Содержание
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. Милль, идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум – это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формы непосредственного волеизъявления народа.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что сегодня, когда доверие к демократии в России подорвано, когда «нет консенсуса о том, является ли парламентская демократическая организация власти лучшей в российских условиях»[37]
, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и неразвита экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления и развития демократического правового государства в России.
Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии согласованного законодательства. Тем не менее, зачастую законодательство субъектов федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы и коллизии в праве. Хотелось бы отметить и то, что до сих пор не принят закон о местных референдумах, который бы значительно помог систематизировать местное законодательство.
Большую остроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы согласования между органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти при принятии решений о проведении всероссийского референдума по вопросам совместного ведения. Кроме того, от органов власти на местах во многом зависит психологический фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.
Кроме того, юридическая природа правовых актов, принимаемых с помощью референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа – верховного обладателя власти.
Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.
Только с усвоением народом демократических ценностей важнейший демократический институт референдума начнет играть все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России[38]
. Сегодня идет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велика.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М. «Новая волна». 1996. 64 с.
2. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995.№ 42. Ст.3921.
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. (в ред. от 30 марта 1999 г.) // СЗ РФ.1997.№ 38. Ст. 4339; Российская газета. 1999. 6 апреля.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 19995. №35. Ст. 3506; 1996. ; 17. Ст. 1917; № 44. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.
5. Закон" Республики Саха (Якутия) от 22.12.92 г. "О республиканском референдуме": Закон Волгоградской области от 06.02.95 г. "О референдумах на территории Волгоградской области"; Закон Тверской области, от 22.09.94 г. "О местных референдумах в Тверской области"; Закон Тверской области от 21.03.96 г. "Об областном референдуме"; Закон Тюменской области от 06.07.95 г. "О референдуме Тюменской области"; Закон Тюменской области" Ст. 29.11.95 г. "О местном референдуме в Тюменской области"; Закон Архангельской области от 28.05.96 г. "О местном референдуме в Архангельской области"; Закон Пермской области от 21.02.96 г. "О референдумах в Пермской области" и т. д. // Справочная правовая система «Энциклопедия Российского права", апрель 1997 г., (официальная рассылка).
6. Закон «О местном референдуме в Московской области» от 28 декабря 1994., Закон г. Москвы «О референдуме города Москвы» от 14 февраля 1996.//"Тверская, 13", №. 12-14, 1996.
7. Закон Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» от 18 июня 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 10 С. 3.
8. Закон «О местном референдуме в Санкт-Петербурге» от 6 июля 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 10. С. 5.
9. Закон Саратовской области от 22 октября 1996 г. «О референдумах в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области, 1999. № 10. Ст. 884
10. Собрание Актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. Ст. 1633.
11. Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, союзном договоре и референдуме // М. Советская Россия: Верховный Совет РСФСР. 1991.
12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998 . 327с.
13. Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран М., БЕК, 1997. 415с.
14. Мишин А.А. Конституционное государственное право зарубежных стран:. М., «Белые альвы», 1996. 400с.
15. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. Б.А. Страшуна. М., «БЕК», 1996. 456с.
16. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России М. «Юристъ» 1995. 315с.
17. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России М. «Ось-89», 1998. 215с.
18. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва - Тула: ТИГИМУС, 1997. 317с.
19. Катков Д.Б. Конституционное право России М. «Юриспруденция» 1999. 210с.
20. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М. «Норма». 2001. 272с.
21. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. / Под ред. В. И. Васильева. М., «БЕК», 1999.453с.
22. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М.,1996. 375с.
23. Государственное право РФ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрид. лит. 1996. 532с.
24. Зимон Г.Заметки о политической культуре в России. // Вопросы философии. 1998.№ 2. – С. 27-32.
25. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями?//Государство и право. 1997.№6. С.102.
26. Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации политико-правовой и технологические аспекты.// Государство и право. 1997. № 8. С. 5.
27. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социс. 1995. № 10 С.12.
28. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестн.Моск.ун-та. сер.11, Право., 1991. №6, С.14.
29. Шандаров М. В мае в Туве пройдет референдум // Российский региональный бюллетень. 2001. №5. Том 3. С.6.
30. Незнамова Е. О первом экологическом референдуме // Муниципальная власть. 1997. № 5. С 5-9.
31. Замотаев А. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление // Муниципальная власть. 1999. №4-5.С. 8-11.
32. Бондарь В. Новая метла по-новому метет //Муниципальная власть. 2001. №5.С. 20-21.
33. Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового демократического государства в России. // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. №1. С38-45.
34. Устинов Д.Ю. Народовластие как важнейшая основа конституционного строя России // Конституционные чтения. Межвуз. сб. научн. трудов - Саратов: ПАГС, 2000. – Вып. 1. С. 26-29.
1
Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями?//Государство и право. 1997.№6. С.102.
[1]
Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации политико-правовой и технологические аспекты.// Государство и право. 1997. № 8. С. 5.
[2]
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998 г. С. 227
[3]
Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран М.; БЕК, 1997 с. 375.
[4]
Мишин А.А. Конституционное государственное право зарубежных стран:. М., «Белые альвы», 1996. С. 240.
[5]
Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран М., « БЕК», 1997.С. 381.
[6]
Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. Б.А. Страшуна. М., «БЕК», 1996. С. 372.
[7]
Катков Д.Б. Конституционное право России М. «Юриспруденция». 1999.С.111.
[8]
Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. Б.А. Страшуна. М., « БЕК», 1996. С. 453
[9]
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998. С. 349.
[10]
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998. С. 362.
[11]
Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестн.Моск.ун-та. сер.11, Право., 1991. №6, С.14.
[12]
Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России М. «Юристъ» 1995. С. 215.
[13]
Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социс. 1995. № 10. С. 12.
[14]
Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России М. «Ось-89», 1998 С. 26.
[15]
Собрание Актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. Ст. 1633.
[16]
Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М. «Норма». 2001. С. 215.
[17]
Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, союзном договоре и референдуме // М. Советская Россия : Верховный Совет РСФСР. 1991.
[18]
Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»// СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3921.
[19]
Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. (в ред. от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
[20]
Ст. 9 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г..// СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.
[21]
Ст. 10 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.// СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.
[22]
Ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. ( в ред. от 30 марта 1999 г.) // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
[23]
Ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997г. ( в ред. от 30 марта 1999г.) // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
[24]
ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22 апреля 1995 г. (в ред. ФЗ от 22.04.1996) // СЗ РФ, 1995. № 35. Ст. 3506
[25]
См.: Закон" Республики Саха (Якутия) от 22.12.92 г. "О республиканском референдуме"; Закон Волгоградской области от 06.02.95 г. "О референдумах на территории Волгоградской области"; Закон Тверской области, от 22.09.94 г. "О местных референдумах в Тверской области"; Закон Тверской области от 21.03.96 г. "Об областном референдуме"; Закон Тюменской области от 06.07.95 г. "О референдуме Тюменской области"; Закон Тюменской области" Ст. 29.11.95 г. "О местном референдуме в Тюменской области"; Закон Архангельской области от 28.05.96 г. "О местном референдуме в Архангельской области"; Закон Пермской области от 21.02.96 г. "О референдумах в Пермской области" и т. д. // Справочная правовая система «Энциклопедия Российского права", апрель 1997 г., (официальная рассылка).
[26]
Закон «О местном референдуме в Московской области» от 28 декабря 1994., Закон г. Москвы «О референдуме города Москвы» от 14 февраля 1996.//"Тверская, 13", №. 12-14, 1996.
[27]
Закон Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» от 18 июня 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. №10. С. 3.
[28]
Закон «О местном референдуме в Санкт-Петербурге» от 6 июля 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 12. С. 5.
[29]
ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22 апреля 1995 г. (в ред. ФЗ от 22.04.1996) // СЗ РФ, 1995. № 35. Ст. 3506
[30]
Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва - Тула: ТИГИМУС, 1997 С.265.
[31]
Закон Саратовской области от 22 октября 1996 г. «О референдумах в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области, 1999. № 10 Ст. 884
[32]
ФЗ РФ, от 22 апреля 1995 г. (в ред. ФЗ от 22.04.1996)«Об общих принципах организации местного самоуправления», № 35. Ст. 3506
[33]
Замотаев А. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление // Муниципальная власть. 1999. №4-5.С.8-11.
[34]
Бондарь В. Новая метла по-новому метет // Муниципальная власть. 2001. №5. С.20-21.
[35]
Незнамова Е. О первом экологическом референдуме // Муниципальная власть. 1997. №5. С.5-9.
[36]
Шандаров М. В мае в Туве пройдет референдум // Российский региональный бюллетень. 2001. №5. Том 3. С.6.
[37]
Зимон Г.Заметки о политической культуре в России. // Вопросы философии. 1998.№ 2. – С. 27-32.
[38]
Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе развития правового демократического государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. №1. С. 38-45.
|