Главная      Учебники - Производство     Лекции по производству - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  219  220  221   ..

 

 

Расчет механизма подъема мостового крана

Расчет механизма подъема мостового крана

РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА МОСТОВОГО КРАНА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Расчет механизма подъема мостового крана

1. Выбор кинематической схемы механизма подъема

2. Выбор полиспаста, каната, диаметра барабана и блоков

3. Выбор и проверочный расчет крюковой подвески

3.1 Выбор и проверочные расчеты крюка

3.2 Гайка крюка

3.3 Упорный подшипник

3.4 Траверса крюка

3.5 Выбор подшипников блоков

4. Расчет узла барабана

4.1 Определение конструктивных размеров барабана

4.2 Расчет крепления каната к барабану

4.3 Расчет оси барабана

4.4 Расчет оси барабана на статическую прочность

4.5 Выбор подшипников оси барабана

5. Расчет мощности двигателя и выбор редуктора

6. Расчет тормоза

7. Выбор муфты

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Расчет механизма подъема мостового крана» по дисциплине «Подъемно-транспортные механизмы и машины»

Мостовой кран предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Он перемещается по рельсовым путям, расположенным на значительной высоте от пола.

Мостовой кран состоит из грузоподъемной тележки, включающей механизм подъема, грузозахватное устройство, механизм передвижение, и из моста 4, представляющего собой две сплошные (или решетчатые) фермы, присоединенные к концевым балкам, в которые вмонтированы приводные и не приводные колеса. Механизм передвижения моста и имеет привод от одного или двух двигателей.

Цель работы - рассчитать механизм подъема крана общего назначения, имеющего:

- грузоподъемность Q = 8,0 тс;

- наибольшую высоту подъема Н = 8 м;

- скорость подъема груза V = 0,46 м/с;

- режим работы - легкий.

1. Выбор кинематической схемы механизма подъема

Кинематическая схема механизма подъема представлена на рис. 1.

Рис.1.Кинематическая схема механизма подъема

Электродвигатель соединен с цилиндрическим редуктором и барабаном при помощи муфт; полумуфта со стороны редуктора выполнена с тормозным шкивом, на котором установлен колодочный тормоз. Редукторы могут выполняться с валами по обе стороны для различной компоновки механизмов подъема. На барабан наматывается канат полиспаста с грузозахватным приспособлением.

В механизме подъема с непосредственной навивкой каната на барабан обычно применяют сдвоенный полиспаст, при использовании которого обеспечивается вертикальное перемещение груза, одинаковая нагрузка на подшипники барабана и на ходовые колеса тележки независимо от высоты подъема груза. Для крана грузоподъемностью 8 тс принимаем сдвоенный полиспаст (а = 2) кратностью u = 2 (приближенно кратность полиспаста можно выбирать по табл. 1).


Таблица 1

Кратность полиспаста U при различных грузоподъемностях

Характер навивки каната на барабан Тип полиспаста U при грузоподъемности, тс
до 1 2…6 10…15 20…30 40…50
Непосредственно (мостовые краны, тали) Сдвоенный простой

2

1

2

2

2; 3

-

3; 4

-

4; 5

-

Через направляющий блок (стреловые краны)

Простой

сдвоенный

1; 2

-

2; 3

2

3; 4

2; 3

5; 6

-

-

-

2. Выбор полиспаста, каната, диаметра барабана и блоков

Максимальное напряжение в канате, набегающем на барабан, при подъеме груза определяется по формуле

(2.1)

где Z - количество ветвей, на которых висит груз;

Z=u ·a=2 ·2=4

ηП - КПД полиспаста

(2.2)

где ηδ - КПД блока с учетом жесткости каната, ηδ = 0,975

Канат выбираем по разрывному усилию (приложения 1-4)

Sр ≥ SМАХ · nk , (2.3)

nk - коэффициент запаса прочности каната, зависит от режима работы; nk = 5.


Sp = 20284,0 ·5 = 101420 H

Таблица 2

Коэффициенты запаса прочности каната nk для грузовых канатов

Тип привода и режим работы nk
Ручной 4,0

машинный:

легкий

средний

тяжелый

весьма тяжелый

5,0

5,5

6,0

6,0

Выбираем канат марки ТЛК - 0 6х31(1 + 6 + 15 + 15) + 1о.с., ГОСТ 3079-80. (приложение IV). Диаметр dk = 13,5 мм.

Расчетная площадь сечения Fk = 68,21 мм2.

Расчетный вес 6565 Н.

Маркировочное сопротивление σ = 1800 Н /мм2 . Sp = 101500 Н.

Диаметр блока (рис.2) и барабана по центру наматываемого каната

DБЛ ≥e ·dk , (2.4)

где е - коэффициент, зависящий от режима работы и типа грузоподъемной машины; [1, табл. 12, с.58].

Таблица 3

Наименьшие допускаемые значения коэффициента е

Тип машины

Привод

механизма

Режим работы механизмов е
Грузоподъемные всех типов, за исключением стреловых кранов, электроталей и лебедок Ручной - 18
Машинный

Легкий

Средний

Тяжелый

Весьма тяжелый

20

25

30

35

Краны стреловые (механизмы подъема груза и стрелы) Ручной - 16
Машинный

Легкий

Средний

Тяжелый

Весьма тяжелый

16

18

20

25

Для легкого режима работы принимаем е = 20

DБЛ = 20 ·13,5=270 мм

Диаметр блока и барабана по центру канавки

D≥ (е -1) = (20-1) ·13,5 =256 мм

Принимаем D = 400 мм (приложение V).

Рис.2 Блок

Диаметр уравнительного блока

Dy = (0,6 - 0,8) ·D = 0,8 ·400 = 320мм

Блоки изготавливают из чугуна СЧ 15.

3. Выбор и проверочный расчет крюковой подвески

3.1 Выбор и проверочные расчеты крюка

По номинальной грузоподъемности Q = 8 тc и режиму работы выбираем крюк однорогий тип А №15 ГОСТ 6627-74 (приложение VII). Крюк (рис.3) изготовлен из стали 20, имеющей предел прочности σB = 420 MПa, предел текучести σТ = 250 МПа, предел выносливости σ-1 =120 МПа. Резьба шейки

М 52, минимальный диаметр dВ = 46,587 мм, t = 5 мм [3, с.218]. Остальные размеры заготовки крюка выписываются из приложения VI.

Рис.3. Крюк однорогий

В сечении I-I крюк рассчитывают на растяжение

(3.1)

МПа ≤[σ]=50…60 МПа

В сечении А-А рассчитывают как кривой брус, нагруженный эксцентрично приложенным усилием

(3.2)

где F - площадь сечения А-А

·h0

мм, =2…4;b1 =24 мм, = , мм

е2 – расстояние от центра тяжести сечения до внутренних волокон

е2 = мм

k – коэффициент, зависящий от кривизны и формы сечения крюка

k =

r – расстояние от центра приложения нагрузки до центра тяжести сечения

r = мм

= 95мм – диаметр зева крюка

l1 – расстояние от центра тяжести сечения до нагруженных волокон


е1 =h02 =90-38,5=51,5мм

k=

σII = МПа

Напряжение в сечении А'–А' определяется, когда стропы расположены под углом α= 450 к вершинам,

Q2 = tgα= tg45о =40000Н

Наибольшее растяжение внутренних волокон в сечении А'–А'

σIII = МПа

Касательное напряжение в сеченииА'–А'

τ= МПа

Суммарное напряжение в сеченииА'–А'

σ = = =102,8 МПа

Допускаемое напряжение для стали 20


[σ] МПа

nТ – запас прочности по пределу текучести; nТ = 1,5 .

Условие прочности соблюдается, σ < [σ].

3.2 Гайка крюка

Высота гайки, имеющей трапецеидальную резьбу, должна быть не менее:

Н= , (3.3)

где t – шаг резьбы, d2 – средний и минимальный диаметры, мм;

p – допускаемое напряжение на смятие, сталь по стали p = 30,0…35,0 МПа

(материал гайки сталь 45).

Высота гайки для метрической резьбы:

Н = 1,2d2 =1,2. 52=62,4 мм

Высота гайки с учетом установки стопорной планки (высотой 4..8 мм) принимается Н = 70 мм.

Наружный диаметр гайки

Dн = 1,8. d2 =1,8. 52=93,6 мм

Принимаем 95 мм.


3.3 Упорный подшипник

Для крюка диаметром шейки d1 =55 мм выбираем упорный однорядный подшипник легкой серии 8211 (приложение XVI, ГОСТ 6874-75), С0 =129000Н. Расчетная нагрузка Qp на подшипник должна быть равна или менее статической грузоподъемности С0.

Qp =k. Q

k = 1,2 – коэффициент безопасности [1, с. 471, приложение Х ]

Qp =1,2. 80000=96000 Н <С0 = 129000 Н

Оставляем подшипник легкой серии 8211. Выписываем его основные геометрические размеры.

3.4 Траверса крюка

Траверса крюка (рис.4) изготовляется из стали 45, имеющей:

σв =610МПа; σт =450 МПа, σ-1 =250 МПа.

Траверсу рассчитывают на изгибе при допущении, что действующие на неё силы сосредоточенные; кроме того, считают, что перерезывающие силы незначительно влияют на изгибающий момент.

После конструктивной проработки или из приложения VIII определяют расчетные размеры, т.е. расстояние между осями крайних блоков b = 200 мм, мм. Расчетная нагрузка на траверсу такая же, как и на упорный подшипник


Qp =96000 Н.

Рис.4. Траверса крюка

Максимальный изгибающий момент

Mu = Н.мм

Момент сопротивления среднего сечения из условия прочности на изгиб

W= .

Допускаемое напряжение при переменных нагрузках

МПа

[σ]=60,0…100,0 МПа. Принимаем [σ]=90 МПа.


W=

В то же время момент сопротивления среднего сечения траверсы определяется по формуле:

W= .

Диаметр сквозного отверстия для заготовки крюка (см. рис.4)

d2 = d1 + мм

где - диаметр заготовки крюка.

B1 – ширина траверсы, назначается с учетом нагруженного диаметра D1 посадочного гнезда упорного подшипника (см. геометрические размеры упорного подшипника).

B1 =D1 + мм

h – высота траверсы

h= = =82,5 мм.

Изгибающий момент в сечении Б-Б

МиП = Нмм


Минимальный диаметр цапфы под подшипником из условия прочности на изгиб

d= = 58,5 мм

Принимаем d=60 мм.

3.5 Выбор подшипников блоков

Эквивалентная нагрузка на подшипник

P = (3.4)

где Р1 , Р2 ,…, Рn – эквивалентные нагрузки,

L1 , L2, …, Ln – номинальные долговечности (согласно графика загрузки, рис. 5)

Рис.5. График загрузки для легкого режима

Для радиальных подшипников:

P=


где Fr –радиальная нагрузка,

Fа – осевая нагрузка, Fа =0;

X,Y – коэффициенты радиальных и осевых нагрузок, для однорядных шарикоподшипников при

V – коэффициент вращения; при вращении наружного кольца V=1,2;

k - коэффициент безопасности; k =1,2;

kt - температурный коэффициент kt =1.

Fr 1 = Н

Fr 2 = 0,095. Fr 1 =0,095. 20000=1900 Н

Fr 3 = 0,05. Fr 1 =0,05. 20000=1000 Н

Р1 =1. 1,2. 20000. 1,2. 1=28800 Н

Р2 =1. 1,2. 1900. 1,2. 1=2736 Н

Р3 = 1. 1,2. 1000. 1,2. 1=1440 Н

Долговечность подшипников номинальная и при каждом режиме нагрузки

L= ,

где Lh - ресурс подшипника Lh =1000 (табл. 4).


Таблица 4

Ресурс деталей грузоподъемных машин

Режим работы Срок службы, годы (час)
подшипников качения зубчатых передач валов
Легкий 10 (1000) 10 (1500) 25 (2500)
Средний 5 (3500) 10 (7000) 15 (10000)
Тяжелый 3 (5000) 10 (16000) 10 (16000)
Весьма тяжелый 3 (10000) 10 (32000) 10 (32000)

n – частота вращения подвижного блока крюковой подвески

n =

L = млн. об.

L1 = 0,4L=0,4. 1,32=0,528 млн. об

L2 = L3 =0,3L=0,3. 1,32=0,346 млн. об.

P= =13390 Н

Динамическая грузоподъемность

C=L1/ α Р,

α = 3для шарикоподшипников (3,33 для роликовых).

С= 1,321/3. 13390=14690 Н

Для данного диаметра цапфы d=60 мм по динамической грузоподъемности выбираем шариковый подшипник радиальный однорядный легкой серии №212 ГОСТ 8338 d= 60 мм, D=110 мм, В=22 мм, С= 41100 Н.

4. Расчет узла барабана

4.1 Определение конструктивных размеров барабана

Принимаем барабан диаметром D=400 мм.

Расчетный диметр барабана Dб =413,5 мм.

Рис.6 Профиль канавок барабана

Длина каната, наматываемого на одну половину барабана,

Lk =HU=8,0. 2=16 м

Число витков нарезки на одной половине барабана

z=

Длина нарезки на одной половине барабана

lн =z.tн

где tн – шаг нарезки барабана, мм (приложение IX).


lн =14. 16=224 мм

Полная длина барабана

Lб = 2 Г,

где l3 – длина участка с каждой стороны барабана, используемая для закрепления каната,

l3 = 4. tН = 4. 16=64 мм

lГ – расстояние между правой и левой нарезкой

lГ = b-2hmin tgα

min – расстояние между осью барабана и осью блоков в крайнем верхнем положении (определяется конструктивно).

Α – допустимый угол отклонения набегающей на барабан ветви каната от вертикального положения α = 4

b – расстояние между осями ручьев крайних блоков b = 200 мм

lГ = 200-2. 650. tg4˚ = 109 мм

Принимаем lГ = 110мм

б = 2(224+64)+110=686 мм

Барабан отлит из чугуна СЧ15 с σВ =700 МПа.

Толщина стенки барабана


δ =

где

[σ]сж = МПа

к – коэффициент запаса прочности для крюковых кранов к =4,25 [1, с. 475, приложение XV].

δ = мм

Толщина стенки должна быть не менее 12 мм и может быть определена для чугунного барабана по формуле

δ = 0,02D+(0,6 1,0)=0,02. 400+8=16 мм

Крутящий момент, передаваемый барабаном,

Мкр = 2Smax . Н. мм

Изгибающий момент

М и = Smax . l´ = 20284. 288=4,36·106 Н. мм

l´- расстояние до среднего торцевого диска, l´ = 288мм

Сложное напряжение от изгиба и кручения


σ =

где W – эквивалентный момент сопротивления поперечного сечения барабана

W = 0,1 мм3

φ – коэффициент приведения напряжения; φ = 0,75.

σ = МПа

4.2 Расчет крепления каната к барабану

Принята конструкция крепления каната к барабану прижимной планкой, имеющей трапециевидные канавки. Канат удерживается от перемещения силой трения, возникающей от зажатия его между планкой и барабаном болтами (шпильками). Начиная от планки, предусматривают дополнительные витки (1,5 … 2), способствующие уменьшению усилия в точке закрепления каната.

Натяжение каната перед прижимной планкой

SБ =

где е = 2,72

f – коэффициент трения между канатом и барабаном f = 0,10 0,16

α – угол обхвата каната барабаном, принимаем α =4π

SБ = Н

Суммарное усилие растяжения болтов

P =

где f1 – приведенный коэффициент трения между планкой и барабаном; при угле заклинивания каната 2β =80˚

f1 =

P = Н

Суммарное напряжение в болте при затяжки креплений с учетом растягивающего и изгибающего усилий

σС = <[σр ]

где n – коэффициент запаса надежности крепления каната к барабана n ≥ 1,5 принимаем n = 1,8;

z =2 – количество болтов;

мм – плечо прижимной планки;

Ри – усилие, изгибающие болты,

Р и = Рf1 =4510. 0,233=1050 Н

d1 – внутренний диаметр болта d1 =18,753 мм (М 22)

р ] – допускаемое напряжение для болта

Р ]= МПа

σс = МПа <σ р =117,3МПа

4.3 Расчет оси барабана

Ось барабана изготовлена из стали 45 с пределом прочности σВ = 610 МПа

Размеры выбираем конструктивно:

а=200 мм lВ = 200 мм

b =110 мм lС = 1020 мм

l = 1330 мм lД = 465 мм

Определяем реакции в опорах

RA = Н

RB = 2 Smax – RA = 2. 20284-17530=23040 Н


Рис.7. Схема к расчету оси барабана

Усилие, действующее со стороны ступицы на ось,

RD = Н

RC = 2.Smax - RD = 2. 20284-22070=18500 Н

Строим эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил

МС = RА. а = 17530. 200=3506000 Нмм

МD = RB . b = 23040. 110=25344000 Нмм

Диаметр оси барабана

d = 2,2 ,

где [σ] – допускаемое напряжение, для стали 45 [σ] = 55 МПа, [1 с. 478, приложение XVIII ],

d = 2,2 =89 мм

Принимаем d = 100 мм

4.4 Расчет оси барабана на статическую прочность

Состоит в определении коэффициента запаса прочности в опасных сечениях, при этом коэффициенты е´ = 0,9; е» = 0,78; еk = 0,95; [1, с. 481, приложение XVII]

е = 1,0; еk =1,0=еf [1, с. 481, приложение XVII]

Моменты сопротивления сечения изгибу и кручению

W = мм3

WK = 0,2d3 = 0,2. 1003 =2. 108 мм3

Площадь поперечного сечения

F = мм3

Нормальное напряжение от перерезывающего момента

σ = = МПа


Касательное напряжение от перерезывающей силы

τ = 1,33 МПа

Пределы текучести образца для стали 45 σТ = 360 МПа, τ= 216 МПа, масштабный фактор εТ =0,77 [1, с. 71].

Нормальное напряжение от изгибающего момента и осевой силы

σТ = σТ ´.εТ =360. 0,77=277,2 МПа

Касательное напряжение от крутящего момента и перерезывающей силы

τТ = τТ ´. εТ =216. 0,77 = 166,3 МПа

Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям

nТσ =

пТτ =

Запас прочности при совместном действии нормальных и касательных напряжений

пТ = >KТ

где КТ – наименьший допустимый запас прочности по приделу текучести, так как

>1,4, то значение КТ = 2 [1, с. 478, приложение XIX]

пТ = Т =2

так как и , то принимаем v =5,5

Поскольку пТ >v, то вал на усталость не рассчитывается.

Расчет на статическую прочность в сечении II

σ = МПа

Касательные напряжения от перерезывающей силы

τ=1,33 МПа

Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям

пТσ =

пТτ =

Запас прочности при совместном действии

пТ =


Поскольку пТ >v, то вал на усталость не рассчитывается.

Расчет на статическую прочность в сечении III

М ис1 = Ra мм

Нормальное напряжение от изгибающего момента

σ = МПа

Касательное напряжение от перерезывающей силы

τ =1,33 МПа

Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям

пТσ =

пТτ =

Запас прочности при совместном действии

пТ =

Поскольку пТ >v, вал рассчитывается на усталость

Запас прочности по нормальным напряжениям для симметричного цикла

пσ =

где σ-1 = 250 МПа для стали 45 [1, с. 544, приложение XXII]

К´ σ = Кσ + Кп σ -1

где Кσ ´ и Кτ ´ - коэффициент концентрации; Кσ ´ =1; Кτ ´ =1,3

Кσ п ≈ Кτ п – коэффициенты состояния поверхности при изгибе и кручении

Кσ п ≈ Кτ п = 1,08 [1, с. 487, приложение XXX]

Кσ ´ = 1,7+1,08-1=1,78

β – коэффициент упрочнения, вводится для валов и осей с поверхностным упрочнением, β = 1 ;

εσ и ετ – масштабные факторы при изгибе и кручении εσ = 0,72 ; ετ = 0,71 [1],

с. 74, рис. 34;

КД – коэффициент долговечности, учитывающий фактический режим нагружения, КД = 0,82, [1, с. 74, рис 36].

Zц = TK . Тмаш .

Для легкого режима ТК = 25 лет;

Тмаш = 24. 365. КГ . КС

где КГ – коэффициент использования в течение года, для легкого режима КГ =0,25

КС – коэффициент использования в течение суток, для легкого режима

КС = 0,33

Тмаш =

Zц =

Число оборотов барабана

n = мин -1

Принимаем КД =0,82 [1,с.74,рис35]

пσ =

Запас прочности по касательным напряжениям для симметричного цикла

п =

Расчет на статическую прочность в сечении IV


Мис2 = Ra Н. мм

Нормальное напряжение от изгибающего момента

σ =

Касательные напряжения от перерезывающей силы

τ = 1,33

Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям

пТσ =

пТτ =

Запас прочности при совместном действии напряжений

пТ =

Поскольку пТ >v, то вал на усталость не рассчитывается.

4.5 Выбор подшипников оси барабана

Подшипник опоры В вставляем в выточку тихоходного вала редуктора Ц2-500, имеющую следующие размеры: диаметр 150 мм, глубина 66 мм., поскольку ось барабана не вращается относительно вала редуктора, то подшипник В выбираем по статической нагрузке.

Расчетная нагрузка на подшипник

Qp = Kδ . RB = 23040. 1,2=27650Н

По этой нагрузке для диаметра цапфы 85 мм выбираем подшипник, который должен иметь наружный диаметр 150 мм. Таким условиям удовлетворяет роликоподшипник радиальный сферический двухрядный 3517 ГОСТ 5721-75.

Радиальные нагрузки на подшипник при легком режиме

Fr 1 = RA =17530H

Fr 2 =0,095. Fr 1 =0,095. 17530 =1670Н

Fr 3 = 0,05. Fr 1 =0,05. 17530=880Н

Долговечность подшипника номинальная и при каждом режиме нагрузки

L =

L1 = 0,4. L=0,4. 2,55=1,02 млн.об.

L2 = L3 =0,3. L= 0,3. 2,55=0,765 млн.об.

Эквивалентная нагрузка на подшипник

Р1 = (х. v + Fr 1 )k6 . kt =1. 1. 17530. 1,2. 1=21040 Н

Р2 =

Р3 =


Р =

Динамическая грузоподъемность

С = L1/ α . Р = 2,551/3,33. 9780=12950 Н

где α=3,33 – для роликоподшипников.

С целью соблюдения унификации для опоры А подбираем такой же подшипник №3517.

5. Расчет мощности двигателя и выбор редуктора

При подъеме номинального груза мощность двигателя механизма подъема:

PП = ,

где ηм = 0,85 – КПД [1, с. 478, приложение XXXIII].

РП =

Принимаем электродвигатель переменного тока с фазным ротором типа МТF 412-6 мощность РП = 40 кВт, частотой вращения п=960 мин-1 или ω=100,5рад/с ( ) с максимальным моментом МПмах = 950 Нм, моментом инерции ротора р = 0,0688 кг м2

Номинальный момент на валу двигателя

МН = 975 кгс. м = 400 Н. м

Отношение максимального момента к номинальному

ψmax =

Передаточное число редуктора


Upp =

Выбираем редуктор Ц2-500 (межосевое расстояние А =500 мм, передаточное число редуктора Uр =24,9).

Допускаемое величина предельного момента, передаваемого редуктора

Мпред = ψМред = ψ. 973

где Рред – табличное значение мощности редуктора, Рред =120 кВт [1, с. 511,

приложение XLV].

Ψ – кратность пускового момента, ψ = 1,25 [1, с.78, т. 14]

Мпред =

Средний момент электродвигателя в период пуска

МПср =

Поскольку МПср =684 Нм<Мпред = 1520 Нм, то редуктор удовлетворяет условию перегрузки двигателя.

Фактическая частота вращения барабана

nδ =


Скорость подъема груза

Uф =

Статический момент на валу электродвигателя

где SП – усилие в навиваемом на барабан канате при подъеме груза

SП = 20284 Н;

а – число ветвей, наматываемых на барабан;

ηМ = 0,85 – КПД механизма подъема.

Усилие в канате, свиваемом с барабана при опускании груза,

Статический момент на валу двигателя при опускании груза

.

Момент инерции ротора электродвигателя Jр = 0,0688 кгс. с2 =0,688 кг. м2

Момент инерции зубчатой муфты с тормозным шкивом [1, с. 513, приложение XLVII]. JМ = 0,471 кг. М2

JPM = JP + JM =0,688+0,471=1,16 кг. м2

δ – коэффициент, учитывающий момент инерции масс деталей, вращающихся медленнее, чем вал двигателя, принимаем δ = 1,2.

Общее передаточное число

UM = UP . U = 24,9. 2 = 49,8

Момент инерции движущихся масс механизма, приведенных к валу двигателя, при подъеме груза

JПРП =

JПРП =

Время пуска при подъеме и опускании груза

Ускорение при пуске поднимаемого номинального груза

Усилия в канате, статические моменты на валу двигателя, моменты инерции движущихся масс механизма, приведенные к валу двигателя, время пуска при подъеме и опусканиидля Q, 0,25Q, 0,1Q приведены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты расчета механизма подъема

Показатели расчета Груз
Q 0,25Q 0,1Q
Грузоподъемность, Н 80000 20000 8000
Усилие в канате, навиваемом на барабан, при подъеме груза SП, Н 20284 5071 2028,4
КПД механизма [рис.36, с. 79, 1] 0,85 0,8 0,67
Усилие в канате, свиваемом с барабана при опускании груза, SОП , Н 19690 4922,5 1969
Статический момент, Нм, при подъеме груза МП 396,3 99,1 39,6
Статический момент, Нм, при опускании груза МОП 277,9 69,5 27,8
Приведенный момент инерции при подъеме и опускании груза, Jпр.п , кг·м2 2,212 2,125 1,75
Время пуска, с, при подъеме груза 0,86 0,228 0,103
Время пуска, с, при опускании груза 0,226 0,289 0,312
Ускорение, м/с2 , при пуске поднимаемого груза 0,53 0,712 0,852
Ускорение, м/с2 , при пуске опускаемого груза 1,121 0,912 0,775

Коэффициент, учитывающий ухудшения условий охлаждения при пуске и торможении,


где β0 – коэффициент, учитывающий ухудшение условий охлаждения во время пауз, для выбранного двигателя, β0 =0,7 .

Для мостового крана, работающего в сборочном цехе машиностроительного завода, средняя высота подъема груза Нс = 1,5 [1, с. 85, таблица 17].

Суммарное время за цикл работы:

установившегося движения

Σtу = 8tу = 8. 3,3=26,4 с.

неустановившегося движения

ΣtП = 0,86. 2+0,226. 2+0,37 +0,22=2,76 с.

Рабочее время

tp =Σtу +Σ tП = 26,4+2,76=29,16 с.

Время пауз за цикл работы при ПВ = 15%(легкий режим работы)


Σt0 =

Время цикла

tц = tp +Σ t0 =29,16+165,24 ≈ 195

Число включений в час

пВ =

Среднеквадратический момент, эквивалентный по нагреву действительному переменному моменту, возникающему от заданной нагрузки электродвигателя механизма подъема в течение цикла

МЭ =

= =

=371,6 Н. м

Эквивалентная мощность по нагреву

РЭ =

Условие (РЭ ≤ РП ); 31,27кВт < 40кВт соблюдается, следовательно, выбранный электродвигатель удовлетворяет условию нагрева.


6. Расчет тормоза

Расчетный тормозной момент

МТ = кТ . Мст.Т ,

где кТ – коэффициент запаса торможения, для режима кТ =1,5 [1, с. 84].

Мст.Т – статический момент на валу двигателя при торможении

Мст.Т =

Выбираем двухколодочный тормоз типа ТКТ-300 с наибольшим тормозным моментом МТ = 50 кгс. м (500 Н).

Момент инерции движения масс механизма, приведенный к валу тормоза, при торможении

JПР.Т =

Время торможения при подъеме груза

tТ.П =

Выбираем диаметр шкива D =300 мм [1, с. 85]

Сила трения между колодкой и шкивом


Fтр =

Сила натяжения колодки на шкив

N =

где f – коэффициент трения f = 0,33 [1, с. 86, таблица 19]

N =

Радиальный зазор между шкивом и колодкой принимаем εmax = 1,5 мм

Работа расторможения при отходе колодок

А =

где η = 0,9 … 0,95 – КДП рычажной системы

А =

Выбираем электродвигатель типа МО – 300Б с рабочим моментом электромагнита МЭ =1000 кгс. см

Работа растормаживания А = 9600 Н. мм; плечо штока l3 = 46 мм;

перемещение штока hш = 4,4 мм. Момент отвеса якоря Мя = 9200 Н. м; угол поворота α = 5,5˚

Усилие, приложенное к штоку, при растормаживании


РШ =

Передаточное число рычажной системы

UТ =

После конструктивной проработки принимаем длину меньшего плеча l1 = 200 мм. Длина большого плеча l2 =l1 . UT = 200. 1,96 =392 мм, конструктивно принимаем l2 =400 мм.

Максимально возможный отход колодки

где UТФ – фактическое передаточное число

UТФ =

Высота колодки тормоза

НК = (0,5 … 0,8)D = (0,5 … 0,8). 300=150 …240 мм

Принимаем НК = 200 мм, что соответствует углу обхвата шкива β =83˚36’

Ширина колодки при условии, что ее давление на шкив равномерно распределено по поверхности

ВК =

Принимаем ВК = 100 мм.

7. Выбор муфты

Между двигателем и редуктором устанавливается зубчатая муфта с тормозным шкивом DТ =300 мм [1, с. 513, приложение XLVII], имеющая следующую характеристику: наибольший передаваемый крутящий момент

3200 Н. м; момент инерции JМ = 0,471 кг. М2 ; JПМ = 0,121 кг. М2 .

Крутящий момент, передаваемый муфтой в период пуска двигателя при опускании номинального груза

МПО =

где J'Р.М – суммарный момент ротора электродвигателя и полумуфты

J'P =Jр +JПМ = 0,688+0,121=0,809 кг. м2

МПО =

Крутящийся момент, при подъеме номинального груза

МТ.П =

Максимальный крутящий момент при двигателя

МП.П = МП max – МП1 = 950-396,3=553,7 Н. м

Крутящий момент от сил инерции, передаваемых муфтой


где JМ – момент инерции машины;

JМ = JПР – J'РМ = 1.93 -0,809=1,12 кг. м2

Крутящий момент, передаваемый муфтой в период пуска

Мmax = MП1 + Ми = 396,3 + 321,3 =717,6 Н. м

Из вычисленных значений моментов выбираем момент Мmax = 717,6 Н. м

Определяем расчетный крутящий момент для муфты

Мрасч = к1 . Мmax

где к1 – коэффициент, учитывающий степень ответственности муфты к1 =1,3 [1, с. 525, приложение IV]

Мрасч = 1,3. 717,6 = 932,8 Н. м

Между барабаном и редуктором устанавливается зубчатая муфта.

Крутящий момент, передаваемый муфтой

Мδ =

где ηδ =0,98 – КПД барабана

Расчетный момент для выбора муфты

Мрасч =856. 1,65. 1,1 =1459 кгс. м

По таблице [1, с. 525, приложение V] выбираем стандартную зубчатую муфту (ГОСТ 5006-55) №7 с модулем m = 4; число зубьев z = 56; ширина зуба

b = 35 мм; толщина зуба S1 = 5,83 мм наибольшим моментом, передаваемым муфтой, 19000 Н. м

кран мостовой крюковой подъем

Список использованной литературы

1. Иванченко Ф.К. Расчет грузоподъемных и транспортирующих мащин.- К.: Вища школа, 1978 г.

2. Справочник техника-конструктора. Самохвалов А.Н., Левицкий М.Я., Григораш С.С. – К.: Техніка, 1978г.

3. Правила будови та безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів.

ДНАОП 0.00-1.03-02 Державний нормативний акт про охорону праці.- Харків, ФОРТ, 2002р.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Канаты стальные (ГОСТ 7667-80)

Канат двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 6Х25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 о. с.

Диаметр, мм Расчетная площадь сечения всех проволок,мм2 Расчетный вес 1000 м смазанного каната, кгс Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, кгс/мм3
каната проволоки

Централь

ной

В

слоях

Запол

нения

120 140 160 170 180 200
6 проволок

108 прово

лок

36 прово

лок

Расчетное разрывное усилие каната кгс, не менее
8,1 0,55 0,50 0,20 23,76 234,0 3230 3430 3535 3860
9,7 0,65 0,60 0,24 34,14 336,5 4640 4930 5080 5545
11,5 0,75 0,70 0,30 46,75 450,5 5560 6355 6750 6960 7595
13,0 0,85 0,80 0,34 60,96 600,5 7250 8290 8805 9075 9905
14,5 0,95 0,90 0,38 77,04 759,0 9165 10450 11100 11450 12500
16,0 1,05 1,00 0,40 94,54 931,5 11200 12850 13650 14050 15350
17,519,5 1,151,30 1,101,20 0,450,50 114,58137,18 1130,01355,0 —— 1360016300 1555018650 1655019800 1705020400 18600
22250
21,0 1,40 1,30 0,55 161,13 1590,0 19150 21900 23250 23950 26150
22,5 1,50 1,40 0,60 187,03 1845,0 22250 25400 27000 27850 30350
24,0 1,60 1,50 0,65 214,86 2120,0 25550 29200 31000 32000 34900
25,5 1,70 1,60 0,70 244,61 2410,0 29100 33250 35300 36400 39700
27,5 1,80 1,70 0,75 276,31 2725,0 32850 37550 39900 41150 44900
29,0 1,90 1,80 0,80 309,93 3055,0 36850 42100 44750 46150 50350
32,0 2,10 2,00 0,85 380,49 3750,0 45250 51700 54950 56650 61800
35,5 2,30 2,20 0,95 460,98 4541,0 47000 54850 62650 66600 68650 74850
38,5 2,50 2,40 1,00 546,30 5385,0 55700 65000 74250 78900 81350 88750
42,0 2,80 2,60 1,10 644,54 6350,0 65700 76650 87650 93100 96000 104500
45,0 3,00 2,80 1,20 748,13 7370,0 76300 89000 101500 108000 111000 121500
48,5 3,20 3,00 1,30 859,44 8466,0 87650 102000 116500 124000 128000 139500

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Канаты стальные (ГОСТ 14954-80)

Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6 X 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о. с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  219  220  221   ..

 

Диаметр, мм Расчетная площадь сечения всех проволок,мм2 Расчетный Вес 1000 м смазанного каната, кгс Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, кгс/мм2
каната проволоки
центральной 1-го слоя (внутреннего) 2-го слоя (наружного)
120 140 160 170 180 200 220 240
6 проволок 36 проволок Расчетное разрывное усилие каната, кгс, не менее
4,1 0,30 0,28 0,22 0,30 6,55 64,1 1000 1110 1190 1275
4,8 0,34 0,32 0,26 0,33 8,61 84,2 1315 1420 1535
5,1 0,36 0,34 0,28 0,36 9,76 95,5 1490 1615 1740
5,6 0,40 0,38 0,30 0,40 11,90 116,5 1820 1965 2125
6,9 0,50 0,45 0,38 0,50 18,05 176,6 2450 2605 2685 2930
8,3 0,60 0,55 0,45 0,60 26,15 256,0 3555 3775 3895 4245
9,1 0,65 0,60 0,50 0,65 31,18 305,0 4235 4505 4640 5065
9,9 0,70 0,65 0,55 0,70 36,66 358,6 4985 5295 5455