ПРОТОКОЛ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ВЫБРОСОВ ЛЕТУЧИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОТОКОЛ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ВЫБРОСОВ ЛЕТУЧИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЛИ ИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПОТОКОВ К КОНВЕНЦИИ 1979 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ПРОТОКОЛ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ВЫБРОСОВ ЛЕТУЧИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ - часть 1

 

 

ПРОТОКОЛ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ВЫБРОСОВ ЛЕТУЧИХ 

ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЛИ ИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ 

ПОТОКОВ К КОНВЕНЦИИ 1979 ГОДА О ТРАНСГРАНИЧНОМ 

ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ

 

Стороны, 

преисполненные решимости осуществить Конвенцию о трансграничном загрязнении 

воздуха на большие расстояния, 

обеспокоенные тем, что в подверженных загрязнению районах Европы и Северной 
Америки нынешние выбросы летучих органических соединений (ЛОС) и 
образующиеся в результате этого вторичные продукты фотохимического окисления 
причиняют ущерб природным ресурсам, имеющим жизненно важное экологическое и 
экономическое значение, и при определенных условиях воздействия наносят вред 

здоровью людей, 

отмечая, что в соответствии с Протоколом об ограничении выбросов окислов азота 
или их трансграничных потоков, принятым в Софии 31 октября 1988 года, уже 
существует соглашение о сокращении выбросов окислов азота,  

признавая роль ЛОС и окислов азота в образовании тропосферного озона, 

признавая также, что ЛОС, окислы азота и образующийся в результате их выбросов 
озон переносятся через международные границы, влияя на качество воздуха в 

соседних государствах, 

принимая во внимание, что механизм образования фотохимических окислителей 
таков, что для уменьшения распространения фотохимических окислителей 
необходимо сократить выбросы ЛОС,  

принимая во внимание также, что выбросы метана и окиси углерода, являющиеся 
результатом деятельности человека, присутствуют на фоновых уровнях в атмосфере 
региона ЕЭК и способствуют образованию эпизодических пиковых уровней озона; что 
в дополнение к этому их окисление в глобальном масштабе в присутствии окислов 
азота способствует образованию фоновых уровней тропосферного озона, на что 
оказывают дополнительное влияние фотохимические процессы; и что метан, как 

ожидается, станет на других форумах объектом мер по ограничению выбросов, 

напоминая, что Исполнительный орган по Конвенции на своей шестой сессии отметил 
необходимость ограничения выбросов ЛОС или их трансграничных потоков, а также 
ограничения распространения фотохимических окислителей и необходимость для 
Сторон, которые уже сократили эти выбросы, продолжать применять и 

пересматривать установленные ими нормы выбросов ЛОС, 

учитывая уже принятые некоторыми Сторонами меры, которые привели к сокращению 

их национальных годовых выбросов окислов азота и ЛОС, 

отмечая, что некоторые Стороны установили нормы качества воздуха и/или цели в 
отношении тропосферного озона и что Всемирная организация здравоохранения и 
другие компетентные органы установили нормы концентраций тропосферного озона, 

преисполненные решимости принять эффективные меры по ограничению и 
сокращению национальных годовых выбросов ЛОС или трансграничных потоков ЛОС 
и образующихся в результате этого вторичных продуктов фотохимического 
окисления, в частности путем применения соответствующих национальных или 
международных норм выбросов в отношении новых мобильных и новых стационарных 
источников и реконструкции существующих крупных стационарных источников, а 
также путем ограничения в продуктах для промышленного и бытового использования 

содержания компонентов, являющихся потенциальными источниками выбросов ЛОС, 

сознавая, что летучие органические соединения существенно различаются между 
собой по своей химической активности и потенциальной способности создавать 
тропосферный озон и другие фотохимические окислители и что у всех отдельных 
соединений эта потенциальная способность может меняться в зависимости от времени 

и места, а также от метеорологических и других факторов, 

признавая, что такие различия и отклонения следует принимать во внимание для 
обеспечения наибольшей возможной эффективности мер по ограничению и 
сокращению выбросов и трансграничных потоков ЛОС при сведении к минимуму 

образования тропосферного озона и других фотохимических окислителей,  

принимая во внимание имеющиеся научно-технические данные о выбросах, 
перемещениях в атмосфере и воздействии ЛОС и фотохимических окислителей на 
окружающую среду, а также о технологиях борьбы с ними, 

признавая, что научно-технические знания в данной области расширяются и что это 
необходимо будет учитывать при рассмотрении действия настоящего Протокола и при 

принятии решений о дальнейших действиях, 

отмечая, что разработка подхода, основанного на критических уровнях, направлена 
на создание ориентированной на воздействие загрязнителей научной основы, которая 
будет учитываться при рассмотрении действия настоящего Протокола и при принятии 
решений о дальнейших согласованных на международном уровне мерах по 
ограничению и сокращению выбросов ЛОС или трансграничных потоков ЛОС и 
фотохимических окислителей, 

согласились о нижеследующем: 

  

Статья 1 

Определения 

Для целей настоящего Протокола 

1. "Конвенция" означает Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на 
большие расстояния, принятую в Женеве 13 ноября 1979 года. 

2. "ЕМЕП" означает Совместную программу наблюдения и оценки распространения 

загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе. 

3. "Исполнительный орган" означает Исполнительный орган по Конвенции, 

учрежденный в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции. 

4. "Географический охват ЕМЕП" означает район, определенный в пункте 4 статьи 1 
Протокола к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие 
расстояния, касающегося долгосрочного финансирования Совместной программы 
наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния 
в Европе (ЕМЕП), принятого в Женеве 28 сентября 1984 года.  

5. "Район регулирования содержания тропосферного озона" (РРТО) означает район, 
определенный в приложении I в соответствии с условиями, изложенными в пункте 2 

b) статьи 2. 

6. "Стороны" означают, если контекст не требует иного, Стороны настоящего 

Протокола. 

7. "Комиссия" означает Европейскую экономическую комиссию Организации 

Объединенных Наций. 

8. "Критические уровни" означают концентрации загрязнителей в атмосфере для 
конкретного времени воздействия, ниже которых, согласно современному уровню 
знаний, не возникают непосредственные вредные последствия для таких рецепторов, 

как люди, растения, экосистемы или материалы. 

9. "Летучие органические соединения", или "ЛОС", означают, если не указано иное, 
все органические соединения антропогенного происхождения, кроме метана, 
способные производить фотохимические окислители в реакции с окислами азота при 

наличии солнечного света. 

10. "Категория крупных источников" означает любую категорию источников, которые 
выбрасывают загрязнители воздуха в виде ЛОС, включая категории, описанные в 
приложениях II и III, и на которые ежегодно приходится по меньшей мере 1% общего 
объема национальных выбросов ЛОС, измеряемого или рассчитываемого в первый 
календарный год со дня вступления в силу настоящего Протокола, а затем один раз 

каждые четыре года. 

11. "Новый стационарный источник" означает любой стационарный источник, 
строительство или существенная модификация которого были начаты по истечении 

двух лет со дня вступления в силу настоящего Протокола. 

12. "Новый мобильный источник" означает любое дорожное механическое 
транспортное средство, которое произведено по истечении двух лет со дня 

вступления в силу настоящего Протокола. 

13. "Фотохимический потенциал образования озона" (ФПОО) означает потенциал 
отдельного ЛОС, по отношению к потенциалу других ЛОС, образовывать озон в 
результате реакции с окислами азота при наличии солнечного света, как описано в 

приложении IV. 

Статья 2 

Основные обязательства 

1. Стороны ограничивают и сокращают свои выбросы ЛОС с целью сокращения их 
трансграничных потоков и потоков образующихся вторичных продуктов 
фотохимического окисления в целях охраны здоровья человека и окружающей среды 
от вредного воздействия. 

2. Каждая Сторона с целью выполнения требований, содержащихся в пункте 1 выше, 
ограничивает и сокращает свои национальные годовые выбросы ЛОС или их 
трансграничные потоки любым из следующих способов, определяемых при 

подписании: 

а) Сторона принимает как можно скорее и в качестве первого шага 
эффективные меры для сокращения к 1999 году как минимум на 30% 
своих национальных годовых выбросов ЛОС, используя в качестве 
основы уровни 1988 года или любой другой годовой уровень за период 
1984-1990 годов, который она может указать при подписании 

настоящего Протокола или при присоединении к нему; или 

b) в тех случаях, когда ее годовые выбросы способствуют 
концентрациям тропосферного озона в районах, находящихся под 
юрисдикцией одной или более других Сторон, и такие выбросы 
происходят только из находящихся под ее юрисдикцией районов, 
которые определены в приложении I в качестве РРТО, она принимает 

как можно скорее и в качестве первого шага эффективные меры для:  

i) сокращения к 1999 году, как минимум на 30%, своих 
годовых выбросов ЛОС из определенных таким образом 
районов, используя в качестве основы уровни 1988 года 
или любой другой годовой уровень за период 1984-1990 
годов, который она может указать при подписании 

настоящего Протокола или при присоединении к нему; и 

ii) обеспечения того, чтобы ее общие национальные 
годовые выбросы ЛОС не превышали к 1999 году уровни 

1988 года; или 

с) в тех случаях, когда ее национальные годовые выбросы ЛОС 
составляли в 1988 году менее 500 000 т и 20 кг на одного жителя и 5 
т/км

2

, она принимает как можно скорее и в качестве первого шага 

эффективные меры для обеспечения, как минимум, того, чтобы ее 
национальные годовые выбросы ЛОС не превышали, самое позднее к 

1999 году, уровни 1988 года. 

3.       а) Кроме того, не позднее чем через два года со дня вступления в силу 
настоящего Протокола каждая Сторона:  

i) применяет с учетом приложения II соответствующие 
национальные или международные нормы выбросов в 

отношении новых стационарных источников, основанные 
на наилучших имеющихся технологиях, внедрение которых 
экономически осуществимо; 

ii) применяет в отношении продуктов, содержащих 
растворители, меры на национальном и международном 
уровнях и поощряют использование продуктов с низким 
или нулевым содержанием ЛОС, с учетом приложения II, 
включая маркировку продуктов с указанием содержания в 

них ЛОС; 

iii) применяет с учетом приложения III соответствующие 
национальные или международные нормы выбросов в 
отношении новых мобильных источников, основанные на 
наилучших имеющихся технологиях, применение которых 

экономически оправдано; 

iv) способствует участию общественности в программах 
ограничения выбросов путем публичных сообщений, 
стимулируя наиболее оптимальное использование всех 
видов транспорта и поощряя внедрение схем 

рациональной организации движения. 

b) Кроме того, не позднее чем через пять лет со дня вступления в силу 
настоящего Протокола в тех районах, в которых превышаются 
национальные или международные нормы содержания озона в 
тропосфере или в которых появляются трансграничные потоки или 

ожидается их появление, каждая Сторона:  

i) применяет с учетом приложения II к существующим 
стационарным источникам, относящимся к категории 
крупных источников, наилучшие имеющиеся технологии, 

использование которых экономически целесообразно; и 

ii) применяют с учетом приложений II и III методы 
сокращения выбросов ЛОС, возникающих при 
транспортировке бензина и заправке механических 
транспортных средств и уменьшения летучести бензина. 

4. Сторонам предлагается при выполнении своих обязательств по этой статье 
придавать первоочередное значение сокращению и ограничению выбросов веществ, 
обладающих наибольшим ФПОО, принимая во внимание информацию, содержащуюся 

в приложении IV. 

5. При осуществлении настоящего Протокола, и в особенности любых мер по замене 
продуктов, Стороны предпринимают соответствующие шаги для того, чтобы не 
допускать замены ЛОС другими ЛОС, которые являются токсичными и 

канцерогенными и наносят ущерб стратосферному озоновому слою. 

6. В качестве второго шага Стороны не позднее чем через шесть месяцев со дня 
вступления в силу настоящего Протокола приступают к переговорам по дальнейшим 

мерам, направленным на уменьшение годовых национальных выбросов летучих 
органических соединений или трансграничных потоков таких выбросов и 
образующихся в результате этого вторичных продуктов фотохимического окисления, 
принимая во внимание наилучшие имеющиеся научно-технические достижения, 
определенные на научной основе критические уровни и международно признанные 
контрольные уровни, роль окислов азота в образовании фотохимических окислителей 
и другие элементы, являющиеся результатом программы работы, осуществляемой 

согласно статье 5. 

7. С этой целью Стороны сотрудничают, с тем чтобы определить: 

а) более подробную информацию по отдельным ЛОС и их значениям 

ФПОО; 

b) критические уровни для фотохимических окислителей; 

с) размеры сокращения национальных годовых выбросов или 
трансграничных потоков ЛОС и образующихся в результате этого 
вторичных продуктов фотохимического окисления, особенно с учетом 
требований достижения согласованных целей, основанных на 

критических уровнях; 

d) стратегии ограничения, например экономические механизмы, для 
обеспечения общей экономической эффективности при достижении 
согласованных целей; и 

е) меры по достижению такого сокращения и графика их проведения не 

позднее чем с 1 января 2000 года. 

8. В ходе этих переговоров Стороны рассматривают вопрос о том, будет ли 
целесообразным для целей, указанных в пункте 1, дополнить такие дальнейшие шаги 

мерами по сокращению выбросов метана. 

Статья 3 

Дополнительные меры 

1. Меры, требуемые настоящим Протоколом, не освобождают Стороны от их иных 
обязательств осуществлять меры по сокращению общих газообразных выбросов, 
которые могут в значительной степени способствовать изменению климата, 
образованию фонового тропосферного озона, или истощению озонового слоя в 

стратосфере, или являются токсичными или канцерогенными. 

2. Стороны могут принимать более строгие меры, чем меры, требуемые настоящим 

Протоколом. 

3. Стороны устанавливают механизм контроля за соблюдением настоящего 
Протокола. В качестве первого шага на основе информации, представленной согласно 
статье 8, или другой информации любая Сторона, которая имеет основания считать, 
что другая Сторона действует или действовала каким-либо образом, не совместимым 
с ее обязательствами по настоящему Протоколу, может информировать об этом 

Исполнительный орган и одновременно заинтересованные Стороны. По просьбе 
любой Стороны данный вопрос может быть рассмотрен на следующем заседании 
Исполнительного органа. 

Статья 4 

Обмен технологией 

1. Стороны в соответствии со своими национальными законами, правилами и 
практикой способствуют обмену технологией в целях сокращения выбросов ЛОС, в 

частности, путем содействия: 

а) коммерческому обмену имеющейся технологией; 

b) установлению прямых связей и сотрудничества в промышленности, 

включая совместные предприятия; 

с) обмену информацией и опытом;  

d) предоставлению технической помощи. 

2. Содействуя осуществлению видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей 
статьи, Стороны создают для этого благоприятные условия путем облегчения 
контактов и сотрудничества между соответствующими организациями и отдельными 
лицами в частном и государственном секторах, имеющими возможность предоставлять 
технологию, оказывать проектные и инженерные услуги, предоставлять оборудование 

или финансовые средства. 

3. Не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего 
Протокола Стороны приступают к рассмотрению процедур создания более 

благоприятных условий для обмена технологиями с целью сокращения выбросов ЛОС. 

Статья 5 

Необходимые научные исследования и мониторинг 

Стороны уделяют первоочередное внимание научным исследованиям и мониторингу, 
связанным с разработкой и применением методов достижения национальных или 
международных норм для тропосферного озона и других целей в интересах охраны 
здоровья человека и окружающей среды. Стороны, в частности, в национальных или 
международных исследовательских программах, в плане работы Исполнительного 

органа и в других совместных программах в рамках Конвенции стремятся: 

а) выявлять и определять в количественном отношении воздействие 
выбросов ЛОС, как антропогенных, так и биогенных, и фотохимических 
окислителей на здоровье человека, окружающую среду и материалы; 

b) определять географическое распределение чувствительных районов; 

с) разрабатывать механизмы мониторинга выбросов и качества воздуха 
и модели расчетов, включая методологии исчисления объемов выбросов, 

с учетом, по возможности, различных видов ЛОС, как антропогенных, 
так и биогенных, и их реакционной способности, с целью определения 
количественных показателей переноса на большие расстояния ЛОС, как 
антропогенных, так и биогенных, и связанных с ними загрязнителей, 

участвующих в образовании фотохимических окислителей; 

d) совершенствовать оценки эффективности технологий ограничения 
выбросов ЛОС и связанных с ними затрат и вести учет разработки 
усовершенствованных и новых технологий; 

е) разрабатывать в контексте подхода, основанного на критических 
уровнях, методы сведения воедино научно-технических и 
экономических данных с целью определения соответствующих 
рациональных стратегий ограничения выбросов ЛОС и обеспечения 
общей экономической эффективности при достижении согласованных 

целей; 

f) повышать точность кадастров выбросов ЛОС, как антропогенных, так 

и биогенных, и согласовать методы их расчета и оценки; 

g) углублять свои знания о химических процессах, связанных с 

образованием фотохимических окислителей; и 

h) выявлять возможные меры по сокращению выбросов метана. 

Статья 6 

Процесс рассмотрения действия Протокола 

1. Стороны регулярно рассматривают действие настоящего Протокола с учетом 

наилучших имеющихся научных обоснований и технологических достижений. 

2. Первое рассмотрение действия проводится не позднее чем через один год со дня 
вступления в силу настоящего Протокола. 

Статья 7 

Национальные программы, политика и стратегии 

Стороны разрабатывают без необоснованного промедления национальные программы, 
политику и стратегии, направленные на выполнение обязательств по настоящему 
Протоколу, которые служат средством ограничения и сокращения выбросов ЛОС или 

их трансграничных потоков. 

Статья 8 

Обмен информацией и ежегодное представление отчетов 

1. Стороны обмениваются информацией путем уведомления Исполнительного органа о 
национальных программах, политике и стратегиях, которые они разрабатывают в 
соответствии со статьей 7, и представления ему отчетов о прогрессе, достигнутом в 

рамках осуществления этих программ, политики и стратегии, и о любых внесенных в 
них изменениях. В первый год после вступления в силу для нее настоящего 
Протокола каждая из Сторон представляет отчет об уровне выбросов ЛОС на своей 
территории и о любом РРТО на своей территории в итоговых показателях и, по мере 
возможности, по секторам происхождения и по отдельным ЛОС в соответствии с 
руководящими принципами, которые будут установлены Исполнительным органом для 
1988 года или любого другого года, взятого за базовый год для статьи 2.2, а также о 

той базе, на которой рассчитывались эти уровни. 

2. Кроме того, каждая из Сторон ежегодно представляет отчет: 

а) по вопросам, указанным в пункте 1, для предыдущего календарного 
года и по любым поправкам, которые, возможно, потребуется внести в 

отчеты, уже представленные за предыдущие годы. 

b) о прогрессе в области применения национальных или международных 
норм выбросов и методов ограничения выбросов, необходимых в 

соответствии с пунктом 3 статьи 2; 

с) о мерах, принятых в целях облегчения обмена технологиями. 

3. Помимо этого Стороны, на которые распространяется географический охват ЕМЕП, 
с периодичностью, которая будет определена Исполнительным органом, представляют 
информацию о выбросах ЛОС по секторам происхождения с указанием 
пространственного разрешения, которое будет определено Исполнительным органом, 
соответствующую целям моделирования образования и переноса вторичных 

продуктов фотохимического окисления. 

4. Такая информация, по возможности, представляется в соответствии с 

единообразной формой представления отчетности. 

Статья 9 

Расчеты 

ЕМЕП представляет ежегодным совещаниям Исполнительного органа 
соответствующую информацию о переносе озона на большие расстояния в Европе, 
используя при этом соответствующие модели и измерения. В районах, расположенных 
за пределами географического охвата ЕМЕП, используются модели, отвечающие 

существующим там конкретным условиям Сторон Конвенции. 

Статья 10 

Приложения 

Приложения к настоящему Протоколу являются неотъемлемой частью Протокола. 
Приложение I имеет обязательную силу, в то время как приложения II, III и IV имеют 
рекомендательный характер. 

Статья 11 

Поправки к Протоколу 

1. Любая Сторона может предлагать поправки к настоящему Протоколу. 

2. Предлагаемые поправки представляются в письменной форме Исполнительному 
секретарю Комиссии, который направляет их всем Сторонам. Исполнительный орган 
обсуждает предложенные поправки на своем следующем ежегодном совещании при 
условии, что такие поправки были направлены Исполнительным секретарем Сторонам 

по крайней мере за 90 дней до совещания. 

3. Поправки к настоящему Протоколу, за исключением поправок к его приложениям, 
принимаются на основе консенсуса Сторонами, присутствующими на совещании 
Исполнительного органа, и вступают в силу для принявших их Сторон на девяностый 
день со дня сдачи на хранение двумя третями этих Сторон своих документов об их 
принятии. Поправки вступают в силу для любой принявшей их Стороны после того, 
как две трети Сторон сдадут на хранение свои документы о принятии данной 
поправки, на девяностый день со дня сдачи на хранение этой Стороной своего 

документа о принятии данных поправок. 

4. Поправки к приложениям принимаются присутствующими на совещании 
Исполнительного органа Сторонами на основе консенсуса и вступают в силу через 30 
дней со дня получения сообщения об этих поправках в соответствии с пунктом 5 
настоящей статьи. 

5. Поправки, вносимые в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, в 
кратчайшие сроки после их принятия доводятся Исполнительным секретарем до 

сведения всех Сторон. 

Статья 12 

Урегулирование споров 

При возникновении спора между двумя или несколькими Сторонами относительно 
толкования или применения настоящего Протокола они ищут решение путем 
переговоров или любым иным методом урегулирования споров, приемлемым для 
сторон, участвующих в споре. 

Статья 13 

Подписание 

1. Настоящий протокол открыт для подписания в Женеве с 18 ноября 1991 года по 22 
ноября 1991 года включительно, затем в Центральных учреждениях Организации 
Объединенных Наций в Нью-Йорке до 22 мая 1992 года, государствами -членами 
Комиссии, а также государствами, имеющими консультативный статус при Комиссии, 
в соответствии с пунктом 8 резолюции 36 (IV) Экономического и Социального Совета 
от 28 марта 1947 года, и региональными организациями в области экономической 
интеграции, состоящими из суверенных государств - членов Комиссии и 
обладающими компетенцией в отношении ведения переговоров, заключения и 

применения международных соглашений по вопросам, охватываемым настоящим 
Протоколом, при условии, что эти государства и организации являются Сторонами 
Конвенции. 

2. По вопросам, входящим в их компетенцию, такие региональные организации в 
области экономической интеграции от своего собственного имени осуществляют 
права и выполняют обязанности, определенные настоящим Протоколом для их 
государств-членов. В таких случаях государства - члены этих организаций не 
уполномочены осуществлять такие права в индивидуальном порядке. 

Статья 14 

Ратификация, принятие, утверждение и присоединение 

1. Настоящий Протокол подлежит ратификации, принятию или утверждению 
подписавшими его Сторонами. 

2. Настоящий Протокол открыт для присоединения государств и организаций, 

упомянутых в пункте 1 статьи 13, с 22 мая 1992 года. 

Статья 15 

Депозитарий 

Документы о ратификации, принятии, утверждении или присоединении сдаются на 
хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который 

выполняет функции Депозитария. 

Статья 16 

Вступление в силу 

1. Настоящий Протокол вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на 
хранение шестнадцатого документа о ратификации, принятии, утверждении или 
присоединении. 

2. Для каждого государства или организации, которые указаны в пункте 1 статьи 13 и 
которые ратифицируют, принимают или утверждают настоящий Протокол или 
присоединяются к нему после сдачи на хранение шестнадцатого документа о 
ратификации, принятии, утверждении или присоединении, Протокол вступает в силу 
на девяностый день после сдачи на хранение этой Стороной своего документа о 

ратификации, принятии, утверждении или присоединении. 

Статья 17 

Выход 

В любое время по истечении пяти лет со дня вступления в силу настоящего Протокола 
в отношении любой Стороны эта Сторона может выйти из Протокола путем 
направления письменного уведомления об этом Депозитарию. Любой такой выход 
вступает в силу на девяностый день после даты получения уведомления 

Депозитарием или в более поздний срок, который может быть указан в уведомлении о 

выходе. 

Статья 18 

Аутентичные тексты 

Подлинник настоящего Протокола, английский, русский и французский тексты 
которого являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному 
секретарю Организации Объединенных Наций. 

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, надлежащим образом на то 

уполномоченные, подписали настоящий Протокол. 

СОВЕРШЕНО в Женеве восемнадцатого ноября одна тысяча девятьсот девяносто 

первого года. 

ПРИЛОЖЕНИЕ I

 

Выделенные районы регулирования 

содержаниятропосферного озона (РРТО)

 

Для целей настоящего Протокола определяются следующие РРТО: 

Канада 

РРТО N 1: Долина нижнего течения реки Фрейзер в провинции Британская Колумбия. 

Это территория долины реки Фрейзер площадью 16 800 км

2

 на юго-западе провинции 

Британская Колумбия шириной в среднем 80 км и длиной 200 км, пролегающая от 
устья реки в проливе Джорджия до Бутройда, Британская Колумбия. Ее южной 
границей является международная граница между Канадой и Соединенными Штатами, 

и эта территория включает региональный район Большого Ванкувера. 

РРТО N 2: Уинсор-Квебекский коридор в провинциях Онтарио и Квебек. 

Эта территория площадью 157 000 км

2

 охватывает участок суши длиной 1 100 км со 

средней шириной 140 км, который пролегает от города Уинсор (прилегающего к 
Детройту в Соединенных Штатах) в провинции Онтарио до города Квебек в 
провинции Квебек. Уинсор-Квебекский коридор РРТО расположен вдоль северного 
побережья Великих озер и реки Св. Лаврентия в Онтарио и охватывает реку Св. 
Лаврентия от границы между Онтарио и Квебеком до города Квебек в провинции 
Квебек. В него входят городские центры Уинсор, Лондон, Гамильтон, Торонто, Оттава, 

Монреаль, Труа-Ривьер и Квебек. 

Норвегия 

Вся материковая часть территории Норвегии, а также

 

исключительная экономическая 

зона к югу от 62С с.ш. в регионе Европейской экономической комиссии (ЕЭК) 

площадью 466 000 км

2

ПРИЛОЖЕНИЕ II 

Меры по ограничению выбросов летучих органических 

соединений (ЛОС) из стационарных источников 

Введение 

1. Цель настоящего приложения заключается в предоставлении Сторонам Конвенции 
руководящих принципов определения наилучших имеющихся технологий, что 

позволит им выполнить обязательства по Протоколу. 

2. В основе информации, касающейся характеристик выбросов и затрат на борьбу с 
ними, лежит официальная документация Исполнительного органа и его 
вспомогательных органов, в частности документы, полученные и рассмотренные 
Целевой группой по выбросам ЛОС из стационарных источников. Считается, что за 
исключением специально оговоренных случаев, перечисляемые методы достаточно 
разработаны на основе опыта практического использования. 

3. Опыт, накопленный в области использования новых продуктов и эксплуатации 
новых установок, на которых применяются технологии сокращения выбросов, а также 
модернизации существующего оборудования, становится все более обширным; 
поэтому необходимо будет на регулярной основе осуществлять доработку приложения 
и вносить в него поправки. Наилучшие имеющиеся технологии, определенные для 
новых установок, могут быть применены и к существующему оборудованию после 

надлежащего переходного периода. 

4. В приложении перечисляется ряд мер, характеризующихся различными затратами 
на их осуществление и эффективностью. Выбор мер в том или ином случае будет 
определяться рядом факторов, включая соображения экономического характера, 
технологическую инфраструктуру и осуществляемые меры по борьбе с выбросами 

ЛОС. 

5. В данном приложении в целом не затрагиваются конкретные виды ЛОС, 
выделяемые различными источниками, а рассматриваются наилучшие имеющиеся 
технологии сокращения выбросов ЛОС. При планировании мер в отношении 
некоторых источников целесообразно изучить возможности уделения 
первоочередного внимания тем видам деятельности, в ходе которых происходят 
выбросы химически активных ЛОС, а не выбросы ЛОС, не являющихся химически 
активными ЛОС (например, в секторе, использующем растворители). Однако в ходе 
разработки таких мер, ориентированных на конкретные соединения, необходимо 
также учитывать и другие последствия для окружающей среды (например, изменение 

глобального климата) и для здоровья человека. 

I. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ, В КОТОРЫХ ПРОИСХОДЯТ ВЫБРОСЫ 

ЛОС ИЗ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 

6. Ниже перечисляются основные области, связанные с антропогенными выбросами 
ЛОС, не содержащими метан: 

а) использование растворителей; 

b) нефтяная промышленность, включая транспортировку, погрузку и 

разгрузку нефтепродуктов; 

с) промышленность органической химии; 

d) небольшие установки по сжиганию (например, установки для 

бытового обогрева и небольшие промышленные паровые котлы); 

е) пищевая промышленность; 

f) черная металлургия; 

g) сбор, транспортировка и обработка отходов; 

h) сельское хозяйство. 

7. Порядок перечисления отражает уровень общей значимости данных областей, 
находящийся в зависимости от степени неопределенности кадастров выбросов. 
Структура распределения выбросов ЛОС по различным источникам зависит в 
значительной степени от области деятельности в пределах территории той или иной 

конкретной Стороны. 

II. ОБЩИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ СОКРАЩЕНИЯ 

ВЫБРОСОВ ЛОС 

8. Существует несколько возможностей сокращения или предотвращения выбросов 
ЛОС. Меры по сокращению выбросов ЛОС направлены главным образом на 
модификацию продуктов и/или технологических процессов (включая ремонтно-
техническое обслуживание и эксплуатационный контроль), а также на реконструкцию 
существующих предприятий. Ниже перечисляются общие принципы, лежащие в 
основе существующих мер, которые могут применяться по отдельности или в 
сочетании друг с другом: 

а) замена ЛОС; например, использование водяных ванн для 
обезжиривания и применение красок, типографской краски, клея и 

адгезивов с низким содержанием/ЛОС или без них; 

b) сокращение выбросов путем использования наилучшей практики 
управления, например путем рационального ведения хозяйства, 
осуществления программ предупредительного ремонтно-технического 
обслуживания или внесения таких изменений в технологические 
процессы, как применение замкнутых систем в ходе использования, 
хранения и распределения органических жидкостей с низкой 
температурой кипения; 

с) рециркуляция и/или рекуперация ЛОС, эффективный сбор которых 
осуществляется с помощью таких методов ограничения выбросов, как 
адсорбция, абсорбция, конденсация и мембранная технология; 

идеальным вариантом было бы повторное использование органических 

соединений на том же промышленном объекте; 

d) деструкция ЛОС, эффективный сбор которых осуществляется с 
помощью таких методов ограничения выбросов, как термическое или 
каталитическое сжигание или биологическая обработка. 

9. Мониторинг процедур борьбы с выбросами является необходимым условием 
обеспечения надлежащего осуществления соответствующих мер и практики 
ограничения выбросов ЛОС в целях их эффективного сокращения. Мониторинг 
процедур борьбы с выбросами включает: 

а) составление перечня тех определенных выше мер по сокращению 
выбросов ЛОС, которые к настоящему времени уже осуществлены; 

b) составление характеристик и определение количественного объема 
выбросов ЛОС из соответствующих источников путем использования 

контрольно-измерительной аппаратуры и других методов; 

с) периодический анализ осуществляемых мер по борьбе с выбросами с 

целью обеспечения их эффективного дальнейшего проведения; 

d) регулярное запланированное представление регулирующим органам 
информации по пунктам а), b) и с) с помощью согласованных процедур; 

е) сопоставление достигнутого на практике уровня сокращения 

выбросов ЛОС с целевыми показателями Протокола. 

10. Данные о показателях капиталовложений/затрат были получены из различных 
источников. С учетом множества воздействующих факторов указанные показатели 
сильно разнятся между собой для каждого отдельного случая. Если при рассмотрении 
стратегии эффективности затрат используется такая единица, как "затраты на одну 
тонну сокращения ЛОС", то необходимо учитывать, что значение этих конкретных 
показателей определяется в основном такими факторами, как мощность установки, 
эффективность удаления и концентрация ЛОС в неочищенном газе, вид технологии и 
выбор новых установок, а не модернизация. Иллюстративные данные о затратах 
также должны основываться на параметрах конкретных технологических процессов, 
например мг/м

2

 обработанной продукции (красок), кг/м

3

 или кг/единицу 

произведенной продукции . 

11. В основе соображений, связанных со стратегией эффективности затрат, должен 
лежать такой фактор, как общие ежегодные затраты (включая капитальные и 
эксплуатационные издержки). Затраты на сокращение выбросов ЛОС следует также 
рассматривать в экономических рамках всего процесса, например с учетом влияния 
мер по ограничению выбросов и связанных с ними затрат на издержки производства. 

III. МЕТОДЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЫБРОСОВ 

12. В таблице 1 в кратком виде приводятся основные категории имеющихся методов 
ограничения выбросов ЛОС. Указанные в таблице методы успешно применяются в 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..