Рабочая программа дисциплины "Поликлиническая терапия" (с задачами-кейсами)

 

  Главная      Тесты     Ситуационные задачи по медицине (с ответами)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..

 

 

Рабочая программа дисциплины "Поликлиническая терапия" (с задачами-кейсами)

 

 

 

           

 

 

Министерство здравоохранения  Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Утверждено

Ученый совет ГБОУ ВПО ИГМА

Министерства здравоохранения России

«_22_»____сентября________2015 г.

протокол № __________1_________

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

__________________поликлиническая терапия_________________

(наименование  дисциплины)

 

 

Уровень высшего образования - СПЕЦИАЛИТЕТ

Специальность : 31.05.01  ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Квалификация: ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

 

Форма обучения: очная

 

Трудоемкость дисциплины   12 зачетных единиц

 

 

 


 

1.СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке программы по дисциплине «_________________»

 

пп.

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы

1.

Дударев М.В.

Д.м.н., доцент

Заведующий кафедры поликлинической терапии с курсами клинической фармакологии и профилактической медицины ФПК и ПП

ГБОУ ВПО ИГМА

2.

Васильев М.Ю.

К.м.н., доцент

Доцент кафедры поликлинической терапии с курсами клинической фармакологии и профилактической медицины ФПК и ПП

ГБОУ ВПО ИГМА

3.

Николаева А.В.

К.м.н., доцент

Доцент кафедры поликлинической терапии с курсами клинической фармакологии и профилактической медицины ФПК и ПП

ГБОУ ВПО ИГМА

 

По методическим вопросам

1.

Брындин В.В.

К.м.н., доцент

Проректор по учебной работе

ГБОУ ВПО ИГМА

2.

Лосева О.И.

 

Начальник учебной части

ГБОУ ВПО ИГМА

3.

Шкляев А.Е.

Д.м.н., профессор

Декан лечебного факультета

ГБОУ ВПО ИГМА

4.

Капустин Б.Б.

Д.м.н., профессор

Председатель метод совета лечебного факультета

ГБОУ ВПО ИГМА

               

 

2. Цель и задачи дисциплины.

Цель – соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 31.05.01,  2013 г.

 

Выпускник должен обладать следующими компетенциями.

Общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

-       готовность к ведению медицинской документации (ОПК-6);

-       способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);

 

Профессиональными компетенциями (ПК), в том числе:

 

профилактическая деятельность:

-       способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

-       способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

диагностическая деятельность:

-       готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);

-       способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6);

-       готовность к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека (ПК-7);

лечебная деятельность:

-       готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9);

-       готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10);

-       готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ПК-11);

реабилитационная деятельность:

-       готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-14);

психолого-педагогическая деятельность:

-       готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16).

 

Задачи дисциплины (знать, уметь, владеть):

Знать:

1)            основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы;

2)            организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико-юридической помощи населению;

3)            ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях;

4)            показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, профессиональные, генетические); заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;

5)            основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения;

6)            методы санитарно-просветительской работы;

7)            эпидемический процесс и неинфекционную эпидемиологию, эпидемиологию инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях,

8)            этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний;

9)            клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;

10)       методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;

11)       основы организации медицинской (амбулаторно-поликлинической и стационарной) помощи различным группам населения, принципы диспансеризации населения, реабилитации больных, основы организации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой;

12)       критерии диагноза различных заболеваний;

13)       особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных;

14)       методы лечения и показания к их применению; механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения;

15)       особенности оказания первой помощи и проведения реанимационных мероприятий пострадавшим при автодорожных травмах, утоплении, электротравме, странгуляционной асфиксии, способы восстановления проходимости верхних дыхательных путей,

16)       клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов.

Уметь:

1)            участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению с учетом его социально-профессиональной (включая профессиональные занятия спортом) и возрастно-половой структуры;

2)            выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

3)            определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.);

4)            оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;

5)            провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечнососудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаза, уха, горла, носа;

6)            установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы, состояние душевнобольных пациентов;

7)            оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;

8)            наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

9)            подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;

10)       сформулировать клинический диагноз;

11)       разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;

12)       сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

13)       наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

14)       использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания;

15)       оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

16)       проводить реанимационные мероприятия при возникновении клинической смерти;

17)       проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих терапевтического или хирургического лечения, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни;

18)       заполнять типовую медицинскую документацию;

19)       применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, констатировать биологическую и клиническую смерть;

Владеть:

1)            правильным ведением медицинской документации;

2)            оценкой состояния общественного здоровья;

3)            методами общеклинического обследования;

4)            интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

5)            алгоритмом развернутого клинического диагноза;

6)            алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;

7)            основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

 

Код компетенции

Название компетенции

Характеристика компетенций

 Дисциплина (модули), мероприятия, ответственные за формирование данной компетенции

Фонд оценочных средств

 

 

1

2

3

4

5

Общекультурные компетенции

 

 

 

 

 

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК 6

готовность к ведению медицинской документации

Знать:

-  основные нормативно-технические документы МЗ РФ;

-  ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях.

Уметь:

-   заполнять типовую медицинскую документацию.

Владеть:

-  правильным ведением медицинской документации.

 

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ОПК 9

способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач

Знать:

-  этиологию, патогенез наиболее часто встречающихся заболеваний.

Уметь:

-   интегрировать информацию о пациенте для определения вероятной патологии и возможных причин, ее вызывающих.

Владеть:

-  интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.

 

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК 1

способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания

Знать:

-  показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, профессиональные, генетические);

-  заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;

-  эпидемический процесс и неинфекционную эпидемиологию, эпидемиологию инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях.

Уметь:

-   использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания.

Владеть:

-  оценками состояния общественного здоровья.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 2

способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

Знать:

-  основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения;

-  организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, принципы диспансеризации населения.

Уметь:

-   участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению с учетом его социально-профессиональной (включая профессиональные занятия спортом) и возрастно-половой структуры;

-   разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения.

Владеть:

-  интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 5

готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания

Знать:

-  этиологию, патогенез наиболее часто встречающихся заболеваний;

-  критерии диагноза различных заболеваний.

Уметь:

-   определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.);

-   провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечнососудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаза, уха, горла, носа;

-   поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих.

Владеть:

-  алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 6

способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)

Знать:

-  этиологию, патогенез наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний;

-  клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп.

Уметь:

-   наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

-   оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;

-   сформулировать клинический диагноз.

Владеть:

-  методами общеклинического обследования.

-  алгоритмом развернутого клинического диагноза.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 7

готовность к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека

Знать:

-  основы законодательства РФ по охране здоровья населения и нормативные документы по проведению экспертизы трудоспособности;

-  вопросы экспертизы трудоспособности и медико-юридической помощи населению.

Уметь:

-   заполнять историю болезни амбулаторного больного, оформлять типовую медицинскую документацию;

-   применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, констатировать биологическую и клиническую смерть.

Владеть:

-  правильным ведением медицинской документации.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 9

готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара

Знать:

-  особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных;

-  методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных.

Уметь:

-   установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием;

-   подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация.

Владеть:

-  алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза;

-  основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию квалифицированной врачебной помощи.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 10

готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи

Знать:

-  клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;

-  клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов и заболеваний, как острых, так и обострении хронических.

Уметь:

-   разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;

-   сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях;

-   применять различные способы введения лекарственных препаратов, определять их режим и дозу, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

Владеть:

-  основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию квалифицированной врачебной помощи.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 11

готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства

Знать:

-  особенности, способы и объем оказания первой помощи при неотложных состояниях у пациентов и проведения реанимационных мероприятий пострадавшим при автодорожных травмах, утоплении, электротравме, странгуляционной асфиксии, способы восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

Уметь:

-   оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

-   проводить реанимационные мероприятия при возникновении клинической смерти.

Владеть:

-  основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 14

готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении

Знать:

-  принципы, виды и этапы реабилитации;

-  методы лечения и показания к их применению; механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, природных факторов показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения.

Уметь:

-   разработать план терапевтических и хирургических мероприятий и сформулировать показания к избранному методу лечения при проведении медицинской реабилитации.

Владеть:

-  алгоритмом оценки необходимости применения методов и средств медицинской реабилитации.

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

ПК 16

готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни

Знать:

-  факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, профессиональные, генетические);

-  методы санитарно-просветительской работы

Уметь:

-   проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни.

Владеть:

-  алгоритмом организации санитарно-противоэпидемической работы;

-  алгоритмом организации и проведения «Школы здоровья» и «Школы больного».

Поликлиническая терапия

Тесты, ситуационные задачи

 


 

4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И КОМПЕТЕНЦИИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ ПРИ ИХ ИЗУЧЕНИИ:

 

Таблица 3.

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

1.

ПК 1

ПК 9

ПК 16

 

Организация амбулаторно-поликлинической помощи

1.      Первичная медико-санитарная помощь

2.      Модернизация здравоохранения – основные тенденции развития

3.      Профилактическое направление здравоохранения

4.      Врач общей практики (семейный врач)

5.      Стационарзамещающие технологии

6.      Организация деаятельности участкового врача-терапевта

7.      АТП - комплекс

 

2.

ОПК 6

ПК 7

ПК 14

 

 

Нормативно-правовые вопросы в области здравоохранения

1.      Конституция РФ

2.      ФЗ РФ «Об охране здоровья граждан»

3.      Медицинское страхование

4.      Должностная инструкция врача-терапевта

5.      Экспертиза трудоспособности

6.      Состав и функции врачебной комиссии

7.      Порядок направления на МСЭК

8.      Анализ заболеваемости на обслуживаемом участке

9.      Порядок направления на санаторное лечение

10.  Лекарственное обеспечение, порядок и правила выписывания рецептов

11.  Медицинская документация, основные формы

12.  ФЗ РФ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, передаваемого ВИЧ

3.

ПК 1

ПК 2

ПК 16

 

 

Профилактические и противоэпидемические мероприятия на врачебном участке

1.      Профилактика, понятие о факторах риска, первичная профилактика

2.      Медицинские осмотры

3.      Диспансеризация, дополнительная диспансеризация работающих граждан

4.      Реабилитация: виды, этапы, принципы

5.      Онкологическая настороженность

6.      Противотуберкулезные мероприятия – роль врача терапевта

4.

ОПК 9

ПК 5

ПК 6

ПК 9

 

Заболевания органов дыхания

1.      Хроническая обструктивная болезнь легких

2.      Внебольничная пневмония

3.      Бронхиальная астма

5.

ОПК 9

ПК 5

ПК 6

ПК 9

 

Заболевания органов кровообращения

1.      Стабильная стенокардия напряжения

2.      Кардиомиопатии

3.      Артериальная гипертензия

4.      Нарушения ритма

5.      Хроническая сердечная недостаточность

6.

ОПК 9

ПК 5

ПК 6

ПК 9

Заболевания органов пищеварения

1.      Язвенная болезнь

2.      Заболевания желчевыводящих путей

3.      Заболевания печени

4.      Хронический панкреатит

7.

ОПК 9

ПК 5

ПК 6

ПК 9

Заболевания почек

1.      Хронический пиелонефрит

2.      Хронический гломерулонефрит

3.      Инфекция мочевых путей

8.

ОПК 9

ПК 5

ПК 6

ПК 9

Заболевания опорно-двигательного аппарата

1.      Остеоартроз

2.      Ревматоидный артрит

3.      Подагра

4.      Серонегативные артриты

9.

ОПК 9

ПК 5

ПК 6

ПК 9

Заболевания системы крови

1.      Железодефицитная анемия

2.      Мегалобластные анемии

10.

ПК 5

ПК 10

ПК 11

 

Неотложная помощь на догоспитальном этапе

1.      Гипертонический криз

2.      Острый инфаркт миокарда

3.      Отек легких

4.      Нарушения ритма сердца

5.      При остром отравлении, в том числе средствами медицинского и немедицинского назначения

6.      Отравление угарным газом

7.      Гипотония, обмороки

8.      Комы при сахарном диабете

9.      Астматический приступ

10.  Острое нарушение мозгового кровообращения

11.  Токсическое действие алкоголя

12.  Отморожения

13.  Тепловой и солнечный удар

11.

ПК 5

ПК 6

ПК 9

Ведение отдельных категорий населения на врачебном участке

1.      Особенности течения и лечения соматических заболеваний в пожилом и старческом возрасте

2.      Особенности соматической патологии при беременности

3.      Задачи участкового терапевта в наблюдении за здоровьем подростков

12.

ПК 5

ПК 6

 

Дифференциальный диагноз на врачебном участке – синдромальная диагностика

1.      Синдром болей в животе

2.      Синдром болей в грудной клетке

3.      Синдром диареи

4.      Бронхообструктивный синдром

5.      Субфебрилитет и лихорадочный синдром

6.      Катаральный и тонзиллярный синдромы

7.      Общетоксический синдром

8.      Суставной синдром

9.      Анемический синдром

 

 

5. Распределение трудоемкости дисциплины.

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

 

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

9

10

11

12

 

Аудиторная работа, в том числе

 

 

 

 

 

 

 

   Лекции (Л)

 

 

12

17

23

27

 

   Лабораторные практикумы (ЛП)

 

 

 

 

 

 

 

   Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

 

 

   Клинические практические занятия (КПЗ)

 

 

32

50

51

54

 

   Семинары (С)

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

 

 

32

33

32

35

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

   зачет/экзамен (указать вид)

 

 

 

зачет

 

экзамен

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:

п/№

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

Л

ЛП

ПЗ

КПЗ

С

СРС

всего

1.        

9,11

Организация амбулаторно-поликлинической помощи

2

-

 

12

 

 

 

Тесты, ситуац. задачи

2.        

10,11

Нормативно-правовые вопросы в области здравоохранения

5

 

 

15

 

 

 

Тесты, ситуац. Задачи

3.        

11,12

Профилактические и противоэпидемические мероприятия на врачебном участке

4

 

 

10

 

 

 

Тесты, ситуац. задачи

4.        

10

Заболевания органов дыхания

14

 

 

12

 

 

 

Тесты, ситуац. задачи

5.        

10,12

Заболевания органов кровообращения

16

 

 

24

 

 

 

Тесты, ситуац. Задачи

6.        

10,12

Заболевания органов пищеварения

10

 

 

15

 

 

 

Тесты, ситуац. задачи

7.        

12

Заболевания почек

6

 

 

14

 

 

 

Тесты, ситуац. задачи

8.        

9,10,12

Заболевания опорно-двигательного аппарата

6

 

 

14

 

 

 

Тесты, ситуац. Задачи

9.        

12

Заболевания системы крови

2

 

 

8

 

 

 

Тесты, ситуац. задачи

10.    

9,10,11,12

Неотложная помощь на догоспитальном -этапе

4

 

 

20

 

 

 

Тесты, ситуац. задачи

11.    

9,11

Ведение отдельных категорий населения на врачебном участке

4

 

 

10

 

 

 

Тесты, ситуац. Задачи

12.    

12

Дифференциальный диагноз на врачебном участке – синдромальная диагностика

6

 

 

33

 

 

 

Тесты, ситуац. задачи

 

 

ИТОГО

79

 

 

187

 

 

 

 

 

5.3. Распределение лекций по семестрам:

п/№

Наименование тем клинических практических занятий

Объем в АЧ

Семестр

Семестр

1.                  

Введение в курс поликлинической терапии. Актуальность предмета в связи с реформированием российского здравоохранения.

3

9

2.                  

Профилактическая направленность здравоохранения. Факторы риска неинфекционных заболеваний. «Диспансерная» направленность работы врача-терапевта поликлиники. Реабилитация на амбулаторном этапе – целевые установки.

4

11

3.                  

Клинико-экспертная работа. Врачебная комиссия, функции и задачи. Медико социальная экспертиза. Санаторно-курортный отбор.

4

10,11

4.                  

Артериальная гипертония. Вопросы амбулаторного ведения пациентов с артериальной гипертонией. Профилактика.

3

10

5.                  

Нейроциркуляторная дистония. Этиология. Патогенез. Дифференциальная диагностика и лечение. Экспертиза трудоспособности. Профилактика. Диспансеризация

2

9

6.                  

Ишемическая болезнь сердца. Тактика ведения. Лечение в условиях поликлиники. Диспансеризация. Первичная и вторичная профилактика. Экспертиза временной нетрудоспособности

2

10

7.                  

Нарушения ритма сердца. Тактика врача поликлиники при выявлении больного с аритмическим синдромом.

2

12

8.                  

Симптоматические артериальные гипертензии. Этиология, патогенез, дифференциальная диагностика.

2

10

9.                  

Фибриляция предсердий. Классификация. Ведение в условиях поликлиники больных с постоянной формой мерцательной аритмии. Экспертиза трудоспособности. Диспансеризация.

2

12

10.              

Хроническая сердечная недостаточность. Лечение в условиях поликлиники. Диспансеризация. Профилактика. Медико-социальная экспертиза.

4

12

11.              

ОРВИ. Грипп. Ангина. Хронический тонзиллит. Первичная профилактика. Показания к госпитализации. Диспансеризация. Профилактика.

3

10

12.              

Хроническая обструктивная болезнь легких, БА – ведение в условиях поликлиники

4

11

13.              

Амбулаторное лечение пневмонии, тактика врача поликлиники.

2

11

14.              

Боли в грудной клетке. Дифференциальный диагноз.

2

11

15.              

Анемический синдром. Дефицитные анемии: клиническая картина, диагностика лечение. Профилактика ЖДА.

2

12

16.              

Мочевой синдром. Тактика участкового врача при выявлении мочевого синдрома.

4

11,12

17.              

ГЛПС. Диагноз. Последствия. Амбулаторный этап наблюдения. Взаимосвязь терапевта с другими специалистами

2

12

18.              

Амбулаторное ведение больных с патологией суставов. Дифференциальная диагностика. Принципы амбулаторной фармакотерапии болезней опорно-двигательного аппарата.

2

10,11

19.              

Остеоартроз. Этиология. Патогенез. Первичная и вторичная профилактика. Диагностика и лечение

2

9

20.              

Диагностика и лечение хронического некалькулезного холецистита на амбулаторно-поликлиническом этапе

2

9

21.              

Амбулаторное ведение больных с постгастрорезекционным и постхолецистэктомическим синдромом в условиях поликлиники. Экспертиза трудоспособности.

2

12

22.              

Тактика ведения больных с патологией печени. Хронический гепатит. Цирроз печени. Жировой гепатоз.

2

12

23.              

Амбулаторное ведение больных с кислотозависимыми заболеваниями в амбулаторных условиях.

2

12

24.              

Неотложная помощь на догоспитальном этапе

4

9-12

25.              

Особенности  течения и лечения соматических заболеваний в пожилом и   старческом возрасте.

2

11

26.              

Особенности  течения и лечения соматических заболеваний у беременных и задачи врача-терапевта.

2

11

27.              

Особенности ведения на амбулаторном этапе больных сахарным диабетом и метаболическим синдромом

2

12

28.              

Амбулаторное ведение больных с патологией щитовидной железы

2

12

29.              

Функциональные заболевания кишечника в практике врача-терапевта. Взаимосвязь с врачами-гастроэнтерологами и инфекционистами.

2

11

30.              

Общетоксический синдром

2

11

31.              

Синдром болей в животе

2

12

32.              

Субфебрилитет и лихорадочный синдром

2

12

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

79

 

 

 

5.6.             Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем клинических практических занятий

Объем в АЧ

Семестр

Семестр

1.                  

Введение в курс поликлинической терапии. Актуальность предмета в связи с реформированием российского здравоохранения.

6

9

2.                  

Задачи и должностные обязанности участкового терапевта поликлиники. Организация работы. Врач общей практики: функции, взаимодействия, экономическая эффективность, перспективы развития. АТП-комплекс.

6

9,11

3.                  

Медицинская экспертиза: временная нетрудоспособность

5

11

4.                  

Медико-социальная экспертиза. Порядок направления. Законодательные нормативные акты. Мед.страхование.

5

11

5.                  

Клинико-экспертная работа. Врачебная комиссия, функции и задачи. Медико социальная экспертиза. Оформление документов по медицинской экспертизе: листки нетрудоспособности, направление на МСЭК, индивидуальной программы реабилитации. Санаторно-курортный отбор. Лекарственное обеспечение.

4

11

6.                  

Артериальная гипертония. Этиология. Патогенез. Классификация. Лечение. Профилактика.

6

10

7.                  

Нейроциркуляторная дистония. Этиология. Патогенез. Дифференциальная диагностика и лечение. Экспертиза трудоспособности. Профилактика. Диспансеризация

2

9

8.                  

Ишемическая болезнь сердца. Классификация. Тактика ведения. Дифференциальный диагноз. Лечение в условиях поликлиники. Диспансеризация. Первичная и вторичная профилактика. Экспертиза временной нетрудоспособности

5

10

9.                  

Нарушения ритма сердца. Тактика врача поликлиники при выявлении больного с аритмическим синдромом.

3

12

10.              

Симптоматические артериальные гипертензии. Этиология, патогенез, дифференциальная диагностика.

2

10

11.              

Фибриляция предсердий. Классификация. Ведение в условиях поликлиники больных с постоянной формой мерцательной аритмии. Экспертиза трудоспособности. Диспансеризация.

2

12

12.              

Хроническая сердечная недостаточность. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника, диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение в условиях поликлиники. Диспансеризация. Профилактика. Экспертиза временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза.

4

12

13.              

Организация работы «Школы больного» (АГ, ХОБЛ, ИБС, СД).

2

9,10

14.              

ОРВИ. Грипп. Ангина. Хронический тонзиллит. Первичная профилактика. Диагноз. Лечение. Показания к госпитализации. Диспансеризация. Профилактика. Экспертиза временной нетрудоспособности.

4

11

15.              

Хроническая обструктивная болезнь легких, БА – ведение в условиях поликлиники

4

11

16.              

Амбулаторное лечение пневмонии, тактика врача поликлиники

4

11

17.              

Боли в грудной клетке. Дифференциальный диагноз. Диагноз ИБС в поликлинике. Показания к госпитализации при ИБС. МСЭ.

5

11

18.              

Анемический синдром. Дефицитные анемии: клиническая картина, диагностика лечение. Профилактика ЖДА. Тактика участкового врача-терапевта при выявлении синдрома анемии

8

12

19.              

Заболевания почек в практике участкового терапевта. Профилактика, ранняя диагностика, принципы нефропротекции.

14

11,12

20.              

Амбулаторное ведение больных с патологией суставов. Дифференциальная диагностика. Диспансеризация, экспертиза трудоспособности и принципы амбулаторной фармакотерапии болезней опорно-двигательного аппарата.

12

11,12

21.              

Остеоартроз. Этиология. Патогенез. Первичная и вторичная профилактика. Диагностика и лечение

2

9

22.              

Диагностика и лечение хронического некалькулезного холецистита на амбулаторно-поликлиническом этапе

4

9

23.              

Амбулаторное ведение больных с постгастрорезекционным и постхолецистэктомическим синдромом в условиях поликлиники. Экспертиза трудоспособности.

3

12

24.              

Хронический гепатит. Цирроз печени.

4

12

25.              

Амбулаторное ведение больных с язвенной болезнью, гастритами,  панкреатитами

4

12

26.              

Неотложная помощь на догоспитальном этапе

20

9-12

27.              

Особенности ведения беременных, ВИЧ-инфицированных

10

12

28.              

Катаральный и тонзиллярный синдромы

3

11

29.              

Общетоксический синдром

3

11

30.              

Суставной синдром

3

11

31.              

Анемический синдром

3

11

32.              

Синдром болей в животе

3

12

33.              

Синдром болей в грудной клетке

3

12

34.              

Синдром диареи

3

12

35.              

Бронхообструктивный синдром

3

12

36.              

Субфебрилитет и лихорадочный синдром

3

12

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

187

 

 

5.7.             Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

 

п/№

Наименование вида СРС*

Объем в АЧ

Часы

Семестр

1

Рефераты

14

9-12

2

Создание санитарных бюллетеней

6

9,11

3

Оформление типовой медицинской документации

12

9-12

4

Подготовка к занятию

68

9-12

5

Подготовка к текущему контролю

4

9-12

6

Подготовка к промежуточной аттестации

8

9-12

7

Подготовка к тестированию

8

9-12

8

Электронные образовательные ресурсы на сайте ИГМА

4

12

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

132

 

 

 

6. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению дисциплины.

6.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине:

1. Учебные комнаты

2. Лекционные залы

3. Кабинеты для проведения работы с пациентами, получающими медицинскую помощь.

4. Аудитории, оборудованные симуляционной техникой (ЦПУ).

 

6.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине:

1.Мультимедийный комплекс

2.ЭКГ –аппараты, спирометры, динамометры.

·         *лабораторное, инструментальное оборудование (указать, какое), мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, видеофильмы, доски и др..

 

6.3  Материально-технические средства

 

п/п

 

Наименование

дисциплин

в соответствии

с учебным планом

 

Наименование специализированных

аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр.

с перечнем основного

оборудования

 

Форма владения,

пользования (собственность,

оперативное управление, аренда и т.п.)

 

Поликлиническая терапия

Учебный класс с демонстрационной аппаратурой

 (ГКБ № 6 клиническая поликлиника ИГМА):,ноутбук 04.1.08.0118, проектор “Тошиба” 04.1.08.1, интерактивная доска 04.1.08.0133.

Учебные классы для самостоятельной работы (ГКБ № 9, ГКБ № 1, ГП № 5, ГП № 6, ГП № 2).

Центр практических умений ИГМА

Договор безвозмездной аренды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

6.4.1. Перечень основной литературы*:

 

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

В библиотеке

1.

Первичная медико-санитарная помощь: нормативно-правовое обеспечение / Сост.: Т.В. Елманова, Н.А. Катунцева, Е.И. Черниенко; Под ред. И.Н. Денисова. – М.: МЦФЭР, 2004. – 576 с.

12

2.

Поликлиническая терапия: уч. пособие / авт.- сост. Л.Т. Пименов [и др.]; под ред.  проф. Л.Т.Пименова. – 3-е изд., испр. и доп. – Ижевск, 2013. – 244 с.

142

3.

Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А.Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 648 с.

10

4.

Руководство по медицинской профилактике /  Под ред. Р. Г. Оганова, Р. А. Хальфина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 464 с.

5

5.

Сторожаков Г.И., Чукаева И.И., Александров А.А. Поликлиническая терапия: Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 768 с.

50

6.

Руководство по амбулаторно-поликлинической кардиологии / Под ред. Ю. Н. Беленкова, Р. Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

10

7.

Российский терапевтический справочник / Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 880 с.

12

8.

Маколкин В. И., Внутренние болезни. - Москва, 2015

100

9.

Поликлиническая терапия: Учебник / Под ред. В. А. Галкина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2008. – 368 с

ЭБС

*перечень основной литературы должен  точно соответствовать списку, размещенному на сайте академии в соответствии со специальностью

 

6.4.2. Перечень дополнительной литературы*:

 

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

В библиотеке

1.                  

Мухин Н.А. Внутренние болезни: учебник в 2-х т./ Н.А.Мухин – Геотар Медиа, 2011. – 576 с.

8

2.                  

Лисицын Ю. П., Общественное здоровье и здравоохранение. - Москва, 2015.

400

3.                  

Артериальная гипертония у пожилых и старых больных. - Ижевск, 2006

75

4.                  

Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. Сборник заданий : учеб. пособие  / Л. С. Фролькис. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 448 с. : ил.

ЭБС

5.                  

Поликлиническая терапия: учебник / Богова О.Т., Евдокимов Ф.А., Литвинова С.Н.  – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 704 с

ЭБС

*перечень дополнительной  литературы должен  точно соответствовать списку, размещенному на сайте академии в соответствии со специальностью

 

7. Фонды оценочных средств

Для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации кафедрой созданы фонды оценочных средств по дисциплине.

 

7.1 Задания в тестовой форме для практических занятий

ФОС к темам практических занятий по  дисциплине « поликлиническая терапия»

 

Примеры оценочных средств по теме «Анемический синдром»:

 

1.Тест контроля освоения темы

1. Укажите клинические проявления сидеропенического синдрома (выберите один или несколько правильных ответов):

а) извращения вкуса, обоняния;

б) дистрофические изменения кожи и ее придатков;

в) ангулярный стоматит;

г) глоссит;

д) снижение умственной работоспособности, памяти.

2. В диагностике латентного дефицита железа определяющим является обнаружение (выберите один или несколько правильных ответов):

а) снижение уровня Нв ниже 110 г/л;

б) снижение уровня ферритина;

в) повышение ОЖСС;

г) обнаружение признаков анемического синдрома;

д) ретикулоцитоз.

3. Какие утверждения относительно лечения ЖДА верные (выберите один или несколько правильных ответов):

а) наиболее оптимально применять препараты трехвалентного железа;

б) максимальная суточная доза не должна превышать 300 мг железа;

в) лечение препаратами железа должно продолжаться не менее 3-х недель;

г) коррекцией питания можно устранить ЖДА легкой степени тяжести;

д) минимальная суточная доза железа должна быть не менее 100 мг.

4. Какой показатель позволяет дифференцировать ЖДА от приобретенной анемии, связанной с нарушением синтеза гема (выберите один или несколько правильных ответов):

а) цветовой показатель;                                      

б) количество ретикулоцитов в крови;              

в) общая железосвязывающая способность сыворотки;                                 

г) выраженность анемии;                                   

д) уровень общего билирубина.                         

5. Укажите диагностические критерии железоперераспределительной анемии (выберите один или несколько правильных ответов):

а) как правило, нормальный уровень сывороточного железа;

б) чаще всего нормохромная анемия;

в) наличие клинико-лабораторных признаков активного воспалительного (инфекционного или неинфекционного) процесса;

г) наличие проявлений сидеропенического синдрома;

д) уровень ферритина в крови повышен.

6. Наличие каких признаков подтверждает диагноз гемолитической анемии (выберите один или несколько правильных ответов):

а) нормальный или пониженный уровень ретикулоцитов;

б) повышение сывороточного железа;

в) нормальный уровень в крови неконъюгированного билирубина;

г) темный цвет (плейохромия) кала;

д) преимущественно гипохромная анемия.

7. Какие утверждения относительно гипопролиферативных анемий правильны (выберите один или несколько правильных ответов):

а) неспособность красного кроветворного ростка к гиперплазии соразмерно выраженности анемии;

б) характерна недостаточная продукция эритропоэтина в почках;

в) из заболеваний почек наиболее часто отмечается при остром гломерулонефрите;

г) анемия, как правило, является нормохромной нормоциторной;

д) характерна неадекватная реакция красного кроветворного ростка на эритропоэтин.

8. Диагноз апластической анемии вероятен при выявлении (выберите один или несколько правильных ответов):

а) лейкоцитопении и ретикулоцитоза;

б) тромбоцитопении и лейкопении;

в) нормохромной нормоцитарной анемии;

г) геморрагического синдрома;

д) наличии в анамнезе инфекционных заболеваний.

9. Какие утверждения относительно лечения анемии правильны (выберите один или несколько правильных ответов):

а) если гипо-,апластическая анемия обусловлена аутоиммунными механизмами, то наиболее эффективной является глюкокортикоидная терапия;

б) лечение В12-дефицитной анемии витамином В12 можно проводить только после подтверждения диагноза при исследовании миелограммы;

в) гематологический контроль при лечении ЖДА наиболее информативен на 4-5 день от начала терапии препаратами железа;

г) гастрэктомия является показанием для парентерального введения препаратов железа при ЖДА;

д) одновременный прием аскорбиновой кислоты с препаратами железа замедляет всасывание последнего.

10. Какое утверждение относительно фолиеводефицитной анемии (ФДА) верно (выберите один или несколько правильных ответов):

а) дефицит фолиевой кислоты коррелирует со злоупотреблением алкоголем;

б) слабость, парастезии, боль и жжение в языке, являются характерной диагностической триадой;

в) длительное питание грудных детей питательными смесями и козьим молоком является фактором риска на развитие дефицита фолиевой кислоты;

г) наиболее богаты фолатами мясо и молочные продукты;

д) для ФДА не характерно развитие атрофического глоссита и гастрита.

 

2. Кейс- задача

Мужчина 55 лет, обратился к участковому врачу с жалобами на повышение температуры тела до 38ºС, слабость, потливость. Отмечает повышение температуры в течение 2 недель, принимал по совету жены ампициллин – без эффекта. В течение 3 месяцев беспокоят боли в правой поясничной области, дважды отмечал темный цвет мочи. Похудел за 3 месяца на 8 кг. При осмотре состояние средней степени тяжести, кожа бледная, температура тела 38,2, отеков нет. Дыхание в легких везикулярное, хрипов нет, перкуторно – звук легочный. Тоны сердца ослаблены, ритмичные, пульс 86 уд./мин., АД 120/75 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка, почки не пальпируются, симптом сотрясения слабо положительный справа. Были проведены следующие исследования:

Общий анализ крови: гемоглобин 86 г/л, эритроциты – 3,6х1012/л, лейкоциты – 7,9х109/л, формула без особенностей, СОЭ 44 мм/час.

Общий анализ мочи: удельный вес 1,020, белок 0,033 г/л, лейкоциты 12-15 в п/зр., эритроциты покрывают все поля зрения.

Рентгенография органов грудной клетки и ЭКГ без патологии.

 

1. Какой наиболее вероятный диагноз у данного больного? С какими заболеваниями надо дифференцировать?

2. Какие исследования целесообразно провести для подтверждения диагноза?

3. Какова дальнейшая тактика участкового терапевта?

 

3.Кейс-задача.

Женщина 43 года, воспитатель, обратилась к врачу с жалобами на нарушение стула: запор, чередующийся с поносом (стул 3- 4 раза в сутки), ощущение неполного опорожнения кишечника, усиленное газообразование. Беспокоят тупые ноющие боли в мезогастрии, усиливающиеся перед дефекацией и стихающие после нее, подташнивание, неприятный вкус во рту по утрам. Больна в течение 1,5-2 лет; в последние 2 месяца усиление жалоб после перенесенной ОРВИ, когда принимала большое количество бисептола. К врачу обратилась впервые.

При осмотре состояние удовлетворительное. Больная плотного телосложения. Кожные покровы и слизистые оболочки обычной окраски. Периферические лимфатические узлы и щитовидная железа не увеличены, молочные железы без патологических изменений. Частота дыхания16 в минуту, дыхание везикулярное, хрипов нет. Область сердца и крупных кровеносных сосудов не изменена. Тоны сердца ясные, шумов нет. АД – 110/65 мм. рт. ст., частота сердечных сокращений – 60 в минуту. Живот правильной формы, увеличен в размере за счет подкожно-жировой клетчатки. При пальпации отмечается выраженная болезненность по ходу толстой кишки. Печень не увеличена, селезенка не пальпируется.

Анализ крови: Hb – 120 г/л; эр. – 4,5 1012/л; цв. пок. – 0,97; л. – 8×109/л; п. – 5%, с. – 62%, э. – 
1%, лимф. – 27%, мон. – 5%; СОЭ – 12 мм. в час.

Анализ мочи без патологических изменений. В кале большое количество непереваренной клетчатки.

Рентгенография органов грудной клетки: легочные поля прозрачные, очаговых и инфильтративных изменений нет. Корни легких структурны, не расширены. Сердце не увеличено, аорта не расширена.

ЭКГ: патологических изменений нет.

Рентгенологическое исследование желудка: складки слизистой оболочки не утолщены, перистальтика прослеживается по всем отделам. Патологических изменений со стороны луковицы двенадцатиперстной кишки и постбульбарного отдела не выявлено.

Выберите правильные ответы на вопросы:

1.  Наиболее вероятный диагноз?

Варианты:  а) язвенная болезнь желудка;

                   б) хронический холецистит;

                   в) хронический панкреатит;

                   г) синдром раздраженной толстой кишки;

                   д. дисбактериоз.

2.  Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

Варианты:  а) эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС);

                   б) холецистография;

                   в) УЗИ органов брюшной полости;

                   г) анализ кала на дисбактериоз.

3.  Поражение какого органа приводит к развитию основного заболевания?

Варианты:  а) желчного пузыря;

                   б) поджелудочной железы;

                   в) селезенки.

4.  Какова причина развития основного заболевания?

Варианты:  а) инфекция;

                   б) нарушение питания;

                   в) интоксикация;

                   г) аллергия;

                   д) лекарственные злоупотребления.

 

.

 

7.2  Задания в тестовой форме для промежуточной аттестации

 

Билет 1.

1.     Организация работы участкового врача-терапевта. Особенности ведения больных в амбулаторно-поликлинических условиях. Основные разделы работы. Оценка качества работы участкового терапевта.

2.     Особенности  течения АГ у отдельных категорий: пожилых и старых пациентов, беременных.

Задача: Женщина 60 лет, предъявляет жалобы на ноющие боли в эпигастральной области с иррадиацией в спину, беспокоящие в течение 4 месяцев, ставшие в последнее время постоянными. Очевидной диспепсии нет, однако похудела. Желтухи и лихорадки нет. Пальпаторная болезненность в эпигастральной области, явных  новообразований  не выявляется. При ЭГДС – патологии не обнаружено. При УЗИ в проекции тела и хвоста ПЖ определяется кистозное образование, с внутренней структурой диаметром до 60 мм, не дающее допплеровского эффекта, панкреатический проток не расширен; патологии гепатобилиарной системы нет

1. Что в анамнезе имеет существенное значение для постановки диагноза

2. Какой метод будет иметь принципиальное значение для  верификации процесса

3. Необходима ли консультация хирурга?

 

Билет 2.

1.     Профилактика: определение, классификация, основные задачи, главные направления. Формирование здорового образа жизни. Понятие факторов риска неинфекционных заболеваний.

2.     Дифференциальный диагноз основных заболеваний, сопровождающихся болями в животе и диспепсическими расстройствами.

Задача. Больного Г, 24 лет, в течение 3 лет беспокоят боли в эпигастральной области, возникающие через 1-1.5 часа после приема пищи и в ночные часы, изжога. З часа назад пациент отметил появление острой боли в эпигастральной области, которая распространилась по всему животу, затруднение дыхания в вертикальном положении.  При госпитализации: состояние больного средней тяжести, находится в положении на правом боку с подогнутыми коленями; температура тела 36,8 , отмечается тахикардия до 90 в минуту.

1.Поставьте предварительный диагноз

2.Наиболее характерные объективные симптомы при этом заболевании

3.Наиболее информативные методы исследования определяющие лечебную тактику

4. Ваша лечебная тактика при подтверждении диагноза?

Билет 3.

1.     Клинико-экспертная работа в лечебно-профилактическом учреждении. Врачебная комиссия: состав, функции, задачи.

2.     Лихорадочный синдром в практике участкового врача-терапевта (механизмы терморегуляции, классификация лихорадки). Причины возможного длительного повышения температуры тела.  Методы обследования для уточнения диагноза при длительном лихорадочном синдроме. Тактика участкового врача-терапевта при выявлении причины лихорадки.

Задача. 1.   К больной, 54 лет, вызван на дом участковый врач. Больная жалуется на сильные пульсирующие боли в голове, особенно в затылочной области, на головокружение, тошноту, рвоту, ухудшение зрения, шум в ушах, онемение и слабость правой руки, давящую боль в области сердца, перебои в сердечной деятельности, на одышку при физической нагрузке. Семь лет назад во время перименопаузы впервые зарегистрировано повышение АД. Ухудшение связывает с перенесенным острым респираторным заболеванием. Объективно: больная повышенного питания, заторможена, речь невнятная, кожные покровы бледные. Частота дыхания – 20 в мин., дыхание везикулярное. Пульс – 60 уд. в мин., ритмичный. Границы сердца расширены влево на 2 см, тоны приглушены, акцент 2 тона на аорте, тоны ритмичные, систолический шум на верхушке. АД – 250/140 мм. рт. ст.

Вопросы: Сформулируйте предварительный диагноз. Каковы экстренные мероприятия, необходимые для выведения больного из этого состояния?

 

При необходимости для оценки знаний студентов по данной дисциплине можно использовать дополнительные ФОС


 

Рабочая программа дисциплины разработана кафедрой поликлинической терапии с курсами клинической фармакологии и профилактической медицины ФПК и ПП

Принята на заседании кафедры _________________________________________________

____________________________________________________________________________

«_____» ____________20___г., протокол № _____

 

Заведующий кафедрой                                ___________________         _________________

                                                                                       (подпись)                             (инициалы, фамилия)

 

 

 

При разработке рабочей программы с участием других кафедр

Принята на заседании кафедр _________________________________________________

____________________________________________________________________________

«_____» ____________20___г., протокол № _____

 

Заведующий кафедрой                                ___________________         _________________

                                                                                       (подпись)                             (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

Одобрена Методическим советом по _______________________________________

_____________________________________________________________________________

«_____» ____________20___г., протокол № _____

 

 

Председатель МС                                        ___________________         __________________

                                                                                       (подпись)                             (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок хранения:

Оригинал -                деканат, кафедра

Электронная версия  -         кафедра, деканат факультета, библиотека

 

 

На рабочую программу должны быть две внешние рецензии из других ВУЗов


 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..