1. Устройство и принцип работы машинного агрегата
Машинный агрегат образован последовательным соединением двигателя внутреннего сгорания (ДВС) I, передаточного механизма II и генератора электрического тока III (см. рисунок 1). Одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания служит для преобразования потенциальной энергии продуктов сгорания в механическую работу вращательного движения, которая преобразуется в генераторе в электрическую энергию. Так как угловая скорость вращения ДВС не равна угловой скорости вращения ротора генератора, то между ДВС и генератором установлен передаточный механизм, в виде планетарного зубчатого редуктора.
Двигатель внутреннего сгорания (см. рисунок 2) включает кривошипно-ползунный механизм (КПМ) и механизм газораспределения (МГ).
КПМ состоит из кривошипа (коленчатого вала) 1, шатуна 2, ползуна (поршня) 3 и стойки (корпуса) 0. Силой, вызывающей движение поршня является сила давления расширяющихся газов. Механизм газораспределения обеспечивает наполнение рабочих цилиндров свежим зарядом и очистку их от отработанных газов. Основными элементами механизма газораспределения являются впускные и выпускные клапаны 4 и распределительные валы 5 с кулачками 6. Движение к клапану передается через толкатель 7, штангу 8 и коромысло 9. Кулачок взаимодействует с толкателем по средствам ролика, установленного в нижней части толкателя. Движение к распределительному валу 5 от кривошипа 1 может передаваться цепной передачей или набором цилиндрических зубчатых колес.
Рисунок 2 – Схема двигателя внутреннего сгорания
2. Структурный анализ механизмов
2.1 Общие сведения
Выполнение структурного анализа агрегата проводится в следующей последовательности:
1. Разбивка машинного агрегата на простые механизмы, установка их вида и наименования;
2. Определение количества звеньев в механизме, характера их относительного движения, названия звеньев. Выделение входных (ведущих) и выходных (ведомых) звеньев, их нумерация;
3. Определение вида и класса кинематических пар механизма, обозначение и классификация, определение количества пар каждого класса. Вращательные пары, образованные подвижными и неподвижными звеньями обозначают «О» с индексом подвижного звена; образованные подвижными звеньями – первыми буквами латинского алфавита;
4. Расчет числа степеней свободы механизма.
W=3(n-1)-2p5
-1p4
, (1)
где W-степень подвижности механизма;
n-число звеньев механизма, включая стойку;
p4
, p5
–число кинематических пар 4-го и 5-го класса.
Степень подвижности механизма определяет количество звеньев, которым необходимо задать движение, чтобы все остальные звенья двигались по вполне определенным законам.
2.2 Структурный анализ кривошипно-ползунного механизма
КПМ-плоский, четырехзвенный механизм (n=4): звено 0-стойка; 1-кривошип, совершающий вращательное движение; 2-шатун, совершающий сложное плоскопараллельное движение;3-ползун, совершающий возвратно-поступательное движение (см. рисунок 3).
Рисунок 3 – Структурная схема кривошипно-ползунного механизма
Звенья механизма соединены между собой четырьмя кинематическими парами 5 класса. Характеристика кинематических пар кривошипно-ползунного механизма приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика кинематических пар КПМ
Обозначение |
Наименование |
Звенья |
Класс |
Характеристика |
О1
|
Вращательная |
Кривошип 1- стойка 0 |
5 |
Плоская, низшая |
А |
Вращательная |
Кривошип 1- шатун 2 |
5 |
Плоская, низшая |
В |
Вращательная |
Шатун 2 – ползун 3 |
5 |
Плоская, низшая |
В0
|
Поступательная |
Ползун 3 – стойка 0 |
5 |
Плоская, низшая |
Определяем степень подвижности механизма по формуле 1, где n=4, p4
=0, p5
=4
W=3(4-1)-2
4-0=1
Это значит, что в механизме должно быть одно начальное (ведущее) звено- кривошип 1.
При исследовании КПМ выделяем из механизма структурные группы (группы Ассура) и начальный механизм. Группа Ассура – простейшая кинематическая цепь с парами 5-го класса, присоединенная свободными элементами звеньев к стойке и имеющая нулевую степень подвижности. Группа Ассура состоит только из четного числа звеньев. Для плоских механизмов с низшими парами формула групп Ассура имеет вид:
W=3n-2p5
, (2)
Для кривошипно-ползунного механизма:
W=3
2-2
3=0
Начальный механизм состоит из кривошипа 1, присоединенного к стойке кинематической парой О1
. Степень подвижности начального механизма:
W=3
(2-1)-2
1=1
Кривошипно-ползунный механизм является механизмом 2-го класса 2-го порядка.
2.3 Структурный анализ кулачкового механизма
Трехзвенный кулачковый механизм состоит из стойки 0, кулачка 1, толкателя 2, ролика 2’
(см. рисунок 4). Кулачок совершает равномерное вращательное движение с угловой скоростью ωк
, толкатель совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение со скоростью vА.
Рисунок 4 – Структурная схема кулачкового механизма
Классификация кинематических пар кулачкового механизма приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Классификация кинематических пар
Обозначение |
Наименование |
Звенья |
Класс кинематической пары |
О1
|
Вращательная |
Кулачок 1- стойка 0 |
5 |
А |
Кулачковая |
Кулачок 1- толкатель 2 |
4 |
А’
|
Вращательная
(пассивная)
|
Ролик 2’
- толкатель 2 |
5 |
В |
Поступательная |
Толкатель 2- стойка 0 |
5 |
По формуле 1 определяем степень свободы кулачкового механизма:
где n=3;
p4
=1;
p5
=2.
W=3
(3-1)-2
2-1
1=1
Для привода кулачкового механизма достаточно одного источника движения.
3. Кинематический анализ и синтез механизмов
Кинематический синтез механизмов сводится к определению основных размеров звеньев по структурным схемам и закономерностям движения. По полученным размерам строятся кинематические схемы механизмов.
Кинематический анализ механизмов сводится к решению следующих задач:
- разметка траектории движения всех звеньев механизма, позволяющая рационально спроектировать корпусные детали механизма;
- определение скоростей характерных точек механизма в различных его положениях, сто позволяет найти кинетическую энергию всех подвижных звеньев механизма;
- определение ускорений характерных точек механизма для последующего нахождения силы инерции звеньев.
Результаты аналитического анализа используют при динамическом исследовании агрегата.
3.1 Кривошипно-ползунный механизм
3.1.1 Кинематический синтез центрального кривошипно-ползунного механизма
Определяем ход поршня, h0
,, м:
h0
=
, (3)
где vср
– средняя скорость движения поршня, м/с;
n1
– частота вращения коленчатого вала, об/мин.
h0
=
м
Определяем радиус кривошипа, r, м:
r=h0
/2, (4)
r=0,128/2=0,064 м
Определяем длину шатуна, l, м:
l=r/ λ, (5)
l=0,064х4,8=0,307 м
По известным размерам звеньев вычерчиваем кинематическую схему КПМ.
Определяем масштабный коэффициент длин, μl
, м/мм:
μl
=
, (6)
где rист
– истинное значение радиуса кривошипа, м;
О1
А – отрезок на чертеже, отображающий ход поршня, мм.
μl
=
м/мм
3.1.2 Анализ кривошипно-ползунного механизма
3.1.2.1 Графический метод планов
Угол поворота кривошипа О1
Аi
разбиваем на 12 частей. За начало отсчета принимаем положение кривошипа и шатуна, соответствующее нижней мертвой точке ползуна. Из точек Аi
циркулем отмеряем расстояние равное длине шатуна АВ в масштабе и на линии движения ползуна делаем засечки. Соединив точки Аi
с соответствующими точками Вi
,, получаем промежуточные положения шатуна.
Определяем положение ползуна в соответствующих точках, SBi
, м:
SBi
=
, (7)
где SBi
– положение ползуна на чертеже:
SB
1
=7 мм, SB
2
=28 мм, SB
3
=56 мм, SB
4
=91 мм, SB
5
=117 мм, SB
6
=128 мм.
SB
1
=7х10-3
=0,007 м
SB
2
=0,028 м, SB
3
=0,056 м, SB
4
=0,91 м, SB
5
=0.117 м, SB
6
=0,128 м
На плане положений отмечаем точку S1
, соответствующую положению центра тяжести кривошипа из соотношения
; точку S2
,- центр тяжести шатуна из соотношения
.
Для двенадцати положений КПМ необходимо построить совмещенные планы скоростей и ускорений.
Так как звено О1
А совершает вращательное движение, то траекторией точки А является окружность с центром в точке О1.
. Вектор скорости точки А направлен перпендикулярно радиусу О1
А, в сторону вращения кривошипа.
Определяем скорость точки А, vA
м/с:
vA
=ω1
r=const, (8)
где ω1
– угловая скорость кривошипа, рад/с.
ω1
=
, (9)
где n1
– частота вращения коленчатого вала, м/с.
ω1
=
рад/с
vA
=293,07
0,064=18,75 м/с
На чертеже строим вектор скорости vA
, в виде отрезка pv
a=93,75 мм из полюса pv
плана скоростей.
Определяем масштаб плана скоростей, μv
,
:
μv
=
, (10)
μv
=
Ползун совершает возвратно-поступательное движение, вектор скорости точки В направлен параллельно линии перемещения ползуна. Связь между скоростями точек А и В ползуна выражается векторным уравнением:
vВ
=vА
+vВА
, (11)
где vВ
– вектор абсолютной скорости точки В;
vА
– вектор скорости переносного движения полюса;
vВА
– вектор относительной скорости точки В по отношению к точке А.
Вектор vВА
направлен перпендикулярно текущему положению шатуна. На плане скоростей (чертеж ЧГУ.С.КП.150404.00.0.00.01) проводим этот вектор из точки а вектора
до линии действия скорости ползуна для всех 12 положений. На пересечении линий действия скоростейvВА
и vВ
находим точку Вi
.
Определяем скорость точки В, м/с:
vВ
i
=μv
, (12)
vВ1
=0,2
36=7,2 м/с
Определяем относительную скорость точки В относительно полюса-точки А, м/с:
vВА
i
=μv
, (13)
vВА1
=0,2
83=16,6 м/с
Определяем угловую скорость шатуна,w2
, рад/с:
w2
i
=vВА
i
/l, (14)
w2 1
=16,6 /0,307=54,07 рад/с
Определяем абсолютную скорость центра тяжести кривошипа, vS
1
,,м/с:
vS
1
= vА
,
(15)
vS
1
= 18,75
0,4=7,5 м/с
Определяем абсолютную скорость центра тяжести шатуна, vS
2
,,м/с:
vS
2
i
= μv
, (16)
vS
21
= 0,2
62=12,4 м/с
Результаты планов скоростей представим в виде таблицы 3.
Таблица 3 – Результаты планов скоростей КПМ
Номер
положения
|
vA
, м/с |
vВ
,
м/с
|
vВА
,
м/с
|
w2
, рад/с |
vS
1
,
м/с
|
vS
2,
м/с
|
0 |
18,75 |
0 |
-18,75 |
-61 |
7,5 |
0 |
1 |
18,75 |
7,2 |
-16,2 |
-52,7 |
7,5 |
12,4 |
2 |
18,75 |
14,4 |
-9,4 |
-30,6 |
7,5 |
16 |
3 |
18,75 |
18,75 |
0 |
0 |
7,5 |
18,75 |
4 |
18,75 |
17,4 |
9,4 |
30,6 |
7,5 |
17,6 |
5 |
18,75 |
10,4 |
16,2 |
52,7 |
7,5 |
13,6 |
6 |
18,75 |
0 |
18,75 |
61 |
7,5 |
0 |
7 |
18,75 |
-11,2 |
-16,2 |
-52,7 |
7,5 |
-13,6 |
8 |
18,75 |
-18 |
-9,4 |
-30,6 |
7,5 |
-17,6 |
9 |
18,75 |
-18,75 |
0 |
0 |
7,5 |
-18,75 |
10 |
18,75 |
-14 |
9,4 |
30,6 |
7,5 |
-16, |
11 |
18,75 |
-7,2 |
16,2 |
52,7 |
7,5 |
-12,4 |
12 |
18,75 |
0 |
-18,75 |
-61 |
7,5 |
0 |
Построение плана ускорений начинаем с вычисления ускорения точки А.
Полное ускорение точки А складывается из нормального аn
АО1
и касательного аt
АО1
ускорений:
аАО1
=аn
АО1
+аt
АО1
, (17)
Определяем нормальное ускорение, аn
АО1
, м/с2
:
аn
АО1
= vA
ω1
, (18)
аn
АО1
= 18,75
293,07=5495,06 м/с2
Касательное ускорение определяется по формуле, м/с2
:
аt
АО1
=ε1
r, (19)
где ε1
- угловое ускорение кривошипа, с-2
.
При равномерном вращении кривошипа ε1
=
=0
Следовательно ускорение аАО1
=аn
АО1
=5495,06 м/с2
На плане ускорений строим вектор аАО1
=110 мм из полюса pa
параллельно текущему положению кривошипа в направлении от точки А к точе О1
.
Определяем масштаб плана ускорений, μа
,
:
μа
= аn
АО
1
/pa
a, (20)
μа
= 5495,06/110=50
Определяем вектор ускорения точки В:
аВ
= аА
+аn
ВА
+аt
ВА
, (21)
где аn
ВА
- нормальная составляющая относительного ускорения движения точки В шатуна по отношению к точке А кривошипа.
Направлен параллельно положению шатуна от точки В к точке А;
аt
ВА
- касательная составляющая относительного ускорения аВА
, направлен перпендикулярно вектору нормального ускорения
Определяем ускорение аn
ВА
, м/с2
:
аn
ВА
i
= v2
ВА
i
/l, (22)
аn
ВА1
= 16,22
/0,307=854,85 м/с2
Определяем чертежное значение длины вектора аn
ВА
i
, мм:
аа1
= аn
ВА1
/ μа,
(23)
аа1
= 854,85/ 50=17,1 мм
Из точки а строим вектор аа1
параллельно текущему положению шатуна в направлении от точки Вi
к точке Аi
. Через точку а1
проводим линию действия касательного ускорения аt
В
i
,, перпендикулярно данному положению шатуна до пересечения с линией перемещения ползуна - точка в.
Определяем ускорение точки В, аВ
, м/с2
:
аВ
i
= μа
pa
в, (24)
аВ1
= 50
84=4200 м/с2
Определяем касательное ускорение шатуна, аt
ВА
, м/с2
:
аt
ВА
= μа
а1
в, (25)
аt
ВА1
= 50
54=2700 м/с2
Соединяем точки а и в вектором ав, получаем полное ускорение аВА
, точки В в относительном движении к полюсу точке А:
аВА1
= μа
ав, (26)
аВА1
= 50
52=2600 м/с2
Определяем ускорение центра тяжести кривошипа, аS
1,
м/с2
:
аS
1
= μа
рS1
, (27)
аS
1
= 50
44=2200 м/с2
Определяем ускорение центра тяжести шатуна, аS
2
, м/с2
:
аS
2
= μа
рS2
, (28)
аS
2
= 50
95=4750 м/с2
Определяем угловое ускорение шатуна, ε2
, с-2
:
ε2
=аt
ВА
/l, (29)
ε2
=2700/0,307=8795 с-2
Результаты планов ускорений представим в виде таблицы 4
Таблица 4 - Результаты планов ускорений
№ положения |
аА,
м/с2
|
аn
ВА
i
,
м/с2
|
аВ,,
м/с2
|
аt
ВА
, м/с2
|
ε2
, с-2
|
аS
1,
м/с2
|
аS
2,
м/с2
|
0 |
5495,06 |
5500 |
4200 |
0 |
0 |
2200 |
0 |
1 |
5495,06 |
854,85 |
4200 |
2700 |
8795 |
2200 |
4750 |
2 |
5495,06 |
287,8 |
3200 |
4700 |
15309,45 |
2200 |
4100 |
3 |
5495,06 |
0 |
1200 |
5700 |
18566,78 |
2200 |
3300 |
4 |
5495,06 |
287,8 |
2250 |
4700 |
15309,45 |
2200 |
3750 |
5 |
5495,06 |
854,85 |
5150 |
2700 |
8795 |
2200 |
5150 |
6 |
5495,06 |
5500 |
5950 |
0 |
0 |
2200 |
0 |
7 |
5495,06 |
854,85 |
5150 |
2700 |
8795 |
2200 |
5150 |
8 |
5495,06 |
287,8 |
2250 |
4700 |
15309,45 |
2200 |
3750 |
9 |
5495,06 |
0 |
1200 |
5700 |
18566,78 |
2200 |
3300 |
№ положения |
аА,
м/с2
|
аn
ВА
i
,
м/с2
|
аВ,,
м/с2
|
аt
ВА
, м/с2
|
ε2
, с-2
|
аS
1,
м/с2
|
аS
2,
м/с2
|
10 |
5495,06 |
287,8 |
3200 |
4700 |
15309,45 |
2200 |
4100 |
11 |
5495,06 |
854,85 |
4200 |
2700 |
8795 |
2200 |
4750 |
12 |
5495,06 |
4200 |
4200 |
0 |
0 |
2200 |
0 |
3.1.2.2 Аналитический метод
В основе аналитического метода лежат дифференциальные зависимости между перемещением, скоростью и ускорением.
Определяем перемещение ползуна, м:
ХВ
i
=(1-
)
l+r
, (30)
ХВ0
=
м
Текущее значение перемещений ползуна, м:
ХВ0
=l-r, (31)
ХВ0
=0,307-0,064=0,243 м
SBi
=ХВ
i
-ХВ0,
(32)
SB
0
=0,243-0,243=0
Определяем скорость ползуна, м/с:
vВ
i
=
= v’
В
i
+ v’’
В
i
, (33)
где v’
В
i
– первая гармоническая составляющая скорости точки В:
v’
В
i
=r
, (34)
v’
В0
=
м/с
v’’
В
i
–вторая гармоническая составляющая скорости точки В:
v’’
В
i
=-
, (35)
v’’
В
i
0
=-
=0 м/с
vВ
i
=0+0=0 м/с
Определяем ускорение ползуна, м/с2
:
аВ
i
=
а’
В
i
+а’’
В
i
, (36)
где а’
В
i
– первая гармоническая составляющая точки В:
а’
В
i
= r
, (37)
а’
В0
=
м/с2
а’’
В
i
– вторая гармоническая составляющая точки В:
а’’
В
i
=-
, (38)
а’’
В0
=-
м/с2
аВ
i
=5496,96-1145,2=4351,8 м/с2
Результаты расчетов перемещений, скоростей и ускорений для всех положений представим в виде таблицы 5.
Таблица 5 – Результаты расчетов аналитическим методом
№ положения |
ХВ
i
,
м
|
SBi
,
м
|
vВ
i
,
м/с
|
v’
В
i
,
м/с
|
v’’
В
i
,
м/с
|
аВ
i
,
м/с2
|
а’
В
i
,
м/с2
|
а’’
В
i
,
м/с2
|
0 |
0,2430 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4351,80 |
5496,96 |
-1145,2 |
1 |
0,2502 |
0,0072 |
7,610 |
9,380 |
-1,69 |
4187,77 |
4760,37 |
-572,6 |
2 |
0,2703 |
0,0273 |
14,550 |
16,240 |
-1,69 |
3321,08 |
2748,48 |
572,6 |
3 |
0,3007 |
0,0577 |
18,756 |
18,756 |
0 |
1145,20 |
0 |
1145,2 |
4 |
0,3340 |
0,0910 |
17,930 |
16,240 |
1,69 |
-2175,8 |
-2748,48 |
572,6 |
5 |
0,3610 |
0,1180 |
11,070 |
9,380 |
1,69 |
-5333,0 |
-4760,37 |
-572,6 |
6 |
0,3710 |
0,1280 |
0 |
0 |
0 |
-6242,2 |
-5496,96 |
-1145,2 |
7 |
0,3610 |
0,1180 |
-11,07 |
-9,38 |
-1,69 |
-5333,0 |
-4760,37 |
-572,6 |
№ положе
ния
|
ХВ
i
,
м
|
SBi
,
м
|
vВ
i
,
м/с
|
v’
В
i
,
м/с
|
v’’
В
i
,
м/с
|
аВ
i
,
м/с2
|
а’
В
i
,
м/с2
|
а’’
В
i
,
м/с2
|
8 |
0,3340 |
0,0910 |
-17,930 |
-16,240 |
-1,69 |
-2175,8 |
-2748,48 |
572,6 |
9 |
0,3007 |
0,0577 |
-18,756 |
-18,756 |
0 |
1145,2 |
0 |
1145,2 |
10 |
0,2703 |
0,0273 |
-14,55 |
-16,240 |
1,69 |
3321,08 |
2748,48 |
572,6 |
11 |
0,2502 |
0,0072 |
-7,610 |
-9,380 |
1,69 |
4187,77 |
4760,37 |
-572,6 |
12 |
0,2430 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4351,80 |
5496,96 |
-1145,2 |
Определяем погрешности метода планов, , %:
v
=
, (39)
v
1
=
а
=
, (40)
а1
=
Результаты погрешностей представим в виде таблицы 6
Таблица 6 – Погрешности метода планов
№ положениия |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
vi
, % |
0 |
5,3 |
1,03 |
0,03 |
2,96 |
5,4 |
0 |
а
i
,
% |
3,48 |
0,3 |
3,6 |
4,7 |
3,4 |
3,43 |
5,53 |
№ положениия |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
vi
, % |
0,45 |
0,4 |
0,03 |
3,8 |
5,3 |
0 |
а
i
,
% |
3,43 |
3,4 |
4,7 |
3,6 |
0,3 |
3,48 |
3.1.2.3 Метод кинематических диаграмм
Графический способ кинематического анализа методом кинематических диаграмм заключается в построении графиков перемещений, скоростей и ускорений от угла поворота начального звена.
Для построения диаграммы перемещений ползуна откладываем на оси абсцисс отрезок длиной 240 мм, выражающий один оборот кривошипа (2) и делим на 12 равных частей. От точек 1, 2, 3… откладываем ординаты, соответствующие расстояниям, проходимые точкой В ползуна от начала отсчета.
Определяем масштаб угла поворота, φ,
1/мм:
φ
=2/х, (41)
φ
=2/240=/120
Определяем масштаб перемещений,S
,
м/мм:
S
=0,128/64=2
10-3
м/мм
Диаграмму скоростей строим дифференцированием диаграммы перемещений методом хорд. Криволинейные участки диаграммы перемещений заменяем хордами 0-1’, 1’-2’, 2’-3’…. Строим систему координат v=f(t), слева от начала координат откладываем полюсное расстояние Н1
=40 мм, отмечаем полюс диаграммы скоростей рv
, из которого проводим лучи, параллельные хордам на диаграммы перемещений. На пересечении этих лучей с осью ординат получаем точки 1’, 2’,… Из этих точек проводим горизонтальные лучи до пересечения с вертикальными прямыми, опущенными из середин хорд на диаграмме перемещений. Полученные точки 1 ”
, 2”
, … соединяем плавной кривой, получаем диаграмму изменения скорости точки В ползуна. На диаграмме отмечаем точки 1, 2, 3,…, соответствующие положениям кривошипа.
Определяем масштаб диаграммы скоростей,
:
μv
=
, (42)
μv
=
Результаты измерений скорости ползуна заносим в таблицу 7.
Таблица 7 – Скорость ползуна
№ положения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
vВ
i
, м/с |
0 |
7,84 |
14,56 |
19,04 |
16,89 |
11,2 |
0 |
№ положения |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
vВ
i
, м/с |
-11,2 |
-16,8 |
-19,04 |
-14,56 |
-7,84 |
0 |
Диаграмму ускорения ползуна от угла поворота кривошипа получаем аналогичным способом, дифференцируя диаграмму скоростей. Откладываем полюсное расстояние диаграммы ускорений Н2
=40 мм.
Определяем масштаб диаграммы ускорений,
:
μа
=
, (43)
μа
=
Результаты измерений ускорения ползуна заносим в таблицу 8.
Таблица 8 – Ускорение ползуна
№ положения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
аВ
i
,, м/с2
|
4547,2 |
4233,6 |
3292,8 |
1097,6 |
-2273,6 |
-5174,4 |
-5958,4 |
№ положения |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
аВ
i
,,
м/с2
|
-5174,4 |
-2273,6 |
1097,6 |
3292,8 |
4233,6 |
4547,2 |
Определяем погрешности метода кинематических диаграмм, , %:
v
=
,
v
1
=
а
=
,
а1
=
Результаты погрешностей представим в виде таблицы 9
Таблица 9 – Погрешности метода кинематических диаграмм
№ положения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
vi
, % |
0 |
3 |
0,07 |
1,5 |
5,8 |
1,2 |
0 |
а
i
,
% |
4,5 |
1,1 |
0,85 |
4,1 |
4,5 |
2,97 |
4,5 |
№ положения |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
vi
, % |
1,2 |
5,8 |
1,5 |
0,07 |
3 |
0 |
а
i
,
% |
2,97 |
4,5 |
4,1 |
0,85 |
1,1 |
4,5 |
3.2 Кулачковый механизм
3.2.1 Кинематический синтез кулачкового механизма
Кулачковый механизм предназначен для привода выпускных клапанов. Так как двигатель внутреннего сгорания четырехтактный, то угловая скорость кулачка должна быть в два раза медленнее, чем кривошипа, что обеспечивается зубчатой передачей.
к
=1/2
1
, (44)
к
=1/2
293,07=146,54 с-1
Задачей синтеза кулачкового механизма является определение радиусов и профильных углов кулачка по известному закону движения и допустимому углу давления max
.
3.2.1.1 Определение минимального радиуса кулачка
Минимальный радиус кулачка определяется из рассмотрения передаточной функции кулачкового механизма.
На чертеже ЧГУ.С.КП.150404.00.00.02 строим систему координат S2
=f(S’2
), по оси ординат откладываем приращение перемещения толкателя S2
i
в масштабе μS
2
. По оси абсцисс откладываем значения аналога скорости толкателя в масштабе μS
2
для перемещения S2
i
, рассчитанного для десяти положений.
Определяем перемещение толкателя, S2
i
, мм:
S2
i
=2
Sмах
ni
2
, (45)
S2
i
=4
Sмах
(
), (46)
S21
=2
6
0,01=0,12 мм
Определяем аналог скорости, S’2
i
,, мм:
S’2
i
=
, (47)
S’2
i
=
, (48)
где φУ
–значение угла поворота кулачка на фазе удаления:
φУ
=0,925 рад.
S’21
=
рад
Значения для остальных положений представим в таблице 10
Таблица 10 – Значения перемещения и аналога скорости толкателя
ni
|
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
S2i
мм |
0,12 |
0,48 |
1,08 |
1,92 |
3,00 |
4,08 |
4,92 |
5,52 |
5,88 |
6,00 |
S’2
i
, мм |
2,60 |
5,19 |
7,78 |
10,38 |
12,97 |
10,38 |
7,78 |
5,19 |
2,60 |
0 |
Определяем масштаб передаточной функции кулачка, м/мм:
м/мм
Определяем длины отрезков перемещений и аналогов скоростей, мм:
мм
мм
Таблица 11 – Длины отрезков перемещений и аналогов скоростей
ni
|
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
S2i
мм
|
1,2 |
4,8 |
10,8 |
19,2 |
30,0 |
40,8 |
49,2 |
55,2 |
58,8 |
60,0 |
S’2
i
, мм
|
26,0 |
51,9 |
77,8 |
103,8 |
129,7 |
103,8 |
77,8 |
51,9 |
26,0 |
0 |
На фазе удаления толкателя полученные точки соединяем плавной кривой. Под углом min
- к горизонтальной оси проводим касательную прямую АВ к полученной плавной кривой.
min
=90-max
, (49)
min
=90-30=600
В этом случае минимальный радиус кулачка
Rmin
=
м.
Рекомендуемое значение минимального радиуса кулачка Rmin
=15 мм. Требуется определить величину смещения толкателя при заданном угле давления max
. Размахом циркуля 15 мм в масштабе
делаем засечку на линии АВ, получаем точку О1
, отстоящую от вертикальной линии на величину расстояния смещения толкателя в масштабе:
е=е
, (50)
е=
м
3.2.1.2 Построение профиля кулачка
Зная зависимость перемещения толкателя от угла поворота кулачка S2
=f(φ) можно построить теоретический, а затем действительный профили кулачка кулачкового механизма с роликовым толкателем. Профиль кулачка строим в полярной системе координат.
Определяем текущий радиус кулачка, мм:
ri
=
, (51)
где е=2,8 мм – эксцентриситет кулачка.
, (52)
r1
=
мм
Таблица 13 – Параметры кулачка
Параметр |
Участок удаления толкателя, φУ
|
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
φi
, град |
5,3 |
10,6 |
15,9 |
21,2 |
26,5 |
31,8 |
37,1 |
42,4 |
47,7 |
53 |
Si
, мм |
0,12 |
0,48 |
1,08 |
1,92 |
3,0 |
4,08 |
4,92 |
5,52 |
5,88 |
6,0 |
ri
, мм |
15,12 |
15,46 |
16,08 |
16,9 |
17,96 |
19,02 |
19,85 |
20,44 |
20,8 |
20,9 |
φi
, град |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
Параметр |
Участок приближения толкателя, φп
|
i |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
φi
, град |
53 |
47,7 |
42,4 |
37,1 |
31,8 |
26,5 |
21,2 |
15,9 |
10,6 |
5,3 |
Si
, мм |
6,0 |
5,88 |
5,52 |
4,92 |
4,08 |
3,0 |
1,92 |
1,08 |
0,48 |
0,12 |
ri
, мм |
20,9 |
20,8 |
20,44 |
19,85 |
19,02 |
17,96 |
16,9 |
16,08 |
15,46 |
15,12 |
φi
, град |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
Определяем масштаб построения кулачкового механизма, м/мм:
, (53)
м/мм
Строим окружность радиусом, равным эксцентриситету кулачка в масштабе с центром в точке О1
. Из центра О1
проводим окружность радиусом Rmin
в масштабе, под углом φi
из точки О1
откладываем центральные лучи до пересечения с окружностью эксцентриситета –точкой Вi
. Из точки Вi
откладываем лучи под углом φi
, на которых делаем засечки, соответствующие радиус-векторам ri
в масштабе. Получаем точки теоретического профиля кулачка Кi
, которые соединяем плавной кривой.
Определяем радиус ролика, мм:
RР
=
, (54)
RР
=
мм
Из точек Кi
проводим окружности радиусом RР
в масштабе построения. Внутренняя огибающая окружностей, описанных радиусом ролика, образует действительный профиль кулачка. Вычерчиваем положение роликового толкателя, соответствующее максимуму скорости толкателя на фазе удаления φ= φУ
/2.
График передаточной функции позволяет графически получить значения углов передачи. Значения углов давления
от перемещения φ представим в таблице 14 и построим диаграмму изменения углов давления
=f(φ) на фазе удаления роликового толкателя.
Таблица 14 – Зависимость угла давления
от перемещения φ
|