ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2015 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2015 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2015 год - часть 2

 

 

В области разработки и производства автоматических космических аппаратов
конкуренция между российскими и зарубежными компаниями усиливается. Компании
Boeing, Orbital Science Corporation, Space Systems/Loral, Airbus Defence and Space и Thales
Alenia Space являются основными конкурентами Корпорации на мировом рынке
коммерческих заказов. На внутреннем рынке основными конкурентами Корпорации
выступают ОАО «ИСС им. М.Ф. Решетнева» в сегменте спутников связи, АО « РКЦ
«Прогресс» в сегменте спутников дистанционного зондирования Земли.
В области средств выведения Корпорация изготавливает разгонные блоки семейства ДМ,
которые используются для запусков на высокоэнергетические орбиты по
государственным и коммерческим программам. На внутреннем рынке пусковых услуг
основными конкурентами Корпорации являются ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (разгонный
блок «Бриз-М») и ФГУП «НПО имени С.А. Лавочкина» (разгонный блок «Фрегат-СБ»).
Для повышения конкурентоспособности в Корпорации ведётся разработка нового
поколения разгонных блоков семейства ДМ тяжёлого класса, а также разгонных блоков
среднего класса с новым высокоэффективным маршевым двигателем тягой 5 т.
2.5.3. Доля Корпорации на соответствующем сегменте рынка в разрезе
основных видов деятельности и изменение данного показателя за
последние 3 года
Доля Корпорации на рынке услуг по доставке и возвращению экипажей Международной
космической станции (МКС) составляет 100%.
В части грузоснабжения МКС Корпорация сохраняет свою позицию (50%) на рынке. В
2015 г. 38% запусков грузовых кораблей к МКС осуществили США (2 корабля Dragon и 1
корабль Cygnus),
12% пришлось на долю Японии
(1 корабль HTV). В области
возвращения грузов с МКС, с введением в эксплуатацию грузовозвращающего корабля
Dragon, российские корабли «Союз» уступили свои лидирующие позиции в этом сегменте
рынка.
Доля запусков грузовых кораблей РКК «Энергия» по программе МКС
Корпорация осуществляет поставки разгонных блоков ДМ для пусков в рамках
выполнения государственных программ. За 2015 год была выполнена одна поставка
разгонного блока ДМ.
В направлении «Автоматические космические системы» Корпорация создаёт на базе
унифицированной космической платформы автоматические космические аппараты
космических систем различного назначения, в том числе спутниковой связи и
дистанционного зондирования Земли. В настоящее время доля Корпорации на этом рынке
невысока.
16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
КОРПОРАЦИИ
3.1. Информация о наличии в Корпорации
стратегий и программ развития
В связи с проводимой реорганизацией отрасли, утверждением федеральной космической
программы на
2016-2025 гг., Корпорация осуществляет разработку нового проекта
стратегии развития. Планируется, что проект будет подготовлен к концу 2016 года.
Программа инновационного развития (ПИР) Корпорации на 2011-2020 гг. утверждена
Советом директоров
14.07.2011. Разрабатываются и ежегодно актуализируются
среднесрочные планы реализации мероприятий ПИР. Проводится ежегодный мониторинг
исполнения ПИР.
На заседании Совета директоров Корпорации 24.06.2015 утверждён отчёт о результатах
выполнения Программы инновационного развития Корпорации за 2014 год. Отчёт о
результатах выполнения ПИР за
2015 год планируется к рассмотрению Советом
директоров Корпорации в июне 2016 года.
3.2. Перспективы развития Корпорации
Пилотируемые космические системы
В этом направлении продолжатся работы по развертыванию и эксплуатации российского
сегмента Международной космической станции (РС МКС), в том числе:
 создание многоцелевого лабораторного, узлового и научно-энергетического
модулей, интеграция которых в состав РС МКС позволит существенно расширить
программу научно-прикладных исследований и обеспечить энергонезависимость
от американского сегмента станции;
 запуски пилотируемых кораблей «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс» в рамках
транспортно-технического
обеспечения
МКС, проведение поэтапной
модернизации данных кораблей в целях улучшения их технических характеристик
и снижения зависимости от импортных комплектующих элементов;
 реализация программы научно-прикладных исследований и экспериментов, а также
отработка перспективных космических технологий;
 оказание международным партнёрам услуг по транспортировке экипажей на МКС
и возвращению их на Землю.
Предполагается, что МКС будет эксплуатироваться как минимум до 2024 года. Срок
окончания эксплуатации МКС будет определяться договорённостью всех государств-
участников проекта.
После завершения программы МКС планируется использование новых модулей РС МКС
для создания орбитальной станции нового поколения.
Будут продолжены работы по созданию комплекса пилотируемого транспортного корабля
нового поколения
(ПТК НП). Сроки начала летных испытаний корабля будут
определяться, в том числе, с учетом сроков готовности ракеты-носителя и наземной
инфраструктуры для осуществления запусков корабля на околоземную орбиту. Ввод ПТК
НП в эксплуатацию позволит более эффективно осуществлять транспортные операции и
научные исследования как на околоземной орбите, так и за её пределами, в том числе в
окрестностях Луны.
17
Корпорация планирует участвовать в пилотируемых программах исследования и освоения
дальнего космоса, в том числе международных. С этой целью проводится
предварительное проектирование элементов космической инфраструктуры перспективных
пилотируемых программ.
Автоматические космические системы
В рамках этого направления будут продолжены работы по созданию космических
аппаратов (КА) для государственных и коммерческих заказчиков. Основное внимание
будет уделяться созданию космических систем и комплексов высокой сложности с
уникальными задачами по специальным программам в интересах национальной
безопасности.
Будет продолжено взаимодействие с Airbus Defence and Space, в том числе в рамках
совместного предприятия, с целью внедрения передовых технологий производства
современных космических аппаратов, создания конкурентоспособных КА связи и
дистанционного зондирования Земли.
Для повышения конкурентоспособности и снижения рисков при создании продукции
планируется развитие компетенций в области полезных нагрузок спутников.
Ракетно-космические комплексы
Основные задачи развития данного направления:
• изготовление разгонных блоков (РБ) типа ДМ для запусков космических
аппаратов, модернизация РБ типа ДМ с целью улучшения его энергомассовых
характеристик и повышения конкурентоспособности;
• разработка экологичных кислородно-керосиновых разгонных блоков легкого
класса;
• участие в проектах создания перспективных ракет-носителей (РН), разработка
средств межорбитальной транспортировки, необходимых для обеспечения
программ исследования и освоения дальнего космоса.
Реализация запланированной программы работ позволит к 2020 году увеличить объём
выручки Корпорации более чем на 30%. Достижение этого показателя планируется, в том
числе, за счёт повышения производительности труда и передовых методов организации
производства.
Одним из важных приоритетов развития Корпорации является международное
сотрудничество. Несмотря на сложную политическую обстановку, предполагается
сохранить сотрудничество с партнёрами в Европе, США, Японии и других странах.
В организационном плане перспективы Корпорации связаны с реформой ракетно-
космической отрасли России и созданием Госкорпорации «Роскосмос».
Инновационное развитие
Стратегической целью инновационного развития Корпорации до
2025 года является
обеспечение долговременного устойчивого сбалансированного развития на основе
сохранения и укрепления конкурентных позиций на рынке космической техники и услуг,
в том числе за счет эффективной инновационной деятельности.
Программой инновационного развития РКК
«Энергия» предусматривается решение
следующих основных задач:
• внедрение современных технологий;
• повышение производительности труда и создание высокопроизводительных
18
рабочих мест;
• уменьшение себестоимости, снижение удельных издержек производства;
• улучшение потребительских свойств продукции;
• расширение экспорта товаров и услуг;
• рост долгосрочного инвестирования в прикладные исследования (развитие науки);
• повышение энергоэффективности и экологичности производства.
Для достижения поставленной цели и выполнения задач Программой инновационного
развития Корпорации предусмотрено выполнение комплекса мероприятий по созданию
новой продукции, освоению новых технологий производства, внедрению передовых
методов организации труда, развитию кадрового потенциала, взаимодействию с вузами и
научными организациями, взаимодействию с зарубежными партнерами, другие
мероприятия.
Освоение новых технологий и модернизация производства:
• Технология автоматической подготовки заготовок и контроля печатных плат:
o технология автоматического нанесения паяльной пасты и лужения многовыводных
микросхем,
o технология изготовления деталей и узлов цифроаналоговых преобразователей на
фрезерном и токарном обрабатывающих центрах;
• Агрегатно-сборочное производство:
o технологии изготовления ферменных отсеков на оборудовании для орбитальной
автоматической сварки;
• Агрегатно-сборочное производство и КИС-416:
o технологии проведения анализа чистоты технологических жидкостей и контроля
агрессивных средств в соответствии с ГОСТ,
o технологии течеискания для осуществления контроля герметичности изделий;
• Заготовительное производство:
o технология гибки сложных металлических профилей;
• Центральная заводская лаборатория:
o Технология проведения испытаний на растяжение, сжатие и трёхточечный изгиб с
использованием универсальной испытательной машины Zwick Z100.
В 2015 году продолжалось развитие Композитного центра для производства конструкций
из композиционных материалов, Центра сварки трением с перемешиванием,
предназначенного для сварки крупногабаритных толстостенных объектов из
алюминиевых и титановых сплавов и нержавеющей стали, а также освоение аддитивных
технологий (3D-печать). Предполагается дальнейшее внедрение данных перспективных
технологий для использования при создании изделий Корпорации.
19
3.3. Объем инвестиций в разрезе проектов и с разбивкой по источникам
финансирования
Фактическое исполнение
Наименование
2015 года, тыс.руб.
Источники
Поступления,
1 242 660,3
в том числе:
Амортизация
414 437,9
Чистая прибыль*
306 201,7
Инвестиционные кредиты
485 800,6
Целевое финансирование**
36 220,1
Направления проектов
Расходы,
1 242 660,3
в том числе:
Фонд инновационного развития
642 399,5
Целевые проекты***
63 511,4
Капитальные вложения
536 749,4
Финансовые вложения
0,0
* Использована прибыль, полученная по итогам деятельности в 2013 году, решение о
распределении которой принято ВОСА 14.01.2015.
** Кроме того, средства участников долевого строительства - 302 361,7 тыс. руб.
*** Кроме того, расходы на строительство жилья - 381 181,9 тыс. руб.
3.4. Система менеджмента качества, действующая в Корпорации
В
Корпорации внедрена и функционирует система менеджмента качества
(СМК),
сертифицированная органом по сертификации систем менеджмента качества (ОС СМК)
«Союзсерт»:
− в системе
«Военный Регистр»
(сертификат соответствия
№ ВР 05.1.8304-2014
от 24.12.2014) на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ЕН 9100-2011,
стандартов СРПП ВТ, включая ГОСТ РВ 0015-002-2012, Положений РК-11, РК-11-КТ,
РК-98, РК-98-КТ, ОСТ 134-1028-2012 при проектировании, разработке, производстве,
монтаже, ремонте и обслуживании изделий ВВТ и РКТ.
− в Федеральной системе сертификации космической техники (сертификат соответствия
№ ФСС КТ 134.19.3.1.000000.101.14 от
24.12.2014) на соответствие требованиям
Положений РК-98, РК-98-КТ, РК-11, РК-11-КТ, государственных стандартов СРПП ВТ,
включая ГОСТ РВ 0015-002-2012, ГОСТ ISO
9001-2011,ГОСТ Р ЕН
9100-2011 и
ОСТ 134-1028-2012 при проектировании, разработке, производстве, монтаже, ремонте и
обслуживании изделий РКТ.
Нормативной базой СМК Корпорации являются национальные и отраслевые стандарты,
стандарты организации (предприятия).
СМК Корпорации базируется на
55 стандартах организации
(СТО
(стандартах
предприятия (СТП)). Основным нормативным документом, устанавливающим требования
к СМК Корпорации, является СТО 07530238-004-2009 «СМК. Руководство по качеству
изделий ракетно-космической техники. Основные положения».
20
Распоряжениями по Корпорации организуются ежегодные внутренние проверки
(внутренние аудиты) СМК Корпорации.
Внутренние проверки СМК в 2015 году проводились по программе, утвержденной
распоряжением по Корпорации № 195/О от 09.04.2015.
Основные цели и объекты внутренних проверок, руководящие указания по планированию,
порядку проведения и документированию проверок СМК Корпорации устанавливает СТП
351-205-2005
«СМК. Внутренняя проверка системы менеджмента качества. Общие
требования».
Результаты внутренних проверок оформляются отчетами. Годовой отчет о проведении
внутренней проверки СМК Корпорации утверждается вице-президентом по обеспечению
качества.
Инспекционный контроль (внешний аудит) сертифицированной СМК.
Инспекционный контроль сертифицированной СМК Корпорации проводится ежегодно
аудиторской группой ОС СМК «Союзсерт».
Последний инспекционный контроль сертифицированной СМК Корпорации в системе
сертификации «Военный Регистр» и в ФСС КТ проведен с 22.09.2015 по 25.09.2015.
Выпущены справки-отчёты по устранению несоответствий и замечаний, указанных в
отчётах ОС СМК «Союзсерт» № 760-1-2015-ИК от 23.10.2015 и № 760-2-2015-ИК
от 23.10.2015.
Выпущены:
− протокол заседания Сертификационной Комиссии № ВР-03-2016-СК от 19.01.2016 о
подтверждении действия сертификата соответствия № ВР 05.1.8304-2014 от 24.12.2014.
− решение ОС СМК «Союзсерт» от 21.01.2016 о подтверждении действия сертификата
соответствия № ФСС КТ 134.19.3.1.000000.101.14 от 24.12.2014.
Выполнение работ по совершенствованию СМК. Оценка результативности СМК
В Корпорации проводятся работы по внедрению современных информационных
технологий в систему управления надежностью и качеством для автоматизации
процессов:
− управления требованиями;
− управления конфигурацией изделия;
− оценки и расчета надежности;
− управления несоответствиями, включая отступления от КД и контроль исполнения
рекомендаций комиссии по несоответствиям;
− разработки электронной структурированной технической документации и
интерактивных технических руководств;
− технического документооборота и учета документации;
Разработана и утверждена Президентом Корпорации
«Программа совершенствования
системы менеджмента качества, обеспечения и повышения качества изделий ОАО «РКК
«Энергия» на всех этапах их создания» на 2015 - 2017 годы.
В целях обеспечения и повышения качества изделий разработаны программы качества:
− пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП);
− транспортного грузового корабля «Прогресс МС»;
− транспортного пилотируемого корабля «Союз МС».
В стадии согласования программа качества научно-энергетического модуля (НЭМ).
21
В Корпорации проводятся работы по сертификации изделий в Федеральной системе
сертификации космической техники с проведением ежегодного инспекционного контроля
сертифицированных изделий.
Имеются сертификаты соответствия:
− № ФСС КТ 134.01.1.4.762500.66.13 от 17.06.2013 на транспортный пилотируемый
корабль «Союз ТМА».
− № ФСС КТ 134.01.1.4.762500.68.13 от 17.06.2013 на транспортный грузовой корабль
«Прогресс М».
− № ФСС КТ 134.01.1.4.763000.122.15 от 10.12.2015 на транспортный грузовой корабль
«Прогресс МС».
Определение процессов СМК, критерии оценки и методы управления процессами
установлены СТО 07530238-004-2009. Для оценки результативности СМК Корпорации
используется методика
№ 247-6/М-2015. Показатели результативности находятся в
установленных предельных значениях
(0,9
≤ Rсмк
1).
Результаты оценки
результативности сертифицированной СМК Корпорации представляются в ежегодных
отчетах. В 2015 году показатель
«Результативность системы менеджмента качества»
входил в перечень КПЭ.
Информация об отсутствии в 2015 году рекламаций от государственных заказчиков в
адрес Корпорации по комплексам (системам), специзделиям
В
2015 году рекламаций по комплексам
(системам), специзделиям по причине
несоответствия требованиям заказчика от государственных заказчиков в адрес ОАО «РКК
«Энергия» не поступало.
22
4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ
4.1. Транспортно-техническое обеспечение,
лётная эксплуатация ракетно-космических комплексов и систем
В рамках направления по летной эксплуатации и испытаниям ракетно-космических
комплексов и систем в 2015 году достигнуты следующие результаты:
 Обеспечено выполнение программы полета МКС и обязательств Федерального
космического агентства перед международными партнерами.
 Повышена надежность бортовых систем РС МКС, расширены функции наземного
автоматизированного комплекса управления, введен спутниковый контур
управления и обеспечены надежность, устойчивость и гибкость системы управления
полетом в круглосуточном режиме её функционирования.
РКК «Энергия», как головная организация по российскому сегменту (РС) МКС, в 2015
году продолжала запуски пилотируемых кораблей
«Союз» и грузовых кораблей
«Прогресс» в рамках транспортно-технического обеспечения МКС с одновременной
поэтапной отработкой принятых решений по их модернизации, а именно:
 Изготовление, испытания, запуски, стыковки к МКС и увод от нее пилотируемых и
грузовых транспортных космических кораблей «Союз», «Прогресс», в том числе
«Союз ТМА-16М»,
«Союз ТМА-17М»,
«Союз ТМА-18М»,
«Союз ТМА-19М»,
«Прогресс М-26М»,
«Прогресс М-27М»
(авария ракеты-носителя
«Союз-2.1а» в
момент отделения корабля от III ступени), «Прогресс М-28М», «Прогресс М-29М»,
«Прогресс МС»;
 Реализация четырех основных экспедиций - МКС-42, МКС-43, МКС-44, МКС-45,
начало основной экспедиции МКС-46.
В основном стыковки транспортных пилотируемых и грузовых кораблей
(кроме
«Прогресс М-28М», «Союз ТМА-18М» и «Прогресс МС») проводились с использованием
«быстрой» схемы сближения и стыковки. Такая схема позволяет снизить нагрузки на
экипаж, а также затраты привлекаемых наземных средств обеспечения сопровождения
полета кораблей до стыковки. Стыковка выполняется на четвертом витке,
продолжительность полета до стыковки − около 5 часов 30 минут.
Разработана и утверждена программа полета МКС на конец 2015 г. - начало 2017 г.,
предусматривающая запуски в 2016 году четырех транспортных пилотируемых кораблей
«Союз» (один - «Союз ТМА», три «Союз МС») и трех грузовых кораблей «Прогресс МС».
Кроме того, в отчётном году РКК «Энергия»:
 Обеспечила сопровождение полёта спутника связи «Ямал-200» № 2.
 Обеспечила выведение КА «Экспресс-АМ8» с помощью разгонного блока ДМ-03
разработки РКК «Энергия».
23
Конфигурация Международной космической станции на конец 2015 года
1.
Служебный модуль «Звезда» (СМ);
2.
Транспортный грузовой корабль «Прогресс М-29М»;
3.
Стыковочный отсек «Пирс» (СО1);
4.
Ферма S1;
5.
Грузовая платформа (ELC2);
6.
Ферма S3/S4;
7.
Ферма S5/S6;
8.
Грузовая платформа (ESP3);
9.
Грузовая платформа (ELC4);
10.
Транспортный грузовой корабль «Прогресс МС»;
11.
Шлюзовая камера (Airlock);
12.
Малый исследовательский модуль «Рассвет» (МИМ1);
13.
Транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА-19М»;
14.
Американский грузовой корабль «Cygnus» (OA-4);
15.
Узловой модуль «Юнити» (Node1);
16.
Европейский лабораторный модуль «Колумбус» (COL);
17.
Лабораторный модуль «Дестини» (Lab);
18.
Узловой модуль «Транквилити» (Node3);
19.
Узловой модуль «Хармони» (Node2);
20.
Герметичный стыковочный адаптер №2 (PMA2);
21.
Обзорный модуль «Купол»;
22.
Постоянный многофункциональный модуль «Леонародо» (РММ);
23.
Герметичный стыковочный адаптер №3 (PMA3);
24.
Японский экспериментальный модуль «Кибо» (JEM);
25.
Грузовая платформа (ELC1);
26.
Ферма P3/P4
27.
Ферма P5/P6;
28.
Грузовая платформа (ELC3);
29.
Ферма P1;
30.
Ферма S0;
31.
Секция Z1;
32.
Функциональный грузовой блок «Заря» (ФГБ);
33.
Транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА-18М»;
34.
Малый исследовательский модуль «Поиск» (МИМ2).
24
4.2. Эксплуатация МКС
В 2015 году продолжались работы по эксплуатации Международной космической
станции, её дооснащению, поддержанию работоспособности бортовых систем,
выполнению задач по программе российских и международных научных исследований и
экспериментов.
В процессе летной эксплуатации и испытаний ракетно-космических комплексов и систем
в 2015 году решались следующие основные задачи:
 управление полетом РС МКС и выполнение работ для обеспечения бесперебойного
функционирования находящихся в эксплуатации модулей и транспортных кораблей РС
МКС, сохранения РС МКС при возникновении нештатных ситуаций, проведения летных
испытаний РС МКС и реализации научной программы исследований;
 организация эксплуатации наземного автоматизированного комплекса управления
(НАКУ), в том числе волоконно-оптических каналов связи, в режиме непрерывного
функционирования, его модернизация с целью расширения функций и продления сроков
эксплуатации, обеспечения надежности, устойчивости и гибкости системы управления
полетом в круглосуточном режиме её функционирования;
 модернизация оборудования бортовых систем модулей РС МКС в целях
расширения их функций, повышения надежности и устранения замечаний при летных
испытаниях путем ремонта или замены эксплуатируемой аппаратуры на аппаратуру,
разработанную с применением новых технологий и др.
Для реализации указанных задач в 2015 году проведены следующие основные работы:
 обеспечение летной эксплуатации РС МКС при проведении экспедиций МКС-42
(конец), МКС-43, МКС-44, МКС-45, МКС-46 (начало);
 управление полетом
6-ти модернизированных пилотируемых кораблей
«Союз
ТМА-М»;
управление полетом 5-ти грузовых кораблей «Прогресс М-М» и транспортного
грузового корабля новой серии «Прогресс МС»;
обеспечение работ с европейским грузовым кораблем ATV-5;
управление полетом РС МКС при работе с американскими кораблями «Dragon»
(Space X-5, Space X-6) и «Cygnus» (Orb-4);
 управление полетом РС МКС при работе с японским грузовым кораблем (HTV-5);
 обеспечение работы российского экипажа при выполнении операции по выходу в
открытый космос по программе РС МКС;
 обеспечение работы бортовых систем и оказание помощи экипажу американского
сегмента при выполнении шести операций по ВКД по программе АС МКС;
 обеспечение операций дооснащения систем РС МКС и поддержания
работоспособности станции;
 проведение эксперимента «Изгиб» на завершающем этапе полета грузового корабля
«Прогресс М-18М»;
 обеспечение выполнения режима «быстрой стыковки» по 4-х витковой схеме
полета на трёх пилотируемых транспортных кораблях «Союз ТМА-М» и двух грузовых
кораблях «Прогресс М-М»;
обеспечение выполнения режима штатной
2-х суточной схемы полета на
пилотируемом транспортном корабле
«Союз ТМА-18М» и двух грузовых кораблях
«Прогресс М-26М» и «Прогресс МС»;
обеспечение отработки новой аппаратуры АСН-К во время автономных полетов
грузовых кораблей
«Прогресс М-25М»,
«Прогресс М-28М»,
«Прогресс М-29М» и
«Прогресс МС»;
25
 обеспечение испытаний новой аппаратуры сближения «Курс-НА» во время полета
и стыковки грузового корабля «Прогресс МС»;
 обеспечение эксплуатации и модернизации наземного автоматизированного
комплекса управления (НАКУ), в том числе эксплуатации оптических каналов связи, для
расширения его функций и продления сроков эксплуатации;
 обеспечение модернизации наземного автоматизированного комплекса управления
для задач управления транспортными грузовыми кораблями
«Прогресс МС» с
использованием наземных КИС «Клен», «Клен-Р» и спутникового контура управления;
 обеспечение теоретической и практической подготовки экипажей МКС и персонала
главной оперативной группы управления и средств обеспечения полёта (ГОГУ);
 обеспечение координации работ, проводимых организациями ракетно-космической
промышленности в целях качественного проведения летных испытаний РС МКС.
Успешное выполнение перечисленных работ позволило:
обеспечить реализацию программы полета МКС и обязательств Федерального
космического агентства перед международными партнерами;
повысить надежность бортовых систем РС МКС, расширить функции НАКУ,
продлить сроки его эксплуатации и обеспечить надежность, устойчивость и гибкость
системы управления полетом в круглосуточном режиме ее функционирования.
Работа на борту МКС экипажей экспедиций 2015 года
В течение 2015 года на борту МКС работали пять экипажей основных экспедиций:
 МКС-42 (10.11.2014 - 15.03.2015).
 МКС-43 (15.03.2015 - 11.06.2015).
 МКС-44 (11.06.2015 - 12.09.2015).
 МКС-45 (12.09.2015 - 11.12.2015).
 МКС-46 (11.12.2015 - 02.03.2016).
В период работы основной экспедиции МКС-44 в составе экипажа МКС с 04.09.2016
по 12.09.2016 на борту станции выполняла свои задачи экспедиция посещения ЭП-18
(старт на корабле «Союз ТМА-18М», возвращение на корабле «Союз ТМА-16М).
o
Период работы 42-й основной экспедиции на борту МКС: с 11 ноября 2014 г.
по 12 марта 2015 г. Состав экипажа экспедиции МКС-42:
• командир (КЭ)
- Уилмор Барри Юджин (NASA);
• бортинженер-1 (БИ-1) - Самокутяев Александр Михайлович (Роскосмос);
• бортинженер-2 (БИ-2) - Серова Елена Олеговна (Роскосмос);
• бортинженер-3 (БИ-4) - Шкаплеров Антон Николаевич (Роскосмос);
• бортинженер-5 (БИ-5) - Кристоферетти Саманта (ESA);
• бортинженер-6 (БИ-6) - Вёрст Терри Уэйн (NASA).
26

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..