РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА МОСТОВОГО КРАНА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Расчет механизма подъема мостового крана
1. Выбор кинематической схемы механизма подъема
2. Выбор полиспаста, каната, диаметра барабана и блоков
3. Выбор и проверочный расчет крюковой подвески
3.1 Выбор и проверочные расчеты крюка
3.2 Гайка крюка
3.3 Упорный подшипник
3.4 Траверса крюка
3.5 Выбор подшипников блоков
4. Расчет узла барабана
4.1 Определение конструктивных размеров барабана
4.2 Расчет крепления каната к барабану
4.3 Расчет оси барабана
4.4 Расчет оси барабана на статическую прочность
4.5 Выбор подшипников оси барабана
5. Расчет мощности двигателя и выбор редуктора
6. Расчет тормоза
7. Выбор муфты
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Расчет механизма подъема мостового крана» по дисциплине «Подъемно-транспортные механизмы и машины»
Мостовой кран предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Он перемещается по рельсовым путям, расположенным на значительной высоте от пола.
Мостовой кран состоит из грузоподъемной тележки, включающей механизм подъема, грузозахватное устройство, механизм передвижение, и из моста 4, представляющего собой две сплошные (или решетчатые) фермы, присоединенные к концевым балкам, в которые вмонтированы приводные и не приводные колеса. Механизм передвижения моста и имеет привод от одного или двух двигателей.
Цель работы - рассчитать механизм подъема крана общего назначения, имеющего:
- грузоподъемность Q = 8,0 тс;
- наибольшую высоту подъема Н = 8 м;
- скорость подъема груза V = 0,46 м/с;
- режим работы - легкий.
1. Выбор кинематической схемы механизма подъема
Кинематическая схема механизма подъема представлена на рис. 1.
Рис.1.Кинематическая схема механизма подъема
Электродвигатель соединен с цилиндрическим редуктором и барабаном при помощи муфт; полумуфта со стороны редуктора выполнена с тормозным шкивом, на котором установлен колодочный тормоз. Редукторы могут выполняться с валами по обе стороны для различной компоновки механизмов подъема. На барабан наматывается канат полиспаста с грузозахватным приспособлением.
В механизме подъема с непосредственной навивкой каната на барабан обычно применяют сдвоенный полиспаст, при использовании которого обеспечивается вертикальное перемещение груза, одинаковая нагрузка на подшипники барабана и на ходовые колеса тележки независимо от высоты подъема груза. Для крана грузоподъемностью 8 тс принимаем сдвоенный полиспаст (а = 2) кратностью u = 2 (приближенно кратность полиспаста можно выбирать по табл. 1).
Таблица 1
Кратность полиспаста U при различных грузоподъемностях
Характер навивки каната на барабан |
Тип полиспаста |
U при грузоподъемности, тс |
до 1 |
2…6 |
10…15 |
20…30 |
40…50 |
Непосредственно (мостовые краны, тали) |
Сдвоенный простой |
2
1
|
2
2
|
2; 3
-
|
3; 4
-
|
4; 5
-
|
Через направляющий блок (стреловые краны) |
Простой
сдвоенный
|
1; 2
-
|
2; 3
2
|
3; 4
2; 3
|
5; 6
-
|
-
-
|
2. Выбор полиспаста, каната, диаметра барабана и блоков
Максимальное напряжение в канате, набегающем на барабан, при подъеме груза определяется по формуле
(2.1)
где Z - количество ветвей, на которых висит груз;
Z=u ·a=2 ·2=4
ηП
- КПД полиспаста
(2.2)
где ηδ
- КПД блока с учетом жесткости каната, ηδ
= 0,975
Канат выбираем по разрывному усилию (приложения 1-4)
Sр
≥ SМАХ
· nk
,
(2.3)
nk
- коэффициент запаса прочности каната, зависит от режима работы; nk
= 5.
Sp
= 20284,0 ·5 = 101420 H
Таблица 2
Коэффициенты запаса прочности каната nk
для грузовых канатов
Тип привода и режим работы |
nk
|
Ручной |
4,0 |
машинный:
легкий
средний
тяжелый
весьма тяжелый
|
5,0
5,5
6,0
6,0
|
Выбираем канат марки ТЛК - 0 6х31(1 + 6 + 15 + 15) + 1о.с., ГОСТ 3079-80. (приложение IV). Диаметр dk
= 13,5 мм.
Расчетная площадь сечения Fk
= 68,21 мм2.
Расчетный вес 6565 Н.
Маркировочное сопротивление σ = 1800 Н /мм2
. Sp
= 101500 Н.
Диаметр блока (рис.2) и барабана по центру наматываемого каната
DБЛ
≥e ·dk
,
(2.4)
где е - коэффициент, зависящий от режима работы и типа грузоподъемной машины; [1, табл. 12, с.58].
Таблица 3
Наименьшие допускаемые значения коэффициента е
Тип машины |
Привод
механизма
|
Режим работы механизмов |
е |
Грузоподъемные всех типов, за исключением стреловых кранов, электроталей и лебедок |
Ручной |
- |
18 |
Машинный |
Легкий
Средний
Тяжелый
Весьма тяжелый
|
20
25
30
35
|
Краны стреловые (механизмы подъема груза и стрелы) |
Ручной |
- |
16 |
Машинный |
Легкий
Средний
Тяжелый
Весьма тяжелый
|
16
18
20
25
|
Для легкого режима работы принимаем е = 20
DБЛ
= 20 ·13,5=270 мм
Диаметр блока и барабана по центру канавки
D≥ (е -1) = (20-1) ·13,5 =256 мм
Принимаем D = 400 мм (приложение V).
Рис.2 Блок
Диаметр уравнительного блока
Dy
= (0,6 - 0,8) ·D = 0,8 ·400 = 320мм
Блоки изготавливают из чугуна СЧ 15.
3.
Выбор и проверочный расчет крюковой подвески
3.1
Выбор и проверочные расчеты крюка
По номинальной грузоподъемности Q = 8 тc и режиму работы выбираем крюк однорогий тип А №15 ГОСТ 6627-74 (приложение VII). Крюк (рис.3) изготовлен из стали 20, имеющей предел прочности σB
= 420 MПa, предел текучести σТ
= 250 МПа, предел выносливости σ-1
=120 МПа. Резьба шейки
М 52, минимальный диаметр dВ
= 46,587 мм, t = 5 мм [3, с.218]. Остальные размеры заготовки крюка выписываются из приложения VI.
Рис.3. Крюк однорогий
В сечении I-I крюк рассчитывают на растяжение
(3.1)
МПа ≤[σ]=50…60 МПа
В сечении А-А рассчитывают как кривой брус, нагруженный эксцентрично приложенным усилием
(3.2)
где F - площадь сечения А-А
·h0
мм,
=2…4;b1
=24 мм,
=
,
мм
е2
– расстояние от центра тяжести сечения до внутренних волокон
е2
=
мм
k – коэффициент, зависящий от кривизны и формы сечения крюка
k =
r – расстояние от центра приложения нагрузки до центра тяжести сечения
r =
мм
= 95мм – диаметр зева крюка
l1
– расстояние от центра тяжести сечения до нагруженных волокон
е1
=h0
-е2
=90-38,5=51,5мм
k=
σII
=
МПа
Напряжение в сечении А'–А' определяется, когда стропы расположены под углом α= 450
к вершинам,
Q2
=
tgα=
tg45о
=40000Н
Наибольшее растяжение внутренних волокон в сечении А'–А'
σIII
=
МПа
Касательное напряжение в сеченииА'–А'
τ=
МПа
Суммарное напряжение в сеченииА'–А'
σ =
=
=102,8 МПа
Допускаемое напряжение для стали 20
[σ]
МПа
nТ
– запас прочности по пределу текучести; nТ
= 1,5
.
Условие прочности соблюдается, σ < [σ].
3.2 Гайка крюка
Высота гайки, имеющей трапецеидальную резьбу, должна быть не менее:
Н=
, (3.3)
где t – шаг резьбы, d2
– средний и минимальный диаметры, мм;
p – допускаемое напряжение на смятие, сталь по стали p = 30,0…35,0 МПа
(материал гайки сталь 45).
Высота гайки для метрической резьбы:
Н = 1,2d2
=1,2. 52=62,4 мм
Высота гайки с учетом установки стопорной планки (высотой 4..8 мм) принимается Н = 70 мм.
Наружный диаметр гайки
Dн
= 1,8.
d2
=1,8.
52=93,6 мм
Принимаем 95 мм.
3.3 Упорный подшипник
Для крюка диаметром шейки d1
=55 мм выбираем упорный однорядный подшипник легкой серии 8211 (приложение XVI, ГОСТ 6874-75), С0
=129000Н. Расчетная нагрузка Qp
на подшипник должна быть равна или менее статической грузоподъемности С0.
Qp
=k. Q
k = 1,2 – коэффициент безопасности [1, с. 471, приложение Х ]
Qp
=1,2. 80000=96000 Н <С0
= 129000 Н
Оставляем подшипник легкой серии 8211. Выписываем его основные геометрические размеры.
3.4 Траверса крюка
Траверса крюка (рис.4) изготовляется из стали 45, имеющей:
σв
=610МПа;
σт
=450 МПа, σ-1
=250 МПа.
Траверсу рассчитывают на изгибе при допущении, что действующие на неё силы сосредоточенные; кроме того, считают, что перерезывающие силы незначительно влияют на изгибающий момент.
После конструктивной проработки или из приложения VIII определяют расчетные размеры, т.е. расстояние между осями крайних блоков b = 200 мм,
мм. Расчетная нагрузка на траверсу такая же, как и на упорный подшипник
Qp
=96000 Н.
Рис.4. Траверса крюка
Максимальный изгибающий момент
Mu
=
Н.мм
Момент сопротивления среднего сечения из условия прочности на изгиб
W=
.
Допускаемое напряжение при переменных нагрузках
МПа
[σ]=60,0…100,0 МПа. Принимаем [σ]=90 МПа.
W=
В то же время момент сопротивления среднего сечения траверсы определяется по формуле:
W=
.
Диаметр сквозного отверстия для заготовки крюка (см. рис.4)
d2
= d1
+
мм
где
- диаметр заготовки крюка.
B1
– ширина траверсы, назначается с учетом нагруженного диаметра D1
посадочного гнезда упорного подшипника (см. геометрические размеры упорного подшипника).
B1
=D1
+
мм
h – высота траверсы
h=
=
=82,5 мм.
Изгибающий момент в сечении Б-Б
МиП
=
Нмм
Минимальный диаметр цапфы под подшипником из условия прочности на изгиб
d=
= 58,5 мм
Принимаем d=60 мм.
3.5 Выбор подшипников блоков
Эквивалентная нагрузка на подшипник
P =
(3.4)
где Р1
, Р2
,…, Рn
– эквивалентные нагрузки,
L1
, L2,
…, Ln
– номинальные долговечности (согласно графика загрузки, рис. 5)
Рис.5. График загрузки для легкого режима
Для радиальных подшипников:
P=
где Fr
–радиальная нагрузка,
Fа
– осевая нагрузка, Fа
=0;
X,Y – коэффициенты радиальных и осевых нагрузок, для однорядных шарикоподшипников при
V – коэффициент вращения; при вращении наружного кольца V=1,2;
k
- коэффициент безопасности; k
=1,2;
kt
- температурный коэффициент kt
=1.
Fr
1
=
Н
Fr
2
= 0,095. Fr
1
=0,095.
20000=1900 Н
Fr
3
= 0,05.
Fr
1
=0,05.
20000=1000 Н
Р1
=1.
1,2.
20000.
1,2.
1=28800 Н
Р2
=1.
1,2.
1900.
1,2.
1=2736 Н
Р3
= 1.
1,2.
1000.
1,2.
1=1440 Н
Долговечность подшипников номинальная и при каждом режиме нагрузки
L=
,
где Lh
- ресурс подшипника Lh
=1000 (табл. 4).
Таблица 4
Ресурс деталей грузоподъемных машин
Режим работы |
Срок службы, годы (час) |
подшипников качения |
зубчатых передач |
валов |
Легкий |
10 (1000) |
10 (1500) |
25 (2500) |
Средний |
5 (3500) |
10 (7000) |
15 (10000) |
Тяжелый |
3 (5000) |
10 (16000) |
10 (16000) |
Весьма тяжелый |
3 (10000) |
10 (32000) |
10 (32000) |
n – частота вращения подвижного блока крюковой подвески
n =
L =
млн. об.
L1
= 0,4L=0,4.
1,32=0,528 млн. об
L2
= L3
=0,3L=0,3.
1,32=0,346 млн. об.
P=
=13390 Н
Динамическая грузоподъемность
C=L1/
α
Р,
α = 3для шарикоподшипников (3,33 для роликовых).
С= 1,321/3.
13390=14690 Н
Для данного диаметра цапфы d=60 мм по динамической грузоподъемности выбираем шариковый подшипник радиальный однорядный легкой серии №212 ГОСТ 8338 d= 60 мм, D=110 мм, В=22 мм, С= 41100 Н.
4. Расчет узла барабана
4.1 Определение конструктивных размеров барабана
Принимаем барабан диаметром D=400 мм.
Расчетный диметр барабана Dб
=413,5 мм.
Рис.6 Профиль канавок барабана
Длина каната, наматываемого на одну половину барабана,
Lk
=HU=8,0.
2=16 м
Число витков нарезки на одной половине барабана
z=
Длина нарезки на одной половине барабана
lн
=z.tн
где tн
– шаг нарезки барабана,
мм (приложение IX).
lн
=14.
16=224 мм
Полная длина барабана
Lб
= 2
Г,
где l3
– длина участка с каждой стороны барабана, используемая для закрепления каната,
l3
= 4.
tН
= 4.
16=64 мм
lГ
– расстояние между правой и левой нарезкой
lГ
= b-2hmin
tgα
min
– расстояние между осью барабана и осью блоков в крайнем верхнем положении (определяется конструктивно).
Α – допустимый угол отклонения набегающей на барабан ветви каната от вертикального положения α = 4…
6˚
b – расстояние между осями ручьев крайних блоков b = 200
мм
lГ
= 200-2.
650.
tg4˚ = 109 мм
Принимаем lГ
= 110мм
б
= 2(224+64)+110=686 мм
Барабан отлит из чугуна СЧ15 с σВ
=700 МПа.
Толщина стенки барабана
δ =
где
[σ]сж
=
МПа
к – коэффициент запаса прочности для крюковых кранов к =4,25
[1, с. 475, приложение XV].
δ =
мм
Толщина стенки должна быть не менее 12 мм и может быть определена для чугунного барабана по формуле
δ = 0,02D+(0,6 …
1,0)=0,02.
400+8=16 мм
Крутящий момент, передаваемый барабаном,
Мкр
= 2Smax
.
Н.
мм
Изгибающий момент
М и
= Smax
.
l´ = 20284.
288=4,36·106
Н. мм
l´- расстояние до среднего торцевого диска, l´ = 288мм
Сложное напряжение от изгиба и кручения
σ =
где W – эквивалентный момент сопротивления поперечного сечения барабана
W = 0,1
мм3
φ – коэффициент приведения напряжения; φ = 0,75.
σ =
МПа
4.2 Расчет крепления каната к барабану
Принята конструкция крепления каната к барабану прижимной планкой, имеющей трапециевидные канавки. Канат удерживается от перемещения силой трения, возникающей от зажатия его между планкой и барабаном болтами (шпильками). Начиная от планки, предусматривают дополнительные витки (1,5 … 2), способствующие уменьшению усилия в точке закрепления каната.
Натяжение каната перед прижимной планкой
SБ
=
где е = 2,72
f – коэффициент трения между канатом и барабаном f = 0,10 …
0,16
α – угол обхвата каната барабаном, принимаем α =4π
SБ
=
Н
Суммарное усилие растяжения болтов
P =
где f1
– приведенный коэффициент трения между планкой и барабаном; при угле заклинивания каната 2β =80˚
f1
=
P =
Н
Суммарное напряжение в болте при затяжки креплений с учетом растягивающего и изгибающего усилий
σС
=
<[σр
]
где n – коэффициент запаса надежности крепления каната к барабана n ≥ 1,5 принимаем n = 1,8;
z =2 – количество болтов;
мм – плечо прижимной планки;
Ри
– усилие, изгибающие болты,
Р и
= Рf1
=4510. 0,233=1050 Н
d1
– внутренний диаметр болта d1
=18,753 мм (М 22)
[σр
] – допускаемое напряжение для болта
[σР
]=
МПа
σс
=
МПа <σ р
=117,3МПа
4.3 Расчет оси барабана
Ось барабана изготовлена из стали 45 с пределом прочности σВ
= 610 МПа
Размеры выбираем конструктивно:
а=200 мм lВ
= 200 мм
b =110 мм lС
= 1020 мм
l = 1330 мм lД
= 465 мм
Определяем реакции в опорах
RA
=
Н
RB
= 2 Smax
– RA
= 2.
20284-17530=23040 Н
Рис.7. Схема к расчету оси барабана
Усилие, действующее со стороны ступицы на ось,
RD
=
Н
RC
= 2.Smax
- RD
= 2.
20284-22070=18500 Н
Строим эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил
МС
= RА.
а = 17530.
200=3506000 Нмм
МD
= RB
.
b = 23040.
110=25344000 Нмм
Диаметр оси барабана
d = 2,2
,
где [σ] – допускаемое напряжение, для стали 45 [σ] = 55 МПа, [1 с. 478, приложение XVIII ],
d = 2,2
=89 мм
Принимаем d = 100 мм
4.4 Расчет оси барабана на статическую прочность
Состоит в определении коэффициента запаса прочности в опасных сечениях, при этом коэффициенты е´ = 0,9; е» = 0,78; еk
= 0,95; [1, с. 481, приложение XVII]
е = 1,0; еk
=1,0=еf
[1, с. 481, приложение XVII]
Моменты сопротивления сечения изгибу и кручению
W =
мм3
WK
=
0,2d3
= 0,2.
1003
=2.
108
мм3
Площадь поперечного сечения
F =
мм3
Нормальное напряжение от перерезывающего момента
σ =
=
МПа
Касательное напряжение от перерезывающей силы
τ = 1,33
МПа
Пределы текучести образца для стали 45 σТ
= 360
МПа, τ= 216
МПа, масштабный фактор εТ
=0,77
[1, с. 71].
Нормальное напряжение от изгибающего момента и осевой силы
σТ
= σТ
´.εТ
=360.
0,77=277,2 МПа
Касательное напряжение от крутящего момента и перерезывающей силы
τТ
= τТ
´.
εТ
=216.
0,77 = 166,3 МПа
Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям
nТσ
=
пТτ
=
Запас прочности при совместном действии нормальных и касательных напряжений
пТ
=
>KТ
где КТ
– наименьший допустимый запас прочности по приделу текучести, так как
>1,4, то значение КТ
= 2
[1, с. 478, приложение XIX]
пТ
=
>КТ
=2
так как
и
, то принимаем v =5,5
Поскольку пТ
>v, то вал на усталость не рассчитывается.
Расчет на статическую прочность в сечении II
σ =
МПа
Касательные напряжения от перерезывающей силы
τ=1,33
МПа
Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям
пТσ
=
пТτ
=
Запас прочности при совместном действии
пТ
=
Поскольку пТ
>v, то вал на усталость не рассчитывается.
Расчет на статическую прочность в сечении III
М ис1
= Ra
мм
Нормальное напряжение от изгибающего момента
σ =
МПа
Касательное напряжение от перерезывающей силы
τ =1,33
МПа
Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям
пТσ =
пТτ =
Запас прочности при совместном действии
пТ
=
Поскольку пТ
>v, вал рассчитывается на усталость
Запас прочности по нормальным напряжениям для симметричного цикла
пσ
=
где σ-1
= 250 МПа для стали 45 [1, с. 544, приложение XXII]
К´
σ
= Кσ
+ Кп
σ
-1
где Кσ
´
и Кτ
´
- коэффициент концентрации; Кσ
´
=1; Кτ
´
=1,3
Кσ
п
≈ Кτ
п
– коэффициенты состояния поверхности при изгибе и кручении
Кσ
п
≈ Кτ
п
= 1,08 [1, с. 487, приложение XXX]
Кσ
´
= 1,7+1,08-1=1,78
β – коэффициент упрочнения, вводится для валов и осей с поверхностным упрочнением, β = 1
;
εσ
и ετ
– масштабные факторы при изгибе и кручении εσ
= 0,72
; ετ
= 0,71
[1],
с. 74, рис. 34;
КД
– коэффициент долговечности, учитывающий фактический режим нагружения, КД
= 0,82, [1, с. 74, рис 36].
Zц
= TK
.
Тмаш
.
Для легкого режима ТК
= 25 лет;
Тмаш
= 24.
365.
КГ
. КС
где КГ
– коэффициент использования в течение года, для легкого режима КГ
=0,25
КС
– коэффициент использования в течение суток, для легкого режима
КС
= 0,33
Тмаш
=
Zц
=
Число оборотов барабана
n =
мин -1
Принимаем КД
=0,82 [1,с.74,рис35]
пσ
=
Запас прочности по касательным напряжениям для симметричного цикла
п =
Расчет на статическую прочность в сечении IV
Мис2
= Ra
Н.
мм
Нормальное напряжение от изгибающего момента
σ =
Касательные напряжения от перерезывающей силы
τ = 1,33
Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям
пТσ
=
пТτ
=
Запас прочности при совместном действии напряжений
пТ
=
Поскольку пТ
>v, то вал на усталость не рассчитывается.
4.5 Выбор подшипников оси барабана
Подшипник опоры В вставляем в выточку тихоходного вала редуктора Ц2-500, имеющую следующие размеры: диаметр 150 мм, глубина 66 мм., поскольку ось барабана не вращается относительно вала редуктора, то подшипник В выбираем по статической нагрузке.
Расчетная нагрузка на подшипник
Qp
= Kδ
. RB
= 23040.
1,2=27650Н
По этой нагрузке для диаметра цапфы 85 мм выбираем подшипник, который должен иметь наружный диаметр 150 мм. Таким условиям удовлетворяет роликоподшипник радиальный сферический двухрядный 3517 ГОСТ 5721-75.
Радиальные нагрузки на подшипник при легком режиме
Fr
1
= RA
=17530H
Fr
2
=0,095.
Fr
1
=0,095.
17530 =1670Н
Fr
3
= 0,05.
Fr
1
=0,05.
17530=880Н
Долговечность подшипника номинальная и при каждом режиме нагрузки
L =
L1
= 0,4.
L=0,4.
2,55=1,02 млн.об.
L2
= L3
=0,3.
L= 0,3.
2,55=0,765 млн.об.
Эквивалентная нагрузка на подшипник
Р1
= (х.
v + Fr
1
)k6
. kt
=1.
1.
17530.
1,2.
1=21040 Н
Р2
=
Р3
=
Р =
Динамическая грузоподъемность
С = L1/
α
. Р = 2,551/3,33.
9780=12950 Н
где α=3,33 – для роликоподшипников.
С целью соблюдения унификации для опоры А подбираем такой же подшипник №3517.
5. Расчет мощности двигателя и выбор редуктора
При подъеме номинального груза мощность двигателя механизма подъема:
PП
=
,
где ηм
= 0,85 – КПД [1, с. 478, приложение XXXIII].
РП
=
Принимаем электродвигатель переменного тока с фазным ротором типа МТF 412-6 мощность РП
= 40 кВт, частотой вращения п=960 мин-1
или ω=100,5рад/с (
) с максимальным моментом МПмах
= 950 Нм, моментом инерции ротора
р
= 0,0688 кг м2
Номинальный момент на валу двигателя
МН
= 975
кгс.
м = 400 Н.
м
Отношение максимального момента к номинальному
ψmax
=
Передаточное число редуктора
Upp
=
Выбираем редуктор Ц2-500 (межосевое расстояние А =500 мм, передаточное число редуктора Uр
=24,9).
Допускаемое величина предельного момента, передаваемого редуктора
Мпред
= ψМред
= ψ.
973
где Рред
– табличное значение мощности редуктора, Рред
=120
кВт [1, с. 511,
приложение XLV].
Ψ – кратность пускового момента, ψ = 1,25
[1, с.78, т. 14]
Мпред
=
Средний момент электродвигателя в период пуска
МПср
=
Поскольку МПср
=684 Нм<Мпред
= 1520 Нм, то редуктор удовлетворяет условию перегрузки двигателя.
Фактическая частота вращения барабана
nδ
=
Скорость подъема груза
Uф
=
Статический момент на валу электродвигателя
где SП
– усилие в навиваемом на барабан канате при подъеме груза
SП
= 20284 Н;
а – число ветвей, наматываемых на барабан;
ηМ
= 0,85 – КПД механизма подъема.
Усилие в канате, свиваемом с барабана при опускании груза,
Статический момент на валу двигателя при опускании груза
.
Момент инерции ротора электродвигателя Jр
= 0,0688 кгс.
с2
=0,688 кг.
м2
Момент инерции зубчатой муфты с тормозным шкивом [1, с. 513, приложение XLVII]. JМ
= 0,471 кг.
М2
JPM
= JP
+ JM
=0,688+0,471=1,16 кг.
м2
δ – коэффициент, учитывающий момент инерции масс деталей, вращающихся медленнее, чем вал двигателя, принимаем δ = 1,2.
Общее передаточное число
UM
= UP
.
U = 24,9.
2 = 49,8
Момент инерции движущихся масс механизма, приведенных к валу двигателя, при подъеме груза
JПРП
=
JПРП
=
Время пуска при подъеме и опускании груза
Ускорение при пуске поднимаемого номинального груза
Усилия в канате, статические моменты на валу двигателя, моменты инерции движущихся масс механизма, приведенные к валу двигателя, время пуска при подъеме и опусканиидля Q, 0,25Q, 0,1Q приведены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты расчета механизма подъема
Показатели расчета |
Груз |
Q |
0,25Q |
0,1Q |
Грузоподъемность, Н |
80000 |
20000 |
8000 |
Усилие в канате, навиваемом на барабан, при подъеме груза SП,
Н |
20284 |
5071 |
2028,4 |
КПД механизма [рис.36, с. 79, 1] |
0,85 |
0,8 |
0,67 |
Усилие в канате, свиваемом с барабана при опускании груза, SОП
, Н |
19690 |
4922,5 |
1969 |
Статический момент, Нм, при подъеме груза МП
|
396,3 |
99,1 |
39,6 |
Статический момент, Нм, при опускании груза МОП
|
277,9 |
69,5 |
27,8 |
Приведенный момент инерции при подъеме и опускании груза, Jпр.п
, кг·м2
|
2,212 |
2,125 |
1,75 |
Время пуска, с, при подъеме груза |
0,86 |
0,228 |
0,103 |
Время пуска, с, при опускании груза |
0,226 |
0,289 |
0,312 |
Ускорение, м/с2
, при пуске поднимаемого груза |
0,53 |
0,712 |
0,852 |
Ускорение, м/с2
, при пуске опускаемого груза |
1,121 |
0,912 |
0,775 |
Коэффициент, учитывающий ухудшения условий охлаждения при пуске и торможении,
где β0
– коэффициент, учитывающий ухудшение условий охлаждения во время пауз, для выбранного двигателя, β0
=0,7
.
Для мостового крана, работающего в сборочном цехе машиностроительного завода, средняя высота подъема груза Нс
= 1,5
[1, с. 85, таблица 17].
Суммарное время за цикл работы:
установившегося движения
Σtу
= 8tу
= 8.
3,3=26,4 с.
неустановившегося движения
ΣtП
= 0,86.
2+0,226.
2+0,37 +0,22=2,76 с.
Рабочее время
tp
=Σtу
+Σ tП
= 26,4+2,76=29,16 с.
Время пауз за цикл работы при ПВ = 15%(легкий режим работы)
Σt0
=
Время цикла
tц
= tp
+Σ t0
=29,16+165,24 ≈ 195
Число включений в час
пВ
=
Среднеквадратический момент, эквивалентный по нагреву действительному переменному моменту, возникающему от заданной нагрузки электродвигателя механизма подъема в течение цикла
МЭ
=
=
=
=371,6 Н.
м
Эквивалентная мощность по нагреву
РЭ
=
Условие (РЭ
≤ РП
);
31,27кВт < 40кВт соблюдается, следовательно, выбранный электродвигатель удовлетворяет условию нагрева.
6. Расчет тормоза
Расчетный тормозной момент
МТ
= кТ
. Мст.Т
,
где кТ
– коэффициент запаса торможения, для режима кТ
=1,5 [1, с. 84].
Мст.Т
– статический момент на валу двигателя при торможении
Мст.Т
=
Выбираем двухколодочный тормоз типа ТКТ-300 с наибольшим тормозным моментом МТ
= 50 кгс.
м (500 Н).
Момент инерции движения масс механизма, приведенный к валу тормоза, при торможении
JПР.Т
=
Время торможения при подъеме груза
tТ.П
=
Выбираем диаметр шкива D =300 мм [1, с. 85]
Сила трения между колодкой и шкивом
Fтр
=
Сила натяжения колодки на шкив
N =
где f – коэффициент трения f = 0,33 [1, с. 86, таблица 19]
N =
Радиальный зазор между шкивом и колодкой принимаем εmax
= 1,5
мм
Работа расторможения при отходе колодок
А =
где η = 0,9 … 0,95 – КДП рычажной системы
А =
Выбираем электродвигатель типа МО – 300Б с рабочим моментом электромагнита МЭ
=1000 кгс.
см
Работа растормаживания А = 9600 Н.
мм; плечо штока l3
= 46 мм;
перемещение штока hш
= 4,4 мм. Момент отвеса якоря Мя
= 9200 Н.
м; угол поворота α = 5,5˚
Усилие, приложенное к штоку, при растормаживании
РШ
=
Передаточное число рычажной системы
UТ
=
После конструктивной проработки принимаем длину меньшего плеча l1
= 200 мм. Длина большого плеча l2
=l1
.
UT
= 200.
1,96 =392 мм, конструктивно принимаем l2
=400 мм.
Максимально возможный отход колодки
где UТФ
– фактическое передаточное число
UТФ
=
Высота колодки тормоза
НК
= (0,5 … 0,8)D = (0,5 … 0,8).
300=150 …240 мм
Принимаем НК
= 200 мм, что соответствует углу обхвата шкива β =83˚36’
Ширина колодки при условии, что ее давление на шкив равномерно распределено по поверхности
ВК
=
Принимаем ВК
= 100 мм.
7. Выбор муфты
Между двигателем и редуктором устанавливается зубчатая муфта с тормозным шкивом DТ
=300 мм [1, с. 513, приложение XLVII], имеющая следующую характеристику: наибольший передаваемый крутящий момент
3200 Н.
м; момент инерции JМ
= 0,471 кг.
М2
; JПМ
= 0,121 кг.
М2
.
Крутящий момент, передаваемый муфтой в период пуска двигателя при опускании номинального груза
МПО
=
где J'Р.М
– суммарный момент ротора электродвигателя и полумуфты
J'P
.М
=Jр
+JПМ
= 0,688+0,121=0,809 кг.
м2
МПО
=
Крутящийся момент, при подъеме номинального груза
МТ.П
=
Максимальный крутящий момент при двигателя
МП.П
= МП
max
– МП1
= 950-396,3=553,7 Н.
м
Крутящий момент от сил инерции, передаваемых муфтой
где JМ
– момент инерции машины;
JМ
= JПР
– J'РМ
= 1.93 -0,809=1,12 кг.
м2
Крутящий момент, передаваемый муфтой в период пуска
Мmax
= MП1
+ Ми
= 396,3 + 321,3 =717,6 Н.
м
Из вычисленных значений моментов выбираем момент Мmax
= 717,6 Н.
м
Определяем расчетный крутящий момент для муфты
Мрасч
= к1
. Мmax
где к1
– коэффициент, учитывающий степень ответственности муфты к1
=1,3 [1, с. 525, приложение IV]
Мрасч
= 1,3.
717,6 = 932,8 Н.
м
Между барабаном и редуктором устанавливается зубчатая муфта.
Крутящий момент, передаваемый муфтой
Мδ
=
где ηδ
=0,98 – КПД барабана
Расчетный момент для выбора муфты
Мрасч
=856.
1,65.
1,1 =1459 кгс.
м
По таблице [1, с. 525, приложение V] выбираем стандартную зубчатую муфту (ГОСТ 5006-55) №7 с модулем m = 4; число зубьев z = 56; ширина зуба
b = 35 мм; толщина зуба S1
= 5,83 мм наибольшим моментом, передаваемым муфтой, 19000 Н.
м
кран мостовой крюковой подъем
Список использованной литературы
1. Иванченко Ф.К. Расчет грузоподъемных и транспортирующих мащин.- К.: Вища школа, 1978 г.
2. Справочник техника-конструктора. Самохвалов А.Н., Левицкий М.Я., Григораш С.С. – К.: Техніка, 1978г.
3. Правила будови та безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів.
ДНАОП 0.00-1.03-02 Державний нормативний акт про охорону праці.- Харків, ФОРТ, 2002р.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Канаты стальные (ГОСТ 7667-80)
Канат двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 6Х25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 о. с.
Диаметр, мм |
Расчетная площадь сечения всех проволок,мм2
|
Расчетный вес 1000 м смазанного каната, кгс |
Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, кгс/мм3
|
каната |
проволоки |
Централь
ной
|
В
слоях
|
Запол
нения
|
120 |
140 |
160 |
170 |
180 |
200 |
6 проволок |
108 прово
лок
|
36 прово
лок
|
Расчетное разрывное усилие каната кгс, не менее |
8,1 |
0,55 |
0,50 |
0,20 |
23,76 |
234,0 |
— |
— |
3230 |
3430 |
3535 |
3860 |
9,7 |
0,65 |
0,60 |
0,24 |
34,14 |
336,5 |
— |
— |
4640 |
4930 |
5080 |
5545 |
11,5 |
0,75 |
0,70 |
0,30 |
46,75 |
450,5 |
— |
5560 |
6355 |
6750 |
6960 |
7595 |
13,0 |
0,85 |
0,80 |
0,34 |
60,96 |
600,5 |
— |
7250 |
8290 |
8805 |
9075 |
9905 |
14,5 |
0,95 |
0,90 |
0,38 |
77,04 |
759,0 |
— |
9165 |
10450 |
11100 |
11450 |
12500 |
16,0 |
1,05 |
1,00 |
0,40 |
94,54 |
931,5 |
— |
11200 |
12850 |
13650 |
14050 |
15350 |
17,519,5 |
1,151,30 |
1,101,20 |
0,450,50 |
114,58137,18 |
1130,01355,0 |
—— |
1360016300 |
1555018650 |
1655019800 |
1705020400 |
18600 |
22250 |
21,0 |
1,40 |
1,30 |
0,55 |
161,13 |
1590,0 |
— |
19150 |
21900 |
23250 |
23950 |
26150 |
22,5 |
1,50 |
1,40 |
0,60 |
187,03 |
1845,0 |
— |
22250 |
25400 |
27000 |
27850 |
30350 |
24,0 |
1,60 |
1,50 |
0,65 |
214,86 |
2120,0 |
— |
25550 |
29200 |
31000 |
32000 |
34900 |
25,5 |
1,70 |
1,60 |
0,70 |
244,61 |
2410,0 |
— |
29100 |
33250 |
35300 |
36400 |
39700 |
27,5 |
1,80 |
1,70 |
0,75 |
276,31 |
2725,0 |
— |
32850 |
37550 |
39900 |
41150 |
44900 |
29,0 |
1,90 |
1,80 |
0,80 |
309,93 |
3055,0 |
— |
36850 |
42100 |
44750 |
46150 |
50350 |
32,0 |
2,10 |
2,00 |
0,85 |
380,49 |
3750,0 |
— |
45250 |
51700 |
54950 |
56650 |
61800 |
35,5 |
2,30 |
2,20 |
0,95 |
460,98 |
4541,0 |
47000 |
54850 |
62650 |
66600 |
68650 |
74850 |
38,5 |
2,50 |
2,40 |
1,00 |
546,30 |
5385,0 |
55700 |
65000 |
74250 |
78900 |
81350 |
88750 |
42,0 |
2,80 |
2,60 |
1,10 |
644,54 |
6350,0 |
65700 |
76650 |
87650 |
93100 |
96000 |
104500 |
45,0 |
3,00 |
2,80 |
1,20 |
748,13 |
7370,0 |
76300 |
89000 |
101500 |
108000 |
111000 |
121500 |
48,5 |
3,20 |
3,00 |
1,30 |
859,44 |
8466,0 |
87650 |
102000 |
116500 |
124000 |
128000 |
139500 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Канаты стальные (ГОСТ 14954-80)
Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6 X 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о. с.
Диаметр, мм |
Расчетная площадь сечения всех проволок,мм2
|
Расчетный Вес 1000 м смазанного каната, кгс |
Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, кгс/мм2
|
каната |
проволоки |
центральной |
1-го слоя (внутреннего) |
2-го слоя (наружного) |
120 |
140 |
160 |
170 |
180 |
200 |
220 |
240 |
6 проволок |
36 проволок |
Расчетное разрывное усилие каната, кгс, не менее |
4,1 |
0,30 |
0,28 |
0,22 |
0,30 |
6,55 |
64,1 |
— |
— |
— |
— |
1000 |
1110 |
1190 |
1275 |
4,8 |
0,34 |
0,32 |
0,26 |
0,33 |
8,61 |
84,2 |
— |
— |
— |
— |
1315 |
1420 |
1535 |
— |
5,1 |
0,36 |
0,34 |
0,28 |
0,36 |
9,76 |
95,5 |
— |
— |
— |
— |
1490 |
1615 |
1740 |
— |
5,6 |
0,40 |
0,38 |
0,30 |
0,40 |
11,90 |
116,5 |
— |
— |
— |
— |
1820 |
1965 |
2125 |
— |
6,9 |
0,50 |
0,45 |
0,38 |
0,50 |
18,05 |
176,6 |
— |
— |
2450 |
2605 |
2685 |
2930 |
— |
— |
8,3 |
0,60 |
0,55 |
0,45 |
0,60 |
26,15 |
256,0 |
— |
— |
3555 |
3775 |
3895 |
4245 |
— |
— |
9,1 |
0,65 |
0,60 |
0,50 |
0,65 |
31,18 |
305,0 |
— |
— |
4235 |
4505 |
4640 |
5065 |
— |
— |
9,9 |
0,70 |
0,65 |
0,55 |
0,70 |
36,66 |
358,6 |
— |
— |
4985 |
5295 |
5455 |
содержание ..
219
220
221 ..
|
|