Главная      Учебники - Производство     Лекции по производству - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  396  397  398   ..

 

 

Расчет и проектирование привода тяговой лебедки для транспортирования ЛА на стартовой площадке

Расчет и проектирование привода тяговой лебедки для транспортирования ЛА на стартовой площадке

Министерство образования и науки Украины

5.3 Расчет валов [6]

5.4 Расчет подшипников на долговечность.

6. Компоновка и разработка чертежа редуктора

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Коэффициенты расчетной нагрузки соответственно при расчетах на контактную и изгибную выносливость

Шаг нарезки канавки определяется по формуле:

.

5.3 Расчет валов [6]

Основными условиями, которым должна отвечать конструкция вала являются достаточная прочность, обеспечивающая нормальную работу зацеплений и подшипников; технологичность конструкции и экономию материала. В качестве материала для валов используют углеродистые и легированные стали.

Расчет вала выполняется в четыре этапа:

· Ориентировочный расчет на кручение (было проведено выше);

· Расчет на сложное сопротивление (кручение, изгиб);

· Расчет на выносливость.

За материал валов принимаем сталь 12ХН3А, с характеристикой:

- временное сопротивление разрыву;

- предел выносливости при симметричном цикле напряжений изгиба;

- предел выносливости при симметричном цикле напряжений кручения;

-коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений соответственно при изгибе и кручении.

5.3.1 Расчет валов на сложное сопротивление

Для расчета вала на сложное сопротивление необходимо составить его расчетную схему:

- разметить точки, в которых расположены условные опоры;

- определить величину и направление действующих на вал сил: окружной , радиальной , осевой . А также точки их приложения. Поскольку на валы не действуют осевые силы, то .

Расчет тихоходного вала:

Рис.4 – Расчетная схема тихоходного вала на сложное сопротивление

Длины расчетных участков находятся после предварительного проектирования:

Реакции опор для входного вала:

Определим реакции опор:

.

.

.

Построим эпюры моментов для тихоходного вала:

Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости:

.

.

Рис.5 – Эпюра изгибающего момента в горизонтальной плоскости для тихоходного вала


Максимальный изгибающий момент действует в сечении III –

.

Изгибающие моменты в вертикальной плоскости

.

.

Максимальный изгибающий момент действует в сечении II – .

Рис.6 – Эпюра изгибающего момента в вертикальной плоскости для тихоходного вала

Построим эпюру крутящего момента для быстроходного вала

Рис.7 – Эпюра крутящего момента для тихоходного вала

Приведенный момент

Максимальный приведенный момент

;

.

Наиболее опасным является третье сечение

Рис.8 – Эпюра приведенного момента для тихоходного вала

Расчет промежуточного вала:

Рис.9 – Расчетная схема промежуточного вала на сложное сопротивление

Длины расчетных участков находятся после предварительного проектирования:

Реакции опор для промежуточного вала:

Определим реакции в опорах:

.

.

.

Построим эпюры моментов для тихоходного вала:

Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости:

.

Рис.10 – Эпюра изгибающего момента в горизонтальной плоскости для промежуточного вала

Максимальный изгибающий момент действует в сечении III – .

Изгибающие моменты в вертикальной плоскости

.

.

Максимальный изгибающий момент действует в сечении III –

Рис.11 – Эпюра изгибающего момента в вертикальной плоскости для промежуточного вала

Построим эпюру крутящего момента для быстроходного вала.

Рис.12 – Эпюра крутящего момента для промежуточного вала

Приведенный момент

Максимальный приведенный момент

;

.

Наиболее опасным является третье сечение

Рис.13 – Эпюра приведенного момента для промежуточного вала

5.3.2 Расчет валов на выносливость[1]

Для примера будем рассчитывать быстроходный и тихоходный вал.

5.3.2.1 Расчет быстроходного вала на выносливость

Определим коэффициент запаса прочности быстроходного (рис.14) вала двухступенчатого цилиндрического редуктора

Рис.14 – Расчетная схема быстроходного вала на выносливость

1. а) Проверяем запас прочности по пределу выносливости в сечении I-I. Концентрация напряжений в этом сечении обусловлена наличием шестерни. Находим эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении от шестерни. При

, ;

масштабный коэффициент для вала ; коэффициент состояния поверхности при шероховатости

.

Эффективный коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала при изгибе и кручении в случае отсутствия технологического упрочнения:

б) Находим запас прочности для касательных напряжений.

Напряжение кручения

Амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения

.

Запас прочности для касательных напряжений

2. Определяем эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении вала в сечении II-II, вызванные посадкой внутреннего кольца подшипника на вал. Для вала с , .

Определяем запас прочности для касательных напряжений:


,

здесьнапряжениекручения:

,

амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения

5.3.2.2 Расчет тихоходного вала на выносливость

Определим коэффициент запаса прочности тихоходного (рис.15) вала двухступенчатого цилиндрического редуктора.

Рис.15 – Расчетная схема тихоходного вала на выносливость

1.а) Проверяем запас прочности по пределу выносливости в сечении I-I. Концентрация напряжений в этом сечении обусловлена наличием шпоночного паза. Находим эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении от шпоночного паза.

При , ; масштабный коэффициент для вала ; коэффициент состояния поверхности при шероховатости . Эффективный коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала при изгибе и кручении в случае отсутствия технологического упрочнения:

б) Находим запас прочности для касательных напряжений.

Напряжение кручения

.

Амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения

.

Запас прочности для касательных напряжений

.

2. Определяем эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении вала в сечении II-II, вызванные посадкой внутреннего кольца подшипника на вал. Для вала с , .

Определяем запас прочности для касательных напряжений:


,

здесьнапряжениекручения:

,

амплитуда и среднее значениеноминальных напряжений кручения

.

5 .4 Расчет подшипников на долговечность

Основные критерии работоспособности подшипников качения – его динамическая и статическая грузоподъемности. Метод подбора по динамической грузоподъемности применяют в случаях, когда частота вращения кольца превышает .

Исходя из конструкции механизма, подбираем:

1) шариковый радиальный однорядный подшипник (дет.32) номер 206 ГОСТ 8338-75:

Необходимо обеспечить номинальную долговечность при условии, что


а) Выбираем коэффициенты X и Y. Отношение

этому соответствует [7, табл. 12.26] .

Поскольку , то .

б) Определяем эквивалентную нагрузку

.

в) Определяем расчетную долговечность по формуле:

,

где - показатель степени: - для шарикоподшипников; - для роликоподшипников.

Такая расчетная долговечность приемлема

2) шариковый радиальный однорядный подшипник (дет.33) номер 210 ГОСТ 8338-75:

Необходимо обеспечить номинальную долговечность при условии, что

а) Выбираем коэффициенты X и Y.

Отношение этому соответствует [7, табл. 12.26] . Поскольку , то .

б) Определяем эквивалентную нагрузку

.

в) Определяем расчетную долговечность по формуле:

,

где - показатель степени: - для шарикоподшипников; - для роликоподшипников.

Такая расчетная долговечность приемлема

5.5 Расчет шпоночного соединения

Принимаем на быстроходном валу призматическую шпонку с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (дет.39). Выбранную шпонку проверяем на смятие:

,

где - передаваемый момент;

- диаметр вала;

- допускаемое напряжение на смятие: при стальной ступице и спокойной нагрузке ; при чугунной – вдвое меньше. В случае неравномерной или ударной нагрузки на 25-40% ниже.

Проверим на смятие призматические шпонки на промежуточном валу.

а) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (дет.36):

.

Проверим на смятие призматические шпонки на тихоходном валу.

а) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (дет.37):

.

б) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (дет.38):

.

5 . 6 Проверочный расчет предварительно затянутого болтового соединения фланцев крышек редуктора

Рис.16 – Схема болтового соединения корпуса редуктора

Исходя из конструктивных соображений, выбираем:

- резьба: ;

- болт: ;

- гайка: .

Для болта выбираем материал сталь 45 –

, ,

соединяемые детали изготовлены из СЧ 15-32 –

.

Определяем гибкость болта и детали по следующим зависимостям:

,

где


деформированная длина болта

,

Где

- площадь поперечного сечения эквивалентного цилиндра с наружным диаметром

,

и внутренним

.

Определяем ряд вспомогательных коэффициентов:

- коэффициент основной нагрузки

- коэффициент запаса усталостной прочности.

; ;

(резьба болта со срезом впадин по прямой).


- амплитудное напряжение в болте;

;

, ;

Прочность болтового соединения обеспечена.

5.7 Расчет корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса редуктора:

для редукторов с силовой крышкой

.

Принимаем .

Толщина ребер жесткости в сопряжении со стенкой корпуса редуктора:

.

Диаметр фундаментных болтов крепления редуктора к раме:

.

Принимаем .

Толщина фундаментальных лап:

.

Количество фундаментальных болтов:

, но не менее 4,

где - длина редуктора,

- ширина редуктора.

Диаметр болтов (соединяющих крышки редуктора):

.

Принимаем .

Толщина фланцев корпуса редуктора: .

Расстояние от стенки корпуса до края фланца фундаментальных лап

.

Расстояние от края фланца до оси болта

.

Расстояние между осями болтов для крепления крышки редуктора к корпусу

.


Толщина подъемных ушей корпуса:

.

6. Компоновка и разработка чертежа редуктора

Размеры валов и подшипников в значительной мере определяются компоновочными размерами прямозубых цилиндрических передач, взаимным расположением агрегатов привода, заданными габаритными размерами привода.

Поэтому после расчета передач и установленных размеров их основных деталей приступают к составлению компоновочных чертежей узлов, агрегатов и всего привода.

Компоновка привода определяется его назначением, предъявленными к нему требованиями, зависит от компоновки отдельных агрегатов.

Заключение

В данной курсовой работе в соответствии с полученным заданием спроектирован двухступенчатый цилиндрический редуктор как составная часть привода тяговой лебедки для транспортирования ЛА по стартовой площадке.

В результате проектировочных расчетов получены конкретные параметры деталей механизма, участвующих в передаче движения, таких как: колесо, шестерня, тихоходный, промежуточный и быстроходный валы, крышки редуктора и т.д.

Детали корпуса изделия, крепления и другие элементы разработаны конструктивно. Произведен подбор стандартных деталей крепежа.


Список используемой литературы

1. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. Расчет и проектирование деталей машин, Х.: Основа, 1991, 276с.

2. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя» (3 тома). М.,1980.

3. Бейзедьман Р.Д., Цыпкин Б.В., Перель Л.Я. ”Подшипники качения” (справочник),М. “Машиностроение”,1975, 574с.

4. Иванов М.Н. Детали машин. Учебн.М.: Высшая школа, 1984, 336с.

5. Чернин И.М., Кузьмин А.В., Ицкович Г.М. «Расчеты деталей машин» (справочное пособие). Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Минск: «Высшая школа», 1978 – 472с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  396  397  398   ..

 

Элемент передачи Заготовка Марка стали

Термо-

Твердость сердцевины Твердость поверхности не менее Базовое число циклов
шестерня поковка 40ХН

Улучше-

850 750 HB 230-305 HRС45-48
колесо -//-// -//-//- -//-//- -//-//- -//-//- -//-//- HRC40-45