ОГМ240-18. Прибор безопасности. Руководство по эксплуатации - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОГМ240-18. Прибор безопасности. Руководство по эксплуатации РИВП.453618.004-18 РЭ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОГМ240-18. Прибор безопасности. Руководство по эксплуатации - часть 1

 

 

Прибор  безопасности

ОГМ240-18

РЭ-45361800418100114-RU

Руководство  

по эксплуатации

РИВП.453618.004-18 РЭ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3

Содержание

1. Введение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4

2. Меры безопасности .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4

3. Описание и работа составных частей  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 5

4. Расположение органов управления и элементов  
    индикации   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 6

5. Подготовка к работе   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 9

6. Порядок работы   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 10

7. Описание выполняемых функций   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 11

7.1. Ограничение перегрузки крана   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 11
7.2. Ограничение рабочих движений механизмов  
       подъема (опускания) стрелы и груза  
       в крайних положениях .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 12
7.3. Координатная защита .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 12
7.4. Защита от опасного приближения  
        к линии электропередачи  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 14
7.5. Регистратор параметров  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 15
7.6. Управление электрооборудованием крана   .  .  . 17
7.7. Тестирование составных частей  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 18

8. Возможные неисправности и методы  
    их устранения .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 18

9. Техническое обслуживание    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 20

9.1. Общие указания .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 20
9.2. Виды и периодичность технического  
        обслуживания .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 20
9.3. Порядок технического обслуживания  .  .  .  .  .  .  . 20

10. Проверка с контрольными грузами   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 22

11. Проверка защиты от опасного приближения  
       к линии электропередачи  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 23

12. Маркировка и пломбирование .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 25

13. Правила хранения и транспортировки   .  .  .  .  .  .  .  .  . 26

14. Настройка .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 26

14.1. Установка даты и времени  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 27
14.2. Выбор модели крана, ввод даты установки .  .  . 27
14.3. Задание коэффициентов для определения  
          длины стрелы    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 28
14.4. Задание коэффициента для определения  
          вылета .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 28
14.5 Установка начала отсчета датчика азимута  .  .  . 29
14.6. Настройка определения массы груза .  .  .  .  .  .  . 29
14.7. Ввод номера прибора и номера крана  .  .  .  .  .  . 30

Приложения   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 34

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4

1. Введение

Настоящее  руководство  по  эксплуатации  распространя-
ется на прибор безопасности ОГМ240-18 (далее — прибор 
безопасности или ОГМ240).

Прибор  безопасности  предназначен  для  установки  

на стреловые автомобильные гидравлические краны. 

ОГМ240  обеспечивает  защиту  крана  от  перегрузки  

и  опрокидывания  при  подъеме  груза,  от  повреждения 
крана при работе в стесненных условиях, от столкновения 
механизмов  крана  с  проводами  линии  электропередачи 
(далее  —  ЛЭП),  а  также  регистрацию  линейных  и  нагру-
зочных параметров крана в реальном времени.

В  настоящем  документе  изложены:  выполняемые 

функции ОГМ240, порядок его настройки, порядок рабо-
ты,  указания  по  техническому  обслуживанию,  способы 
устранения харак терных неисправностей, правила хране-
ния, упаковки и транспортирования. 

Состав и технические характеристики прибора безопас-

ности приведены в паспорте ОГМ240-18.

В  связи  с  постоянной  работой  по  совершенствованию 

конструкции  и  улучшению  эксплуатационных  качеств 
прибора безопасности, несущественные изменения кон-
струкции  ОГМ240  могут  быть  не  отражены  в  настоящем 
руководстве.

Все замечания и предложения по конструкции, обслу-

живанию  и  эксплуатационной  документации  прибора 
безопасности  просим  направлять  в  адрес  предприятия-
изготовителя.

2. Меры безопасности 

Наличие  прибора  безопасности  не  снимает  ответст-
венности  с  крановщика  в  случае  опрокидывания  крана, 
разрушения его конструкций или иных аварий.

ОГМ240  должен  использоваться  только  как  прибор 

безопасности  или  ограничитель,  отключающий  движе-
ния  крана  при  ошибках  крановщика.  Крановщик  в  каж-
дом  конкретном  случае  должен  убедиться  в  том,  что  при 
подъеме данного груза не произойдет превышения грузо- 
подъемности крана.

Запрещается:

– предпринимать попытки поднять груз, превышающий 

допустимую грузоподъемность крана на данном выле-
те, несмотря на наличие ОГМ240;

– использовать  прибор  безопасности  в  качестве  весов 

или измерителя силы, в том числе при отрыве закре-
пленных грузов;

– подключать внешней источник электропитания к элек-

трооборудованию  крана  при  отсутствии  на  кране  ис-
правной аккумуляторной батареи;

– проводить сварочные работы при установленном при-

боре безопасности;

– эксплуатировать  ОГМ240  при  поврежденных  пломбах  и  

(или) при наличии механических повреждений любых со-
ставных частей ОГМ240, включая соединительные  жгуты.

– вращать кабельный барабан датчика длины стрелы в на-

правлении, противоположном указанному стрелкой.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5

3. Описание и работа составных 

    частей

В состав прибора безопасности ОГМ240 входят:
– блок индикации;
– датчик  длины  стрелы,  совмещенный  с  датчиком  угла 

наклона стрелы;

– датчики поршневого и штокового давления;
– датчик  угла  поворота  платформы  крана  относитель- 

но базового шасси;

– датчик опасного приближения к ЛЭП.

Составные  части  прибора  безопасности  соединены 

между  собой  однопроводной  цифровой  линией  связи.  
Структурная  схема  ОГМ240  приведена  на  рисунке  1.  
Соединение выполнено по сетевой топологии типа «звез-
да»  с  одним  центральным  устройством.  В  качестве  цен-
трального устройства используется блок индикации.

Блок  индикации  (БИ)  по  цифровой  линии  связи  полу-

чает  информацию  от  датчиков  давления,  угла  наклона 
стрелы, длины стрелы, азимута и опасного приближения 
к  ЛЭП.  Обрабатывая  эту  информацию,  блок  индикации 
определяет  нагрузочные  и  линейные  параметры  крана  
и,  в  случае  превышения  допустимых  величин,  фор-
мирует  блокирующие  сигналы.  Блок  индикации  со-
держит  средства  для  отображения  параметров  крана  
и сработавших ограничений, кнопки для выбора конфигу-
рации оборудования крана, ввода ограничений «коорди-
натной  защиты».  При  достижении  предельных  значений 
определяемых  параметров  блок  индикации  формирует 

предупредительный звуковой сигнал. Блок индикации со-
держит регистратор параметров работы крана.

Датчик  приближения  к  ЛЭП  (ДЛ)  подключен  к  блоку 

индикации  посредством  кабельного  барабана  датчика 
длины стрелы. Кроме определения напряженности элек-
трического поля, ДЛ обрабатывает сигнал с датчика пре-
дельного подъема крюка. 

Рисунок 1. Структурная схема ОГМ240

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По сигналу с блока индикации ДЛ включает фару.  При 

отключении  прибора  ДЛ  автоматически  включает  габа-
ритный фонарь.

6

Внешний вид лицевой панели блока индикации серии 

БИ04,  назначение  кнопок  и  элементов  индикации  пред-
ставлены на рисунке 2.

Жидкокристаллический дисплей.
Индикатор степени загрузки крана.
Индикатор «Стоп»
  

включается при срабатывании одного из ограничений 

ОГМ240.

1

2

3

4. Расположение органов управления  

    и элементов индикации

10

11

12

13

22

14

15

16

17

18

19

20

21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

24

23

Рисунок 2. Лицевая панель блока индикации БИ04

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7

Индикатор «Предел» 

включается при приближении к одному из ограниче-

ний ОГМ240, выключается при включении индикатора 

«Стоп».
Индикатор «ЛЭП»

включается в мигающем режиме: 
совместно с индикатором «Предел» при приближении 

к опасному расстоянию до линии электропередачи;
совместно  с  индикатором  «Стоп»  при  достижении 

опасного расстояния до ЛЭП.
Индикатор возможности снятия блокировки меха-

низмов крана.
Индикатор «Поворот влево»:
постоянно включен при введенном ограничении «По-

ворот влево»;
включается в мигающем режиме совместно с индика-

тором «Предел» при приближении к ограничению «По-

ворот влево»;
включается в мигающем режиме совместно с индика-

тором  «Стоп»  при  срабатывании  ограничения  «Пово-

рот влево».
Индикатор «Стена»:
постоянно включен при введенном ограничении «Сте-

на»;
включается  в  мигающем  режиме  совместно  с  инди-

катором  «Предел»  при  приближении  к  ограничению 

«Стена»;

5

4

– 

– 

 

– 

– 

 

– 

 

– 

8

включен в мигающем режиме совместно с индикато-

ром  «Стоп»  при  срабатывании  ограничения  «Стена» 

или при достижении максимального вылета.
Индикатор «Поворот вправо»:
постоянно включен при введенном ограничении «По-

ворот вправо»;
включается в мигающем режиме совместно с индика-

тором «Предел» при приближении к ограничению «По-

ворот вправо»;
включается в мигающем режиме совместно с индика-

тором  «Стоп»  при  срабатывании  ограничения  «Пово-

рот вправо».
Индикатор предельной температуры масла в гидро-

системе крана.
Индикатор выхода параметров двигателя за допу-

стимые пределы.
Индикатор предельного подъема крюка.
Индикатор «Потолок»: 
постоянно включен при введенном ограничении «По-

толок»;
включается  в  мигающем  режиме  совместно  с  инди-

катором  «Предел»  при  приближении  к  ограничению 

«Потолок»;

включается  в  мигающем  режиме  совместно  с  ин-

дикатором  «Стоп»  при  срабатывании  ограничения 

«Потолок»  или  при  достижении  минимального  вы- 

лета.

– 

 

– 

– 

 

– 

 

 

 

– 

– 

 

9

13

12

11

10

6

7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8

Кнопка «Индикация» позволяет выводить на дисплей 

нагрузочные  и  линейные  параметры  крана  (после-

довательным нажатием выбирать требуемую группу 

параметров).
Кнопка «Характеристика» позволяет:
переходить  к  выбору  конфигурации  оборудования 

крана  (кратность  запасовки  полиспаста,  положение 

выносных опор, наличие удлинителя);
выходить из меню. 
Кнопка «Потолок» позволяет:
при длительном удержании вводить/снимать ограни-

чение «Потолок»;
переводить курсор на верхнюю строку меню;
увеличивать значение изменяемого параметра;
увеличивать  громкость  встроенного  звукового  сиг-

нала.
Кнопка «Меню» позволяет:
переходить к рабочему меню для считывания данных 

регистратора параметров, просмотра данных с датчи-

ков;
переходить  к меню настройки (когда включен режим 

настройки).
Кнопка «Часы» позволяет:
выводить  на  дисплей  диагностическую  информацию 

регистратора параметров;

– 

 

– 



– 

– 

 

– 

при  удержании,  если  индикатор  6  включен,  снимать 

блокировку определенных  механизмов крана в зави-

симости от сработавшего ограничения;
при удержании, если индикатор 6 выключен, выводить 

долговременную информацию.
Кнопка «Поворот влево» позволяет:
при  длительном  удержании  вводить/снимать  соот-

ветствующее ограничение;
переходить  к  предыдущему  информационному  со-

общению. 
Кнопка «Стена» позволяет:
при длительном удержании вводить/снимать ограни-

чение «Стена»;
уменьшать значение изменяемого параметра.
Кнопка «Поворот вправо» позволяет:
при  длительном  удержании  вводить/снимать  соот-

ветствующее ограничение;
переходить  к  предыдущему  информационному  со-

общению. 
Индикатор режима настройки.
Разъем для SD-карты.
Переключатель режимов «Работа — Настройка».

16

15

17

18

– 

 

– 

– 

– 

– 

– 

19

20

22

21

14

23

24

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9

5. Подготовка к работе 

Подготовка прибора безопасности к работе производится 
в следующей последовательности:
1. При  пониженных  температурах  окружающей  среды 

(ниже  0°С),  перед  эксплуатацией  прибора  безопасно-
сти рекомендуется прогреть воздух в кабине крана.

2. Включить напряжение питания блока индикации.
3. Убедиться  в  запуске  тестового  режима,  проконтроли-

ровать  включение  всех  светодиодных  индикаторов  на 
лицевой панели блока индикации. 

4. Визуально  проконтролировать  обнаруженную  прибо-

ром неисправность (в нижней части ЖК-дисплея появ-
ляется ее описание).

5. Проверить  правильность  установки  кратности  за-

пасовки  полиспаста,  состояния  опорного  контура  
и стрелового оборудования.

Для выбора кратности запасовки полиспаста необходи-

мо (рисунок 3):
– нажать кнопку 15;
– последовательным  нажатием  кнопки  17  выбрать  тре-

буемую кратность запасовки полиспаста;

– нажать кнопку 14.

Для выбора положения опорного контура необходимо 

(рисунок 4):
– дважды нажать кнопку 15;
– последовательным  нажатием  кнопки  17  выбрать  тре-

буемый опорный контур;

– нажать кнопку 14.

Для выбора удлинителя необходимо (рисунок 5):

Рисунок 3. Выбор кратности запасовки полиспаста

17

14 15

Рисунок 4. Выбор положения опорного контура

17

14 15

Рисунок 5. Выбор удлинителя (гуська)

17

14 15

– трижды нажать кнопку 15;
– последовательным  нажатием  кнопки  17  выбрать  тре-

буемый удлинитель;

– нажать кнопку 14.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10

6. Порядок работы

После  тестирования  прибор  автоматически  переходит  к 
отображению  основных  параметров  крана  (рисунок  5): 
массы поднимаемого груза (Q, т), грузоподъемности кра-
на для текущего вылета (Q

м

, т), вылета (R, м), длины стрелы  

(L, м); текущего времени.

Для  вывода  на  дисплей  дополнительных  параметров 

нажмите кнопку 14. При этом отображаются (рисунок 6): 
степень  загрузки  крана  (М

З

,%),  угол  наклона  стрелы  (

α,°), 

высота подъема оголовка стрелы (Н, м), текущая дата. 

При  нажатии  кнопки  18  выводится  (рисунок  7)  инфор-

мация  о  наработке  крана  в  моточасах  и  давлении  масла  
в гидросистеме (Рм.г.с1, Рм.г.с2, Рм.г.с3).

Для  вывода  на  дисплей  информации  встроенного  

в  прибор  регистратора  нажмите  и  удерживайте  кнопку 
18 (рисунок 8). При этом на дисплее отображаются общее 
число рабочих циклов и характеристическое число.

Рисунок 5. Основные параметры крана

Рисунок 6. Дополнительные параметры крана

14

Рисунок 7. Диагностическая информация о состоянии крана

18

Рисунок 8. Долговременная информация о состоянии крана

18

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11

7. Описание выполняемых функций 

7.1. Ограничение перегрузки крана

Ограничитель грузоподъемности:
– информирует крановщика о предельной загрузке крана;
– автоматически отключает механизмы крана при подъ-

еме  груза,  масса  которого  превышает  максимальную 
грузоподъемность для текущего вылета;

– обеспечивает  возможность  обратного  движения  (для 

уменьшения степени загрузки).

Для выполнения этой функции ОГМ240 определяет мас-

су груза Q (т) и максимальную грузоподъемность для те-
кущего вылета Q

м

 (т). 

Грузоподъемность  крана  зависит  от  вылета  и  длины 

стрелы. С увеличением вылета и длины стрелы грузоподъ-
емность крана уменьшается. 

Грузоподъемность также уменьшается:

– при выдвижении секций стрелы;
– при ускоренной работе грузовой лебедки;

– при работе крана с неполным опорным контуром;
– при входе в нерабочую зону (сектор над кабиной).

Грузоподъемность  задается  в  виде  таблицы  и  приво-

дится в паспорте крана.

Для  количественной  оценки  загруженности  крана 

ОГМ240  рассчитывает  степень  загрузки  крана,  равную 
процентному  отношению  массы  груза  нетто  к  макси-
мальной грузоподъемности крана для текущего вылета.

Предварительная сигнализация включается при степе-

ни загрузки более 90%. При этом загорается желтое табло 
«Предел»  и  включается  прерывистый  звуковой  сигнал. 

Если  степень  загрузки  крана  более  105%,  загорается 

красное  табло  «Стоп»,  включается  прерывистый  звуко-
вой сигнал с меньшим периодом повторения, механизмы  
крана блокируются.

После  включения  блокировки  разрешены  движения, 

направленные на уменьшение степени загрузки крана:
– опускание  груза  (обеспечивается  электрической  схе-

мой крана);

– втягивание  секций  стрелы  (при  нагрузках,  допуска 

ющих телескопирование);

– подъем  стрелы  (при  загрузке  не  более  125%  при  на-

жатой кнопке 18);

– поворот платформы в обратную сторону от кабины  ба-

зового шасси, при нахождении крана в нерабочей зоне 
(при удержании кнопки 18).

M

з 

=

  Q   

* 100%

         Q

м

Внимание!

ОГМ240 не является весоизмерительным устройством. 
Масса груза определяется с точностью, достаточной для 
выполнения функций ограничителя грузоподъемности 
и может отличаться от фактической массы груза. До-
пустимая погрешность определения грузоподъемности 
приведена в паспорте прибора безопасности.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12

7.2. Ограничение рабочих движений механизмов 

подъема (опускания) стрелы и груза в крайних по-

ложениях

Прибор  ОГМ240  реализует  группу  ограничений,  предна-
значенных  для  предотвращения  повреждений  механиз-
мов крана:
– ограничение предельного подъема крюка;
– ограничение сматывания каната грузовой лебедки;
– ограничение минимального вылета;
– ограничение максимального вылета.

При  срабатывании  одного  из  ограничений  механиз-

мы крана блокируются. При этом включается индикатор 
«Стоп», на дисплей выводится информационное сообще-
ние  и  включается  прерывистый  звуковой  сигнал.  После 
срабатывания ограничения, разрешается движение в об-
ратную сторону (таблица 1).

При  достижении  минимального  вылета,  включает- 

ся индикатор минимального вылета 13. При достижении 
максимального  вылета,  включается  индикатор  макси-
мального вылета 8. При предельном подъеме крюка за- 
горается соответствующий индикатор 12.

7.3. Координатная защита
Координатная защита предназначена для предотвраще-
ния  столкновения  крана  с  препятствием  в  стесненных 
условиях. В ОГМ240 реализованы следующие виды коор-
динатной защиты:
– «потолок» (рисунок 9);
– «стена» (рисунок 10);
– «поворот влево», «поворот вправо» (рисунок 11).

«Потолок»  —  ограничение  высоты  подъема  оголовка 

стрелы.  Ограничение  вводится  нажатием  и  длительным 
удержанием кнопки 16. Контроль состояния ограничения 
осуществляется с помощью индикатора «Потолок» 16. 

«Стена» — ограничение вылета по линии произвольной 

формы.  Ограничение  вводится  нажатием  и  длительным 
удержанием кнопки 20. Индикатор «Стена» 20 позволяет 
осуществлять контроль этого ограничения.

Причина блокировки

Разрешенные движения

Предельный  

подъем крюка

Ограничитель сматывания 

каната грузовой лебедки

Минимальный вылет

Максимальный вылет

Таблица 1. Разрешенные движения при срабатывании ограниче-

ний рабочих движений крана (серым цветом обозначены предпо-

чтительные движения, выполнение которых позволяет наиболее 

безопасно вывести стрелу из запрещенной зоны).

При вводе ограничений координатной защиты  

необходимо учитывать габариты поднимаемого груза 
и предусматривать запас по расстоянию  
и углу поворота (для учета инерции).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

13

«Поворот  влево»,  «поворот  вправо»  —  ограничения 

угла поворота стрелы. Ограничения вводятся нажати-
ем и длительным удержанием кнопок 19, 21 соответ-
ственно, индикаторы «Поворот влево», «Поворот впра-
во»  19,  21  предназначены  для  контроля  ввода  этих 
ограничений.

Для ввода ограничения необходимо:

Рисунок 9. Координатная защита «Потолок»

Рисунок 10. Координатная защита «Стена»

Рисунок 11. Координатная защита 

«Поворот влево», «Поворот вправо»

– осуществить  поворот  стрелы  до  границы  охранной 

зоны,  представленной  в  виде  воображаемой  верти-
кальной плоскости, проходящей через ось вращения 
поворотной платформы крана (рисунок 11);

– нажать  и  удерживать  кнопку,  соответствующую  тре-

буемому ограничению;

– проконтролировать включение индикатора.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14

Для снятия введенного ограничения необходимо:

– повторно нажать и удерживать ту же кнопку;
– проконтролировать выключение индикатора.

При подходе к ограничительной плоскости включается 

предварительная сигнализация:
– включается индикатор «Предел»;
– включается прерывистый звуковой сигнал;
– индикатор соответствующего ограничения переходит в 

мигающий режим.

Порог  включения  предварительной  сигнализации  для 

ограничений «Потолок» и «Стена» — 2 м. Для ограничений 
«Поворот влево», «Поворот вправо» — 10 градусов.

При  переходе  ограничительной  плоскости  механизмы 

крана блокируются:
– включается индикатор «Стоп»;
– индикатор, соответствующий сработавшему ограниче-

нию, включен в мигающем режиме; 

– период повторения звукового сигнала уменьшается;
– на  дисплей  выводится  сообщение,  соответствующее 

сработавшему ограничению.

При  срабатывании  ограничений  возможны  движения, 

направленные в обратную сторону (таблица 2).

7.4. Защита от опасного приближения к ЛЭП
Защита  от  опасного  приближения  к  линии  электропере-
дачи позволяет:
– своевременно обнаружить ЛЭП;
– блокировать  механизмы  крана  при  вхождении  ого-

ловка стрелы в опасную зону;

– обеспечить возможность обратного движения (выхода 

оголовка стрелы из опасной зоны).

Перед началом работы крановщик обязан убедиться  

в  возможности  выполнения  грузоподъемных  работ  без 
опасного приближения к ЛЭП. 

Допустимое расстояние от оголовка стрелы до прово-

да линии электропередачи зависит от напряжения ЛЭП:

Причина блокировки

Разрешенные движения

«Потолок»

«Стена»

«Поворот влево»

«Поворот вправо»

Таблица 2. Разрешенные движения при срабатывании ограничений 

«Координатной защиты» (серым цветом обозначены предпо-

чтительные движения, выполнение которых позволяет наиболее 

безопасно вывести стрелу из запрещенной зоны.

Напряжение  

ЛЭП, кВ

Расстояние от датчика до провода ЛЭП, не менее, м

минимально 

допустимое

предварительная

сигнализация

блокировка 

механизмов

до 1

1,5

5

от 2 до 4

от 1 до 35

2,0

10

от 3 до 7

от 35 до 110

4,0

15

от 5 до 10

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15

При попадании оголовка стрелы в зону действия элек-

трического поля ЛЭП частотой 50 Гц срабатывает защита 
от опасного приближения к ЛЭП: зажигается соответству-
ющий индикатор, включается звуковой сигнал и блокиру-
ются все движения крана.

После блокирования крановщик должен:

1. Внимательно осмотреть рабочую зону и ее положение 

относительно ЛЭП.

2. Определить тип и расположение высоковольтной линии 

электропередачи.

3. Снять блокировку крана. Для этого необходимо выбрать 

один из следующих вариантов:

а) выбрать следующий диапазон ЛЭП. Для этого нужно 

перейти  в  главное  меню  нажатием  кнопки  17,  вто-
рым  нажатием  кнопки  17  перейти  к  выбору  диапа-
зона ЛЭП, третьим нажатием кнопки 17 переключить 
прибор на следующий диапазон;

б) удерживая кнопку 18, вывести стрелу из опасной зоны;
в) ввести координатную защиту.
Продолжать работу без опасного приближения к ЛЭП.

7.5. Регистратор параметров
Память  регистратора  параметров  состоит  из  трех  обла-
стей, предназначенных для хранения:
– оперативной информации;
– информации о перегрузках крана;
– долговременной информации.

Оперативная  информация  и  информация  о  перегруз-

ках состоит из набора записей. 

Напряжение  

ЛЭП, кВ

Расстояние от датчика до провода ЛЭП, не менее, м

минимально 

допустимое

предварительная

сигнализация

блокировка 

механизмов

от  110  до  450

6,0

20

от 10 до 15

500 и выше

9,0

40

от 23 до 20

Таблица 3. Допустимое расстояние от оголовка стрелы  

до провода ЛЭП

Внимание!

1. Работа крана вблизи ЛЭП без наряда-допуска уста-

новленного образца запрещена!

2. Защита от ЛЭП не во всех случаях может предотвра-

тить опасное приближение крюковой обоймы, гру-
зового каната и длинномерного груза к ЛЭП. Поэтому 
прибор безопасности не должен использоваться как 
рабочее средство для остановки механизмов крана.

3. Расстояние, при котором срабатывают предвари-

тельная сигнализация и защита от ЛЭП, зависит от 
многих факторов окружающей среды (температура, 
влажность воздуха и т.п.).

4. Прибор безопасности не защищает от ЛЭП постоянно-

го тока и от приближения к электрическим кабелям.

5. Необходимо строго соблюдать законодательно 

установленные Правила электробезопасности. При 
сознательном нарушении этих правил, защита от по-
ражения электрическим током не гарантируется.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

16

Одна запись включает в себя:

– дату и время записи;
– массу груза;
– степень загрузки крана;
– максимально  допустимую  массу  груза  для  текущего 

вылета;

– угол наклона стрелы;
– вылет;
– высоту подъема оголовка стрелы;
– угол поворота платформы крана;
– код стрелового оборудования;
– кратность запасовки полиспаста;
– состояние опорного контура;
– информацию о сработавших ограничениях;
– состояние дискретных входов и выходов;
– факты принудительного снятия ограничения.

Записи  оперативной  информации  производятся  с  пе-

риодом от 1 до 25 с. Период записи зависит от степени за-
грузки крана. При максимальной загрузке крана период 
минимальный, при минимальной загрузке крана — мак-
симальный. Записи информации о перегрузках произво-
дятся один раз за цикл, при этом:
– степень загрузки крана должна быть более 100%;
– сохраняется  информация,  соответствующая  макси- 

мальной степени загрузки крана в течение цикла.

Долговременная информация включает в себя:

– общую наработку крана в моточасах;
– суммарное число рабочих циклов;
– статистику поднятых грузов;

– характеристическое число;
– номер крана и номер прибора безопасности;
– дату установки прибора безопасности на кран.

Обработка и распечатка данных регистратора параме-

тров осуществляется на персональном компьютере (ПК) 
под  управлением  операционной  системы  Windows  с  по-
мощью программы LogSystem. Данные на ПК сохраняют-
ся в файлах с расширением .bbi.

Передача данных на ПК производится с помощью кар-

ты памяти типа SD (Secure Digital). 

Для считывания РП необходимо (рисунки 12 и 13):

– вставить SD-карту в разъем в блоке индикации 23;
– нажатием кнопки 17 перейти в главное меню;
– нажатием  кнопки  21  выбрать  пункт  меню  «Запись  со-

держимого регистратора» (данные регистратора пара-
метров  записываются  в  файлы  с  расширением  *.bbk), 
нажать кнопку 17;

Рисунок 12. Разъем для SD-карты в блоке индикации

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

17

Рисунок 13. Передача данных на ПК

17
21

– дождаться появления на дисплее сообщения «данные 

записаны», извлечь карту из блока индикации, вставить 
в устройство для считывания (Card Reader);

– в папке с записанными файлами запустить программу 

LogConverter,  результатом  работы  программы  станут 
файлы с расширением *.bbi.

Обработка  и  распечатка  данных  регистратора  произ-

водится  согласно  руководству  пользователя  программы 
Rezonans LogSystem. Последние версии программ можно 
скачать на сайте www.rez.ru.

7.6. Управление электрооборудованием крана
ОГМ240 обеспечивает управление следующим электроо-
борудованием крана:
– электромагнитами разрешения крановых операций;
– электромагнитом  включения  ускоренной  работы  ле-

бедки;

– габаритным фонарем;
– освещением груза;
– вентилятором охлаждения масла в гидросистеме крана.

Описанные функции выполняются только  

при реализации соответствующей возможности  
в электросхеме крана.

ОГМ240  допускает  подключение  до  двух  электромаг-

нитов  разрешения  крановых  операций.  В  нормальном 
режиме  работы  крана,  когда  ограничения,  указанные  в 
п.  7.2  отсутствуют,  ОГМ240  формирует  на  электромагни-
тах напряжение, равное напряжению бортовой сети. При 
срабатывании одного из ограничений ОГМ240 блокирует 
запрещенные движения путем снятия напряжения с со-
ответствующих  электромагнитов.  Соответствие  электро-
магнитов  крановым  операциям  производится  при  при-
вязке  к  требуемому  типу  крана  и  приведено  на  схеме 
подключения прибора безопасности.

При  нажатии  кнопки  включения  ускоренного  режима, 

расположенной на рукоятке управления подъемом/опу-
сканием крюка, ОГМ240 формирует напряжение бортовой 
сети на электромагните разрешения ускоренной работы 
лебедки. Ускоренный режим невозможен при превыше-
нии максимальной грузоподъемности крана.

Включение габаритного фонаря, подключенного к дат-

чику приближения к ЛЭП, происходит автоматически при 
отключении ОГМ240. Это происходит благодаря раздель-
ному питанию блока и датчика длины стрелы.

При  переключении  тумблера  освещения  груза,  рас-

положенного на панели управления краном, в положение 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..