Шины для дорожных и спортивных мотоциклов (Брудный Р.М.) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Шины для дорожных и спортивных мотоциклов (Брудный Р.М.) - 1976 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4     

 

 

 

Шины для дорожных и спортивных мотоциклов (Брудный Р.М.) - часть 4

 

 

Все операции, связанные с демонтажом и монтажом

шин, требуют определенных навыков и аккуратности.

Опытные водители, в первую очередь мотоспортсмены,

затрачивают на все монтажные операции несколько

минут.

Конструкция современных мотоциклетных ободьев с

увеличенной глубиной седла значительно облегчает все

демонтажно-монтажные операции.

Демонтаж шин. Для снятия шины с обода в гараже

или в дорожных условиях необходимо выполнить сле-

дующие операции:

— подготовить место для демонтажа. Оно должно

быть чистым, рабочий участок желательно на-

крыть плотной материей, дерматином и т. п., чтобы из-

бежать попадания грязи в подшипники колеса и масла

или других нефтепродуктов на шину;

— снять с мотоцикла колесо и положить его на ра-

бочую площадку;

— отвинтить предохранительный колпачок и с по-

мощью специального ключа па колпачке вывернуть из

вентиля камеры золотник;

— убедившись, что воздух из камеры вышел, нажа-

тием рукоятки молотка, тупого конца монтажной лопат-

ки (изготовления Ирбитского или Киевского завода) или

ногами сдвинуть по очереди оба борта покрышки к се-

редине обода и утопить вентиль внутрь шины;

— демонтаж покрышки начинать со стороны вен-

тиля. Для этого завести две монтажные лопатки под

борт покрышки, расположив их по обе стороны вентиля

на расстоянии друг от друга 10—15 см, и сначала одной,

а затем другой зывести участок борта наружу, одновре-

менно утапливая борта покрышки с противоположной

стороны в седло обода (рис. 36,а);

— вынуть одну монтировку (другой удерживать

борт) и таким же способом вывести наружу еще один

участок борта. После этого весь борг легко переводится

через закраину обода;

— удалить из покрышки камеру;

— поставить колесо с покрышкой вертикально, на-

давить на него вниз и одной монтировкой оттянуть верх-

нюю часть покрышки от обода. Затем легким постукива-

нием молотка по борту полностью снять покрышку с

обода (рис. 36,6).

Рис. 36. Демонтаж мотоциклетной шины с обода:

а — первого борта (начало демонтажа); б — окончание

Монтаж шин. На мотоциклетных заводах в усло-

виях массового поточного производства монтаж шин

осуществляется на специальных монтажных станках.

В гараже или в дорожных условиях монтаж шин

следует производить в следующем порядке:

— подготовить рабочее место (так же, как и при де-

монтаже) ;

87

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

— убедиться, что колесо не имеет повреждений:

трещин, деформаций и выступающих внутрь обода спиц.

Если спицы выступают из ниппелей, их необходимо за-

пилить;

— надеть на обод специальную ободную ленту, пре-

дохраняющую камеру от повреждений об острые кромки

ниппелей, совместив вентильные отверстия ленты и

обода. Ленту отцентровать

по седлу обода;

— внимательно осмот-

реть покрышку, предназна-

ченную для монтажа. Уда-

лить из нее (при наличии)

грязь, песок, посторонние

предметы. Если предназна-

ченная для монтажа покрыш-

ка находилась в эксплуата-

ции, обратить внимание на

возможные повреждения

каркаса, протектора, бор-

тов. При наличии повреж-

дений, угрожающих без-

опасности эксплуатации

(разрушение каркаса, от-

слоение протектора, разрыв

бортового кольца), по-

крышка монтажу не подле-

жит;

— положить колесо и ру-

ками частично перевести

первый борт покрышки че-

рез закраину обода. Оконча-

тельный монтаж первого

борта произвести монтиров-

ками (рис. 37);

— вложить в покрышку

заранее проверенную, слег-

ка поддутую (во избежание

образования складок) ка-

меру, предварительно про-

верив надежность затяжки

гайки вентиля;

Рис. 37. Монтаж мотоциклет-

ной шины на обод

— вентиль завести в отверстие в ободе;

— перевести через закраину обода второй борт по-

крышки (обязательно со стороны, противоположной вен-

тилю) ;

— закончить монтаж с помощью монтировок, ста-

раясь не повредить камеру в районе вентиля;

— несколько утопить вентиль внутрь покрышки во

избежание защемления камеры между бортом покрыш-

ки и ободом;

— поддуть шину насосом. Убедиться в том, что по-

крышка правильно и по всей окружности села на обод

(по контрольной кольцевой риске на покрышке);

— установить в шине давление в соответствии с на-

грузкой на колесо;

— проверить, нет ли утечки воздуха через золотник

вентиля, предварительно подтянув его ключом колпачка.

Навернуть колпачок.

При монтаже и демонтаже шин категорически за-

прещается прикладывать к монтировкам чрезмерно

большие усилия, так как это может привести к разрыву

бортового кольца.

РЕМОНТ ШИН

Ремонт мотоциклетных шин осуществляется в стацио-

нарных условиях и в пути. В стационарных условиях

ремонт шин производится в специализированных мото-

хозяйствах, в которых имеется значительный парк мо-

тоциклов. В основном это спецмотобазы, в которых мо-

тоциклы применяются для перевозки небольших грузов

(до 200 кг) и мотобазы Государственной автомобильной

инспекции. В обоих случаях используются мотоциклы

с колясками производства Ирбитского и Киевского мо-

тозаводов.

В каждом крупном мотохозяйстве имеется шиноре-

монтный участок, оборудованный приспособлениями для

горячей вулканизации и другого ремонта шин.

В дорожных условиях шины ремонтирует водитель

мотоцикла.

Наиболее часто встречающееся повреждение мото-

циклетных шин — это прокол или другое повреждение

камеры. Водителю мотоцикла прежде всего необходимо

своевременно обнаружить повреждение. Как правило,

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

при проколе камеры давление воздуха в ней падает по-

степенно. Мотоцикл при уменьшении давления в шине

хуже управляется, его начинает «водить», и опытный

водитель почувствует это даже при небольшом падении

давления. Следует плавно остановить мотоцикл, не при-

бегая к торможению колеса, шина которого имеет про-

кол. Торможение колеса с поврежденной шиной вызы-

вает проворот шины относительно обода, и вентиль мо-

жет быть вырван из камеры. В этом случае, а также

когда водитель не сумеет вовремя обнаружить прокол и

будет некоторое время ехать на шине с очень низким

давлением, часто происходит разрушение покрышки —

ее боковины. Причем даже незначительное повреждение

боковины — оголение и незначительное разлахмачива-

ние нитей корда — в дальнейшем явится причиной преж-

девременного выхода камеры из строя из-за перетира-

ния ее стенок.

После остановки мотоцикла необходимо:

— снять колесо;

— размонтировать покрышку, пользуясь специаль-

ными монтажными лопатками, прилагаемыми в ком-

плект инструмента;

— вытащить поврежденную камеру.

При наличии запасной камеры (или запасного ко-

леса) поврежденную камеру рекомендуется ремонтиро-

вать при возвращении в гараж. Если поврежденную ка-

меру необходимо отремонтировать на месте, надо про-

делать следующие операции:

—- внимательно осмотреть покрышку (со стороны

протектора и изнутри) и удалить предмет, вызвавший

повреждение камеры;

— убедиться, что не повреждено место крепления

вентиля к камере;

— при помощи насоса подкачать камеру, определить

место прокола и обозначить его.

Часто оказывается, что падение давления в шине

произошло в результате утечки воздуха в месте креп-

ления металлического вентиля (из-за слабой затяжки

гайки) или через неплотно завинченный, а возможно

поврежденный золотник. В этом случае гайку (или зо-

лотник) нужно затянуть. Поврежденный золотник за-

менить;

— подготовить для ремонта имеющийся в мотоап-

течке ремкомплект для заклеивания камеры — резино-

вые заплатки, резиновый клей, наждачную бумагу (или

терку).

Резиновые заплатки должны быть проложены целло-

фаном для предохранения от загрязнения и замаслива-

ния;

— аккуратно вырезать заплатку необходимого раз-

мера;

— протереть ремонтируемый участок камеры чистым

бензином;

—наждачной бумагой или теркой тщательно зачис-

тить участок камеры в месте повреждения;

— вторично протереть зачищенный участок камеры

чистым бензином и смазать тонким слоем резинового

клея;

— предварительно сняв целлофан с одной стороны

заплатки, также зачистить ее, протереть бензином и сма-

зать клеем;

— дать клею просохнуть в течение 10—15 мин и

вторично нанести слой клея;

— после вторичной сушки аккуратно наложить за-

платку, тщательно прижать ее и выдержать в таком

состоянии в течение 15—20 мин.

После этого отремонтированную камеру можно мон-

тировать.

Если при осмотре камеры окажется, что вентиль

вырван полностью или произошло частичное разрушение

резины в месте его крепления, ремонт следует произ-

водить в следующем порядке (в дорожных условиях

можно ремонтировать только камеры, снабженные ме-

таллическими вентилями типов УК и МК):

— отвернуть гайку, закрепляющую вентиль в каме-

ре, снять шайбу (случай частичного вырыва вентиля);

— аккуратно, стараясь не увеличить повреждение

камеры, вытащить вентиль из камеры;

— заклеить заплаткой вентильное отверстие и по-

врежденный участок камеры (порядок тот же, что и при

ремонте проколов);

— на расстоянии не меньше 20 см от отремонтиро-

ванного места вырезать по центру бандажной части ка-

меры отверстие диаметром 4—6 мм;

91

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

— аккуратно, не разорвав отверстия, завести пятку

вентиля внутрь камеры;

— надеть шайбу (обязательно вогнутой стороной к

камере) и тщательно завинтить гайку.

Такой, так называемый «холодный», ремонт камер —

крайняя и временная мера, так как заплатка может

отклеиться от нагрева и деформации шины при качении.

Поэтому рекомендуется иметь с собой в пути, особенно

при дальних поездках, дорожный вулканизатор и поль-

зоваться им в соответствии с прилагаемой к нему ин-

струкцией.

Покрышки с кольцевым разрушением боковины по

всей окружности вследствие езды при пониженном дав-

лении ремонту не подлежат. При незначительном мест-

ном разлохмачивании или разрушении нитей корда как

временная мера (только при необходимости доехать до

гаража) допускается применение резиновых или чефер-

ных (прорезиненная ткань, прикладывается в мотоаптеч-

ку) манжет. Манжету нужно вырезать в соответствии

с размером ремонтируемого участка покрышки и на-

клеить в той же последовательности, что и заплатку на

камеру.

При помощи манжет допускается только временный

дорожный ремонт покрышек, имеющих небольшие, дли-

ной не более 1—2 см, сквозные механические повреж-

дения.

Категорически запрещается отремонтированные при

помощи манжет покрышки устанавливать на переднее

колесо, так как это может привести к аварии.

Во всех случаях после ремонта покрышек при по-

мощи временных манжет скорость движения на них

должна быть значительно снижена, особенно в жаркую

погоду. Эта мера вызвана следующими причинами: во

время движения мотоцикла шина нагревается и подвер-

гается динамическим нагрузкам. Отремонтированный

при помощи манжет участок покрышки ослаблен и под

действием нагрузок на шину и температуры во время

движения возможно более обширное разрушение карка-

са покрышки, сопровождающееся разрывом камеры.

При мгновенном падении давления и движении на боль-

шой скорости мотоцикл теряет устойчивость, что может

привести к аварии.

По этой же причине категорически запрещается ре-

монтировать и устанавливать на мотоцикл покрышки,

имеющие сквозные повреждения больших, чем указано

выше, размеров.

Покрышки даже с незначительными разрушениями

каркаса, особенно сквозными, к дальнейшей эксплуата-

ции не пригодны и в мотохозяйствах подлежат списа-

нию и сдаче в утиль.

При неумелом монтаже шин на обод происходит

частичный или полный разрыв проволок бортового коль-

ца. Эксплуатация таких покрышек также недопустима,

так как в этом случае при движении мотоцикла про-

изойдет разбортовка покрышки, что может привести к

аварии.

ХРАНЕНИЕ ШИН

От соблюдения правил хранения шин в значительной

степени зависит срок их службы.

При хранении шин не на мотоцикле необходимо со-

блюдать следующие правила:

— покрышки и камеры следует защищать от попа-

дания на них солнечных лучей;

— температура воздуха в помещении должна быть

в пределах минус 10°—плюс 20° С, а относительная

влажность — не выше 50—60%.

При длительном воздействии на шины солнечных лу-

чей, высокой или низкой температуры в резине проис-

ходят необратимые процессы, ухудшающие ее физико-

механические свойства;

— покрышки хранятся на стеллажах в вертикальном

положении. Через каждые 2—3 месяца их необходимо

поворачивать, меняя точку опоры. Это нужно для того,

чтобы избежать остаточных деформаций в резине и кор-

де. Хранить покрышки в штабелях не допускается;

— камеры надо хранить в поддутом виде — внутри

покрышек или на вешалах с полукруглой полкой. При

хранении на вешалах камеры периодически, через 1—2

месяца, следует поворачивать, чтобы предотвратить об-

разование складок;

— покрышки и камеры должны находиться на рас-

стоянии не менее 1 м от отопительных приборов, особен-

93

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

но батарей парового отопления, имеющих очень высо-

кую температуру;

— в помещении для хранения шин нельзя разме-

щать горюче-смазочные материалы (бензин, керосин,

дизельное топливо, масла и другие нефтепродукты) и

химикаты (кислоты, щелочи и т. д.).

При длительном хранении шин непосредственно на

колесах мотоцикла необходимо мотоцикл поставить на

колодки, а давление в шинах довести до 0,8—1 кгс/см

2

.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4