Существенные события/факторы, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на
возможность получения эмитентом в будущем таких же или более высоких результатов, по
сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период. Вероятность их
наступления,
а
также
продолжительность
их
действия:
Снижение курса доллара к рублю приводит к уменьшению потока рублевой выручки после
конвертации, что отрицательно сказывается на финансовом результате при учете того, что
основная
часть
расходов
Компании
номинирована
в
рублях.
Также отрицательным фактором, влияющим на результаты деятельности Эмитента является
рост операционных затрат на производство продукции. Учитывая большой спектр
мероприятий, проводимых Эмитентом для сокращения производственных затрат и повышения
эффективности производства, в нефтедобыче рост затрат этой отрасли значительно ниже
средней инфляции по стране. Рост аналогичных затрат в нефтепереработке за последние 5 лет
составил 10 %, т.е. практически на уровне инфляции и сопряжен с вводом новых производств по
вторичной переработке и производством более качественной (а значит и более дорогой)
продукции. Вероятность наступления таких событий оценивается как средняя.
Существенные события/факторы, которые могут улучшить результаты деятельности
эмитента вероятность их наступления и продолжительность действия:
Положительным фактором, улучшающим результаты деятельности Эмитента, является
проведение реконструкции и модернизации действующих НПЗ, которая помимо увеличения
первичной переработки нефти включает строительство установок вторичной и третичной
переработки, что существенно повышает качество и ассортимент производимых Эмитентом
нефтепродуктов.
Укрепление курса рубля является положительным фактором, влияющим на результаты
финансовой деятельности Эмитента, имеющего кредитные заимствования в иностранной
валюте.
Другим существенным фактором, который может улучшить результаты деятельности
эмитента является растущая цена нефти на мировом рынке. Однако фактор цены является
комплексным, т.к. помимо положительного влияния на результаты деятельности Эмитента
ценовой фактор приводит к существенному росту фискальной нагрузки в виде экспортной
пошлины и НДПИ. Так, за последние 5 лет цена нефти марки URALS выросла почти в 2 раза,
одновременно пошлина на нефть увеличилась в 9 раз, а НДПИ - в 3,4 раза. Пошлина на
нефтепродукты за последние 5 лет увеличилась в 5 раз, при этом рост цен корзины
нефтепродуктов
составил
2,6
раза.
Учитывая растущие потребности в углеводородном сырье запросы таких стран, как Индия и
Китай, а также увеличение объемов реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке, действие
указанных факторов будет оказывать положительное влияние на деятельность Эмитента.
Вероятность наступления таких событий оценивается как средняя.
4.5.2. Конкуренты эмитента
ОАО «Газпром нефть» и его дочерние общества, представляя собой одну из крупных
вертикально-интегрированных нефтяных компаний Российской Федерации, являются
активными участниками рынков нефти и нефтепродуктов, как в России, так и за ее пределами.
География поставок нефти ОАО «Газпром нефть» достаточно обширна. Нефть, в основном,
поставляется на переработку на собственный завод (ОНПЗ), по договорам процессинга на НПЗ
компаний, в уставном капитале которых ОАО «Газпром нефть» имеет долю (ЯНОС, МНПЗ) и на
экспорт, в страны Европы и Средиземноморского бассейна, страны ближнего зарубежья
(Беларусь, Казахстан), единичные поставки осуществлялись в Северную Америку и Юго-
Восточной Азии. Основными конкурентами Компании при поставках российской нефти на
внешний рынок являются российские вертикально-интегрированные нефтяные компании ОАО
«ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть».
География поставок нефтепродуктов, произведенных ОАО «Газпром нефть», привязана к
регионам расположения НПЗ, а также концентрируется в регионах сбытовой деятельности, где
Компания
располагает
собственной
и
привлеченной
инфраструктурой
нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, АЗС) с учетом емкости рынка и уровня
платежеспособного спроса. Все это позволяет максимально реализовать конкурентные
преимущества
по
сравнению
с
другими
участниками
рынка.
Продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке проводится во всех федеральных округах.
Основными конкурентами Компании при поставке нефтепродуктов на внутреннем и внешнем
145