|
|
содержание .. 67 68 69 70 ..
6 И логическим завершением было утверждение новых Временных правил 1882 года, закрепивших полный административный произвол над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекращать издание любого периодического органа, чья деятельность будет признана вредной. Тем не менее распространение информации становится выгодным коммерческим предприятием. В газеты и журналы приходят люди, не имеющие ничего общего с литературой: купцы, банкиры. Возникают Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства. Все они были частными и принадлежали А.А.Краевскому, А.С.Суворину, О.К.Нотовичу и К.В.Трубникову. Видное место на страницах печати отводится коммерческой рекламе, биржевым таблицам, курсовым бюллетеням. Но не надо думать, что в этот сложный период печатались только те, кто поддерживал правительство. Вторая половина 19 века - это время, когда рядом существуют множество различных по направлениям изданий. Конечно, тем, кто выступал с критикой официальной политики, труднее было получить разрешение на издание новых газет и журналов. Поэтому многие передовые публицисты той поры печатали свои произведения в существующих изданиях. Например, в "Отечественных записках" А.А.Краевского в 1840-е годы сотрудничали М.Ю.Лермонтов, А.В.Кольцов, В.А.Сологуб, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.М.Бакунин и многие другие. Затем многие из них перешли в "Современник", набиравший силы после смерти А.С.Пушкина. Долгие десять лет после гибели поэта этот журнал не имел собственной политической линии, как о том мечтал его создатель. С приходом в "Современник" Н.А.Некрасова, И.И.Панаева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова журнал превратился в трибуну защитников революционных перемен. Реформу 1861 года сотрудники "Современника" встретили резко отрицательно: они понимали ее антинародный, крепостнический характер. Не имея возможности открыто высказаться "Современник", встретил ее "заговором молчания". На фоне безудержных похвал, это была своеобразная форма протеста. В начале второй половины 19 века возникает новый тип изданий: сатирические и юмористические еженедельники. Самым ярким представителем этого типа изданий стал сатирический еженедельник "Искра" В нем печатались Н.А.Степанов, В.С.Курочкин, И.И.Панаев Д.Д.Минаев, Н.С.Курочкин и другие. В основу работы редакции легло широкое общение с читателями, которые приходили, чтобы рассказать случаи из жизни. Большую роль в "Искре" играли сатирические рисунки и карикатуры. Здесь печатались афоризмы, сценки диалоги, пародии, - и всегда сатира в еженедельнике была наступательной. Журналисты не отвечали на критику, а нападали первыми. Вот, например, какую характеристику М.Н.Каткову дал Д.Д.Минаев:
С толпой журнальных кунаков Своим изданьем, без сомненья, С успехом заменил Катков В России Третье отделенье. "Искра" выходила пятнадцать лет. За это время еженедельник создал огромную сеть корреспондентов, информировавших о злоупотреблениях в провинции, - в итоге "Искра" успевала запечатлеть общественно-политическую атмосферу каждого данного момента истории. Конец 19 века ознаменовался и появлением первых рабочих газет в России. В 1870-е годы их пробовали издавать народники, пытаясь найти среди рабочих помощников для подготовки крестьянской революции. Но вскоре рабочие создают собственную печать, независимую от народнических организаций. Не ограничиваясь листовками "Северный союз русских рабочих", возникший в 1878 году, приступил к организации своей газеты. Тираж первого номера "Рабочей зари", отпечатанный в начале 1880 года, был почти полностью |