ОГМ 240-25. Прибор безопасности. Руководство по эксплуатации - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОГМ 240-25. Прибор безопасности. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОГМ 240-25. Прибор безопасности. Руководство по эксплуатации - часть 1

 

 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ÏÐÈÁÎРÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÈ ÎÃÌ240-25 

 

Ðóêîâîäñòâî ïî ýêñïëóàòàöèè 

 

ÐÈÂÏ.453618.004-25 ÐÝ  

 

 

ВНИМАНИЕ! 

Наличие  прибора  безопасности  не  снимает  ответственности  с 
крановщика  в  случае  опрокидывания  крана,  разрушения  его 
конструкций или иных аварий. 

ОГМ240  должен  использоваться  только  как  прибор  безопасности 
грузоподъемности  или  ограничитель,  отключающий  движения  крана 
при  ошибках  крановщика.  Крановщик  в  каждом  конкретном  случае 
должен убедиться в том, что при подъеме данного груза не произойдет 
превышения грузоподъемности крана. 

ОГМ240  не  устанавливается  автоматически  на  различные  типы 
стрелового  оборудования  крана.  Поэтому,  при  смене  стрелового 
оборудования  крана,  необходимо  переключить  ОГМ240  на 
соответствующий  режим  и  провести  настройку  прибора  в 
соответствии с настоящим руководством. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 

Предпринимать  попытки  поднять  груз,  превышающий  допустимую 
грузоподъемность  крана  на  данном  вылете,  несмотря  на  наличие 
ОГМ240. 

Использовать  прибор  безопасности  в  качестве  весов  или  измерителя 
силы, в том числе при отрыве закрепленных грузов. 

Подключать 

внешней 

источник 

электропитания 

к 

электрооборудованию крана при отсутствии на кране аккумуляторной 
батареи. 

Проводить  сварочные  работы  при  установленном  приборе 
безопасности. 

Эксплуатация  ОГМ240  при  повреждении  пломб  и  (или)  при наличии 
механических  повреждений  любых  составных  частей  ОГМ240, 
включая соединительные жгуты. 

Перед началом эксплуатации ознакомьтесь с настоящим руководством 

по эксплуатации  и сохраните его для последующего использования. 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1

 

Введение ................................................................................................4

 

2

 

Общие указания.....................................................................................4

 

3

 

Выполняемые функции .........................................................................5

 

4

 

Органы управления и индикации..........................................................6

 

5

 

Подготовка к работе ..............................................................................8

 

6

 

Порядок работы .....................................................................................8

 

6.1

 

Ограничитель грузоподъёмности ................................................8

 

6.2

 

Ограничители рабочих движений механизмов подъёма 
 (опускания) стрелы в крайних положениях ...............................9

 

6.3

 

Координатная защита...................................................................9

 

6.4

 

Защита от опасного приближения к ЛЭП .................................11

 

6.5

 

Работа регистратора параметров ...............................................13

 

7

 

Возможные неисправности и методы их устранения.........................13

 

8

 

Техническое обслуживание.................................................................15

 

8.1

 

Общие указания .........................................................................15

 

8.2

 

Виды и периодичность технического обслуживания ...............16

 

8.3

 

Порядок технического обслуживания.......................................16

 

8.4

 

Первое техническое обслуживание (ТО-1) ...............................17

 

8.5

 

Второе техническое обслуживание (ТО-2)................................17

 

8.6

 

Сезонное техническое обслуживание (СО)...............................18

 

8.7

 

Техническое обслуживание при консервации и  
транспортировании ....................................................................19

 

8.8

 

Проверка прибора безопасности с контрольными грузами......19

 

9

 

Маркировка и пломбирование ............................................................20

 

10

 

Правила хранения и транспортирования......................................21

 

Приложение А. Режим настройки....................................................23

 

Приложение Б. Принципиальная схема ОГМ240-25.......................33

 

 
 
 
 

 

1 ВВЕДЕНИЕ 

Настоящее  руководство  является  неотъемлемой  частью  руководства 

по  эксплуатации  крана  и  дополняет  его  в  части  эксплуатации  прибора 
безопасности  «Ограничитель  грузового  момента  ОГМ240»

1

  модификации 

ОГМ240-25. 

В настоящем документе изложены описание прибора, порядок работы 

и  технического  обслуживания,  характерные  неисправности,  правила 
хранения и транспортирования.  

В  связи  с  постоянной  работой  по  совершенствованию  конструкции  и 

улучшению 

эксплуатационных 

качеств 

прибора 

безопасности 

несущественные изменения конструкции ОГМ240 могут быть не отражены в 
настоящем руководстве. 

Все  замечания  и  предложения  по  конструкции,  обслуживанию  и 

эксплуатационной  документации  прибора  безопасности  просим  направлять 
в адрес предприятия-изготовителя. 

2  ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ 

К  работе  с  ОГМ240  допускаются  крановщики  и  аттестованные 

согласно  РД10-208-98  наладчики  приборов  безопасности

2

,  имеющие 

удостоверение  установленного  образца  на  право  обслуживания  приборов 
ОГМ240  и  изучившие  в  объеме  своих  должностных  инструкций  работу 
прибора  безопасности  и  правила  его  эксплуатации  в  объеме  данного 
руководства. 

Специалисты по считыванию и обработке информации регистраторов 

параметров

3

    должны  дополнительно  руководствоваться  инструкцией  по 

считыванию и оформлению информации РП РИВП.453618.004 И1

4

Комплектность  ОГМ240  —  в  соответствии  с  паспортом 

 

                                                   
 

1

 Далее по тексту — ОГМ240 или «прибор безопасности». 

2

 Далее по тексту — наладчики ПБ 

3

 Далее по тексту — регистратор параметров или РП 

4

 Далее по тексту — инструкция по считыванию РП 

 

 

3  ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ 

ОГМ240 определяет и отображает: 

  нагрузочные параметры крана: грузоподъёмность нетто (Q, т), 

максимальную грузоподъёмность для текущего вылета (Qм, т), 
степень загрузки крана (Мз, %); 

  линейные параметры крана: вылет (R, м), длину стрелы (L, м), 

высоту подъема оголовка стрелы (H, м). 

ОГМ240 совмещает в себе: 

  ограничитель грузоподъемности (п. 6.1); 
  ограничители рабочих движений механизма изменения  

вылета (п. 6.2); 

  координатную защиту (п. 6.3); 
  регистратор параметров работы крана (п. 6.3); 
  ограничитель рабочих движений при опасном приближении к 

проводам линии электропередач

5

 (п. 6.4). 

Дополнительно ОГМ240 отображает: 

  текущую дату и время; 
  наработку крана в моточасах; 
  общее количество рабочих циклов; 
  характеристическое число; 
  группу классификации по ИСО 4301/1. 

 
 
 
 
 
 

                                                   
 

5

 Далее по тексту – ЛЭП 

 

4  ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИНДИКАЦИИ 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16 17 18 19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Êí

îï

êà

 

óñ

òà

íî

âê

è

ðå

æ

èì

à 

ñò

ðå

ëî

âî

ãî

îá

îð

óä

îâ

àí

èÿ

Êí

îï

êà

 

âû

áî

ðà

îï

îð

íî

ãî

êî

íò

óð

à

È

íä

èê

àò

îð

û

êð

àò

íî

ñò

è

çà

ïà

ñî

âê

è 

Êí

îï

êà

 â

û

áî

ðà

  

îò

îá

ðà

æ

àå

ì

û

õ 

ïà

ðà

ì

åò

ðî

â

Ñâ

åò

îâ

û

å 

òà

áë

î

ñò

åï

åí

è

çà

ãð

óç

êè

êð

àí

à

Ì

íî

ãî

-

ô

óí

êö

èî

íà

ëü

-

íû

é 

äè

ñï

ëå

é

È

íä

èê

àò

îð

 â

êë

þ

֌

íè

ÿ 

ïî

äî

ãð

åâ

à 

äè

ñï

ëå

ÿ

È

íä

èê

àò

îð

û

 í

èç

êî

ãî

 ä

àâ

ëå

íè

ÿ 

ì

àñ

ëà

 â

 ä

âè

ãà

òå

ëå

è 

âû

ñî

êî

é 

òå

ì

ïå

ðà

òó

ðû

 î

õë

àæ

äà

þ

ù

åé

 æ

èä

êî

ñò

è

Èí

äè

êà

òî

ð 

è 

êí

îï

êà

 â

âî

äà

 

êî

îð

äè

íà

òí

îé

çà

ù

èò

û

 

“Ï

îò

îë

îê

”

È

íä

èê

àò

îð

 è

 

êí

îï

êà

 â

âî

äà

 

êî

îð

äè

íà

òí

îé

çà

ù

èò

û

 

“Ñ

òå

íà

”

È

íä

èê

àò

îð

 è

 

êí

îï

êà

 â

âî

äà

 

êî

îð

äè

íà

òí

îé

çà

ù

èò

û

 

“Ï

îâ

îð

îò

 â

ëå

âî

”

Èí

äè

êà

òî

ð 

è 

êí

îï

êà

 â

âî

äà

 

êî

îð

äè

íà

òí

îé

çà

ù

èò

û

 

“Ï

îâ

îð

îò

 â

ïð

àâ

î”

È

íä

èê

àò

îð

û

 ï

îë

îæ

åí

èÿ

 î

ïî

ð

È

íä

èê

àò

îð

 á

àð

àá

àí

à 

ëå

áå

äê

è

È

íä

èê

àò

îð

 î

ïà

ñí

îã

î

ïð

èá

ëè

æ

åí

èÿ

 ê

 Ë

ÝÏ

È

íä

èê

àò

îð

û

 ð

åæ

èì

à

ðà

áî

òû

 ñ

 ã

óñ

üê

îì

È

íä

èê

àò

îð

 ô

èê

ñà

öè

è

âò

îð

îé

 ñ

åê

öè

è 

ñò

ðå

ëû

Êí

îï

êà

 â

û

áî

ðà

êð

àò

íî

ñò

è 

çà

ïà

ñî

âê

è 

È

íä

èê

àò

îð

ïð

åä

åë

üí

îã

î

ïî

äú

åì

à 

êð

þ

êà

 

Р

и

с

у

н

о

к

 1

 

– 

П

ер

ед

ня

я 

па

не

ль

 б

ло

ка

 и

нд

ик

ац

ии

 

 

 

Т а б л и ц а   1  — Режимы индикации при работе ОГМ240 

Показания дисплея 

Какой кнопкой вызываются 

 
Мз= 62% Q=12.55т 

R= 3.45 Qm=20.0т 

 

 

 

Мз= 62% Q=12.55т 

H= 9.6м L=14.00м 

 

 

Основной режим индикации.  
 
Для переключения между двумя этими 
группами используйте кнопку [Индикация]

 

 
Стрела:   14.00м 

+Гусек:    5.00м 
 

 

Для отображения типа стрелового оборудования 
нажмите кнопку [Стреловое оборудование].  
Для выхода в основной режим нажмите кнопку 
[Индикация]. 

 
Дата 23.09.2001г 

 Время 13:58:55 

   

 

   

Наработка  5071ч 

Циклы      13496 

   

Для отображения даты и текущего времени 
суток и переключения на отображение 
наработки крана (в моточасах) и количества 
рабочих циклов крана используйте кнопку 
[Ввод]. 

 

 

Для выхода в основной режим нажмите кнопку 
[Индикация]. 

 

   

Хар. число    49 

Группа клас.  А1 

 

 

 

Для отображения данных встроенного РП 
(характеристического числа и группы 
классификации крана) нажмите и удерживайте 
кнопку [Ввод]. 
Для выхода в основной режим нажмите кнопку  
[Индикация].

 

 

 

 

ОГМ240-25 

v.1.25.2.0.11 

 

 

 

Тестовый режим. Запускается автоматически при 
включении ОГМ240. По завершении прибор 
автоматически переходит в рабочий режим.  
В первой строке – модификация прибора,  
во второй – версия программы   

 

 

5  ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ 

Специальных  видов  работ  по  подготовке  ОГМ240  к  включению  не 

требуется. При пониженных температурах  окружающей среды (ниже 0 °С), 
перед  эксплуатацией  прибора  безопасности  рекомендуется  прогреть  воздух 
в кабине крана. 

Подготовка прибора безопасности к работе производится в следующей 

последовательности: 

  включить напряжение питания в цепи управления крана 

выключателем массы; 

  убедиться в запуске тестового режима, проконтролировать 

включение всех светодиодных индикаторов на лицевой панели 
блока индикации, за исключением индикатора «Прогрев» (3) 

6

При  отсутствии  неисправностей  прибора  (горит  зеленое  световое 

табло «Норма», на дисплее отсутствуют диагностические сообщения) можно 
приступать к работе. 

6  ПОРЯДОК РАБОТЫ 

После тестирования прибор переходит в основной режим индикации, в 

котором  отображаются  линейные  и  нагрузочные  параметры  крана. 
Переключение  между  группами  параметров  осуществляется  кнопкой 
[Индикация] (Таблица 1). 

6.1  Ограничитель грузоподъёмности 

Ограничитель грузоподъёмности позволяет: 

  информировать крановщика о предельной загрузке крана; 
  автоматически отключать механизмы крана при подъёме груза, 

масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета; 

  обеспечить возможность обратного движения (уменьшение 

степени загрузки). 

Предварительная сигнализация включается при степени загрузки (Мз) 

более  90%,  при  этом  загорается  желтое  табло  «Предел»  и  включается 
прерывистый звуковой сигнал.  

                                                   
 

6

 Здесь и далее – обозначения органов управления и элементов индикации указаны в соответствии с 

цифровыми обозначениями, указанными на рисунке 1. 

 

 

Если степень загрузки более 105% механизмы крана блокируются. 

После срабатывания ограничителя разрешены движения направленные 

в сторону уменьшения степени загрузки крана: 

  опускание груза; 
  подъём стрелы. 

Примечания 
1.  Максимальная  разрешенная  степень  загрузки  для  подъёма  стрелы 

составляет 110%, при нажатии и удержании кнопки [Ввод] подъём 
разрешен со степенью загрузки до 120%. 

2.  Нажатие кнопки [Ввод] фиксируется регистратором параметров. 

6.2  Ограничители  рабочих  движений  механизмов  подъёма 

(опускания) стрелы в крайних положениях 

Группа  ограничителей,  предназначенная  для  предотвращения 

повреждения механизмов крана: 

  ограничитель минимального вылета; 
  ограничитель максимального вылета; 

При  срабатывании  одного  из  ограничителей  механизмы  крана 

блокируются,  при  этом  зажигается  красное  табло  «Стоп»,  включается 
прерывистый звуковой сигнал. После срабатывания ограничения разрешено 
движение, направленное в обратную сторону. 

Т а б л и ц а   2  — Индикация ограничителей 

Ограничение 

Индикация 

Минимальный вылет 

Индикатор минимального вылета (31) 

Максимальный вылет 

Индикатор максимального вылета (30) 

Примечание 

Для  того  чтобы  полностью  опустить  стрелу,  после  срабатывания 
ограничения по максимальному вылету  нажмите и удерживайте кнопку 
[Ввод]. 

6.3  Координатная защита 

Координатная 

защита 

предназначена 

для 

предотвращения 

столкновения крана с препятствием в стеснённых условиях работы. 

В ОГМ240 реализованы следующие виды координатной защиты: 

 

10 

  «Потолок»; 
  «Стена»; 
  «Поворот влево»; 
  «Поворот вправо».  

«Потолок»  —  это  воображаемая  горизонтальная  бесконечная 

плоскость,  расположенная  на  высоте  оголовка  стрелы.  Вводится 
ограничение  кнопкой  (26),  индикатор  (30)  –  контроль  состояния 
ограничения. 

«Стена»  —  это  воображаемая  вертикальная  бесконечная  плоскость, 

перпендикулярная  проекции  стрелы  на  землю  и  построенная  по  срезу 
оголовка  стрелы.  Вводится  ограничение  кнопкой  (27),  индикатор  (31)  — 
контроль состояния ограничения. 

«Поворот  влево»,  «Поворот  вправо»  —  две  вертикальные 

бесконечные  плоскости,  образующие  сектор  с  центром,  совпадающим  с 
осью  вращения  платформы  крана.  Вводятся  ограничения  кнопками  
(28,  29)  соответственно,  индикаторы  (32,  33) 
ограничений. 

Для ввода ограничения необходимо: 

  подвести оголовок стрелы к границе воображаемой плоскости; 
  нажать и удерживать кнопку соответствующую требуемому 

ограничению; 

  проконтролировать включение соответствующего индикатора. 

Для снятия введенного ограничения необходимо

  повторно нажать и удерживать ту же кнопку; 
  проконтролировать выключение соответствующего индикатора. 

При 

подходе 

к 

ограничительной 

плоскости 

включается 

предварительная  сигнализация  —  загорается  желтое  табло  «Предел», 
включается прерывистый звуковой сигнал и индикатор. 

Т а б л и ц а   3  — Пороги включения предварительной сигнализации 

Ограничение 

Порог 

«Потолок», «Стена» 

2 м 

«Поворот влево», «Поворот вправо» 

10 град 

При  переходе  ограничительной  плоскости  загорается  красное  табло 

«Стоп»,  включается  прерывистый  звуковой  сигнал.  Все  механизмы  крана 

 

 

11 

блокируются,  однако  разрешены  движения  направленные  в  обратную 
сторону от ограничительной плоскости. 

Примечания 
При необходимости все ограничения могут быть введены 
одновременно или в любой комбинации. 

При вводе ограничений координатной защиты необходимо учитывать 
габаритные размеры поднимаемого груза и предусматривать запас 
по расстоянию и углу поворота (для учета инерции стрелы). 

При включении предварительной сигнализации, а также при 
включении блокировки соответствующий индикатор состояния 
начинает мигать. 

6.4  Защита от опасного приближения к ЛЭП 

Защита от опасного приближения к ЛЭП позволяет: 

  своевременно обнаружить ЛЭП; 
  произвести блокировку механизмов перемещения стрелы при 

вхождении ее оголовка в опасную зону; 

  обеспечить возможность обратного движения (выхода оголовка из 

опасной зоны). 

Перед  началом  работы  крановщик  должен  убедиться  в  возможности 

выполнения грузоподъемных работ без опасного приближения к ЛЭП. 

Допустимое  расстояние  от  оголовка  стрелы  до  провода  ЛЭП  зависит 

от напряжения ЛЭП (Таблица 4). 
Т а б л и ц а   4  — Безопасное расстояние от оголовка стрелы до провода ЛЭП 

(по ГОСТ 12.1.051) 

Расстояние от датчика до провода ЛЭП, м 

Напряжение 

ЛЭП, кВ 

минимально-

допустимое 

предварительная  

сигнализация 

останов  

механизмов 

крана 

до 1 

1,5 

от 2 до 4 

от 1 до 35 

2,0 

10 

от 3 до 7 

от 35 до 110 

4,0 

15 

от 5 до 10 

от 110 до 450 

6,0 

20 

от 10 до 15 

от 500 и выше 

9,0 

40 

от 23 до 20 

 

12 

При попадании оголовка стрелы в зону действия электрического поля 

ЛЭП частотой 50 Гц срабатывает защита от опасного приближения к ЛЭП – 
горит  красный  индикатор  (7),  раздается  звуковой  сигнал,  блокируются 
движения крана, включается режим выбора диапазона ЛЭП (Таблица 1). 

При блокировке крановщик должен: 

  внимательно  осмотреть  рабочую  зону  и  ее  положение 

относительно ЛЭП; 

  определить  тип  и  расположение  высоковольтной  линии 

электропередач; 

  при  помощи  кнопки  [Индикация]  выбрать  требуемый  диапазон 

ЛЭП; 

  нажать кнопку [Ввод] и вывести стрелу крана из опасной зоны; 
  продолжать  дальнейшую  работу  без  опасного  приближения  к 

ЛЭП. 

Внимание!  
1  Работа  крана  вблизи  ЛЭП  без  наряда-допуска  установленного 

образца запрещена! 

2  Защита от ЛЭП не во всех случаях может предотвратить опасное 

приближение  крюковой  обоймы,  грузового  каната  и  длинномерного 
груза  к  ЛЭП.  Поэтому  прибор  безопасности  не  должен 
использоваться  как  рабочее  средство  для  остановки  механизмов 
крана. 

3  Работа  датчика  опасного  приближения  к  ЛЭП  значительно 

ухудшается  при  установке  гуська  (антенна  оказывается  внутри 
гуська и экранируется им). 

4  Расстояние, 

при 

котором 

срабатывают 

предварительная 

сигнализация  и  защита  от  ЛЭП,  зависит  от  многих  факторов 
окружающей  среды  (температура,  влажность  воздуха  и  т.п.), 
поэтому  перед  началом  работы  крана  необходимо  проверить 
расстояние срабатывания защиты на макете ЛЭП. 

5  Прибор безопасности не защищает от ЛЭП постоянного тока и от 

приближения к электрическим кабелям. 

6  Необходимо 

строго 

соблюдать 

установленные 

Правила 

электробезопасности.  При  сознательном  нарушении  этих  правил, 
защита от поражения электрическим током не обеспечивается. 

 

 

13 

6.5   Работа регистратора параметров 

Прибор  безопасности  содержит  встроенный  регистратор  параметров, 

соответствующий  требованиям  РД10-399-01.  РП  обеспечивает  запись  с 
переменным  в  зависимости  от  нагрузки  периодом  и  длительное  хранение 
значений последних 5 часов работы крана: 

  календарной даты (день, месяц и год); 
  текущего времени суток (часы и минуты); 
  степени загрузки крана (Мз); 
  фактических масс поднятых грузов (Q); 
  максимальной грузоподъемности на данном вылете (Qm); 
  вылета крюка (R); 
  угла наклона стрелы (α); 
  высоты подъема оголовка стрелы (H); 
  тип стрелового оборудования; 
  сигналов с датчика ЛЭП и концевых выключателей. 

Дополнительно  РП  сохраняет  следующую  информацию  в  течение 

всего срока службы ОГМ240: 

  общую наработку крана в моточасах; 
  суммарное число рабочих циклов; 
  массы поднятых грузов; 
  дату, время и основные параметры работы при превышении 105% 

степени загрузки крана. 

  Дополнительная информация о РП, методика считывания, анализа 

и оформления данных РП изложены в инструкции по считыванию 
РП. 

7   ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ 
УСТРАНЕНИЯ 

Внимание! 

Работы по устранению неисправностей прибора безопасности могут 
выполнять только наладчики ПБ сервисных центров НПП «Резонанс». 

Встроенная в ОГМ240, подпрограмма тестирования (режим проверки) 

прибора  безопасности  осуществляет  проверку  исправности  его  основных 
узлов  и  позволяет  локализовать  неисправность  путем  выдачи  на  дисплей 
диагностического  сообщения.  Режим  проверки  запускается  автоматически 
при отказе любой составной части ОГМ240

 

14 

При отказе ОГМ240 необходимо: 

  проверить блок индикации и датчики на отсутствие механических 

повреждений; 

  проверить исправность электрических соединений датчиков и 

блока индикации, состояние электрических разъемов составных 
частей прибора безопасности; 

  заменить или отремонтировать отказавший блок или датчик 

ОГМ240. 

Примечание 

Во избежание повреждения жгутов и соединительных кабелей 
запрещается снимать блок индикации и датчики при подсоединенных 
жгутах. 

Т а б л и ц а   5 — Перечень наиболее распространенных неисправностей 

Описание  

неисправности 

Вероятная причина 

Способ устранения 

 

При включении 

выключателя массы крана  

ОГМ240 не включается 

1 Поврежден кабель 

питания прибора 

безопасности, короткое 

замыкание (КЗ) или обрыв 

в цепи питания 

2 Неисправен блок 

питания прибора 

1 Заменить или отремон-

тировать поврежденный 

кабель. Устранить замы-

кание или обрыв в цепи 

питания 

2. Заменить или отремон-

тировать блок питания 

ОГМ240 включается, но 

не переходит в рабочий 

режим. На дисплее 

отображается «Отказ 

датчика угла» 

1 Датчик угла наклона 

стрелы «не отвечает» 

(отсутствие датчика, 

обрыв или КЗ в кабеле 

датчика). 

2 Неисправен датчик угла. 

1 Устранить обрыв или КЗ 

в кабеле. 

2. Заменить или 

отремонтировать  датчик 

угла наклона стрелы 

ОГМ240 включается, не 

переходит в рабочий 

режим, на дисплее 

отображается «Отказ 

датчика угла азимута» 

1 Датчик угла азимута «не 

отвечает» (отсутствие дат-

чика, обрыв или КЗ в ка-

беле датчика). 

2 Неисправен датчик 

азимута. 

1 Устранить обрыв или КЗ 

в кабеле. 

2 Заменить или отремон-

тировать датчик азимута. 

ОГМ240 включается, не 

переходит в рабочий 

режим, на дисплее 

отображается «Отказ 

датчика усилия» 

1 Датчик усилия «не 

отвечает» (отсутствие 

датчика, обрыв или КЗ в 

кабеле датчика). 

2 Неисправен датчик 

усилия. 

1 Устранить обрыв или КЗ 

в кабеле. 

2 Заменить или 

отремонтировать  датчик 

азимута. 

ОГМ240 не переходит в 

рабочий режим, на дис-

плее отображается «Неис-

правен черный ящик» 

Отказ микросхем для 

хранения данных 

регистратора параметров 

(«черного ящика») 

1 Заменить или отремон-

тировать блок индикации. 

2 Произвести настройку 

прибора безопасности. 

 

 

15 

Описание  

неисправности 

Вероятная причина 

Способ устранения 

ОГМ240 не переходит в 

рабочий режим, на 

дисплее отображается 

«Неисправны часы» 

Отказ микросхем 

реального времени 

регистратора параметров 

1 Заменить или 

отремонтировать блок 

индикации. 

2 Произвести настройку 

прибора безопасности. 

ОГМ240 не переходит в 

рабочий режим, на 

дисплее отображается 

«Линия замкнута на массу 

машины» 

Замыкание 

мультиплексной линии 

связи на массу крана. 

Устранить замыкание 

линии связи на массу 

ОГМ240 не переходит в 

рабочий режим, на дис-

плее отображается «Линия 

замкнута на + бортсети» 

Замыкание 

мультиплексной линии 

связи на плюс бортовой 

сети крана (24В). 

Устранить замыкание 

линии связи на плюс 

бортовой сети 

ОГМ240 не переходит в 

рабочий режим, в первой 

строке дисплея 

отображается «Установка 

часов» 

Переключатель «Работа-

Настройка» находится в 

положении настройка. 

Установить 

переключатель в 

положение «Работа». 

Опломбировать колпачок 

доступа к переключателю 

Показания дисплея не 

изменяются. 

Сбой контроллера ЖК-

дисплея 

Выключить питание 

ОГМ240, выдержать 

паузу около 10 с и 

повторно включить 

питание 

То же, но показания не 

восстанавливаются при 

повторном включении 

питания 

1 Отказ контроллера ЖК-

дисплея. 

2 Неисправен блок 

индикации. 

1 Заменить или отремон-

тировать блок индикации. 

2 Произвести настройку 

прибора безопасности в 

соответствии с инструк-

цией по монтажу и 

настройке. 

8  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 

8.1  Общие указания  

Техническое 

обслуживание 

(ТО) 

прибора 

безопасности  

обеспечивает: 

  постоянную готовность ОГМ240 к эксплуатации; 
  повышение надежности и безопасности работы крана. 

ТО  прибора  безопасности  производится  одновременно  с  очередным 

техническим обслуживанием крана (но не реже периодов, указанных в п.8.2) 
и  в  соответствии  с  указаниями  мер  безопасности,  предусмотренными  при 
обслуживании крана. 

 

16 

8.2  Виды и периодичность технического обслуживания 

Техническое  обслуживание  прибора  безопасности  в  зависимости  от 

периодичности и объема работ, подразделяется на следующие виды: 

  ежесменное техническое обслуживание  (ЕО); 
  первое периодическое техническое обслуживание (ТО-1); 
  второе периодическое техническое обслуживание (ТО-2); 
  сезонное техническое обслуживание (СО); 
  техническое обслуживание при консервации и расконсервации 

крана (КО); 

  техническое обслуживание при транспортировании (ОТ). 

ЕО  –  производится  ежедневно  перед  началом  работы  крана, 

независимо от числа смен. 

ТО-1 – производится не реже одного раза в месяц. 
ТО-2 – производится не реже одного раза в квартал. 
СО – производится 2 раза в год при очередном «ТО-2» – в осенний и 

весенний периоды. 

КО – проводится при консервации и расконсервации крана и прибора 

безопасности. 

ОТ– проводится при перегоне крана на расстояние 500 км и более. 

8.3  Порядок технического обслуживания 

Ежесменное техническое обслуживание 

ЕО  производится  крановщиком  с  отметкой  выполнения  в  вахтенном 

журнале.  Перечень  работ  при  ежесменном  техническом  обслуживании 
приведен в таблице. 
Т а б л и ц а   6  — Ежесменное техническое обслуживание 

Содержание работ и 

методика проведения 

Технические  

требования 

Необходимые 

материалы 

и инструменты 

Провести  внешний  осмотр 

и 

очистку 

блоков 

и 

датчиков от пыли и грязи. 

Загрязнение  блоков,  датчиков  и 

соединительных жгутов прибо-ра 

безопасности не допускается. 

П р и м е ч а н и е :  –  мойка  сос-

тавных  частей  ОГМ240  произ-

водится по необходимости. 

Ветошь 

Проверить 

отсутствие 

повреждения 

дисплея, 

индикаторов 

и 

органов 

управления. 

Повреждения  дисплея  должны 

отсутствовать,  индикаторы  и 

световые  табло  должны  гореть 

ярко,  звуковой  сигнал  должен 

быть  четко  слышен,  кнопки 

должны 

срабатывать 

без 

заеданий. 

 

 

 

17 

Содержание работ и 

методика проведения 

Технические  

требования 

Необходимые 

материалы 

и инструменты 

Проверить 

функционирование прибора 

безопасности,  блокировку 

предельного 

подъема 

крюка. 

ОГМ240  должен  переходить  в 

рабочий  режим,  на  дисплее 

должны 

отсутствовать 

сообщения  о  неисправностях, 

при  достижении  предельного 

положения  крюка,  его  подъем 

должен прекратиться. 

 

8.4  Первое техническое обслуживание (ТО-1) 

ТО-1  выполняют  наладчики  ПБ.  Перечень  работ  при  первом 

техническом обслуживании приведен в таблице. 

Т а б л и ц а   7  — Первое техническое обслуживание 

Содержание работ и 

методика  проведения 

Технические  

требования 

Необходимые 

материалы  

и инструменты 

Выполнить  работы,  входящие 

в состав ЕО. 

Согласно таблице 3. 

 

Проверить  состояние  защит-

ных 

покрытий, 

крепежа, 

уплотнений блоков и датчиков 

ОГМ240. 

При  необходимости  зачистить 

и подтянуть соединения. 

На  блоке  индикации  и  дат-

чиках  ОГМ240  не  допуска-

ются: 

нарушение 

защитных 

покрытий; 

-  ослабление  крепежных 

соединений; 

-  разрушение  резиновых 

уплотнений  (приводящих  к 

нарушению герметичности). 

ветошь, наждачная 

бумага, 

набор 

гаечных  ключей, 

отвертка 

Проверить  функционирование 

прибора безопасности: 

автоматическое 

переключение 

на 

режимы 

работы; 

-  блокировку  при  достижении 

максимального 

и 

минимального вылетов. 

ОГМ240 должен: 

изменять 

грузовую 

характеристику 

при 

изменении  зоны  работы, 

длины стрелы и т.п.; 

отключать 

механизм 

подъема 

стрелы 

при 

достижении 

предельных 

углов подъема и опускания. 

 

8.5  Второе техническое обслуживание (ТО-2) 

ТО-2  выполняют  наладчики  ПБ.  Перечень  работ  при  втором 

техническом обслуживании приведен в таблице. 

 

 

18 

Т а б л и ц а   8  — Второе техническое обслуживание 

Содержание работ и 

методика  проведения 

Технические  

требования 

Необходимые 

материалы и 

инструменты 

Выполнить  работы,  входящие  в 
состав ТО-1.  

Согласно таблице 8. 

 

Протереть  контакты  разъемов 
соединительных  жгутов,  блока 
индикации и датчиков. 

Загрязнение, 

окисление 

контактов не допускается. 

ветошь 

Протереть  переднюю  панель 
блока индикации. 

Загрязнение 

передней 

панели не допускается. 

ветошь,  моющее 
средство 

8.6  Сезонное техническое обслуживание (СО) 

СО  выполняют  наладчики  ПБ.  Перечень  работ  при  сезонном 

техническом обслуживании приведен в таблице. 

Т а б л и ц а   9   —

 

Сезонное обслуживание 

Содержание работ и 

методика проведения 

Технические требования 

Необходимые 

материалы и 

инструменты 

Выполнить  работы,  входящие  в 

состав ТО-2. 

Согласно таблице 9. 

 

Проверить  состояния  кабины  и 

уплотнений. 

Не допускаются: 

- отсутствие стекол кабины 

крана; 

-  неисправный  отопитель 

кабины  (при  подготовке  к 

зимнему сезону); 

- повреждение и отсутствие 

резиновых 

уплотнителей 

оконных 

и 

дверных 

проемов кабины. 

 

Проверить  прибор  безопасности 

с 

контрольными 

грузами 

согласно п.8.3.6.  

Погрешность срабатывания 

защиты  при  превышении 

степени 

загрузки 

не 

должна превышает  3%. 

набор  грузов  с 

точностью 

1%, 

рулетка 

металлическая 

с 

погрешностью  не 

более  3% 

Проверить 

 

срабатывание 

защиты 

от 

опасного 

приближения  к  ЛЭП  (при 

наличии датчика приближения к 

ЛЭП) согласно п.8.3.7. 

При  приближении  к  ЛЭП 

напряжением  220  В  на 

расстояние  не  менее  1,5  м 

должна 

срабатывать 

защита 

от 

опасного 

приближения к ЛЭП. 

макет 

ЛЭП, 

рулетка 

металлическая 

с 

погрешностью  не 

более  3% 

Считать 

информацию 

со 

встроенного 

регистратора 

параметров. 

согласно 

инструкции  

по считыванию РП 

 

 

 

 

19 

8.7  Техническое 

обслуживание 

при 

консервации 

и 

транспортировании  

КО проводится при консервации и расконсервации крана.  

Необходимость ОТ в условиях перегона кранов (на расстояние от 500 

км)  обусловлена  длительным  воздействием  тряски  и  ударных  нагрузок  на 
блоки  и  датчики  ОГМ240,  что  может  явиться  причиной  неисправностей,  а 
также  отклонения  фактических  параметров  настройки  от  требуемых 
уровней. 

ТО при консервации и транспортировании заключается в обеспечении 

защиты ОГМ240 от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды. 
С  этой  целью  составные  части  прибора  безопасности  рекомендуется 
демонтировать,  за  исключением  соединительных  жгутов.  При  этом 
необходимо  обеспечить  защиту  от  воздействия  пыли  и  влаги  разъемов 
соединительных жгутов, обернув их ответные части промасленной бумагой, 
а затем полиэтиленовой пленкой.  

Демонтированные  блок  индикации  и  датчики  прибора  безопасности 

хранить в соответствии с разделом 9 данного руководства.  

При  отсутствии  возможности  демонтажа  ОГМ240  необходимо 

исключить прямое воздействие на блок индикации и датчики атмосферных 
осадков, солнечной радиации, пыли и горюче-смазочных материалов. 

Для этого рекомендуется провести защиту составных частей ОГМ240 

с помощью полиэтиленовой пленки, рубероида или других материалов. 

При расконсервации необходимо выполнить работы в объеме СО.  

8.8  Проверка прибора безопасности с контрольными грузами 

Проверку  ОГМ240  с  контрольными  грузами  в  составе  крана  должен 

проводить  наладчик  ПБ  под  руководством  инженерно-технического 
работника,  ответственного  за  содержание  грузоподъемных  машин  в 
исправном состоянии. 

Проверку  следует  проводить  на  площадке  с  использованием 

контрольных грузов, имеющих погрешность массы не более 1%. 

Проверка проводится в следующем порядке: 

  установить минимальный вылет; 
  замерить рулеткой фактический вылет и сравнить его с 

показаниями блока индикации (при несовпадении более чем на  

 

20 

1,5 % отображаемого и фактического вылетов произвести 
настройку вылета); 

  установить максимальный вылет; 
  замерить рулеткой фактический вылет и сравнить его с 

показаниями блока индикации (при несовпадении более чем на  
1,5 % отображаемого и фактического вылетов произвести 
настройку вылета); 

  на максимальном вылете поднять груз, соответствующий 

паспортному значению на этом вылете; 

  убедиться в отсутствии срабатывания прибора безопасности. (если 

прибор безопасности срабатывает, необходимо выполнить его 
настройку); 

  проверить правильность показаний вылета (если показания 

отличаются от действительных значений, провести настройку); 

  опустить  груз; 
  увеличить массу груза на 10% и поднять его; 
  убедиться в срабатывании прибора безопасности (если ОГМ240 не 

срабатывает, провести его настройку); 

  опустить груз; 
  установить минимальный вылет; 
  поднять груз соответствующий паспортному значению на данном 

вылете; 

  убедиться в отсутствии срабатывания прибора безопасности (если 

прибор безопасности срабатывает, необходимо выполнить его 
настройку); 

  опустить груз; 
  увеличить массу груза на 10% и поднять его. Убедиться в 

срабатывании  прибора безопасности (если прибор безопасности 
не срабатывает, необходимо выполнить его); 

  если производилась настройка прибора безопасности, то 

необходимо повторить  проверку; 

  сделать отметку о проведенных работах в паспорте прибора 

безопасности и журнале крана. 

9  МАРКИРОВКА И ПЛОМБИРОВАНИЕ 
На  каждом  изделии,  входящем  в  комплект  поставки  ОГМ240,  

указаны: 

  товарный знак предприятия-изготовителя; 

 

 

21 

  условное сокращенное обозначение изделия; 
  порядковый номер по системе нумерации завода-изготовителя. 

Пломбирование изделий, входящих в комплект ОГМ240, производится 

службой качества НПП «Резонанс» в местах крепления их крышек. 

На  блоке  индикации  дополнительно  пломбируется  (пломбой  завода-

изготовителя крана или сервисного центра, выполняющей пуско-наладочные 
работы  ОГМ240)  колпачок  доступа  к  переключателю  «Работа-Настройка» 
(Рисунок 1). 

Вид сзади

Пломба переключателя
Работа-Настройка

Переключатель

Работа-Настройка

БИ240.1-38

041200001

   Р АБО Т А
Н АСТР О Й КА

 Пломба предприятия-

  изготовителя ОГМ-240

R7

Вид спереди

 

 

Р и с ун о к   1  — Расположение пломб на блоке индикации 

10  ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ 

Хранение  ОГМ240  необходимо  осуществлять  в  закрытых  складских 

помещениях в упаковке предприятия-изготовителя в нераспечатанном виде. 

Условия  хранения  в  части  воздействия  климатических  факторов 

должны  соответствовать  условиям  хранения  2(С)  по  ГОСТ  15150  для 

 

22 

изделий  исполнения  группы  УХЛ.  В  помещении  не  должно  быть 
токопроводящей пыли, кислот, щелочей и других агрессивных веществ. 

Срок хранения ОГМ240 — не более 6 месяцев. 

Прибор  безопасности  может  транспортироваться  всеми  видами 

крытых 

транспортных 

средств 

(автомобильным, 

воздушным 

и 

железнодорожным)  с  соблюдением  правил,  действующих  на  транспорте 
соответствующего вида. 

Условия  транспортирования  в  части  воздействия  климатических 

факторов  должны  соответствовать  условиям  хранения  5  (ОЖ4)  
ГОСТ 15150. 

Прибор  безопасности  должен  транспортироваться  в  упаковке 

предприятия-изготовителя  или  деревянных  ящиках,  исключающих 
механические повреждения составных частей ОГМ240. 

Во  время  транспортирования  тара  с  ОГМ240  должна  быть  защищена 

от воздействия атмосферных осадков и ударов. 

Маркировка транспортной тары — по ГОСТ 14192. 

При  хранении  и  транспортировании  допускается  укладка  ящиков  с 

ОГМ240 не более чем в три ряда. Ящики должны находиться в положении, 
соответствующем манипуляционным знакам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 

ПРИЛОЖЕНИЕ А. 

РЕЖИМ НАСТРОЙКИ 

1 Общие указания 
Внимание

Работы по настройке прибора безопасности (в том числе по снятию 
и установке пломбы переключателя «Работа-Настройка») могут 
выполнять только наладчики ПБ сервисных центров НПП «Резонанс». 

В  данном  разделе  описана  методика  настройки  прибора  после  его 

установки,  а  также  после  ремонта  и  (или)  замены  датчиков  и  блока 
индикации. 

При выполнении настройки прибора необходимо: 

  соблюдать особую осторожность, т.к. в этом режиме сигналы на 

блокировку грузоподъемного механизма формируются только при 
достижении предельной высоты подъема крюка на основном и 
вспомогательном подъемах и при срабатывании ограничителей 
сматывания каната (стреловая лебедка, грузовые лебедки  
основного и вспомогательного подъемов). Остальные блокировки 
не формируются; 

  помнить о том, что в режиме настройки сообщения об ошибках не 

выводятся, а при отказе хотя бы одного датчика зажигается 
красное табло «Стоп»; 

  помнить о том, что в режиме «Настройка» некоторые кнопки 

выполняют функции отличные от функций режима «Работа»; 

  водить настроечные коэффициенты (нажатием кнопки [Ввод]), 

только в статическом режиме крана. При этом показания на 
дисплее не должны изменяться: для вылета — не более ±2 см, 
(изменение угла наклона стрелы не более ±0,1°), для массы груза 
— не более ±50 кг (изменения усилия не более ±1 кг). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

24 

2 Описание режимов настройки 

В режиме «Настройка» на дисплей блока индикации последовательно 

выводятся  пункты  меню  настройки.  Для  выбора  соответствующего  пункта 
меню необходимо с помощью кнопок [+] и [–] установить курсор (>) на этот 
пункт и нажать кнопку [Индикация]. 

Структура меню режима «Настройка» приведена в таблице. 

Т а б л и ц а   1 0  — Структура меню режима «Настройка» 

Пункт меню 

Показания дисплея 

Используемые кнопки 

Дата и время 

   

 

  Установка календарной даты и времени суток: 

Дата 23.09.2004г 

 Время 13:58:59 

 

 

 

  [

Ввод] – последовательный 

перебор параметров «День> 
Месяц>Год>Часы>Минуты> 
Секунды» 
[+] – увеличение на 1 
[–] – уменьшение на 1 
[++] – увеличение на 10 
[– –] – уменьшение на 10 
[Индикация] – выход

 

Выбор крана 

   

   

 

  Выбор типа крана: 

 

 

Ввод типа крана 

КС-4562 (20т) 

 

 

   

 

[+] – переход к следующему 
типу крана 
[–] – переход к предыдущему 
типу крана 
удержание [Ввод] – переход к 
записи даты установки  
[Индикация] – выход

 

 

   

 

  Запись даты установки прибора на кран: 

 

 

 Дата установки 

   15.04.2005 

 

 

   

 

Кнопки не используются. 
После записи даты установки 
прибор автоматически 
возвращается  к выбору типа 
крана (предыдущий пункт 
меню).

 

 
 
 

   

   

 

 

25 

Пункт меню 

Показания дисплея 

Используемые кнопки 

Ввод 
исполнения 

   

   

 

  Выбор вариантов стрелового исполнения: 

 

 

Стрела:   14.00м 

+Гусек:    5.00м 

 

 

   

 

 

   

 

[+] – переход к следующей 
длине стрелы 
[–] – переход к предыдущей 
длине стрелы  
[++] – следующая длина гуська 
[– –] – предыдущая длина гуська 
 
[Стреловое оборудование] – 
переход к выбору вариантов 
башенно-стрелового исполнения 
[Индикация] – выход

 

 

   

   

 

  Выбор вариантов башенно-стрелового исполнения: 

 

 

Башня:   19.00м 

+Гусек:  10.00м 

 

 

   

 

[+] – переход к следующей 
длине башни 
[–] – переход к предыдущей 
длине башни 
[++] – следующая длина гуська 
[– –] – предыдущая длина гуська 
[Стреловое оборудование] – 
переход к выбору грейферного 
исполнения 
[Индикация] – выход

 

 

   

   

Настройка R 

   

   

 

  Настройка измерения вылета: 

   

Вылет  R= 2.83 

=45.4 + (0.0)° 

 

 

 

 

 

[+] – увеличение смещения на 
0,1 град. 
[–] – уменьшение смещения на 
0,1 град. 
[++] – увеличение смещения на  
1 град. 
[– –] – уменьшение смещения  
на 1 град. 
[Индикация] – выход 

 
 
 

   

   

 

26 

Пункт меню 

Показания дисплея 

Используемые кнопки 

 
Настройка  
веса 

   

   

 

  Ввод массы пустой стрелы: 

 

 

Пустая стрела 

R= 4.0м  F= 50кг 

 

 

  R – вылет; 

F – показания датчика 
усилия. 

 

[Ввод] – запоминание массы 
пустой стрелы 
[Индикация] – переход к 
следующей настройке (к 
настройке показаний массы 
груза) 
[Запасовка] – выход 

 

   

   

 

  Настройка показаний массы груза: 

 

 

Ввод Qф= 5.0т    

R= 0.00м F=150кг 

 

 

 

Qф – фактическая масса 
груза (масса груза на 
крюке); 
R – вылет; 
F – показания датчика 
усилия. 

 

[+] – увеличение Qф на 0,1 т 
[–] – уменьшение Qф на 0,1 т 
[++] – увеличение Qф на 1 т 
[– –] – уменьшение Qф на 1 т 
[Ввод] – запоминание показаний 
массы груза 
[Индикация] – переход к 
следующей настройке 
(настройке показаний пустой 
стрелы) 
[Запасовка] – переход к 
предыдущей настройке (вводу 
массы пустой стрелы) 

 

  Настройка показаний пустой стрелы: 

 

 

Уход 0=-0.01т, 6 

=65.5° Q=0.10т 

 

 

 

Уход 0 – поправка для 
показаний пустой 
стрелы; 
Q – вычисляемая 
прибором масса груза 
на крюке; 

 – угол наклона; 

 

 

[+] – увелич. поправки на 0,01 
[–] – уменьш. поправки  на 0,01 
[+] – увелич. поправки на 0,1 
[–] – уменьш. поправки  на 0,1 
 [Ввод] – запоминание 
показаний массы груза 
[Индикация] – переход к 
следующей настройке (к 
корректировке показаний массы 
груза от вылета) 
[Запасовка] – переход к 
предыдущей настройке 
(настройка показаний пустой 
стрелы) 

 

 

27 

Пункт меню 

Показания дисплея 

Используемые кнопки 

 
 

   

   

 

  Корректировка показаний массы груза от вылета: 

 

 

Qф= 2.5т №д=5 

Q=  2.6т Mз=100%  

 

 

 

Qф – фактическая масса 
груза (масса груза на 
крюке); 
Q – вычисляемая 
прибором масса груза 
на крюке; 
№д – текущий диапазон 
вылета (изменяется 
автоматически); 
Мз – степень загрузки. 

 

[+] – увеличение Qф на 0,1 т 
[–] – уменьшение Qф на 0,1 т 
[++] – увеличение Qф на 1 т 
[– –] – уменьшение Qф на 1 т 
[Ввод] – запоминание 
коэффициента корректировки 
показаний массы груза от 
вылета 
[Индикация] – выход 
[Запасовка] – переход к 
предыдущей настройке (к 
настройке показаний массы 
груза) 

Датчики 

   

   

 

  Отображение первой группы датчиков: 

 

 

=65.0° F=   

0кг 

=45.0°  =    

0° 

 

 

 

 – показания датчика 

угла наклона стрелы; 
F – показания датчика 
усилия; 

 – не используется; 
 – показания датчика 

угла азимута. 

 

[Индикация] – переход к 
следующей группе параметров 
[Запасовка] – выход 

 

   

   

 

  Отображение второй группы датчиков: 

 

 

ВхДУА:0 ВхДУГ:0 

Е=  0 

 

 

 

ВхДУА – не 
используется 
ВхДУГ – не 
используется; 
E – напряженность 
электрического поля с 
датчика приближения к 

 

[Индикация] – переход к 
следующей группе параметров 
(к отображению входов/выходов 
блока индикации) 
[Запасовка] – переход к 
предыдущей группе параметров 
(к отображению первой группы 
датчиков) 
двукратно [Индикация] или  

 

28 

Пункт меню 

Показания дисплея 

Используемые кнопки 

ЛЭП. 

[Запасовка] – выход 

 

   

   

 

  Отображение входов/выходов блока индикации: 

11,10,…,2,1 

2,1 

 

ВхБИ:00000000000 

ВыхБИ:00 

 

 

 

ВхБИ – входы блока 
индикации; 
ВыхБИ – выходы блока 
индикации. 

 

[Запасовка] – переход к 
предыдущей группе параметров 
(к отображению второй группы 
датчиков) 
[Индикация] – выход 

Сервис 

   

   

 

  Отображение сервисных параметров: 

 

 

>№прибора  00000 

 № крана   00000 

 

 

 

 t°воздуха -00°C 

 До ТО     000 ч 

 

 

 

«№прибора» – служит 
для записи заводского 
номера ОГМ240 
«№ крана» – служит для 
записи заводского 
номера крана 
«t°воздуха» и «До ТО» – 
в данной модификации 
прибора не 
используются

  

 

[+] – переход к следующему 
сервисному параметру 
[–] – переход к предыдущему 
сервисному параметру 
[Индикация] – выход 
[Ввод] – изменить текущий 
параметр 
Прим. изменение текущего 
знакоместа осуществляется 
кнопками [+], [–].  Переход к 
следующей цифре – кнопка 
[Ввод]. 

 

 

29 

3 Порядок настройки прибора на кране 

Перед  настройкой  ОГМ240  ознакомьтесь  со  структурой  меню 

«Настройка» (Таблица 10) и назначением клавиш в этом режиме. 

Произведите настройку прибора в следующей последовательности: 

3.1  Подготовьте ОГМ240 к регулированию. Для этого: 

  запустите двигатель крана; 
  проконтролируйте исправность прибора – прохождение 

тестового режима и отсутствие сообщений о неисправности 
прибора; 

  выдержите ОГМ240 во включенном состоянии не менее  

5 мин.; 

  переключите прибор в режим «Настройка» (для этого 

снимите колпачок переключателя «Работа-Настройка» на 
задней стенке блока индикации, переключите тумблер в 
положение «Настройка» и закройте переключатель 
колпачком). 

3.2  Установите начальную натяжку датчика усилия. Для этого: 

  опустите стрелу таким образом, что бы расстояние между 

площадкой и оголовком стрелы (гуська) не превышало 0,1 м 
Прим. – В этом положении стрелы усилие на датчике 
максимально. 

  перейдите в меню «Датчики» в режим «Отображение первой 

группы датчиков»; 

  поворачивая штангу гаечным ключом и контролируя 

показания датчика усилия на дисплее (параметр F на 
дисплее), установите усилие на датчике в пределах (220±10) 
кг; 

  зафиксируйте штангу стопорной гайкой. 

3.3  Установите текущее время и дату

7

3.4  Выберите тип крана. 
3.5  Выберите исполнение крана в меню «Ввод исполнения». 
3.6  Настройте вылет. Для стрелового исполнения настраивается 

датчик угла наклона стрелы. Для этого: 

  при помощи рулетки сделайте на площадке отметку 

минимального вылета; 

                                                   
 

7

 Установка времени суток и календарной даты необходима для правильной работы 

встроенного регистратора параметров. 

 

30 

  подъемом (опусканием) стрелы, подведите крюк основного 

подъема к сделанной отметке; 

  измерьте полученный вылет с точностью ±2 см; 
  перейдите в меню «Настройка R»; 
  увеличивая (уменьшая) кнопками [+],[++] ([–],[– –]) 

смещение добейтесь соответствия значений параметра R на 
дисплее фактическому измеренному вылету; 

  нажмите и удерживайте кнопку [Ввод] до появления на 

дисплее сообщения «Записано»; 

  убедитесь, что при различных положениях стрелы 

погрешность отображения вылета не превышает ±5 см. В 
противном случае повторите настройку. 

Для  башенно-стрелового  исполнения  настраивается  датчик  угла 

наклона маневрового гуська. Порядок настройки такой же, как и для датчика 
угла наклона стрелы. 

Примечание: 

Перед настройкой датчика угла наклона маневрового гуська 
необходимо настроить датчик угла наклона стрелы. 

3.7  Настройте показания массы груза. Для этого: 

  перейдите в режим «Ввод массы пустой стрелы» меню 

«Настройка веса»; 

  подъемом стрелы установите минимальный вылет (

1

); 

  кнопкой [Ввод] сохраните массу пустой стрелы; 
  нажмите кнопку [Индикация]; 
  на минимальном вылете поднимите груз Q1 массой (50-70)% 

от максимальной грузоподъёмности (

2

); 

  введите фактическую массу груза (Qф); 
  кнопкой [Ввод] сохраните показания массы груза; 
  нажмите кнопку [Индикация]; 
  опустите груз; 
  опусканием стрелы перейдите в 5-ый диапазон  

вылета (

3

); 

  кнопкой [Ввод] скорректируйте показания пустой стрелы; 
  опускайте стрелу до максимального вылета с остановками в 

диапазонах 4, 3, 2, 1 (

4

,

5

6

7

), корректируя показания 

пустой стрелы в каждом диапазоне; 

  нажмите кнопку [Индикация]; 

 

 

31 

  поднимите груз Q2 массой равной максимальной 

грузоподъёмности на максимальном вылете, разрешенный 
для максимального вылета; 

  введите фактическую массу груза; 
  перейдите в 5-ый диапазон вылета (

8

); 

  кнопкой [Ввод] скорректируйте показания массы груза; 
  опускайте стрелу до максимального вылета с остановками в 

диапазонах 4, 3, 2, 1 (

9

,

10

11

12

), корректируя показания 

массы в каждом диапазоне. 

 

5

R

3

2

1

6

Q

Rmax

Rmin

Q

1

Q

2

Ограничительная линия,

( )

Qmax R

№д

4

2

1

8

9

5

6

7

Q

max

Q

1

...

Qmax

=(0,5 0,7)*

73

74

7

10

74

7

11

7

12

 

Р и с ун о к   2  — Иллюстрация настройки показаний массы груза 

 

3.8  Завершите настройку прибора. Для этого: 

  в режиме «Сервис» введите заводской номер ОГМ240 и 

заводской номер крана в память прибора; 

  переключите прибор в режим «Работа»; 
  опломбируйте переключатель «Работа-Настройка». 

 

32 

Т а б л и ц а   1 1  — Термины и определения 

Термин 

Определение 

Кран 
стреловой 

Кран поворотный, у которого стрела или башенно-
стреловое оборудование закреплены на поворотной 
платформе, размещенной непосредственно на ходовом 
устройстве (автомобильный, пневмоколесный, на 
специальном шасси, гусеничный, тракторный) 

Прибор 
безопасности 

Техническое устройство электронного типа, 
устанавливаемое на кране и предназначенное для 
отключения механизмов в аварийных ситуациях или их 
предупреждения 

Ограничитель 

Устройство, автоматически отключающее и/или 
переключающее на пониженную скорость привод 
механизма в аварийных ситуациях 

Регистратор 
параметров 
работы крана 

Устройство, регистрирующее параметры работы крана 

Грузоподъем
ность нетто 
m

н

 

Груз массой m

н

, поднимаемый краном и подвешенный 

при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. 
Масса m

н

 представляет собой сумму значений массы 

груза, соответствующего полезной грузоподъемности т

п

 

и съемных грузозахватных приспособлений т

сг

m

н

 = т

п

 + т

сг

 

Вылет R 

Расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной 
части до вертикальной оси грузозахватного органа при 
установке крана на горизонтальной площадке 

Группа 
классификаци
и (режима) 

Характеристика механизма или крана, учитывающая его 
использование по грузоподъемности, а также по времени 
или числу циклов работы 

Цикл работы 

Совокупность операций, связанных с передвижением 
крана при работе, от момента, когда кран готов к 
подъему груза, до момента готовности к подъему 
следующего груза 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..