ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 69

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  67  68  69  70   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 69

 

 

 

И  логическим  завершением  было  утверждение  новых  Временных  правил  1882  года, 

закрепивших  полный  административный  произвол  над  прессой.  Совещанию  четырех 

министров  было  предоставлено  право  прекращать  издание  любого  периодического  органа, 

чья деятельность будет признана вредной. 

Тем  не  менее  распространение  информации  становится  выгодным  коммерческим 

предприятием.  В  газеты  и  журналы  приходят  люди,  не  имеющие  ничего  общего  с 

литературой: купцы, банкиры. Возникают Русское (1866), Международное (1872) и Северное 

(1882)  телеграфные  агентства.  Все  они  были  частными  и  принадлежали  А.А.Краевскому, 

А.С.Суворину, О.К.Нотовичу и К.В.Трубникову. 

Видное  место  на  страницах  печати  отводится  коммерческой  рекламе,  биржевым 

таблицам, курсовым бюллетеням. 

Но не надо думать, что в этот сложный период печатались только те, кто поддерживал 

правительство.  Вторая  половина  19  века  -  это  время,  когда  рядом  существуют  множество 

различных по направлениям изданий. Конечно, тем, кто выступал с критикой официальной 

политики, труднее было получить разрешение на издание новых газет и журналов. Поэтому 

многие  передовые  публицисты  той  поры  печатали  свои  произведения  в  существующих 

изданиях.  Например,  в  "Отечественных  записках"  А.А.Краевского  в  1840-е  годы 

сотрудничали  М.Ю.Лермонтов,  А.В.Кольцов,  В.А.Сологуб,  В.Г.Белинский,  А.И.Герцен, 

Н.П.Огарев, М.М.Бакунин и многие другие. Затем многие из них перешли в "Современник", 

набиравший силы после смерти А.С.Пушкина. 

Долгие десять лет после гибели поэта этот журнал не имел собственной политической 

линии,  как  о  том  мечтал  его  создатель.  С  приходом  в  "Современник"  Н.А.Некрасова, 

И.И.Панаева,  Н.Г.Чернышевского,  Н.А.Добролюбова  журнал  превратился  в  трибуну 

защитников  революционных  перемен.  Реформу  1861  года  сотрудники  "Современника" 

встретили резко отрицательно: они понимали ее антинародный, крепостнический характер. 

Не  имея  возможности  открыто  высказаться  "Современник",  встретил  ее  "заговором 

молчания". На фоне безудержных похвал, это была своеобразная форма протеста. 

В  начале  второй  половины  19  века  возникает  новый  тип  изданий:  сатирические  и 

юмористические  еженедельники.  Самым  ярким  представителем  этого  типа  изданий  стал 

сатирический  еженедельник  "Искра"  В  нем  печатались  Н.А.Степанов,  В.С.Курочкин, 

И.И.Панаев Д.Д.Минаев, Н.С.Курочкин и другие. 

В основу работы редакции легло широкое общение с читателями, которые приходили, 

чтобы рассказать случаи из жизни. Большую роль в "Искре" играли сатирические рисунки и 

карикатуры.  Здесь  печатались  афоризмы,  сценки  диалоги,  пародии,  -  и  всегда  сатира  в 

еженедельнике  была  наступательной.  Журналисты  не  отвечали  на  критику,  а  нападали 

первыми. Вот, например, какую характеристику М.Н.Каткову дал Д.Д.Минаев: 

 

С толпой журнальных кунаков 

Своим изданьем, без сомненья, 

С успехом заменил Катков 

В России Третье отделенье. 
 

"Искра"  выходила  пятнадцать  лет.  За  это  время  еженедельник  создал  огромную  сеть 

корреспондентов,  информировавших  о  злоупотреблениях  в  провинции,  -  в  итоге  "Искра" 

успевала  запечатлеть  общественно-политическую  атмосферу  каждого  данного  момента 

истории. 

Конец 19 века ознаменовался и появлением первых рабочих газет в России. В 1870-е 

годы  их  пробовали  издавать  народники,  пытаясь  найти  среди  рабочих  помощников  для 

подготовки  крестьянской  революции.  Но  вскоре  рабочие  создают  собственную  печать, 

независимую от народнических организаций. Не ограничиваясь листовками "Северный союз 

русских  рабочих",  возникший  в  1878  году,  приступил  к  организации  своей  газеты.  Тираж 

первого  номера  "Рабочей  зари",  отпечатанный  в  начале  1880  года,  был  почти  полностью 

 

конфискован, но самое главное - начало было положено. И уже вскоре появляется еще одна 

газета  партии  русских  социал-демократов  "Рабочий",  определившая  своей  целью  -  стать 

вождем в борьбе с неправдой. 

Но  отсутствие  в  стране  массового  революционного  рабочего  движения  делало  эти 

газеты недолговременными. Нужна была единая организация, которая бы взяла в свои руки 

революционную пропаганду, агитацию и организацию рабочих в партию. 

Самый,  конец  19  века  переполнен  большим  числом  различных  типов  изданий. 

Благодаря  поддержке  капиталистов,  увеличиваются  тиражи  благопристойных  изданий  и 

гонорары  работающим  там  литераторам.  Общественно-политические  и  литературные 

ежемесячники,  -  наверное,  самая  большая  группа,  периодических  изданий  того  времени. 

Среди  них  журналы  либеральной  ориентации  "Русская  мысль"  и  "Вестник  Европы", 

народническое  "Русское  богатство",  монархический  "Русский  вестник",  журналы 

самообразования  "Научное  обозрение"  и  "Образование",  иллюстрированные  семейные 

журналы "Нива" и "Родина", журнал для народного чтения "Журнал для всех"... Конечно, как 

вы  понимаете,  даже  перечислить  все  очень  трудно.  А  ведь  были  еще  специальные, 

отраслевые ежемесячники, юмористические и спортивные еженедельники. 

Намного  увеличилось  и  число  газет  в  России:  укрепление  материального  положения 

провинциальных  газет  капиталистами,  мечтающими  о  собственных  изданиях,  не  прошло 

бесследно.  

 

Театр. 

Во  второй  половине  XIX—начале  XX  в.  активно  развивалось  театральное  искусство. 

Репертуар  формировался  в  основном  на  национальной  основе,  на  драматических 

произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Я. Толстого, А. П. 

Чехова, А. М. Горького. 

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, 

Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-

Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В 

нем  играли  В.  И.  Качалов,  И.  М.  Москвин,  О.  Л.  Книппер-Чехова  и  др.  В  начале  XX  в. 

открылся  театр  великой  русской  актрисы  В.  Ф.  Комиссаржевской  в  Петербурге.  Началась 

режиссерская  деятельность  В.  Э.  Мейерхольда,  искавшего  новые  формы  сценического 

искусства. 

 

Кино. 

На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую 

популярность.  Первая  демонстрация  кинофильма  состоялась  в  России  в  мае  1896  г. (в 

Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. 

стали  открываться  стационарные  «электротеатры»,  «иллюзионы».  К  1916  г.  в  России  было 

около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей. 

В  90-х  годах  в  России  начали  снимать  документальные  фильмы.  Отечественные 

кинофирмы  А.О.  Дранкова  и  А.А.  Ханжонкова  возникли  в  1907—1908  гг.  Первоначально 

они также создавали доку ментальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая 

картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона 

Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, 

выпустивших  более  600  картин.  В  1911—1913  гг.  в  России  был  создан  первый  в  мире 

объемный (кукольный) фильм. 

Особую  известность  приобрели  фильмы  режиссера  Я.А.  Протазанова.  Звездами 

отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе 

многих  фильмов  лежали  произведения  А.  С.  Пушкина  («Пиковая  дама»,  «Домик  в 

Коломне»), Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный 

уровень  большинства  картин  оставался  крайне  низким.  Ставились,  как  правило,  салонные 

мелодрамы и примитивные комедии. 

 

Русская музыка второй половины XIX века. 

В  русской  музыке  второй  половины  XIX  века  прослеживаются  связи  с 

демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из 

них  находится  в  Петербурге,  другой  -  в  Москве.  В  Петербурге  возникло  движение 

композиторов,  которое  получило  название  "Могучая  кучка".  В  нее  входило  пять 

композиторов,  из  которых  только  один  являлся  профессиональным  музыкантом  - 

М.А.Балакирев.  Н.А.Римский-Корсаков  был  профессиональным  военным  (морским 

офицером),  А.П.Бородин  -  профессором  химии,  сделавший  более  30  открытий  в  этой 

области,  М.П.Мусоргский  -  медицинским  прапорщиком,  а  Ц.А.Кюи  генералом-

фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов. 

В  своем  творчестве  эти  композиторы  шли  по  линии  развития  интонации  русского 

знаменного  напева,  утверждая  народно  -  национальный  характер  музыки,  обращались  к 

крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов. 

Острые  социальные  конфликты  60-70  годов  XIX  века  отразились  в  музыке 

М.П.Мусоргского.  Композитор  обращается  к  историческим  событиям,  сюжетам, 

позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах 

освободительной  борьбы.  Отсюда  ясен  смысл  высказывания  Мусоргского:  "Прошедшее  в 

настоящем  -  вот  моя  задача".  Особенно  это  относится  к  его  операм  "Борис  Годунов"  и 

"Хованщина",  в  которых  события  прошлых  веков  предстают  перед  нами  в  современном 

аспекте.  В  опере  "Борис  Годунов"  композитор  глубоко  проникает  в  идейный  замысел 

А.С.Пушкина,  использовав  вслед  за  поэтом  легенду  об  убийстве  царевича  Димитрия. 

Основой  драматургии  оперы  являются  резкие  контрасты  -  сопоставления.  Трагически  - 

противоречив  образ  Бориса  Годунова,  чьи  монологи  отличаются  песенно  -  речитативным 

характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная 

великой идеей. 

В  творчестве  Н.А.Римского-Корсакова  ощущается  поэзия  и  самобытная  красота 

русского  национального  искусства.  Ум,  доброта,  художественная  одаренность  народа,  его 

мечты  о  свободе,  его  представления  о  справедливости  -  главная  тема  опер  Римского 

Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое 

место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием 

музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы 

"Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка"). 

Героические  образы  русского  народного  эпоса  составляют  основу  творчества 

А.П.Бородина.  Опера  "Князь  Игорь"  -  эпическая  поэма  о  Древней  Руси,  в  которой  по, 

мнению В.Стасова, ощущается "великая сила и ширина, монументальная мощь, соединенная 

страстностью, нежностью и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь 

Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны). 

Другой,  московский,  центр  музыкального  искусства  второй  половины  XIX  века 

представлен  произведениями  П.И.Чайковского,  который  в  своем  творчестве  развивал 

интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие 

П.И.Чайковского  отличается  богатством  музыкальных  жанров:  Балеты  "Лебединое  озеро", 

"Щелкунчик",  "Спящая  красавица",  оперы  "Иоланта",  "Евгений  Онегин",  шесть  симфоний, 

вальсы и романсы, фортепьянные произведения. 

Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая 

симфония". В музыкальной трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным 

движением России второй половины XIX века, тема преступления и наказания. Композитор 

вносит изменение в сюжет и психологические характеристики героев. У Пушкина "Герман" - 

фамилия,  у  Чайковского  -  имя.  Музыкальная  драматургия  оперы,  отличающаяся 

стройностью и динамичностью,  построена на принципе конфликтного развития. Тема трех 

карт - тема денег - входит в конфликт с лейтмотивом судьбы Германа и темой любви. Эти 

темы  находятся  в  контрастном  развитии,  борьбе  и  взаимопроникновении,  которые 

раскрывают эволюцию внутреннего мира героя. 

 

Философская  проблема  смысла  жизни  -  основная  тема  Шестой  "Патетической" 

симфонии Чайковского. В ней звучит конфликт человека с окружающей действительностью, 

его стремление к свету, к радости, любовь к жизни и неизбежность самоотверженной борьбы 

за  их  торжество.  Контрастные  темы  исполнены  трагическим  звучанием  и  высоким 

гуманизмом, верой композитора в духовные силы личности. 

Основными  центрами  музыкальной  культуры  стали  консерватории  в  Москве, 

Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой 

театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина). Популяризации 

национальной  музыки  способствовала  деятельность  Русского  музыкального  общества, 

основанного  в  1859  г.  по  инициативе  А.  Г.  Рубинштейна  «для  развития  музыкального 

образования,  вкуса  к  музыке  и  поощрения  отечественных  талантов».  Пропагандой 

произведений  русских  и  зарубежных  композиторов  занимались  преподаватели  бесплатной 

музыкальной  школы,  открытой  в  Петербурге  в  60-х  годах  М.  А.  Балакиревым  и  учителем 

пения Г. Я. Ломакиным. 

Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. 

Шаляпиным, Л. В. Собиновым. А. В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров 

(А.  П.  Павловой,  Т.  П.  Карсавиной,  В.  Ф.  Нижинского)  навсегда  вошли  в  сокровищницу 

мировой культуры. Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового 

балета. 

Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела 

деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913). 

 

Живопись и скульптура. 

В  середине  XIX  в.  в  изобразительном  искусстве  на  длительный  период  утвердился 

реализм.  Он  складывался  в  борьбе  с  академизмом  первой  половины  XIX  в.,  выражал 

принципы демократической и гражданственной эстетики. 

В  1863  г.  14  выпускников  Академии  художеств  образовали  в  Петербурге  свою 

«Артель».  В  1870  г.  ими  было  создано  «Товарищество  передвижных  художественных 

выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др. стремились развить 

национальные  традиции  и  приблизить  искусство  к  народу.  Передвижники  развернули 

просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее 

яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. 

В  школе  передвижников  большое  развитие  получил  исторический  жанр,  опиравшийся  на 

национальные  сюжеты  и  народный  эпос  (В.  И.  Суриков,  В.  М.  Васнецов).  Близкий  к 

передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи, 

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились 

новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с 

французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные 

традиции  с  новыми  изобразительны  ми  формами  (М.  А.  Врубель,  Б.  М.  Кустодиев,  И.  Я. 

Билибин и др.). 

На  рубеже  XIX—XX  вв.  модернистские  поиски  привели  к  складыванию  группы 

художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. 

Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили 

новые  художественно-эстетические  принципы,  противостоявшие  и  реалистическим 

воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу 

искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции 

русской  национальной  культуры.  Особое  внимание  они  уделяли  возрождению  и  новой 

оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-

европейского искусства. 

В  начале  XX  в.  возник  «русский  авангард».  Его  представители  К.  С.  Малевич,  Р.  Р. 

Фальк,  М.  3.  Шагал  и  др.  проповедовали  искусство  «чистых»  форм  и  внешней 

 

10 

беспредметности.  Они  были  предшественниками  абстракционизма  и  оказали  огромное 

влияние на развитие мирового искусства. 

В  скульптуре  второй  половины  XIX  в.  реалистические  традиции  отразились  в 

творчестве  А.  М.  Опекушина  (памятник  А.  С.  Пушкину  в  Москве)  и  близкого  к 

передвижникам  М.  М.  Антокольского,  создавшего  галерею  скульптурных  портретов  и 

исторических  деятелей  России  («Иван  Грозный»,  «Нестор-летописец»,  «Ермак»,  «Петр  I»). 

Ряд  монументальных  скульптурных  произведений  принадлежал  М.  О.  Микешину 

(памятники «Тысячелетие России» в Новгороде-Екатерине Второй в Петербурге и Богдану 

Хмельницкому  в  Киеве).  Под  влиянием  импрессионизма  в  начале  XX  в.  скульпторы  А.  С. 

Голубкина и С. Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и 

светотеневые  контрасты,  позволявшие  преодолеть  статичность  изваяния,  создать 

впечатление движения. 

 

Архитектура. 

Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной 

России.  Облик  городов  определи  теперь  не  дворцы  знати,  а  здания  общегражданского 

назначения  —  банки,  магазины,  вокзалы,  доходные  дома.  Расширился  ассортимент 

строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. 

Для  второй  половины  XIX  в.  была  характерна  архитектурная  эклектика  — 

разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был 

построен  дворец  великого  князя  Владимира  Александровича  в  Петербурге,  в  котором 

сочетались  элементы  барокко,  мавританского  и  «русского»  стиля.  Постепенно  «русский» 

стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. 

В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. 

Померанцев) в Москве. 

В  начале  XX  в.  в  отечественной  архитектуре  оформились  три  направления.  В  стиле 

модерн  были  возведены  Ярославский  вокзал  и  здание  Художественного  театра  (арх.  Ф.  И. 

Шехтель),  гостиница  «Метрополь»  (арх.  В.  Ф.  Валькот)  и  др.  В  неорусском  стиле 

использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А. В. 

Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. 

И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. 

В.  Жолтовский)  —  возрождали  основные  принципы  архитектурной  классики: 

монументальность, парадность, строгая симметрия. 

В  целом  достижения  русской  культуры  получили  мировое  признание.  Многие 

отечественные  ученые  были  почетными  членами  европейских  академий  и  научных 

учреждений.  Имена  русских  путешественников  остались  на  географической  карте  мира.  В 

начале  XX  в.  в  отечественной  литературе  и  изобразительном  искусстве  зародились  новые 

художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и 

мировой культуры. 

 

Контрольные даты 

1855 -

1881 гг. Царствование Александра II 

1855 –

1868 гг. Издание А.И.Герценом альманаха «Полярная звезда» 

1856 г. 

Ос

но

в

а

ние

 Бл

а

г

о

в

е

ще

нс

к

а

 на

 р

. Амур

.

 

•На

ча

л

о

 к

о

мме

р

че

с

к

о

г

о

 па

р

о

х

о

дс

т

в

а

 на

 Че

р

но

м мо

р

е

•Ос

но

в

а

ние

 П.М. Тр

е

т

ь

я

к

овым коллекции русского искусства в Москве 

1856 –1857 

гг. Тянь-Шаньская экспедиция П.П.Семенова 

1857  г.  1  июля  Начало  издания  Герценом  и  Огаревым  в  Лондоне  политического 

журнала «Колокол» 

1857  –

1867  гг.  Путешествия  П.П.  Семенова-Тян-Шанского  к  горам  Хан-Тенгри,  оз. 

Иссык-Куль 

1858 г. 

Ос

но

в

а

ние

 Ха

ба

р

о

в

с

к

а

 на

 р

. Амур

 

 

11 

1859  г.  март  •

 Пе

р

в

ы  

 

 

 

 

 

 

 

 

заводе. 

•На

ча

л

о

 р

а

с

пр

о

с

т

р

а

не

ния

 в

 Ро

с

с

ии в

о

с

к

р

е

с

ных

 шк

о

л

•Со

з

да

ние

 Рус

с

к

о

г

о

 муз

ык

а

л

ь

но

г

о

 о

бще

с

т

в

а

 А.Г. Рубиншт

е

йно

м 

1859 –

1873 гг. Выпуск сатирического еженедельника «Искра» в Петербурге 

1860 г. 16 октября Открытие в Петербурге Мариинского театра 

1860 г. Основание Владивостока 

1861 г.•Учреждение Петровской сельскохозяйственной академии в Москве

 

1862 г. 12 мая Принятие «Временных правил о печати» 

1862 г. июнь –август Создание Бесплатной музыкальной школы М.А. Балакиревым и 

Г.Я. Ломакиным 

1862 г. 13 июня Закрытие воскресных школ 

1862 г. 7 июля Арест Н.Г.Чернышевского и заключение в Алексеевский равелин 

1862 г. 

От

к

р

ыт

ие

 

первой русской консерватории в Петербурге. 

•Вых

о

д в

 с

в

е

т

 р

о

ма

на

 И.С. Тур

г

е

не

в

а

 «От

цы и де

т

и» 

1863  г.  14  мая  Начало  проведения  реформы  военного  образования:  уничтожение 

кадетских корпусов и создание специальных военных училищ и военных гимназий 

1863  г.  18  июня  Принятие  Университетского  устава:  восстановление  автономии 

профессорской коллегии 

1863  г.  июль  Отправка  русских  эскадр  адмиралов  Лесовского  и  Попова  к  берегам 

Северной Америки для создания угрозы английской торговле 

1863 г. сентябрь Прибытие эскадры Лесовского в Нью-Йорк, эскадры Попова — в Сан-

Франциско 

1863 г. 9 ноября •

Ра

з

р

ыв

 

 

 

 

 

 

 

А.И.  Корзухина,  А.И.  Морозова,  К.Е.  Маковского  и  др.)  с  Академией  художеств,  отказ  от 

участия в конкурсе и выход из Академии. 

•Пу

бл

ик

а

ция

 р

о

ма

на

 Н.Г. Че

р

ныше

в

с

к

о

г

о

 «Чт

о

 де

л

а

т

ь

?» в

 жур

на

л

е

 «Со

в

р

е

ме

н

ник» 

1863 –

1865 гг. Полемика между журналами «Русское слово» и «Современник»: «раскол 

в нигилистах» 

1863 –

1866 гг. Издание «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля 

1864 г. 19 мая Проведение процедуры «гражданской казни» Н.Г. Чернышевского 
1864 –

1883 гг. Ссылка Н.Г.Чернышевского 

1864 г. 14 июня Издание «Положения о начальных народных училищах» 

1864  г.  19  ноября  Утверждение  Устава  гимназий  и  прогимназий:  введение  платы  за 

обучение, создание гимназий двух типов — классических и реальных 

1865 г. 6 апреля •

Пр

иня

т

ие

 «Вр

е

ме

нных

 пр

а

в  

 

 

 

1865  г. 

Во

з

ник

н

 

 

 

 

 

 

   

Н.Г. Рубинштейна 

1866 г. апрель Назначение графа Д.А. Толстого министром народного просвещения 

1866 г. 

З

а

к

р

ыт

ие

 жур

на

л

о

в

 «Со

в

р

е

ме

нн

   

 

 

•Со

з

да

ние

  Рус

с

к

о

г

о

  т

е

л

е

г

р

а

фно

г

о

  а

г

е

нт

с

т

в

а

 — 

первого  в  России  информационного 

агентства печати. 

•Со

з

да

ние

 Рус

с

к

о

г

о

 ис

т

о

р

иче

с

к

о

г

о

 о

бще

с

т

в

а

 в

 Пе

т

ербурге. 

•Из

да

ние

 «Сбо

р

ник

а

 р

ус

с

к

их

 на

р

о

дных

 пе

с

е

н» Ба

л

а

к

ир

е

в

а

 

1867  г. 

По

с

т

а

но  

 

 

 

 

 

 

 

Александрийском театре 

1868 –

1869 гг. Публикация в журнале «Неделя» «Исторических писем» Миртова (П.Л. 

Лаврова) — одного из основных теоретических произведений народничества 

1868-

1884 гг. Издание журнала «Отечественные записки», редакторами которого были 

Н.А. Некрасов и М.Е. Щедрин 

1869 г. 

Из

да

ние

 на

 р

у

с

с

к

о

м 

 

 

 

 

 

12 

•Оп

убл

ик

о

в

а

ние

 к

ниг

и Н.Я. 

Данилевского «Россия и Европа» с обоснованием теории 

панславизма 

1869–

1871  гг.  Издание  «Основ  химии»  Д.И.Менделеева  —  первого  стройного 

изложения неорганической химии 

1870  г.  ноябрь  •

Ут

в

е

р

ж

 

 

 

 

 

выставок 

•Ос

нование Русской секции I Интернационала 

1870–

1882 гг. Путешествия Н.Н. Миклухо-Маклая по островам Океании 

1870–

1888  гг.  Путешествия  Н.М.  Пржевальского  по  Центральной  Азии:  Китаю, 

Монголии, Тибету 

1871  г.  Осуществление  школьной  «контрреформы»  министром  просвещения  Д.А. 

Толстым:  принятие  нового  гимназического  устава,  упразднение  реальных  гимназий  и 

создание реальных училищ. 

•Пр

о

в

е

де

ние

  пе

р

в

о

й  в

ыс

т

а

в

к

и  к

а

р

т

ин  «То

в

а

р

и

щества  передвижных  выставок 

произведений русских художников» 

1872 г. 

Вых

о

д в

 с

в

е

т

 р

ус

с

к

о

г

о

 пе

ревода первого тома «Капитала» К. Маркса. 

•Со

з

да

ние

 На

р

о

дно

г

о

 т

е

а

т

р

а

 при Вс

е

р

о

с

с

ийс

к

о

й по

л

ит

е

х

ниче

с

к

о

й в

ыс

т

а

в

к

е

 в

 

Москве 

под руководством А.Ф. Федотова 

1873 г. 

По

с

т

а

но

в

к

а

 о

пе

р

ы Н.А. Римс

к

о

г

о

-

Корсакова «Псковитянка» 

1873  –

1876  гг.  Деятельность  Юго-западного  отдела  Русского  географического 

общества: сбор этнографических и статистических материалов по Правобережной Украине 

1874 г. 27 января •

П

ремьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» в Мариинском 

театре. 

1874  г.  25  мая 

Пр

иня

т

ие

  но

в

о

г

о

  По

л

о

же

ния

  о

  на

ьных  народных  училищах: 

расформирование училищных советов. 

•Из

о

бр

е

т

е

ние

 А.Н. Ло

дыг

иным э

л

е

к

т

р

иче

с

к

о

й л

а

мпо

ч

к

и на

к

а

л

ив

а

ния

 

1875 г. 

Во

з

в

е

де

ние

 

 

 

   

 

 

 

 

1877 г. 

По

с

т

а

но

в

к

а

 ба

л

е

т

а

 П.И. Ча

йк

о

в

с

к

о

г

о

 «

 

озеро» 

1878  г.  •

От

к

р

ыт  

 

 

 

 

 

 

«Бестужевскими» по имени председателя педагогического совета К.Н. Бестужева-Рюмина, и 

Высших женских курсов в Киеве. 

•Пр

е

мь

е

р

а

 о

пе

р

ы П.И. Ча

йк

о

в

с

к

о

г

о

 «Ев

г

е

ний Оне

г

ин». 

•Со

з

да

ние

 Рус

ского хорового общества в Москве. 

•Во

з

в

е

де

ние

  а

р

х

ит

е

к

т

о

р

о

м  И.П.  Ро

пе

т

о

м  з

да

ния

  Рус

с

к

о

г

о

  о

т

де

л

а

  на

  Вс

е

мир

но

й 

Парижской выставке 

1880  –

1882  гг.  Существование  Пушкинского  театра  под  руководством  А.А.  Бренко  в 

Москве 

1881 –

1894 гг. Царствование Александра III 

1881 г. 

По

с

т

р

о

йк

а

 пе

р

в

о

й в

 Ро

с

с

ии э

л

е

к

т

р

и

 

 

1882 г. 20 июля Первый пробный полет первого в мире самолета, построенного А.Ф. 

Можайским, в с. Красном близ Петербурга 

1882  г.  27  августа  •

Пр

иня

т

и 

 

   

 

 

совещанию министерств просвещения, внутренних дел, юстиции и Синода права закрывать 

газеты и журналы «вредного направления». 

З

а

к

р

ыт

ие

 Выс

ш  

 

 

 

 

 

 

питале 

в Петербурге. 

•Ун

ичт

о

же

ние

  мо

но

по

л

ии  импе

р

а

т

о

р

с

к

их

  т

е

а

т

р

ов  на  публичные  театральные 

представления. 

•Со

з

да

ние

 Рус

с

к

о

г

о

 др

а

ма

т

иче

с

к

о

г

о

 т

е

а

т

р

а

 Ф.А. Ко

р

ша

•По

с

т

а

нов

к

а

 о

пе

р

ы Н.А. Римс

к

о

г

о

-

Корсакова «Снегурочка» 

1883 г. сентябрь 

Из

да

ние

 ис

с

л

е

до

в

а  

 

 

 

 

•От

к

р

ыт

ие

 я

в

л

е

ния

 фа

г

о

цит

о

з

а

 

И.И. Мечниковым 

 

13 

1884  г.  12  июня  Принятие  закона  о  школьном  обучении  малолетних,  работающих  на 

фабриках 

1884  г.  13  июня  Издание  Правил  о  церковно-приходских  школах:  подчинение  их 

Синоду 

1884  г.  20  августа  Закрытие  журнала  «Отечественные  записки»  по  распоряжению 

правительства 

1884  г.  23  августа  Утверждение  нового  Университетского  устава,  выработанного  при 

участии Толстого: полное уничтожение университетской автономии 

1884  г.  Издание труда А.И.  Воейкова «Климаты  Земного шара,  в особенности 

России» 

1885 –1896 

гг. Роспись Владимирского собора в Киеве В.М. Васнецовым 

1886  г. 

Из

да

ние

 

   

 

 

 

 

 

   

Петербурге, Москве, Киеве, Казани. Восстановление приема на Петербургские Бестужевские 

курсы, который был ограничен 400 слушательницами. 

•По

с

т

а

нов

к

а

  М.П.  Мус

о

р

г

с

к

им  о

пе

р

ы  «Хо

в

а

нщина

»  в

  пе

т

е

р

бур

г

с

к

о

м  му

з

ык

а

л

ь

но

-

драматическом кружке 

1887 г. 18 июня Издание циркуляра министра народного просвещения И.Д. Делянова о 

недопущении в гимназии «кухаркиных детей». 

•Со

з

да

ние

 В.И. Сур

ик

о

вым картины «Боярыня Морозова» 

1888 г. Постановка первого спектакля любительской труппой Общества литературы и 

искусства 

1889 г. 

Ор

г

а

низ

а

ция

 Рус

с

к

их

 

   

 

   

 

1890 г. 

Пр

е

мь

е

р

а

 ба

л

е

т

а

 П.И. Ча

 

 

   

риинском театре 

в постановке Мариуса Петипа 

1891 г. 1 мая Закон о передаче школьной грамоты в ведение Синода 

1892 г. 

Пе

р

е

да

ч 

 

 

 

 

 

 

   

дар Москве, открытие Третьяковской галереи. 

•По

с

т

а

нов

к

а

  ба

л

е

т

а

  П.И. 

Чайковского  «Щелкунчик»  в  Мариинском  театре 

балетмейстером Л. Ивановым 

1894 –

1917 гг. Царствование Николая II 

1894 г. Издание работы Г.В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда 

на историю» 

1894 –

1895 гг. Постановка балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в Мариинском 

театре Л. Ивановым и М. Петипа 

1895  г.  25  апреля  Выступление  А.С.  Попова  на  заседании  Русского  физико-

химического общества с докладом о создании первой в мире приемной радиостанции 

1896  г.  12  марта  Передача  первой  в  мире  радиопрограммы  А.С.  Поповым  в  Русском 

физико-химическом обществе 

1896 г. 

По

с

т

а

но

в

к

а

 пь

е

с

ы А.  

 

   

 

 

1896  –

1912  гг.  Существование  Кружка  любителей  русской  музыки  Аркадия  и  Марии 

Керзиных в Москве 

1897 г. 

Ос

но

в

а

ние

 Же

нс

к

о

г

о

 м

едицинского института в Петербурге 

1898  г.  14  октября 

От

к

р

ыт  

 

 

 

 

 

Толстого «Царь Федор Иоаннович». 

•От

к

р

ыт

ие

 Муз

е

я

 импе

р

а

т

о

р

а

 Ал

е

к

с

а

ндр

а

 III (Рус

с

к

о

г

о

 муз

е

я

) в

 Пе

т

е

р

бур

г

е

 

1898–

1904 гг. Издание литературно-художественного журнала «Мир искусства» 

1899–

1801  гг.  Монголо-Тибетская  экспедиция  русского  исследователя  и 

путешественника П.К.Козлова 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  67  68  69  70   ..