|
|
содержание .. 20 21 22 23 ..
Трение Трение в подшипнике качения является опре деляющим фактором теплообразования и, следовательно, его рабочей температуры. Величина трения зависит от нагрузки и неко торых других факторов, наиболее существен ные из которых – тип и размер подшипника, рабочая частота вращения, характеристики и количество смазочного материала. Общее сопротивление вращению подшип ника состоит из трения качения и трения сколь жения в контактах качения, зонах контакта между телами качения и сепаратором, а также на направляющих поверхностях тел качения или сепаратора, трения в смазочном материале и трения скольжения контактных уплотнений, при наличии таковых. Оценка момента трения При некоторых условиях, а именно: • нагрузка на подшипник P ≈ 0,1 C • хорошее смазывание • нормальные условия эксплуатации, момент трения можно с достаточной точностью рассчитать при помощи постоянного коэффи циента трения m из следующего уравнения: M = 0,5 m P d, где M = момент трения, Нмм = постоянный коэффициент трения для подшипника ( † табл. 1) P = эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, Н d = диаметр отверстия подшипника, мм Уточненный расчет момента трения Один из методов расчета момента трения подшипника качения заключается в том, что момент трения делится на независимый от нагрузки момент M 0 и зависимый от нагрузки момент M 1 , которые затем складываются и дают суммарный момент M = M 0 + M 1 Таким был метод расчета до сих пор. Однако точность расчетов можно повысить, если в основу такого деления положить не зависи мость от нагрузки, а тип источника трения. В сущности, к M 0 можно отнести дополнитель ные внешние источники трения вместе с «гидро динамическим» компонентом трения качения, который также имеет зависимую от нагрузки составляющую. Tаблица 1 Постоянный коэффициент трения m для подшипников без уплотнений Тип Kоэффициент подшипника трения
m Радиальные шарикоподшипники 0,0015 Радиальноупорные шарикоподшипники – однорядные 0,0020 – двухрядные 0,0024 – с четырехточечным контактом 0,0024
Самоустанавливающиеся шарикоподшипники 0,0010 Цилиндрические роликоподшипники – с сепаратором, если F a ≈ 0 0,0011 – бессепараторные, если F a ≈ 0 0,0020 Конические роликоподшипники 0,0018 Сферические роликоподшипники 0,0018 Тороидальные роликоподшипники CARB 0,0016 Упорные шарикоподшипники 0,0013 Упорные цилиндрические роликоподшипники 0,0050 Упорные сферические роликоподшипники 0,0018 88 |