ЕГЭ по политологии. Тренировочные задания с ответами - часть 2

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по политологии. Тренировочные задания с ответами

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2 

 

 

 

ЕГЭ по политологии. Тренировочные задания с ответами - часть 2

 

 

а
б
в
г
д
В 5 Установите соответствие между : к каждой позиции, указанной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) процесс разработки, принятия и
1)
политическая система
реализации политических
решений
Б) правовые, политические и
2)
политическая
моральные правила, лежащие в
коммуникация
основе жизнедеятельности
политической системы
В) механизм формирования и
3)
политическое
осуществления политической
управление
власти
Г) распространение и передача
4)
политические нормы
политической информации как
между элементами
политической системы, так и
между политической системой и
обществом.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр
перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
а
б
в
г
В 6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в
зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и
массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг
группы политических ____________(2), а основой их строения является комитет
активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных
парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно
активизируют свою деятельность только во время ___________(4). Другие партии
представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации.
Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие
партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных
____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте
последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите
внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения
пропусков.
А) единство
Б) фракция
В) выборы
Г) движение
Д) лидер
Е) социум
Ж) партия
З) группа
И) членство
В данной ниже таблице указаны номера пропусков . Запишите под каждым номером
букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
В 7. Завершите фразу: «Институтом политической системы , отражающим весь
существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль
посредника между обществом и государством являются политические ____________»
В 8. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся
вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».
В 9. Вставьте пропущенное слово: « В обществе возникает борьба за __________ и за ее
использование для проведения той или иной политики» .
В 10. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной,
образованы по политико-идеологическому признаку.
Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.
Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.
Ответ _______________________________
В 11. Найдите в приведенном списке функции государства и обведите цифры, под
которыми они указаны.
1) Выражение интересов страны на международной арене
2) Выдвижение кандидатов на выборах
3) Создание религиозных организаций.
4) Защита безопасности страны
5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий
6) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.
В 12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В стране прошел второй тур президентских выборов. (2) Явка избирателей оказалась
существенно ниже, чем в первом туре. (3) По-видимому, в обществе нарастает
политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4) Данная
тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических
устоев.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1
2
3
4
Часть 3. Задания уровня С.
С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в
современной России.
С 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию
о многопартийности.
С 3.Перечислите любые три функции политической партии в демократическом
государстве.
С 4. Текст
« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных
прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим
приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей,
призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не
снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и
одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство.
Создается особая правовая связь : взаимная ответственность государства и гражданина …
Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав
и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов,
гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип
связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать
в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой,
выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно
развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его
устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и
доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные
факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей - эти
неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека,
праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их
никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия,
нравственной деградации общества. Цель правового государства - защищая права
человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры
общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке,
свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства
огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором
человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства,
участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах
контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки
государства.
Е.В. Лукашева.
1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором
2 Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового
государства. Назовите три условия.
3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе,
раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы
права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента,
доказывающие правоту утверждения автора.
4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются
естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей.
Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три
аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.
Задания по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою
точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого
курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты
общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы
в обоснование своей позиции.
1 « Лучшее лекарство от болезней демократии - больше демократии» (А.Смит).
2 « Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства,
но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть
равным тем, кого он избрал в свои правители». (Ш.-Л. Монтескье).
3 «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». ( П. Буаст).
4 « Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, кода солгать, и знать время,
когда промолчать».(Маркиза де Помпадур).
5 «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано
содействовать благосостоянию граждан». ( В.Гумбольт)
6. «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий
спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении
обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого.» (Б.Чичерин).
7. «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя,
конституционного государства, одинаковых для всех народов.» (Б.Кистяковский).
8. «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности.» (Г.Б. де Мабли).
9. «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только
сам народ является надежным хранителем власти и народа». (Т. Джефферсон).
10. «Демократический строй далеко не везде и не всегда у места. Он имеет свои
необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме
длительного разложения и гибели, демократия не дает.» ( И.Ильин).
Ответы
Часть 1 Уровень А
№ задания
ответ
А1
1
А 2
2
А 3
3
А 4
2
А 5
2
А 6
4
А 7
1
А 8
2
А 9
3
А
10
1
А
11
4
А
12
3
А
13
3
А
14
1
А
15
2
А
16
4
А
17
2
А
18
1
А
19
3
А
20
3
А
21
1
А
22
4
А
23
4
А
24
1
А
25
2
А
26
3
А
27
1
А
28
4
А
29
2
А
30
2
А
31
4
А
32
2
А
33
4
А
34
4
А
35
2
А
36
1
А
37
3
А
38
1
А
39
3
А
40
2
А 41
4
А 42
3
А 43
4
А 44
2
А 45
2
А 46
3
А 47
2
А 48
2
А 49
1
А 50
3
А 51
1
А 52
1
А 53
1
А 54
3
А 55
4
А 56
1
А 57
3
А 58
3
А 59
2
А 60
3
Часть 2 . Уровень В.
№ задания
ответ
В 1
суверенность
В 2
правительство РФ
В3
2121
В4
21221
В5
3412
В6
ЖДБВАГ
В7
партии
В8
референдум или плебисцит
В9
власть или политическая власть.
В10
католики
В11
146
В12
ААББ
Часть 3. Уровень С.
С1
В ответе могут быть указаны следующие позиции:
В современной РФ
1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС,
«Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.)
2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических
партий, образуя впоследствии парламентские фракции;
3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами
политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние
политических партий и движений на принятие властных решений и определение
направлений политического развития страны.
Возможны иные правильные позиции.
С2.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например
- многопартийность - сосуществование на политической арене страны различных партий,
соперничающих друг с другом в борьбе за власть;
2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на
обществоведческие знания, например:
- «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития
современной демократии».
- «Многопартийность - одно из существенных проявлений политического плюрализма в
современном обществе».
Могут быть составлены другие предложения.
С3.
В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:
- представление общественных интересов
- участие в формировании политической элиты;
- разработка политических программ;
- участие в избирательных компаниях;
- организация массовых политических действий.
Могут быть названы и другие функции.
С 4
Текст
1)В ответе должны быть перечислены принципы:
- принцип неотъемлемых естественных прав человека;
- принцип связанности законодателя правами человека;
- принцип разделения властей;
- принцип взаимной ответственности государства и личности.
2) В ответе могут быть названы следующие условия:
- согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;
- уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;
- солидарность , объединение граждан вокруг общественных ценностей;
- человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии
решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за
деятельностью властных структур;
- человек освобожден от жестокой опеки государства.
3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет
условий, необходимых для существования правового государства;
отсутствуют общепризнанные ценности;
существует неуважение к праву;
отсутствует гражданская солидарность;
отсутствует доверие к государству;
отсутствует доверие граждан друг к другу;
2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные
методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и
развитию партнерских отношений между государством и гражданами;
3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности
достигнуть главной цели правового государства - защитить права и свободы человека,
обеспечить достоинство личности.
4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов,
обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти;
2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых
законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в
Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов
Конституции РФ;
3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и
законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2