ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 86

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  84  85  86  87   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 86

 

 

 

человека  в  СССР,  экспансия  «социализма»  в  страны  Африки  и  Азии,  особенно  введение 

советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) окончательно свернули процесс разрядки. 

В ноябре 1982 г. генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, который занимал этот пост 

до 1984 г. Сменивший его в феврале 1984 г. К.У. Черненко был совершенно больным человеком. 

Он руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г. Внутренняя политика Андропова 

характеризовалась попытками морально очистить партию и ликвидировать наиболее вопиющие 

проявления коррупции в «семейных кругах» партийного аппарата. Андропов также предпринял 

попытки  укрепить  трудовую  дисциплину  на  производстве.  Были  ужесточены  санкции  к 

нарушителям, но после небольшого повышения производительности труда в первом полугодии 

1983 г. все осталось по-прежнему. 

Во внешней политике этого периода напряженность между Востоком и Западом достигла 

наивысшей точки. Начавшиеся переговоры СССР и США о ракетах средней дальности в Европе 

были  прерваны  1  сентября  1983  г.,  когда  советский  истребитель  сбил  нарушивший  границу 

южнокорейский  пассажирский  самолет  «Боинг».  В  ноябре  того  же  года  были  прерваны  все 

переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в апреле 

1985 г. М.С. Горбачева. 

«Перестройка»  –  это  крупномасштабное  общественное  явление,  затронувшее 

мировоззренческие,  политические,  экономические,  социальные  аспекты  жизни  крупнейшей 

мировой  державы,  изменившие  существовавший  после Второй  мировой  войны  европейский  и 

мировой  порядок.  Одни  связывают  «перестройку»  с  контрреволюционным  переворотом  и 

предательством социалистических идеалов, другие – с возможностью развития страны в русле 

мировых  цивилизационных  процессов,  третьи  –  с  неудавшейся  попыткой  реформирования 

экономики  и  общественных  отношений  в  рамках  социалистического  строя.  Часть  общества 

считают  «перестройку»  результатом  всемирного  заговора  сионистов  и  империалистов 

(глобалистов), которые давно вынашивали планы ликвидации СССР. 

Временнаая  отдаленность  от  событий  «перестройки»  и  современные  процессы, 

происходящие  в  России,  позволяют  считать  «перестройку»  одним  из  самых  значительных 

событий  в  мировой  истории.  Основное  содержание  «перестройки»  было  связано  с 

кардинальными  социальными  преобразованиями,  основанными  на  вопросах  собственности,  с 

изменением типа власти и характера производственных отношений. Все эти процессы настолько 

грандиозны,  что  они  до  сих  пор  не  завершены,  а  положительных  результатов  перемен можно 

ожидать только в будущем. 

«Перестройка»  неразрывно  связана  с  именем  М.С.  Горбачева,  по  инициативе  которого 

была  предпринята  попытка  реформировать  советское  общество  в  рамках  социалистической 

системы. Перестроечный процесс, протекавший с весны 1985 г. по конец 1991 г., прошел три 

основных этапа. 

Первый этап – март 1985–1986 г. – ознаменовался реконструкцией отстававших по уровню 

технологии  от  Запада  промышленных  отраслей.  Первый  лозунг  горбачевского  времени  – 

«Интенсификация  производства  и  повышение  качества  продукции»  –  предполагал  внедрение 

новых технологий, расширение прав предприятий и повышение трудовой дисциплины. Был взят 

курс  на  ускорение  развития  общественного  производства,  который  во  многом  понимался  как 

форсированное развитие машиностроения. 

Однако в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения в 

машиностроение  не  дали  ожидаемых  результатов.  Неэффективными  оказались  меры  по 

созданию  госприемки  для  ужесточения  контроля  над  качеством  выпускаемой  продукции. 

Падение  мировых  цен  на  нефть  лишило  СССР  возможности  закупать  на  Западе  современное 

оборудование.  Попытки  расширения  самостоятельности  предприятий  столкнулись  с 

сопротивлением министерских чиновников, а антиалкогольная кампания 1985–1987 гг. почти не 

повлияла  на  укрепление  дисциплины,  однако  серьезно  ударила  по  госбюджету.  С  1987  г. 

началось  падение  уровня  производства  почти  по  всем  показателям.  Новые  кооператоры 

наживались  на  перепродаже  дефицитных  товаров  из  государственной  торговой  сети,  а 

жизненный уровень остальных слоев населения стал резко падать. 

 

Начало  второго  периода  «перестройки»  (1987–1988),  связано  с  январским  (1987) 

Пленумом ЦК КПСС. На нем М.С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. 

Главными преобразовательными лозунгами были выдвинуты «гласность» и «демократизация», а 

в  основу  реформаторской  стратегии  положена  идея  соединения  социализма  с  демократией. 

Благодаря «гласности» и разрешенному «плюрализму» мнений началась переоценка ценностей 

в  общественном  сознании.  Из-за  пробуксовки  реформ  и  несоответствия  реального  результата 

желаемому в высших эшелонах партийного аппарата произошел раскол. 

На  октябрьском  Пленуме  ЦК  КПСС  1987  г.  с  критикой  руководства  выступил  первый 

секретарь  Московского  горкома  Б.Н.  Ельцин.  Примерно  в  это  же  время  и  появилось  слово 

«перестройка».  Предполагалось,  что  для  дальнейшего  движения  вперед  необходимо 

перестроить  ряды  руководителей  и  внести  изменения  в  систему  управления.  Критический 

анализ  сталинского  периода  в  литературе  и  публицистике  вызвал  ответную  реакцию 

консервативных  сил,  возглавляемых  секретарем  ЦК  КПСС  Е.К.  Лигачевым.  Формальным 

проявлением  этой  реакции  стала  статья  преподавателя  ленинградского  вуза  Н.  Андреевой. 

Статья носила просталинский характер и называлась «Не могу поступаться принципами». Это 

выступление  положило  начало  размежеванию  общественных  сил  по  вопросам  реформ  и 

«социалистического  выбора».  М.С.  Горбачев  как  инициатор  перестройки  пытался  занять 

центристскую позицию. 

В  экономике  была  предпринята  попытка  осуществления  реформ.  Поле  деятельности 

командно-директивных  механизмов  хозяйствования  ограничили  госзаказом.  Однако  это  не 

привело  к  заметным  улучшениям.  Продолжалось  нарастание  товарного  дефицита  и  падение 

жизненного уровня населения. 

Проблема  изменения  политической  системы  решалась  на  ХIХ  партийной  конференции 

летом  1988  г.  Реформаторское  крыло  КПСС  предлагало  вернуться  к  старому  лозунгу  «Вся 

власть  Советам!»,  то  есть  передать  часть  властных  полномочий  от  партийных  структур 

представительным органам. В декабре 1988 г. 

Верховный Совет СССР, исполняя решение ХIХ партийной конференции, внес изменения 

в Конституцию СССР по реформе политической системы, был принят новый порядок выборов. 

Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, из состава которого 

формировался двухпалатный постоянно действующий парламент – Верховный Совет. 26 марта 

1989  г.  впервые  прошли  выборы  депутатов  на  альтернативной  основе.  Треть  депутатов  (750 

человек) избиралась от общественных организаций. 

Третий этап, охвативший 1989–1991 гг., стал периодом размежеваний и расколов в лагере 

«перестройки». Борьба продолжилась в ходе избирательной кампании и на I Съезде народных 

депутатов  СССР,  который  работал  в  мае  –  июне  1989  г.  Лидером  демократов  на  съезде  стал 

академик  А.Д.  Сахаров,  вернувшийся  из  ссылки.  На  I  Съезде  впервые  развернулась  открытая 

борьба  за  национальный  суверенитет,  которую  возглавили  прибалтийские  депутаты.  В  эту 

борьбу  активно  включилась  и  Российская  Федерация,  что  привело  к  политическому  кризису 

1990 года. 

«Перестройка», планировавшаяся ее авторами как реформы сверху в рамках социализма, 

вышла из-под партийного контроля. Активность «низов» проявилась сначала в виде этнических 

конфликтов  в  национальных  республиках.  Кровавые  столкновения  произошли  в  Карабахе, 

Сумгаите,  Фергане,  Кишиневе,  Баку,  Оше.  В  1988  г.  стали  появляться  оппозиционные  КПСС 

объединения.  Особенно  сильны  были  народные  фронты  в  Прибалтике  и  других  союзных 

республиках.  В  1990  г.  о  суверенитете  объявила  Литва.  Митинги  и  демонстрации  стали 

привычным  явлением  во  многих  городах  Союза.  Средства  массовой  информации  перенесли 

огонь критики с И.В. Сталина на В.И. Ленина и на «социалистический выбор» в целом. 

На этом фоне продолжалось ухудшение экономического состояния страны, как следствие 

– 

резко  упал  уровень  жизни  и  рождаемости.  Со  второй  половины  1989  г.  в  СССР  нарастала 

социальная  напряженность.  Руководство  страны  столкнулось  с  кризисом  доверия,  который 

вскоре  перерос  в  кризис  реформационного  процесса.  Проявлением  его  стали  шахтерские 

 

забастовки  лета  1989  г.,  поддержанные  рабочими  и  служащими  ряда  промышленных 

предприятий. 

Социальное  недовольство  подпитывалось  товарным  дефицитом  на  сахар,  мыло, 

стиральный порошок, чай, табачные изделия и др. В январе 1990 г. в Ленинграде и некоторых 

других  городах  были  введены  карточки  на  продукты  первой  необходимости.  Отмена 

государственной монополии на внешнюю торговлю привела к созданию множества совместных 

предприятий,  владельцы  которых,  большей  частью  представители  коммунистической 

номенклатуры, сколачивали состояния, вывозя за рубеж природные богатства, полуфабрикаты 

цветных металлов, стратегическое сырье. 

Летом  1990  г.  в  стране  были  разрешены  частная  собственность  и  приватизация 

(приобретение  собственности  в  частное  владение).  Разрабатывались  различные  программы 

перехода к рыночной экономике. 

Программа  «500  дней»  (один  из  авторов  –  Г.А.  Явлинский)  предлагала  передать 

промышленные  и  торговые  предприятия  в  частную  собственность,  изменить  финансовую 

политику, ввести свободные цены на рынке с индексацией зарплаты, пенсий, выплат. 

В программах же правительства сначала Н.И. Рыжкова, а затем В.С. Павлова предлагался 

замедленный  переход  к  рынку  при  господстве  социалистической  собственности  и  жестком 

контроле  государства  над  экономикой.  Руководство  страны  пошло  по  затяжному  пути, 

постепенно повышались цены. 

В  марте  1990  г.  на  III  Съезде  народных  депутатов  СССР  М.С.  Горбачев  был  избран 

президентом  Советского  Союза.  В  этом  же  месяце  прошли  выборы  делегатов  на  Съезд 

народных депутатов РСФСР и в российский Верховный Совет. 

16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депутатов РСФСР. После продолжительной 

борьбы председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, а Р.И. Хасбулатов 

стал его заместителем. 

2  июня  1990  г.  съезд  принял  Декларацию  «О  государственном  суверенитете  РСФСР». 

Согласно  этому  документу,  властные  полномочия  перемещались  из  центральных  в 

республиканские  органы,  т.  е.  от  Горбачева  к  Ельцину.  Борьба  между  этими  лидерами  во 

многом определяла ситуацию до декабря 1991 г. 

После  съезда  внутри  России  начался  «парад  суверенитетов»,  в  авангарде  которого  шел 

Татарстан.  Принятие  в  автономных  республиках  деклараций  независимости  прекратилось  в 

марте 1992 г., когда был подписан новый российский Федеративный договор. 

Этапными на пути распада Советского Союза явились события в Тбилиси в апреле 1989 г., 

в  Баку  в  январе  1990  г.  и  в  Вильнюсе  в  январе  1991  г.,  где  в  ходе  столкновений  населения  с 

войсками  пролилась  кровь.  Руководство  суверенной  РСФСР  встало  на  сторону  противников 

Кремля, конфронтация с союзным центром еще более усилилась. 

Прошли  массовые  митинги  протеста  против  использования  вооруженных  сил  для 

подавления  народных  выступлений,  начался  массовый  выход  из  рядов  КПСС.  Республики, 

минуя  центр,  стали  заключать  между  собой  двусторонние  соглашения.  Это  осложнило 

подготовку нового Союзного договора. 

17  марта  1991  г.  состоялся  общенародный  референдум  по  вопросу  о  сохранении 

обновленного  Союза.  76,4  %  участвовавших  высказались  «за»  Союз.  На  вопрос  о 

необходимости введения в России поста президента «да» ответили 70 % голосовавших. Однако 

итоги  референдума  не  сняли  напряженности  в  стране,  экономическая  ситуация  продолжала 

ухудшаться. 

В Москве же главное внимание уделялось политическим проблемам. В мае 1991 г. в Ново-

Огарево  начал  работу  Комитет  по  подготовке  нового  Союзного  договора.  III  Съезд  народных 

депутатов  РСФСР  назначил  выборы  российского  президента  на  12  июня  1991  г.  Выборы 

состоялись в срок и закончились убедительной победой Б.Н. Ельцина. 

19  августа  1991  г.,  за  день  до  намеченного  подписания  Союзного  договора,  была 

предпринята  попытка  государственного  переворота  (путча).  Инициаторы  путча  –  группа 

высших  должностных  лиц  союзного  руководства  (в  том  числе  вице-президент  Г.И.  Янаев, 

 

премьер  В.С.  Павлов,  министр  обороны  Д.Т.  Язов,  министр  внутренних  дел  В.К.  Пуго, 

председатель  КГБ  В.А.  Крючков)  –  объявили  о  создании  Государственного  комитета  по 

чрезвычайному положению (ГКЧП), по приказу которого в Москву были введены войска. 

Противоборствующие  им  демократические  силы  объединились  вокруг  российского 

президента. На сторону Ельцина перешла часть введенных в столицу воинских подразделений. 

Остальные  военные  заняли  выжидательную  позицию,  не  предпринимая  активных  действий. 

М.С.  Горбачев,  находившийся  в  отпуске  в  Крыму,  был  изолирован  на  своей  даче. 

Противостояние  длилось  два  дня  и  закончилось  арестом  членов  ГКЧП.  Горбачев  вернулся  в 

Москву. Подписание нового Союзного договора было сорвано. 

Используя  ситуацию,  Ельцин  приостановил  деятельность  КПСС  в  России;  по  его 

инициативе V Съезд народных депутатов распустил Верховный совет СССР, а сменивший его 

Государственный Совет признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. 

Фактически  независимой  от  центра  стала  и  РСФСР.  Прекратилось  финансирование  всех 

союзных министерств. 

Путч стал сигналом для остальных союзных республик к отделению, которое завершилось 

8  декабря  1991  г.  в  Беловежской  пуще  (Белоруссия).  Там  руководители  России,  Украины  и 

Белоруссии подписали соглашение о ликвидации СССР как «субъекта международного права». 

Декларировалось  создание  нового  образования  –  Союза  Независимых  государств  (СНГ). 

М.С. Горбачев автоматически лишился поста президента СССР. 

К  1992  г.  в  результате  «перестройки»  в  стране  сложилась  следующая  ситуация.  В 

экономике произошло резкое снижение уровня промышленного производства и рост инфляции, 

которая негативно отразилась на жизненном уровне населения. 

Расширение самостоятельности предприятий, ликвидация государственной монополии на 

внешнеэкономическую  деятельность,  привлечение  иностранного  капитала  и  другие 

хозяйственные реформы практически не дали положительных результатов. 

Во внешней политике был совершен кардинальный поворот к сотрудничеству с Западом. С 

1985  г.  СССР  перешел  к  новому  политическому  мышлению:  отказу  от  конфронтации  двух 

систем  и  сотрудничеству  в  решении  глобальных  проблем  человечества.  Внешнеполитические 

инициативы реализовывал тогдашний министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе. 

Изменение внешнеполитического курса во многом было связано со стремлением сократить 

непосильные  военные  расходы  и  получить  за  границей  долгосрочные  кредиты.  После  встреч 

Горбачева с президентом США Р. Рейганом в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986) советская и 

американская стороны 8 декабря 1987 г. подписали соглашение об уничтожении ракет средней и 

меньшей дальности. 

Была прекращена советская интервенция в Афганистане, вывод советских войск начался 

15 мая 1988 г. Нормализовались отношения с Китаем. Коренным образом изменилась ситуация 

в Восточной Европе, откуда также были выведены советские войска. В мае 1990 г. произошло 

объединение Германии. 

К  началу  90-х  годов  прекратилась  «холодная  война»,  изменилась  обстановка  в  мире. 

Распалась мировая социалистическая система, перестали существовать такие организации, как 

Варшавский  договор  (апрель  1991),  Совет  Экономической  Взаимопомощи  (июнь  1991). 

Изменение  сфер  влияния  в  Европе  и  мире  привело  к  тому,  что  «железный  занавес» 

окончательно рухнул. 

Политическая  ситуация  внутри  страны  изменилась  в  сторону  демократии.  Было 

ликвидировано всевластие КПСС, введена многопартийность. 

Советы  превратились  в  полноправные  властные  органы.  Главными  достижениями 

«перестройки»  стали  свобода  слова  и  гласность.  Стремление  руководства  республик  к 

независимости привело к распаду Советского Союза. 

В  марте  1990  г.  прошли  выборы  народных  депутатов  РСФСР,  и  в  мае—июне  1990  г. 

состоялся  I  Съезд  народных  депутатов  РСФСР,  который  избрал  Б.Н.  Ельцина  главой 

государства,  Р.И.  Хасбулатова  –  его  первым  заместителем.  Был  создан  двухпалатный 

Верховный Совет. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете 

 

РСФСР,  провозглашающую  верховенство  законов  РСФСР  над  союзными.  Через  год,  12  июня 
1991 

г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран президентом России, а А.В. Руцкой – 

вице-президентом (за них было подано 57,3 % голосов). 

По  отношению  к  Б.Н.  Ельцину  постепенно  складывалась  оппозиция  трех  типов. 

Демократическая,  полностью  приветствующая  произошедшие  в  стране  изменения,  призывала 

власть  последовательно  проводить  либеральный  курс  в  экономике,  отстаивать  ценности 

демократии.  Радикальная  коммунистическая  (зачастую  экстремистская)  оппозиция  не  имела 

влияния  на  власть  и  доступа  к  ней,  но  открыто  боролась  со  сложившейся  системой. 

Существовала  также  умеренно-коммунистическая  оппозиция,  которая  вела  политическую 

борьбу в рамках конституции, но ставила перед собой цель после прихода к власти легальным 

путем полностью ликвидировать существующую систему. 

На  фоне  стремительно  ухудшающегося  положения  в  экономике  и  социальной  сфере 

обострились отношения между исполнительной и законодательной властью, что особенно ярко 

проявилось  в  марте  1993  г.  на  VIII  Съезде  народных  депутатов.  В  стране  сложилось 

своеобразное двоевластие: в оппозиции к Ельцину выступили председатель Верховного Совета 

Р.И.  Хасбулатов  и  вице-президент  А.В.  Руцкой,  поддержанные  частью  депутатов.  По 

предложению  президента  25  апреля  1993  г.  прошел  референдум  по  вопросам  о  доверии 

президенту  и  проводимой  им  и  правительством  социальной  политике,  о  необходимости 

досрочных  выборов  президента  и  народных  депутатов.  В  референдуме  участвовало  64  % 

имеющих право голоса. 58,7 % высказались за президента, 53 % поддержали проводимую им 

политику. 

Значительно осложнили обстановку такие события, как кровавое столкновение в Москве 1 

мая 1993 г. демонстрантов с органами охраны порядка, объявление об обмене наличных денег 

(пятидесяти и сторублевых купюр). Неподготовленная и скоропалительная акция Центрального 

банка  не  только  ухудшила  положение  в  стране,  но  и  вызвала  отрицательную  реакцию  стран 

СНГ. 

В  июне—июле  1993  г.  работала  Конституционная  комиссия,  которая  выработала  проект 

новой конституции. Однако это не ослабило напряженности в стране. 

В августе 1993 г. правительство предложило программу «Развитие реформ и стабилизация 

российской  экономики»  на  1993–1995  гг.  Положение  страны  было  оценено  как  «тяжелейшая 

фаза кризиса». Был подтвержден курс на построение рыночной экономики. Но для этого нужно 

было  национальное  согласие,  значительное  ограничение  вмешательства  государства  в 

экономику,  сокращение  доли  государственного  сектора,  снижение налогов  и  государственных 

расходов, развитие предпринимательства и конкуренции. Реформы, начавшиеся в январе 1992 

г., привели к состоянию временного неустойчивого равновесия. Были внесены коррективы в ход 

осуществления реформ с учетом полученного опыта и намечено три этапа выхода из кризиса. 

Эти мероприятия и сроки остались нереализованными, так как для решения поставленных задач 

требовалась политическая стабильность, а ее в Российской Федерации не было. 

В обострившейся обстановке двоевластия Б.Н. Ельцин Указом № 1400 21 сентября 1993 г. 

объявил  о  роспуске  Съезда  народных  депутатов  и  Верховного  Совета.  Одновременно  на  12 

декабря  1993  г.  были  назначены  выборы  в  Федеральное  Собрание,  состоявшее  из  двух  палат. 

Совет  Федерации  формировался  по  принципу:  2  представителя  от  каждого  из  88  субъектов 

федерации  (кроме  Чеченской  республики,  руководство  которой  не  считало  Чечню  субъектом 

России) – всего 176 депутатов. Государственная Дума насчитывала 450 депутатов, из которых 

половина  (225)  избиралась  по  партийным  спискам,  остальные  избирались  населением. 

Верховный Совет не признал указ Б.Н. Ельцина. 

23 сентября срочно собравшийся Х Съезд народных депутатов лишил его президентских 

полномочий,  передав  эти  обязанности  А.В.  Руцкому.  Депутаты  во  главе  с  Хасбулатовым  и 

Руцким  решили  оборонять  Белый  дом.  3–4  октября  1993  г.  произошли  вооруженные 

столкновения  у  Белого  дома  и  здания  телецентра.  4  октября  прибывшие  войска  обстреляли 

Белый  дом  и  захватили  его.  Руководители  оппозиции  были  арестованы.  12  декабря  1993  г. 

состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой конституции, которая была 

 

одобрена  большинством  избирателей.  11  января  1994  г.  парламент  (Федеральное  Собрание) 

приступил к  работе.  Одним  из  первых  решений  депутатов  было  освобождение  из  заключения 

участников неудавшегося путча в августе 1991 г. и событий в октябре 1993 г. Двоевластие было 

ликвидировано,  но  социально-политическая  и  экономическая  обстановка  в  России  осталась 

сложной. 

17  декабря  1995  г.  были  проведены  выборы  в  новый  парламент.  В  Думе  образовалось 

четыре фракции победивших партий и блоков: КПРФ (Компартия России, лидер Г.А. Зюганов), 

ЛДПР  (Либерально-демократическая  партия,  лидер  В.В.  Жириновский),  блок  «Наш  дом  – 

Россия» во главе с В.С. Черномырдиным и блок «Яблоко» (лидер Г.А. Явлинский). 

Летом 1996 г. состоялись выборы президента. На этот пост претендовало 9 кандидатов. 16 

июня  большинство  голосов  получили  Б.Н.  Ельцин,  глава  КПРФ  Г.А.  Зюганов  и  генерал  А.И. 

Лебедь.  Перед  вторым  туром  выборов  Б.Н.  Ельцин  назначил  А.И.  Лебедя  секретарем  Совета 

безопасности,  отстранил  от  должности  министра  обороны  П.С.  Грачева,  провел  кадровые 

перестановки  и  тем  самым  укрепил  свои  позиции.  3  июля  во  втором  туре  президентских 

выборов Ельцин получил 53,5 %, а Зюганов – 40,5 % голосов. Президентом на четырехлетний 

срок вновь стал Ельцин. 10 августа Госдума утвердила Черномырдина главой правительства. 

Осенью  1996  г.  состояние  здоровья  Б.Н.  Ельцина  ухудшилось,  и  врачи  настояли  на 

проведении операции на сердце, которая прошла благополучно. После болезни Ельцин вернулся 

к  исполнению  обязанностей  и  провел  реорганизацию  правительства.  Первыми  заместителями 

(вице-премьерами)  Черномырдина  были  назначены  «молодые  реформаторы»  А.Б.  Чубайс  – 

министр финансов и Б.Е. Немцов – министр топлива и энергетики. 

Считалось,  что  упорядочение  сбора  налогов  позволит  значительно  пополнить  казну  и 

расплатиться по долгам с пенсионерами, работниками бюджетной сферы, военнослужащими, а 

также с бастующими разных отраслей народного хозяйства. Погасить долги частично удалось, 

но  основные  проблемы  решены  не  были.  В  конце  года  «молодые  реформаторы»  были 

освобождены от министерских постов, хотя остались вице-премьерами. 

23  марта  1998  г.  указом  президента  РФ  Ельцина  было  отправлено  в  отставку 

правительство во главе с Черномырдиным, а через месяц Государственная Дума с третьего раза 

утвердила  председателем  правительства  С.В.  Кириенко.  Обвал  национальной  валюты  в 

августе—сентябре  1998  г.  привел  к  неизбежной  отставке  Кириенко,  а  в  России  началась 

«министерская  чехарда»:  в  сентябре  1998  г.  председателем  правительства  был  назначен  Е.М. 

Примаков,  в  мае  1999  г.  его  сменил  С.В.  Степашин,  в  августе  правительство  возглавил  В.В. 

Путин. Умеренно-либеральный курс при этом не изменялся. 

19  декабря  1999  г.  в  России  в  установленный  срок  состоялись  очередные  выборы  в 

Государственную  Думу.  Большинство  мест  в  парламенте  вновь  завоевали  коммунисты,  чуть 

меньшее  количество  голосов  получили  представители  проправительственного  блока 

«Единство». Пятипроцентный барьер преодолели еще четыре объединения. В целом же состав 

Государственной Думы оказался менее оппозиционным президенту и правительству, чем состав 

Думы второго созыва (1995). 

После  успеха  проправительственного  блока  на  парламентских  выборах  Ельцин  принял 

решение  о  передаче  своих  полномочий  председателю  правительства  В.В.  Путину  (31  декабря 

1999 г.). На выборах, которые состоялись 26 марта 2000 г., в первом же туре президентом был 

избран В.В. Путин. 

С самого начала работа президента облегчалась тем, что впервые за время существования 

парламентаризма в России он получил возможность почти гарантированно проводить нужные 

ему  решения  через  Государственную  Думу,  опираясь  на  верные  ему  фракции  «Единство», 

«Народный депутат», а также на демократов (СПС, «Яблоко»), которые почти всегда голосовали 

против оппозиционных власти коммунистов и аграриев. 

На пост председателя правительства была предложена кандидатура М. Касьянова, которая 

была  одобрена  Государственной  Думой.  Новое  правительство  ориентируется  на  углубление 

рыночных  отношений,  на  усиление  роли  государства  в  социально-экономической  сфере. 

Правительственная,  а  следовательно,  и  президентская  программа,  разработанная  группой  Г. 

 

10 

Грефа, рассчитана на несколько лет и затрагивает все стороны государственной и общественной 

жизни – от экономики до судебной реформы. 

Президент  осуществил  ряд  реформ  по  повышению  роли  государства,  укреплению 

вертикали  власти  и  усилению  федерализма.  Было  создано  семь  федеральных  округов: 

Центральный,  Северо-Западный,  Северо-Кавказский  (вскоре  переименованный  в  Южный), 

Приволжский,  Уральский,  Сибирский  и  Дальневосточный.  Их  возглавили  представители 

президента. Семь полпредов в этих округах получили широкие полномочия и были приравнены 

к  вице-премьерам  и  заместителям  главы  Администрации  президента.  Местным 

законодательным органам субъектов федерации было предложено привести законодательство в 

соответствие с Конституцией России. 

Совет  Федерации  поначалу  открыто  полемизировал  с  президентом,  критиковал 

федеративную  реформу,  но  вскоре  согласился  с  предложениями  президента,  тем  более  что 

Путин  в  ряде  вопросов  шел  навстречу  губернаторам.  В  1994–2000  гг.  членами  Совета 

Федерации  являлись  главы  законодательной  и  исполнительной  власти  каждого  субъекта 

Российской  Федерации.  То,  что  руководители  исполнительных  органов  выступали 

одновременно  членами  законодательного  органа  России,  противоречило  принципу  разделения 

законодательной  и  исполнительной  ветвей  государственной  власти  и  создавало  немало 

трудностей в работе Совета Федерации. 

В  2000  г.  были  изменены  принципы  и  порядок  формирования  этого  законодательного 

органа. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального 

Собрания  Российской  Федерации»  данная  реформа  была  завершена  в  декабре  2001  г.  Вместо 

действующих  глав  администраций  субъектов  Федерации  в  Совете  Федерации  стали  заседать 

представители  законодательных  органов  субъектов  РФ,  а  главой  верхней  палаты  вместо  Е. 

Строева был избран С. Миронов. 

Другой  важной  задачей  Путина  было  укрепление  международных  позиций  России.  В 

апреле 2000 г. Дума под давлением президента ратифицировала договор СНВ2. Голосование по 

этому  вопросу  впервые  продемонстрировало  доминирование  в  Думе  некоммунистического 

большинства, которое сохраняется и поныне. 

За  относительно  короткий  срок  были  приняты  необходимые  стране  законы:  налоговое 

законодательство, предусматривающее единую ставку подоходного налога для физических лиц, 

закон о земле, закон о партиях, Трудовой кодекс Российской Федерации и др. 

Дальнейшая политическая судьба В.В. Путина как президента РФ будет зависеть от двух 

факторов – эффективного решения важнейших социально-экономических проблем и чеченской 

проблемы. 

На  V  Съезде  народных  депутатов  в  октябре  1991  г.  Б.Н.  Ельцин  выдвинул  программу 

экономических реформ, основанную на либерализации (свободе) цен, приватизации и развитии 

предпринимательства.  Авторами  программы  были  молодые  экономисты-реформаторы  Е. 

Гайдар,  А.  Шохин,  А.  Чубайс,  вошедшие  в  новое  правительство.  Главой  правительства 

оставался  сам  президент,  намеревавшийся  своим  авторитетом  поддержать  малоизвестных 

министров. 

Наибольшим  влиянием  в  правительстве  пользовался  заместитель  председателя 

правительства  Е.Т.  Гайдар.  Он  считал,  что  для  быстрого  перехода  от  командно-

административной  системы  к  рыночной  экономике  необходим  одномоментный  запуск  всех 

рыночных механизмов без каких-либо ограничений. Для преодоления экономического кризиса 

нужно  полностью  положиться  на  рынок,  отказавшись  от  ведущей,  регулирующей  роли 

государства. 

Главным  мероприятием  правительства  была  либерализация  (отпуск)  цен.  Рост  цен 

прогнозировался примерно в 3 раза, но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия 

конкуренции товаропроизводителей цены выросли в 10 раз. В результате запланированный рост 

заработной  платы  на  70  %  оказался  недостаточным  для  предотвращения  падения  жизненного 

уровня  россиян.  В  Верховном  Совете  РСФСР  стала  нарастать  оппозиция  монетаристскому 

 

11 

курсу правительства. Более половины его состава перешли в ряды противников правительства и 

вместе с консервативным крылом депутатов образовали оппозиционное большинство. 

Правительство  взяло  курс  на  создание  широкой  социальной  базы.  Для  этого  была 

разработана программа разгосударствления экономики. Началась ваучерная приватизация. Все 

граждане России получили приватизационные чеки (ваучеры) стоимостью 10 тыс. руб., которые 

можно было вкладывать в акции приватизированных предприятий. 

Резко сокращалось промышленное производство. Колхозы и совхозы преобразовывались в 

производственные  товарищества,  создавались  фермерские  хозяйства.  Кризис  экономики 

значительно снизил уровень жизни, обострил социальную и политическую обстановку в стране. 

Сложно шло преодоление трудностей переходного периода и становление новой России. 

Борьба противников и сторонников правительственной программы развернулась в декабре 

1992 г. на VII Съезде народных депутатов, который выразил недоверие курсу Е.Т. Гайдара. Б.Н. 

Ельцин  из  предложенных  съездом  кандидатур  выбрал  В.С.  Черномырдина,  который  на  6  лет 

возглавил  правительство.  Новое  правительство  в  основном  придерживалось  прежнего 

монетаристского курса. 

Несмотря  на  принимаемые  правительством  усилия,  существенно  стабилизировать 

экономику  страны  не  удалось.  Наиболее  негативное  последствие  имело  обвальное  падение 

рубля,  получившее  название  «черный  вторник»  (11  октября  1994  г.).  Оно  привело  к  новому 

взлету цен на самые необходимые товары, к еще большему падению уровня жизни населения. 

Страну захлестнули преступность и терроризм. 

Президент  и  правительство  России,  опираясь  на  помощь  развитых  стран  Запада  и 

международных  финансовых  организаций,  пытались  контролировать  проведение  реформ.  В 
1996–

1997 гг. путем установления «валютного коридора» и массовой задержки выплат зарплаты 

бюджетным категориям населения была приостановлена галопирующая инфляция и достигнута 

финансовая  стабилизация.  Это  позволило  к  концу  1997  г.  остановить  катастрофический  спад 

производства.  1  января  1998  г.  в  стране  была  осуществлена  деноминация,  введены  новые 

российские деньги, уменьшенные по номиналу в 1000 раз. 

Для  современной  России  характерны  следующие  явления:  значительная  поляризация  в 

распределении  богатств  и  денежных  доходов,  платежный  кризис,  криминализированная 

экономика,  рост  зависимости  от  внешнеэкономических  факторов,  отток  капитала  из  страны, 

разрушение  ее  национального  богатства  –  ранее  накопленных  материальных  и 

интеллектуальных ресурсов. 

Перед  государством  стоит  задача  формирования  смешанной  экономики  переходного 

периода,  когда  при  существовании  рыночной  системы  как  основы  экономики  государство 

регулирует все народное хозяйство, исходя из национальных особенностей России. 

В  конце  1997  г.  разразился  мировой  финансовый  кризис.  Он  создал  угрозу  срыва 

финансовой стабильности в России. В этих условиях попытка председателя правительства С.В. 

Кириенко  проводить  монетаристский  экономический  курс  закончилась  резким  обвалом 

национальной валюты в августе—сентябре 1998 г. Правительство отказалось от обязательств по 

внутреннему долгу (дефолт) и ввело 90-дневный мораторий по выплате долгов. 

Началась  паника  на  российском  финансовом  рынке,  резкое  падение  курса  рубля  и  его 

фактическая  девальвация.  Кириенко  был  отправлен  в  отставку.  Негативные  последствия  этих 

событий до сих пор ощущаются в экономической и социальной сферах развития страны. В 1998 

г. среднедушевой доход в России составил 90,8 % от прожиточного минимума. Доходы самых 

богатых и бедных слоев населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению 

внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе. 

К  1998  г.  был  ликвидирован  товарный  дефицит  за  счет  резкого  роста  цен  и  снижения 

заработной планы при общем падении уровня отечественного производства. Другой результат 

проводимой  политики  –  быстрое  становление  рыночной  конкурентной  инфраструктуры, 

необходимой  для  нормального  функционирования  экономического  организма  страны  в 

условиях интеграции со странами рыночной экономики. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  84  85  86  87   ..