|
|
содержание .. 25 26 27 28 ..
Скорости и вибрация Существует предел скорости, с которой могут вращаться подшипники качения. Как правило, этот предел зависит от предельной рабочей температуры используемого смазочного мате риала или материала, из которого изготовлены детали подшипника. Скорость, при которой достигается предел рабочей температуры, зависит от тепловыделе ния вследствие трения в подшипнике (включая все внешние источники тепла) и количества тепла, которое может отводиться от подшипника. Скоростные характеристики определяются типоразмером и внутренней конструкцией под шипника, величиной нагрузки, условиями смазы вания и охлаждения, а также типом сепаратора, точностью и внутренним зазором подшипника. В общем случае в таблицах подшипников указаны две частоты вращения: (тепловая) номи нальная частота вращения и (кинематическая) предельная частота вращения, величины кото рых зависят от критериев, принимаемых во вни мание при ее оценке. Номинальные частоты вращения Номинальная (тепловая) частота вращения, ука занная в таблицах подшипников, соответствует величине скорости, которая используется для определения допустимой эксплуатационной частоты вращения подшипника, нагруженного определенной нагрузкой и в присутствии смазоч ного материала определенной вязкости. Величины указанных номинальных частот вращения соответствуют стандарту ISO 15312: 2003 (за исключением упорных шарикоподшип ников). Данный стандарт ISO разработан для смазывания маслом, но также действителен для пластичной смазки. Номинальная частота вращения отдельного подшипника – это скорость при определенных условиях, при которой достигается тепловой баланс между теплом, выделяемым подшипни ком, и теплом, отводимым от подшипника через вал, корпус и смазочный материал. Эталонными условиями для достижения такого теплового баланса согласно ISO 15312:2003 являются • превышение на 50 °C температуры окружающей среды, равной 20 °C, т.е. температура подшип ника 70 °C, измеренная на неподвижном наруж ном или свободном кольце подшипника • радиальный подшипник: постоянная радиальная нагрузка, составляющая 5 % от базовой статической грузоподъемности C 0 • упорный подшипник: постоянная осевая нагрузка, составляющая 2 % от базовой стати ческой грузоподъемности C 0 • открытые подшипники с нормальным зазором для подшипников, смазываемых маслом: • смазочный материал: минеральное масло без добавок EP, имеющее кинематическую вязкость при 70 °C: = 12 мм 2 /с (ISO VG 32) для радиальных под шипников = 24 мм 2 /с (ISO VG 68) для упорных ролико подшипников • способ смазывания: масляная ванна с уров нем масла, достигающим середины тела качения, находящегося в самом нижнем положении для подшипников, смазываемых пластичной смазкой: • смазочный материал: пластичная смазка на основе литиевого мыла/минерального масла, вязкость 100–200 мм 2 /с при 40 °C (например, ISO VG 150) • количество смазки: примерно 30 % свобод ного пространства в подшипнике. Т.к. пиковая температура возникает в началь ный период эксплуатации подшипника, смазы ваемого пластичной смазкой, подшипник, воз можно, должен отработать 10–20 часов, прежде чем его рабочая температура достигнет нормаль ной величины. При этих определенных условиях номиналь ная частота вращения для смазывания маслом и пластичной смазкой будет одинаковой. В случае вращения наружного кольца, пока затели скорости, возможно, потребуется умень шить. Для некоторых подшипников, где предель ная скорость не определяется тепловыделением контакта тел и дорожек качения, в таблицах подшипников приведены только величины предельных скоростей. К таким подшипникам относятся, в частности, подшипники с контакт ными уплотнениями. 108 |