СОДЕРЖАНИЕ
1. Техническое задание
2. Энерго-кинематический расчет привода
3. Расчет редуктора
4. Подбор и проверочный расчет подшипников
5. Смазывание редуктора
6. Конструирование корпуса и деталей редуктора
7. Подбор и проверочный расчет муфт
8. Расчет шпоночных соединений
9. Технический уровень редуктора
Вывод
Литература
|
1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Спроектировать привод электролебедки по схеме, представленной на рисунке 1.
Исходные данные для варианта 2:
- Тяговое усилие каната F = 10 кН;
- Скорость каната u= 0,42м/с;
- Диаметр барабана D= 150 мм;
- Срок службы редуктора L = 5 лет.
2. ЭНЕРГО-КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА. ПОДБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
2.1. Выбор электродвигателя
, (1)
где h - кпд привода;
hм
- кпд муфты, hм.
=0,98;
hп.к..
- кпд подшипников качения, hп.к.
= (0,99 ¸ 0,995);
hз.п.
- кпд закрытой передачи, hз.п.
= (0,96 ¸ 0,98).
h = 0,992
·0,982
·0,982
=0,904
, (2)
где Р - расчётная мощность электродвигателя, кВт;
Рр.м.
- мощность рабочей машины, кВт.
, (3)
где F - тяговое усилие каната, кН;
u - скорость каната, м/с.
кВт
кВт
По таблице [4, с.384] выбираем подходящий электродвигатель.
Таблица 1.
Типы двигателей
Мощность, кВт |
Тип двигателя |
Номинальная частота, об/мин |
5,5 |
4А100L2У3 |
2880 |
4А112М4У3 |
1445 |
4А132S6У3 |
965 |
4А132М8У3 |
720 |
2.2. Определение общего передаточного числа привода и его разбивка по ступеням
u=u1
·u2
,
(4)
где u – общее передаточное число привода;
u1
– передаточное число первой ступени;
u2
– передаточное число второй ступени.
Определим передаточное число привода для всех приемлемых вариантов типа двигателя.
(5)
где nэ.д.
– частота вращения вала электродвигателя, об/мин;
nр.м
– частота вращения рабочей машины, об/мин.
(6)
об/мин
Из стандартного ряда передаточных чисел первой ступени u1
= 4.
Из стандартного ряда передаточных чисел второй ступени u2
= 4,5.
2.3. Определение частоты вращения и моментов на валах
(7)
(8)
где nт
– частота вращения тихоходного вала редуктора, об/мин;
nб
– частота вращения промежуточного вала редуктора, об/мин;
об/мин
об/мин
Проверка отклонения частоты вращения рабочей машины от расчетной.
< 5% (9)
(10)
где ωэ.д.
– угловая скорость вала электродвигателя, с-1
.
с-1
с-1
с-1
P
=
T
·
ω
, (11)
где Pэл
– мощность электродвигателя, Вт;
Tэд
– крутящийся момент на валу электродвигателя, Н·м.
Н·м
Т1
=Тэд
·u
1
∙
,(12)
Т2
=Т1
·u
2
, (13)
где Т1
– крутящийся момент промежуточного вала редуктора, Н·м;
Т2
– крутящийся момент тихоходного вала редуктора, Н·м.
Тп
=46·4∙0,99∙0,98∙0,98=174,95 Н·м
Тт
=174,95·4,5∙0,99∙0,98∙0,98=748,54 Н·м
Таблица 2.
Параметры привода
Крутящий момент Т, Н×м |
Частота n, об/мин |
Угловая скорость w, с-1
|
Передаточное число u |
Двигатель 4А250М6У3 |
46 |
965 |
101 |
Редуктор, промежуточной вал |
174,95 |
241,25 |
25,25 |
4 |
Рабочий тихоходный вал |
748,54 |
53,61 |
5,61 |
4,5 |
Вывод: в данном пункте был произведен энерго-кинематический расчет привода. Выбран асинхронный двигатель. Рассчитаны передаточные числа каждой ступени. Определены крутящие моменты, угловые скорости и частоты вращения на валах ступеней.
3. РАСЧЁТ РЕДУКТОРА
3.1. Расчет первой ступени цилиндрического редуктора
3.1.1.
Выбор материала и определение допускаемых напряжений
По таблице 3.2 [4,с.50] выбираем марку стали: 45 термообработка –нормализация. Принимаем твёрдость шестерни НВ1
=207, твёрдость колеса НВ2
=195.
Допускаемое контактное напряжение:
[σн
]= (1,8· НВср
+67)×КHL
, (14)
где [σн
]- допускаемое контактное напряжение, Н/мм2
;
КHL
– коэффициент долговечности, КHL
=1;
НВср
– твердость детали.
[σн.
]1
=1,8· 207+67= 439,6 Н/мм2
[σн.
]2
=1,8· 195+67= 418 Н/мм2
За расчётное допускаемое напряжение принимаем меньшее из двух допускаемых контактных напряжений [σн
]=418 Н/мм2
.
Допускаемое напряжение изгиба определяется:
[σF
]= 1,03· НВ×КFL
, (15)
где [σF
] - допускаемое напряжение изгиба, Н/мм2
;
KF
L
– коэффициент долговечности, KF
L
=1;
[σ F]1
=1,03·207 = 213,21 Н/мм2
[σ F]2
=1,03·195 = 200,85 Н/мм2
3.1.2.
Определение значения межосевого расстояния
, (16)
где Kнβ
– коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, Kнβ
= 1;
Ka
– вспомогательный коэффициент: для косозубых передач Ka
=43;
ψa
– коэффициент ширины венца колеса, для несимметричных редукторов, ψa
=0,2….0,25, принимаем ψa
= 0,2;
мм
Полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего по ГОСТ 6636-69 aω
=150 мм.
3.1.3.
Определение рабочей ширины венца колеса и шестерни
(17)
(18)
где
- рабочая ширина венца шестерни, мм;
- рабочая ширина венца колеса, мм.
3.1.4.
Определение модуля передачи
, (19)
где m – модуль передачи, мм;
Кm
– вспомогательный коэффициент, для косозубой передачи Кm
= 5,8;
d2
– делительный диаметр колеса, мм.
(20)
мм
Полученное значение модуля округляет до ближайшего значения из стандартного ряда по ГОСТ 9563-60 m= 1,5 мм.
3.1.5.
Определение суммарного числа зубьев и угла наклона зуба
, (21)
Принимаем минимальный угол наклона зуба βmin
равным 10°.
(22)
где zΣ
– суммарное число зубьев;
z1
,z2
– числа зубьев шестерни и колеса;
β – действительное значение угла наклона зуба.
3.1.6.
Определение числа зубьев шестерни и колеса
(23)
z2
=196 – 39= 157
3.1.7.
Определение фактического значения передаточного числа.
Проверка передачи по передаточному числу
(24)
Δu=(|uт
-u|/uт
)·100% <4%
, (25)
где u – фактическое значение передаточного числа редуктора;
uт
– теоретическое значение передаточного числа взятого из стандартного ряда редукторов, uт
=4;
Du – отклонение фактического значения передаточного числа редуктора от заданного, %.
D
u=(|4,03-4|)/4·100%=0,75%
<4%
3.1.8.
Определение фактического межосевого расстояния.
(26)
мм
3.1.9.
Определение геометрических параметров колеса и шестерни
Делительные диаметры
d1
=
m
×
z1
/
cos
b,
(27)
d2
=
m
×
z2
/
cos
b,
где d1
– диаметр шестерни, мм;
d2
– диаметр колеса, мм.
d1
=1,5
×39/
cos11,48
°=59,7 мм
d2
=1,5
×157/
cos11,48
°=240,3 мм.
Диаметры вершин зубьев
da1
=d1
+2
×
m,
(28)
da
2
=
d2
+2
×
m,
где da
1
– диаметр вершины зуба шестерни, мм;
da
2
– диаметр вершины зуба колеса, мм.
da1
=59,7
+2
×1,5
= 62,7
мм
da2
=240,3
+2
×1,5
= 243,3
мм
Диаметры
впадин
зубьев
df1
= d1
-2,5
×
m
, (29)
df2
= d2
-2,5
×
m
,
где df1
– диаметр впадины зуба шестерни, мм;
df2
– диаметр впадины зуба шестерни, мм.
df1
=59,7 – 2,5
×1,5= 55,95мм
df2
=240,3 – 2,5
×1,5= 236,55 мм
3.1.10.
Проверка зубьев шестерни и колеса на контактную выносливость
,
(30)
где К – вспомогательный коэффициент, для косозубых передач К=376 [4,с.61]
Кнα
– коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями, по графику [4,с.63] находим Кнα
= 1,14;
Kн
υ
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, определим по таблице 4.3. [4,с.62]Kн
υ
= 1,04;
Колесо и шестерня проходят проверку на контактную выносливость.
3.1.11.
Проверка зубьев шестерни и колеса на выносливость при изгибе.
s
F2
=
YF
2
×
Y
b
×
KF
b
×
KF
n
×2
×Т2
/(
d2
b2
×
m)
£[
s
F
]2
,
(31)
s
F1
=
s
F2
(
Y
F1
/
YF
2
)
£[
s
F
]1,
(32)
где sF1,2
– фактические напряжения изгиба для шестерни и колеса, Н/мм2
;
YF
1,2
– коэффициенты формы зуба для колеса и шестерни, определяются в зависимости от эквивалентного числа зубьев (zv
1
=z1
/cos3
b1
; zv
2
=z2
/cos3
b2
), и коэффициента смещения равный 0, и определяется по графику;
Yb
- коэффициент, учитывающий наклон зуба;
KF
b
- коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба,
KF
b
=1;
KF
n
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, KF
n
=1,11.
Значение YF
1,2
определяем по таблице 4.4 [4,с.64] в зависимости от эквивалентного числа зубьев, zv
1,2
= z1,2
/cos3
β.
zv2
=157/cos3
11,48
°
= 166,8
YF2
=3,62
zv1
=39/cos3
11,48
°
= 41,44
YF1
=3,69
Y
b
=1-β
0
/140
(33)
Y
b
=1-11,48
°
/140=0,918
s
F2
=2
×
174950
×
3,62
×
1
×
0,918
×
1,11/(240,3
×
30
×
1,5) = 119,4 МПа
s
F2
= 119,4
£
200,85 Н
/мм
2
s
F1
=119,4(3,69/3,62) = 121,7
£[
s
F
]2
s
F1
= 121,7
£213,21Н
/мм
2
Колесо и шестерня проходят проверку на изгиб.
Таблица 3.
Параметры первой ступени косозубой передачи
Шестерня |
Колесо |
Материал |
Сталь 45 |
Сталь 45 |
Твердость НВ |
207 |
195 |
Допускаемое контактное напряжение [σн], Н/мм2 |
439,6 |
418 |
Допускаемое напряжение на изгиб [σF], Н/мм2 |
213,21 |
200,85 |
Ширина венца b, мм |
34 |
30 |
Делительный диаметр d, мм |
59,7 |
240,3 |
Диаметр впадин df
, мм |
55,95 |
236,55 |
Диаметр вершин dа
, мм |
62,7 |
243,3 |
Число зубьев z |
39 |
157 |
Контактное напряжение σн
, Н/мм2
|
412,7 |
Напряжение на изгиб σF
, Н/мм2
|
121,7 |
119,4 |
Межосевое расстояние аw
, мм |
150 |
Угол наклона зубьев b, ° |
11,48 |
Фактическое передаточное число редуктора uф
|
4,03 |
Модуль передачи m |
1,5 |
3.2. Расчет второй ступени цилиндрического редуктора
3.2.1.
Выбор материала и определение допускаемых напряжений
По таблице 3.2 [4,с.50] выбираем марку стали: 45 термообработка –нормализация. Принимаем твёрдость шестерни НВ1
=207, твёрдость колеса НВ2
=195.
Допускаемое контактное напряжение:
[σн.
]1
=1,8· 207+67= 439,6 Н/мм2
[σн.
]2
=1,8· 195+67= 418 Н/мм2
За расчётное допускаемое напряжение принимаем меньшее из двух допускаемых контактных напряжений [σн
]=418 Н/мм2
.
Допускаемое напряжение изгиба определяется:
[σ F]1
=1,03·207 = 213,21 Н/мм2
[σ F]2
=1,03·195 = 200,85 Н/мм2
3.2.2.
Определение значения межосевого расстояния
мм
Полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего по ГОСТ 6636-69 aω
=240 мм.
3.2.3.
Определение рабочей ширины венца колеса и шестерни
3.2.4.
Определение модуля передачи
мм
Полученное значение модуля округляет до ближайшего значения из стандартного ряда по ГОСТ 9563-60 m = 2,5 мм.
3.2.5.
Определение суммарного числа зубьев и угла наклона зуба
3.2.6.
Определение числа зубьев шестерни и колеса
z2
=189 – 34= 155
3.2.7.
Определение фактического значения передаточного числа. Проверка передачи по передаточному числу
D
u=(|4,56-4,5|)/4,5·100%=1,33%
<4%
3.2.8.
Определение фактического межосевого расстояния.
мм
3.2.9.
Определение геометрических параметров колеса и шестерни
Делительные диаметры
d1
=2,5
×34/
cos10,14
°=86,4 мм
d2
=2,5
×155/
cos10,14
°=393,6 мм.
Диаметры вершин зубьев
da1
=86,4
+2
×2,5
= 91,4
мм
da2
=393,6
+2
×2,5
= 398,6
мм
Диаметры
впадин
зубьев
df1
=86,4 – 2,5
×
2,5= 80,15мм
df2
=393,6 – 2,5
×
2,5= 387,35 мм
3.2.10.
Проверка зубьев шестерни и колеса на контактную выносливость
Кнα
– коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями, по графику [4,с.63] находим Кнα
= 1,11;
Kн
υ
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, определим по таблице 4.3. [4,с.62]Kн
υ
= 1,01;
Колесо и шестерня проходят проверку на контактную выносливость.
3.2.11.
Проверка зубьев шестерни и колеса на выносливость при изгибе.
KF
n
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, KF
n
=1,04.
Значение YF
1,2
определяем по таблице 4.4 [4,с.64] в зависимости от эквивалентного числа зубьев, zv
1,2
= z1,2
/cos3
β.
zv2
=155/cos3
10,14
°
= 162,5
YF2
=3,62
zv1
=34/cos3
10,14
°
= 35,6
YF
1
=3,75
Y
b
=1-10,14
°/140=0,928
s
F2
=2
×748540
×3,62
×1
×0,928
×1,04/(393,6
×48
×2,5) = 110,7 МПа
s
F2
= 110,7
£200,85 Н
/мм
2
s
F1
=110,7(3,75/3,62) = 114,7
£[
s
F
]2
s
F1
= 114,7
£ 213,21Н
/мм
2
Колесо и шестерня проходят проверку на изгиб.
Таблица 4.
Параметры первой ступени косозубой передачи
Шестерня |
Колесо |
Материал |
Сталь 45 |
Сталь 45 |
Твердость НВ |
207 |
195 |
Допускаемое контактное напряжение [σн], Н/мм2 |
439,6 |
418 |
Допускаемое напряжение на изгиб [σF], Н/мм2 |
213,21 |
200,85 |
Ширина венца b, мм |
52 |
48 |
Делительный диаметр d, мм |
86,4 |
393,6 |
Диаметр впадин df
, мм |
80,15 |
387,35 |
Диаметр вершин dа
, мм |
91,4 |
398,6 |
Число зубьев z |
34 |
155 |
Контактное напряжение σн
, Н/мм2
|
405,6 |
Напряжение на изгиб σF
, Н/мм2
|
114,7 |
110,7 |
Межосевое расстояние аw
, мм |
240 |
Угол наклона зубьев b, ° |
10,14 |
Фактическое передаточное число редуктора uф
|
4,56 |
Модуль передачи m |
2,5 |
3.3. Расчет нагрузок привода
Силы в зацеплении первой ступени
Определим окружную силу.
, (34)
Н
Определим радиальную силу.
, (35)
где a - угол зацепления, для косозубых передач он принят a = 20°.
Н
Определим осевую силу.
, (36)
Н
Силы для шестерни равны по значению силам для колеса, но противоположны по знаку.
Определение консольных сил
Определим силу действующую на быстроходный вал от муфты.
(37)
Н
Силы в зацеплении второй ступени
Определим окружную силу.
, (38)
Н
Определим радиальную силу.
, (39)
где a - угол зацепления, для косозубых передач он принят a = 20°.
Н
Определим осевую силу.
, (40)
Н
Силы для шестерни равны по значению силам для колеса, но противоположны по знаку.
Определение консольных сил
Определим силу действующую на тихоходный вал от муфты.
(41)
Н
Таблица 5.
Нагрузка привода
Быстроходный вал |
Промежуточный вал |
Тихоходный вал |
1 ступень |
2 ступень |
Окружная сила Ft
, Н |
1456,1 |
1456,1 |
3803,6 |
3803,6 |
Радиальная сила Fr
, Н |
540,8 |
540,8 |
1406,4 |
1406,4 |
Осевая сила Fa
, Н |
295,7 |
295,7 |
680,3 |
680,3 |
Консольная сила Fм
, Н |
339,1 |
- |
- |
1368 |
Схема нагружения валов цилиндрического двухступенчатого редуктора приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема нагружения валов
3.4. Расчёт валов
3.4.1.
Проектный расчёт валов
Быстроходный вал.
Из рекомендации применяем термически обработанную среднеуглеродистую сталь 45.
НВ=200
, (42)
где d1
– диаметр входного вала под шкив, мм;
[τ] – напряжение кручения, [τ]к
=10Н/мм2
.
l1
=(1,2…1,5)
d1
,
(43)
где l1
– длина ступени вала под шкив, мм.
мм
l1
=1,2·28,4 = 34,08 мм
По таблице 7.1. [4, с.109] определяем значение высоты буртика t= 2,2 мм.
d2
=d1
+2t,
(44)
где d2
– диаметр вала под подшипник и под уплотнение крышки с отверстием, мм.
l2
=1,5
d2
,
(45)
где l2
– длина ступени вала под подшипник и под уплотнение крышки с отверстием.
d2
= 28,4+2·2,2 = 32,8 мм
l2
= 1,5·32,8= 49,2 мм
d3
=
d2
+3,2
r,
(46)
где r – радиус галтели, определяем по таблице 7.1.[4, с.109], r= 2,5 мм;
d3
– диаметр вала под шестерню, мм.
d3
= 32,8+3,2·2,5 = 40,8 мм
Длину ступени вала под шестерню (l3
) определяем из компоновки редуктора.
d4
=
d2
,
l4
=
B
где d4
– диаметр вала под подшипник, мм;
l4
– длина ступени вала под подшипник, мм;
В – ширина внутреннего кольца подшипника, мм.
Полученные значения d2
и d4
округляем до ближайшего значения внутреннего кольца подшипника d=35мм.
Значения d1
, l1
, l2
,d3
округляем до ближайшего стандартного значения Ra40.
d1
=28мм
l1
=34мм
l2
=50мм
d3
=40мм
Промежуточный вал.
Из рекомендации применяем термически обработанную среднеуглеродистую сталь 45.
НВ=200
[τ] – напряжение кручения, [τ]к
=15Н/мм2
.
мм
По таблице 7.1. [4, с.109] определяем значение высоты буртика t = 2,5 мм.
d2
= 38,8+2·2,5 = 43,8 мм
По таблице 7.1.[4, с.109] определяем r = 3 мм.
d3
= 43,8+3,2·3 = 53,4 мм
Длину ступени вала под шестерню и под колесо (l3
) определяем из компоновки редуктора.
d4
=
d2
,
l2
=
l4
=
B
где d4
– диаметр вала под подшипник, мм;
l4
– длина ступени вала под подшипник, мм;
В – ширина внутреннего кольца подшипника, мм.
Полученные значения d2
и d4
округляем до ближайшего значения внутреннего кольца подшипника d=45мм.
Значения d1
, d3
округляем до ближайшего стандартного значения Ra40.
d1
=38мм
d3
=53мм
Тихоходный вал.
Из рекомендации применяем термически обработанную среднеуглеродистую сталь 45.
НВ=200
, (47)
где d1
– диаметр входного вала под полумуфту, мм;
[τ] – напряжение кручения, [τ]к
= 20 Н/мм2
.
l1
=(1,0…1,5)
d1,
(48)
где l1
– длина ступени вала под полумуфту, мм.
мм
l1
= 1,2·57,2 = 68,64 мм
По таблице определяем значение высоты буртика t= 3мм
d2
=d1
+2t,
(49)
где d2
– диаметр вала под подшипник и под уплотнение крышки с отверстием, мм.
l2
=1,25
d2,
(50)
где l2
– длина ступени вала под подшипник и под уплотнение крышки с отверстием.
d2
=57,2+2·3=63,2 мм
l2
=1,25·63,2=79мм
d3
=
d2
+3,2
r,
(51)
где r – радиус галтели, определяем по таблице, r=3,5мм;
d3
– диаметр вала под колесо, мм.
d3
=63,2+3,2·3,5=74,4 мм
Длину ступени вала под колесо (l3
) определяем из компоновки редуктора.
d4
=
d2
,
l4
=
B,
где d4
– диаметр вала под подшипник, мм;
l4
– длина ступени вала под подшипник, мм;
В – ширина внутреннего кольца подшипника, мм.
Полученные значения d2
и d4
округляем до ближайшего значения внутреннего кольца подшипника d=65 мм.
Значения d1
, l1
, l2
,d3
округляем до ближайшего стандартного значения Ra40.
d1
=56мм
l1
=71мм
l2
=80мм
d3
=75мм
Таблица 6.
Конструктивные параметры валов
Вал |
Быстроходный
|
Промежуточный |
Тихоходный |
Диаметр выходного конца вала d1
, мм |
28 |
- |
56 |
Длина выходного конца вала l1
, мм |
34 |
- |
71 |
Диаметр вала под подшипник d2
= d4
, мм |
35 |
45 |
65 |
Длина вала под подшипник и крышку с уплотнением l2
, мм |
50 |
25 |
80 |
Диаметр вала под шестерню или колесо d3
, мм |
40 |
53 |
75 |
3.4.2.
Проверочный расчёт валов.
Определение точек приложения нагрузок
Точки приложения реакций подшипников определим из эскизной компоновки редуктора (приложение 1). На валах расположены радиальные подшипники, и, следовательно, расстояние между реакциями опор вала равно l.
l = L – B, (52)
где L – расстояние между внешними сторонами пары подшипников, мм;
В – ширина подшипника, мм.
Определяем из компоновки.
Для быстроходного вала L = 195,75 мм, В =17 мм.
Для промежуточного вала L = 211,75 мм, В =25 мм.
Для тихоходного вала L = 227,75 мм, В =33 мм.
lб
= 195,75 – 17 = 178,75 мм
lпр
= 211,75 – 25 = 186,75 мм
lт
= 227,75 – 33 = 194,75 мм
Расстояние от центра подшипника до центра шестерни или колеса определим из компоновки.
lб1
= 48,25 мм,
lб2
= 130,5 мм
lпр1
= 52,25 мм,
lпр2
= 65,75 мм,
lпр3
= 68,75 мм
lт1
= 122 мм,
lт2
= 72,75 мм
Сила давления муфту приложена к торцевой плоскости выходного конца вала на расстоянии lм
от точки приложения реакции смежного подшипника.
Быстроходный вал.
lм1
= 75,5 мм
Тихоходный вал.
lм2
= 134,5 мм
Определение реакций в опорах подшипников
Расчетная схема быстроходного вала представлена на рисунке 3.
Вертикальная плоскость.
SМА
= 0
-96,6Н
Меняем направление реакции.
SМВ
= 0
- 444,2Н
Меняем направление реакции.
Проверка
SY = 0
Горизонтальная плоскость.
SМА
= 0
Н
Меняем направление реакции.
SМВ
= 0
Н
Меняем направление реакции.
Проверка
SХ = 0
–536,3 –580,7 + 1456,1 – 339,1=0
Расчетная схема промежуточного вала представлена на рисунке 4.
Вертикальная плоскость.
SМС
= 0
Н
Меняем направление реакции.
SМD
= 0
Н
Меняем направление реакции.
Проверка
SY = 0
Горизонтальная плоскость.
SМС
= 0
Н
Меняем направление реакции.
SМD
= 0
Н
Меняем направление реакции.
Проверка
SХ = 0
–2449 –2810,7 + 1456,1 + 3803,6=0
Расчетная схема тихоходного вала представлена на рисунке 5.
Вертикальная плоскость.
SМЕ
= 0
Н
Меняем направление реакции.
SМН
= 0
Н
Проверка
SХ = 0
162,1 – 1568,5 + 1406,4 =0
Горизонтальная плоскость.
SМН
= 0
Н
Меняем направление реакции.
SМЕ
= 0
Н
Меняем направление реакции.
Проверка
SУ = 0
–2365,6 – 70 + 3803,6 – 1368=0
Определение суммарных реакций в опорах подшипников
Быстроходный вал.
Н
Н
Промежуточный вал.
Н
Н
Тихоходный вал.
Н
Н
Построение эпюры изгибающих и крутящих моментов
Строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной плоскости в характерных сечениях.
Быстроходный вал.
МХ1
= 0; МХ2
= 0; МХ3
= −
RA
у
∙
lб1
; МХ4
= 0; МХ3
= −
RВу
∙
lб2
МХ3
= − 580,7∙48,25= −28,02 Нм; МХ3
=− 536,3∙130,5= −70 Нм
Промежуточный вал.
МХ1
= 0; МХ4
= 0
МХ2
= −
RСу
∙
lпр1
; МХ2
= −
RD
у
∙(
lпр2
+
lпр3
)+
Fr
12
∙
lпр2
МХ3
= −
RСу
∙(
lпр1
+
lпр2
)+
Fr
21
∙
lпр2
; МХ3
= −
RD
у
∙
lпр3
;
МХ2
= −874,4∙52,25= −45,7 Нм; МХ3
=−1072,8∙68,75= −73,76 Нм
МХ2
= −1072,8∙(65,75 + 68,75)+1406,4∙65,75=−51,82 Нм
МХ3
= −874,4∙(52,25 + 65,75)+540,8∙65,75=−67,62 Нм
Тихоходный вал.
МХ1
= 0; МХ3
= 0; МХ2
=
RЕу
∙
lт1
; МХ4
= 0; МХ2
= −
RНу
∙
lт2
МХ2
= 162,1∙122= 19,8 Нм; МХ2
=− 1568,5∙72,75= −114,1 Нм
Строим эпюры изгибающих моментов в горизонтальной плоскости в характерных сечениях.
Быстроходный вал.
МУ1
= 0; МУ2
=
F
М1
∙
l
М1
; МУ3
=
F
М1
∙(
l
М1
+
lб1
)+
RАх
∙
lб1
; Му4
= 0;
МУ2
= 339,1∙75,5=25,6 Нм
МУ3
= 339,1∙(75,5+48,25)+580,7∙48,25=70 Нм
Промежуточный вал.
МУ1
= 0; МУ2
=
RСх
∙
lпр1
; МУ3
=
RСх
∙(
lпр1
+
lпр2
)−
Ft
21
∙
lпр2
; Му4
= 0;
МУ2
= 2449∙52,25=127,96 Нм
МУ3
=2449∙(52,25+65,75)−1456,1∙65,75=193,2 Нм
Тихоходный вал.
МУ1
= 0; МУ2
=
RЕх
∙
lт1
; МУ3
=
RЕх
∙
lт
−
Ft
22
∙
lт2
; Му4
= 0;
МУ2
= 2365,6∙122=288,6 Нм
МУ3
=2365,6∙194,75−3803,6∙72,75=184 Нм
Определим крутящие моменты на каждом валу.
Быстроходный вал.
Нм
Промежуточный вал.
Нм
Тихоходный вал.
Нм
Определение суммарных изгибающих моментов
Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях 2 и 3.
Быстроходный вал.
Нм
Нм
Наиболее нагруженное сечение 3 под шестерней.
Промежуточный вал.
Нм
Нм
Наиболее нагруженное сечение 3 под шестерней.
Тихоходный вал.
Нм
Нм
Наиболее нагруженное сечение 2 под колесом.
Рисунок 3. Расчетная схема быстроходного вала
Рисунок 4. Расчетная схема промежуточного вала
Рисунок 5. Расчетная схема тихоходного вала
Расчет валов на прочность
Расчет валов на прочность выполним на совместное действие изгиба и кручения. Цель расчета – определить коэффициенты запаса прочности в опасных сечениях вала и сравнить их с допускаемыми:
s³ [s].
Определение напряжения в опасных сечениях вала
Нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, при котором амплитуда напряжений sа
равна расчетным напряжениям изгиба sи
:
, (53)
где М – суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении, Нм;
Wнетто
– осевой момент сопротивления сечения вала, мм3
.
- для круглого сплошного сечения вала,
- для вала с шпоночным пазом.
Быстроходный вал.
Третье сечение.
мм3
Н/мм2
Промежуточный вал.
Третье сечение.
мм3
Н/мм2
Тихоходный вал.
Второе сечение.
мм3
Н/мм2
Касательные напряжения изменяются по отнулевому циклу, при котором амплитуда цикла tа
равна половине расчетных напряжений кручения tк
:
, (54)
где Мк
– крутящий момент, Нм;
Wrнетто
– полярный момент инерции сопротивления сечения вала, мм3
.
- для круглого сплошного сечения вала,
- для вала с шпоночным пазом.
Быстроходный вал.
Третье сечение.
мм3
Н/мм2
Промежуточный вал.
Третье сечение.
мм3
Н/мм2
Тихоходный вал.
Второе сечение.
мм3
Н/мм2
Определение коэффициента концентрации нормальных и касательных напряжений для расчетного сечения вала
; (55)
содержание ..
359
360
361 ..
|