ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год) - часть 75

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     73      74      75      76     ..

 

 

ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год) - часть 75

 

 

74

ОАО «ГАЗПРОМ»

Реализация газа на внутреннем рынке

В 2011 г. Группа Газпром реализовала потребителям Российской Федерации газ в 
объеме 265,3 млрд м

3

, что на 1,2 % выше уровня 2010 г. 

млрд м

3

 

руб. за 1 000 м

3

500

400

300

200

100

0

2009

2010 2011

РЕАЛИЗАЦИЯ ГАЗА 
ГРУППЫ ГАЗПРОМ 
В РОССИИ

2 345,5

2 725,4

 Объем реализации

  Средняя цена реализа-

ции (за вычетом НДС 

и акциза)

3 000

2 400

1 800

1 200

600

0

262,6

262,1

1 885,0

265,3

Выручка от реализации газа Группы в России (за вычетом НДС и акциза) 

в 2011 г. достигла 723,0 млрд руб., превысив на 17,6 % уровень 2010 г. 

СТРУКТУРА ПРОДАЖ 
ГАЗА 
ГАЗПРОМА В РОССИИ 
ПО ГРУППАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 
В 2011 Г.

Электроэнергетика 

28 %

Население 

21 %

Коммунальный комплекс 

15 %

Агрохимия 

7 %

Металлургия 

7 %

Цементная промышленность

 

2 %

Прочие

 

20 %

В целях сохранения доли рынка газа в 2011 г. на основании заявок от потребите-

лей производилось оперативное изменение плана поставки газа и в оперативном 
порядке согласовывались диспетчерские графики поставки газа потребителям. 

В 2011 г. осуществлялась поставка газа крупным потребителям Российской 

Федерации по заключенным ранее долгосрочным договорам. Также была 
продолжена работа по заключению договоров и дополнительных соглашений 
к договорам поставки газа на условиях Постановления Правительства Россий-
ской Федерации от 28 мая 2007 г. № 333.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДАЖ ГАЗА В РЕГУЛИРУЕМОМ ДИАПАЗОНЕ В СООТВЕТСТВИИ 
С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.05.2007 Г. № 333

Показатели

2010

2011

Объемы продаж, млрд м

3

25,1

27,0

Средневзвешенная цена реализации, руб./1 000 м

3

2 656,5

3 057,9

75

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011

Краткий обзор европейского рынка газа

Основным экспортным рынком, на котором Группа Газпром ведет свою деятель-
ность, является рынок европейских стран. 

Спрос

Если в 2010 г. на указанном рынке был зафиксирован рекордный уровень потребле-
ния газа за всю его историю, то результаты 2011 г., по предварительным оценкам 
экспертов Газпрома, показали существенное снижение (до 551 млрд м

3

, или более 

чем на 9 %).

Главной причиной падения потребления стали погодные условия – теплые 

зимы и холодное лето в большинстве европейских стран. 

Предложение

Основными конкурентами Группы Газпром на европейском рынке являются 
поставщики газа и СПГ из Норвегии, Нидерландов, Великобритании, Алжира, 
Катара, Нигерии и Ливии.

Источники: Международное энергетическое агентство, Евростат, национальные статистические агентства европейских стран, 

оценки ООО «Газпром экспорт».

160

140

120

100

80

60

40

20

ПОСТАВКИ КРУПНЕЙШИХ 
ЭКСПОРТЕРОВ ГАЗА 
И ВНУТРЕННИХ 
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ 
НА РЫНОК ЕВРОПЫ, 
МЛРД М

3

 2010

 2011

Россия 

(ОАО 

«Газпром»)

Алжир 

(включая 

СПГ)

Ливия 

(включая 

СПГ)

Катар

Нигерия

Норвегия

Нидерланды

Велико-

британия

Традиционные экспортеры трубопроводного газа на европейский рынок 

в 2011 г. уменьшили объемы поставок. Так, поставки из Ливии по предваритель-
ным оценкам сократились на 7,8 млрд м

3

 (сокращение на 75,8 %), из Алжира – 

на 5,2 млрд м

3

 (сокращение на 9,1 %). В Ливии в результате военных действий 

газовая экспортная инфраструктура бездействовала с марта по октябрь 2011 г. 
Затем поставки по газопроводу GreenStream в Италию были возобновлены, но не 
в полном объеме.

Собственная добыча газа в европейских странах также упала и по предвари-

тельным оценкам составила около 288 млрд м

3

, что на 23 млрд м

3

 (7,4 %) ниже 

уровня 2010 г. 

Падение собственной добычи в странах Европы объясняется как естественным 

сокращением запасов, так и возросшей конкуренцией на рынке. Так, в условиях 
более низких цен торговых площадок многим производителям газа для выполне-
ния своих обязательств было выгоднее импортировать газ, чем добывать его.

Производители СПГ из Катара и Нигерии нарастили объемы экспорта в Европу.

76

ОАО «ГАЗПРОМ»

Реализация газа на европейском рынке

Партнеры

Крупнейшими контрагентами Группы Газпром в Западной Европе являются 
такие компании, как E.ON Ruhrgas, Wingas, WIEH (Германия), ENI (Италия), Botas 
(Турция), PGNiG (Польша), GDF SUEZ (Франция), Panrusgas (Венгрия), RWETransgas 
(Чехия), SPP (Словакия), EconGas (Австрия) и GasTerra (Нидерланды).

В рамках контрактов с ОАО «Газпром» в 2011 г. европейскими покупателями 

было отобрано 150 млрд м

3

 природного газа, что на 8,2 % выше отбора по кон-

трактам в 2010 г. 

Также  Группа Газпром в ряде стран Европы реализует газ непосредственно 

конечным потребителям. В 2011 г. дочерними компаниями Группы реализовано 
3,7 млрд м

3

 газа коммерческим и промышленным потребителям Великобрита-

нии, Франции и Чехии. 

СТРУКТУРА ПРОДАЖ ГАЗА ГРУППЫ ГАЗПРОМ 
В СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ, 
МЛРД М

3

Всего  Группой Газпром в 2011 г. в страны дальнего зарубежья реализова-

но 156,6 млрд м

3

 природного газа, выручка (за вычетом акциза и таможенных 

пошлин) достигла 1 439,1 млрд руб.

77

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011

Дополнительная информация

о ценах на нефть 

представлена в разделе

«Краткий обзор мирового 

рынка нефти».

Цены по экспортным контрактам 

Динамика экспортных цен на природный газ по контрактам ОАО «Газпром» 
в 2011 г. складывалась, как и в предыдущие годы, в основном под влиянием дви-
жения мировых цен на жидкое топливо. В целом в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 
наблюдался их рост. Цены на конкурирующие с газом нефтепродукты на евро-
пейском рынке выросли на 37–39 %, среднегодовой рост цены нефти марки Brent 
в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 40 %.

C учетом тенденций на мировом нефтяном рынке, а также на европейском 

газовом спотовом рынке экспортные цены на российский природный газ в 2011 г. 
имели тенденцию к повышению. Однако специфика ценообразования на газ, вы-
ражающаяся в наличии опорных периодов в формулах индексации в контрактах 
с нефтяной привязкой (в основном 9 месяцев), а также введение газовой индек-
сации на часть объемов, поставляемых по долгосрочным контрактам, в значи-
тельной степени сгладили рост экспортных цен российского газа по сравнению 
с ценами жидкого топлива.

Максимальных значений цены продажи газа по контрактам ОАО «Газпром» 

достигли в IV кв. 2011 г. (416,65 долл./1 000 м

3

), повысившись по сравнению 

с ценами I кв. (347,57 долл./1 000 м

3

) на 19,8 %. В целом в 2011 г. средневзве-

шенная цена газа составила 383,38 долл./1 000 м

3

 против 305,33 долл./1 000 м

3

 

в 2010 г. (рост на 25,6 %).

 

млрд м

3

 

руб. за 1 000 м

3

250

200

150

100

50

0

2009

2010 2011

РЕАЛИЗАЦИЯ ГАЗА 
ГРУППЫ ГАЗПРОМ 
В СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО 
ЗАРУБЕЖЬЯ 

9 186,6

 Объем реализации

  Средняя цена реализа-

ции (за вычетом акциза 

и таможенных пошлин)

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

0

156,6

148,1

7 452,1

7 420,7

148,3

В условиях общего снижения потребления доля газа ОАО «Газпром» на евро-

пейском рынке в 2011 г. выросла на 4 процентных пункта, что обусловлено, пре-
жде всего, реализацией в 2010–2011 гг. мероприятий по повышению конкуренто-
способности российского газа.

В отчетном году были достигнуты договоренности по адаптации ценовых 

условий с компаниями Edison, SinergieItaliane,  GDF SUEZ, WIEH, Wingas и SPP. 
В соответствии с этими договоренностями были модифицированы формулы кон-
трактных цен с нефтепродуктовой индексацией. Предпринятые корректировки 
цен в значительной степени способствовали поддержанию конкурентоспособно-
сти российского природного газа на европейских рынках.

При этом контракты, имеющие нефтепродуктовую индексацию, сохраняют 

свою актуальность. Нефтяная индексация представляет собой незаменимый 
инструмент долгосрочного бизнес-планирования, который отвечает интересам 
покупателя и продавца газа. Он обеспечивает непрерывность и устойчивость 
инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали – от скважины до конеч-
ного потребителя. Использование нефтепродуктовой индексации апробировано 
более чем 40-летней историей развития мирового газового рынка. В современ-

27 % – доля газа 
ОАО «Газпром» 
на европейском 
рынке.

78

ОАО «ГАЗПРОМ»

ных условиях нефтепродукты в газовой формуле играют роль универсального 
дефлятора. Их наличие не позволяет цене газа оторваться от цен других сырье-
вых товаров.

Перспективные рынки газа

Маркетинговая стратегия Группы Газпром предусматривает диверсификацию 
источников экспортной выручки за счет расширения присутствия на перспектив-
ных рынках газа. В частности, среди приоритетов – наращивание объемов СПГ 
в экспортном портфеле Группы, а также в рамках географической диверсификации – 
выход на рынки стран Северо-Восточной Азии и других стран АТР.

Сжиженный природный газ

Охват рынков экспортных трубопроводных поставок Газпрома ограничен. 
Маркетинг СПГ является тем инструментом, который обеспечит Группе значи-
тельное расширение спектра новых доступных рынков и возможность наращи-
вания объемов экспорта. Стратегия предусматривает наращивание объемов СПГ 
в экспортном портфеле как за счет реализации российских проектов, так и за 
счет участия в зарубежных.

СПГ позволяет: 

   охватывать удаленные друг от друга регионы; 
    получать доступ к нишевым рынкам стран, где еще нет развитой трубопровод-

ной инфраструктуры, или странам, недоступным для трубопроводных поста-
вок; 

    осуществлять продажи конечным покупателям без участия транзитных стран и 

перенаправлять объемы на другие рынки как в случае ухудшения конъюнкту-
ры, так и для получения арбитражной прибыли на спотовом рынке.
В 2011 г. входящими в Группу компаниями Gazprom Global LNG Ltd. и Gazprom 

Marketing and Trading Singapore было реализовано 2,3 млн т СПГ (3,06 млрд м

3

), 

из которых 0,96 млн т (1,28 млрд м

3

) – СПГ, произведенный в рамках проекта 

«Сахалин-2» и приобретенный у Sakhalin Energy по долгосрочному контракту. 

Благодаря гибкости портфеля СПГ и наличию доступа к танкерному флоту, 

Группа Газпром оперативно отреагировала на меняющуюся рыночную конъюн-
ктуру и увеличила объемы поставок для покрытия дефицита газа, сложившего-
ся в результате вывода из строя АЭС Фукусима после произошедшего в Японии 
в марте 2011 г. стихийного бедствия. Из 34 партий СПГ, поставленных Группой в 
2011 г., 30 пришлось на страны АТР, из них 6 были направлены в Японию, в том 
числе 4 – с проекта «Сахалин-2». Расширялась также география поставок: в 2011 г. 
СПГ был впервые отгружен на терминалы Кувейта и Таиланда. 

Ведется работа и в направлении организации долгосрочных поставок СПГ. 

Так, в мае – июне 2011 г. были подписаны Меморандумы о взаимопонимании 
с четырьмя индийскими компаниями на поставку в Индию до 10 млн т СПГ в год 
в течение 25 лет из портфеля Группы Газпром.

В январе 2011 г. между ОАО «Газпром» и Агентством природных ресурсов 

и энергетики Министерства экономики, торговли и промышленности Японии 
подписано Соглашение о сотрудничестве для подготовки технико-экономическо-
го исследования вариантов использования природного газа в районе г. Владиво-
стока, транспортировки и реализации природного газа и газохимической про-
дукции из района г. Владивостока потенциальным покупателям в странах АТР.

Проводится работа по изучению возможности вхождения Группы в экономи-

чески привлекательные проекты по сжижению газа за рубежом. С целью поиска 
таких возможностей ведется мониторинг существующих и планируемых зару-
бежных СПГ-проектов.

1 % – доля 
Группы Газпром
 
на мировом рынке 
СПГ по итогам 
2011 г. 

79

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011

Все больше внимания уделяется перспективным направлениям сбыта россий-

ского природного газа – малотоннажному СПГ и компримированному природно-
му газу (КПГ). Основной спрос на указанную продукцию за рубежом отмечается 
в транспортном сегменте, малой энергетике и коммунально-бытовом секторе.

Рынки газа стран Северо-Восточной Азии

Один из перспективных проектов Группы Газпром – проект поставок природно-
го газа в Китай. Газпром ведет работу по организации трубопроводного экспорта 
газа по двум коридорам поставки – «западному» и «восточному» – общим объемом 
до 68 млрд м

3

. Проекты поставок по каждому из коридоров являются взаимодо-

полняющими, поскольку ориентированы на удовлетворение спроса на газ на раз-
личных региональных рынках Китая.

В 2011 г. продолжились интенсивные переговоры между ОАО «Газпром» 

и китайской компанией CNPC для согласования условий поставок российского 
газа в КНР. В мае 2011 г. заместителем Председателя Правительства Российской 
Федерации И.И. Сечиным и вице-премьером Госсовета КНР Baн Цишанем был под-
писан Протокол к Меморандуму о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере 
природного газа от 24 июня 2009 г. 

Изучаются возможности организации поставок газа из России в другие страны 

региона. Так, в 2011 г. была продолжена работа по организации трубопроводных 
поставок до 10 млрд м

3

 газа в год в Республику Корея. С целью синхронизации 

мероприятий по реализации указанного проекта ОАО «Газпром» ведется работа 
с северокорейской стороной в соответствии с подписанным в сентябре 2011 г. 
Меморандумом о взаимопонимании между ОАО «Газпром» и Министерством не-
фтяной промышленности КНДР и решениями первого заседания Совместной ра-
бочей группы ОАО «Газпром» и Министерства нефтяной промышленности КНДР. 
Также прорабатывалась возможность увеличения поставок газа на рынок Японии.

80

ОАО «ГАЗПРОМ»

Реализация газа в странах БСС

В 2011 г. объемы продаж газа Группы Газпром в страны БСС, увеличившись 
на 16,4 % к уровню 2010 г., достигли 81,7 млрд м

3

.

СТРУКТУРА ПРОДАЖ ГАЗА ГРУППЫ ГАЗПРОМ 
В СТРАНЫ БСС, 
МЛРД М

3

Проводимая  Группой работа по переходу с основными покупателями газа 

в странах БСС на контрактные цены, имеющие для Газпрома равную с европей-
скими ценами доходность, отразилась на средних ценах реализации газа. 
В результате выручка от реализации газа в регион (за вычетом НДС, акциза и та-
моженных пошлин) составила 637,2 млрд руб., что на 41,6 % превышает уровень 
2010 г. 

81

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011

млрд м

3

 

руб. за 1 000 м

3

120

100

80

60

40

20

0

2009

2010 2011

РЕАЛИЗАЦИЯ ГАЗА ГРУППЫ 
ГАЗПРОМ 
В СТРАНЫ БСС

 Объем реализации

  Средняя цена реализа-

ции (за вычетом НДС, 

акциза и таможенных 

пошлин)

9 000

7 500

6 000

4 500

3 000

1 500

0

5 483,7

6 416,5

7 802,1

67,7

70,2

81,7

Свыше 80 % объемов продаж газа в страны БСС приходится на Украину 

и Республику Беларусь. 

Украина.  Поставка газа потребителям Украины в 2011 г. осуществлялась 
в рамках долгосрочного контракта между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Укра-
ины» относительно купли-продажи природного газа в 2009–2019 гг. Транзит газа 
через территорию Украины – в соответствии с долгосрочным контрактом между 
ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» об объемах и условиях транзита при-
родного газа через территорию Украины на период 2009–2019 гг.

В декабре 2011 г. ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» были подписаны 

дополнения к упомянутым контрактам на поставку и транзит газа, предусматри-
вающие возможность оплаты за поставленный газ и за услуги по транзиту газа 
через территорию Украины в российских рублях или долларах.

Республика Беларусь. Поставка газа потребителям Республики Беларусь 
и транзит газа через территорию Республики Беларусь в 2007–2011 гг. осущест-
влялись в соответствии с условиями контракта между ОАО «Газпром» и ОАО «Бел-
трансгаз».

В ноябре 2011 г. был подписан пакет документов, определивших взаимоотно-

шения сторон по вопросам покупки остававшегося в собственности белорусского 
государства 50 % пакета акций ОАО «Белтрансгаз» и дальнейшей деятельности 
предприятия, принципы ценообразования, объемы поставки газа и его транзита 
начиная с 2012 г. В том числе, между ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз» были 
подписаны контракты на поставку газа в Республику Беларусь и транспортиров-
ку природного газа через территорию Республики Беларусь в 2012–2014 гг.

82

ОАО «ГАЗПРОМ»

Центральная Азия и Азербайджан. В рамках сотрудничества в области мар-
кетинга газа Группа Газпром в 2011 г. продолжила закупки газа в странах 
Центральной Азии и Азербайджане. 

ЗАКУПКА ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО И АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ГАЗА ГРУППОЙ ГАЗПРОМ, МЛРД М

3

Страна

2009

2010

2011

Для поставки в страны дальнего зарубежья

Туркменистан

11,8

10,7

11,2

Узбекистан

13,1

11,4

8,0

Казахстан

10,1

12,4

11,9

Азербайджан

0,8

1,5

Средневзвешенная цена закупки газа 
на границе стран-поставщиков, долл./1 000 м

3

233,55

197,2

244,0

Для поставки на юг Казахстана

Туркменистан

0,3

Узбекистан

2,3

2,4

2,4

Для организации поставки туркменистанского и узбекистанского газа на грани-

цу Российской Федерации ОАО «Газпром» заключены контракты с газотранспорт-
ными компаниями Узбекистана и Казахстана на 2011–2012 гг. и 2011–2015 гг. 
соответственно.

Краткий обзор мирового рынка нефти и продуктов переработки

Спрос 

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2011 г. общее 
потребление нефти в мире составило около 90 млн барр./сут. Ключевыми реги-
онами, определяющими рост спроса на нефть, остаются развивающиеся страны 
Азии и Ближнего Востока, тогда как в США, Японии и странах Европы уровень 
потребления нефти в последние годы остается стабильным. Влияние долгового 
кризиса в Европе и замедление темпов экономического роста в США, а также уже-
сточение кредитно-денежной политики в Китае остаются ключевыми факторами 
неопределенности в дальнейших оценках перспектив мирового спроса.

Мировое потребление бензинов в 2011 г. снизилось на 1 % – до 22 млн барр./сут. 

в связи с ухудшением экономической ситуации, долговыми кризисами в Европе 
и США. Общее потребление снизилось, несмотря на существенный рост спроса 
в странах АТР, прежде всего в Китае и Индии, а также в России. Потребление 
дизельного топлива возросло на 3 % – до 23 млн барр./сут., впервые превысив спрос 
на бензин, в связи с увеличением количества дизельных двигателей в автопарке 
и экономическим ростом в развивающихся странах, в частности в Китае, Индии и 
России.

83

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011

Предложение 

В 2011 г. темпы роста добычи нефти в мире снизились. Тем не менее общее про-
изводство возросло на 1 % – до 78,7 млн барр./сут. Рост произошел благодаря 
наращиванию добычи в Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте, Ираке, увеличивших 
производство с целью снижения темпов роста мировых цен на нефть. Кроме 
того, добыча возросла в США в связи с необходимостью сократить зависимость 
от импорта в условиях высоких цен на сырье и долгового кризиса внутри страны. 

По данным МЭА, суммарные объемы поставок нефти из стран ОПЕК в 2011 г. 

увеличились более чем на 1 млн барр./сут., в то время как суммарные объемы 
поставок из стран, не входящих в ОПЕК, остались приблизительно на уровне пре-
дыдущего года. Ключевым изменением в структуре предложения нефти в мире 
в 2011 г. можно считать замену объема снижения добычи в Ливии на объем уве-
личения добычи в Саудовской Аравии.

Цены 

В 2011 г. котировки Brent были весьма стабильными, особенно в сравнении 
с худшей динамикой других промышленно-сырьевых товаров. Среднегодовой 
уровень цен составил около 111 долл./барр. (по сравнению с 79,5 долл./барр. – 
в 2010 г. и 61,3 долл./барр. – в 2009 г.). Поддержку ценам оказал дефицит пред-
ложения, в частности, в связи с прекращением поставок ливийской нефти. 

Кроме того, уровень цен на сырьевые продукты на мировых рынках в 2011 г. 

определяли такие события, как:

   революции и падение правящих режимов в странах Северной Африки;
    серия землетрясений в Японии и авария на АЭС Фукусима весной 2011 г.;
   кредитный кризис в странах Еврозоны;
   обострение ситуации вокруг Ирана;
 

  

  интервенции Международного энергетического агентства и правительства 

США на рынке нефти.

130
125
120
115
110
105
100
95
90
85
80

ДИНАМИКА ЦЕН НА НЕФТЬ 
МАРКИ BRENT В 2011 Г., 
ДОЛЛ.

01.01.2011 

01.02.2011 

01.03.2011 

01.04.2011 

01.05.2011 

01.06.2011 

01.07.2011 

01.08.2011 

01.09.2011 

01.10.2011

01.11.2011

01.12.2011

НОВЫЙ УРОВЕНЬ 
НАДЕЖНОСТИ

Газпром стал владельцем 

100 % 

акций «Белтрансгаза»

Воссоздана Единая система газоснабжения 
России и Беларуси. Полностью контролируя 
белорусскую газотранспортную систему, 
Газпром существенно повышает надежность 
поставок газа в Европу.

 

 

 

 

Р

А

С

Ш

И

Р

Я

Я

Беларусь

Россия

Г

О

Р

И

З

О

Н

Т

Ы

86

ОАО «ГАЗПРОМ»

Реализация нефти и газового конденсата

Совокупный объем реализации нефти и стабильного газового конденсата 
Группой Газпром в 2011 г. составил 28,5 млн т.

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕФТИ И ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА ГРУППОЙ ГАЗПРОМ

2009

2010

2011

 Россия 

 Дальнее зарубежье 

 Страны БСС

30

25

20

15

10

5

0

ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ, МЛН Т

2009

2010

2011

 Россия 

 Дальнее зарубежье 

 Страны БСС

300

250

200

150

100

50

0

36,3

157,7

117,7

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ 
(ЗА ВЫЧЕТОМ НДС И ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН)
, МЛРД РУБ.

29,1

215,0

247,6

311,7

29,1

28,5

26,0

146,9

74,7

26,6

131,6

56,8

3,3

16,1

9,7

3,0

16,3

9,8

3,0

13,5

12,0

Выручка Группы от продажи нефти и стабильного газового конденсата (за вы-

четом НДС и таможенных пошлин) составила в 2011 г. 311,7 млрд руб., увеличив-
шись на 25,9 % по сравнению с предыдущим годом.

В связи с необходимостью загрузки производственных мощностей в соответ-

ствии с утвержденными программами по нефтепереработке и экспорту, свобод-
ная реализация нефти (без учета поставок на замещение) в России осуществля-
лась в незначительных объемах.

Основными экспортными рынками сбыта нефти для Группы Газпром в 2011 г. 

по поставкам в дальнее зарубежье являлись страны Северо-Западной и Централь-
ной Европы и Средиземноморья, в которые поставляется в основном сырье каче-
ства Urals. 

Поставки в страны БСС осуществлялись прежде всего в Республику Беларусь 

(на Мозырский НПЗ) и Казахстан (Павлодарский НПЗ). Цены при данных постав-
ках определяются по формулам и зависят от ценовой конъюнктуры нефти Urals.

Сокращение объема реализации нефти и газового конденсата на экспорт 

в 2011 г. по сравнению с 2010 г. было связано с ростом объема переработки нефти 
на НПЗ Газпрома

К основным странам, в которые произведена реализация продукции, относят-

ся Беларусь, Казахстан, Германия, Чехия.

87

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011

Реализация продуктов переработки

Совокупный объем реализации продуктов нефтегазопереработки Группой 
Газпром
 в 2011 г. составил 55,4 млн т, увеличившись на 6,1 % по сравнению 
с предыдущим годом. Объем реализации гелия Группой Газпром в 2011 г. составил 
3,5 млн м

3

. Выручка от реализации продукции нефтегазопереработки достигла 

973,0 млрд руб. (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ГРУППОЙ ГАЗПРОМ

 

2009

2010

2011

 Россия 

 Дальнее зарубежье 

 Страны БСС

60

50

40

30

20

10

0

2,5

20,5

32,4

ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ, МЛН Т

2009

2010

2011

 Россия 

 Дальнее зарубежье 

 Страны БСС

1 000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
0

48,6

336,1

588,3

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ (ЗА ВЫЧЕТОМ НДС, 
АКЦИЗА И ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН),
 МЛРД РУБ.

3,3

16,5

24,4

3,8

19,7

28,7

35,9

206,7

297,9

36,1

260,8

412,2

44,2

540,5

709,1

973,0

52,2

55,4

Основными продуктами переработки, реализуемыми Группой Газпром на рос-

сийском рынке, являются автомобильный бензин, дизельное топливо и мазут, 
на рынке стран БСС – дизельное топливо, сера и автомобильный бензин. В объ-
еме реализации продуктов переработки Группы в страны дальнего зарубежья 
около 50 % приходится на дизельное топливо и мазут. 

Сохранение высокой маржи переработки в течение 2011 г. определяло основ-

ные направления сбытовой политики: продажи нефтепродуктов на более доход-
ном по сравнению с экспортным внутреннем рынке выросли на 3,4 млн т, или на 
14,5 %, достигнув 26,8 млн т.

Продолжилось развитие бизнес-единиц, работающих в розничных продукто-

вых сегментах, – заправках «в крыло», бункеровке, производстве и реализации 
масел и смазочных материалов. 

88

ОАО «ГАЗПРОМ»

РЕАЛИЗАЦИЯ  НЕФТЕПРОДУКТОВ ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ ГАЗПРОМ НЕФТИ

Премиальные 

сегменты бизнеса

Заправка 
авиатранспорта
(ЗАО «Газпромнефть-
Аэро»)

Бункеровка судов
(ООО «Газпромнефть 
Марин Бункер»)

Производство и продажа 
моторных масел 
(ООО «Газпромнефть – 
смазочные материалы»)

Продажи авиакеросина 
через дочерние общества 
на территории России, 
а также в Казахстане и 
Таджикистане. Доля на 
российском розничном 
рынке – 20 %.

Поставка судового 
топлива и бункеровка 
морских и речных судов 
в 15 морских и 9 речных 
портах России. Доля на 
российском розничном 
рынке – 18,5 %.

Ассортимент продукции 
включает в себя более 
300 наименований 
масел, производимых 
в России и Западной 
Европе.

 

Количество действующих АЗС Группы в 2011 г. выросло до 1 670 (из них 627 АЗС – 

зарубежные активы Группы) в процессе расширения розничной сети в России 
и странах БСС.

2009

2010

2011

 Россия 

 Дальнее зарубежье 

 Страны БСС

1 800
1 600
1 400
1 200
1 000
800
600
400
200
0

КОЛИЧЕСТВО ДЕЙСТВУЮЩИХ АЗС ГРУППЫ ГАЗПРОМ 
ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ ГОДА, 
ЕД.

2009

2010

2011

 Россия 

 Дальнее зарубежье  

 Страны БСС 

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0,7

0,6

4,9

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ ГРУППОЙ ГАЗПРОМ 
ЧЕРЕЗ АЗС, 
МЛН Т

0,4

0,6

3,5

0,2

0,6

2,6

1 546

1 596

1 670

3,4

4,5

6,2

181

468

947

202

425

1 043

152

473

921

89

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011

По итогам 2011 г. Группа  стала крупнейшим поставщиком автобензинов 

в России, реализовав 9,4 млн т по сравнению с 8,3 млн т в 2010 г. Рост поставок 
был обеспечен за счет увеличения производства и сокращения экспорта бензи-
нов в пользу внутреннего рынка.

Ребрендировано 290 АЗС в России, Таджикистане, Казахстане, Кыргызста-

не и Беларуси, в том числе АЗС сети МТК. Бренд сети АЗС «Газпромнефть» по-
лучил престижную национальную премию «Брэнд года/EFFIE». В результате 
интеграции активов Sibir Energy увеличено присутствие бренда «Газпромнефть» 
в Московском регионе в два раза. Приобретены 113 АЗС в Новосибирской, 
Челябинской, Нижегородской областях и Краснодарском крае. Успешно за-
вершен пилотный проект запуска топлива G-Drive, проведено тиражирование 
в большинстве регионов присутствия – продукт реализуется на 315 АЗС Группы
начаты тестовые продажи G-Diesel. Количество участников программы лояльно-
сти сети АЗС «Газпромнефть» «Нам по пути» превысило 1,9 млн человек.

По итогам 2011 г. Группа осталась одним из крупнейших поставщиков дизель-

ного топлива в России: продажи на внутреннем рынке составили 7,6 млн т.

В условиях ограниченности потребления серы на внутреннем рынке основные 

объемы данной продукции поставляются на экспорт, обеспечивая Группе 10–12 % 
мирового рынка. Экспортные поставки серы в 2011 г. составили 3,7 млн т. 

Объемы реализации гелия Группой Газпром сократились в 2011 г. до 3,5 млн м

по сравнению  с 4,9 млн м

в 2010 г.

Снижение в 2011 г. объемов продаж гелия, который в основном реализуется 

на внутреннем рынке, вызвано внеплановым ремонтом объектов инфраструкту-
ры хранения гелиевого концентрата.

Для расширения рынка сбыта нефти, СУГ, горюче-смазочных материалов 

на территории Юго-Восточной Европы в 2011 г. входящей в Группу компанией 
NIS учреждены дочерние общества в Румынии, Болгарии, а также в Боснии 
и Герцеговине.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     73      74      75      76     ..