ПАО Газпром. Квартальные отчёты за 2005-2014 годы - часть 75

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Квартальные отчёты за 2005-2014 годы

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     73      74      75      76     ..

 

 

ПАО Газпром. Квартальные отчёты за 2005-2014 годы - часть 75

 

 

Сведения   о   членстве   аудитора   в   коллегиях,   ассоциациях   или   иных   профессиональных   объединениях
(организациях): 

1. Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР),
2. Аудиторская Палата России (АПР),
3. Российское общество оценщиков.

Финансовый год (годы), за который (за которые) аудитором проводилась независимая проверка бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента:
Проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности проводилась за 2005, 2006 и 2007
гг.

Наличие долей участия аудитора (должностных лиц аудитора) в уставном капитале эмитента: Долей не имеет

Предоставление заемных средств аудитору (должностным лицам аудитора) эмитентом: 
Заемные средства аудитору (должностным лицам аудитора) не предоставлялись

Наличие   тесных   деловых   взаимоотношений   (участие   в   продвижении   продукции   (услуг)   эмитента,   участие   в
совместной   предпринимательской   деятельности   и   т.д.),   а   также   родственных   связей:  Указанных
взаимоотношений и связей нет

Сведения   о   должностных   лицах   эмитента,   являющихся   одновременно   должностными   лицами   аудитора
(аудитором): 
Должностных лиц Эмитента, являющихся одновременно должностными лицами аудитора (аудитором),
нет

Порядок выбора аудитора эмитента:
Комитет по аудиту при Совете директоров рекомендует кандидатуру(ы) аудитора компании и размер его
(их)   вознаграждения.   Совет   директоров   Эмитента   предлагает   для   утверждения   Общим   собранием
акционеров   Эмитента   кандидатуру(ы)   аудитора.   Общее   собрание   акционеров   утверждает   аудитора
Общества. Размер оплаты его услуг определяется Советом директоров.

Наличие процедуры тендера, связанного с выбором аудитора, и его основные условия: 
Процедура   тендера   связанного   с   выбором   аудитора   предусмотрена,   порядок   ее   проведения   определен
локальным нормативным актом эмитента

Процедура выдвижения кандидатуры аудитора для утверждения собранием акционеров (участников), в том числе
орган управления, принимающий соответствующее решение: 
Совет директоров Эмитента предлагает для утверждения Общим собранием акционеров кандидатуру(ы)
аудитора. Общее собрание акционеров утверждает аудитора Общества.

Порядок определения размера вознаграждения аудитора для утверждения собранием акционеров (участников), в
том числе орган управления, принимающий соответствующее решение: 
Размер вознаграждения аудитора определяется Советом директоров.

Фактический размер вознаграждения, выплаченного эмитентом аудитору по итогам каждого финансового года или
иного   отчетного   периода,   за   который   аудитором   проводилась   независимая   проверка   бухгалтерского   учета   и
финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента.
2005 г.
Сумма вознаграждения ЗАО  
«ПвК Аудит» за проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Эмитента  за 2005 г.  составляет 755 200 долларов США
2006 г.
Сумма вознаграждения ЗАО  
«ПвК Аудит» за проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Эмитента  за 2006 г.  составляет 1 062 000 долларов США 
2007 г.
Сумма вознаграждения ЗАО  
«ПвК Аудит» за проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Эмитента  за 2007г.  составляет 1 180 000 долларов 
Информация о наличии отсроченных и просроченных платежей за оказанные аудитором услуги: Отсроченные и
просроченные платежи за оказанные аудитором услуги за 2005, 2006, 2007 гг. отсутствуют.

1.4. Сведения об оценщике эмитента:

Эмитентом  для целей:
0

определения рыночной стоимости размещенных ценных бумаг: оценщик не привлекался;

11

1

определения   рыночной   стоимости   имущества,  являющегося  предметом   залога   по   облигациям   эмитента   с

залоговым обеспечением: оценщик не привлекался;
2

оказания иных услуг по оценке, информация о которых указывается в ежеквартальном отчете:  оценщик не

привлекался.
3

Информация   об   услугах   по   оценке,   оказываемых   (оказанных)   оценщиком:  отсутствует   по

вышеизложенным причинам.

4

Сведения   об   оценщике   эмитента,   являющегося   акционерным   инвестиционным   фондом:  Эмитент   не

является акционерным инвестиционным фондом.

1.5 Сведения о консультантах эмитента: 

Финансовый консультант  в отчетном периоде не привлекался. 
Иные лица, оказывающие эмитенту консультационные услуги, отсутствуют.

1.6. Сведения об иных лицах, подписавших ежеквартальный отчет

Главный бухгалтер Открытого акционерного общества «Газпром нефть»
Фамилия, имя, отчество: Барабаш Л.А.
Год рождения: 1951
Основное место работы и должность:  Открытое акционерное общество «Газпром нефть», главный бухгалтер.
Телефон: (495) 777-31-57
Факс: (495) 777-31-51

II. Основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента

2.1.Показатели финансово-экономической деятельности эмитента 

Наименование показателя

На 30.09.2008

На 30.09.2007

Стоимость чистых активов эмитента, тыс.руб.

178 509 036

96 521 827

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и
резервам, %

133,35

212,0

Отношение   суммы   краткосрочных   обязательств   к
капиталу и резервам, %

105,12

116,3

Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %

291,4

293,6

Уровень просроченной задолженности, %

0

0

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

1,71

2,21

Доля дивидендов в прибыли, %

-

-

Производительность труда, тыс. руб./чел.

489 622

212 426

Амортизация к объему выручки, %

0,13

0,14

Для   расчета   приведенных   показателей   использовалась   методика,   рекомендованная   «Положением   о

раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России
от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н. 

Анализ   платежеспособности   и   финансового   положения   эмитента   на   основе   экономического   анализа

динамики приведенных показателей. 

Приведенный ниже анализ финансовых показателей деятельности ОАО «Газпром нефть» основывается на

расчете соответствующих показателей за 9 месяцев 2008г. и их сравнении с аналогичными показателями за 9
месяцев 2007г.

  Чистые активы Компании по состоянию на 01.10.2008 возросли на 85% по сравнению с аналогичным

периодом 2007г. и составили 178 509 млн.руб. На рост данной величины повлиял тот факт, что темп роста активов
Компании превзошел темп роста пассивов. Увеличение уровня активов в 2008 году было обусловлено ростом
краткосрочной дебиторской задолженности Компании. Причиной увеличения пассивов послужило привлечение
краткосрочных источников финансирования.

В 2008г. показатель отношения суммы привлеченных средств к капиталу и резервам  сократился с 212% до

133% вследствие частичного погашения долгосрочных обязательств Компании и роста собственного капитала за
счет   нераспределенной   прибыли.   Уменьшение   данного   показателя   свидетельствует   о   снижении   зависимости
Компании от внешних кредиторов, т.е. о повышении ее финансовой устойчивости.

12

Коэффициент покрытия платежей по обслуживанию долгов, рассчитываемый как отношение суммы чистой

прибыли и амортизационных отчислений и суммы обязательств, подлежавших погашению в отчетном периоде, и
процентов, подлежавших уплате в отчетном периоде, фактически остался на уровне 2007г. и составил 291,4%. 

По   итогам   9   месяцев   2008г.   наблюдается   снижение   коэффициента   оборачиваемости   дебиторской

задолженности, который достиг уровня 1,71. Причиной послужила реструктуризация активов,  вследствие которой
часть финансовых вложений, не приносящих доходы,  была переведена в дебиторскую задолженность.  

Показатель производительности труда за анализируемый период вырос в 2,3 раза и достиг значения в 489

622   тыс.   рублей   на   одного   сотрудника.   Данное   увеличение   производительности   труда   в   основном   связано   с
ростом выручки за указанные периоды.

Таким образом, уровень коэффициентов деловой активности и финансовой стабильности характеризуют

финансовое состояние ОАО «Газпром нефть» как платежеспособное и финансово устойчивое.

2.2.Рыночная капитализация: 

Информация о рыночной капитализации на дату завершения каждого финансового года и на дату окончания 
последнего завершенного отчетного периода.:

Рыночная стоимость обыкновенных акций по состоянию на конец 2003 г., рассчитанная по данным

торгов на НП «Фондовая биржа «РТС» в соответствии с методикой ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/п:
13 512 703 971 доллар США;

Рыночная стоимость обыкновенных акций по состоянию на конец 2004 г., рассчитанная по данным

торгов на НП «Фондовая биржа «РТС» в соответствии с методикой ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/п:
14 223 898 917 долларов США;

Рыночная стоимость обыкновенных акций по состоянию на конец 2005 г., рассчитанная по данным

торгов на НП «Фондовая биржа «РТС» в соответствии с методикой ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/п:
17 552 291 264 доллара США;

Рыночная стоимость обыкновенных акций по состоянию на конец 2006 г., рассчитанная по данным

торгов на ОАО «РТС» в соответствии с методикой ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/п: 21 582 395 957
долларов США;

Рыночная стоимость обыкновенных акций по состоянию на конец 2007 г., рассчитанная по данным

торгов на ОАО «РТС» в соответствии с методикой ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/п: 30 107 252 708
долларов США.

Рыночная капитализация ценных бумаг ОАО «Газпром нефть»  на ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая 
Система» на конец отчетного периода:

Код

ценной

бумаги

Наименование

Кол-во ценных

бумаг,

допущенных к

торгам

Рыночная

цена по

состоянию на

31.12.2007г

долл.США

Капитализация  долл.

США

31.12.2007

Рыночная

цена по

состоянию на

30.09.2008

долл.США

Капитализация  долл.

США

30.09.2008

SIBN

обыкновенные

акции

4 741 299 639

6. 35

30 107 252 708

4.69

22 236 695 307

2.3. Обязательства эмитента.

2.3.1. Кредиторская задолженность 

Наименование показателя

На 30.09.2008

Общая сумма кредиторской задолженности (сумма 
долгосрочных и краткосрочных обязательств Эмитента за 
вычетом задолженности участникам (учредителям) по 
выплате доходов, доходов будущих периодов, резервов 
предстоящих расходов и платежей), тыс. руб. 

216  376  066

Просроченная кредиторская задолженность, тыс. руб. 

0

Причины   неисполнения   и   последствия,   которые   наступили   или   могут   наступить   в   будущем   для   эмитента
вследствие   указанных   неисполненных   обязательств,   в   том   числе   санкции,   налагаемые   на   эмитента,   и   срок
(предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности. 
Просроченной задолженности за рассматриваемый период Эмитент не имел.

13

Наименование кредиторской задолженности

На 30.09.2008г.

Срок наступления платежа

До одного года

Свыше одного

года

Кредиторская задолженность перед поставщиками и 
подрядчиками, тыс.руб.

65 840 606

0

в том числе просроченная, тыс.руб.

0

Х

Кредиторская задолженность перед персоналом организации, 
тыс.руб.

55 287

0

в том числе просроченная, руб.

0

Х

Кредиторская задолженность перед бюджетом и 
государственными внебюджетными фондами, тыс.руб..

83 758

0

в том числе просроченная, тыс.руб.

0

Х

Кредиты, тыс.руб.

2 533 299

45 443 520

в том числе просроченные, руб.

0

Х

Займы, всего, тыс.руб.

43 692 335

4 329 775

в том числе просроченные, тыс.руб.

0

Х

в том числе облигационные займы, тыс.руб.

0

0

в том числе просроченные облигационные займы, тыс.руб.

0

Х

Прочая кредиторская задолженность, тыс.руб.

54 037 717

359 769

в том числе просроченная, тыс.руб.

0

Х

Итого, тыс.руб.

166 243 002

50 133 064

в том числе итого просроченная, тыс.руб.

0

X

Кредиторы,   на   долю   которых   приходится   не   менее   10   процентов   от   общей   суммы   кредиторской

задолженности за последний завершенный отчётный период. 

1.

Полное фирменное наименование

Общество с ограниченной ответственностью 
«Сибнефть-Чукотка»

Сокращенное фирменное наименование 

ООО «Сибнефть-Чукотка»

Место нахождения

689000 Чукотский автономный округ,  г. Анадырь, ул.
Рультытегина, 6.

Сумма кредиторской задолженности, тыс. руб.

16 035 381,08 

Размер просроченной кредиторской задолженности,
тыс. руб.

0,00

Условия просроченной кредиторской 
задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени)

Просроченная кредиторская задолженность 
отсутствует

Сведения об аффилированности

Данный кредитор  является аффилированным  
лицом  по отношению к Эмитенту 

Доля участия эмитента в уставном капитале 
аффилированного лица

100%

Доля участия аффилированного лица в уставном 
капитале эмитента

доли не имеет

2

Полное фирменное наименование

Открытое акционерное общество «Газпромнефть-
Ноябрьскнефтегаз»

Сокращенное фирменное наименование 

ОАО «Газпромнефть-ННГ»

Место нахождения

626726     Тюменская   обл.,   ЯНАО,   г.Ноябрьск,

14

ул.Ленина, д.59/87

Сумма кредиторской задолженности, тыс. руб.

25 088 202,33 

Размер просроченной кредиторской задолженности,
тыс. руб.

0,00

Условия просроченной кредиторской 
задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени)

Просроченная кредиторская задолженность 
отсутствует

Сведения об аффилированности

Данный кредитор  является аффилированным  
лицом  по отношению к Эмитенту 

Доля участия эмитента в уставном капитале 
аффилированного лица

99%

Доля обыкновенных акций аффилированного лица, 
принадлежащих эмитенту

98,67%

Доля участия аффилированного лица в уставном 
капитале эмитента

доли не имеет

Доля обыкновенных акций эмитента, 
принадлежащих аффилированному лицу

доли не имеет

2.3.2. Кредитная история эмитента

Описывается   исполнение   эмитентом   обязательств   по   действовавшим   в   течение   5   последних   завершенных
финансовых лет, и действующим на дату окончания отчетного квартала кредитным договорам и/или договорам
займа, сумма основного долга по которым составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов эмитента
на   дату   окончания   последнего   завершенного   отчетного   квартала,   предшествующего   заключению
соответствующего договора, а также иным кредитным договорам и/или договорам займа, которые эмитент считает
для себя существенными.

Наименование

обязательства

Наименование 

кредитора

(займодавца)

Сумма основного

долга на дату

заключения

договора 

тыс.руб. /

иностр. валюта

Срок кредита

(займа) / срок

погашения

Наличие просрочки исполнения

обязательства в части выплаты

суммы основного долга и/или

установленных процентов, срок

просрочки, дней

За 2002 год

Кредитный

договор

Salomon Braizers

500 000 000$

(15 928 900 тыс.

Руб.)

03.12.2002

Частично погашен, 

просрочек исполнения обязательств

нет

За 2005 год

Кредитный

договор

Citibank

4 271 900

тыс. руб.

16.09.2005 /

21.11.2008

Погашен досрочно

19.05.2006

За 2006 год

Кредитный

договор

AMRO BANK,

Citibank

630 000 000 $

долларов USA

(или 17 008 139

тыс.руб.)

15.05.2006 /

15.07.2009

Частично погашен, 

просрочек исполнения обязательств

нет

За 2007 год

Кредитный

договор

Calyon Credit Agricole

CIB

2 200 000 000 $

(или 55 231 333.6

тыс. руб.)

14.09.2007 /

14.09.2010

Частично погашен в марте 2008 г 

просрочек исполнения обязательств

нет

За 2008 год

Кредитный

договор

West LB AG

500 000 000$

(11 774 150,0 тыс.

руб.)

23.05.2008/

27.05.2013

нет

Существенные займы, действующие в 2008 году

15

Договор

займа

Gregory Trading S.A.

6 500 000

Тыс. руб.

28.10.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

Richard Enterprises

SA

6 500 000

Тыс. руб.

28.10.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

Sibneft Oil

TradeCompany

Limited

2 800 000

Тыс. руб.

28.10.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

Sibneft Oil

TradeCompany

Limited

304 277 421 $

(или 9 231 593,8

тыс. руб.)

10.06.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

Sibneft Oil

TradeCompany

Limited

228 274 685 $

(или 6 908 223

тыс. руб.)

10.06.2003 /

31.12.2008

нет

Договор

займа

ООО «Сибнефть-

Чукотка»

3 800 000

Тыс. руб.

24.01.2006 /

31.12.2008

нет

Договор займа

Sibneft Oil

TradeCompany Limited

652 541 063 $

(или 18 579 272,3

тыс. руб.)

21.09.2005/

31.12.2008

нет

Договор займа

ОАО «Газпромбанк»

57 000 000,0 тыс.

руб.

22.06.2007/

15.10.2007

Погашен 3-мя траншами 17.09.2007,

26.09.2007, 15.10.2007

2.3.3.Обязательства эмитента из обеспечения, предоставленного третьим лицам:

Обязательства эмитента по предоставлению обеспечения третьим лицам, в том числе в форме залога или

поручительства,     составляющие   не   менее   5   процентов   от   балансовой   стоимости   активов   эмитента   на   дату
окончания последнего завершенного квартала, предшествующего предоставлению обеспечения. 

Такие обязательства у Эмитента отсутствуют.

2.3.4. Прочие обязательства Эмитента

Эмитент не имеет иных обязательств, в том числе соглашений, включая срочные сделки, 

не отраженных в его бухгалтерском балансе, которые могут существенным образом отразиться 
на финансовом состоянии Эмитента, его ликвидности, источниках финансирования и условиях 
их использования, результатах деятельности и расходах.

2.4. Цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате размещения 
эмиссионных ценных бумаг: 

В отчетном квартале эмитентом размещение ценных бумаг не осуществлялось. 

2.5.Риски, связанные с приобретением размещенных эмиссионных ценных бумаг: 

ОАО «Газпром нефть» осуществляет свою деятельность в области добычи и переработки углеводородного

сырья,   а   также   реализации   нефтепродуктов.   В   данном   пункте   приводятся   риски,   связанные   с   указанной
деятельностью Эмитента.

Представленный   перечень   факторов   не   является   исчерпывающим,   а   лишь   отражает   точку   зрения   и

собственные оценки Эмитента.

Эмитент предпримет все возможные меры по уменьшению влияния негативных изменений в случае их

наступления.

Политика эмитента в области управления рисками.

Развивающиеся   рынки,   в   частности,   рынки   Российской   Федерации,   характеризуются   более   высоким

уровнем   рисков,   чем   более   развитые   рынки,  включая   значительные   правовые,   экономические   и   политические
риски.   Необходимо   учитывать,   что   развивающиеся   экономики,   такие,   как   экономика   Российской   Федерации,
подвержены   быстрым  изменениям,  и  что  приведенная  в   настоящем  документе  информация  может  достаточно
быстро устареть. Соответственно,  инвесторам  необходимо тщательным  образом  оценить   собственные  риски   и
принять решение о целесообразности инвестиций с учетом существующих рисков. На практике, осуществление
инвестиций  на  развивающихся  рынках  подходит   для квалифицированных  инвесторов,  полностью   осознающих

16

уровень   текущих   рисков,   при   этом   инвесторам   рекомендуется   проконсультироваться   с   собственными
юридическими и финансовыми консультантами до осуществления инвестиций в российские ценные бумаги.

Сущность   политики   управления   рисками   ОАО   «Газпром   нефть»   заключается   в   существовании

методологии в части идентификации и оценки рисков, разработке мер реагирования на риски и удержания их в
допустимых   пределах,   осуществлении   постоянного   мониторинга   за   динамикой   факторов   риска,   обеспечении
эффективности контрольных мер и мероприятий.

2.5.1. Отраслевые риски

ОАО «Газпром нефть» осуществляет свою деятельность в области добычи и переработки углеводородного

сырья, а также реализации нефтепродуктов.

Внутренний рынок:
В последние годы финансовые результаты в нефтегазовом секторе российского топливно-энергетического

комплекса (ТЭК) существенно улучшились за счет таких факторов, как рост цен на энергоносители, наращивание
объемов   производства   и   переработки.   Рост   цен   на   нефть   и   энергоносители   оказал   позитивное   влияние   на
экономику Российской Федерации в целом, в силу преобладающей доли сырьевой составляющей в ВВП. 

С сентября 2008 г. в условиях резкого снижения цен на нефть и энергоносители  ситуация в российской

нефтяной отрасли может ухудшиться, что окажет негативное влияние на экономику России в целом и на нефтяную
отрасль в частности. 

Внешний рынок:
В среднесрочной перспективе ухудшения ситуации в отрасли не ожидается в виду стабильно высокого

роста спроса на нефть и нефтепродукты. В зависимости от конъюнктуры мировых  цен возможно нивелирование
негативного воздействия за счет изменения объемов экспорта и объемов реализации на внутреннем рынке. 

Риски,  связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей

деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность эмитента и
исполнение обязательств по ценным бумагам.

Внутренний рынок:
Эмитент  существенным  образом   зависит  от  монопольных  поставщиков  услуг  по  транспортировке

нефти и нефтепродуктов и их тарифов.

ОАО   «Газпром   нефть»   зависит   от   монопольных   поставщиков   услуг   по   транспортировке   нефти   и

нефтепродуктов  и   не   имеет   контроля   над   инфраструктурой,   которую   они   эксплуатируют,   и   платежами,
которые они взимают. ОАО «АК «Транснефть» (далее – Транснефть) является государственной монополией
нефтяных трубопроводов. Транснефть, в целом, избегала серьезных срывов в транспортировке нефти по
своей трубопроводной системе и, до настоящего времени, ОАО «Газпром нефть» не несла серьезных убытков
из-за   поломок   или   утечек   в   системе   трубопроводов   Транснефти.   Любой   серьезный   срыв   в   работе
трубопроводной  системы  Транснефти   или  ограничение   в  доступе  к   ее   мощностям   может,  тем   не  менее,
сорвать   транспортировку   нефти,   что   негативно   отразится   на   результатах   деятельности   и   финансовом
положении ОАО «Газпром нефть». 

ОАО   «Газпром   нефть»,   наряду   со   всеми   другими   российскими   производителями   нефти,   обязана

производить   Транснефти   платежи   за   транспортировку.   Размер   платежей,   взимаемых   Транснефтью,
регулируется Федеральной службой по тарифам (далее – ФСТ).  Неуплата таких сборов может привести к
прекращению или временной приостановке доступа Компании к сети Транснефти, что может негативно
отразиться на операционных результатах и финансовом положении Компании.  Транснефть периодически
повышает   плату   за   пользование   своей   сетью.     Подобные   повышения   тарифов   приводят   к   повышению
затрат  ОАО  «Газпром  нефть»,  что  негативно отражается  на ее  результатах  деятельности   и  финансовом
положении.

ОАО   «Газпром   нефть»   также   зависит   от   железнодорожной   транспортировки   своей   нефти   и

нефтепродуктов, включая значительную часть нефти, поставляемой в Китай.  ОАО «Российские железные
дороги» (далее - РЖД) является государственной монополией в сфере транспортных услуг железной дороги.
Использование услуг железной дороги подвергает ОАО «Газпром нефть» рискам, таким как потенциальный
срыв   поставок   из-за   ухудшающегося   материального   состояния   российской   железнодорожной
инфраструктуры.   Несовместимость   российских   более   широких   железнодорожных   путей   с
железнодорожными путями большинства других стран создает дополнительные затраты и логистические
ограничения на возможности Компании экспортировать свою продукцию по РЖД. Более того, несмотря на
то,   что   тарифы   РЖД   подлежат   антимонопольному   контролю,   традиционно   они   имеют   тенденцию   к
увеличению.     Дальнейшее   повышение   транспортных   тарифов   РЖД   приведет   к   увеличению   затрат   на
транспортировку нефти и нефтепродуктов и может негативно отразиться на результатах деятельности и
финансовом положении ОАО «Газпром нефть». 

Тем   не   менее,   по   мнению   Эмитента,   реализация   данных   рисков   не   окажет   влияния   на   его

способность исполнять обязательства по ценным бумагам.

17

Внешний рынок:
Ограниченное отрицательное воздействие оказывают увеличение стоимости энергоносителей, услуг

и транспортировки нефти и нефтепродуктов, что практически находится вне контроля Компании.

Для   уменьшения   влияния   данных   рисков   Компания   предпринимает   меры   по   использованию

альтернативных и собственных источников энергии, заключает долгосрочные контракты и осуществляет
оптимальное   перераспределение   транспортных   потоков   по   видам   транспорта   (трубопроводный,
железнодорожный, морской).

Риск неисполнения эмитентом обязательств перед владельцами эмиссионных ценных бумаг вследствие

изменения   отраслевой   конъюнктуры   не   описывается   ввиду   отсутствия   у   эмитента   обязательств   по   выплате
дивидендов владельцам привилегированных акций и выплате процентов и погашению облигаций.

Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги эмитента, и их влияние

на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам:

Внутренний рынок:
Основным   показателем,   определяющим   финансовые   и,   косвенно,   операционные   показатели

деятельности ОАО «Газпром нефть», являются цены на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты.
Компания   не   имеет   возможности   контролировать   цены   на   свою   продукцию,   которые,   большей   частью,
зависят от конъюнктуры мирового   рынка, а также баланса спроса и предложения в отдельных регионах
России.   Падение цен на нефть, газ или нефтепродукты может неблагоприятно отразиться на результатах
деятельности   и   финансовом   положении   ОАО   «Газпром   нефть».   Снижение   цен   может   привести   к
уменьшению   объемов   рентабельной   добычи   нефти   и   газа,   осуществляемой   Компанией,   что   приведет   к
уменьшению   объема   запасов   ОАО   «Газпром   нефть»   или   к   снижению   экономической   эффективности
программ проведения поисково-разведочных работ.

ОАО «Газпром нефть» располагает достаточными возможностями перераспределения товарных потоков в

случае возникновения значительной ценовой разницы между внешним и внутренним рынком. Компания имеет
программу снижения капитальных и операционных затрат, позволяющую выполнять свои обязательства в случае
резкого падения цен на нефть и газ.

Внешний рынок:

Основной отраслевой риск на внешнем рынке связан с нестабильностью мировых цен на сырую нефть,

природный газ и нефтепродукты. Так, по итогам 10 мес. 2008 года, разброс рыночных мировых цен на нефть марки
Brent  составил от 147  до 62 долл. за баррель. Анализ показывает, что критическое для отрасли снижение мировых
цен на российскую нефть до 16 долларов США за баррель не предвидится и не прогнозируется. 

В случае неблагоприятного для эмитента изменения мировых цен на нефть и нефтепродукты   эмитент

планирует   провести   мероприятия   по   снижению   себестоимости   добычи   полезных   ископаемых   за   счет
энергосберегающих   технологий,   жесткого   бюджетирования   расходов,   разработки   новых   месторождений,
оптимизации штатной численности персонала

Риски,   связанные   с   поисковым   бурением,   включая   риск   того,   что   нефтегазовые   компании   не

обнаружат продуктивных в коммерческом отношении запасов нефти или газа

ОАО «Газпром нефть» проводит поисково-разведочные работы в различных географических регионах, в том

числе на территориях с неблагоприятными климатическими условиями и с высоким уровнем затрат. Затраты на
бурение, обустройство и эксплуатацию скважин часто являются неопределенными.  В результате этого, Компания
может понести дополнительные затраты или может быть вынуждена сократить, приостановить или прекратить
проведение буровых работ ввиду наличия многих факторов, включая непредвиденные условия для проведения
буровых работ, пластовое давление или неоднородности в геологических формациях, поломку оборудования или
аварии,   неблагоприятные   погодные   условия,   соблюдение   требований   природоохранного   законодательства   и
требований   государственных   органов,   а   также   нехватку   и   несвоевременную   поставку   буровых   установок   и
оборудования. 

Если ОАО «Газпром нефть» не сможет провести эффективные разведочные работы или приобрести активы,

содержащие подтвержденные запасы, объем ее подтвержденных запасов будет уменьшаться по мере добычи ею
нефти и газа и истощения в результате этого существующих запасов.  Кроме того, объем добычи нефти и газа, в
принципе, уменьшается по мере истощения запасов.  Будущая добыча ОАО «Газпром нефть» в значительной мере
зависит   от   успешного   обнаружения,   приобретения   и   разработки   дополнительных   запасов.     Если   попытки
Компании не увенчаются успехом, она может не выполнить запланированные ею показатели нефтедобычи, что
приведет к уменьшению общего объема ее подтвержденных запасов и снижению объема нефтедобычи, что, в свою
очередь, неблагоприятно отразится на результатах деятельности и финансовом положении ОАО «Газпром нефть».

Риски, связанные с конкуренцией

В нефтегазовой отрасли существует жесткая конкуренция.  ОАО «Газпром нефть» конкурирует в основном с

другими ведущими российскими нефтегазовыми компаниями.

Важнейшими направлениями деятельности, в которых ОАО «Газпром нефть» сталкивается с конкуренцией,

являются следующие: 

18

-   приобретение   лицензий   на   разведку   и   добычу   на   аукционах   и   продажах,   организуемых   российскими

государственными органами; 

-   приобретение   других   российских   компаний,   которые,   возможно,   уже   владеют   лицензиями   или

существующими активами, связанными с добычей углеводородного сырья;

- привлечение ведущих независимых сервисных компаний, возможности которых по оказанию основных

услуг могут быть ограниченными;

- приобретение капитального оборудования, которое может оказаться дефицитным;
- привлечение наиболее высококвалифицированных и опытных кадров;
-   приобретение   существующих   предприятий   розничной   торговли   и   земельных   участков   под   новые

предприятия розничной торговли; 

- приобретение или получение доступа к нефтеперерабатывающим мощностям.
Компания занимает одно из лидирующих мест в отрасли, как в России, так и в мире, что существенно

улучшает её позиции в конкурентной борьбе. Компания обладает существенным портфелем новых проектов для
поддержания и улучшения своей позиции в конкурентной борьбе в будущем. 

Реализуя свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках, ОАО «Газпром нефть» может иметь риски,

связанные   с   обострением   конкуренции.   В   целях   минимизации   рисков   при   реализации   нефтепродуктов   на
внутреннем рынке в условиях острой конкуренции осуществляется следующее:

-   во   избежание   затоваривания   по   отдельным   видам   нефтепродуктов   загрузка   нефтеперерабатывающих

заводов Компании планируется с учётом прогноза ситуации, складывающейся на рынках; 

-   с   учетом   имеющейся   структуры   переработки   сырой   нефти   и   выработки   нефтепродуктов   и   наличия

собственных предприятий обеспечения нефтепродуктами и контрагентов, охватывающих практически все регионы
Российской  Федерации, производится оперативное перераспределение региональных товарных потоков, как на
внутреннем рынке, так и оперативное перераспределение объёмов между внутренним рынком и экспортом;

- дополнительно в случае экстренной необходимости наличие четырёх собственных перевалочных морских

терминалов   в   портах   Архангельска,   Находки,   Де-Кастри   и   Туапсе   позволяет   производить   оперативное
перераспределение   продукции   Компании   между   экспортом   и   внутренним   рынками   в   счёт   увеличения   доли
экспорта;

-   для   удовлетворения   растущего   спроса   на   высокооктановые   бензины   и   нефтепродукты   с   низким

содержанием серы производится реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, что позволит также увеличить
объём и глубину переработки;

-   уделяется   постоянное   внимание   развитию   сети   собственных   автозаправочных   станций   и   комплексов,

отвечающих   уровню   последних   европейских   требований,   как   самого   стабильного   сектора   реализации
нефтепродуктов   на   внутреннем   рынке,   менее   подверженного   спонтанному   изменению   цен   и   падению   спроса.
Дополнительно для привлечения клиентов, в первую очередь корпоративных клиентов, широко внедряется система
отпуска   нефтепродуктов   через   АЗС   на  основе  электронных   карт,   а  также   систем   обслуживания  на   АЗС   ОАО
«Газпром нефть»  карт других участников рынка. 

К   наиболее   действенным   мерам   по   регулированию   рисков   обострения   конкуренции   на   внешнем   рынке

сырой   нефти   и   нефтепродуктов   относится   географическая   диверсификация,   позволяющая   перераспределить
потоки сбываемой продукции из одного региона в другой, а также развитие сбытовых дочерних подразделений за
пределами России. 

Иным отраслевым риском является возможность Организации экспортеров нефти (ОПЕК) прямо

влиять на цены на нефть и поддерживать определенные уровни производства.

Регулирование данного риска не относится   к компетенции   эмитента, оно будет проводиться на уровне

правительства РФ с учетом экономических и политических интересов страны. 

2.5.2. Страновые и региональные риски

Эмитент осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.
В настоящее время  в условиях финансового кризиса наблюдается тенденция пересмотра

международных рейтингов РФ.

Международное агентство Standard & Poor’s (S&P) 23.10.2008 г.  заявило о пересмотре

прогноза   по   суверенным   кредитным   рейтингам   России   со   «стабильного»   на   «негативный».
Эксперты говорят о предсказуемости такого решения: золотовалютные резервы (ЗВР) страны
снижаются,   а   антикризисные   меры   масштабны   и   носят   в   некоторой   степени   хаотичный
характер. Некоторые аналитики считают, что в нынешней ситуации международные рейтинги и
прогнозы их развития утратили актуальность. Тем более что по США, виновных в нынешнем
мировом  кризисе,   агентства   не   рискуют   пересматривать  рейтинги.   В  то   же   время   реальное
положение дел и перспективы России не так уж и плохи. 

Изменив прогноз по суверенному кредитному рейтингу, S&P подтвердило долгосрочные

кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте (ВВВ+) и по обязательствам в

19

национальной   валюте   (А-),   а   также   краткосрочные   суверенные   кредитные   рейтинги   (А-2).
Вместе с тем была понижена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских
несуверенных заемщиков с А- до ВВВ+. 

Агентство ожидает роста дефолтов в корпоративном и финансовом секторах, поскольку доступ должников

к госисточникам ресурсов будет различаться. Остается неопределенность и относительно того, как правительство
будет реагировать на замедление экономического роста и будет ли нынешняя концентрация финансовой системы в
руках государства временной или постоянной. Бюджетные и международные резервы останутся на сравнительно
высоком уровне — 4,6 и 15,6% ВВП соответственно на конец 2009 года.

24.10.2008   г.   Международное   агентство   Moody’s   подтвердило   позитивный   прогноз   по   суверенным

кредитным рейтингам России. Несмотря на повышение финансовых опасностей, сочетание финансовых буферов и
решительных политических мер, скорее всего, поможет России преодолеть глобальный кризис ликвидности», —
говорится в сообщении Moody’s.

Fitch Ratings 2 июля 2008 г.  года подтвердило суверенные рейтинги Российской Федерации в иностранной

и национальной валюте на уровне "BBB+" со "Стабильным" прогнозом. Одновременно агентство подтвердило
краткосрочный рейтинг Российской Федерации на уровне "F2" и рейтинг странового потолка "A-" (A  минус).

В   то   же   время   рейтинги   Российской   Федерации   ограничены   структурными   недостатками,   которые

увеличивают ее уязвимость в случае резкого изменения ситуации. Это такие факторы как зависимость от цен на
сырьевые товары, относительная слабость банковского сектора, невысокое качество корпоративного управления и
неблагоприятный деловой климат. 

  В   то   же   время   более   значительное,   чем   планируется,   ослабление   налогово-бюджетной   политики,

существенное резкое изменение цен на нефть, чрезмерные объемы внешних заимствований со стороны частного
сектора   и   бум   на   рынке   банковского   кредитования,   перегрев   экономики,   ухудшение   делового   климата   или
значительный период политической нестабильности могут оказать негативное давление на рейтинги.

В   настоящее   время   в   России   установилась   стабильная     политическая   ситуация,   характеризующаяся

устойчивостью федеральной и региональной властей, определенностью экономической политики федерального
правительства. Ожидается, что  страновые и региональные риски не окажут существенного влияния на финансово-
экономические   показатели  ОАО   «Газпром   нефть»  и   выполнение   Обществом   обязательств   перед   владельцами
ценных бумаг.

Основными факторами возникновения политических рисков являются:

несовершенство законодательной базы, регулирующей экономические отношения;

недостаточная эффективность судебной системы;

неустойчивость власти субъектов Российской Федерации.

Эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика в г.Санкт-Петербург. 
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Rating Services 25 мая 2008   года подтвердило

долгосрочные рейтинги города в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB". Краткосрочный рейтинг в
иностранной валюте подтвержден на уровне "F3", а национальный долгосрочный рейтинг – на уровне "AA+(rus)".
Как   следует   из

  пресс-релиза   агентства  и

зменение   прогноза   отражает   высокие   и   устойчивые   бюджетные

показатели  города благодаря его диверсифицированной   растущей экономике. Рейтинги учитывают  увеличение
капитальных расходов и низкую долговую нагрузку Санкт-Петербурга. В то же время рейтинги также принимают
во   внимание   ограниченный   опыт   города   в   создании   партнерств   для   реализации   государственных   проектов   с
привлечением   частного   капитала   ("ГЧП").   "Позитивный"   прогноз   отражает   ожидания   Fitch,   что   увеличение
доходов Санкт-Петербурга, обусловленное налоговыми поступлениями, которые поддерживаются темпами роста
экономики   города  выше  среднероссийского уровня, позволят   обеспечивать  операционную   маржу выше  30%  в
среднесрочной перспективе и низкий уровень задолженности относительно текущего баланса.

Бюджетные показатели города поддерживаются быстрорастущей экономикой, которая стимулирует рост

налоговой базы и увеличение налоговых поступлений. В 2007 г. реальный экономический рост в городе составил
8,5%, а иностранные инвестиции были равны 6,3 млрд. долл. В 2007 г. Toyota начала производство автомобилей в
Санкт-Петербурге. Ожидается, что 2008-2009 гг. другие ведущие международные производители (Nissan, General
Motors, Hyundai и Suzuki) последуют ее примеру. Новый автомобильный сегмент укрепит промышленность города
и окажет позитивное воздействие на дальнейшее расширение его налогового потенциала.

Санкт-Петербург - второй (после Москвы) по величине город Российской Федерации, является 

административным центром Северо-Западного федерального округа, в который входят Республика Карелия, 
Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская 
область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ. Северо-
Западный федеральный округ обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, высокоразвитой 
промышленностью, густой транспортной сетью, и через морские порты Балтики и Северного Ледовитого 
океана обеспечивает связи Российской Федерации с внешним миром.

Северо-Западный федеральный округ относится к перспективным регионам с быстро растущей 

экономикой. Эмитент оценивает политическую и экономическую ситуацию в регионе как стабильную и считает, 

20

что в настоящий момент риск негативных изменений в регионе незначителен.

Основные факторы, которые могут негативно повлиять на деятельность 

 

 ОАО «Газпром нефть»

 

 : 

  

 негативные события в экономике России; 

 изменения в экономической и политической сферах стран-импортеров, касающихся порядка и объемов 
импорта продукции; 

 военные конфликты в регионах расположения потребителей;

 смена политического режима;

 значительная девальвации/ревальвация национальной валюты.

Указанные факторы могут негативно отразиться на деятельности компании, однако вероятность таких 

событий низка. Важно отметить, что географическая диверсификация предприятий ОАО «Газпром нефть», в том 
числе за пределами Российской Федерации (в Киргизии, Казахстане и Таджикистане), увеличение собственной 
доли на российском и международном рынках нефтепродуктов снижают воздействие рисков.

В случае резких отрицательных изменений в стране, которые приведут к ухудшению инвестиционного 

климата, дочерние предприятия Эмитента планируют добиваться сохранения положительной рентабельности 
бизнеса за счет сокращения текущих производственных издержек, а также за счет корректировки в сторону 
повышения отпускных цен. Вероятное снижение спроса на продукцию ОАО «Газпром нефть» со стороны 
отечественных потребителей может быть частично компенсировано расширением экспортных операций компании.

Предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения ситуации в стране 

(странах) и регионе на его деятельность. 

В случае отрицательных изменений ситуации в стране и регионе Эмитент планирует осуществлять 

следующие действия:

 снизить издержки производства;

 сократить инвестиционную программу;

 реализовать программу антикризисного управления предприятием.

Риски,   связанные   с   возможными   военными   конфликтами,   введением   чрезвычайного   положения   и

забастовками в стране и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или
осуществляет основную деятельность.

Эмитент   зарегистрирован   и   осуществляет   свою   деятельность   в   г.Санкт-Петербург   Северо-Западного

федерального округа. Регион является экономически и социально стабильным, расположен вдали от возможных
мест   возникновения   вооруженных   (военных)   конфликтов.   Для   Северо-Западного   федерального   округа   риск
возникновения военных конфликтов, введения чрезвычайного положения и забастовок ничтожен и не скажется
существенно на изменении деятельности Эмитента и выполнении обязательств по ценным бумагам.

Помимо   этого,   дочерние   компании   ОАО   «Газпром   нефть»   представлены   в   Сибирском   и   Центральном

федеральных   округах.   Социально-экономические   риски   и   перспективы   развития   этих   округов   изложены   в
Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Влияние указанных рисков на деятельность Эмитента  применительно к Российской Федерации и регионам

присутствия оценивается как минимальное.

Риски,   связанные   с   географическими   особенностями   страны   и   региона,   в   которых   Эмитент

зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность, в том числе
повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с
удаленностью и/или труднодоступностью и т.п.  

Регионы   деятельности   ОАО   «Газпром   нефть»   имеют   устойчивый   климат   и,   в   основном,   не

подвержены природным  катаклизмам и стихийным бедствиям. Однако случающиеся аномально низкие
уровни температур в зимний период в ряде северных регионов могут осложнить работу нефтедобывающих
предприятий Компании.

Северо-Западный   федеральный   округ   характеризуется   развитой   транспортной   инфраструктурой,

риски   связанный   с   прекращением   транспортного   сообщения   вследствие   труднодоступности   и/или
удаленности  минимальны.

Изменения ситуации в стране и регионах, характер и частота таких изменений и риски с ними связанные,

мало предсказуемы, так же как и их влияние на будущую деятельность Эмитента. В случае возникновения таких
изменений,   которые   могут   негативно   сказаться   на   деятельности   Эмитента,   возможных   военных   конфликтов,
забастовок, стихийных бедствий, введения чрезвычайного положения, Эмитент предпримет все возможное для
снижения их негативных последствий.

2.5.3.  Финансовые риски

21

Для анализа финансовых рисков и разработки мероприятий по их управлению в  ОАО «Газпром нефть»

создан   Комитет   по   управлению   финансовыми   рисками.   Комитет   определяет   единый   подход   к   управлению
финансовыми   рисками   Компании   и   ДЗО.   Данный   подход   основан   на   снижении   степени   влияния   рисков   и
вероятности их наступления путем выполнения соответствующих мероприятий и контрольных процедур, что, в
свою очередь, способствует снижению потенциального финансового ущерба Компании и достижению намеченных
Компанией целей

Подверженность   эмитента   рискам,   связанным   с   изменением   процентных   ставок,   курса   обмена

иностранных валют, в связи с деятельностью эмитента либо в связи с хеджированием, осуществляемым
эмитентом в целях снижения неблагоприятных последствий влияния вышеуказанных рисков. 

В   связи   с   тем   фактом,   что   Эмитент   активно   использует   заемные   средства   в   своей   деятельности,

деятельность   Эмитента   подвержена   риску   изменения   процентных   ставок.   Так   повышения   процентных   ставок
может ограничить темпы развития деятельности Эмитента. В связи с тем фактом, что обязательства и активы
Эмитента  номинированы   в   разных   валютах,  Эмитент   подвержен   риску   изменения   курса  обмена   иностранных
валют.

Подверженность финансового состояния эмитента, его ликвидности, источников

финансирования,   результатов   деятельности   и   т.п.   изменению   валютного   курса
(валютные риски). 

Часть валовой выручки ОАО «Газпром нефть» формируют экспортные операции по реализации нефти и

нефтепродуктов. Соответственно, колебания обменных курсов валют к рублю оказывают воздействие на результат
финансово-хозяйственной деятельности Компании, что является фактором валютного риска. 

Компания интенсивно наращивает и расширяет свою деловую активность, привлекая для этих целей как

собственные, так и заемные средства. В то же время, заемные средства составляют сумму эквивалентную 3-х
месячной выручки предприятия, что говорит о том, что даже существенное изменение ставок кредитования не
окажет значительного влияния на финансовые показатели общества.

Предполагаемые   действия   эмитента   на   случай   отрицательного   влияния   изменения
валютного курса и процентных ставок на деятельность эмитента.

Являясь заемщиком, ОАО «Газпром нефть» подвержено воздействию рисков, связанных с изменениями

процентных ставок. Основным источником заимствований является международный кредитный рынок. Большая
часть долгового портфеля – кредиты, номинированные в долларах США. Процентная ставка по обслуживанию
большей части этих кредитов базируется на основе ставок по межбанковским кредитам LIBOR. Увеличение этих
процентных ставок может привести к удорожанию обслуживания долга ОАО «Газпром нефть». Рост стоимости
кредитов для Компании может негативно сказаться на показателях ее платежеспособности и ликвидности.

Компания проводит сбалансированную политику в области использования собственных и заемных средств

и   имеет   действующие   рейтинги   Moody’s(Ba2)   прогноз   «Стабильный»   и   S&P(BВВ-)   прогноз   «Стабильный».
Растущая кредитоспособность ОАО «Газпром нефть», нашедшая свое отражение в росте кредитных рейтингов, а
также рост кредитоспособности России являются важными факторами снижения стоимости заимствований для
Компании в будущем и фактором, позволяющим понизить стоимость возможного хеджирования указанных выше
рисков. 

Компания   в   каждой   конкретной   ситуации   использует   внутренние   инструменты   и   резервы   управления

финансовыми рисками, позволяющие гарантировать выполнение Компанией своих обязательств.

  Влияние   инфляции   на   выплаты   по   ценным   бумагам.   Критические,   по   мнению

эмитента,   значения   инфляции,   а   также   предполагаемые   действия   эмитента   по
уменьшению указанного риска. 

Состояние   российской   экономики   характеризуется   высокими   темпами   инфляции.   В   таблице   ниже

приведены данные о годовых индексах инфляции за период с 1998 года по 2007 год. 

Период

1998 г.

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

2008 г.

прогноз

Инфляция

за период

84,4 %

36,5 % 20,1 % 18,6 % 15,1 % 12 % 11,7 % 10,9 % 9,7 %

11,9 %

11,8%

После   кризиса   1998   года   уровень   инфляции   постоянно   снижался   и  по   данным   Центрального   банка

Российской Федерации  составил  11,9% в 2007 году. На 2008 год был заявлен уровень в 11,8%. Однако на фоне
финансового кризиса  

Министерство экономического развития РФ планирует  в ноябре 2008 г.  объявить  новый

прогноз   по   инфляции   на   2008   г.

 

Тем   не   менее,   уровень   инфляции   напрямую   зависит   от   политической   и

экономической ситуации в стране.

Изменение   индекса   потребительских   цен   оказывает   определенное   влияние   на   финансовое   состояние

Компании.  Однако  существующие  и   прогнозируемые  уровни   инфляции  далеки   от  критических  для  отрасли   и

22

Компании значений. В качестве критического значения инфляции Эмитент признает уровень, втрое превышающий
уровень, соответствующий прогнозу инфляции МЭРТ на текущий год. При росте инфляции Эмитент планирует
уделить   особое   внимание   повышению   оборачиваемости   оборотных   активов,   в   основном   за   счет   изменения
существующих   договорных   отношений   с   потребителями   с   целью   сокращения   дебиторской   задолженности
покупателей. В целом влияние инфляционных факторов на финансовую устойчивость Эмитента в перспективе не
представляется значительным и прогнозируется при составлении финансовых планов компании.

Показатели   финансовой  отчетности  эмитента,  наиболее  подверженные  изменению  в  результате

влияния   указанных   финансовых   рисков.   Риски,   вероятность   их   возникновения   и   характер   изменений   в
отчетности.

Результат влияния указанных рисков может найти отражение в «Отчете о прибылях и убытках». 
Снижение цен на нефть, в первую очередь, негативно скажется на объеме выручки от реализации и окажет

существенное негативное влияние на чистую прибыль Компании и, соответственно, найдет отражение в «Отчете о
прибылях и убытках». 

2.5.4. Правовые риски

В   обозримой   перспективе   риски,   связанные   с   изменением   валютного,   налогового,   таможенного   и

лицензионного   регулирования,   которые   могут   повлечь   ухудшение   финансового   состояния   Эмитента,   являются
незначительными.   Эмитент   строит   свою   деятельность   на   четком   соответствии   налоговому,   таможенному   и
валютному законодательству, отслеживает и своевременно реагирует на изменение в них, а также стремится к
конструктивному диалогу с регулирующими органами в вопросах интерпретации норм законодательства.

Система   налогообложения   в   Российской   Федерации   постоянно   развивается   и   меняется   по   мере

осуществляемого центральным правительством перехода от командной к рыночной экономике. Возможный рост
ставок по налогам, выплачиваемым компанией в ходе своей производственно-финансовой деятельности, может
привести к увеличению расходов и снижению денежных средств, остающихся на предприятии на финансирование
текущей деятельности и исполнение обязательств, в том числе по выпущенным облигациям. Однако, учитывая
наблюдающуюся   в  последнее   время   тенденцию   к   снижению   налоговых   ставок   в  стране,   данный   риск   можно
признать маловероятным.

Практически любая компания может понести потенциальные убытки в результате претензий со стороны

российских   федеральных   и   региональных   природоохранных   органов,   которые   могут   возникнуть   в   отношении
прошлых периодов и текущей деятельности. Однако данные риски эмитент оценивает как минимальные.

На   деятельность   и   финансовое   положение   Эмитента   будет   по-прежнему   оказывать   влияние   развитие

политической   ситуации   в  России,  включая   применение   действующего  и   будущего  законодательства   и   режима
налогообложения.   Вероятность   таких   событий   и   их   последствий   для   Эмитента   может   оказать   существенное
влияние   на   способность   Эмитента   продолжать   деятельность.   Компания   не   считает,   что   эти   потенциальные
обязательства   в   отношении   ее   деятельности   носят   более   существенный   характер,   чем   потенциальные
обязательства аналогичных российских организаций.

Слабость   судебной   системы,   бюрократический   пресс,   непрозрачность   регулирования   приводят   к

недостаточной защите прав собственника, значительным рискам в сфере регулирования и налогообложения. 

Значительный   риск   –   по   мнению   Standard   &   Poor’s   -   по-прежнему   представляют   собой   коррупция   и

политическое давление на российские суды и органы регулирования.

Отрицательные   последствия   для   крупных   компаний   –   по   мнению   Standard   &   Poor’s   -   включают

политизированное регулирование, риски налоговых претензий за прошлые периоды и бессистемное применение
налогового законодательства.

Риски, связанные с изменением валютного регулирования
ОАО «Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений. Часть активов и обязательств

Общества   выражена   в   иностранной   валюте,   поэтому   изменение   государством   механизмов   валютного
регулирования, в целом, может повлиять на финансово-хозяйственную деятельность Общества. 

Вместе   с   тем,   в   настоящее   время   валютное   законодательство   РФ   существенно   либерализовано.   Это

связано с общей политикой государства, направленной на обеспечение свободной конвертируемости рубля.

Согласно вступившим в силу с 1 января 2007 г. изменениям, внесенным 26.07.2006 г. в Федеральный закон

от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», отменено:

регулирование Центральным банком РФ валютных операций движения капитала, включая требование
об использование специального счета;

требование о резервировании денежных средств при осуществлении валютных операций;

требование об обязательной продаже резидентами валютной выручки на внутреннем валютном рынке
РФ.

До 1 января 2007 г. уже были сняты следующие ограничения регулирования валютных операций:

регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала;

правило о резервировании при совершении валютных операций движения капитала;

23

ограничения   на   переводы   резидентами   средств   на   свои   счета   (во   вклады),   открытые   в   банках   за
пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках;

ограничения на операции по списанию и (или) зачислению денежных средств, внутренних и внешних
ценных бумаг со специального счета и на специальный счет.

Проведенная либерализация валютного регулирования уменьшает риски возникновения негативных последствий
для деятельности Общества, связанных с последующим изменением валютного законодательства.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства
В настоящее время процесс реформирования российского налогового права можно считать завершающимся.

Законодательный   массив   кодифицирован.   Общей   частью   Налогового   кодекса,   действующей   с   1999   года,
закреплены   основные   принципы   налогообложения   и   введения   новых   налогов,   действие   этих   принципов   и
направленность на защиту имущественных интересов налогоплательщиков реализовано в правоприменительной
практике. Особенной частью Налогового кодекса установлены налоги, формирующие налоговое бремя эмитента,
определены элементы налогообложения. За последние 10 лет на 2 % снижена ставка по налогу на добавленную
стоимость, на 11% ставка по налогу на прибыль, установлена регрессивная шкала ставок по единому социальному
налогу, отменен налог с продаж, налог на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств
и другие обязательные платежи.

Результаты налоговой реформы можно оценивать позитивно: система налогообложения структурирована,

механизмы и правила взимания налогов упрощены, налоговые ставки снижены.

Практика   рассмотрения   дел   в   Конституционном   Суде   РФ   показывает,   что   положения   основного   закона

влияют на налоговые права хозяйствующих субъектов и защищают налогоплательщиков от необоснованного и
внезапного утяжеления налогового бремени.

Упомянутые   факторы   позволяют   заключить,   что   налоговая   система   РФ   становится   более   стабильной,

деятельность хозяйствующих субъектов в РФ с точки зрения налоговых последствий - более предсказуемой.

Вместе с тем нельзя исключать возможности увеличения государством налоговой нагрузки плательщиков,

вызванной изменением отдельных элементов налогообложения, отменой налоговых льгот, повышением пошлин и
др.

ОАО   «Газпром   нефть»   является   крупнейшим   налогоплательщиком,   деятельность   которого   построена   на

принципах добросовестности и открытости информации налоговым органам. 

Компания несет бремя уплаты налога на добавленную стоимость, акциза, налога на прибыль, налога на

добычу   полезных   ископаемых   налога   на   имущество,   земельного   налога,   единого   социального   налога,
природоресурных платежей и сборов. 

В   ходе   деятельности   осуществляется   оперативный   мониторинг   изменений   налогового   законодательства,

изменений в правоприменении действующих законоположений. Компания участвует в законотворческом процессе
посредством оценки в том числе и налоговых законопроектов.

ОАО   «Газпром   нефть»   оценивает   и   прогнозирует   степень   возможного   негативного   влияния   изменений

налогового законодательства, направляя усилия на минимизацию рисков, связанных с подобными изменениями.

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин
ОАО «Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего Общество

подвержено   некоторым   рискам,   связанным   с   изменением   законодательства   в   области   государственного
регулирования внешнеторговой деятельности, а также Таможенного законодательства, регулирующего отношения
по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлению
и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Динамика и
характер изменений, внесенных в таможенное законодательство за время действия ТК РФ (введен в действие с 1
января 2004 года), позволяет оценить таможенное законодательство Российской Федерации как одну из наиболее
стабильных отраслей законодательства Российской Федерации. 

Наиболее   значимые   изменения   в   закон   «О   таможенном   тарифе»   (были   внесены   Федеральным   законом

08.11.2005 № 144-ФЗ, и вступили в силу с 1 июля 2006 года) касаются корректировки процедур по таможенному
оформлению   товаров   и   порядка   исчисления   таможенных   пошлин.   Указанные   изменения   коснулись
преимущественно импорта товаров, в то время как внешнеэкономическая деятельность ОАО «Газпром нефть»
связана преимущественно с экспортом сырой нефти и лишь частично с приобретением импортного оборудования и
материалов. Экспорт нефти в настоящее время осуществляется без количественных ограничений и экспортного
лицензировании,   за   исключением   экспорта   топлива   самолетного,   для   вывоза   которого     требуется   получение
разрешительного письма ФСТЭК РФ, согласно ФЗ №183 от 18.07.1999 г., Указа Президента РФ №230 от 20.02.2004
г., Приказа ФТС РФ №743 от 08.09.2006 г.и Приказа ФСТЭК №151 от 26.04.2005 г. . Введение количественных
ограничений экспорта возможно лишь по решению Правительства РФ в исключительных случаях, установленных
Федеральным законом РФ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности». 

К   осуществлению  деятельности,  связанной  с   оформлением   таможенных  операций,  уплатой   таможенных

пошлин   и   иных   действий,   связанных   с   соблюдением   таможенного   режима   экспорта   нефти   Компании   и
представлением   интересов   Компании   в   сферах   таможенного   контроля,   привлечены   профессиональные
организации – таможенные брокеры, действующие от имени и по поручению ОАО «Газпром нефть». Необходимо

24

отметить, что осуществление таможенных операций через таможенных брокеров, не освобождает ОАО «Газпром
нефть»   от   потенциального   риска   привлечения   к   административной   ответственности   в   случае   нарушения
таможенного законодательства, для предотвращения которого ОАО «Газпром нефть» осуществляет оперативное
взаимодействие и контроль над действиями таможенных брокеров.

В   качестве   риска   экономического   характера   (риск   увеличения   расходов)   можно   обозначить   возможное

изменение Правительством Российской Федерации ставок таможенных пошлин (как ввозных, так и вывозных) на
отдельные товары, в отношении которых ОАО «Газпром нефть» заключает внешнеторговые сделки.

Так, согласно последним изменениям в Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О

таможенном тарифе» (см. Федеральный закон от 27.07.2006 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона
Российской Федерации «О таможенном тарифе») порядок установления вывозных пошлин на нефть сырую был
также   распространен   на   отдельные   категории   товаров,   выработанных   из   нефти   и   включенных   в   перечень,
определяемый   Правительством   Российской   Федерации.   При   этом   конкретные   ставки   вывозных   пошлин
изменяются каждые 2 месяца.

Общество   выполняет   требования   таможенного   контроля,   своевременно   оформляет   всю   документацию,

необходимую   для   осуществления   как   экспортных,   так   и   импортных   операций   и   располагает   достаточными
финансовыми и кадровыми ресурсами для соблюдения норм и правил в сфере таможенного регулирования.

Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности эмитента либо

лицензированию   прав   пользования   объектами,   нахождение   которых   в   обороте   ограничено   (включая
природные ресурсы): 

Развитие   современного   законодательства   о   недрах   базируется   на   детальной   регламентации   процессов

недропользования   со   стороны   государства,   необходимости   повышения   рационального   использования   участков
недр, тщательного соблюдения законодательных норм об охране окружающей среды.

ОАО   «Газпром   нефть»     осуществляет   свою   деятельность   на   лицензионных   участках   с   учетом   высоких

требований   российского   законодательства   о   недрах,   обеспечивая   актуализацию   лицензионных   соглашений   с
учетом изменений действующего законодательства.

Последние изменения законодательства о недрах позволяют сделать определенные выводы, которые дают

возможность оценить риски Компании в этой сфере.

Действующий Закон РФ «О недрах» дополнен перечнем оснований перехода права пользования участками

недр и переоформления лицензий на право пользования участком недр. Право пользования участком недр теперь
может передаваться от основной организации дочерней, от дочерней организации основной и между дочерними
организациями одного и того же основного общества. При этом юридическое лицо, которому передается право
пользования, должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством РФ к пользователю недр.

Указанные изменения можно оценить, в целом, как положительные, поскольку в законодательство РФ были

введены положения о передаче лицензии внутри группы, что предоставляет ОАО «Газпром нефть»  возможности
по оптимизации системы управления лицензиями. 

В течение IV квартала 2006 года вносились изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О

лицензировании   отдельных   видов   деятельности»,   касающиеся   отмены   лицензирования   для   отдельных   видов
деятельности и введения лицензирования для определенных видов деятельности. 

По ряду видов деятельности были приняты новые положения, корректирующие публичные лицензионные

требования и условия. ОАО «Газпром нефть»  обеспечивает соответствие данным требованиям при осуществлении
деятельности, подлежащей лицензированию.

Среди иных изменений законодательства необходимо отметить:
Введение   с   1   января   2007   г.   единой   государственной   экспертизы   проектной   документации   и   единого

государственного   строительного   надзора.   При   этом   проведение   иных   видов   государственной   экспертизы
проектной документации и иных видов государственного надзора при строительстве запрещается. 

Изменения   законодательства   о   проведении   экологической   экспертизы   конкретизировали   объекты

экспертизы, число которых на федеральном уровне сокращено. 

Конкретизация положений о проведении экологической экспертизы и сокращение числа объектов, в целом,

благоприятно отразятся на процессе осуществления основных  направлений  деятельности  Компании. Введение
единой государственной экспертизы проектной документации и единого государственного строительного надзора
(в   соответствии   с   Градостроительным   кодексом   РФ)   потребует   детальной   проработки   разделов   технической
документации и проектов, подаваемых на экспертизу, критериев их оценки.

ОАО «Газпром нефть»   ведет работы по анализу и оценке законодательных инициатив заинтересованных

министерств и ведомств в сфере законодательства о недрах и лицензировании отдельных видов деятельности.
Предлагаемые и обсуждаемые поправки в действующее законодательство, в целом, благоприятно отразятся на
режиме недропользования и осуществлении лицензируемых видов деятельности  в Российской Федерации.

Правовые   риски,  связанные   с   изменением   требований   по  лицензированию   основной   деятельности   ОАО

«Газпром  нефть»,  могут  оказать   неблагоприятные  последствия  лишь  в   небольшой  степени,  так  как   Компания
располагает  всеми  необходимыми  основными  фондами и оборудованием, ведёт  свою   деятельность  на основе
соблюдения норм действующего российского законодательства.

В   связи   с   тем,   что   ОАО   «Газпром   нефть»   осуществляет   мониторинг   изменений   действующего

законодательства   РФ,   и   учитывает   их   в   своей   деятельности,   риски,   связанные   с   указанными   изменениями,

25

являются минимальными для ОАО «Газпром нефть».

Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью эмитента

(в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах текущих
судебных процессов, в которых участвует эмитент: 

Решения   Конституционного   Суда   РФ,   постановления   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда   РФ   и

Верховного Суда РФ имеют все большее значение для правильности разрешения споров.

ОАО «Газпром нефть» осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими судами, а

также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на уровне окружных арбитражных
судов,   активно   применяя   и   используя   ее   не   только   при   защите   в   судебном   порядке   своих   прав   и   законных
интересов,   но   и   при   разрешении   правовых   вопросов,   возникающих   в   процессе   осуществления   деятельности
Общества. В связи с этим риски, связанные с изменением судебной практики, оцениваются как незначительные.

На дату окончания отчетного периода ОАО «Газпром нефть» не участвует в судебных процессах, которые

могут существенно отразиться на его финансово - хозяйственной деятельности, данный риск оценивается как
незначительный.

2.5.5. Риски, связанные с деятельностью эмитента

Рейтинговая служба Standard & Poor’s подтвердила кредитный рейтинг ОАО «Газпром нефть» на уровне

«ВВВ-» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAA+». Прогноз изменения рейтингов «Газпром нефти» –
«Стабильный». 

 
«Рейтинг «Газпром нефти» по-прежнему основан на принципе «снизу вверх»: с добавлением одной ступени

за счет возможной поддержки со стороны материнской компании - ОАО «Газпром», - говорится в сообщении
рейтинговой службы Standard & Poor’s.

 
По мнению рейтингового агентства, разница с рейтингом материнской компании отражает относительную

автономию операционной  и финансовой деятельности «Газпром нефти» по отношению к группе «Газпром» и
отсутствие гарантий материнской группы по задолженности компании.

 
Согласно сообщению S&P, прогноз «Стабильный» отражает ожидания того, что даже в случае понижения

рейтингов   «Газпрома»   на   одну   ступень   рейтинги   «Газпром   нефти»,   вероятно,   останутся   без   изменений   в
соответствии с принятым подходом. 

 
«Мы ожидаем, что «Газпром нефть» сохранит достаточно высокие финансовые показатели (в соответствии с

уровнем рейтинга), при которых отношение операционного денежного потока до изменений в оборотном капитале
к скорректированному долгу в 2008 г. останется выше 90%, даже если сделка по приобретению NIS будет закрыта
и   если   цены   на   нефть   марки   Brent   упадут   до   59   долл./баррель»,   -   говорится   в   пресс-релизе   «S&P»   по
нефтегазовому сектору.

Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует эмитент:

ОАО   «Газпром   нефть»  не   участвовало   в   судебных   процессах   за   последние   три   года,     которые   могут

существенно отразиться на его финансово - хозяйственной деятельности. 

Поскольку ОАО «Газпром нефть» и дочерние предприятия являются крупными налогоплательщиками, их

деятельность   является   предметом   регулярных   проверок   со   стороны     Счетной   Палаты   РФ,   Министерства   по
налогам и сборам, лицензионных, природоохранных и других контролирующих органов. В связи с этим   ОАО
«Газпром нефть» и дочерние предприятия подвержены риску претензий со стороны контролирующих органов и
риску участия по таким претензиям в судебных разбирательствах.

Риски, связанные с отсутствием возможности продлить действие лицензии эмитента на ведение

определенного   вида   деятельности   либо   на   использование   объектов,   нахождение   которых   в   обороте
ограничено (включая природные ресурсы).

26

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     73      74      75      76     ..