SKF. Общий каталог подшипников - часть 113

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  111  112  113  114   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 113

 

 

Шарикоподшипники с четырехточечным контактом

Конструкции

Шарикоподшипники с четырехточечным кон-

тактом представляют собой однорядные 

радиально-упорные шарикоподшипники с 

дорожками качения, рассчитанными на вос-

приятие осевых нагрузок, действующих в обоих 

направлениях. Воспринимаемые радиальные 

нагрузки могут составлять только часть осевой 

нагрузки. Подшипники данного типа занимают 

гораздо меньше осевого пространства, чем 

двухрядные подшипники.

Стандартная номенклатура шарикоподшип-

ников с четырехточечным контактом SKF 

включает подшипники серий QJ 2 и QJ 3 

(

† рис. 1), которые изготавливаются в 

следующих исполнениях:

•  подшипники базовой конструкции или

•  подшипники с фиксирующими пазами.

Кроме того, SKF выпускает шарикоподшип-

ники с четырехточечным контактом других 

серий, конструкций и размеров. Информацию 

по этим подшипникам можно найти в «Инте-

рактивном инженерном каталоге SKF» на 

интернет-сайте www.skf.com. 

 

Подшипники базовой конструкции

Шарикоподшипники с четырехточечным 

контактом, представленные в настоящем 

каталоге, имеют угол контакта 35° и пред-

назначены главным образом для восприятия 

осевых нагрузок. Внутреннее кольцо является 

разъемным, благодаря чему подшипник 

вмещает в себя большое количество шариков 

и имеет большую грузоподъемность. Подшип-

ники имеют разборную конструкцию, т.е. узел 

наружного кольца с шариками и сепаратором 

могут монтироваться отдельно от двух половин 

внутреннего кольца.

Обе половины внутреннего кольца подшип-

ников класса SKF Explorer имеют выточки. Это 

улучшает циркуляцию масла при использо-

вании шарикоподшипников с четырехточеч-

ным контактом в комбинации с цилиндри-

ческим роликоподшипником (

† рис. 2). 

Кроме того, выточки упрощают применение 

съемника при демонтаже подшипника. 

 

Подшипники с фиксирующими пазами

Во многих случаях радиальный подшипник 

используется в сочетании с подшипником с 

четырехточечным контактом, который выпол-

няет функции упорного подшипника и монти-

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

452

руется с радиальным зазором в корпусе 

(

† рис. 2).  Для фиксации от проворота на 

наружном кольце имеются два паза (суффикс 

N2), расположенных под углом 180° друг к 

другу (

† рис. 3).  

 

Подшипники класса  
SKF Explorer

Шарикоподшипники с четырехточечным кон-

тактом с улучшенными рабочими характеристи-

ками SKF Explorer помечены в таблице подшип-

ников звездочкой. Подшипники данного 

класса имеют обозначения, как у стандартных 

подшипников, например, QJ 309 N2MA, 

однако на каждом подшипнике и его упаковке 

нанесена маркировка «EXPLORER». 

Подшипники – основные 

сведения

Размеры

Основные размеры шарикоподшипников с 

четырехточечным контактом соответствуют 

стандарту ISO 15:1998.  

 

Допуски 

Допуски стандартных шарикоподшипников 

SKF с четырехточечным контактом соответ-

ствуют нормальному классу точности. Также 

имеются некоторые типоразмеры подшипников 

повышенной точности согласно спецификациям 

класса Р6.

    

Точность вращения шарикоподшипников  

с четырехточечным контактом SKF Explorer 

соответствует классу P6, а точность размеров – 

нормальному классу, за исключением сужен-

ного допуска ширины, который составляет  

0/–40 мкм.

Величины допусков соответствуют стандарту 

ISO 492:2002 и приведены в табл. 3 и 4 на 

стр. 125 и 126

 

Внутренний зазор

10 

17 

15 

55 

45 

85 

75 

125 

115 

165

17 

40 

26 

66 

56 

106 

96 

146 

136 

186

40 

60 

36 

86 

76 

126 

116 

166 

156 

206

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60 

80 

46 

96 

86 

136 

126 

176 

166 

226

80 

100 

56 

106 

96 

156 

136 

196 

186 

246

100 

140 

66 

126 

116 

176 

156 

216 

206 

266

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140 

180 

76 

156 

136 

196 

176 

246 

226 

296

180 

220 

96 

176 

156 

226 

206 

276 

256 

326

Таблица 1

Величины осевых внутренних зазоров шарикоподшипников с четырехточечным контактом

Диаметр  

Осевой внутренний зазор

отверстия 

C2 

 

Нормальный 

C3 

 

C4

d 

 

 

 

свыше  до  

мин. 

макс. 

мин. 

макс. 

мин. 

макс. 

мин. 

макс.

мм 

 

мкм

453

Шарикоподшипники с четырехточечным контактом

В стандартном исполнении шарикоподшип-

ники с четырехточечным контактом постав- 

ляются с нормальным осевым внутренним 

зазором, однако некоторые размеры могут 

поставляться с увеличенным или уменьшен-

ным зазором. 

Предельные величины зазоров приведены  

в табл. 1 и действительны для подшипников  

в домонтажном состоянии при околонулевой 

измерительной нагрузке. 

 

Перекос

Поскольку шарикоподшипники с четырехточеч-

ным контактом обладают ограниченными 

возможностями восприятия перекосa внутрен-

него кольца относительно наружного, их 

способность компенсировать этот перекос или 

деформацию вала в процессе эксплуатации 

также ограничена. Она зависит от величины 

рабочего зазора в подшипнике, размера 

подшипника, его внутренней конструкции,  

а также сил и моментов, действующих на 

подшипник. Так как взаимосвязь между этими 

факторами очень сложная, то точные допус-

тимые величины перекосов привести невоз-

можно.

Любой перекос приводит к увеличению 

шума, возникновению напряжений в сепара-

торе и сокращению ресурса подшипника. 

 

Влияние рабочей температуры  

на материал подшипника

Шарикоподшипники SKF с четырехточечным 

контактом проходят специальную термическую 

обработку. В тех случаях, когда они снабжены 

стальным, латунным или полимерным PEEK 

сепаратором, они могут эксплуатироваться при 

температуре до +150 °C. 

 

Сепараторы

Шарикоподшипники SKF с четырехточечным 

контактом комплектуются одним из следую-

щих типов сепараторов:

 

•   механически обработанный латунный 

сепаратор, центрируемый по наружному 

кольцу, суффикс МА (

† рис. 4)

•  литой сепаратор из стеклонаполненного 

полиэфирэфиркетона (PEEK), со смазочными 

канавками на направляющих поверхностях, 

центрируемый по наружному кольцу, 

суффикс PHAS.

Рис. 4

При необходимости использования подшип-

ников с сепаратором PEEK обращайтесь  

в техническую службу SKF. 

 

Минимальная нагрузка

Для обеспечения удовлетворительной работы 

шарикоподшипников с четырехточечным 

контактом, на них постоянно должна воздейст-

вовать минимальная нагрузка. Это особенно 

важно в тех случаях, когда подшипники враща-

ются с высокой скоростью или подвергаются 

воздействию высоких ускорений или быстрых 

изменений направления нагрузки. В таких 

условиях силы инерции шариков и сепара-

тора, а также трение в смазочном материале 

могут оказывать вредное воздействие на 

условия качения в подшипнике и вызывать 

проскальзывание шариков, повреждающее 

дорожки качения.

Величина необходимой минимальной 

нагрузки, которая должна быть приложена  

к шарикоподшипникам с четырехточечным 

контактом может быть рассчитана по формуле:

 

C

0

  q  n d

m

  w

2

F

am

 = k

a

  –––––    ––––––––   ,

 

1 000 

< 100 000 z

где

F

am

 = минимальная осевая нагрузка, кН

k

a

  = коэффициент минимальной нагрузки  

1 для подшипников серии QJ 2 

1,1 для подшипников серии QJ 3

C

0

  = статическая грузоподъемность, кН 

(

 таблица подшипников)

454

n  = частота вращения, об/мин

d

m

  = средний диаметр подшипника  

= 0,5 (d + D), мм

 

При запуске подшипников в работу в условиях 

низких температур или использовании высоко-

вязких смазочных материалов могут потребо-

ваться еще большие минимальные нагрузки. 

Масса деталей, опирающихся на подшипник, 

вместе с внешними силами, как правило, пре-

восходит необходимую минимальную нагрузку. 

В противном случае шарикоподшипникам  

с четырехточечным контактом требуется допол-

нительная осевая нагрузка, которая может быть 

создана, например, при помощи пружин. 

 

Эквивалентная динамическая 

нагрузка на подшипник

Если шарикоподшипники с четырехточечным 

контактом выполняют функцию фиксирующих 

подшипников и должны воспринимать как 

радиальную, так и осевую нагрузку, эквива-

лентная динамическая нагрузка может быть 

рассчитана по следующим формулам

 

P = F

r

 + 0,66 F

a

 

когда F

a

/F

r

 ≤ 0,95

P = 0,6 F

r

 + 1,07 F

a

 

когда F

a

/F

r

 > 0,95

 

Следует отметить, что нормальная работа 

шарикоподшипников с четырехточечным 

контактом достигается лишь тогда, когда 

осевая нагрузка F

a

 ≥ 1,27 F

r

.

Если шарикоподшипник с четырехточечным 

контактом используется в качестве упорного 

подшипника в сочетании с радиальным (обыч-

ная схема для подшипников этого типа 

† рис. 2 на стр. 452), и устанавливается в 

корпус с радиальным зазором, эквивалентная 

динамическая нагрузка на подшипник будет 

составлять

P = 1,07 F

a

 

 

Эквивалентная статическая нагрузка 

на подшипник 

P

0

 = F

r

 + 0,58 F

a

 

Дополнительные обозначения

Ниже приводится перечень и значение суффик-

сов, используемых для обозначения 

определенных характеристик шарикопод-

шипников SKF с четырехточечным контактом.

B20 

Уменьшенный допуск ширины 

подшипника

C2 

Осевой внутренний зазор меньше 

нормального

C2H 

Осевой внутренний зазор соответ-

ствует верхней половине группы C2

C2L 

Осевой внутренний зазор соответ-

ствует нижней половине группы C2

C3 

Осевой внутренний зазор больше 

нормального

C4 

Осевой внутренний зазор больше C3

CNL 

Осевой внутренний зазор соответ-

ствует нижней половине группы нор-

мального зазора

FA 

Механически обработанный стальной 

сепаратор, центрируемый по 

наружному кольцу

MA 

Механически обработанный латун-

ный сепаратор, центрируемый по 

наружному кольцу

N2 

Два фиксирующих паза в наружном 

кольце под углом 180° друг к другу

PHAS 

Сепаратор из стеклонаполненного 

полиэфирэфиркетона PEEK, цент-

рируемый по наружному кольцу, со 

смазочными канавками на направляю-

щих поверхностях, центрируемый по 

наружному кольцу

P6 

Повышенный класс точности по 

размерам и точности вращения  

(ISO класс 6)

P63 

P6 + C3

P64 

P6 + C4

S1 

Кольца подшипников с температур-

ной стабилизацией до +200 °C

344524  C2H + CNL 

Конструкция  

подшипниковых узлов 

Наружные кольца шарикоподшипников с четы-

рехточечным контактом, установленных в качест-

ве упорных подшипников с радиальным зазором 

в корпусе, нельзя зажимать в осевом направ-

лении (

† рис. 2стр. 452). В противном 

случае наружное кольцо будет подвержено 

температурным перемещениям, которые 

приведут к созданию дополнительного 

нагружения подшипника. Если избежать 

зажима наружного кольца невозможно, то оно 

должно быть, по меньшей мере, тщательно 

отцентровано в процессе монтажа.

455

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  111  112  113  114   ..