частности НДПИ, НДС, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на
имущество
организаций,
земельного
налога.
В настоящее время процесс реформирования российского налогового права можно считать
завершающимся. Законодательный массив кодифицирован. Общей частью Налогового кодекса,
действующей с 1999 г., закреплены основные принципы налогообложения и введения новых
налогов, действие этих принципов и направленность на защиту имущественных интересов
налогоплательщиков реализовано в правоприменительной практике. Особенной частью
Налогового кодекса установлены налоги, формирующие налоговое бремя эмитента, определены
элементы налогообложения. За последние 10 лет на 2 % снижена ставка по НДС, на 15 % –
ставка по налогу на прибыль, установлена регрессивная шкала ставок по единому социальному
налогу, отменен налог с продаж и другие обязательные платежи.
Результаты налоговой реформы можно оценивать позитивно: система налогообложения
структурирована, механизмы и правила взимания налогов упрощены, налоговые ставки снижены.
Практика рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ показывает, что положения основного
закона влияют на налоговые права хозяйствующих субъектов и защищают налогоплательщиков
от
необоснованного
и
внезапного
утяжеления
налогового
бремени.
Упомянутые факторы позволяют заключить, что налоговая система РФ становится более
стабильной, а деятельность хозяйствующих субъектов в РФ с точки зрения налоговых
последствий
более
предсказуемой.
В ходе деятельности осуществляется оперативный мониторинг изменений налогового
законодательства, изменений в практике толкования и применения норм действующего
налогового законодательства. Компания выступает в качестве эксперта в процессе
совершенствования нормативной базы и разработки новых правовых актов налогового
законодательства.
Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин
ОАО «Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего
подвержено рискам, связанным с изменением законодательства в области государственного
регулирования внешнеторговой деятельности, а также таможенного законодательства,
регулирующего отношения по установлению порядка перемещения товаров через таможенную
границу Российской Федерации, установлению и применению таможенных режимов,
установлению,
введению
и
взиманию
таможенных
платежей.
В качестве риска можно выделить возможность изменения Правительством Российской
Федерации ставок таможенных пошлин (как ввозных, так и вывозных) на отдельные товары, в
отношении которых ОАО «Газпром нефть» заключает внешнеторговые сделки. Основным
негативным последствием реализации данного риска является увеличения расходов и снижение
эффективности
экспорта.
Общество выполняет требования таможенного контроля, своевременно оформляет всю
документацию, необходимую для осуществления как экспортных, так и импортных операций и
располагает достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для соблюдения норм и правил
в
сфере
таможенного
регулирования.
Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности
Развитие современного законодательства о недрах базируется на детальной регламентации
процессов недропользования со стороны государства, необходимости повышения рационального
использования участков недр, тщательного соблюдения законодательных норм об охране
окружающей
среды
(ООС).
ОАО «Газпром нефть» осуществляет свою деятельность на лицензионных участках с учетом
высоких требований российского законодательства о недрах, обеспечивая актуализацию
лицензионных соглашений с учетом изменений действующего законодательства.
ОАО «Газпром нефть» ведет работы по анализу и оценке законодательных инициатив
заинтересованных министерств и ведомств в сфере законодательства о недрах и лицензировании
отдельных видов деятельности. Предлагаемые и обсуждаемые поправки в действующее
законодательство в целом благоприятно отразятся на режиме недропользования и
осуществлении лицензируемых видов деятельности в Российской Федерации.
Правовых рисков, связанных с утратой права пользования участками недр или нарушением
действующего законодательства вследствие указанных изменений, непосредственно для ОАО
«Газпром
нефть»
не
усматривается.
Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью
компании
ОАО «Газпром нефть» осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими
судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на
уровне окружных арбитражных судов, активно применяя и используя ее не только при защите в
28