Главная      Учебники - Производство     Лекции по производству - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  141  142  143   ..

 

 

Узел редуктора электромеханического привода

Узел редуктора электромеханического привода

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра машиноведения и деталей машин

« УЗЕЛ РЕДУКТОРА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА »

Исполнитель:

студентка гр. 2856/1

Касимова Е.К.

Преподаватель:

Ружков В.А

Санкт-Петербург

2010

Оглавление

Техническое задание

Введение

1. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРИВОДА

1.1 Определение КПД привода и выбор электродвигателя

1.2 Определение общего передаточного отношения привода и разбивка его по ступеням

1.3 Определение частот вращения, мощности и крутящих моментов на валах

1.4 Проектировочный расчёт валов, выбор подшипников и определение межосевых расстояний с учётом габаритов подшипников

1.4.1 Выбор муфты

1.4.2 Проектировочный расчёт валов

1.4.3 Предварительный выбор подшипников качения

1.4.4 Определение межосевых расстояний с учётом габаритов подшипников

1.5 Геометрический расчёт параметров зубчатых колёс

Литература

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить анализ параметров электромеханического привода и разработать эскизный проект с целью

минимизации габаритов редуктора в результате

рационального выбора материалов зубчатых колёс и других деталей.

Привод состоит из

- электродвигателя,

- клиноременной передачи,

- двухступенчатого цилиндрического редуктора по развёрнутой схеме (или по соосной схеме) с раздвоением мощности (или без раздвоения мощности) на входном (или на выходном валу),

- зубчатой муфты на выходном валу редуктора.

Характер производства крупносерийный.

Привод реверсивный.

1. Номинальный крутящий момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим =1500 Н×м;

2. Частота вращения выходного вала редуктора nим =80 об/мин;

3. Синхронная частота вращения вала электродвигателя nс =3000 об/мин;

4. Расчётный ресурс L=8000 час.

ВВЕДЕНИЕ

Цель анализа работоспособности механизма в данной работе – разработка проекта узла привода редуктора минимально возможных габаритов , находящегося в составе электромеханического привода.

Средство достижения этой цели – рациональное применение объёмного и поверхностного упрочнения зубьев зубчатых передач.

Способрасчётная оценка работоспособности деталей зубчатых зацеплений и других деталей редуктора с учётом ограничений, обусловленных их взаимодействием с другими деталями и узлами редуктора и привода в целом.

В работе представлены результаты оценки диаметров выходного вала редуктора с учётом установки на нём зубчатой муфты. Конструктивно определены внутренние диаметры подшипников, выполнен предварительный выбор типа и номера подшипников всех валов, определены межосевые расстояния и геометрический расчёт параметров зубчатых передач.


1. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРИВОДА

электромеханический привод редуктор габариты

Результат данного этапа работы – выбор электродвигателя; значения передаточных чисел, крутящих моментов, частоты вращения валов; значения допускаемых контактных напряжений зубчатых колёс и межосевых расстояний (рис.1).

1.1 Определение КПД привода и выбор электродвигателя


Мощность, которая должна быть передана исполнительному механизму, вычисляется по формуле

Р ИМ = Т ИМ wИМ , (1.1)

где ωим – угловая скорость, рад/с.

Угловая скорость вычисляется по формуле

ωим =π·nим /30 (1.2)


ωим =3,14·80/30=8,37 рад/с

Подставляя полученную величину в формулу (1.1) получим

Pим =1500·8,37 =12560 Вт

Мощность электродвигателя можно вычислить по формуле

Pэл = Pимпр , (1.3)

где Pэл – мощность электродвигателя, Вт; ηпр – коэффициент полезного действия привода.

ηпр = (ηрп ·ηп ·ηзп )(ηзп ·ηп )(ηп ·ηм ), (1.4)

где ηрп – КПД ременной передачи; ηп - КПД подшипников качения вала; ηзп – КПД зубчатой передачи быстроходного и тихоходного валов соответственно; ηм – КПД муфты.

Выбираем ηрп =0,95;

ηп =0,99;

ηзп =0,99;

ηм =0,99.

Подставив выбранные значения КПД в формулу (1.4), получаем

ηпр =0,95∙0,99∙0,99∙0,99∙0,99∙0,99∙0,99=0,894

Воспользовавшись формулой (1.3), находим мощность электродвигателя

Pэд =12560/0,894=14049 Вт

Выбираем асинхронный трехфазный электродвигатель переменного тока так, что бы номинальная мощность была больше, чем мощность электродвигателя с синхронной частотой nc =3000 об/мин.

Технические характеристики двигателя

По справочнику:

Выбран электродвигатель марки 4А160S2;

паспортная мощность Р ЭД = 15,0 кВт ;

синхронная частота n с = 3000 об/мин;

частота двигателя n дв = 2940 об/мин;

отношение пускового момента к номинальному моменту Т П / Т Н =1,4;

диаметр присоединительного участка вала ЭД d ЭД =42 мм,

длина присоединительного участка вала ЭДl ЭД =110 мм.

1.2 Определение общего передаточного отношения привода и разбивка его по ступеням

Общее передаточное отношение привода вычисляется по формуле

iпр =nдв /nим , (1.5)

где nдв – асинхронная частота вращения двигателя, об/мин;

iпр – общее передаточное отношение привода.

Подставив численные значения, получим

iпр =2940/80=36,25

Для нахождения передаточного отношения редуктора назначим iрп =2

и воспользуемся формулой

iпр = iрп ·iрд , (1.6)

где iрд – передаточное отношение редуктора.

Преобразуя (1.6), получим

iрд = iпр /iрп =36,25/2=18,12 (1.7)


Передаточное отношение редуктора так же можно выразить через формулу

iрд =uб ·uт , (1.8)

где uб и uт – передаточные отношения быстроходного и тихоходного валов соответственно.

Значение передаточного отношения тихоходного вала вычисляем по формуле

uт = (1.9)

Преобразуя формулу (1.8) и подставляя полученные ранее численные значения, получаем

uб = iрд / uт =18,12/4=4,53 (1.10)

Стандартизуем рассчитанные передаточные отношения: uб =5, uт =4.

Уточняем передаточное отношение ременной передачи по формуле

iрп = iпр / (uб ·uт )=36,25/(4*5)=1,81

1.3 Определение частот вращения, мощности и крутящих моментов на валах

Угловая скорость

входного вала редуктора wВВх = wим u т u б = 8,37* 20 = 167,4 1/с;

промежуточного вала wПР = wим u т = 8,37*4 =33,48 1/с;

Мощность Р i , передаваемую каждым валом, зубчатыми колёсами и шестернями определяем согласно принятым значениям частных КПД, входящих в соотношение (1.4):

Р i = Р им / hi ,

где hi – КПД, учитывающий потери при передаче мощности от данного вала (зубчатого колеса или шестерни) к выходному валу.

Крутящие моменты Т i определяются по значению передаваемой мощности Р i и угловой скорости данного валаwi :

Т i = Р i / wi .

С помощью следующих формул найдем численные значения частот вращения первого и второго валов

n1 = nдв / iрп =2940/1,81=1624 об/мин (1.11)

n2 = n1 / uб =1624/5=325 об/мин (1.12)

Для вычисления мощностей первого и второго валов воспользуемся формулами

P1 =Pэл ·ηрп =14037·0,95=13335 Вт (1.13)

P2 =P1 ·ηпк ·ηзпб =13335·0,99·0,99=13070 Вт (1.14)

Вычислим крутящие моменты валов по формуле

Ti = Pii , (1.15)

ωi =π·ni /30 (1.16)

где i=1; 2; эл.

Преобразуя формулы (1.15) и (1.16), получим

Ti = Pi ·30/(π·ni ) (1.17)

Tэл = Pэл ·30/(π·nэл )=14037·30/(3,14·2940)=45,57 Н·м

T1 = P1 ·30/(π·n1 )= 13335·30/(3,14·1600)=79,65 Н·м

T2 = P2 ·30/(π·n2 )= 13070·30/(3,14·320)=390,38 Н·м

Таблица 1

Энерго-кинематические параметры элементов привода

Мощность,

Вт

Частота вращения,

об/мин

Угловая скорость,

рад/с

Момент,

Нм

Передаточное

число

Исполнительный механизм

12555

80

8,37

1500

Муфта выходного вала

12681

80

8,37

1515

Зубчатое колесо выходного вала

12809

80

8,37

1530

uт =4

Шестерня промежуточного вала

12939

320

33,48

386

Зубчатое колесо промежуточного вала

13070

320

33,48

390,38

uб =5

Шестерня входного вала

13202

1600

167,4

78,86

Входной вал редуктора

13335

1600

167,4

79,65

iрп =1,84

Вал электродвигателя

14037

2940

308

45,57

Пример расчёта параметров условий работы шестерни промежуточного вала

1. Угловая скорость w ПР = 33,48 /с;

2. Значение h I = h зп h пкh м = 0,99∙0,99∙0,99= 0.97 ;

где hI – КПД, учитывающий потери при передаче мощности от данного вала (зубчатого колеса или шестерни) к выходному валу.

3. Мощность Р Ш-ПР , передаваемая шестерней промежуточного вала

Р Ш-ПР = Р ИМ /h I = 12555/0.97 = 12939 Вт;

4. Момент Т Ш-ПР , передаваемый шестерней промежуточного вала

Т Ш-ПР = Р Ш-ПР / w ПР = 12939/33,48 = 386 Нм.

1.4 Проектировочный расчёт валов, выбор подшипников и определение межосевых расстояний с учётом габаритов подшипников

1.4.1 Выбор муфты

Наибольший расчётный момент на выходном валу не должен превышать допускаемого для данного номера муфты момента М кр

k T ИМ £ М кр , (1.18)

где k - коэффициент перегрузки привода; для транспортёров, компрессоров и воздуходувок, центробежных насосов k = 1,25 ... 2. Принимаем к= 2. Как правило, k < Т П / Т Н . В данном случае

М кр 2∙1500=3000 Нм.

Выбираем ближайшее к данному значение М кр (муфта №3)

М кр = 3090 Нм.

Для этого значения также:n max = 4000об/мин; d M = 60мм; l M =85мм; D M =90мм.

Значение диаметра выходного вала редуктора d В можно принять, исходя из следующего. Прочностной расчёт вала выполняется с учётом напряжений от изгиба и кручения, которые зависят от значения диаметра в третьей степени. Если при выборе муфты значение k T ИМ практически равноМ кр , то принимаем d В = d М , где d М – наибольший присоединительный диаметр данного номера муфты.

Но так как у нас k T ИМ < М кр , то предварительно значение диаметра d В определяем по формуле

d В » d М (k T ИМ /М кр )1/3 =60 (2∙1500/ 3090)1/3 =59,4 мм. (1.19)

Окончательно принимается значение d В из ряда нормальных линейных размеровR 40. И у нас d В = 62 мм.

1.4.2 Проектировочный расчёт валов

На этом этапе разработки проекта известны только крутящие моменты на валах.

При проектировочном расчёте значение диаметра вала в местах установки зубчатых колёс можно определяют, исходя из условия

d » (Т/ 0,2 [ t ])1/3 , (1.20)

где допускаемое напряжение [ t ] = ( 0,026 ...0,036) s в ; наименьшие значения принимаются для быстроходных валов, средние – для промежуточных, наибольшие – для тихоходных валов.

Примем допускаемое напряжение для входного вала [t] = 0,026sв = 15 МПа; для промежуточного вала [t] = 0,030sв = 17,5 МПа; для выходного вала [t] = 0,036sв = 21 МПа.

Обычно в качестве материала валов при положительных климатических температурах используют сталь 40 нормализованную, временное сопротивление которой равно s в = 580 МПа для заготовок диаметром до 100 мм.

Таким образом диаметр для быстроходного вала, на входном валу редуктора

мм,

мм,

мм.

На данном этапе разработки проекта необходимо определить диаметры валов в местах установки подшипников качения.

1.4.3 Предварительный выбор подшипников качения

Зная значения внутренних диаметров подшипников качения d п диаметров, назначим тип подшипников.

Принимаем для быстроходного вала конические подшипники средней серии, для промежуточного вала конические подшипники средней серии, для тихоходного вала радиально-упорные подшипники легкой серии.

Таблица 3

Параметры подшипников

Вал Обозначение d п D п В С,кН Сo ,Кн
Тихоходный 36214 70 125 24 80,2 54,8
Промежуточный 46309 45 100 25 61,4 37,0
Быстроходный 46308 40 80 23 50,8 30,1

1.4.4 Определение межосевых расстояний с учётом габаритов подшипников

Конструктивно межосевое расстояние (рис.2.1.) зубчатой пары

a Т ³ 0,5(D п 1 + D п 2 )+ 2g , (1.24)

a б ³ 0,5(D п 3 + D п 2 )+ 2g ,

где D п 1 D п2 иD п 3 – наружные диаметры подшипников качения соответственно выходного вала, промежуточного вала и входного вала;

2g – минимальное расстояние между внешними кольцами подшипников, принимается в зависимости от диаметра болтов, соединяющих верхнюю крышку и корпус редуктора.

Диаметр болта должен быть

d » 1,25 T ИМ 1/3 ³10 мм, (1.25)

где T ИМ в Нм.

По формуле (1.25)

d = мм.

Для М14 2g =44 мм. Подставим эти значения в формулу (1.24) и произведем расчет

a Т ³ 0,5(125+ 100) + 44=156,5 мм,

a б ³ 0,5(100+90) + 44=139 мм.

Полученные конструктивно значения межосевых расстояний a Т и a Б округлим по ряду R 40. Таким образом a Т =160 мм, a б =140 мм.


Согласно условию сборки двухступенчатого редуктора межосевое расстояние тихоходной зубчатой передачи должно быть таким, чтобы обеспечивался зазор с о между зубчатым колесом быстроходной пары (диаметр

a т ³ 0,5d а + 0,5d * + с о ,

где с о = (3 … 5) мм,

значение d * принимается согласно эскизу выходного вала редуктора,

d а = d + 2m б = 2a б u б /(u б + 1) + 2m б , d – делительный диаметр зубчатого колеса, m б – модуль зацепления быстроходной передачи. (Согласно ТЗ значение модуляm б находится в пределах от 1,5 до 3 мм).

d а = d + 2m б = 2a б u б /(u б + 1) + 2m б =2*5*140/6 + 2*3=239мм

a т ³ 0,5*239+ 0,5*72 + 5=160 мм ,

принятое значение межосевого расстояния a т не удовлетворяет условию a т ³ 0,5d а + 0,5d * + с о , необходимо принять новое значениеa т =160 мм по ряду R 40.

1.5 Геометрический расчёт параметров зубчатых колёс

Принятые выше значения a Т иa Б используем для определения делительных диаметров шестерни и колеса тихоходной пары и быстроходной пар (рис 2.1):

d 1 Т = 2 a Т /(1 + u Т ); d 2 Т = u Т d 1 Т

d 2 Б = 2 a Б /(1 + u Б ); d 2 Б = u Б d 1 Б . (1.26)

Одна из основных характеристик, определяющих геометрические параметры зубчатых передач,m - модуль зацепления. Z 1 - число зубьев шестерни.

При назначении остальных параметров каждой зубчатой передачи необходимо выполнять следующие требования и условия.

1. Учитывая требование минимизации габаритов редуктора, выполняем расчёт косозубых цилиндрических передач; т.е. b ¹0, следовательно, cos b < 1 , mz 1 < d 1 и m < ( d 1 /z 1 ) .

2. Число зубьев шестерни по условиям отсутствия подрезания зубьев должно быть z 1 ³ 17 (обычно z 1 принимается 20 и более).

3. Кроме того, необходимо, чтобы число зубьев шестерни z 1 и число зубьев колеса z 2 = u z 1 были целым числами.

Значения коэффициента y m

Характеристика передач y m = b / m b min

Высоко нагруженные точные передачи, повышенная жёсткость деталей и корпуса

Н £ 350 НВ

Н > 350 НВ

Передачи редукторного типа в отдельном корпусе с жёсткими валами и опорами

Н £ 350 НВ

Н > 350 НВ

£ 45 … 30

£ 30 … 20

£ 30 … 20

£ 20 … 15

6 ° 3 0 ¢

9 ° 3 0 ¢

9 ° 3 0 ¢

12 ° 3 0 ¢

Произведем расчеты для быстроходной передачи

Межосевое расстояние на входном валу а =140 мм, u = 5. Выполнить геометрический расчёт передачи.

u = 110/22=5

cos b = 0,5 m z 1 ( u + 1)/а=0.5*2*22*(5+1)/140=0,942, приемлемо.

Произведем расчет для тихоходной передачи на выходном валу

Межосевое расстояние а=160 мм, и=4. Выполнить геометрический расчет передачи.

Решение

u = 80/20=4

Соответственно,

cos b = 0,5 m z 1 ( u + 1)/а=0.5*3*20*(4+1)/160=0,937 , приемлемо.

Геометрические характеристики зубчатых передач

Передача

Межосе-вое рассто-яние а, мм

Модуль зцеп-ления

m

Число зубьев

Z 1

Число зубьев

Z 2

Переда-точное число

u

Дели-тельный диаметр

d 1

Дели-тельный диаметр

d 2

Шири-

на за-

цепле-ния b

cos b

Быстроходная 140 2 22 90 5 46.7 233 30 0,942
Тихоходная 160 3 20 80 4 64 256 45 0,937

Проверка .

1. а = 0,5( d 1 + d 2 );

Быстроходная передача аб = 0,5∙(46.7+233)= 139.5;

Тихоходная передача ат =0,5(64+256)=160 .

2.m z 1 = d 1 cos b ;

Быстроходная передача 2∙22=46.7∙0,942,44=43.9;

Тихоходная передача 3∙20=64∙0,937,60=59.9.

3.d 2 cos b / z 2 = m ;

Быстроходная передача 233∙0,942/90=2 , 2=2;

Тихоходная передача 256∙0,937/80=2.9 , 2,9=3.

4.d 2 / d 1 = z 2 / z 1 = u ;

Быстроходная передача 233/46.7=90/22, 4.98=4.9=5;

Тихоходная передача 256/64=80/20, 4=4=4.

Таким образом все подобрано.

Рис. 2.1. Схема определения межосевых расстояний зубчатых передач

где аб и ат – межосевые расстояния быстроходной и тихоходной зубчатых пар соответственно, мм; D п 1 D п2 иD п 3 – наружные диаметры подшипников качения, мм;

2. РАСЧЁТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ И ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

2.1 Расчёт контактных напряжений зубчатых передач

Критерий контактной усталостной прочности зубьев записывается в виде

sH £ [sH ], (2.1)

где s H , [ s H ] - соответственно расчётное и допускаемое контактные напряжения.

Расчётное значение s H для косозубой передачи с внешним зацеплением определяют по формуле

sH = 1,18 ZH b , (2.2)

где E пр приведенный модуль упругости материалов контактирующих зубьев.

Примем E пр =2× 105 МПа.

Т ш момент, передаваемый шестерней рассчитываемой зубчатой пары;

d ш – делительный диаметр этой шестерни;

y bd = b / d ш - коэффициент ширины b зацепленияотносительно делительного диаметра шестерни d ш.

определим значения y bd

ybd = b / d ш (2.3)

y bd б = =0,642,

ybd т = =0,703.

y bd т и ybd б не превышают наибольшие допустимые значения.

Окружная скорость рассчитывается по формуле

v = w d /2 (2.4)

v б = =3.85 м/с,

v т = =1.071 м/с.

Расчётная ширина тихоходной пары равна

b Т = ybd Тd шТ , (2.5)

а быстроходной пары

b Б = ybd Бd шБ (2.6)

Коэффициент К H учитывает влияние на неравномерность распределения нагрузки по длине зуба схемы расположения зубчатых колёс редуктора

И рассчитывается по формуле

КH = КH b ∙КHv , (2.7)

где КH b , КHv коэффициенты, выбирающиеся из стандартных значений.

Для тихоходной пары

КH т =1.25∙1.01=1,57.

Для быстроходной пары

КH б =1,11∙1,03=1,14.

Коэффициент ZH b учитывает повышение прочности косозубых передач по сравнению с прямозубыми передачами

ZH b = КH a (cos2 b/ ea )1/2 , (2.8)

где ea -коэффициент торцового перекрытия

ea = [1,88 – 3,22(1/z ш + 1/z к )]cos b. (2.9)

Коэффициент К H a введён для учёта влияния неточности нарезания зубьев на одновременность многопарного зацепления косозубых цилиндрических передач.

При α=40˚, sin 2α=0,6428.

Рассчитаем sH тихоходного и быстроходного валов по формуле (2.2)

sH т =1,18∙0,749 =1036 МПа,

sH б =1,18*0,743 =609.1 МПа.

Заполним таблицу параметров

Таблица 8

Параметр Тихоходная передача Быстроходная передача
Межосевое расстояние а T =160 мм а Б =140 мм
Передаточное отношение u