ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года - часть 32

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года - часть 32

 

 

283

 
 
 
 
 

 

Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 
Молдова № 20185 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия  № 
Z20091477 от 09 ноября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 
Республики № 2010 1266 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 
интеллектуальной  собственности  Грузии  №  М 20778 от 24 сентября 
2010 года. 

Службы  по  товарным  знакам  Ведомства  по  развитию  внутренней 
торговли  Арабской  Республики  Египет  № 236203 от 07 февраля 2011 
года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики 
и развития Туркменистана № 11153 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

Интеллектуальной 

Собственности 

Боснии 

и 

Герцеговины 

№ 

BAZ0914230 от 23 мая 2012 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06394 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Национального института 
стандартизации  и  промышленной  собственности  Министерства 
промышленности Республики Тунис № TN/E/2011/2084. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Ведомства по регистрации 
компаний и промышленной собственности Исламской Республики Иран 
№ 183267 от 24 сентября 2012 года. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  № 17306 от 
19 сентября 2013 года. 

Свидетельство о регистрации Национального института промышленной 
собственности Алжира № 80847 от 12 декабря 2011 года. 

 
 
 
 

 

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60165 от 17 декабря 2009 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Румынии    № 104052. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной службы Кыргызской Республики № 10287 от 30 сентября 2010 
года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  № 129783 от 
11 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 34756 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  № MGU 21116 от 
05 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 76798 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06395 от 18 марта 2013 
года. 

284

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41043. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 
Таджикистан № TJ 10539. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60166 от 17 декабря 2009 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Румынии № 103975. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной службы Кыргызской Республики № 10286 от 30 сентября 2010 
года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  № 129782 от 
11 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 34755 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  № MGU 21115 от 
05 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 76799 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06396 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41042. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 
Таджикистан №TJ 10547. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00152 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной собственности Украины № 174859 от 27 августа 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51790. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00151 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной собственности Украины № 174860 от 27 августа 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51791. 

 

POLYANA 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00150 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  № 182794 от 11 марта 2014 
года. 

285

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51792. 

 

ПОЛЯНА 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00149 от 10 декабря 2012 года. 
Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  № 182795 от 11 марта 2014 
года. 
Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51793. 

 

 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности 
эмитента 

Российский рынок. 

Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 
обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 
добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

 

2010 2011 2012 2013 2014 

 

2015 

* 

ожид. 

Добыча газа в России (млрд.куб.м) 

650,8 670,7 654,4 668,2 642,1 654,3 

Добыча газа Группой Газпром (млрд.куб.м) 

508,6 513,2 487,0 487,4 443,9 427,0 

Добыча газа Группой Газпром в % от 
добычи газа в России 

78,1% 76,5% 74,5% 72,9% 69,1%  68% 

* I квартал - отчёт, II квартал - предварительный отчет, III, IV кварталы - план. 

К 2020 году  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 
конъюнктуры  внешнего  рынка  объем  добычи  газа  ПАО  «Газпром»  может  составить  до 490-
555 млрд куб.  м.  Основным  газодобывающим  районом  страны  на  рассматриваемую  перспективу 
остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.  

Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  станут 
полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 
Дальний  Восток,  где  добыча  газа  будет  развиваться  на  базе  освоения  шельфовых  месторождений 
на о.Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.  

Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 
производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 
реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 
извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 
безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 
намечаются  рост  производства  моторного  топлива,  сжиженных  газов  и  серы,  получение 
полиэтилена и, при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка, метанола.  

ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.  

ПАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 
рынка  и  собственником  Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию 
подлежат  только  цены  на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  ПАО  «Газпром»  и 
поставляемый российским потребителям. Цены на нефть, уголь и газ, продаваемый независимыми 
производителями, формируются на рыночной договорной основе. 

Позиция  ПАО  «Газпром»  заключается  в  том,  что  и  на  внутреннем  газовом  рынке  цены  должны 
поэтапно  достигать  экономически  обоснованного  уровня  и  поэтапно  внедряться  рыночные 
механизмы  по  их  формированию.  В  качестве  меры  по  повышению  конкурентных  преимуществ 
ПАО «Газпром»  перед  независимыми  производителями  необходимо  осуществить  скорейший 
переход  от  директивного  регулирования  оптовых  цен  на  газ  к  регулированию  их  предельного 

286

максимального  уровня  с  целью  обеспечения  возможности  Обществу  формировать  более  гибкую 
ценовую политику.  

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №323 «О реализации  
природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской 
Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной 
системе  открытого  акционерного  общества «Газпром» (с  учетом  изменений,  внесенных 
постановлением Правительства Российской федерации от 19 июня 2014 г. №566), в целях развития 
рыночных  принципов  ценообразования,  Обществу  и  его  аффилированным  лицам  разрешено 
реализовывать  по  нерегулируемым  государством  ценам  на  организованных  торгах  (товарных 
биржах и торговых системах) начиная с 2013 года до 17,5 млрд. куб. м. газа.  

В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта 2 раздела II Протокола  заседания  Комиссии  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 
экологической  безопасности  от 4 июня 2014 года  №  А4-26-368  ПАО  «Газпром»  совместно  с 
ЗАО «СПбМТСБ» и РДК (ЗАО) обеспечило принятие мер, необходимых для начала биржевых торгов 
природным  газом  на  Санкт-Петербургской  Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая 
торговля газом является важным инструментом в области формирования рыночных принципов и 
повышения  прозрачности  ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных 
индикаторов для системы ценообразования. 

За 9 месяцев 2015 года  реализовано 4 635,4 млн  куб.  м  газа,  в  том  числе 2 235,1 млн  куб.  м  газа 
ПАО «Газпром». Уровень средних цен реализации газа продавцами по итогам 9 месяцев 2015 года на 
балансовом  пункте  «КС  Надым»  на 3,2% ниже  регулируемой  оптовой  цены  для  ЯНАО,  а  на 
балансовом пункте «КС Вынгапуровская» на 2,5%. 

Кроме  того,  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
28 мая 2007  г.  № 333 «О  совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ», 
ПАО «Газпром»  разрешена  продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в 
регулируемом  диапазоне  предельных  максимального  и  минимального  уровней  для  следующих  групп 
конечных потребителей (кроме населения): 

- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 года;  

- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.  

За I полугодие 2015 года реализовано указанным выше группам потребителей 14,5 млрд. куб. м газа. 
При  этом  превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими 
регулируемыми оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 4%. 

В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в 2010 году 
Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 
на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 
на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт, будут зависеть от развития ценовой конъюнктуры на внешних рынках газа и соблюдения 
прогнозируемой Правительством Российской Федерации динамики изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся  позиций  в  условиях  сокращения  спроса  на  газ  в  Европе  являются  солидный  портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 

287

газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации - собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 
соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт,  проявляя  гибкость  в  отношениях  с  партнерами.  При  этом  основные  положения 
контрактов,  определяющие  баланс  интересов  между  поставщиком  и  покупателем,  остаются 
незыблемыми.  

В настоящее время в Европе цены хабов, фактически, превратились в основной ценовой ориентир 
для  оптового  рынка  газа.  Превращение  цен  хабов  в  «отраслевой  стандарт»  ценообразования 
закрепляется либо на законодательном уровне как обязательство партнёров Общества продавать 
газ  в  значительных  объемах  на  хабах  для  придания  последним  ликвидности,  либо  за  счет 
искусственного стимулирования конкуренции. При этом участникам рынка навязывается мнение, 
что только цены хабов являются рыночными.  

С развитием торговых площадок цены на них начали формироваться под воздействием собственно 
спроса  и  предложения  на  газ,  но  при  всем  том  эти  цены  так  и  не  стали  отражением  общего 
рыночного равновесия на европейском газовом рынке, то есть не взяли на себя ту функцию, которая 
им зачастую приписывается партнерами ПАО «Газпром». 

Это происходит по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, хронического 
превышения  предложения  над  спросом.  Данная  ситуация  возникла  из-за  переконтрактованности 
газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что  совокупные  твердые 
обязательства  поставщиков  в  рамках  долгосрочных  контрактов  существенно  превышают 
реальные объемы потребления газа, поскольку основная масса контрактов была подписана в период 
до  кризиса 2008 г.,  когда  ожидалось,  что  потребление  газа  будет  постоянно  расти.  В  настоящее 
время,  в  результате  развития  ликвидных  хабов  у  оптовых  покупателей  появился  канал  для 
реализации  практически  любых  контрактных  объемов  по  форвардной  кривой  на  несколько  лет 
вперед, в том числе и сброса излишков, не подкрепленных реальным спросом. Этой возможностью 
они  активно  пользуются  в  целях  хеджирования  позиций,  а  также  выполнения  контрактных 
обязательств «бери или плати» перед поставщиками. 

Тем не менее, руководствуясь необходимостью учитывать требования как европейских партнеров, 
терпящих убытки от реализации газа по ценам хабов, так и регулирующих органов ЕС, Компания 
проводит  последовательную  адаптацию  формул  цены  газа  по  своим  долгосрочным  контрактам  к 
новым  рыночным  условиям.  При  пересмотре  контрактов  она  ставит  перед  собой  задачу 
поддержания  конкурентоспособности  партнеров,  занимающихся  реализацией  российского  газа  на 
европейском  рынке,  за  счет  сокращения  разрыва  между  ценами  хабов  и  контрактов,  что 
достигается комбинацией различных способов.  

В  условиях  существенного  изменения  принципов  газового  ценообразования,  Компания  проводит 
работу  по  защите  нефтяной  индексации,  считавшейся  ранее  неоспоримым  механизмом 
определения цен газа.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 
обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 
от  скважины  до  конечного  потребителя.  Использование  нефтепродуктовой  индексации 
апробировано  более  чем 40-летней  историей  развития  мирового  газового  рынка.  В  современных 
условиях нефтепродукты в газовой формуле играют роль универсального дефлятора. Их наличие не 
позволяет цене газа сильно оторваться от цен других сырьевых товаров.  

Компания  полагает,  что  контракты,  имеющие  нефтепродуктовую  индексацию,  сохраняют  свою 
актуальность  и  в  настоящее  время.  Наши  расчеты  показывают,  что  между  ценой  нефти  сорта 
«Брент» и спотовыми ценами при использовании шести–девятимесячной скользящей средней цены 
на нефть, то есть при использовании аналога стандартного долгосрочного контракта на поставку 
газа, существует сильная корреляция практически на уровне функциональной зависимости (+0,86).  

За  последнее  время  появилось  немало  исследований,  рассчитывающих  долю  газа  на  рынке, 
продаваемого с различной ценовой индексацией, с предсказаниями наступления точки невозврата – 
освобождения  газа  от  нефтяной  зависимости.  Однако  эта  точка,  на  наш  взгляд,  пока  не 
достигнута  и  не  будет  достигнута  до  тех  пор,  пока  четверо  основных  поставщиков  природного 

288

газа  в  Европу  (Россия,  Алжир,  Катар  и,  возможно,  в  будущем  Азербайджан)  сознательно  не 
откажутся  от  нефтяной  индексации  в  долгосрочных  контрактах.  Хотя  Норвегия  и  Нидерланды 
практически  перешли  на  индексацию  по  ценам  торговых  площадок  в  своих  контрактах,  этого 
недостаточно  для  изменения  системы  ценообразования.  При  этом,  привязке  к  ценам  торговых 
площадок  в  обязательном  порядке  сопутствует  изъятие  норвежской  компанией  «Статойл» 
дневной  и  значительной  степени  сезонной  гибкости,  в  настоящий  момент  сохраняющейся  в 
контрактах других поставщиков.  

Что  касается  других  крупных  поставщиков  газа,  в  условиях  сокращающейся  добычи  стратегия 
компании «Sonatrach» заключается  в  замене  традиционных  направлений  экспорта  на  более 
выгодные: в частности, сжижение газа и перенаправление его на премиальные азиатские рынки. 

Аналогичной стратегии придерживается и Катар, который добивается сокращения доли твердых 
обязательств  по  поставкам  СПГ  в  рамках  имеющихся  у  него  контрактов  с  европейскими 
покупателями и увеличения в них доли «гибких» обязательств, дающих возможность отправлять 
газ не в Европу, а на более привлекательные рынки, где имеются возможности для арбитражных 
операций.  

Помимо  экспорта  газа  на  основе  долгосрочных  контрактов,  Компания  также  расширяет 
деятельность  на  либерализованных  рынках,  в  том  числе  в  сфере  спотовой  и  краткосрочной 
торговли  природным  газом,  нефтью,  нефтепродуктами,  электроэнергией  и  квотами  на  выброс 
парниковых газов, а также развивает операции по продаже газа на розничном рынке.  Кроме того, 
ПАО «Газпром» уделяет внимание работе по расширению потребления газа на рынке Европы. Это 
относительно  новое  направление  деятельности  включает  участие  в  проектах  по  развитию 
использования  газа  в  электроэнергетике,  в  качестве  моторного  топлива,  а  также  новых  видах 
использования газа. 

Результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  в  полной  мере  соответствуют  современным 
тенденциям развития газодобывающей отрасли. Компания активно использует новые технологии, 
увеличивает  уровень  добычи  газа  за  счет  ввода  мощностей  на  действующих  и  новых  объектах, 
расширяет  и  модернизирует  газотранспортную  инфраструктуру.  ПАО  «Газпром»  является 
крупнейшей  газодобывающей  компанией,  осуществляет  транспортировку  и  обеспечивает 
природным газом почти 68% российских потребителей.  

 
 
 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

-  

Неопределенность  уровня  спроса  на  природный  газ  на  европейском  рынке.  На  уровень 

потребления  газа  в  Европе  продолжают  оказывать  давление  следующие  факторы:  стагнация 
промышленного  производства  в  Европе,  общее  снижение  спроса  на  электроэнергию  и  падение 
относительной  экономической  привлекательности  газа  в  электроэнергетике  по  сравнению  с 
субсидируемыми  возобновляемыми  источниками  энергии  и  углем,  цены  на  который  существенно 
снизились на фоне увеличения импорта дешевого угля из США, низкая стоимость квот на выбросы 
парниковых  газов  (углеродных  единиц),  а  также  рост  энергоэффективности  и  распространение 
энергосберегающих  технологий,  в  частности,  при  строительстве  новых  зданий.  Как  ожидается, 
такая ситуация в европейской экономике сохранится в краткосрочной перспективе. 

Текущее  состояние  европейского  газового  рынка  характеризуется  продолжающимся  снижением 
спроса  на  газ.  По  предварительной  оценке  международной  ассоциации  газовой  промышленности 
CEDIGAZ,  потребление  природного  газа  в  странах  Европы  в 2014 г.  на  фоне  чрезвычайно  тёплых 
погодных  условий  снизилось  на 8% по  сравнению  с 2013 г.  и  составило  порядка 507

1

  млрд  куб.  м. 

(источник: CEDIGAZ, Trends & Figures in 2014, сентябрь 2015 г.). 

В  то  же  время,  согласно предварительным  оценкам  Евростата,  потребление  природного  газа  в 
странах  Европейского  Союза  в I полугодии 2015 г.  выросло  на 9,5% в  сравнении  с  аналогичным 
периодом прошлого года, до 246,2

1

 млрд куб. м.  

                                                           

1

 

объемы природного газа приведены в соответствии с российскими стандартами учета (теплотворная способность 

8850 ккал/м

3

 и температура 20 градусов С).

 

289

Несмотря  на  рост  внутреннего  потребления,  благодаря  высоким  отборам  из  ПХГ  страны  ЕС  в 
I полугодии 2015 г.  сократили  импорт  на 2,0% до 145,5 млрд.  куб.  м.  Снижение  объемов  экспорта 
ПАО «Газпром»  в  Дальнее  зарубежье  в I полугодии 2015 г.  по  сравнению  с  аналогичным  периодом 
прошлого  года  отразили  как  общее  снижение  импорта  в  Европе,  так  и  ожидания  европейских 
потребителей газа ПАО «Газпром» дальнейшего понижения контрактных цен по мере включения в 
опорный период более низких котировок нефтепродуктов.  

Перспективы  развития  спроса  на  газ  в  регионе  во  многом  будут  определяться  темпами 
восстановления европейской экономики, политикой стран ЕС в области атомной и возобновляемой 
энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, уровнем цен на выбросы парниковых газов. 

Изменение  конъюнктуры  на  газовом  рынке  в  результате  техногенной  катастрофы  в 

Японии.  

Последствия  аварии  на  АЭС  Фукусима  в  марте 2011 г.  в  Японии  продолжают  оказывать 
существенное  влияние  на  потребление  СПГ.  Прекращение  выработки  энергии  на  атомных 
электростанциях Японии увеличило загрузку существующих газовых электростанций страны, что, 
в свою очередь, привело к существенному росту импорта Японией СПГ в последние годы. 

В 2014 г. Япония увеличила импорт СПГ до 89 млн. т (на 1,2 млн. т выше уровня в 2013 г.), сохранив 
за  собой  лидирующие  позиции  в  общемировой  торговле  СПГ  с  долей  порядка 37% (источник: 
«The LNG Industry in 2014», GIINGL, апрель 2015 г.).  По  предварительным  статистическим 
данным, опубликованным Министерством финансов Японии, за первые 7 месяцев 2015 г. снижение 
импорта СПГ Японией составило 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Перспективы  потребления  газа  в  Японии  будут  в  значительной  степени  определяться 
разрешениями  японского  регулятора  в  сфере  ядерной  энергетики  на  перезапуск  атомных 
электростанций после ужесточения требований к их безопасности. 

Консолидация. За последние несколько лет стратегическая и конкурентная среда мировых 

нефтяного  и  газового  рынков  существенно  изменилась  в  связи  с  активно  идущими  процессами 
слияния  и  поглощения  компаний.  Они  обусловлены  стремлением  к  увеличению  доходов, 
обострением 

конкуренции, 

растущим 

потенциалом 

использования 

предоставляющихся 

возможностей развития деятельности. 

Развитие  техники  и  технологии.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли 

заметно  улучшили  технико-экономические  показатели  разведки  и  разработки  запасов 
углеводородов. 

Вырос 

удельный 

вес 

успешных 

геологических 

изысканий, 

увеличилась 

продолжительность эксплуатации месторождений и степень извлекаемости разведанных запасов 
при  одновременном  сокращении  издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто 
благодаря  активному  и  эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые 
технологии  стали  относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для 
достижения своих стратегических и финансовых целей стремится применять собственные новые 
разработки в практической деятельности. 

Охрана окружающей среды и социальные факторы. Нефтяные и газовые компании во всем 

мире  сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 
ПАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 
международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 
экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 
приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ПАО  «Газпром»  также  предопределяют 
особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 
принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 
активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 
благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 
благополучия людей. 

В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 
влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 
зачастую  условия,  присущие  отдельной  стране  или  региону,  оказывают  более  существенное 
влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 

К  основным  факторам,  которые  могут  в  наибольшей  степени  негативно  повлиять  на 
возможность  получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по 

290

сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести  риски, 
связанные  со  снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным 
регулированием  оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  конкуренцией  со  стороны  других 
поставщиков  газа,  включая  поставщиков  альтернативных  видов  энергоносителей  (жидкое 
топливо,  уголь).  Также  влияние  на  результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  могут  оказать 
финансовые риски (изменение валютных курсов, процентных ставок). 

Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 
представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что  указанные  события/факторы  в  большинстве 
случаев находятся вне контроля Общества. 

Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 
ПАО «Газпром»  являются  повышение  конкурентоспособности  Общества  за  счет  внедрения  и 
использования  технических  и  технологических  инноваций  дальнейшего  развертывания  программ 
импортозамещения,  а  также  в  результате  работы  по  оптимизации  затрат.  Благодаря 
централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных  маршрутов   
транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным  запасом 
прочности  и  способна  бесперебойно  поставлять  газ  даже  при  пиковых  сезонных  нагрузках. 
Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 
продуктовый  портфель  группы  компаний  ПАО «Газпром»  включает  природный  газ,  нефть, 
продукты переработки нефти, газа и газового конденсата, нефтехимические продукты, электро- и 
теплоэнергию. Обществом проводятся меры по диверсификации способов транспортировки газа – 
строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ-проектов;  осуществляется 
подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных рынках, в т.ч. премиальных 
рынках АТР: Китай, Индия, Япония и Южная Корея.
 

 

 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

Конкуренция на рынке России. 

В 

соответствии 

с 

действующим 

законодательством 

Российской 

Федерации 

сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 
монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 
предоставляет  ПАО  «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 
Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 
ПАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 июля 1997  г.  № 858 «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 
системе  Открытого  акционерного  общества  «Газпром»  с  изменениями  и  дополнениями, 
внесенными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 3 мая 2001 г.  № 334 
«Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».   

В настоящее время группа компаний ПАО «Газпром» осуществляет около 75% всей добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения  и 
реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на  газ,  реализуемый 
ПАО  «Газпром»  потребителям  Российской  Федерации,  а  также  тарифы  на  услуги  по 
транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 
регулирующим  государственным  органом - Федеральной  антимонопольной  службой.  На  долю 
независимых  газодобывающих  организаций,  которым  предоставлено  право  реализовывать  газ  по 
нерегулируемым (рыночным) ценам, складывающимся на основе спроса и предложения, приходится 
порядка 25% объема добычи газа в России.  

Доля  транспортировки  по  ЕСГ  газа  независимых  поставщиков  в  общем  объеме  транспортировки 
газа, %: 

2013 г. 2014 

г. 9 

месяцев 2015 г. 

19,24% 21,86% 22,67% 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  деятельность,  в  основном,  на  регулируемом  сегменте  российского 
рынка  природного  газа,  что  ограничивает  его  конкурентные  возможности  по  сравнению  с 
независимыми производителями, реализующими свой газ по нерегулируемым ценам, что позволяет 
им предлагать покупателям более выгодную ценовую политику при оплате за газ.   

Основными  конкурентами  Общества  являются  такие  независимые  производители  газа,  как 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..