ЕГЭ по литературе. Пробный вариант 6 с решением (2019 год)

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по литературе. Пробный вариант 6 с решением (2019 год)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕГЭ по литературе. Пробный вариант 6 с решением (2019 год)

 

 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

1 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

ТРЕ
Н

И

РО
ВО
ЧН

ЫЙ
 

КИ

М

 № 1

8

1

119

 

 

Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ 

Инструкция по выполнению работы 

 

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей, 

включающих в себя 17 заданий. 

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. 

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или 

лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким 

ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 
5–

10 предложений (8, 9). 

          

Второй 

комплекс 

заданий 

относится 

к 

анализу 

лирическогопроизведения:  5  заданий  с  кратким  ответом  (10–14)  и  2 

заданияс развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). 
          

Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым ниже 

образцам  в  виде  последовательности  цифр  или  слова  (словосочетания). 

Ответ  запишите  в  поле  ответа  в  тексте  работы  без  пробелов,  запятых  и 

других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1. 

 

        

Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно 

выбрать  только 

ОДНОи  дать  на  него  развёрнутый  аргументированный 

ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов. 

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 

3  часа  55  минут  (235  минут).  Рекомендуем  не  более  2  часов  отвести  на 

выполнение  заданий  части  1,а  остальное  время  –  на  выполнение  задания 

части 2. 

Все  бланки  ЕГЭ  заполняются  яркими  чёрными  чернилами. 

Допускается использование гелевой или капиллярной  ручки. 

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. 

Записи 

в  черновике,  а  также  в  тексте  контрольных  измерительных 

материалов не учитываются при оценивании работы. 

Баллы,  полученные  Вами  за  выполненные  задания,  суммируются. 

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее 

количество баллов. 

После  завершения  работы  проверьте,  что  ответ  на  каждое  задание  в 

бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером. 

Желаем успеха! 

Часть 1 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните 

задания 1-9 
 

Императрица  сидела  за  своим  туалетом.  Несколько  придворных 

окружали  ее  и  почтительно  пропустили  Марью  Ивановну.  Государыня 

ласково  к  ней  обратилась,  и  Марья  Ивановна  узнала  в  ней  ту  даму,  с 

которой  так  откровенно  изъяснялась  она  несколько  минут  тому  назад. 

Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать 

вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена 

в  невинности  вашего  жениха.  Вот  письмо,  которое  сами  потрудитесь 

отвезти к будущему свекру». 

Марья  Ивановна  приняла  письмо  дрожащею  рукою  и,  заплакав, 

упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня 

разговорилась  с  нею.  «Знаю,  что  вы  не  богаты,  —  сказала  она,  —  но  я  в 

долгу перед дочерью капитана ____________. Не беспокойтесь о будущем. 

Я беру на себя устроить ваше состояние». 

Обласкав  бедную  сироту,  государыня  ее  отпустила.  Марья 

Ивановна  уехала  в  той  же  придворной  карете.  Анна  Власьевна, 

нетерпеливо ожидавшая ее возвращения, осыпала ее вопросами, на которые 

Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна 

ее  беспамятством,  но  приписала  оное  провинциальной  застенчивости  и 

извинила  великодушно.  В  тот  же  день  Марья  Ивановна,  не 

полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню... 

 
*** 

Здесь  прекращаются  записки  Петра  Андреевича  Гринева.  Из 

семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в 

конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни 

Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через 

минуту,  мертвая  и  окровавленная,  показана  была  народу.  Вскоре  потом 

Петр  Андреевич  женился  на  Марье  Ивановне.  Потомство  их 

благоденствует  в  Симбирской  губернии.  В  тридцати  верстах  от  *** 

находится  село,  принадлежащее  десятерым  помещикам.  В  одном  из 

барских  флигелей  показывают  собственноручное  письмо  Екатерины  II  за 

стеклом  и  в  рамке.  Оно  писано  к  отцу  Петра  Андреевича  и  содержит 

оправдание  его  сына  и  похвалы  уму  и  сердцу  дочери  капитана 
___________

. Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от 

одного  из  его  внуков,  который  узнал,  что  мы  заняты  были  трудом, 

относящимся  ко  временам,  описанным  его  дедом.  Мы  решились,  с 

разрешения  родственников,  издать  ее  особо,  приискав  к  каждой  главе 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

2 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

ТРЕ
Н

И

РО
ВО
ЧН

ЫЙ
 

КИ

М

 № 1

8

1

119

 

 

приличный  эпиграф  и  дозволив  себе  переменить  некоторые  собственные 

имена. 

19 окт. 1836. 

Издатель..

 

                                                              (

А.С. Пушкин «Капитанская дочка») 

 

Ответом  к  заданиям  1–7  является  слово,  или  словосочетание,  или 

последовательность  цифр.  Сначала  укажите  ответы  в  тексте 

работы,  а  затем  перенесите  их  в  БЛАНК  ОТВЕТОВ  №  1  справа  от 

номера  соответствующего  задания,  начиная  с  первой  клеточки,  без 

пробелов,  запятых  и  других  дополнительных  символов.  Каждую  букву 

(цифру)  пишите  в  отдельной  клеточке  в  соответствии  с 

приведёнными в бланке образцами. 
 

Какой разновидностью романа является произведение, отрывок из которого 

приведён выше? Ответ укажите в именительном падеже. 

 
Ответ: ___________________________. 

 

Жанровая  принадлежность  данного  произведения  вызывает  споры 

исследователей. Одни считают «Капитанскую дочку» романом. Укажите, к 

какому жанру относят её другие исследователи. 
 
Ответ: ___________________________. 
 

Укажите,  каким  элементом  композиции  сюжета  является  данный 

фрагмент? 
 
Ответ: ___________________________. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Установите  соответствие  между  персонажами,  фигурирующими  или 

упомянутыми    в  данном  фрагменте,  и  их  характеристиками:  к  каждой 

позиции  первого  столбца      подберите  соответствующую  позицию  из 

второго столбца. 
 

ПЕРСОНАЖИ

 

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

 

1. 

Марья Ивановна

 

2. 

Пугачёв

 

3. 

императрица 

Екатерина

 

1. 

«

Он  очень  мне  противен;  а 

странно:  ни  за  что  б  я  не 

хотела, чтоб и я ему так же 

не нравилась».

 

2. 

всего  имущества  только 
«

частый  гребень,  да  веник, 

да  алтын  денег  (прости 

бог!),  с  чем  в  баню 

сходить»

 

3. 

Лицо ее, полное и румяное, 

выражало 

важность 

и 

спокойствие,  а  голубые 

глаза  и  легкая  улыбка 

имели 

прелесть 

неизъяснимую.

 

4. 

«

Заячий  тулупчик  совсем 

новешенький;  а  он,  бестия, 

его  так  и  распорол, 

напяливая на себя!»

 

 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами 
 
 
Ответ:   
 
 
 
 
 
 
 

А 

Б 

В 

 

 

 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

3 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

ТРЕ
Н

И

РО
ВО
ЧН

ЫЙ
 

КИ

М

 № 1

8

1

119

 

 

Главы  романа  предваряются  цитатами  из  других  произведений,  причём 

цитаты эти так или иначе отражают содержание или идею будущей главы 

(например,  глава,  из  которой  взят  приведённый  фрагмент  предваряется 

цитатой  —  пословицей  «Мирская  молва  —  Морская  волна»).  Как 

называются данные цитаты? 
 
Ответ: ___________________________. 
 

Во  фрагменте  пропущена  фамили  отца  Марьи  Ивановны.  Укажите  её  в 

именительном падеже. 
 
Ответ: ___________________________. 
 

Как  зовут  жениха  Марьи  Ивановны,  упомянутого  в  первом  абзаце 

фрагмента? Укажите его имя и фамилию 
 
Ответ: ___________________________. 
 
В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номера заданий 8 и 9 

и сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на каждый 

вопрос. 

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) 

произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте 

фактических и логических ошибок. 

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения 

разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение 

к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный 

текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и 

сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном 

направлении анализа. 

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте 

ответы аккуратно и разборчиво. 
 
 

Какую  роль  играет  данный  эпизод  в  раскрытии  характера  Марьи 

Ивановны? 
 

В  каких  произведениях  русской  классики    показаны  взаимоотношения 

между простыми людьми и власть имущими?В чём различия между этими 

произведениями и «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина? 
 

Прочитайте  приведённое  ниже  произведение  и  выполните  задания   
10–16. 

 

Глаголы 

 

Меня окружают молчаливые глаголы, 

Похожие на чужие головы глаголы, 

Голодные глаголы, голые глаголы, 

Главные глаголы, глухие глаголы. 

Глаголы без существительных, глаголы просто. 

Глаголы, которые живут в подвалах, 

Говорят в подвалах, рождаются в подвалах, 

Под несколькими этажами всеобщего оптимизма. 

Каждое утро они ходят на работу, 

Раствор мешают и камни таскают, 

Но, возведя город, возводят не город, 

А собственному одиночеству памятники воздвигают. 

И уходят, как уходят в чужую память, 

Мерно ступая от слова к слову, 

Всеми своими тремя временами 

Глаголы однажды восходят на Голгофу. 

И небо над ними, как птица над погостом 

И, словно стоя перед запертой дверью, 

Некто стучит, забивая гвозди, 

В прошедшее, 

в настоящее, 

в будущее время. 

Никто не придет и не снимет 

Стук молотка вечным ритмом станет 

Земли гипербола лежит над ними, 

Как небо метафор плывет над нами! 
 
                                                                                (

И. Бродский, 1960) 

 
 
 
 
 
 
 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

4 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

ТРЕ
Н

И

РО
ВО
ЧН

ЫЙ
 

КИ

М

 № 1

8

1

119

 

 

Ответом  к  заданиям  10–14  является  слово,  или  словосочетание,  или 

последовательность  цифр.  Сначала  укажите  ответы  в  тексте 

работы,  а  затем  перенесите  их  в  БЛАНК  ОТВЕТОВ  №  1  справа  от 

номера  соответствующего  задания,  начиная  с  первой  клеточки,  без 

пробелов,  запятых  и  других  дополнительных  символов.  Каждую  букву 

(цифру)  пишите  в  отдельной  клеточке  в  соответствии  с 

приведёнными в бланке  образцами. 
 

К  какому  роду  литературы  относится  стихотворение  И.  Бродского  

«Глаголы»? 
 
Ответ: ___________________________. 
 

Укажите  приём  звукописи,  к  которому  автор  прибегает  в  строках: 
«

Голодные глаголы, голые глаголы,/ Главные глаголы, глухие глаголы…». 

 
Ответ: ___________________________. 
 

Выпишите  термины,  использованные  в  последних  четырёх  строках 

стихотворения.  Ответ  укажите  в  единственном  числе  именительном 

падеже. 
 
Ответ: ___________________________. 
 

Из  приведённого  ниже  перечня  выберите  три  названия  художественных 

средств  и  приёмов,  использованных  поэтом  в  первых  восьми 

строкахданного    стихотворения.  Запишите  цифры,  под  которыми  они 

указаны.  
 
1.

аллегория 

2.

повтор 

3.

олицетворение 

4.эпитет 
5.

неологизм 

 
Ответ:   
 
 
 

Выпишите  (в  именительном  падеже)  из  стихотворения  название  места  — 

небольшой  скалы  или  холма,  где  согласно  Новому  Завету,  был  распят 

Иисус Христос. 
 
Ответ: ___________________________. 
 
В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номера заданий 15 и 16 

и сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на каждый 

вопрос. 

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) 

произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте 

фактических и логических ошибок. 

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения 

разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение 

к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный 

текст), укажите названия произведений и фамилии авторов и 

сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном 

направлении анализа. 

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте 

ответы аккуратно и разборчиво. 
 

Каковы задачи звукописи и лексического повтора в данном стихотворении? 
 
В  каких  произведениях  русских  поэтов  также  возникает  собирательный 

образ  поколения?  В  чём  сходство  этих  произведений  и  стихотворения 

И. Бродского? 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

 

 

 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

5 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

ТРЕ
Н

И

РО
ВО
ЧН

ЫЙ
 

КИ

М

 № 1

8

1

119

 

 

Часть 2 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из четырёх 

предложенных тем сочинений (17.1–17.4).  
 
Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений 
(17.1–

17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. 

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 

150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). 

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. 

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) 

произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать 

не меньше трёх стихотворений. 

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. 

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа 

произведения(-ий). 

Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок. 

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение 

аккуратно и разборчиво. 
 

Речевая  характеристика  как  способ  отделения  положительных  героев  от 

отрицательных в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» 
 

В  чём  особенность  подхода  Ф.М.  Достоевского  к  использованию 

«говорящих фамилий»? (По роману «Преступление и наказание») 
 

Роль культурных отсылок в творчестве поэтов начала XXвека.  
 

Человек и власть в литературе XIXи XXвека — сходство и разница. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Система оценивания экзаменационной работы по литературе 

 
За правильный ответ на каждое из заданий 1–7 и 10–14 ставится 1 балл, за 

неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. 
 

Ответы к заданиям 1–7; 10–14 

 

№ задания 

Ответ 

исторический 

повесть 

развязка 

243 

эпиграф 

Миронов 

Пётр Гринёв 

10 

лирика 

11 

аллитерация 

12 

метафорагипербола 

13 

234 

14 

Голгофа 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17.1 

17.2 

17.3 

17.4 

О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю» 

Данный  ким  составлен  командой  всероссийского  волонтёрского 

и безвозмездно 

распространяется для любых некоммерческих образовательных целей. 

 

Нашли ошибку в варианте?

 

Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим! 

(также доступны другие варианты для скачивания) 

 

 

 

 

    

  

 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

6 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

ТРЕ
Н

И

РО
ВО
ЧН

ЫЙ
 

КИ

М

 № 1

8

1

119

 

 

Критерии проверки  и оценивания  выполнения заданий  с 

развёрнутым ответом 

 

Оценка выполнения заданий 8 и 15, 

требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений 

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его 

содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может 

ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли 

экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). 

Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 

0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По 

другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 

выставляется 0 баллов. 

Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для 

аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и 

соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки 

ответов на задания» бланка № 2 по критерию 3 выставляется 0 баллов. 

Баллы 

Критерии 

1. Соответствие ответа заданию 

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста 

приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не 

искажена 

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не 

позволяет судить о понимании текста приведённого 

фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 

2. 

Привлечение текста произведения для аргументации 

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне 

анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, 

микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 

Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа 

произведения или общих рассуждений о его содержании, 

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 

Суждения не аргументированы текстом произведения, 

И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки 

3. 

Логичность и соблюдение речевых норм 

Отсутствуют логические, речевые ошибки 

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, 

и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок 

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от 

наличия/отсутствия ошибок других видов) 

Максимальный балл 6 

 

Оценка выполнения заданий 9 и 16, 

требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 

предложений 

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его 

содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может 

ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли 

экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). 

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с 

предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного 

произведения с предложенным текстом») являются основными. При 

оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется 

их последовательностью в работе экзаменуемого. 

Если по 

обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание 

считается 

невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в 

«Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов. 

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для 

аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и 

соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки 

ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 

0 баллов. 

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для 

контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из 

примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного 

текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения 

однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного 

восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. 

Пушкин и А.С. Пушкин).  

Баллы 

Критерии 

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным 

текстом 

Названо произведение, и указан его автор, произведение 

сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении 

анализа, авторская позиция не искажена 

Названо произведение, или указан его автор, произведение 

сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении 

анализа, авторская позиция не искажена 

ИЛИ 

названо произведение, и/или указан его автор, произведение 

формально

сопоставлено с предложенным текстом в заданном 

направлении анализа, авторская позиция не искажена 

ИЛИ 

названо произведение, и/или указан его автор, произведение 

сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении 

анализа, но авторская позиция искажена 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

7 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

ТРЕ
Н

И

РО
ВО
ЧН

ЫЙ
 

КИ

М

 № 1

8

1

119

 

 

ИЛИ 

названо произведение, и/или указан его автор, произведение 

формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном 

направлении анализа, но авторская позиция искажена 

Не названо произведение, и не указан его автор, 

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с 

предложенным текстом в заданном направлении анализа 

2. 

Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным 

текстом 

Названо произведение, и указан его автор, произведение 

сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении 

анализа, авторская позиция не искажена 

Названо произведение, или указан его автор, произведение 

сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении 

анализа, авторская позиция не искажена 

ИЛИ 

названо произведение, и/или указан его автор, произведение 

формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном 

направлении анализа, авторская позиция не искажена 

ИЛИ 

названо произведение, и/или указан его автор, произведение 

сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении 

анализа, но авторская позиция искажена 

ИЛИ 

названо произведение, и/или указан его автор, произведение 

формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном 

направлении анализа, но авторская позиция искажена 

Не названо произведение, и не указан его автор, 

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с 

предложенным текстом в заданном направлении анализа 

3. 

Привлечение текста произведения для аргументации 

Для аргументации тексты двух выбранных произведений 

привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания 

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические 

ошибки отсутствуют 

Для аргументации текст одного выбранного произведения 

привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания 

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; текст другого 

выбранного произведения – на уровне его пересказа или общих 

рассуждений о содержании 

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 

Для аргументации тексты двух выбранных произведений 

привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их 

содержании (без анализа важных для выполнения задания 

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) 

ИЛИ 

текст единственного выбранного произведения привлекается на 

уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, 

образов, микротем, деталей и т.п. 

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на 

уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, 

образов, микротем, деталей, а текст другого выбранного 

произведения не привлекается, 

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки 

Для аргументации текст единственного выбранного 

произведения привлекается на уровне пересказа произведения 

или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных 

для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей 

и т.п.) 

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на 

уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его 

содержании (без анализа важных для выполнения задания 

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого 

выбранного произведения не привлекается, 

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки 

Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из 

выбранных произведений, 

И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки 

4. Логичность и соблюдение речевых норм 

Отсутствуют логические, речевые ошибки 

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, 

и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок 

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от 

наличия/отсутствия ошибок других видов) 

Максимальный балл 10 

 

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4 требующих написания 

развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом 

не менее 200 слов 

Критерий 1 («Соответствие сочинения теме и её раскрытие») является 

главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, 

задание части 2 считается невыполненным и 

дальше не проверяется. По 

другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 

выставляется 0 баллов. 

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём 

написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 

200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

8 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

 

 

1

119

 

 

слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной 

и оценивается 0 баллов

2

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество 

ошибок для каждого балльного уровня не меняется. 

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы. 

Баллы  Критерии 

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие 

Сочинение написано на заданную тему, 

тема раскрыта глубоко, многосторонне, 

авторская позиция не искажена 

Сочинение написано на заданную тему, 

тема раскрыта поверхностно, односторонне, 

авторская позиция не искажена 

Сочинение написано на заданную тему, 

тема раскрыта поверхностно, односторонне, 

авторская позиция искажена 

Тема не раскрыта 

2. 

Привлечение текста произведения для аргументации 

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа 

важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, 

деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не 

менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют 

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа 

важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, 

деталей и т.п., но допущено одна-две фактические ошибки 

ИЛИ 

для аргументации текст привлекается на уровне общих 

рассуждений о его содержании (без анализа важных для 

выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и 

т.п.), фактические ошибки отсутствуют, 

И/ИЛИ 

в сочинении по лирике привлекается для анализа только два 

стихотворения 

Для аргументации текст привлекается на уровне общих 

рассуждений о его содержании (без анализа важных для 

выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), 

допущено одна-две фактические ошибки 

ИЛИ 

для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, 

фактические ошибки отсутствуют, или допущено одна-две 

фактические ошибки, 

И/ИЛИ 

в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно 

стихотворение 

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) 

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста 

произведения(-ий)) допущено три или более фактические ошибки 

3. Опора на теоретико-литературные понятия 

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и 

использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях 

раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий 

отсутствуют 

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не 

использованы для анализа текста произведения(-ий), 

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий 

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, 

или допущено более одной ошибки в использовании понятий 

4. Композиционная цельность и логичность 

Сочинение характеризуется композиционной цельностью и 

последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, 

последовательность изложения не нарушена 

Сочинение характеризуется композиционной цельностью и 

последовательностью изложения, 

НО 

допущено одна-две логические ошибки 

В сочинении прослеживается композиционный замысел, 

НО 

отсутствует композиционная цельность и последовательность 

изложения, 

И/ИЛИ 

допущено три-четыре логические ошибки 

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые 

нарушения последовательности изложения существенно затрудняют 

понимание смысла, 

И/ИЛИ 

допущено более четырех логических ошибок 

7. Соблюдение речевых норм 

Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 

Допущены две-три речевые ошибки 

Допущены четыре речевые ошибки 

Допущено пять или более речевых ошибок 

 

Максимальный балл 14 

 

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой 

аттестации по образовательным программам среднего общего образования 

(приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, зарегистрирован 

Минюстом России 03.02.2014 № 31205) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единый государственный экзамен, 2019 г. 

ЛИТЕРАТУРА 

Тренировочный вариант №6 от 19.11.2018 

9 / 9 

 

 

 

Составитель: Валерия Антониади 

 

 

Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях 

 

 

 

 

 

«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо 

друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания 

экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом... 

62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных 

двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение 

в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему 

учебному предмету. 

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется 

информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими 

экзаменационную работу». 

Существенными считаются следующие расхождения: 

1. расхождение между суммами баллов, выставленных первым 

и вторым экспертами за выполнение любого из заданий 8 и 15, составляет 

3 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ 

на соответствующее задание по всем критериям. 

2. расхождение между баллами, выставленными первым и вторым 

экспертами по любому из критериев оценивания заданий 8 и 15, составляет 

2 первичных балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на 

соответствующее задание по данному критерию. 

3. расхождение между суммами баллов, выставленных первым 

и вторым экспертами за выполнение любого из заданий 9 и 16, составляет 5 

или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт проверяет ответ 

на соответствующее задание по всем критериям. 

4. расхождение между баллами, выставленными первым и вторым 

экспертами по любому из критериев оценивания заданий 9 и 16, составляет 

2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ 

на соответствующее задание по данному критерию. 

5. расхождение между суммами баллов, выставленных первым 

и вторым экспертами за выполнение задания 17, составляет 7 или более 

первичных баллов. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на это 

задание по всем критериям. 

6. расхождение между баллами, выставленными первым 

и вторым экспертами по любому из критериев задания 17, составляет 

2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ 

на соответствующее задание по данному критерию. 

7. если один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х») по 

первому критерию любого из заданий 8, 15 и 17, а другой эксперт – 

ненулевое значение. В этом случае третий эксперт должен перепроверить 

ответ на это задание по всем критериям. 

8. если один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х») по 

обоим критериям 1 и 2 любого из заданий 9 и 16, а другой эксперт – 

ненулевое значение. В этом случае третий эксперт должен перепроверить 

ответ на это задание по всем критериям. 

 

 

 

 

 

/////