Главная      Учебники - Производство     Лекции по производству - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  591  592  593   ..

 

 

Расчёт редуктора

Расчёт редуктора

3.1 Число зубьев колеса

×U=32×1,6=51

3.2 Внешний окружной модуль

мм

3.3 Уточняем значение

мм

3.4 Углы делительных конусов

ctqd1 =U=1,6 d1 = 320

d2 =900 -d1 =900 -320 =580

3.5 Внешнее конусное расстояние

мм

3.6 Длина зуба

мм

3.7 Внешний делительный диаметр

мм

3.8 Средний делительный диаметр шестерни

мм

3.9 Внешние диаметры шестерни и колеса (по вершинам зубьев)

мм

мм

3.9 Средний окружной модуль

мм

3.10 Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру

3.11Средняя окружная скорость

м/с

Для конических передач обычно назначают 7-ю степень точности.

3.12 Для проверки контактных напряжений определяем коэффициент нагрузки

По табл. 3.5 [1] при ψbd =0,28;консольним расположением колес и твердости НВ < 350 коэффициент учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, КНβ = 1,15.

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями, КH a =1,05 [1] см. таб. 3.4

Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, для прямозубых колес при u£ 5 м/с, КH u =1,05 [1]cм. таб. 3.6

Таким образом, Кн = 1,15×1,05×1,05 = 1,268.

3.13 Проверяем контактные напряжения по формуле (3.27) из [1]

= 346,4 МПа,

346,4<[sH ]=442 МПа

Условие прочности выполнено

3.14 Силы, действующие в зацеплении:

Окружная

= 1920 Н;

радиальная

592,6 Н;

Осевая

370 H

3.15 Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле(3.31) из [1]:

.

3.16 Коэффициент нагрузки

KF = KF β ∙KF u

3.17 По табл. 3.7 [1] при ψbd = 0,28,консольном расположении, валах на роликовых подшипниках колес и твердости НВ < 350 значение K = 1,37.

3.18 По табл. 3.8 [1] при твердости HB<350, скорости u=1,02 м/с и 7-й степени точности коэффициент KF u =1,25(значение взято для 8-й степени точности в соответствии с указанием [1] стр.53

Таким образом, KF u =1,37×1,25=1,71

3.19 Коэффициент, учитывающий форму зуба, YF зависит от эквивалентного числа зубьев;

у шестерни

37,7 ;

у колеса

96,2

при этом коэффициенты YFl = 3,72 и YF 2 = 3,605 (см. с. 42) [1].

3.20 Определяем допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжением изгиба:

По таб.3.9 [1] для стали 45 улучшенной при твердости HB<350

s0 Flimb =1,8 HB

Для шестерни σ = 1,8 260 = 468 МПа;

Для колеса σ = 1,8∙230 = 414 МПа.

3.21Коэффициент запаса прочности [SF ] = [SF ]'∙[SF ]''

По табл. 3.9 [1] [SF ]¢ = 1,75 для стали 45 улучшенной; коэффициент [SF ]" = 1 для поковок и штамповок. Следовательно, [SF ] = 1,75.

3.22 Допускаемые напряжения:

для шестерни [σF 1 ] = = 236,5 МПа;

для колеса [σF 2 ] = = 206 МПа.

Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение меньше. Найдем эти отношения:

для шестерни = 64 МПа.

для колеса = 57 МПа

3.23 Проверку на изгиб проводим для колеса:

= 154 МПа < 206 МПа

Условие прочности выполнено.


4. Предварительный расчет валов редуктора и выбор подшипников

Предварительный расчет валов на кручение, выполняют по пониженным допускаемым напряжениям.

4.1 Крутящие моменты в поперечных сечения валов:

Ведущего МII =92×103 H×м

Ведомого МIII =140×103 Н×м

4.2 Определим диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении [tк ]=20 МПа для ведущего вала:

26 мм

Принимаем ближайшие большее значение из стандартного ряда dB 2 = 28

мм.

Диаметр вала под подшипниками принимаем dП2 = 35 мм,

Диаметр под шестерни dK 2 =28 мм

4.3 Определим диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении [tк ]=15 МПа для ведомого вала:

36 мм.

Принимаем ближайшие большее значение из стандартного ряда dB 3 = 38 мм.

Диаметр вала под подшипниками принимаем dП3 = 45 мм.

Диаметр под зубчатым колесом dK 3 =50 мм

Диаметр под уплотнитель d=40 мм


5. Конструктивные размеры шестерни и колеса

5.1 Шестерня:

Сравнительно небольшие размеры шестерни по отношению к диаметру вала позволяют не выделять ступицу. Длина посадочного участка (назовем его по аналогии lст. ).

lст . =b= 30 мм

5.2 Колесо:

Коническое колесо кованое.

Его размеры: dае2 =184 мм; b2 = 30 мм.

Диаметр ступицы dст = l,2·dk 2 = 1,2 · 50 = 60 мм; длина ступицы lст = (1,2 l,5)dk 2 = (1,2 1,5) ∙ 28 = 33,6 ÷42 мм, принимаем lст = 38 мм.

Толщина обода δ0 = (3 4) m = (3 4)∙3 = 9 12 мм, принимаем δ0 = 10 мм.

Толщина диска С =(0,1÷ 0,17) Re =(0,1÷0,17)·105=10,5÷17,9 мм

Принимаем с=14 мм.

6. Конструктивные размеры корпуса редуктора

6.1 Толщина стенок корпуса и крышки:

δ = 0,05·Re +1=0,05·105+1=6,268 мм; принимаю δ=7 мм

δ1 =0,04·Re +1=0,04·105+1=5,21 мм; принимаю δ=6 мм.

6.2 Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:

верхнего пояса корпуса и пояса крышки

b = 1,5 δ = 1,5∙7 = 10,5 мм; принимаю b=11 мм

b1 = 1,5∙δ1 = 1,5∙6= 9 мм;

нижнего пояса корпуса

р = 2,35 δ = 2,35∙7 = 16,45 мм; принимаю р = 17 мм.

6.3 Диаметр болтов:

фундаментных d1 = 0,055Re +12=0,055·105+12=17,79 мм; принимаю фундаментальные болты с резьбой М18;

болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипника,

d2 = (0,7 0,75)d1 = (0,7 0,75)∙18 = 12,0 13,5 мм;

принимаю болты с резьбой М12;

болтов, соединяющих крышку с корпусом,

d3 = (0,5 0,6) d1 = (0,5 0,6)∙18 = 9 10,8 мм;

принимаю болты с резьбой М10.


7. Первый этап компоновки редуктора

Компоновку обычно проводят в два этапа. Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.

Выбираем способ смазывания: зацепление зубчатой пары – окунанием зубчатого колеса в масло; для подшипников – пластичный смазочный материал. Раздельное смазывание принято потому, что один из подшипников ведущего вала удален, и это затрудняет попадание масляных брызг. Кроме того, раздельная смазка предохраняет подшипники от попадания вместе с маслом частиц металла.

Камеры подшипников отделяем от внутренней полости корпуса мазе удерживающими кольцами.

Устанавливаем возможность размещения одной проекции – разрез по осям валов – на листе формата А1. Предпочтителен масштаб 1:1. проводим посредине листа горизонтальную осевую линию – ось ведущего вала. Намечаем положение вертикальной линии – ось ведомого вала. Из точки пересечения проводим под углом δ1 =32о осевые линии делительных конусов и откладываем на них отрезки Re =105 мм.

Конструктивно оформляем по найденным выше размерам шестерню и колесо. Вычерчиваем их в зацеплении. Ступицу колеса выполняем несимметрично относительно диска, чтобы уменьшить расстояние между опорами ведомого вала.

Подшипники валов расположим в стаканах.

Намечаем для валов роликоподшипники конические однорядные легкой серии (см. таблица П7):


Вал I nI =705 об/мин wI =73,79 рад/с МI =0,025 кН×м
Вал II nII =184,9 об/мин wII =19,36 рад/с МII =0,092 кН×м
Вал III nIII 114,64 об/мин wIII =12 рад/с МIII =0,14 кН×м

Условное

обозначение

подшипника

d D T C C0 e
мм кН
7207 35 72 18,25 38,5 26 0,37
7209 45 85 20,75 50 33 0,41

Наносим габариты подшипников ведущего вала, наметив предварительно внутреннюю стенку корпуса на расстоянии 8-10 мм от торца шестерни и отложив зазор между стенкой корпуса и торцом подшипника для размещения мазеудерживающего кольцо 10-15 мм.

При установке радиально-упорных подшипников необходимо учитывать, что радиальные реакции считают приложенными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к срединам контактных площадок (см. табл. 9.21). для однорядных конических роликоподшипников по формуле:

мм.

Размер от среднего диаметра шестерни до реакции подшипника

f1 =d1 +a1 =35+15,72=50,72 мм

Принимаем размер между реакциями подшипников ведущего вала

с1 ~(1,4÷2,3)· f1 = (1,4÷2,3)· 50,72=7 116 , 6 мм

Принимаем с1 =90 мм.

Размещаем подшипники ведомого вала, наметив предварительно внутреннюю стенку корпуса на расстоянии 10-15 мм от торца ступицы колеса и отложив зазор между стенкой корпуса и торцом подшипника 15-20 мм для размещения мазеудерживающего кольца.

Для подшипников 7209 размер мм

Определяем замером размер А – от линии реакции подшипника до оси ведущего вала. Корпус редуктора выполнен симметричным относительно оси ведущего вала и примем размер А = А = мм. Нанесём габариты подшипников ведомого вала.

Замером определяем расстояния f2 = мм и с2 = мм (так как А`+А=f2 +c2 ).

Очерчиваем контур внутренней стенки корпуса, отложив зазор между стенкой и зубьями колеса, равный 1,5 х, т.е. 15мм.


8. Проверка долговечности подшипника

8.1 С точки зрения конструктивных соображений более рациональным будет просчитать долговечность наиболее нагруженного подшипника на валу, который вращается с большей частотой, т.е. подшипник находящейся радом с шестерней на ведущем валу.

Из предыдущих расчетов имеем Ft = 1920 H, Fr =592,6 H; Fa =370 Н из первого этапа компоновки с1 = 90 мм. и f1 = 50.72 мм

Реакции опор:

в плоскости xz

Rx 2 c1 – Ft f1 = 0 H ;

Rx2 = 1082 H;

Rx1 c1 – Ft (f1 +c1 )= 0 H ;

Rx1 = 3002 H;

Проверка: Rx 2 – Rx 1 + Ft = 1082 – 3002 + 1920 = 0 H;

в плоскости yz

-Ry2 + Fr f1 - Fa = 0 H;

137 H ;

-Ry1 + Fr*(f1 + c1 ) - Fa = 0 H;

729,6 H;

Проверка: H;

Суммарные реакции:

Н ;

Н ;

Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников [формуле (9.9)]

S2 = 0.83ePr2 = 0.83*0.37*1090,6=334 H;

S1 = 0.83ePr1 = 0.83*0.37*3089,5 = 948,8 H;

здесь для подшипников 7207 параметр осевого нагружения e = 0,37

Осевые нагрузки подшипников (см. табл. 9,21) [ Л. 1.] В нашем случае S1 >S2 ; Fa >0; тогда Pa 1 = S1 = 1002.4 H; Pa 2 = S1 + Fa =1002.4 +370=1372.4 H

Рассмотрим левый подшипник

Отношение Pa 1 / Pr 1 = 948.8/3089.5 = 0.307>e, поэтому не следует учитывать осевую нагрузку.

Эквивалентная нагрузка Рэ1 =VРr 1 Kб KT , в которой радиальная нагрузка Рr 1 = 3089,6 Н; V = 1; коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров Kб = 1 (см. табл. 9.19) [Л.1]; КT = 1 (см. табл. 9.20) [Л.1].

Рэ2 = 3089,6 Н.

Расчетная долговечность, млн. об [формула (9.1)]

млн. об

Расчетная долговечность, ч

404190 ч.

Найденная долговечность приемлема так, как требуемая долговечность намного меньше, чем расчетная долговечность подшипника.


9. Второй этап компоновки редуктора

В развитие первой компоновки здесь вычерчивают валы с насаженными на них деталями; размеры мазеудерживающих колец, установочных гаек и шайб, крышек и уплотнений определяют в соответствии с таблицей в гл IX [Л.1.]; размеры шпонок – в соответствии с таблицей в гл VII [Л.1.].

Диаметры участков валов под зубчатые колёса, подшипники и пр. назначают в соответствии с результатами предварительного расчета м с учетом технологических требований на обработку и сборку.

Взаимное расположение подшипников фиксируем распорной втулкой и установочной гайкой М х 1,5 со стопорной многолапчатой шайбой. Толщину стенки втулки назначают (0,1 – 0,15)dп ; прнимаем её равной 0,15*35= 5,25мм.

Мазеудерживающие кольца устанавливают так, чтобы они выходили за торец стакана или стенки внутрь корпуса на 1-2 мм.

Подшипники размещаем в стакане, толщина стенки которого

ст =(0,08-0,12)D,

где D- наружный диаметр подшипника;

примем ст =0,12*72 8 мм.

Для фиксации наружных колец подшипников от осевых перемещений у стакана сделан упор величиной К=6 мм.

У второго подшипника наружное кольцо фиксируем торцовым выступом крышки подшипника через распорное кольцо.

Для облегчения посадки на вал подшипника, прилегающего к шестерне, диаметр вала уменьшаем на 0,5-1 мм на длине. несколько меньшей длинны распорной втулки.

Очерчиваем всю внутреннюю стенку корпуса, сохраняя величины зазоров, принятых в первом этапе компоновки: х=10 мм , и у2 =20 мм и др.

Используя расстояния f2 и с2 , вычерчиваем подшипники.

Для фиксации зубчатое колесо упирается с одной стороны в утолщение вала мм , а с другой – в мазе удерживающее кольцо; участок вала 50 мм делаем короче ступицы колеса, чтобы мазеудерживающее кольцо 45 мм упиралось в торец колеса, а не в буртик вала; преход вала от 50мм к 45мм смещен на 2-3 мм внутрь зубчатого колеса.

Наносим толщину стенки корпуса к = 7 мм и определяем размеры основных элементов корпуса в соответствии с главой X [Л.1.]

Проверка прочности шпоночных соединений

Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360 – 78 (см. табл. 8.9) [1].

Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.

9.1 Напряжения смятия и условие прочности по формуле (8.22)

.

9.2 Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице

c м ] = 100 120 МПа.

9.3 Ведущий вал:

d = 28 мм; сечение шпонки b h = мм; глубина паза t1 = 4 мм; длина шпонки l = 32 мм; момент на ведущем валу МII = 92000= Н-cм;

91.26 МПа

(материал полумуфт МУВП – чугун марки СЧ 20).


9.4 Ведомый вал.

Из двух шпонок – под зубчатым колесом – более нагружена вторая (меньше диаметр вала и поэтому меньше размеры поперечного сечения шпонки). Проверяем шпонку: d = 36 мм; b h = 10 8 мм; t1 = 5 мм; длина шпонки l = 50 мм; момент на ведомом валу МIII =140000 Н∙мм;

Условие σc м < [σc м ] выполнено.

1 0 . Уточненный расчет валов

Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по отнулевому (пульсирующему).

Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями [s]. Прочность соблюдена при s [s].

Будем производить расчет для предположительно опасных сечений каждого из валов.

10.1 Ведущий вал.

Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т. е. сталь 45, нормализованная; σв =570 МПа

10.2 Предел выносливости при симметричном цикле изгиба

σ-1 =0,43·570=246 МПа

10.3 Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений

τ-1 =0,58·246=142 МПа

У ведущего вала определять коэффициент запаса прочности в нескольких сечениях нецелесообразно; достаточно выбрать одно сечение с наименьшым коэффициентом запаса, а именно сечение в месте посадки подшипника, ближайшего к шестерни. В этом опасном сечении действуют максимальные изгибающие моменты Мх и Му и крутящий момент МII

Концентрация напряжений вызвана напрессовкой внутреннего кольца подшипника на вал.

10.4 Изгибающие моменты в двух взаимноперпендикулярных плоскостях.

My = Rx2 ·c1 =1082·90=97,380·103 H·мм

Мх =RY 2 ·c1 =137·90=12,330·103 H·мм

10.5 Сумарный изгибающий момент

Н·мм

10.6 Момент сопротивления сечения

мм3

10.7 Амплитуда нормальных напряжений

МПа

10.8 Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжением

где σ-1 - предел выносливости;

κσ - коэффициент напряжения цикла по нормальным напряжением;

συ - амплитуда нормальных напряжений.

10.9 Полярный момент сопротивления

мм3

10.10 Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

МПа

10.11 Коэффициент запаса прочности по касательным напряжением

где τ-1 -предел выносливости;

ψ-коэффициент учитывающий влияние цикла, ψ=0,1

τm -средние напряжение цикла.

10.7 Результирующий коэффициент запаса прочности


1 1 . Вычерчивание редуктора

Редуктор вычерчивают в двух проекциях на листе формата А1 (594 841 мм) в масштабе 1:1с основной надписью и спецификацией (см. с. 319 – 321) [1].

12. Посадки шестерни, зубчатого колеса, подшипников

Посадки назначаем в соответствии с указаниями в таблице 10,13 [Л,1,]

Посадка зубчатого колеса на вал по ГОСТ 25347-82,

Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала k6.

Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по Н7

Остальные посадки назначаем, пользуясь данными соответственно в таблице 10,13 [Л,1,]

13. Выбор сорта масла

13.1 Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до погружения колеса на всю длину зуба.

13.2 По табл. 10.8 [1] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях σH = 442 МПа и скорости v =1,02 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 34 10-6 м2 /с.

13.3 По табл. 10.10 [1] принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75).

13.4 Подшипники смазываем пластичным смазочным материалом, закладываем в подшипниковые камеры при монтаже. Сорт смази выбираем по л ( табл. 9.14) [1], литол-24(ГОСТ21150-75).

14. Сборка редуктора

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.

Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:

на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80 – 100°С;

в ведомый вал закладывают шпонку 10 8 70 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.

Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.

Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку, устанавливают звездочку и закрепляют ее торцовым креплением; винт торцового крепления стопорят специальной планкой.

Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.

Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  591  592  593   ..