № 10310 от 30 сентября 2010 

года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  132820  от 
27 

декабря 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Министерства  развития 

Греческой Республики № 154.212 от 17 мая 2011 года. 

 

 

292 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 

Республики Болгария № 77501 от 12 сентября 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 

Республики Эстония № 48640 от 15 сентября 2011 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики и 

развития Туркменистана № 11151 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06391 от 18 марта 2013 

года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41077. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17309  от 
19 

сентября 2013 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 

интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 

Казахстан № 41468 от 28 августа 2013 года. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  (знака  обслуживания) 

Агентства  интеллектуальной  собственности  Республики  Армения                                                                             

№ 15685 от 06 июля 2010 года.   

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 

собственности Республики Сербия № 60300 от 29 декабря 2009 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 

Молдова № 20185 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия                              

№ Z20091477 от 09 ноября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 

Республики № 2010 1266 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 

интеллектуальной  собственности  Грузии  №  М  20778  от  24  сентября 
2010 

года. 

Службы  по  товарным  знакам  Ведомства  по  развитию  внутренней 

торговли Арабской Республики Египет № 236203 от 07 февраля 2011 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики и 

развития Туркменистана № 11153 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

Интеллектуальной Собственности Боснии и Герцеговины № BAZ0914230 

от 23 мая 2012 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06394 от 18 марта 2013 

года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Национального института 

стандартизации  и  промышленной  собственности  Министерства 

промышленности Республики Тунис № TN/E/2011/2084. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Ведомства по регистрации 

компаний и промышленной собственности Исламской Республики Иран 

№ 183267 от 24 сентября 2012 года. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17306  от 
19 

сентября 2013 года. 

Сертификат  о  регистрации  Ведомства  по  гармонизации  на  внутреннем 

рынке  (товарные  знаки  и  промышленные  образцы)  №  008558454  от 
19 

декабря 2013 года. 

Свидетельство о регистрации Национального института промышленной 

собственности Алжира № 80847 от 12 декабря 2011 года. 

 
 
 
 

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 

собственности Республики Сербия № 60165 от 17 декабря 2009 года.   

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 

собственности Румынии        № 104052. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 

патентной службы Кыргызской Республики № 10287 от 30 сентября 2010 

 

 

293 

 

 

года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  129783  от 
11 

октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 

интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 

Казахстан № 34756 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  №  MGU  21116  от 
05 

мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 

Республики Болгария № 76798 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06395 от 18 марта 2013 

года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41043. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 

Таджикистан № TJ 10539. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 

собственности Республики Сербия № 60166 от 17 декабря 2009 года.   

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 

собственности Румынии № 103975. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 

патентной службы Кыргызской Республики № 10286 от 30 сентября 2010 

года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  129782  от 
11 

октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 

интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 

Казахстан № 34755 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  №  MGU  21115  от 
05 

мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 

Республики Болгария № 76799 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06396 от 18 марта 2013 

года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41042. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 

Таджикистан №TJ 10547. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 

Абхазия № 00152 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 

интеллектуальной собственности Украины № 174859 от 27 августа 2013 

года. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 

Абхазия № 00151 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 

интеллектуальной собственности Украины № 174860 от 27 августа 2013 

года. 

 

POLYANA 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 

Абхазия № 00150 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 

интеллектуальной  собственности  Украины  №  182794  от  11  марта  2014 

года. 

 

 

294 

 

 

ПОЛЯНА 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 

управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 

Абхазия № 00149 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 

интеллектуальной  собственности  Украины  №  182795  от  11  марта  2014 

года. 

 
 

 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

 

Российский рынок. 
Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 

обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 

добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014   

2015 * 

ожид. 

Добыча газа в России (млрд.куб.м) 

650,8 

670,7 

654,4 

668,2 

642,1 

677,5 

Добыча газа Группой Газпром (млрд.куб.м) 

508,6 

513,2 

487,0 

487,4 

443,9 

471,0 

Добыча газа Группой Газпром в % от добычи 

газа в России 

78,1% 

76,5% 

74,5% 

72,9% 

69,1% 

69,5% 

* I 

квартал – предварительный отчет, II, III, IV кварталы – план. 

К  2020  году  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 

конъюнктуры  внешнего  рынка  объем  добычи  газа  ОАО  «Газпром»  может  составить  до 
490-555 

млрд куб. м. Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу 

остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.   
Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  станут 

полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 

Дальний Восток, где добыча газа будет развиваться на базе освоения шельфовых месторождений на 

Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.   
Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 

производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 

реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 

извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 

безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 

намечаются  рост  производства  моторного  топлива,  сжиженных  газов  и  серы,  получение 

полиэтилена и, при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка, метанола.   
ОАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 

власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.   
ОАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 

рынка  и  собственником  Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию 

подлежат  только  цены  на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  ОАО  «Газпром»  и 

поставляемый российским потребителям. Цены на нефть, уголь и газ, продаваемый независимыми 

производителями, формируются на рыночной договорной основе. 
Позиция  ОАО  «Газпром»  заключается  в  том,  что  и  на  внутреннем  газовом  рынке  цены  должны 

поэтапно  достигать  экономически  обоснованного  уровня  и  поэтапно  внедряться  рыночные 

механизмы  по  их  формированию.  В  качестве  меры  по  повышению  конкурентных  преимуществ 

ОАО «Газпром» перед независимыми производителями необходимо осуществить скорейший переход 

от регулирования оптовых цен на газ к регулированию их предельного максимального уровня с целью 

обеспечения возможности Обществу продавать газ потребителям по ценам ниже регулируемых. 
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. 
№323 «О реализации   

природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской 

Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной 

системе  открытого  акционерного  общества «Газпром»  (с  учетом  изменений,  внесенных 

 

 

295 

 

постановлением Правительства Российской федерации от 19 июня 2014 г. №566), в целях развития 

рыночных  принципов  ценообразования,  Обществу  и  его  аффилированным  лицам  разрешено 

реализовывать  по  нерегулируемым  государством  ценам  на  организованных  торгах  (товарных 

биржах и торговых системах) начиная с 2013 года до 17,5 млрд. куб. м. газа.   
В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта  2  раздела  II  Протокола  заседания  Комиссии  при 

Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 

экологической  безопасности  от  4  июня  2014  года  №  А4-26-368  ОАО  «Газпром»  совместно  с 

ЗАО «СПбМТСБ» и РДК (ЗАО) обеспечило принятие мер, необходимых для начала биржевых торгов 

природным  газом  на  Санкт-Петербургской  Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая 

торговля газом является важным инструментом в области формирования рыночных принципов и 

повышения  прозрачности  ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных 

индикаторов для системы ценообразования. 
26  января,  19  февраля  и  24  марта  2015  года  на  Санкт-Петербургской  Международной 

Товарно-сырьевой Бирже состоялись биржевые торги газом в Секции «Газ природный».    При этом 

ОАО «Газпром» участвовало в торгах 24 марта, по итогам которых Общество реализовано 43,1 млн. 

куб. м газа. Уровень средних цен реализации газа продавцами по итогам трех торгов на балансовом 

пункте «КС Надым» превысил регулируемую оптовую цену для Ямало-Ненецкого автономного округа 

на 1,7%, а на балансовом пункте «КС Вынгапуровская» на 1,6%. 
Кроме  того,  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
28 

мая 2007  г.  №  333  «О  совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ», 

ОАО «Газпром»  разрешена  продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в 

регулируемом  диапазоне  предельных  максимального  и  минимального  уровней  для  следующих  групп 

конечных потребителей (кроме населения): 

впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 года;   

приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.   

За  2014  год  реализовано  указанным  выше  группам  потребителей  29,4  млрд.  куб.  м  газа.  При  этом 

превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими  регулируемыми 

оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 4%. 
В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в  2010  году 

Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 

государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 

на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 

предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 

на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 

топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 

Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на 

газ  для  всех  категорий  потребителей,  кроме  населения,  а  также  коэффициентов,  определяющих 

дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 

перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 

экспорт, будут зависеть от развития ценовой конъюнктуры на внешних рынках газа и соблюдения 

прогнозируемой Правительством Российской Федерации динамики изменения регулируемых цен на 

газ, поставляемый на внутренний рынок. 
 

Европейский рынок. 
Позиции  ОАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 

занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 

имеющихся  позиций  являются  солидный  портфель  долгосрочных  экспортных  контрактов  на 

условиях  «бери  или  плати»,  значительная  сырьевая  база,  а  также  постоянно  развивающиеся 

мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 
В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 

принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 

Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 

Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 

газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 

газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 

организации  -  собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 

соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 

природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 

 

 

296 

 

закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 

ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 

российского газа природного в газообразном состоянии. 
Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 

экспорт, проявляя гибкость в отношениях с партнерами. При этом Компания вынуждена делать 

уступки  в  отношении  основных  положений  контрактов,  определяющих  баланс  интересов  между 

поставщиком  и  покупателем.  Руководствуясь  необходимостью  учитывать  требования  как 

европейских партнеров, терпящих убытки от реализации газа по ценам хабов, так и регулирующих 

органов  ЕС,  Компания  проводит  последовательную  адаптацию  формулы  цены  газа  по  своим 

долгосрочным  контрактам.  При  пересмотре  контрактов  она  ставит  перед  собой  задачу 

поддержания  конкурентоспособности  партнеров,  занимающихся  реализацией  российского  газа  на 

европейском  рынке,  за  счет  сокращения  разрыва  между  ценами  хабов  и  контрактов,  что 

достигается различными способами и их комбинацией.   
В настоящее время в Европе цены хабов, фактически, превратились в основной ценовой ориентир 

для  оптового рынка  газа. Превращение  цен  хабов  в «отраслевой  стандарт»  ценообразования  либо 

закрепляется на законодательном уровне как обязательство партнёров Компании продавать газ в 

значительных объемах на хабах для придания последним ликвидности, либо за счет искусственного 

стимулирования  конкуренции  участникам  рынка  навязывается  мнение,  что  только  цены  хабов 

являются  рыночными.  В  этих  условиях  экспортеры  и  импортеры  газа  вынуждены  вносить 

существенные  изменения  в  ценовые  формулы,  все  более  отходя  от  нефтяной  индексации, 

считавшейся ранее непоколебимым механизмом газового ценообразования. Изменения касаются не 

только способа расчета цены, но и структуры действующих контрактов в целом.   
Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес 

планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 

обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 

от  скважины  до  конечного  потребителя.  Использование  нефтепродуктовой  индексации 

апробировано  более  чем  40-летней  историей  развития  мирового  газового  рынка.  В  современных 

условиях нефтепродукты в газовой формуле играют роль универсального дефлятора. Их наличие не 

позволяет  цене  газа  сильно  оторваться  от  цен  других  сырьевых  товаров.  При  этом,  в  текущих 

условиях  снижения  цен  на  нефть,  сохранение  механизма  привязки  цен  газа  к  нефтепродуктовым 

котировкам позволило бы импортерам сократить затраты на приобретение газа. 
Тем  не  менее,  усилия  Компании  по  сохранению  механизма  нефтяной  индексации  нивелируются 

действиями  конкурентов.  Так,  например,  крупнейший  после  Компании  поставщик  газа  на 

европейский  рынок,  «Statoil»  имеет  привязку  к  ценам  спотовых  площадок  в  своих  контрактах. 

Исключение составляют некоторые из них на рынках, где ликвидность хабов невысока. Норвежцы 

также выделяют не менее трети объемов добываемого газа для краткосрочных операций в режиме 

биржевых торгов без заключения долгосрочных контрактов и при наличии на хабах благоприятной 

ценовой  конъюнктуры.  При  этом,  привязке  цен  к  торговым  площадкам,  в  обязательном  порядке 

сопутствует изъятие компанией «Statoil» дневной и значительной степени сезонной гибкости из 

контрактов.   
Что  касается  других  крупных  поставщиков  газа,  в  условиях  сокращающейся  добычи  стратегия 

компании  «Sonatrach»  заключается  в  замене  традиционных  направлений  экспорта  на  более 

выгодные: в частности, сжижение газа и перенаправление его на премиальные азиатские рынки. 
Аналогичной стратегии придерживается и Катар, который добивается сокращения доли твердых 

обязательств  по  поставкам  СПГ  в  рамках  имеющихся  у  него  контрактов  с  европейскими 

покупателями и увеличения в них доли «гибких» обязательств, дающих возможность отправлять 

газ не в Европу, а на более привлекательные рынки, где имеются возможности для арбитражных 

операций.   
Помимо  экспорта  газа  на  основе  долгосрочных  контрактов,  Компания  также  расширяет 

деятельность  на  либерализованных  рынках,  в  том  числе  в  сфере  спотовой  и  краткосрочной 

торговли  природным  газом,  нефтью,  нефтепродуктами,  электроэнергией  и  квотами  на  выброс 

парниковых газов, а также развивает операции по продаже газа на розничном рынке.    Кроме того, 

ОАО «Газпром» уделяет внимание работе по расширению потребления газа на рынке Европы. Это 

относительно  новое  направление  деятельности  включает  участие  в  проектах  по  развитию 

использования  газа  в  электроэнергетике,  в  качестве  моторного  топлива,  а  также  новых  видах 

использования газа. 
Результаты  деятельности  ОАО  «Газпром»  в  полной  мере  соответствуют  современным 

тенденциям развития газодобывающей отрасли. Компания активно использует новые технологии, 

 

 

297 

 

увеличивает  уровень  добычи  газа  за  счет  ввода  мощностей  на  действующих  и  новых  объектах, 

расширяет  и  модернизирует  газотранспортную  инфраструктуру.  ОАО  «Газпром»  является 

крупнейшей  газодобывающей  компанией,  осуществляет  транспортировку  и  обеспечивает 

природным газом почти 68% российских потребителей.   
 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 

факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 

рынке компаний, включая ОАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

Неопределенность уровня спроса на природный газ на европейском рынке. Текущее состояние 

европейского  газового  рынка  характеризуется  продолжающимся  снижением  спроса  на  газ.  По 

предварительной  оценке  Европейской  ассоциации  газовых  компаний  (Eurogas),  потребление 

природного  газа  в  странах  Евросоюза  в  2014  г.  на  фоне  чрезвычайно  тёплых  погодных  условий 

снизилось  на  11,2%  по  сравнению  с  2013  г.  и  составило  порядка  436,7

1

 

млрд  куб.  м.  (источник: 

пресс-релиз Eurogas от 25.03.2015 г.).   
Продолжающееся сокращение потребления газа объясняется следующими факторами: стагнацией 

промышленного  производства  в  Европе,  общим  снижением  спроса  на  электроэнергию  и  падением 

относительной  экономической  привлекательности  газа  в  электроэнергетике  по  сравнению  с 

субсидируемыми  возобновляемыми  источниками  энергии  и  углем,  цены  на  который  существенно 

снизились на фоне увеличения импорта дешевого угля из США, низкой стоимостью квот на выбросы 

парниковых газов (углеродных единиц), а также ростом энергоэффективности и распространением 

энергосберегающих  технологий,  в  частности,  при  строительстве  новых  зданий.  Как  ожидается, 

такая ситуация в европейской экономике сохранится в краткосрочной перспективе. 
Вместе  со  снижениме  потребления  сокращается  и  импорт  газа  в  регион.    Объемы  экспорта 

ОАО «Газпром» в Дальнее зарубежье по итогам 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократились в меньшей 

степени, чем потребление. В 2014 г., по данным ООО «Газпром экспорт», экспорт российского газа в 

Европу  снизился  на  9%  до  146,6 млрд  куб.  м.  Участники  рынка  предпочитали  импортировать 

дополнительные объемы газа использованию уже накопленных его запасов в ПХГ, что объяснялось 

опасениями прерывания транзита газа из-за нестабильности на Украине. Кроме того, вследствие 

теплой погоды закачка началась раньше, чем в 2013 г. В конце года отборы сократились на фоне 

падения  цен  торговых  площадок,  а  также,  в  связи  с  ожиданиями  дальнейшего  понижения 

контрактных цен по мере включения в опорный период более низких котировок нефтепродуктов.   
Высокая неопределенность относительно уровня спроса на природный газ в регионе сохранится и 

будет  обусловлена  продолжением  кризисных  явлений  в  экономике  Еврозоны,  ужесточением 

регулирования  энергетического  сектора  в  странах  ЕС,  ростом  конкуренции  в  газовой 

промышленности  и  корректировкой  планов  по  развитию  атомной  энергетики.  При  этом 

перспективный спрос на газ во многом будет зависеть от политики стран ЕС в области атомной и 

возобновляемой  энергетики,  принятия  мер  по  поддержанию  и  развитию  угольной  генерации  и 

успехов  в  развитии  технологии  CCS  (фиксации  и  хранения  диоксида  углерода),  а  также  в  сфере 

энергосбережения и энергоэффективности. 

Изменение  конъюнктуры  на  газовом  рынке  в  результате  техногенной  катастрофы  в 

Японии.   
Последствия  аварии  на  АЭС  Фукусима  в  марте  2011 г.  в  Японии  продолжают  оказывать 

существенное  влияние  на  потребление  СПГ.  Ядерное  производство,  которое  ранее  обеспечивало 

около 30% производимой электроэнергии, снизилось в 2011 г. на 43%, в 2012 – на 89% и в 2013 – еще на 

19%.    Прекращение  выработки  энергии  на  атомных  электростанциях  Японии  увеличило  загрузку 

существующих  газовых  электростанций  страны,  что,  в  свою  очередь,  привело  к  существенному 

росту импорта Японией СПГ в последние годы. 
В 2014 г. Япония увеличила импорт СПГ до 89 млн. т (на 1,2 млн. т выше уровня в 2013 г.), сохранив за 

собой лидирующие позиции в общемировой торговле СПГ с долей порядка 37% (источник: «The LNG 

Industry in 2014», GIINGL, апрель 2015 г.). 
Вместе с тем, перспективы дальнейшего роста потребления газа в Японии будут в значительной 

степени  определяться  результатами  реализации  озвученных  правительством  Японии  в  2014  г. 

                                                           

1

 

объемы природного газа приведены в соответствии с российскими стандартами учета (теплотворная способность 

8850 ккал/м

3

 

и температура 20 градусов С).

 

 

 

298 

 

планов  по  перезапуску  существующих  атомных  электростанций  по  итогам  проведения  их 

масштабных испытаний. 

Консолидация. За последние несколько лет стратегическая и конкурентная среда мировых 

нефтяного  и  газового  рынков  существенно  изменилась  в  связи  с  активно  идущими  процессами 

слияния и поглощения компаний. Они обусловлены стремлением к увеличению доходов, обострением 

конкуренции, растущим потенциалом использования предоставляющихся возможностей развития 

деятельности. 

Развитие  техники  и  технологии.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли 

заметно улучшили технико-экономические показатели разведки и разработки запасов углеводородов. 

Вырос  удельный  вес  успешных  геологических  изысканий,  увеличилась  продолжительность 

эксплуатации  месторождений  и  степень  извлекаемости  разведанных  запасов  при  одновременном 

сокращении издержек полного проектного цикла. Все это было достигнуто благодаря активному и 

эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые  технологии  стали 

относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ОАО «Газпром»  для  достижения  своих 

стратегических  и  финансовых  целей  стремится  применять  собственные  новые  разработки  в 

практической деятельности. 

Охрана окружающей среды и социальные факторы. Нефтяные и газовые компании во всем 

мире  сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 

соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 

общества.  Инвесторы,  потребители, государственные  органы,  неправительственные  организации 

все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 

соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 

ОАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 

международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 

экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 

приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ОАО  «Газпром»  также  предопределяют 

особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 

принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 

активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 

благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 

благополучия людей. 
В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 

влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ОАО «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 

зачастую условия, присущие отдельной стране или региону, оказывают более существенное влияние 

на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 
К основным факторам, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность 

получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по  сравнению  с 

результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести    риски, связанные со 

снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным  регулированием 

оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  конкуренцией  со  стороны  других  поставщиков  газа, 

включая  поставщиков  альтернативных  видов  энергоносителей  (жидкое  топливо,  уголь).  Также 

влияние  на  результаты  деятельности  ОАО  «Газпром»  оказывают  такие  рыночные  риски  как 

изменение валютных курсов, процентных ставок и цен на рыночные ценные бумаги. 
Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 

представляется возможным в связи с тем, что указанные события/факторы в большинстве случаев 

находятся вне контроля Общества. 
Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 

ОАО «Газпром» являются повышение конкурентоспособности Общества в результате внедрения и 

использования  технических  и  технологических  инноваций  в  области  добычи  и  переработки  газа. 

Благодаря  централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных 

маршрутов      транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным 

запасом прочности и способна бесперебойно поставлять газ даже при пиковых сезонных нагрузках. 

Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 

продуктовый  портфель  группы  компаний  ОАО  «Газпром»  включает  природный  газ,  нефть, 

продукты переработки нефти, газа и газового конденсата, нефтехимические продукты, электро- и 

теплоэнергию. Обществом проводятся меры по диверсификации способов транспортировки газа – 

строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ-проектов;  осуществляется 

подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных рынках, в т.ч. премиальных 

рынках АТР: Китай, Индия, Япония и Южная Корея. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33  34   ..