Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) - 23

 

  Главная      Книги - Тесты     Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) - 23

 

 

одинаковые. К месту синтеза белка т-РНК транспортируют аминокислоты в соответствии
с кодонами и-РНК.
32. В   процессе   трансляции   участвовало   30   молекул   т-РНК.   Определите   число
аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и
нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок. 

ОТВЕТ:  одна   т-РНК   транспортирует   одну   аминокислоту,   следовательно,   30   т-РНК

соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот; одну аминокислоту
кодирует   триплет   нуклеотидов,   значит,   30   аминокислот   кодируют   30   триплетов;
количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90.
33. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24% от общего
числа   нуклеотидов.   Определите   количество   (в   %)   нуклеотидов   с   гуанином   (Г),
аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

ОТВЕТ: аденин (А) комплементарен  тимину (Т), а гуанин (Г) – цитозину (Ц),  поэтому

количество   комплементарных   нуклеотидов   одинаково;   количество   нуклеотидов   с
аденином   составляет 24%;   количество гуанина (Г) и цитозина (Ц) вместе составляют
52%, а каждого из них – 26%.
34.

Дана цепь ДНК: ЦТААТГТААЦЦА.  Определите:

А) Первичную  структуру  закодированного  белка.
Б) Количество (в%)  различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях)
В) Длину этого гена
Г) Длину белка 
ОТВЕТ:  А) 1-ая цепь ДНК: ЦТА-АТГ-ТАА-ЦЦА-
                      2-ая цепь ДНК: ГАТ-ТАЦ-АТТ-  ГГТ-
                                   И-РНК: ЦУА-АУГ-УАА-ЦЦА
По таблице генетического кода определяем аминокислоты: 

         Аминокислоты: лей- мет- тир - про

Б) Количество А=8; Т=8; Г=4; Ц=4. Все количество = 24 = 100%. 
А=Т= 8   (8х100%) : 24 = 33, 3%
Г=Ц=4    (4х100%) : 24= 16,6%
В)  Длина гена: 12х 0,34 = 4,04 нм  (0,34нм – длина 1 нуклеотида)
Г) Длина белка: 4 кодона х 0,3нм = 1,2 нм  (0,3нм – длина 1 ам/к-ты.)
35. Определите:последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны 
соответствующих т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего 
фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода), 
если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: 
ГТГТАТГГААГТ.
ОТВЕТ: 
ГТГ-ТАТ-ГГА-АГТ -     ДНК

    ЦАЦ-АУА-ЦЦУ-УЦА – и-РНК

                ГУГ; УАУ; ГГА; АГУ -  антикодоны т-РНК

    Аминокислоты: Гис-иле-про-сер

23

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.3. Размножение и развитие организмов

1.

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах   одной соматической клетки

человека составляет около 6х10

-9

  мг. Определите, чему равна масса всех молекул

ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его
окончания. Ответ поясните.
ОТВЕТ:  
В половых клетках 23 хромосомы, т.е. в 2 раза меньше, чем в соматических,
соответственно масса ДНК в них равна 6х10

-9

 :2 = 3х  10

-9

мг. Перед началом деления ДНК

удваивается,   соответственно   ее   масса   равна   2х6х10

-9

мг   =12х10

-9

мг.   После   окончания

деления в соматической клетке количество ДНК остается таким же, как в исходной клетке
и равна 6х10

-9

 мг.

2.

В чем заключается биологический смысл митоза?

ОТВЕТ:   Митоз   обеспечивает   точную   передачу     наследственной   информации   от
материнской клетки к дочерним, лежит в основе роста тканей, органов.

3.

В чем заключается биологический смысл мейоза?

ОТВЕТ:  Уменьшение вдвое набора хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении
восстановить   двойной   набор   хромосом,   характерный   для   вида.   Перекрест   и   обмен
участками  гомологичных хромосом  увеличивает разнообразие потомства.

4.

Что называется зиготой?

ОТВЕТ: Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка. 

5.

В чем заключается сходства и различия   яйцеклеток лягушки  и  человека?

ОТВЕТ: Сходства:  содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в  яичниках,
самостоятельно   не   способны   к     передвижению,   имеют   округлую   форму.   Различия:   в
размерах    (у человека    невидимая  простым глазом),  в кариотипе  (разное  количество  ,
размеры,   формы   хромосом),   в     содержании   питательных   веществ,   в   расположении   (у
лягушки – в откладываемых в воду   икринках, у человека – внутри  организма).

6.

Каково значение интерфазы в жизни клетки?

ОТВЕТ:   Интерфаза   это   период   между   двумя   делениями   клетки.   В   ней   происходит
усиленный   синтез   веществ   и   их   накопление,   увеличение   количества   органоидов,
накопление АТФ и в конце происходит удвоение молекул ДНК.

7.

Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений?

ОТВЕТ:   В  процессе    двойного   оплодотворения   происходит  два  слияния   клеток:  один
спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, другой – с крупной диплоидной
центральной   клеткой   и   образуется   триплоидный   эндосперм   –   питательная   ткань   для
зародыша.   Таким   образом,   в   результате   двойного   оплодотворения   образуется   семя,
состоящее   из   зародыша,   обеспеченного   питательными   веществами   и   защищенного
семенной кожурой.

8.

В   чем   заключаются   преимущества   и   недостатки   бесполого   и   полового

размножений?
ОТВЕТ
:   Преимущества   бесполого   размножения:   позволяет   быстро   увеличить
численность   особей   при   благоприятных   условиях   и   распространяться.   Недостатки
бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все
особи   могут   погибнуть,   неэффективно   происходит     процесс   естественного   отбора.
Преимущества   полового   размножения:     более   эффективно   происходит   естественный
отбор из-за разнообразия потомства, быстрее  происходит приобретение приспособлений,
усложнение организации, больше шансов для сохранения вида. Недостатки:   требуется
время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для
споровых   растений,   наличие   пищевых   ресурсов   для   выкармливания   потомства   и   т.д.),
требуется дополнительные энергозатраты  для перемещения на места размножений, для
создания пар, для построения гнезд, нор и т.д.

9.

Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

24

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОТВЕТ:  Кариотипом (количеством, размерами, формами хромосом).

10.

Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное

размножение?
ОТВЕТ
: Вегетативное размножение – это способ бесполого размножения, при котором в
потомстве     сохраняются     все   признаки   материнского   организма   и   не   происходит
расщепления  признака, как при половом размножении.

11.

Опишите строение и функции яйцеклеток животных.

ОТВЕТ: Яйцеклетки  - женские гаметы, вырабатываются яичниками  в процессе мейоза,
содержат гаплоидный набор хромосом, не способны   самостоятельно двигаться, содержат
все   органоиды   и   запас   питательных   веществ.   Функции:   обеспечивают   передачу
наследственной   информации   от   материнского   организма
потомству,     и   зародыш   обеспечивают   питательными
веществами.   У   разных   видов     отличаются     размерами   и
формами. 

12.

Назовите   зародышевый   листок   зародыша

позвоночного   животного,   обозначенный   на   рисунке
цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов
формируются из него?
ОТВЕТ:  
1)Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.2)Из
эктодермы   образуются   нервная   система   и   органы   чувств,
кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний
отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный
отдел прямой кишки), наружные жабры.

13.

Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?

ОТВЕТ:  Происходит удвоение ДНК, идет   усиленный синтез белков, углеводов, РНК,
АТФ, увеличивается количество органоидов.

14.

Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в

клетках организмов из поколения в поколение?
ОТВЕТ:
  Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и за
счет него он растет. Мейоз образует гаметы с гаплоидным   набором хромосом, а при
оплодотворении диплоидный набор хромосом, характерный для вида,  восстанавливается.

15.

Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное

потомство, чем при вегетативном.
ОТВЕТ:  у   потомства   при   половом   размножении   комбинируются   признаки   обоих
родителей;   причина   комбинативной   изменчивости   –   кроссинговер,   митоз   и   случайное
сочетание гамет при оплодотворении; при вегетативном размножении потомки сходны
друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических
клеток которого они формируются

25

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.4. Основы селекции

1. Чем характеризуется явление полиплоидии?
      ОТВЕТ: 
Кратным увеличением числа хромосом.
2. Чем характеризуется явление гетерозиса?
       ОТВЕТ: 
Ярким проявлением признака у гибридов первого поколения и их   высокой
жизнеспособностью,  которые исчезают во втором поколении.
3. Каково значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости
Н.И.Вавилова?
         ОТВЕТ:  
Закон позволяет прогнозировать наличие сходных мутаций у родственных
видов.
4. С   какой   целью   в   селекции   растений   применяют   скрещивание   особей   разных
сортов?
          ОТВЕТ:  
Для   получения   комбинированных   сортов,   сочетающих   в   себе   полезные
признаки обоих сортов, т.е. для получения комбинативной изменчивости и для получения
эффекта гетерозиса.
5. Как можно сохранить у растений  сочетания полезных признаков, полученные от
скрещивания двух сортов?
        ОТВЕТ: 
Размножая их вегетативным путем, так как при дальнейшем скрещивании
из-за   перекомбинирования     родительских   генов     сочетания   полезных     признаков   в
потомстве могут исчезнуть.
6. С какой целью проводят в селекции   близкородственное скрещивание.     Какие
отрицательные последствия оно имеет?
ОТВЕТ:  
При близкородственном скрещивании  происходит  увеличение гомозиготности.
Близкородственное скрещивание (самоопыление у растений) проводят с целью создания
чистых линий, для закрепления признака.  Но при этом  в гомозиготное состояние могут
перейти   и   вредные   рецессивные   гены,   что   приводит   к   снижению   жизнеспособности
потомства или к гибели. 
7. Для чего проводят межлинейную гибридизацию в селекции растений?
ОТВЕТ
: Для получения эффекта гетерозиса.
8. Почему эффект гетерозиса проявляется только в первом поколении?
ОТВЕТ
: По мнению ученых,  причиной гетерозиса считается гетерозиготность потомства.
Во втором поколении   половина генов переходит в гомозиготное состояние и   эффект
теряется.
9. Почему     методы   полиплоидии и искусственного   мутагенеза, применяемые в
селекции растений,  не применимы в селекции животных?
ОТВЕТ
: Это объясняется особенностями животных: сложное строение  (наличие систем
органов), сложная взаимосвязь с окружающей средой (нервная система, органы чувств),
малая плодовитость  по сравнению с растениями,  длительное половое созревание и др.
10. Что такое искусственный мутагенез и для чего его применяют?
ОТВЕТ:  
Это   процесс   и   искусственного   получения   мутаций   путем   воздействия
мутагенных факторов (облучение ультрафиолетовыми  и рентгеновскими лучами и др.) с
целью   получения   у   потомства   полезных   мутаций.   Особи   с   полезными   мутациями     в
дальнейшем   участвуют   при   создании   новых   штаммов   микроорганизмов   или   сортов
растений.

26

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..