ОАО «Газпром». Финансовые и бухгалтерские отчёты (1998-2017 год) - часть 166

 

  Главная      Учебники - Газпром     ОАО «Газпром». Финансовые и бухгалтерские отчёты (1998-2017 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     164      165      166      167     ..

 

 

ОАО «Газпром». Финансовые и бухгалтерские отчёты (1998-2017 год) - часть 166

 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2015 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

54 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

Условные обязательства 

Группой  выданы  следующие  обеспечения  в  форме  поручительств  третьим  лицам  по  обязательствам 
других организаций: 

 

На 

31 декабря 

2015 года 

На 

31 декабря 

2014 года 

На 

31 декабря 

2013 года 

Поручительства, выданные за: 

  

  

  

  «Остхем Холдинг Лимитед» 

61 404 

47 407 

  «Блэкрок Капитал Инвестментс 
    Лимитед» 

9 946 

7 675 

4 804 

  «Сахалин Энерджи Инвестмент 
    Компани Лтд.» 

136 490 

89 825 

  OOO «Производственная фирма «ВИС» 

7 016 

8 164 

  «ЕМ Интерфинанс Лимитед» 

3 065 

3 668 

  «Норд Стрим АГ» 

50 830 

  Прочие 

  36 001 

  75 104 

  43 752 

Итого 

107 351 

276 757 

201 043 

В июне 2008 года Группа выдала ряд гарантий банку «Бэнк оф Токио-Митцубиси ЮЭфДжей Лтд.» за 
организацию «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» на сумму в пределах доли Группы (50 %) 
в  обязательствах  «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»  по  кредитам  полученным.  Общая 
сумма обязательств, обеспеченных данными гарантиями, составила ноль млн руб., 136 490 млн руб. и 
89 825 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2015, 2014 и 2013 годов соответственно. 

В  декабре  2014 года  Группа  выдала  поручительство  «Газпромбанк»  (Акционерное  общество)  за 
организацию «Остхем  Холдинг  Лимитед»  под  обеспечение  кредита,  привлеченного  с  целью 
обеспечения  текущей  операционной  деятельности.  Группа  в  полной  сумме  признала  оценочное 
обязательство по этому поручительству по состоянию на 31 декабря  2015 года и 31 декабря  2014 года 
в размере 61 404 млн руб. и 47 407 млн руб. соответственно. 

В  2006 году  Группа  выдала  поручительства  организации  «Эссет Репэкэджинг Траст Файв  Б.В.», 
зарегистрированной  в  Нидерландах,  за  пять  организаций  («Девере Капитал Интернэшнл Лимитед», 
«Блэкрок Капитал Инвестментс Лимитед»,  «ДСЛ Эссетс Интернэшнл Лимитед»,  «Юнайтед Энерджи 
Инвестментс Лимитед», «ЕМ Интерфинанс Лимитед»), зарегистрированных в Ирландии, в отношении 
выпущенных  ими  облигаций  сроком  до декабря 2012 года, июня 2018 года, декабря 2009 года, 
декабря 2009 года  и  декабря 2015 года  соответственно.  Облигации  были  выпущены  для 
финансирования  строительства  транзитного  газопровода  на  территории  Польши,  осуществляемого 
АО «СТГ ЕвРоПол ГАЗ». В декабре 2009 года обязательства по облигациям организации «ДСЛ Эссетс 
Интернэшнл Лимитед» 

и 

«Юнайтед Энерджи Инвестментс Лимитед» 

были 

погашены. 

В декабре 2012 года 

обязательства 

по 

облигациям 

организации 

«Девере Капитал 

Интернэшнл Лимитед»  были  погашены.  В декабре 2015 года  обязательства  по  облигациям 
организации  «ЕМ Интерфинанс Лимитед»  были  погашены.  В  результате  сумма  поручительств, 
выданных  «Эссет Репэкэджинг Траст Файв Б.В.»  за  «Блэкрок Капитал Инвестментс Лимитед»  и 
«ЕМ Интерфинанс Лимитед» составила 9 946 млн руб., 10 740 млн руб. и 8 472 млн руб. по состоянию 
на 31 декабря 2015, 2014 и 2013 годов соответственно. 

В  июле  2012 года  Группа  выдала  поручительство  ПАО «Сбербанк»  за  организацию 
ООО «Производственная Фирма «ВИС»  под  обеспечение  кредитной  линии,  привлеченной  с  целью 
реализации  проектов  по  строительству  промышленных  объектов  для  Группы Газпром.  Сумма 
поручительства  составила  ноль млн руб.,  7 016 млн руб.  и  8 164 млн руб  по  состоянию  на 
31 декабря 2015, 2014 и 2013 годов соответственно. 

В марте 2011 года  Группа  выдала  поручительство  банку  «Сосьете Женераль»  за  организацию 
«Норд Стрим АГ»,  гарантируя  завершение  работ  по  Фазе 2  строительства  трубопровода 
«Норд Стрим».  В  соответствии  с  условиями  данной  гарантии  Группа  обязуется  погасить  всю 
задолженность перед кредиторами второй фазы проекта в рамках своей доли (51 %) в случае неуплаты 
суммы  долга  организацией  «Норд Стрим АГ».  По  состоянию  на  31 декабря 2015, 2014  и  2013 годов, 
сумма  обязательств,  обеспеченных  данной  гарантией,  составила  ноль млн руб.,  ноль млн руб.  и 
50 830 млн руб. соответственно.  

В  составе  прочих  поручительств,  в  основном,  отражены  поручительства,  выданные  Группой  по 
договорам на приобретение оборудования и выполнение строительно-монтажных работ. 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2015 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

55 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

Процедуры правового характера 

16 июня 2014 года  ПАО «Газпром»  обратилось  в  Арбитражный  институт  Торговой  палаты 
г. Стокгольма,  Швеция,  с  просьбой  об  арбитраже  с  целью  взыскания  с  НАК «Нафтогаз Украины» 
неоплаченной  задолженности  за  природный  газ,  поставленный  по  Контракту  № КП  от 
19 января 2009 года купли-продажи природного газа в 2009-2019 годах (далее – «Контракт № КП»), и 
процентов  за  указанную  задолженность. 12 июня 2015 года  ПАО «Газпром»  представило  в  арбитраж 
отзыв  на  иск  НАК «Нафтогаз Украины»  и  встречное  исковое  заявление,  в  котором  уточнило  общую 
сумму  своих  требований  до  29 200 млн долл. США.  9 октября 2015 года  НАК «Нафтогаз Украины» 
подал отзыв на иск ПАО «Газпром». 14 марта 2016 года ПАО «Газпром» подало в арбитраж ответ на 
отзыв НАК «Нафтогаз Украины» и увеличило свои исковые требования до 31 750 млн долл. США. 

Одновременно  16 июня 2014 года  НАК «Нафтогаз Украины»  обратилась  в  Арбитражный  институт 
Торговой палаты г. Стокгольма, Швеция, с просьбой об арбитраже к ПАО «Газпром» с требованиями 
о  ретроактивном  изменении  цены  на  природный  газ,  возмещении  всех  переплат,  осуществленных  с 
20 мая 2011 года (по оценке истца  – не менее 6 000 млн долл. США), и отмене положения  Контракта 
№ КП, запрещающего реализацию поставляемого по нему природного газа за пределами Украины. 

21 июля 2014 года  указанные  выше  дела  были  консолидированы.  Устные  слушания  по  делу 
запланированы  на  сентябрь-октябрь 2016 года,  вынесение  решения  арбитрами  планируется  в  конце 
2016 года либо начале 2017 года. 

13 октября 2014 года  НАК «Нафтогаз Украины»  обратилась  в  Арбитражный  институт  Торговой 
палаты г. Стокгольма, Швеция, с просьбой об арбитраже к ПАО «Газпром» с требованиями: 

1) признать, что права и обязанности НАК «Нафтогаз Украины» по Контракту от 19 января 2009 года 
№ ТКГУ  (далее  –  «Контракт  № ТКГУ»)  об  объемах  и  условиях  транзита  природного  газа  через 
территорию Украины в 2009-2019 годы подлежат передаче ПАО «Укртрансгаз»;  

2) признать,  что  определенные  положения  Контракта  № ТГКУ,  которые  будут  впоследствии 
уточнены,  являются  недействительными  и / или  недействующими  и  должны  быть  дополнены  или 
заменены  положениями,  которые  будут  уточнены,  в  соответствии  с  энергетическим  и 
антимонопольным законодательством Украины и Европейского Союза; 

3) обязать ПАО «Газпром» выплатить НАК «Нафтогаз Украины» компенсацию за не предоставленные 
для транзита объемы газа в сумме 3 200 млн долл. США, а также проценты на эту сумму; 

4) признать,  что  транзитный  тариф  в  Контракте  № ТГКУ  должен  быть  изменен  таким  образом,  как 
будет  указано  в  дальнейших  письменных  заявлениях  НАК «Нафтогаз Украины»  в  соответствии  с 
основными принципами шведского контрактного права.  

28 ноября 2014 года 

ПАО «Газпром» 

предоставило 

ответ 

на 

просьбу 

по 

арбитражу. 

11 декабря 2014 года  был  сформирован  состав  арбитров.  28 января 2015 года  арбитраж  принял 
решение не консолидировать это дело с делами, указанными выше. НАК «Нафтогаз Украины» подала 
исковое  заявление  30 апреля 2015 года,  значительно  увеличив  сумму  своих  требований,  по  разным 
расчетам, до 11 000-16 000 млн долл. США. Устные слушания по делу запланированы на конец ноября 
– начало декабря 2016 года, вынесение решения арбитрами планируется до конца января 2017 года. 

3 октября 2012 года  Министерство  энергетики  Литовской  Республики  направило  в  Арбитражный 
институт при Торговой палате г. Стокгольма, Швеция, просьбу об арбитраже против ПАО «Газпром». 
Министерство  энергетики  Литовской  Республики  заявляет,  что  ПАО «Газпром»  нарушило 
Акционерный  договор  АО «Лиетувос Дуйос»,  не  установив  справедливые  цены  на  природный  газ, 
поставляемый  в  Литовскую  Республику,  и  требует  компенсировать  ему  5 млрд литовских литов  (по 
курсу на 31 декабря 2015 года – 115 410 млн руб.). ПАО «Газпром» не согласилось с требованиями и 
9 ноября 2012 года  подало  в  Арбитражный  институт  при  Торговой  палате  г. Стокгольма,  Швеция, 
ответ на просьбу об арбитраже. Состав арбитров сформирован, слушания по существу дела состоялись 
с  1  по  9 июля 2015 года.  30 сентября 2015 года  стороны  представили  дополнительные  письменные 
заключения на основе анализа материалов слушаний, в том числе показаний свидетелей и экспертов. 
Решение арбитров ожидается до 30 июня 2016 года. 

В августе 2012 года Европейская комиссия инициировала расследование о потенциальном нарушении 
ПАО «Газпром»  антимонопольного  законодательства  Европейского  Союза.  В  апреле 2015 года 
Европейская  комиссия  приняла  Заявление  о  возражениях  (Statement  of  Objections)  в  рамках 
продолжающегося  антимонопольного  расследования  деятельности  ПАО «Газпром»  в  Европейском 
Союзе.  Срок  для  предоставления  формального  ответа  на  Заявление  о  возражениях  Европейская  
 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2015 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

56 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

комиссия  продлила  до  сентября  2015 года.  В  сентябре 2015 года  ПАО «Газпром»  направило  в  адрес 
Европейской  комиссии  предложение  об  урегулировании  антимонопольного  расследования.  В 
декабре 2015 года состоялись закрытые устные слушания с участием представителей ПАО «Газпром» 
и Европейской комиссии, в ходе которых ПАО «Газпром» представило аргументы, подтверждающие 
необоснованность выдвинутых претензий. Устные слушания являются одним из этапов проводимого 
антимонопольного  расследования.  В  настоящий  момент  стороны  продолжают  обсуждение 
возможности  достижения  взаимоприемлемого  решения.  ПАО «Газпром»  считает  претензии, 
предъявленные Европейской комиссией, необоснованными и ожидает разрешения ситуации с учетом 
договоренности,  достигнутой  ранее  между  Правительством  Российской  Федерации  и  Европейской 
комиссией.  На  данный  момент  невозможно  оценить  потенциальное  негативное  воздействие 
проводимого  расследования  на  деятельность  ПАО «Газпром»  в  Европе  и  на  финансовое  положение 
ПАО «Газпром» в целом. 

16 декабря 2015 года 

дочерняя  организация  Группы  «Саус Стрим Транспорт Б.В.»  получила 

официальное  уведомление  от  секретариата  арбитражного  суда  Международной  торговой  палаты  о 
том,  что  поступила  просьба  от  организации  «Сайпем С.п.А.»  о  проведении  арбитражного 
разбирательства  против  «Саус Стрим Транспорт Б.В.»  в  связи  с  односторонним  расторжением 
«Саус Стрим Транспорт Б.В.» контракта от 14 марта 2014 года на строительство газопровода «Южный 
поток».  В  своем  заявлении  «Сайпем С.п.А.»  требует  взыскать  вознаграждение  за  выполненные 
работы,  компенсацию  понесенных  расходов  и  компенсацию  за  расторжение  контракта  около 
760 млн евро 

плюс  проценты  (по  курсу  на  31 декабря 2015 года  –  60 570 млн руб.). 

16 февраля 2016 года  «Саус Стрим Транспорт Б.В.»  направила  отзыв  на  просьбу  «Сайпем С.п.А.»  о 
проведении арбитража, в которой отвергла все предъявленные «Сайпем С.п.А.» требования в полном 
объеме  и  заявила  о  своем  намерении  подать  встречный  иск.  В  отзыве  на  встречный  иск 
«Саус Стрим Транспорт Б.В.»  от  8 апреля 2016 года  «Сайпем  С.п.А.»  заявила  об  отсутствии 
оснований  для  предъявления  к  ней  встречного  иска.  В  настоящий  момент  арбитражный  трибунал 
сформирован, стороны и трибунал согласовывают график арбитражного разбирательства. 

Группа также выступает одной из сторон в некоторых других судебных разбирательствах, возникших 
в  ходе  обычной  хозяйственной  деятельности,  а  также  подчиняется  ряду  законодательных  актов  об 
охране  окружающей  среды,  издаваемых  различными  государственными  инстанциями  и 
регулирующих  использование,  хранение  и  утилизацию  некоторых  продуктов.  По  мнению 
руководства,  существующие  в  настоящее  время  судебные  разбирательства  или  иски  к  Группе,  не 
могут  оказать  какое-либо  существенное  негативное  влияние  на  деятельность  или  финансовое 
положение Группы. 

Санкции 

В  2014  и  2015  годах  Европейский  союз,  США  и  некоторые  другие  государства  ввели  ряд  санкций 
против Российской Федерации и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций 
направлены  напрямую  против ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть»  и ряда  других организаций, в 
том  числе  «Газпромбанк» (Акционерное  общество),  а  некоторые  из  них  предусматривают  общие 
ограничения  хозяйственной  деятельности  в  определенных  отраслях  экономики  Российской 
Федерации. 

Санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам-гражданам США и всем юридическим 
лицам,  учрежденным  в  соответствии  с  законодательством  США  (включая  иностранные  филиалы 
таких организаций), а также всем лицам на территории США или связанным с территорией США: 

1)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  90 дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество  ряда организаций энергетического 
сектора, включая ПАО «Газпром нефть»; 

2)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  30 дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество  ряда  российских  организаций 
банковского сектора, включая «Газпромбанк» (Акционерное общество); 

3) предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, товары, услуги 
(кроме  финансовых  услуг)  или  технологии  для  проектов,  которые  связаны  с  потенциальной 
возможностью разработки и добычи нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также 
в  сланцевых  пластах  на  территории  Российской  Федерации  или  во  внутренних  и  территориальных  
 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2015 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

57 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

водах, которые Российская Федерация считает своими, с участием российских организаций, включая 
ПАО «Газпром»  и  ПАО «Газпром нефть».  7 августа 2015 года  под  данный  запрет  попало  Южно-
Киринское месторождение в Охотском море.  

Санкции США распространяются на любое лицо, в капитале которого организации, подпадающие под 
санкции,  прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50 %  или  более  процентов 
долей участия. 

ПАО «Газпром»  не  указано  прямо  в  числе  лиц,  против  которых  направлены  санкции  Европейского 
союза,  однако,  на  ПАО «Газпром нефть»  и  «Газпромбанк» (Акционерное  общество),  а  также  на  их 
дочерние  организации,  в  которых  им  принадлежит  более  50 %  долей  участия,  распространяется  ряд 
финансовых  ограничений,  введенных  Европейским  союзом.  Кроме  того,  Европейский  союз  ввел 
санкции применительно к определенным отраслям российской экономики, затрагивающие некоторые 
виды деятельности Группы в сфере нефтедобычи. 

Санкции,  введенные  Европейским  Союзом,  запрещают  всем  гражданам  стран-членов  Европейского 
союза,  а  также  всем  юридическим  лицам,  организациям  и  органам,  учрежденным  или  созданным 
согласно законодательству страны-члена Европейского союза (как на территории Европейского союза, 
так и за ее пределами), а также всем юридическим лицам, организациям и органам в связи с любыми 
видами  хозяйственной  деятельности,  осуществляемой  полностью  или  частично  в  пределах 
Европейского союза: 

1)  предоставление  услуг  по  бурению,  освоению  скважин,  геофизическому  исследованию  скважин, 
эксплуатационному  оборудованию  скважин;  поставку  специальных  плавучих  оснований, 
необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на 
арктическом  шельфе  и  для  проектов  по  добыче  сланцевой  нефти  в  Российской  Федерации,  а  также 
прямое  или  косвенное  финансирование,  предоставление  финансовой  помощи,  технических  и 
брокерских услуг применительно к указанным видам деятельности;  

2)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка  со 
сроком  погашения  более  90 дней,  выпущенных  в  период  с  1 августа 2014 года  по 
12 сентября 2014 года  или  со  сроком  обращения  более  30 дней  в  случае,  если  выпуск  осуществлен 
после  12 сентября 2014 года,  выпускаемыми  некоторыми  российскими  организациями  банковского 
сектора, включая «Газпромбанк» (Акционерное общество); 

3)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка, 
выпускаемыми  некоторыми  российскими  организациями  энергетического  сектора,  включая 
ПАО «Газпром нефть», после 12 сентября 2014 года и со сроком обращения более 30 дней; 

4)  предоставлять  после  12 сентября 2014 года  прямо  или  косвенно,  а  также  принимать  участие  в 
предоставлении  каких-либо  новых  заимствований  со  сроком  погашения  более  30 дней  в  пользу 
некоторых 

российских 

организаций 

(включая 

ПАО «Газпром нефть» 

и 

«Газпромбанк» 

(Акционерное общество)), за исключением займов или кредитов, предоставляемых непосредственно в 
целях  финансирования  незапрещенного  импорта  и  экспорта  товаров,  а  также  оказания  услуг 
нефинансового  характера  между  Европейским  союзом  и  Российской    Федерацией,  что  должно  быть 
документально  подтверждено,  а  также  займов,  непосредственно  предоставляемых  для  резервного 
финансирования лицам, созданным на территории Европейского союза, 50 % долей участия в которых 
принадлежит  любому  из  указанных  выше  лиц,  в  целях  обеспечения  соответствия  критериям 
платежеспособности и ликвидности, что также должно быть документально подтверждено. 

Санкции  Европейского  союза  распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  организации, 
подпадающие под санкции, прямо или косвенно владеют более 50 % долей участия. 

Канада  и  некоторые  другие  государства  также  ввели  санкции  в  отношении  некоторых  российских 
физических и юридических лиц, в том числе в отношении ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». В 
июне 2015 года  Канада  ввела  дополнительные  санкции  в  отношении  российского  энергетического 
сектора,  включив  в  списки  санкций  ПАО «Газпром»,  ПАО «Газпром нефть»  и  другие  нефтегазовые 
организации Российской Федерации. 

Санкции,  введенные  Канадой,  запрещают  всем  лицам  на  территории  Канады,  а  также  гражданам 
Канады за пределами Канады осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать 
иные сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней в отношении  
 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2015 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

58 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

ряда организаций энергетического сектора, включая ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». Кроме 
того, продолжает действовать принятое Канадой ограничение на экспорт, продажу, поставку лицами, 
находящимися  в  Канаде  и  гражданами  Канады,  находящимися  за  пределами  территории  Канады, 
определенных  товаров  в  Российскую  Федерацию  или  любому  лицу  в  Российской  Федерации,  если 
такие товары используются для глубоководной разведки нефти (на глубине более 500 м), для разведки 
или добычи нефти в Арктике, а также разведки или добычи сланцевой нефти. 

В ноябре и декабре 2015 года Российская Федерация приняла ряд специальных экономических мер в 
отношении Турецкой Республики. Так, принято решение о приостановлении деятельности Смешанной 
межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.  

Также  приостановлен  переговорный  процесс  с  Турецкой  Стороной  по  проекту  Соглашения  между 
Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о торговле услугами 
и  инвестициях,  проекту  Среднесрочной  программы  торгово-экономического,  научно-технического  и 
культурного  сотрудничества  между  Правительством  Российской  Федерации  и  Правительством 
Турецкой  Республики  на  2016-2019 годы,  а  также  по  созданию  Российско-Турецкого  совместного 
фонда  по  финансированию  инвестиционных  проектов  в  Российской  Федерации  и  Турецкой 
Республике. 

В настоящее время Группа проводит оценку того, как принятые экономические меры повлияют на ее 
финансовое положение и результаты деятельности. 

Налогообложение 

Российское  налоговое,  валютное  и  таможенное  законодательство  допускает  различные  толкования  и 
подвержено  частым  изменениям.  Налоговые  органы  могут  занять  более  жесткую  позицию  при 
интерпретации  законодательства  и  проверке  налоговых  расчетов.  По  мнению  руководства,  по 
состоянию на 31 декабря 2015 года соответствующие положения законодательства интерпретированы 
им  корректно,  и  положение  Группы  с  точки  зрения  налогового,  валютного  и  таможенного 
законодательства останется стабильным. 

Российское  налоговое  законодательство  о  трансфертном  ценообразовании  предоставляет  право 
налогоплательщикам  обосновать  соответствие  цен  в  контролируемых  сделках  рыночному  уровню 
путем формирования документации в целях налогового контроля.  

Руководство Группы полагает, что применяемые Группой цены соответствует рыночному уровню, и 
оно  внедрило  процедуры  внутреннего  контроля  для  выполнения  требований  налогового 
законодательства по трансфертному ценообразованию. 

На  данный  момент  еще  не  сложилась  судебная  практика  применения  новых  правил,  в  силу  этого 
последствия  любых  споров  с  налоговыми  органами  в  отношении  примененных  цен  не  могут  быть 
надежно  оценены,  однако  они  могут  оказать  существенное  влияние  на  финансовые  результаты  и 
деятельность Группы. 

25. 

УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Экономика  Российской  Федерации  проявляет  некоторые  характерные  особенности,  присущие 
развивающимся рынкам. Налоговое, валютное и таможенное законодательство Российской Федерации 
допускают  возможность  разных  толкований  и  создают  дополнительные  трудности  для  организаций, 
осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации. 

Политическая  и  экономическая  нестабильность,  текущая  ситуация  с  введением  санкций, 
неопределенность  и  волатильность  фондового  и  товарного  рынков  и  другие  риски  оказали  и  могут 
продолжать  оказывать  влияние  на  российскую  экономику.  В  течение  2015 года  официальные  курсы 
обмена  российского  рубля  к  доллару США  и  евро  колебались  в  диапазоне  между  49,1777  и 
72,8827 российских  рублей  и  52,9087  и  81,1533  российских  рублей  за  доллар США  и  евро 
соответственно.  Также  в  течение  2015 года  произошло  снижение  ключевой  ставки  Центрального 
Банка Российской Федерации до 11 %, а фактический уровень инфляции составил 12,9 %. 

Финансовые  рынки  по-прежнему  характеризуются  отсутствием  стабильности,  частыми  и 
существенными изменениями цен и увеличением спредов по торговым операциям.  

Экономические  перспективы  Российской  Федерации  во  многом  зависят  от  мировой 
макроэкономической  ситуации,  эффективности  экономических  мер,  финансовых  механизмов  и 
денежной  политики  Правительства  Российской  Федерации,  развития  налоговой,  правовой, 
административной  и  политической  систем.  Руководство  полагает,  что  им  предпринимаются  все  
 

 

 

 
ПАО «ГАЗПРОМ» 
 
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПЛАТЕЖАХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ 
ОРГАНАМ  
 
2015 ГОД  
 
 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПЛАТЕЖАХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ  
ЗА 2015 ГОД 

 (в миллионах российских рублей) 

 

2

 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности: 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

Настоящий  консолидированный  отчет  о  платежах  государственным  органам  (далее  -
Отчет)  подготовлен  во  исполнение  требований,  установленных  Правилами 
«О раскрытии»  и  Правилами  «О  прозрачности» 4.3А,  принятыми  Управлением 
Соединенного Королевства по финансовому регулированию и надзору (Financial Conduct 
Authority's Disclosure Rules and Transparency Rules 4.3А). 

В  Отчете  представлена  информация  о  платежах,  осуществленных  в  пользу 
государственных  органов  в 2015 году  ПАО  «Газпром»  и  его  дочерними  организациями 
(далее - Группа Газпром), которые ведут деятельность по разведке, разработке и добыче 
минерального  сырья  и  полезных  ископаемых  (далее – «деятельность  по  добыче»).  В 
Отчет  не  включены  платежи,  осуществленные    организациями,  входящими  в  состав 
Группы Газпром, которые не ведут деятельность по добыче. 

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТА 

Организациями  Группы  Газпром  для  целей  Отчета  считаются  дочерние  организации, 
контролируемые ПАО «Газпром».  

Ассоциированные 

организации, 

совместные 

предприятия 

и 

совместное 

предпринимательство, учитываемые по методу долевого участия, не включаются в Отчет.  

Валютой  представления  Отчета,  как  и  консолидированной  финансовой  отчетности 
ПАО «Газпром»,  подготовленной  в  соответствии  с  Международными  стандартами 
финансовой отчетности (далее – МСФО), является российский рубль. Показатели Отчета 
представлены в миллионах российских рублей.  

Платежи  в  иностранных  валютах  пересчитаны  в  российские  рубли  по  среднегодовому 
обменному  курсу  соответствующих  иностранных  валют,  установленных  Центральным 
банком Российской Федерации. 

Для  целей  Отчета  термин  «государственные  органы»  обозначает  любые  национальные, 
федеральные  и  местные  органы,  министерства  и  ведомства,  уполномоченные  на 
получение налоговых, бюджетных и иных платежей в соответствии с законодательством, 
действующим  на  момент  возникновения  обязанности  по  выполнению  взноса  или 
платежа. К государственным органам в контексте Отчета относятся также юридические 
лица,  уполномоченные  производить  получение  налогов,  сборов  и  иных  платежей, 
установленных государственными органами. 

Отчет  включает  в  себя  все  прямые  и  косвенные  платежи,  выполненные  в  пользу 
государственных органов. 

К платежам в целях Отчета относятся: 
a)  Выплаты за право добычи; 
b)  Налоги,  взимаемые  с  дохода,  добычи  или  прибыли  организации  (налог  на  добычу 
полезных  ископаемых;  налог  на  прибыль,  в  том  числе  налог  на  прибыль,  уплаченный 
ПАО  «Газпром»  в  рамках  консолидированной  группы  налогоплательщиков;  налог  на 
землю и другие налоги), за исключением указанных в п. (h) ниже; 
c)  Роялти; 
d)  Дивиденды (за исключением указанных в п. (i) ниже); 
e)  Подписные бонусы, бонусы коммерческого обнаружения и бонусы добычи; 
f)  Лицензионные  взносы  и  платежи,  арендная  плата,  иные  платежи,  связанные  с 
получением права и использованием лицензий или концессий; 
g)  Платежи  на  улучшение  инфраструктуры  (за  исключением  расходов  социального 
характера); 
 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПЛАТЕЖАХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ  
ЗА 2015 ГОД 

 (в миллионах российских рублей) 

 

3

 

 

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТА (продолжение) 

Платежами в пользу государственных органов в целях Отчета не являются: 

h)  Налоги,  взимаемые  с  оборота  (налог  на  добавленную  стоимость,  налог  с  продаж  и 
другие  налоги),  либо  удерживаемые  у  источника  организацией,  выполняющей  функции 
налогового агента (налог на доходы физических лиц и другие налоги); 

i)  Дивиденды,  выплачиваемые  в  пользу  акционеров – государственных  органов 
(держателям акций) на тех же условиях, как и прочим акционерам; 

j)  Экспортные  пошлины и иные платежи, связанные с экспортом и транспортировкой 
полезных ископаемых; 

Платежи  государственным  органам  в  виде  роялти (c), дивидендов (d) и  бонусов (e) в 
2015 году не осуществлялись. 

Информация о платежах представлена в Отчете в разрезе: 

  Проектов, по которым реализуется деятельность по добыче; 

  Государств, на территории которых организации Группы Газпром ведут деятельность 

по добыче. 

В  целях  подготовки  Отчета  термин  «проект»  обозначает  юридическое  лицо,  ведущее 
деятельность по добыче. Такое определение проекта связано с существующим режимом 
налогообложения в Российской Федерации, где Группа Газпром осуществляет большую 
часть  деятельности  по  добыче.  В  соответствии  с  действующим  налоговым 
законодательством  Российской  Федерации  на  уровне  отдельных  месторождений  может 
быть  определен  только  налог  на  добычу  полезных  ископаемых.  Все  остальные  виды 
налогов исчисляются и взимаются на уровне юридического лица в целом и не могут быть 
распределены до уровня месторождений. 

Если  компания  Группы  Газпром  занимается  различными  видами  деятельности  (в  том 
числе  добычей  полезных  ископаемых)  при  этом  часть  налоговых  обязательств, 
непосредственно  относящаяся  к  такой  деятельности,  не  может  быть  выделена,  то  вся 
совокупная сумма уплаченного налога включается в Отчет.  

Информация о сумме налогов и прочих аналогичных платежей, которые были выплачены 
денежными средствами в 2015 году всеми компаниями Группы Газпром (вне зависимости 
от осуществляемого вида деятельности), представлена в консолидированной финансовой 
отчетности  ПАО  «Газпром»,  подготовленной  в  соответствии  с  МСФО,  в  составе 
Примечания 31 «Чистые  денежные  средства,  полученные  от  операционной 
деятельности». 

 

 
 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПЛАТЕЖАХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ  
ЗА 2015 ГОД 

 (в миллионах российских рублей) 

 

4

 

 

ПЛАТЕЖИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ 

Информация о платежах государственным органам в разрезе проектов: 

 

Выплаты 

за право 

добычи 

Налоги, 

взимаемые с 

дохода, 

добычи или 

прибыли 

Лицензионные 

взносы и платежи, 

арендная плата, 

иные платежи, 

связанные с 

получением права 

и использованием 

лицензий или 

концессий 

Платежи на 

улучшение 

инфраструк-

туры 

Итого 

ПАО «Газпром» 

  - 

 57 580   

 195   

  - 

 57 775   

ООО «Газпром геологоразведка» 

  - 

 4   

 77   

  - 

 81   

ООО «Газпром добыча Астрахань» 

  - 

 23 110   

 3   

  - 

 23 113   

ООО «Газпром добыча Краснодар» 

  - 

 3 504   

 57   

  - 

 3 561   

ООО «Газпром добыча Надым» 

  - 

 30 386   

 174   

  - 

 30 560   

ООО «Газпром добыча Ноябрьск» 

  - 

 25 926   

 58   

  - 

 25 984   

ООО «Газпром добыча Оренбург» 

  - 

 12 980   

 6   

  - 

 12 986   

ООО «Газпром добыча Уренгой» 

  - 

 81 883   

 377   

  - 

 82 260   

ООО «Газпром добыча Ямбург» 

  - 

 126 522   

 106   

  - 

 126 628   

«Газпром Интернэшнл ЮК Лтд.»

 

 

  - 

 92   

  -  

  - 

 92   

ООО «Газпром нефть шельф» 

1

 

  - 

 2 638   

  -  

  - 

 2 638   

ООО «Газпром трансгаз Ухта» 

  - 

 320   

 38   

  - 

 358   

ООО «Газпром трансгаз Югорск» 

  - 

 37   

 170   

  - 

 207   

ООО «Газпромнефть - Сахалин» 

1

 

  - 

  - 

 10   

  - 

 10   

ООО «Газпромнефть-Ангара» 

1

 

 113   

 36   

 10   

  - 

 159   

ООО «Газпромнефть-Восток» 

1

 

  - 

7 493   

 44   

  - 

 7 537   

ОАО «Газпромнефть-

Ноябрьскнефтегаз» 

1

 

 100   

 61 973   

 15   

 1 480   

 63 568   

ООО «Газпромнефть-Оренбург» 

1

 

  - 

 10 556   

  -  

  - 

 10 556   

ООО «Газпромнефть-Развитие» 

1

 

  - 

 151   

  -  

  - 

 151   

ООО «Газпромнефть-Хантос» 

1

 

 1 353   

 96 046   

 4   

  - 

 97 403   

ООО «Газпромнефть-Ямал» 

1

 

  - 

 1 146   

 2   

 50   

 1 198   

ЗАО «Живой исток» 

1

 

  - 

 40   

  -  

  - 

 40   

ООО «Заполярнефть» 

1

 

  - 

 29 954   

  -  

 6   

 29 960   

ОАО «Камчатгазпром» 

  - 

 181   

  -  

  - 

 181   

ПАО «Красноярскгазпром» 

  - 

  - 

 2   

  - 

 2   

ООО «Меретояханефтегаз» 

1

 

  - 

 11   

  -  

  - 

 11   

«НАФТАГАС-Нефтяные сервисы 

д.о.о.»

1

 

  - 

 23   

  -  

  - 

 23   

«Нефтяная индустрия Сербии» 

1

 

  - 

 2 505   

 58   

  - 

 2 563   

ЗАО «Пургаз» 

  - 

 8 242   

 9   

  - 

 8 251   

ОАО «Севернефтегазпром» 

  - 

 22 152   

 85   

  - 

 22 237   

ОАО «Томскгазпром» 

  - 

 10 557   

  -  

  - 

 10 557   

ЗАО «Центр наукоемких технологий» 

1

 

  - 

 4 620   

  -  

  - 

 4 620   

АО «Южуралнефтегаз» 

1

 

        - 

    1 809   

          -  

         - 

     1 809   

Итого платежи 

 1 566   

 622 477   

 1 500   

 1 536     627 079   

                                                            

1

 

Дочерние организации ПАО «Газпром нефть». 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПЛАТЕЖАХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ  
ЗА 2015 ГОД 

 (в миллионах российских рублей) 

 

5

 

 

 

ПЛАТЕЖИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ (продолжение) 

 

Информация о платежах государственным органам в разрезе государств: 

 

Выплаты 

за право 

добычи 

Налоги, 

взимаемые с 

дохода, добычи 

или прибыли 

Лицензионные 

взносы и 
платежи, 

арендная плата, 

иные платежи, 

связанные с 

получением 

права и 

использованием 

лицензий или 

концессий 

Платежи на 

улучшение 

инфраструк-

туры 

Итого 

Российская Федерация 

1 566 

619 857 

1 441 

1 536 

624 400 

Киргизская Республика - 

Республика Ангола - 

186 

186 

Республика Сербия - 

319 

58 

2 377 

Румыния - 

23 

23 

Соединенное Королевство 

Великобритании и Северной    

     Ирландии 

        - 

          92 

        - 

        - 

          92 

Итого платежи 

1 566 

622 477 

1 500 

1 536 

627 079 

ПАО «ГАЗПРОМ» 
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПЛАТЕЖАХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ  
ЗА 2015 ГОД 

 (в миллионах российских рублей) 

 

 

Официально зарегистрированный адрес ПАО «Газпром»: 

ПАО «Газпром» 
ул. Наметкина, д. 16  
В-420, ГСП-7, 117997, Москва 
Россия 

Телефон:  

(7 495) 719 30 01 

Факс:   

(7 495) 719 83 33, 719 83 35 

www.gazprom.ru

 (на русском языке) 

www.gazprom.com

 (на английском языке) 

 

 

 

  

 

 
 

  31 

  2015 

 
 

 34 «

». 

 

 31 

 2014 

 

 (

 - 

).  

 

  

 

 

 

 

 – 

 

 – 

 

 – 

 

 – 

 

  –  

,  

 

 

 – 

 

 

 

 

 «

» 

 

 «

», 

 – 

 «

». 

 

» 

 «

», 

 – 

 «

 

». 

 

 

 

.  

 

  

 

  

 

 

  

31 

 

2015 

 

2014 

 

.) 

 

 

 

1 648 253 

1 558 737 

 (

 

(18 013) 

3 802 

 

(1 171 585) 

(1 089 749) 

 

458 655 

472 790 

 

 

 

  

683 675 

 27 310 

  

(683 588) 

(203 087) 

 

  

 

37 314 

20 907 

,  

  

  

               38 

               30 

  

496 094 

317 950 

 

 

 

 

(74 584) 

(62 599) 

  

     (31 892) 

     (23 687) 

 

(106 476) 

(86 286) 

 

 

 

 

389 618 

231 664 

 

 

 

 (

): 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

 

    (54 348) 

      (6 159) 

 

  

 

(54 348) 

(6 159) 

 

 

 

 (

), 

 

  

 

 

 (

 

  

 

598 

(18 604) 

 (

  

 

4 117 

(2 373) 

 

(10 826) 

73 684 

 (

 

          2 770 

     (10 387) 

 (

 

  

  

(3 341) 

42 320 

 (

 

(57 689) 

36 161 

 

 

 

 

331 929 

267 825 

 

 

 

 

 

  

 «

» 

382 112 

223 007 

  

 

          7 506 

          8 657 

 

389 618 

231 664 

 

 

 

 

 

  

 «

» 

328 199 

255 860 

  

 

          3 730 

       11 965 

 

331 929 

267 825 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

31 

 

., 

) 

2015 

 

2014 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)

 

702 703 

611 257 

 

(131 498) 

(126 878) 

 

(28 212) 

 

542 993 

484 379 

3

 

39,1 

46,7 

 / 

3 (2) 

)

 (3)

 

284,2 

372,4 

. / 

3 (2)

 (

  

)

 

 

17 959,1 

13 087,3 

 

 

 

 

 

 

 

(1)

 

173 808 

138 021 

 

(18 170) 

(11 262) 

 

155 638 

126 759 

3

 

12,9 

16,3 

 

3 (2) 

(3)

 

212,5 

241,3 

./ 

3 (2) 

13 427,7 

8 479,0 

 

 

 

 

 

 

 (

) 

286 553 

298 814 

 

286 553 

298 814 

3

 

80,3 

84,5 

. / 

3 (2) 

3 567,7 

3 534,8 

 

 

 

 

 

 

 (

) 

1 163 064 

1 048 092 

 

(149 668) 

(138 140) 

 

(28 212) 

 

16 425 

 

1 001 609 

909 952 

3

 

132,3 

147,5 

 

 

 

 (

) 

364 681 

380 658 

 (

133 204 

134 614 

 (

 

59 511 

49 339 

 (

) 

44 507 

40 301 

 (

 44 741 

 43 873 

 (

1 648 253 

1 558 737 

(1) 

(2) 

3

 35 316 

(3)

 

 (

 89 516 

., 

 6 %, 

 31 

 2015 

,   

 1 648 253 

 

 (

). 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     164      165      166      167     ..