Главная      Учебники - Производство     Лекции по производству - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  552  553  554   ..

 

 

Расчет машинного агрегата для получения электрической энергии с помощью генератора

Расчет машинного агрегата для получения электрической энергии с помощью генератора

1. Устройство и принцип работы машинного агрегата

Машинный агрегат образован последовательным соединением двигателя внутреннего сгорания (ДВС) I, передаточного механизма II и генератора электрического тока III (см. рисунок 1). Одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания служит для преобразования потенциальной энергии продуктов сгорания в механическую работу вращательного движения, которая преобразуется в генераторе в электрическую энергию. Так как угловая скорость вращения ДВС не равна угловой скорости вращения ротора генератора, то между ДВС и генератором установлен передаточный механизм, в виде планетарного зубчатого редуктора.

Двигатель внутреннего сгорания (см. рисунок 2) включает кривошипно-ползунный механизм (КПМ) и механизм газораспределения (МГ).

КПМ состоит из кривошипа (коленчатого вала) 1, шатуна 2, ползуна (поршня) 3 и стойки (корпуса) 0. Силой, вызывающей движение поршня является сила давления расширяющихся газов. Механизм газораспределения обеспечивает наполнение рабочих цилиндров свежим зарядом и очистку их от отработанных газов. Основными элементами механизма газораспределения являются впускные и выпускные клапаны 4 и распределительные валы 5 с кулачками 6. Движение к клапану передается через толкатель 7, штангу 8 и коромысло 9. Кулачок взаимодействует с толкателем по средствам ролика, установленного в нижней части толкателя. Движение к распределительному валу 5 от кривошипа 1 может передаваться цепной передачей или набором цилиндрических зубчатых колес.

Рисунок 2 – Схема двигателя внутреннего сгорания


2. Структурный анализ механизмов

2.1 Общие сведения

Выполнение структурного анализа агрегата проводится в следующей последовательности:

1. Разбивка машинного агрегата на простые механизмы, установка их вида и наименования;

2. Определение количества звеньев в механизме, характера их относительного движения, названия звеньев. Выделение входных (ведущих) и выходных (ведомых) звеньев, их нумерация;

3. Определение вида и класса кинематических пар механизма, обозначение и классификация, определение количества пар каждого класса. Вращательные пары, образованные подвижными и неподвижными звеньями обозначают «О» с индексом подвижного звена; образованные подвижными звеньями – первыми буквами латинского алфавита;

4. Расчет числа степеней свободы механизма.

W=3(n-1)-2p5 -1p4 , (1)

где W-степень подвижности механизма;

n-число звеньев механизма, включая стойку;

p4 , p5 –число кинематических пар 4-го и 5-го класса.

Степень подвижности механизма определяет количество звеньев, которым необходимо задать движение, чтобы все остальные звенья двигались по вполне определенным законам.


2.2 Структурный анализ кривошипно-ползунного механизма

КПМ-плоский, четырехзвенный механизм (n=4): звено 0-стойка; 1-кривошип, совершающий вращательное движение; 2-шатун, совершающий сложное плоскопараллельное движение;3-ползун, совершающий возвратно-поступательное движение (см. рисунок 3).

Рисунок 3 – Структурная схема кривошипно-ползунного механизма

Звенья механизма соединены между собой четырьмя кинематическими парами 5 класса. Характеристика кинематических пар кривошипно-ползунного механизма приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика кинематических пар КПМ

Обозначение Наименование Звенья Класс Характеристика
О1 Вращательная Кривошип 1- стойка 0 5 Плоская, низшая
А Вращательная Кривошип 1- шатун 2 5 Плоская, низшая
В Вращательная Шатун 2 – ползун 3 5 Плоская, низшая
В0 Поступательная Ползун 3 – стойка 0 5 Плоская, низшая

Определяем степень подвижности механизма по формуле 1, где n=4, p4 =0, p5 =4


W=3(4-1)-2 4-0=1

Это значит, что в механизме должно быть одно начальное (ведущее) звено- кривошип 1.

При исследовании КПМ выделяем из механизма структурные группы (группы Ассура) и начальный механизм. Группа Ассура – простейшая кинематическая цепь с парами 5-го класса, присоединенная свободными элементами звеньев к стойке и имеющая нулевую степень подвижности. Группа Ассура состоит только из четного числа звеньев. Для плоских механизмов с низшими парами формула групп Ассура имеет вид:

W=3n-2p5 , (2)

Для кривошипно-ползунного механизма:

W=3 2-2 3=0

Начальный механизм состоит из кривошипа 1, присоединенного к стойке кинематической парой О1 . Степень подвижности начального механизма:

W=3 (2-1)-2 1=1

Кривошипно-ползунный механизм является механизмом 2-го класса 2-го порядка.

2.3 Структурный анализ кулачкового механизма

Трехзвенный кулачковый механизм состоит из стойки 0, кулачка 1, толкателя 2, ролика 2 (см. рисунок 4). Кулачок совершает равномерное вращательное движение с угловой скоростью ωк , толкатель совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение со скоростью vА.

Рисунок 4 – Структурная схема кулачкового механизма

Классификация кинематических пар кулачкового механизма приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Классификация кинематических пар

Обозначение Наименование Звенья Класс кинематической пары
О1 Вращательная Кулачок 1- стойка 0 5
А Кулачковая Кулачок 1- толкатель 2 4
А

Вращательная

(пассивная)

Ролик 2 - толкатель 2 5
В Поступательная Толкатель 2- стойка 0 5

По формуле 1 определяем степень свободы кулачкового механизма:

где n=3;

p4 =1;

p5 =2.

W=3 (3-1)-2 2-1 1=1


Для привода кулачкового механизма достаточно одного источника движения.


3. Кинематический анализ и синтез механизмов

Кинематический синтез механизмов сводится к определению основных размеров звеньев по структурным схемам и закономерностям движения. По полученным размерам строятся кинематические схемы механизмов.

Кинематический анализ механизмов сводится к решению следующих задач:

- разметка траектории движения всех звеньев механизма, позволяющая рационально спроектировать корпусные детали механизма;

- определение скоростей характерных точек механизма в различных его положениях, сто позволяет найти кинетическую энергию всех подвижных звеньев механизма;

- определение ускорений характерных точек механизма для последующего нахождения силы инерции звеньев.

Результаты аналитического анализа используют при динамическом исследовании агрегата.

3.1 Кривошипно-ползунный механизм

3.1.1 Кинематический синтез центрального кривошипно-ползунного механизма

Определяем ход поршня, h0 ,, м:

h0 = , (3)

где vср – средняя скорость движения поршня, м/с;

n1 – частота вращения коленчатого вала, об/мин.

h0 = м

Определяем радиус кривошипа, r, м:

r=h0 /2, (4)

r=0,128/2=0,064 м

Определяем длину шатуна, l, м:

l=r/ λ, (5)

l=0,064х4,8=0,307 м

По известным размерам звеньев вычерчиваем кинематическую схему КПМ.

Определяем масштабный коэффициент длин, μl , м/мм:

μl = , (6)

где rист – истинное значение радиуса кривошипа, м;

О1 А – отрезок на чертеже, отображающий ход поршня, мм.

μl = м/мм

3.1.2 Анализ кривошипно-ползунного механизма

3.1.2.1 Графический метод планов

Угол поворота кривошипа О1 Аi разбиваем на 12 частей. За начало отсчета принимаем положение кривошипа и шатуна, соответствующее нижней мертвой точке ползуна. Из точек Аi циркулем отмеряем расстояние равное длине шатуна АВ в масштабе и на линии движения ползуна делаем засечки. Соединив точки Аi с соответствующими точками Вi ,, получаем промежуточные положения шатуна.

Определяем положение ползуна в соответствующих точках, SBi , м:


SBi = , (7)

где SBi – положение ползуна на чертеже:


SB 1 =7 мм, SB 2 =28 мм, SB 3 =56 мм, SB 4 =91 мм, SB 5 =117 мм, SB 6 =128 мм.

SB 1 =7х10-3 =0,007 м

SB 2 =0,028 м, SB 3 =0,056 м, SB 4 =0,91 м, SB 5 =0.117 м, SB 6 =0,128 м

На плане положений отмечаем точку S1 , соответствующую положению центра тяжести кривошипа из соотношения ; точку S2 ,- центр тяжести шатуна из соотношения .

Для двенадцати положений КПМ необходимо построить совмещенные планы скоростей и ускорений.

Так как звено О1 А совершает вращательное движение, то траекторией точки А является окружность с центром в точке О1. . Вектор скорости точки А направлен перпендикулярно радиусу О1 А, в сторону вращения кривошипа.

Определяем скорость точки А, vA м/с:

vA1 r=const, (8)

где ω1 – угловая скорость кривошипа, рад/с.

ω1 = , (9)


где n1 – частота вращения коленчатого вала, м/с.

ω1 = рад/с

vA =293,07 0,064=18,75 м/с

На чертеже строим вектор скорости vA , в виде отрезка pv a=93,75 мм из полюса pv плана скоростей.

Определяем масштаб плана скоростей, μv , :

μv = , (10)

μv =

Ползун совершает возвратно-поступательное движение, вектор скорости точки В направлен параллельно линии перемещения ползуна. Связь между скоростями точек А и В ползуна выражается векторным уравнением:

vВ =vА +vВА , (11)

где vВ – вектор абсолютной скорости точки В;

vА – вектор скорости переносного движения полюса;

vВА – вектор относительной скорости точки В по отношению к точке А.

Вектор vВА направлен перпендикулярно текущему положению шатуна. На плане скоростей (чертеж ЧГУ.С.КП.150404.00.0.00.01) проводим этот вектор из точки а вектора до линии действия скорости ползуна для всех 12 положений. На пересечении линий действия скоростейvВА и vВ находим точку Вi .

Определяем скорость точки В, м/с:


vВ iv , (12)

vВ1 =0,2 36=7,2 м/с

Определяем относительную скорость точки В относительно полюса-точки А, м/с:


vВА iv , (13)

vВА1 =0,2 83=16,6 м/с

Определяем угловую скорость шатуна,w2 , рад/с:

w2 i =vВА i /l, (14)

w2 1 =16,6 /0,307=54,07 рад/с

Определяем абсолютную скорость центра тяжести кривошипа, vS 1 ,,м/с:

vS 1 = vА , (15)

vS 1 = 18,75 0,4=7,5 м/с

Определяем абсолютную скорость центра тяжести шатуна, vS 2 ,,м/с:

vS 2 i = μv , (16)

vS 21 = 0,2 62=12,4 м/с

Результаты планов скоростей представим в виде таблицы 3.


Таблица 3 – Результаты планов скоростей КПМ

Номер

положения

vA , м/с

vВ ,

м/с

vВА ,

м/с

w2 , рад/с

vS 1 ,

м/с

vS 2,

м/с

0 18,75 0 -18,75 -61 7,5 0
1 18,75 7,2 -16,2 -52,7 7,5 12,4
2 18,75 14,4 -9,4 -30,6 7,5 16
3 18,75 18,75 0 0 7,5 18,75
4 18,75 17,4 9,4 30,6 7,5 17,6
5 18,75 10,4 16,2 52,7 7,5 13,6
6 18,75 0 18,75 61 7,5 0
7 18,75 -11,2 -16,2 -52,7 7,5 -13,6
8 18,75 -18 -9,4 -30,6 7,5 -17,6
9 18,75 -18,75 0 0 7,5 -18,75
10 18,75 -14 9,4 30,6 7,5 -16,
11 18,75 -7,2 16,2 52,7 7,5 -12,4
12 18,75 0 -18,75 -61 7,5 0

Построение плана ускорений начинаем с вычисления ускорения точки А.

Полное ускорение точки А складывается из нормального аn АО1 и касательного аt АО1 ускорений:


аАО1n АО1t АО1 , (17)

Определяем нормальное ускорение, аn АО1 , м/с2 :

аn АО1 = vA ω1 , (18)

аn АО1 = 18,75 293,07=5495,06 м/с2

Касательное ускорение определяется по формуле, м/с2 :

аt АО11 r, (19)

где ε1 - угловое ускорение кривошипа, с-2 .

При равномерном вращении кривошипа ε1 = =0

Следовательно ускорение аАО1n АО1 =5495,06 м/с2

На плане ускорений строим вектор аАО1 =110 мм из полюса pa параллельно текущему положению кривошипа в направлении от точки А к точе О1 .

Определяем масштаб плана ускорений, μа , :


μа = аn АО 1 /pa a, (20)

μа = 5495,06/110=50

Определяем вектор ускорения точки В:

аВ = аАn ВАt ВА , (21)

где аn ВА - нормальная составляющая относительного ускорения движения точки В шатуна по отношению к точке А кривошипа.

Направлен параллельно положению шатуна от точки В к точке А;

аt ВА - касательная составляющая относительного ускорения аВА , направлен перпендикулярно вектору нормального ускорения

Определяем ускорение аn ВА , м/с2 :

аn ВА i = v2 ВА i /l, (22)

аn ВА1 = 16,22 /0,307=854,85 м/с2

Определяем чертежное значение длины вектора аn ВА i , мм:


аа1 = аn ВА1 / μа, (23)

аа1 = 854,85/ 50=17,1 мм


Из точки а строим вектор аа1 параллельно текущему положению шатуна в направлении от точки Вi к точке Аi . Через точку а1 проводим линию действия касательного ускорения аt В i ,, перпендикулярно данному положению шатуна до пересечения с линией перемещения ползуна - точка в.

Определяем ускорение точки В, аВ , м/с2 :


аВ i = μа pa в, (24)

аВ1 = 50 84=4200 м/с2

Определяем касательное ускорение шатуна, аt ВА , м/с2 :

аt ВА = μа а1 в, (25)

аt ВА1 = 50 54=2700 м/с2

Соединяем точки а и в вектором ав, получаем полное ускорение аВА , точки В в относительном движении к полюсу точке А:

аВА1 = μа ав, (26)

аВА1 = 50 52=2600 м/с2

Определяем ускорение центра тяжести кривошипа, аS 1, м/с2 :

аS 1 = μа рS1 , (27)

аS 1 = 50 44=2200 м/с2

Определяем ускорение центра тяжести шатуна, аS 2 , м/с2 :

аS 2 = μа рS2 , (28)

аS 2 = 50 95=4750 м/с2


Определяем угловое ускорение шатуна, ε2 , с-2 :

ε2t ВА /l, (29)

ε2 =2700/0,307=8795 с-2

Результаты планов ускорений представим в виде таблицы 4

Таблица 4 - Результаты планов ускорений

№ положения аА, м/с2 аn ВА i , м/с2 аВ,, м/с2 аt ВА , м/с2 ε2 , с-2 аS 1, м/с2 аS 2, м/с2
0 5495,06 5500 4200 0 0 2200 0
1 5495,06 854,85 4200 2700 8795 2200 4750
2 5495,06 287,8 3200 4700 15309,45 2200 4100
3 5495,06 0 1200 5700 18566,78 2200 3300
4 5495,06 287,8 2250 4700 15309,45 2200 3750
5 5495,06 854,85 5150 2700 8795 2200 5150
6 5495,06 5500 5950 0 0 2200 0
7 5495,06 854,85 5150 2700 8795 2200 5150
8 5495,06 287,8 2250 4700 15309,45 2200 3750
9 5495,06 0 1200 5700 18566,78 2200 3300
№ положения аА, м/с2 аn ВА i , м/с2 аВ,, м/с2 аt ВА , м/с2 ε2 , с-2 аS 1, м/с2 аS 2, м/с2
10 5495,06 287,8 3200 4700 15309,45 2200 4100
11 5495,06 854,85 4200 2700 8795 2200 4750
12 5495,06 4200 4200 0 0 2200 0

3.1.2.2 Аналитический метод

В основе аналитического метода лежат дифференциальные зависимости между перемещением, скоростью и ускорением.

Определяем перемещение ползуна, м:

ХВ i =(1- ) l+r , (30)


ХВ0 = м

Текущее значение перемещений ползуна, м:

ХВ0 =l-r, (31)

ХВ0 =0,307-0,064=0,243 м

SBiВ iВ0, (32)

SB 0 =0,243-0,243=0

Определяем скорость ползуна, м/с:

vВ i = = v В i + v’’ В i , (33)

где v В i – первая гармоническая составляющая скорости точки В:

v В i =r , (34)

v В0 = м/с

v’’ В i –вторая гармоническая составляющая скорости точки В:

v’’ В i =- , (35)

v’’ В i 0 =- =0 м/с

vВ i =0+0=0 м/с

Определяем ускорение ползуна, м/с2 :


аВ i = а В i’’ В i , (36)

где а В i – первая гармоническая составляющая точки В:

а В i = r , (37)

а В0 = м/с2

а’’ В i – вторая гармоническая составляющая точки В:

а’’ В i =- , (38)

а’’ В0 =- м/с2

аВ i =5496,96-1145,2=4351,8 м/с2

Результаты расчетов перемещений, скоростей и ускорений для всех положений представим в виде таблицы 5.

Таблица 5 – Результаты расчетов аналитическим методом

№ положения

ХВ i ,

м

SBi ,

м

vВ i ,

м/с

v В i ,

м/с

v’’ В i ,

м/с

аВ i ,

м/с2

а В i ,

м/с2

а’’ В i ,

м/с2

0 0,2430 0 0 0 0 4351,80 5496,96 -1145,2
1 0,2502 0,0072 7,610 9,380 -1,69 4187,77 4760,37 -572,6
2 0,2703 0,0273 14,550 16,240 -1,69 3321,08 2748,48 572,6
3 0,3007 0,0577 18,756 18,756 0 1145,20 0 1145,2
4 0,3340 0,0910 17,930 16,240 1,69 -2175,8 -2748,48 572,6
5 0,3610 0,1180 11,070 9,380 1,69 -5333,0 -4760,37 -572,6
6 0,3710 0,1280 0 0 0 -6242,2 -5496,96 -1145,2
7 0,3610 0,1180 -11,07 -9,38 -1,69 -5333,0 -4760,37 -572,6

№ положе

ния

ХВ i ,

м

SBi ,

м

vВ i ,

м/с

v В i ,

м/с

v’’ В i ,

м/с

аВ i ,

м/с2

а В i ,

м/с2

а’’ В i ,

м/с2

8 0,3340 0,0910 -17,930 -16,240 -1,69 -2175,8 -2748,48 572,6
9 0,3007 0,0577 -18,756 -18,756 0 1145,2 0 1145,2
10 0,2703 0,0273 -14,55 -16,240 1,69 3321,08 2748,48 572,6
11 0,2502 0,0072 -7,610 -9,380 1,69 4187,77 4760,37 -572,6
12 0,2430 0 0 0 0 4351,80 5496,96 -1145,2

Определяем погрешности метода планов, , %:

v = , (39)

v 1 =

а = , (40)

а1 =

Результаты погрешностей представим в виде таблицы 6

Таблица 6 – Погрешности метода планов

№ положениия 0 1 2 3 4 5 6
vi , % 0 5,3 1,03 0,03 2,96 5,4 0
а i , % 3,48 0,3 3,6 4,7 3,4 3,43 5,53
№ положениия 7 8 9 10 11 12
vi , % 0,45 0,4 0,03 3,8 5,3 0
а i , % 3,43 3,4 4,7 3,6 0,3 3,48

3.1.2.3 Метод кинематических диаграмм

Графический способ кинематического анализа методом кинематических диаграмм заключается в построении графиков перемещений, скоростей и ускорений от угла поворота начального звена.

Для построения диаграммы перемещений ползуна откладываем на оси абсцисс отрезок длиной 240 мм, выражающий один оборот кривошипа (2) и делим на 12 равных частей. От точек 1, 2, 3… откладываем ординаты, соответствующие расстояниям, проходимые точкой В ползуна от начала отсчета.

Определяем масштаб угла поворота, φ, 1/мм:

φ =2/х, (41)

φ =2/240=/120

Определяем масштаб перемещений,S , м/мм:

S =0,128/64=2 10-3 м/мм

Диаграмму скоростей строим дифференцированием диаграммы перемещений методом хорд. Криволинейные участки диаграммы перемещений заменяем хордами 0-1’, 1’-2’, 2’-3’…. Строим систему координат v=f(t), слева от начала координат откладываем полюсное расстояние Н1 =40 мм, отмечаем полюс диаграммы скоростей рv , из которого проводим лучи, параллельные хордам на диаграммы перемещений. На пересечении этих лучей с осью ординат получаем точки 1’, 2’,… Из этих точек проводим горизонтальные лучи до пересечения с вертикальными прямыми, опущенными из середин хорд на диаграмме перемещений. Полученные точки 1 , 2 , … соединяем плавной кривой, получаем диаграмму изменения скорости точки В ползуна. На диаграмме отмечаем точки 1, 2, 3,…, соответствующие положениям кривошипа.

Определяем масштаб диаграммы скоростей, :

μv = , (42)

μv =


Результаты измерений скорости ползуна заносим в таблицу 7.

Таблица 7 – Скорость ползуна

№ положения 0 1 2 3 4 5 6
vВ i , м/с 0 7,84 14,56 19,04 16,89 11,2 0
№ положения 7 8 9 10 11 12
vВ i , м/с -11,2 -16,8 -19,04 -14,56 -7,84 0

Диаграмму ускорения ползуна от угла поворота кривошипа получаем аналогичным способом, дифференцируя диаграмму скоростей. Откладываем полюсное расстояние диаграммы ускорений Н2 =40 мм.

Определяем масштаб диаграммы ускорений, :

μа = , (43)

μа =

Результаты измерений ускорения ползуна заносим в таблицу 8.

Таблица 8 – Ускорение ползуна

№ положения 0 1 2 3 4 5 6
аВ i ,, м/с2 4547,2 4233,6 3292,8 1097,6 -2273,6 -5174,4 -5958,4
№ положения 7 8 9 10 11 12
аВ i ,, м/с2 -5174,4 -2273,6 1097,6 3292,8 4233,6 4547,2

Определяем погрешности метода кинематических диаграмм, , %:

v = ,

v 1 =

а = ,

а1 =

Результаты погрешностей представим в виде таблицы 9

Таблица 9 – Погрешности метода кинематических диаграмм

№ положения 0 1 2 3 4 5 6
vi , % 0 3 0,07 1,5 5,8 1,2 0
а i , % 4,5 1,1 0,85 4,1 4,5 2,97 4,5
№ положения 7 8 9 10 11 12
vi , % 1,2 5,8 1,5 0,07 3 0
а i , % 2,97 4,5 4,1 0,85 1,1 4,5

3.2 Кулачковый механизм

3.2.1 Кинематический синтез кулачкового механизма

Кулачковый механизм предназначен для привода выпускных клапанов. Так как двигатель внутреннего сгорания четырехтактный, то угловая скорость кулачка должна быть в два раза медленнее, чем кривошипа, что обеспечивается зубчатой передачей.

к =1/21 , (44)

к =1/2 293,07=146,54 с-1

Задачей синтеза кулачкового механизма является определение радиусов и профильных углов кулачка по известному закону движения и допустимому углу давления max .

3.2.1.1 Определение минимального радиуса кулачка

Минимальный радиус кулачка определяется из рассмотрения передаточной функции кулачкового механизма.

На чертеже ЧГУ.С.КП.150404.00.00.02 строим систему координат S2 =f(S’2 ), по оси ординат откладываем приращение перемещения толкателя S2 i в масштабе μS 2 . По оси абсцисс откладываем значения аналога скорости толкателя в масштабе μS 2 для перемещения S2 i , рассчитанного для десяти положений.

Определяем перемещение толкателя, S2 i , мм:

S2 i =2 Sмах ni 2 , (45)

S2 i =4 Sмах ( ), (46)

S21 =2 6 0,01=0,12 мм

Определяем аналог скорости, S’2 i ,, мм:

S’2 i = , (47)

S’2 i = , (48)

где φУ –значение угла поворота кулачка на фазе удаления:

φУ =0,925 рад.

S’21 = рад

Значения для остальных положений представим в таблице 10


Таблица 10 – Значения перемещения и аналога скорости толкателя

ni 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
S2i мм 0,12 0,48 1,08 1,92 3,00 4,08 4,92 5,52 5,88 6,00
S’2 i , мм 2,60 5,19 7,78 10,38 12,97 10,38 7,78 5,19 2,60 0

Определяем масштаб передаточной функции кулачка, м/мм:

м/мм

Определяем длины отрезков перемещений и аналогов скоростей, мм:

мм

мм

Таблица 11 – Длины отрезков перемещений и аналогов скоростей

ni 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

S2i мм

1,2 4,8 10,8 19,2 30,0 40,8 49,2 55,2 58,8 60,0

S’2 i , мм

26,0 51,9 77,8 103,8 129,7 103,8 77,8 51,9 26,0 0

На фазе удаления толкателя полученные точки соединяем плавной кривой. Под углом min - к горизонтальной оси проводим касательную прямую АВ к полученной плавной кривой.

min =90-max , (49)

min =90-30=600

В этом случае минимальный радиус кулачка

Rmin = м.

Рекомендуемое значение минимального радиуса кулачка Rmin =15 мм. Требуется определить величину смещения толкателя при заданном угле давления max . Размахом циркуля 15 мм в масштабе делаем засечку на линии АВ, получаем точку О1 , отстоящую от вертикальной линии на величину расстояния смещения толкателя в масштабе:


е=е , (50)

е= м

3.2.1.2 Построение профиля кулачка

Зная зависимость перемещения толкателя от угла поворота кулачка S2 =f(φ) можно построить теоретический, а затем действительный профили кулачка кулачкового механизма с роликовым толкателем. Профиль кулачка строим в полярной системе координат.

Определяем текущий радиус кулачка, мм:

ri = , (51)


где е=2,8 мм – эксцентриситет кулачка.

, (52)

r1 = мм

Таблица 13 – Параметры кулачка

Параметр Участок удаления толкателя, φУ
i 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
φi , град 5,3 10,6 15,9 21,2 26,5 31,8 37,1 42,4 47,7 53
Si , мм 0,12 0,48 1,08 1,92 3,0 4,08 4,92 5,52 5,88 6,0
ri , мм 15,12 15,46 16,08 16,9 17,96 19,02 19,85 20,44 20,8 20,9
φi , град 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3
Параметр Участок приближения толкателя, φп
i 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
φi , град 53 47,7 42,4 37,1 31,8 26,5 21,2 15,9 10,6 5,3
Si , мм 6,0 5,88 5,52 4,92 4,08 3,0 1,92 1,08 0,48 0,12
ri , мм 20,9 20,8 20,44 19,85 19,02 17,96 16,9 16,08 15,46 15,12
φi , град 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3

Определяем масштаб построения кулачкового механизма, м/мм:

, (53)

м/мм

Строим окружность радиусом, равным эксцентриситету кулачка в масштабе с центром в точке О1 . Из центра О1 проводим окружность радиусом Rmin в масштабе, под углом φi из точки О1 откладываем центральные лучи до пересечения с окружностью эксцентриситета –точкой Вi . Из точки Вi откладываем лучи под углом φi , на которых делаем засечки, соответствующие радиус-векторам ri в масштабе. Получаем точки теоретического профиля кулачка Кi , которые соединяем плавной кривой.

Определяем радиус ролика, мм:

RР = , (54)

RР = мм

Из точек Кi проводим окружности радиусом RР в масштабе построения. Внутренняя огибающая окружностей, описанных радиусом ролика, образует действительный профиль кулачка. Вычерчиваем положение роликового толкателя, соответствующее максимуму скорости толкателя на фазе удаления φ= φУ /2.

График передаточной функции позволяет графически получить значения углов передачи. Значения углов давления от перемещения φ представим в таблице 14 и построим диаграмму изменения углов давления =f(φ) на фазе удаления роликового толкателя.

Таблица 14 – Зависимость угла давления от перемещения φ

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  552  553  554   ..

 

n 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
φ, град 0 5,3 10,6