ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2015 года - часть 4

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2015 года - часть 4

 

 

 

59

газопровода составляет 1224 км. Проектная производительность обеих ниток «Северного потока» 
составляет 55 млрд куб. м газа в год.  Эксплуатацию газопровода «Северный поток» осуществляет 
компания «Норд Стрим АГ». 

31 июля 2015 г. заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром» Александр Медведев и член 
Правления BASF SE Ганс-Ульрих 

Энгель 

подписали 

Меморандум 

о 

намерениях, 

предусматривающий  сотрудничество  по  проекту  строительства  газопровода  «Северный  поток - 
2». 

4  сентября 2015 г.  в  г.  Владивостоке  в  рамках  Восточного  экономического  форума  Председатель 
Правления  ПАО  «Газпром»  Алексей  Миллер,  Председатель  Правления BASF SE Курт  Бок,  член 
Правления E.ON SE Клаус  Шефер,  заместитель  генерального  директора ENGIE Пьер  Шарейр, 
Председатель Правления OMV AG Райнер Зеле, Главный управляющий директор Royal Dutch Shell 
Plc Бен ван Берден подписали Соглашение акционеров совместной проектной компании (СПК) New 
European Pipeline AG (6 октября 2015 г.  переименована  в Nord Stream 2 AG), которая  займется 
реализацией проекта «Северный поток 2». В соответствии с данным соглашением ПАО «Газпром» 
в СПК будет принадлежать 51%, E.ON, Shell, OMV and BASF/Wintershall — по 10%, ENGIE — 9%. 

8  декабря 2015 г.  было  подписано  Соглашение  об  изменении  и  утверждении  в  новой  редакции 
Соглашения  акционеров Nord Stream 2 AG, в  соответствии  с  которым  структура  владения Nord  
Stream 2 AG будет  выглядеть  следующим  образом:  ПАО  «Газпром» - 50%, E.ON, Shell, OMV, 
BASF/Wintershall и ENGIE – по 10%,  

В  рамках  реализации  стратегии  диверсификации  экспортных  маршрутов  поставок  российского 
природного  газа  ПАО «Газпром»  ведет  разработку  проекта  строительства  морского  газопровода 
через Черное море в направлении Турции. 

1  декабря 2014 г.  принято  решение  о  прекращении  реализации  проекта  газопровода  «Южный 
поток».  В  тот  же  день  между  ПАО  «Газпром»  и  турецкой  компанией BOTAS был  подписан 
Меморандум о взаимопонимании по строительству нового морского газопровода через Черное море 
в направлении Турецкой Республики (далее – «Турецкий поток»). 

Производительность новой газопроводной системы при полном развитии может составить до 32 
млрд куб. м в год.  

По  причине  отсутствия  в  течение 2015 года  видимой  инициативы  турецкой  стороны  в 
продвижении  проекта  «Турецкий  поток»,  а  также  ввиду  ухудшения  российско-турецких 
отношений начало практической реализации проекта отложено на неопределенный срок. 

 (Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 
Риски, связанные с неденежными расчетами.  

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 

 

2.4.3. Финансовые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 
 

 

60

Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 
Риск мирового финансового кризиса 

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 

 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов  

Валютный  риск  для  ПАО  «Газпром»  связан  с  колебаниями  обменных  курсов  рубля  к  тем 
иностранным  валютам,  в  которых  номинированы  часть  доходов,  расходов  и  обязательств 
ПАО «Газпром», в основном к доллару США и евро. 

Руководство  ПАО  «Газпром»  снижает  степень  валютного  риска  путем  соотнесения  активов  и 
обязательств, стоимость которых выражена в сопоставимых иностранных валютах. 

ПАО  «Газпром»  имеет  ряд  вложений  в  иностранные  компании,  стоимость  чистых  активов 
которых подвержена риску изменения курса валют. 

Результатом снижения курса рубля для ПАО «Газпром» могут стать дополнительные расходы по 
обслуживанию и исполнению обязательств, выраженных в иностранной валюте. Также снижение 
стоимости  рубля  по  отношению  к  основным  валютам  приведет  к  увеличению  рублевого 
эквивалента выплат, выраженных в иностранной валюте.  

Однако,  данные  риски  в  части  денежного  потока  могут  быть  ограничены,  и  даже  частично  или 
полностью  нивелированы  за  счет  увеличения  рублевого  эквивалента  поступления  от  экспортных 
контрактов,  номинированных  в  иностранной  валюте,  поскольку  поступления,  выраженные  в 
иностранной валюте, в полтора раза превысили выплаты, выраженные в иностранной валюте. 

Значительное  падение  курса  рубля  по  отношению  к  доллару  США  и  евро  может  привести  к 
заметному  снижению  показателей  бухгалтерской  прибыли  вследствие  переоценки  валютных 
обязательств на конец отчетного периода. 

На  показатели  прибыли  от  продаж  ПАО  «Газпром»  негативное  влияние  может  оказывать 
повышение  курса  рубля  к  доллару  США  и/или  евро,  поскольку  это  может  привести  к  снижению 
выручки относительно затрат. 
 
 
Риски, связанные с изменениями процентных ставок. 

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 

 

Риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром»  денежных  средств  на  российском  рынке 
корпоративных облигаций. 

В  обращении  на  российском  рынке  находятся  два  выпуска  биржевых  облигаций:  серии  БО-19  и      
БО-20, размещенные в ноябре 2013 года, со сроком погашения 21.10.2043. 

По биржевым облигациям серии БО-19 и БО-20 Эмитент установил процентную ставку только по 
первому купону.

 

Порядок определения процентной ставки по i-ым купонным периодам, со второго 

по шестидесятый (i = 2, 3,….60) включительно, установлен по формуле: Кi = (CPI – 100%) + 1%, где 
Кi – процентная  ставка,  но  не  менее 0,01% годовых; CPI – рассчитанное  в  целом  по  РФ  значение 
ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года в последнем месяце, за который 
осуществлена  официальная  публикация  ИПЦ.  Расчетный  месяц – месяц,  в  котором 
рассчитывается процентная ставка на соответствующий купонный период.  

В  случае  отсутствия  опубликованного  значения CPI за  календарный  год  до  расчетного  месяца, 
расчет процентной ставки по i-ым купонным периодам Облигаций осуществляется по следующей 
формуле: Кi = Rрефин, где Кi – процентная ставка i-го купона, но не менее 0,01% годовых; Rрефин – 
ставка  рефинансирования  Центрального  Банка  Российской  Федерации  (далее – Банк  России), 
опубликованная на официальном сайте Банка России и действующая по состоянию на 9-й рабочий 
день до даты начала i-го купонного периода. В случае если на дату расчета эмитентом Rрефин не 
будет  существовать,  в  качестве  Rрефин  принимается  иная  аналогичная  ставка,  определенная 
Банком России. 

 

61

Событие, в  случае наступления  которого возможно  досрочное погашение  биржевых облигаций  по 
усмотрению  эмитента - достижение  или  превышение  определенной  эмитентом  процентной 
ставки i-того купонного периода уровня 10,00% годовых.   

Наличие  встроенного  механизма  оферт  и  определения  события,  в  случае  наступления  которого 
возможно  досрочное  погашение  по  усмотрению  эмитента,  позволит  эффективно  управлять 
процентным риском.   
 

Риски, связанные с влиянием инфляции.  

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 

 

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности.   

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 

2.4.4. Правовые риски 

 
В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  
ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 

 
Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

Налоговая  система  Российской  Федерации  базируется  на  основных  принципах  налогообложения, 
установленных  частью  первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее - НК  РФ),  в 
которой  определяются  общие  правила  для  субъектов  налоговых  правоотношений,  закрепление  за 
ними прав и обязанностей, а также процессуальных норм, способствующих соблюдению этих прав 
и обязанностей. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу 
полезных ископаемых, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога. 

Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего большое количество высококапиталоёмких проектов, обуславливает необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления  и  уплаты  отдельных  налогов,  что  затрудняет  составление  средне-  и  долгосрочных 
прогнозов деятельности налогоплательщиков. 
С 01.01.2016 года  вступают  в  силу  важные  изменения  в  налоговом  законодательстве.  К  наиболее 
значимым следует отнести следующие нововведения, принятые в IV квартале 2015 года: 

1)  Федеральный  закон  от 28.11.2015 № 325-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  часть  первую  и  статьи 
342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». 

Указанным  законом  в 2016 году  предусматривается  увеличение  налоговой  нагрузки  по  налогу  на 

 

62

добычу  полезных  ископаемых  (далее - НДПИ)  в  отношении  добываемого  ПАО  «Газпром»  газа 
горючего  природного  и  газового  конденсата  через  механизм  изменения  коэффициентов  в  формуле 
НДПИ,  установленной  статьей 342.4 части  второй  НК  РФ.  В  результате,  в 2016 году  базовое 
значение единицы условного топлива (Е

ут

), используемое при расчете ставок НДПИ на газ и газовый 

конденсат, для организаций Группы Газпром увеличилось на 36,73 процента. 

Также  внесены  изменения  в  понятие  «новое  морское  месторождение  углеводородного  сырья», 
которым  с 01.01.2016 признается  морское  месторождение  углеводородного  сырья,  дата  начала 
промышленной  добычи  углеводородного  сырья  на  котором  приходится  на  период  с 01.01.2016, за 
исключением  морского  месторождения  углеводородного  сырья,  расположенного  на 50 и  более 
процентов своей площади в южной части Охотского моря (южнее 55 градуса северной широты), в 
период 

до  

01.01.2021 при условии, что степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья 
(за  исключением  попутного  газа),  добываемого  на  таком  месторождении,  по  состоянию  на 
01.01.2015  составляет  менее  пяти  процентов,  лицензия  на  право  пользования  недрами  выдана  не 
позднее 01.01.2009 и  начальные  запасы  газа  горючего  природного  по  состоянию  на 01.01.2014 
составляют  не  более 170 млрд  м

3

.  Данные  изменения  позволят  применять  общий  режим 

налогообложения для Киринского газоконденсатного месторождения. 

Кроме  того,  внесены  изменения  в  порядок  формирования  и  изменения  периметра 
консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН) - увеличен минимальный период, на 
который  создается  КГН,  с  двух  до  пяти  налоговых  периодов  по  налогу  на  прибыль  организаций. 
Одновременно вводится ограничение на добровольное прекращение участия в КГН в течение пяти 
налоговых периодов с даты присоединения к группе. 

2)  Федеральный  закон  от 28.11.2015 № 324-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  статьи 3.1 и 35 Закона 
Российской Федерации «О таможенном тарифе». 

Указанный  закон  направлен  на сохранение  в 2016 году  порядка  расчёта  ставки  вывозной 
таможенной  пошлины  на нефть  сырую  марки  «Юралс»  при  цене  нефти,  превышающей 182,5 
доллара США за одну тонну, действовавшего в 2015 году. 

3) Федеральный закон от 23.11.2015 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового 
кодекса Российской Федерации». 

Указанным законом из перечня подакцизных товаров исключено топливо печное, добавлены средние 
дистилляты. С 01.01.2016 ставки акцизов на средние дистилляты составляют: в 2016 году - 4150 
рублей за тонну, в 2017 году - 3950 рублей за тонну. 

Также  скорректированы  ставки  акцизов  на  автомобильный  бензин:  за  бензин,  не 
соответствующий классу 5, в 2016 году будет взиматься акциз в размере 10 500 рублей за тонну, в 
2017 году - 9 700 рублей за тонну. 

Кроме того, уточнены понятия «прямогонный бензин», «бензиновая фракция». 

4) Федеральный закон от 29.12.2015 № 397-ФЗ «О внесении изменения в статью 176.1 части второй 
Налогового кодекса Российской Федерации». 

С 2016 года снижена совокупная сумма налогов, уплата которой дает право налогоплательщику на 
применение  заявительного  порядка  возмещения  налога  на  добавленную  стоимость  с 10 до 7 млрд 
рублей.  

5)  Постановление  Правительства  РФ  от 26.11.2015 №1265 «О  предельной  величине  базы  для 
начисления  страховых  взносов  в  Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации  и 
Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2016». 

В 2016 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составит для Пенсионного 
фонда - 796 000 рублей, для Фонда социального страхования - 718 000 рублей (кумулятивно за год по 
каждому работнику).  

Кроме  того,  с 01.01.2016 года  амортизируемым  признается  имущество  с  первоначальной 
стоимостью свыше 100 000 рублей

1

.  

                                                 

1

  В  соответствии  с  Федеральным  законом  от 08.06.2015 № 150-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  части 

первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и  статью 3 Федерального  закона  «О 
внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (в  части 
налогообложения  прибыли  контролируемых  иностранных  компаний  и  доходов  иностранных 
организаций)». 

 

63

Таким  образом,  принятые  изменения  в  налоговом  законодательстве  не  вполне  соответствуют 
заявлению  Президента  Российской  Федерации  В.В.  Путина  в  посланиях  Федеральному  собранию 
Российской  Федерации  от 04.12.2015 и 03.12.2015 о  фиксации  и  неизменности  в  течение  четырех 
лет действующей налоговой системы.  

ПАО «Газпром» как законопослушный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового 
законодательства  осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в 
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и 
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. 

Вместе  с  тем,  несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового 
законодательства, нельзя исключать рисков предъявления Обществу налоговых претензий. 

Определенные  риски  также  возникают  и  по  причине  несовершенства  судебной  системы  в 
Российской Федерации и отсутствия единой позиции у различных судебных органов по одним и тем 
же спорным вопросам налогообложения.  
 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического 
союза Группа Газпром  продолжает работу в Евразийской  экономической комиссии  с экспертами 
ЕЭК,  заинтересованными  федеральными  ведомствами  по  реализации  предложений  Группы  в   
проект  нового  Кодекса  ЕАЭС,  регулирующих  порядок    помещения    товаров  под    таможенные 
процедуры, а также  механизм доступа и контроля таможенными  органами сведений  с  приборов 
учёта количеств вывозимого природного газа.  

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  сведений 
таможенной  декларации,  учёта  и  использования  декларантом,  и  администрирования  ЦЭТ 
авансовых  платежей,  механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной 
пошлины; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводам «Северный поток» и «Голубой 
поток»; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

- продолжает арбитражную работу по защите законных прав и интересов Общества, в том числе 
по обжалованию незаконных Требований ЦЭТ об уплате таможенных платежей. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности  
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

В IV квартале 2015 г.  приняты  или  вступили  в  силу  следующие  нормативные  правовые  акты, 
регулирующие вопросы, связанные с лицензированием основной деятельности ПАО «Газпром». 

 

                                                                                                                                                         
 

 

64

1.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 24.12.2015 № 1421 «О  внесении 
изменений  в  отдельные  акты  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам  исполнения 
государственных функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному 
надзору». 

Отдельные  акты  Правительства  Российской  Федерации  в  области  промышленной  безопасности 
приведены в соответствие с действующим законодательством. 

В  частности,  в  Положении  о  лицензировании  эксплуатации  взрывопожароопасных  и  химически 
опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденном постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  от 10.06.2013 № 492, уточнены  требования  к  сведениям, 
представляемым в лицензирующий орган для получения и для переоформления лицензии. 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2015    № 1384 «О федеральных 
органах  исполнительной  власти,  уполномоченных  на  установление  правил  разработки 
месторождений  полезных  ископаемых  по  видам  полезных  ископаемых,  правил  подготовки 
технических  проектов  разработки  месторождений  полезных  ископаемых  по  видам  полезных 
ископаемых, а также на согласование этих правил». 

Правила  разработки  месторождений  полезных  ископаемых  будет  устанавливать  Минприроды 
России  по  согласованию  с  Минэнерго  России  и  Ростехнадзором.  В  том  же  порядке  будут 
устанавливаться правила подготовки технических проектов разработки таких месторождений. 

3.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 19.12.2015 № 1391 «О  федеральном 
органе  исполнительной  власти,  уполномоченном  на  создание  и  эксплуатацию  федеральной 
государственной информационной системы «Единый фонд геологической информации о недрах». 

Роснедра уполномочены создать федеральную государственную информационную систему «Единый 
фонд  геологической  информации  о  недрах»  и  быть  ее  оператором.  Эксплуатация  Единого  фонда 
геологической информации о недрах включена в перечень основных функций Роснедр. 

4.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 28.10.2015 № 1155 «О  внесении 
изменений  в  Положение  о  принятии  решения  о  прекращении  права  пользования  участком  недр 
федерального  значения  для  разведки  и  добычи  полезных  ископаемых  в  случае  осуществления 
геологического изучения недр по совмещенной лицензии». 

Расширен  перечень  документов,  прилагаемых  к  заявке  для  рассмотрения  возможности 
осуществления  разведки  и  добычи  полезных  ископаемых  на  участке  недр  в  целях  получения  более 
полной  информации  о  юридических  лицах,  находящихся  под  контролем  иностранного  инвестора 
или  являющихся  иностранным  инвестором,  и  реализации  положений  Федерального  закона  от 
29.12.2014 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные 
законодательные акты Российской Федерации». 

В частности, дополнительно потребуется представить документы, содержащие сведения о лицах, 
осуществляющих  прямой  или  косвенный  контроль  над  пользователем  недр,  и  о  признаках 
нахождения  пользователя  недр  под  контролем  иностранного  инвестора,  а  также  документы, 
содержащие  сведения  о  конечных  выгодоприобретателях  (бенефициарных  владельцах)  лиц, 
осуществляющих прямой или косвенный контроль над пользователем недр. 

Информации  об  иных  изменениях  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
эмитента  либо  лицензированию  прав  пользования  объектами,  нахождение  которых  в  обороте 
ограничено (включая природные ресурсы) не имеется. 

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 
органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ПАО «Газпром», и Общество 
не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 
негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 
характера,  связанных  с  усложнением  процедуры  получения  лицензий  либо  снижением 
возможности продления действия лицензий ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 

 
 

 

65

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 

2.4.6. Стратегический риск 

Стратегические  риски  ПАО  «Газпром»  вызываются  неопределенностью,  возникающей  под 
влиянием  различных  внутренних  и  внешних  факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на 
достижение  Стратегической  цели  Компании,  выраженной  утвержденными  Советом  директоров 
ПАО «Газпром» стратегическими целевыми показателями (СЦП). 
Среди  наиболее  значимых  для  Компании  рисков,  способных  в  долгосрочной  перспективе  оказать 
существенное воздействие на достижение СЦП, можно выделить следующие риски: 

Маркетинговые  риски,  связанные  с  усилением конкуренции  на  целевых рынках,  в т.ч.  в  силу 

снижения спроса на (российский) природный газ; 

Ценовые риски, связанные с изменением долгосрочной динамики цен на углеводороды (нефть, 

нефтепродукты); 

Инвестиционные  риски,  связанные  со  значительным  превышением  темпов  роста  цен  на 

основные материалы и ресурсы в газовой отрасли над темпами роста цен на газ; 

Финансовые  риски,  связанные  с  волатильностью  курсов  валют,  ростом  инфляции, 

процентных ставок и т.п.; 

Риск значительного изменения природно-климатических факторов; 
Риски  государственного  (таможенного,  тарифного,  валютного  и  налогового)  регулирования 

отрасли  (в  России,  европейских  странах,  странах  Северо-восточной  Азии  и  прочих  странах,  в 
которых Группа Газпром осуществляет основную деятельность); 

Транзитные риски; 
Риски, связанные с организацией производства новых продуктов и выходом в новые сбытовые 

сегменты  (малотоннажный  СПГ,  газомоторное  топливо,  СЖТ,  продукты  газопереработки  и 
газохимии); 

Риски, связанные с внедрением технологических инноваций; 

Стратегические  риски  учитываются  при  разработке  стратегических  решений  и  выборе 
стратегических  инициатив  путём  оценки  их  влияния  на  достижимость  установленных  целей  и 
выработки оптимальных ответных действий компании. 
Работа  ПАО  «Газпром»  по  управлению  рисками  на  стратегическом  уровне  проводится  в  рамках 
ежегодного  формирования  Долгосрочной  программы  развития  Общества  и  докладывается  в  ее 
составе  Правлению  и  Совету  директоров  ПАО  «Газпром».  Работа  по  управлению  рисками  на 
оперативном  уровне  закреплена  в  компетенциях  структурных  подразделений,  а  также 
взаимоувязана  с  проводимой  в  Группе  Газпром  работой,  по  совершенствованию  корпоративной 
системы управления рисками. 
 

 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц. 

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 

 

66

Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 
 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 
 

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

Производственная  деятельность  ПАО  «Газпром»  сопряжена  с  потенциальной  опасностью 
нанесения ущерба окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является возникновение 
риска  гражданской  ответственности  и  необходимость  проведения  работ  по  устранению  такого 
ущерба.  

Для снижения таких рисков ПАО «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, 
совершенствует  систему  экологического  менеджмента  (СЭМ) в  соответствии  с  международным 
стандартом ISO 14001, постоянно  контролирует  свою  деятельность  с
  целью  соблюдения 
соответствующих  природоохранных  требований  стандартов  на  всех  этапах  производственной 
деятельности,  реализует  программы  и  мероприятия  по  охране  окружающей  среды  и  снижению 
воздействия на окружающую среду. В октябре 2015 г. органом по сертификации DNV GL проведен 
надзорный  аудит,  подтвердивший  соответствие  СЭМ  ПАО  «Газпром»  требованиям 
международного стандарта ISO 14001:2004.  

Результатом такой деятельности стало значительное снижение риска загрязнения окружающей 
среды. 

Тем  не  менее,  ПАО  «Газпром»  формирует  резервы  на  покрытие  ответственности  за  загрязнение 
окружающей среды и осуществляет страхование ответственности для таких случаев. 
 
 
Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования. 

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 

 

Риски роста затрат 

Изменений в составе информации в составе настоящего подпункта не произошло. 
 
 
Риски, связанные с возможностью потери потребителей, оборот с которыми составляет не менее 
10% общей выручки от продажи газа. 

В настоящее время группа компаний ПАО «Газпром» осуществляет около 75% всей добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения, 
собственником которой является Общество, и реализацию на внутреннем и внешних рынках.  

ПАО «Газпром» - основной поставщик на газовом рынке бывшего СССР. В 2006 году ПАО «Газпром» 
осуществляло  поставки  газа  в  страны  Союза  независимых  государств  в  соответствии  с 
ежегодными контрактами, а в государства Балтии - на основе долгосрочных договоров до 2015 года 
включительно. С 2009 года начал действовать долгосрочный контракт на поставку газа в Украину.  
16 июня 2014 г.  в  связи  с  ненадлежащим  исполнением  НАК «Нафтогаз  Украины»  своих 
обязательств по контракту купли-продажи газа в виде накопления этой компанией значительной 
задолженности  за  поставленный  газ,  ПАО  «Газпром»  обратилось  в  Стокгольмский 
международный  арбитраж  с  иском  к  НАК  «Нафтогаз  Украины»  о  взыскании  задолженности  в 
размере 4,5 млрд.  долл.  США  (сумма  задолженности  на  момент  подачи  иска).  Политический  и 
экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и  нарушению 
контрактных  обязательств  по  оплате  со  стороны  Украины.  Задолженность  «Нафтогаза 
Украины»  перед  Газпромом  за  поставленный  в 2013-2014 годах  газ  без  учета  пени  составляет  по 
состоянию на 31.12.2015 около 2,2 млрд долл. США. Перспективы взаимоотношений компаний по 
поставкам  природного  газа  в  Украину  полностью  зависят  от  решения  вопроса  погашения 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..