ЦЕНЫ В РОССИИ 2018. СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     РОССТАТ. ЦЕНЫ В РОССИИ 2018. СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10     

 

 

 

ЦЕНЫ В РОССИИ 2018. СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК - часть 10

 

 

8. УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА ЦЕН в 1960-1990 гг.
Продолжение табл. 8.6
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
Строительно-дорожное и
коммунальное
машиностроение
100,0
103,7
100,1
100,1
99,7
99,1
99,9
100,8
100,0
100,1
Машиностроение для
легкой и пищевой
промышленности и
бытовых приборов
99,9
104,2
100,0
99,9
99,8
99,9
100,1
100,2
Лесная,
деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная
промышленность
100,1
122,5
100,0
99,9
99,9
100,0
100,0
100,0
103,5
100,4
Лесозаготовительная
промышленность
100,0
134,0
100,1
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
105,8
100,5
Деревообрабатывающая
промышленность
100,3
112,4
100,0
99,8
99,9
100,0
100,0
100,0
103,6
100,5
Целлюлозно-бумажная
промышленность
100,1
129,9
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,1
100,1
100,1
Промышленность
строительных материалов
99,9
122,1
100,0
99,9
100,0
99,9
99,8
100,1
100,0
101,1
Легкая промышленность
100,0
111,5
99,9
99,7
99,9
99,6
99,6
99,9
100,2
100,1
Текстильная
промышленность
100,0
114,8
100,0
99,9
100,0
99,9
99,9
99,9
100,2
100,0
Швейная промышленность
100,2
100,8
99,7
99,5
99,6
98,6
98,1
99,5
100,0
100,0
Пищевая промышленность
(включая мукомольно-
крупяную промышленность)
100,7
103,4
100,5
100,4
102,9
99,7
100,0
100,2
100,0
105,3
Мясная
промышленность
100,0
100,3
100,1
100,1
100,0
99,4
100,0
100,0
100,0
100,3
Маслосыродельная и
молочная
промышленность
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
99,4
100,0
100,0
100,0
100,2
Рыбная
промышленность
101,4
118,0
100,3
100,1
100,8
100,2
99,9
98,5
100,0
100,1
Мукомольно-крупяная
промышленность
100,0
100,1
100,0
99,9
100,0
100,0
100,0
105,2
100,2
141,6
Медицинская
промышленность
100,0
99,1
100,0
100,0
100,0
99,6
99,9
100,2
99,8
100,1
Полиграфическая
промышленность
100,0
105,0
99,7
100,1
100,1
100,0
99,7
100,5
100,0
103,1
1) Бывший СССР.
128
8. УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА ЦЕН в 1960-1990 гг.
8.7. ИНДЕКСЫ ЦЕН РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА за 1940-1950 гг.1)
(в процентах к предыдущему году)
Годы
Продовольственные
Непродовольственные
Все товары
товары
товары
1941
105,0
101,8
103,8
1942
124,3
131,1
126,1
1943
115,3
112,9
114,6
1944
133,3
120,5
123,5
1945
111,9
107,2
110,7
1946
128,8
107,0
122,4
1947
125,0
105,4
118,8
1948
81,5
94,2
84,9
1949
87,4
94,2
89,9
1950
79,7
84,7
81,7
1) Источник: История ценообразования в СССР 1941-1945. Документы и материалы. Т III, с. 824. - М.:
Прейскурантиздат, 1975, 935 с.
129
8. УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА ЦЕН в 1960-1990 гг.
8.8. ГИПЕРИНФЛЯЦИЯ
Период после I мировой войны
Австрия
Венгрия
Германия
Польша
Россия
Первый месяц гиперинфляции
Октябрь
Март
Август
Январь
Декабрь
1921
1923
1922
1923
1921
Последний месяц гиперинфляции
Август
Февраль
Ноябрь
Январь
Январь
1922
1924
1923
1924
1924
Продолжительность (количество месяцев)
11
12
16
13
26
Рост цен за период (раз)
69,9
44
1,02x1010
699
1,24x105
Среднемесячный уровень инфляции
(темп прироста, процентов)
47,1
46
322
81,4
57
Максимальный месячный уровень инфляции
(темп прироста, процентов)
134
98
32400
275
213
1) Источник: Sachs, Jeff "Macroeconomics in the Global Economy", N.J. 1993, page 730.
2) Стоимость жизни в Шанхае.
130
8. УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА ЦЕН в 1960-1990 гг.
в ХХ веке1)
Период после II мировой войны
1980 - 1990
Венгрия
Греция
Китай2)
Аргентина
Боливия
Бразилия
Никарагуа
Перу
Польша
Югославия
Август
Ноябрь
Февраль
Май 1989
Апрель
Декабрь
Апрель
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
1945
1943
1947
1984
1989
1987
1988
1989
1989
Июль 1946
Ноябрь
Март 1949
Март 1990
Сентябрь
Март 1990
Март 1991
Апрель
Январь
Декабрь
1944
1985
1989
1990
1989
12
13
26
11
18
4
48
8
4
4
3,81x1027
4,7x108
4,15x106
664,5
1028,5
8,0
5,53x105
23,54
3,96
5,18
19800
365
79,7
65,95
48,1
68,6
46,45
48,4
41,2
50,9
41,9x1015
85,5x106
919,9
196,6
182,8
81,3
261,15
114,1
77,3
59,7
131
8. УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА ЦЕН в 1960-1990 гг.
8.9. СТРАНЫ С НАИБОЛЕЕ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНФЛЯЦИИ 1)
(в процентах к предыдущему году)
Период, для которого
Среднегодовой уровень
исчислен показатель
инфляции (темп прироста)
Африка
Гана
1977
116,5
1978
103,2
1981
116,5
1983
122,9
Сьерра Леоне
1987
178,7
Уганда
1981
108,7
1984
132,4
1986-1988
195,3
Заир
1983
100,8
1987 - 1989
113,1
Азия
Корея
1952
144,7
Индонезия
1962-1965
162,2
1967 - 1968
115,4
Западная Европа
Польша
1982
100,8
Турция
1980
110,2
Югославия
1987 - 1988
154,8
Средний Восток
Израиль
1980 - 1985
183,5
Латинская Америка
Аргентина
1975 - 1985
244,8
1987 - 1988
220,1
Боливия
1982 - 1983
193,4
1986
276,3
Бразилия
1981
105,6
1983 - 1988
237,8
Чили
1973 - 1976
348,9
Мексика
1983
101,8
1986
104,3
1987 - 1988
122,8
Никарагуа
1985 - 1986
399,7
Парагвай
1952
119
Перу
1983 - 1985
127
1987
127
Уругвай
1968
125,3
1) Источник: Sachs, Jeff "Macroeconomics in the Global Economy", N, J, 1993, page 733.
132
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Органами государственной статистики проводится сбор информации об уровне цен
на товары и услуги и на ее основе осуществляются расчеты индексов цен в отдельных
секторах экономики.
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимо-
связанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих как уровни цен, так и
их изменение.
Система показателей статистики цен представлена следующими направлениями:
комплексная информация о динамике цен во всех сферах экономики, включая ин-
дексы цен;
информация об уровнях и соотношениях цен на важнейшие виды продукции,
потребительских товаров и услуг.
Показатели статистики цен используются как для изучения ценовых процессов
в различных секторах экономики, так и при расчетах большинства стоимостных пока-
зателей на макроэкономическом уровне.
Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя
индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, на рынке жилья,
цен и тарифов производителей на промышленные товары и услуги, в строительстве,
на сельскохозяйственную продукцию, на грузовые перевозки и на услуги связи для
юридических лиц, а также цен на приобретаемую промышленными, строительными и
сельскохозяйственными организациями продукцию.
Расчет индексов цен базируется на международных стандартах и учитывает осо-
бенности развития экономики Российской Федерации. Основным принципом построе-
ния индексов цен является выборочный метод, основанный на предварительном от-
боре базовых организаций, территорий и товаров (продукции, услуг)-пpедставителей.
Базовые объекты отбираются в соответствии с видами экономической деятельности,
местонахождением и по возможности другими характерными особенностями, такими
как, например, форма собственности, организационно-правовая форма, тип торговой
организации (малые, средние, крупные), объем выпуска (продаж) или численность за-
нятых и др.
В набор товаров (продукции, услуг)-представителей включаются важнейшие их
виды и малые товарные группы с учетом их доли во всей изучаемой совокупности.
Исчисление индексов цен осуществляется на основе весов базисного периода
по формуле Ласпейреса:
p1q0
J   × 100
p0q0
Условные обозначения:
q0 - количество товара (продукции, услуг) в базисном периоде;
p1(0) - цена единицы товара (продукции, услуги) в отчетном (базисном) периоде.
Индекс цен Ласпейреса представляет собой сравнение агрегированных цен, взве-
шенных по физическим объемам базисного периода, или среднее арифметическое
индексов цен, взвешенных по стоимости в базисном периоде.
133
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние цены по това-
рам (продукции, услугам)-представителям и изменения средних цен.
Средние цены по Российской Федерации определяются как среднеарифметиче-
ские взвешенные величины из уровней цен отдельных субъектов Российской Федера-
ции.
Средние цены по товарам (продукции, услугам) складываются под влиянием мно-
гообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и
других факторов. Таким образом, изменение средних цен на товары отличается
по своему экономическому содержанию от индексов цен, исчисленных по отдельным
товарам-представителям, прежде всего тем, что учитывает не только изменение кон-
кретных цен на отдельные товары, но и структурные, ассортиментные сдвиги.
Важнейшими из факторов, влияющих на структурные сдвиги, являются следующие:
появление новых товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров
с различным уровнем цен, территориальные сдвиги в размещении товаров с регио-
нальной их дифференциацией, сезонные колебания цен и т.д. В связи с этим средние
цены не всегда могут быть использованы для характеристики динамики цен.
Динамические ряды средних цен наряду с индексами используются в анализе дви-
жения цен, что позволяет изучать соотношения их на отдельные товары и услуги.
Наряду с динамическими рядами средних цен важное место в анализе ценовой
информации занимают пространственные ряды цен, на основании которых проводят-
ся межрегиональные сопоставления их уровней на одни и те же группы товаров,
сопоставления уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д.
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) характери-
зует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые на-
селением. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и ус-
луг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) пе-
риода.
ИПЦ используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих
инфляционные процессы в стране. Кроме того, ИПЦ используется при пересчете мак-
роэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется
также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на то-
вары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным)
периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъек-
там Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:
данных о потребительских ценах на товары и услуги, зарегистрированных в каждом
отчетном периоде;
данных о фактических потребительских расходах домашних хозяйств за два сме-
щенных года, которые являются основным источником информации для формирова-
ния весов при расчете ИПЦ.
Наблюдение за потребительскими ценами организовано на территории всех субъ-
ектов Российской Федерации в столицах республик, центрах краев, областей, авто-
номной области, автономных округов, городах федерального значения, а также рай-
онных центрах (города, поселки городского типа), отобранных с учетом их представи-
134
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
тельности в отражении социально-экономического и географического положения реги-
онов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.
Регистрация цен и тарифов на товары и услуги осуществляется в организациях
торговли, сферы услуг и общественного питания, на розничных рынках и ярмарках,
реализующих их на регулярной основе в стационарных торговых объектах и в неста-
ционарных (палатки, киоски и т.д.), принадлежащих как юридическим, так и физиче-
ским лицам.
Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется
наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, утверждается правовым актом Росста-
та и представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации выборку
групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.
В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены то-
вары и услуги массового потребительского спроса и отдельные виды товаров и услуг
необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота,
деликатесные продукты и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной
важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения
динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.
Исходной информацией для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на
товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами. На их основе опреде-
ляются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов. Сопостави-
мой считается цена (тариф) на один и тот же товар (услугу) с конкретными потреби-
тельскими свойствами (ценовая котировка), зарегистрированная в отчетном и базис-
ном периодах в одной и той же организации торговли (сферы услуг).
Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных и дру-
гих структурных факторов: появление новых и исчезновение старых товаров, измене-
ние доли отдельных товаров с различным уровнем цен в объеме реализации, откры-
тие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные
сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные коле-
бания цен и т.д. Уровень средних цен по России в целом рассчитывается как средне-
взвешенная величина из уровней цен по субъектам Российской Федерации.
Индивидуальный индекс цен на отдельный вид товара (услуги)-представителя
на уровне города определяется как средняя геометрическая простая из изменений цен
по сопоставимым ценовым котировкам.
При расчете индивидуальных индексов цен должно соблюдаться условие одина-
кового количества сопоставимых ценовых котировок на товар (услугу)-представитель
в городе в течение отчетного года.
На базе индивидуальных индексов цен на товары
(услуги)
- представители
в отдельных городах и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен
на отдельные виды товаров (услуг)-представителей по субъекту Российской Федера-
ции, федеральному округу, России.
Исходя из агрегатных индексов цен на отдельные виды товаров и услуг и расходов
на их приобретение в общих потребительских расходах домашних хозяйств, опреде-
ляются сводные индексы цен по отдельным подгруппам товаров и услуг, по укрупнен-
ным группам (например, продовольственные товары, непродовольственные товары и
услуги), ИПЦ в целом по субъекту Российской Федерации, федеральному округу и Рос-
сийской Федерации.
135
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Наблюдение за потребительскими ценами в соответствии с действующей методо-
логией осуществляется в Российской Федерации с 1992 года.
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) - в отличие от ИПЦ исключает
краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, ко-
торые носят административный, а также сезонный характер и не связаны с общеэко-
номическим положением в стране.
БИПЦ является одной из составляющих индекса потребительских цен.
Исчисление базового индекса потребительских цен осуществляется по субъектам
Российской Федерации, федеральным округам и России в целом.
Стоимости наборов товаров (услуг) формируются в целях анализа ценовых про-
цессов как в целом по России, так и в разрезе субъектов Российской Федерации, для
осуществления межрегиональных сопоставлений цен в условиях постоянной структуры
потребления населением тех или иных потребительских товаров и услуг.
Общим принципом при исчислении этих показателей, как по субъектам Российской
Федерации, так и по России в целом, является использование единых весов (количе-
ства товаров), сохраняющихся постоянными на все время исчисления показателей, и
фактических средних потребительских цен по субъектам Российской Федерации и Рос-
сии в целом.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для
межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, исчисленная
по субъектам Российской Федерации, является показателем, который может быть ис-
пользован как вспомогательный инструмент при оценке уровня материального благо-
состояния населения, отражая сложившийся уровень цен как на продовольственные,
так и непродовольственные товары, а также услуги.
Формирование фиксированного набора потребительских товаров и услуг для обес-
печения межрегиональных сопоставлений основывается на исследовании потреби-
тельского рынка субъектов Российской Федерации, проведенного специалистами тер-
риториальных органов Федеральной службы государственной статистики.
В состав набора включены товары и услуги всех основных товарных групп, по ко-
торым организовано наблюдение за ценами. В первую очередь в набор включены наи-
более часто отмеченные специалистами территориальных органов государственной
статистики товары и услуги, которым отдает потребительские предпочтения основная
часть населения субъекта Российской Федерации. Кроме того, в перечень включены
также товары, которые получили не очень высокий рейтинг предпочтений, однако яв-
ляются социально-значимыми в потребительских расходах граждан.
В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов
продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг.
Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания отражает
межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен на основные про-
дукты питания, входящие в него.
В состав этого набора включено 33 наименования продовольственных товаров: го-
вядина (кроме бескостного мяса) (15,0 кг), свинина (кроме бескостного мяса) (4,0 кг),
баранина (кроме бескостного мяса) (1,8 кг), куры охлажденные и мороженые (14,0 кг),
рыба мороженая неразделанная (14,0 кг), сельдь соленая (0,7 кг), масло сливочное
136
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
(1,8 кг), масло подсолнечное (7,0 кг), маргарин (6,0 кг), молоко питьевое цельное пас-
теризованное 2,5-3,2% жирности (110,0 л), сметана (1,8 кг), творог нежирный (10,0 кг),
сыры сычужные твердые и мягкие (2,5 кг), яйца куриные (180 шт.), сахар-песок (20,0 кг),
мука пшеничная (20,0 кг), хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной
(115,0 кг), хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов (75,0 кг), рис шли-
фованный (5,0 кг), пшено (6,0 кг), горох и фасоль (7,3 кг), вермишель (6,0 кг), карто-
фель
(150,0 кг), капуста белокочанная свежая
(35,0 кг), морковь
(35,0 кг),
огурцы свежие (1,8 кг), лук репчатый (20,0 кг), яблоки (18,6 кг), печенье (0,7 кг), кара-
мель (0,7 кг), чай черный байховый (0,5 кг), соль поваренная пищевая (3,65 кг), перец
черный (горошек) (0,73 кг).
Данные о стоимости набора приведены в расчете на одного человека в месяц.
Состав фиксированного набора потребительских товаров и услуг и условного (ми-
нимального) набора продуктов питания утверждены правовым актом Росстата и раз-
мещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
Структура розничной цены на отдельные виды товаров - это соотношение от-
дельных элементов цены, выраженное в процентах, характеризующее этапы форми-
рования цены на всех стадиях от производства до реализации товара.
Индекс стоимости жизни (ИСЖ) - показатель, измеряющий относительную стои-
мость набора товаров и услуг с едиными объемами их потребления в отдельных горо-
дах России по сравнению с ее среднероссийским значением.
ИСЖ является обобщенным показателем, позволяющим охарактеризовать разли-
чия в уровне цен в пространстве, т.е. между отдельными городами или между ценами
конкретного города и средним уровнем цен по стране, в фиксированный момент вре-
мени, в отличие от ИПЦ, который измеряет изменение общего уровня цен в стране или
в определенных географических областях во времени.
Индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья рассчитываются на ос-
нове зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на квартиры функцио-
нирующего жилого фонда, находящиеся в собственности, если они являются объекта-
ми совершения рыночных сделок.
Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих опера-
ции с недвижимостью в территориальных центрах и отдельных городах субъектов
Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количест-
венные и качественные характеристики. Средние цены по Российской Федерации рас-
считываются из средних цен, сложившихся в ее субъектах. В качестве весов исполь-
зуются данные о количестве проданной общей площади квартир отдельно на первич-
ном и вторичном рынках жилья, накопленном за предыдущий год.
Индекс цен производителей промышленных товаров рассчитывается на осно-
вании регистрации цен на товары (услуги)-представители в базовых организациях. На-
блюдение за ценами производителей осуществляется более чем в 10 тыс. организа-
ций. Расчет средних цен и индексов цен производится более чем по 1100 товарам (ус-
лугам)-представителям. Цены производителей представляют собой фактически сло-
жившиеся на момент регистрации цены указанных организаций на произведенные и
отгруженные товары (оказанные услуги), предназначенные для реализации на внут-
137
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
реннем рынке (без косвенных товарных налогов - налога на добавленную стоимость,
акциза и т.п.).
Рассчитанные по товарам (услугам)-представителям индексы цен производителей
последовательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов,
разделов экономической деятельности. В качестве весов используются данные
об объеме отгрузки продукции (услуг) в стоимостном выражении за базисный период.
Индексы цен на приобретенные промышленными, сельскохозяйственными и
строительными организациями отдельные виды товаров (продукции, услуг) рас-
считываются на основании регистрации цен на товары (услуги)-представители по ус-
тановленной номенклатуре. Средняя цена приобретения включает, помимо цены про-
изводства, налог на добавленную стоимость, акциз, транспортные, сбытовые, посред-
нические и другие расходы. Построение индексов цен приобретения осуществляется
по сопоставимому кругу видов товаров (продукции, услуг) в отчетном и базисном пе-
риодах и предусматривает систему взвешивания на основе данных о количестве их
приобретения за предыдущий год.
Индексы цен на приобретенное промышленными организациями зерно
для основного производства рассчитываются на основе зарегистрированных цен
на зерновые, зернобобовые и масличные культуры, предназначенные для промыш-
ленной переработки.
Наблюдение ведется по выборочному кругу промышленных организаций, приобре-
тающих зерно для основного производства у отечественных производителей.
Средние цены приобретения зерна включают, помимо цены производства, налоги,
наценку торгово-посреднических структур, а также затраты, связанные с организацией
закупки, продажи, хранения и доставки зерна.
Расчет средних цен и индексов цен как по Российской Федерации, так и по субъек-
там Российской Федерации осуществляется по видам культур и направлениям их ис-
пользования: в производстве продуктов мукомольной и крупяной промышленности, го-
товых кормов для животноводства, растительных и животных масел, пива и солода,
спирта, крахмала и крахмалопродуктов.
Построение индексов цен приобретения зерна предусматривает использование
в качестве весов данных о количестве приобретения наблюдаемых видов культур в
натуральном выражении за базисный период.
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции исчисляется
на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных орга-
низациях цен на основные виды товаров-представителей, реализуемых заготовитель-
ным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть,
населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах и аукцио-
нах, организациям, коммерческим структурам и т.п. Цены производителей сельскохо-
зяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализо-
ванной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и раз-
грузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость.
Сводный индекс цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назна-
чения рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен производите-
лей на строительную продукцию, приобретения машин и оборудования инвестиционно-
го назначения и на прочую продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения,
138
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
взвешенных по доле этих элементов в общем объеме инвестиций в основной капитал.
Индекс цен производителей на строительную продукцию формируется из ин-
дексов цен на строительно-монтажные работы и на прочие затраты, включенные
в сводный сметный расчет строительства, взвешенных по доле этих элементов в об-
щем объеме инвестиций в жилища, здания и сооружения. Расчет индекса цен
на строительно-монтажные работы проводится на основе данных формы отчетности
о ценах на материалы, детали и конструкции, приобретенные базовыми подрядными
организациями, а также на базе технологических моделей, разработанных по видам
экономической деятельности с учетом территориальных особенностей строительства.
Индекс цен приобретения машин и оборудования инвестиционного назначе-
ния исчисляется по данным об изменении цен производителей этого оборудования, а
также транспортных расходов, ставки налога на добавленную стоимость и других рас-
ходов.
Наименования товаров (продукции, услуг), по которым публикуются средние цены
и индексы цен производителей и приобретения, приведены в соответствии с Общерос-
сийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
Индексы тарифов на грузовые перевозки позволяют определить изменение
фактически действующих тарифов на грузовые перевозки за отчетный период без уче-
та изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным при-
знакам: по виду и размеру отправки груза, скорости доставки, расстоянию перевозки,
территории перевозки, типу подвижного состава, степени использования его грузо-
подъемности и др.
Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки всеми видами транспорта рассчи-
тывается исходя из индексов тарифов на перевозку грузов отдельными видами транс-
порта (железнодорожным, трубопроводным, морским, внутренним водным, автомо-
бильным, воздушным), взвешенных на объемы доходов от перевозки грузов соответ-
ствующими видами транспорта за базисный период. По каждому виду транспорта ре-
гистрируются тарифы на услуги-представители. За услугу-представитель принимается
перевозка одной тонны массового груза определенным видом транспорта на фиксиро-
ванное расстояние. Регистрация тарифов осуществляется в выборочной совокупности
транспортных организаций.
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц характеризует общее
изменение тарифов на услуги связи для различных категорий пользователей (бюджет-
ных и коммерческих организаций).
Расчет индексов тарифов на услуги связи основан на ежеквартальном (до 2016 г. -
ежемесячном) наблюдении за тарифами на 15 видов услуг-представителей связи для
юридических лиц в центрах субъектов Российской Федерации.
При расчете сводных индексов тарифов в качестве весов используются данные
о доходах от услуг связи за предыдущий год.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий показатель, характеризую-
щий масштабы экономики страны. ВВП представляет собой конечный результат про-
изводственной деятельности институциональных единиц
- резидентов экономики
страны.
139
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
На стадии производства ВВП исчисляется путем суммирования валовых добав-
ленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики, и чистых налогов на продук-
ты.
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предприниматель-
ской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начислен-
ную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженно-
сти), пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собствен-
ности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
Номинальный размер денежных доходов населения - абсолютный показатель,
представляющий собой фактически сложившийся в отчетном периоде объём денеж-
ных доходов.
Реальный размер денежных доходов населения - относительный показатель,
исчисленный путем деления индекса номинального размера денежных доходов насе-
ления на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательскую способ-
ность заработной платы в отчетном периоде, в связи с изменением цен на потреби-
тельские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитыва-
ется индекс реальной заработной платы путем деления индекса номинальной зара-
ботной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Среднедушевые денежные доходы населения исчисляются делением общей
суммы денежных доходов на численность постоянного населения.
Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенци-
альные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через
товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения в месяц. Под то-
варным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара (услуги) с
конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при ус-
ловии, что вся сумма денежных доходов будет направлена только на эти цели.
Средние фактические экспортные (импортные) цены представляют собой от-
ношение общей стоимости экспортируемого (импортируемого) товара к его количеству
по данным ФТС России с учетом взаимной торговли товарами с государствами - чле-
нами ЕАЭС.
Учет экспорта товаров производится по ценам франко-граница страны-экспортера
(ФОБ), т.е. в цену товара включаются расходы по его доставке до сухопутной границы
или до порта отгрузки страны-экспортера.
Учет импорта товаров производится по ценам франко-граница страны-импортера
(СИФ), т.е. в цену товара включаются расходы по страхованию и транспортировке то-
вара до границы страны-импортера.
Денежная масса (денежный агрегат М2) - это сумма наличных денег в обращении
и остатков средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций - ре-
зидентов Российской Федерации и физических лиц - резидентов Российской Федерации
на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расче-
тов с использованием банковских карт), открытых в банковской системе Российской
Федерации в рублях, а также начисленные проценты по ним. Таким образом, денежный
агрегат М2 включает наличные деньги в обращении и безналичные средства.
140
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Наличные деньги в обращении (денежный агрегат МО) - наиболее ликвидная
часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платеж-
ного средства. Включает банкноты и монету в обращении.
В составе безналичных средств, включаемых в денежный агрегат М2, выделя-
ют переводные депозиты и другие депозиты.
Переводные депозиты включают остатки средств нефинансовых и финансовых
(кроме кредитных) организаций - резидентов Российской Федерации и физических
лиц - резидентов Российской Федерации на расчетных, текущих и иных счетах до вос-
требования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), от-
крытых в банковской системе Российской Федерации в рублях, а также начисленные
проценты по ним.
Другие депозиты включают остатки средств нефинансовых и финансовых (кроме
кредитных) организаций и физических лиц на срочных депозитах и иных привлечен-
ных банковской системой Российской Федерации на срок средств в рублях, а также на-
численные проценты по ним.
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли
как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (ли-
цензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осу-
ществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 2 декаб-
ря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществ-
лять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денеж-
ных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего
имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ве-
дение банковских счетов физических и юридических лиц.
Официальный курс доллара США к рублю рассчитывается и устанавливается
Банком России каждый рабочий день на основе котировок межбанковского внутреннего
валютного рынка по операциям «доллар США - рубль».
Официальный курс евро к рублю рассчитывается и устанавливается Банком
России на основе официального курса доллара США по отношению к рублю и котиро-
вок межбанковского международного валютного рынка по операциям «доллар США -
евро».
Вклады (депозиты) физических лиц - депозиты и прочие привлеченные кредит-
ными организациями средства физических лиц (включая сберегательные сертифика-
ты), неисполненные обязательства по договорам на привлечение средств по депози-
там и прочим привлеченным средствам, а также средства на прочих счетах физиче-
ских лиц. В расчет данного показателя не включаются средства индивидуальных пред-
принимателей, избирательных фондов физических лиц, переводы из Российской Фе-
дерации и в Российскую Федерацию.
Паритет покупательной способности (ППС) является показателем проведения
международных сопоставлений валового внутреннего продукта, и представляет собой
соотношение цен на уровне товаров, групп продуктов, агрегатов и ВВП в целом. Пока-
зывает сколько денежных единиц нужно потратить для покупки одинакового количест-
ва товаров и услуг в странах. Используемая методология расчетов позволяет получать
результаты сопоставлений, независимые от выбора счетной единицы (денежной еди-
141
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
ницы) и базовой страны. В качестве счетной единицы могут использоваться условные
единицы, например, стандарт покупательной силы в Европейском союзе, условный
доллар - в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), или де-
нежные единицы стран, участвующий в сопоставлениях, например - доллар США,
евро, российский рубль, тенге и т.д.
Сопоставимый уровень цен представляет собой отношение ППС к валютному
курсу. Этот показатель измеряет различия в уровнях цен между странами по каждому
компоненту расходов конечного использования ВВП, с учетом национальной системы
ценообразования и налогообложения. Если сопоставимый уровень цен равен 100,
то это значит, что ППС равен валютному курсу. Чем выше значение показателя, тем
выше национальный уровень цен. Определенное влияние на этот показатель оказыва-
ет изменение валютного курса.
142

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10