Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 23

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  528  529  530   ..

 

 

Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФ

План

Введение

III. Решения Конституционного Суда

Решение принимаемые конституционным судом РФ можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых суд формирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях констатируется какие-то обстоятельства, и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, как к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний

Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в статье 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов госвласти, а так же дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Конституционного Суда РФ.

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ, в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название – заключение Конституционного Суда РФ.

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится, открыто путем поименного опроса судей. Для принятия решений требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом, письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается с какими-то доводами, ему тоже предоставлено право, изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решения (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обосновании такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости – и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Иными словами, итоговое решение должно быть мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении. Оно вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению – заключению. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановление по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

Иные решения выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседания (пленарных или в составе палат). К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении должности руководителей подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей – докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающий установленный порядок.

Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается толкования ранее принятого им решения.

Заключение

В результате проведенного исследования и написания работы на тему “Конституционный Суд РФ “ автором были сделаны некоторые общие выводы.

Конституционный Суд РФ на основе новой Конституции России и нового Закона о нем фактически работает лишь с февраля 1995г.

Основополагающие нормы о Конституционном Суде устанавливает Конституция Российской Федерации. Они включены в гл. 7 “Судебная власть”, чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти.

Однако Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. Особые положения Конституционного Суда в механизме государственной власти обусловило тот факт, что из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации достаточно развернуто определена в самой Конституции.

Предмет конституционного регулирования в данной сфере весьма широк и не ограничивается закреплением только полномочий Конституционного Суда. Конституция устанавливает состав Конституционного Суда, порядок назначения на должность его судей, перечень органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд, полномочия Конституционного Суда регламентируются как в специально посвященной ему ст.125, так и в ряде других статей Конституции: ст.100 и 104. Существенно, что на конституционном уровне закреплено положение о юридической силе и правовых последствиях решений Конституционного Суда.

Особый статус конституционных судей подчеркивается нормой Конституции об их присутствии присяги Президентом РФ. Конституционную основу деятельности Конституционного Суда составляют не только специальные нормы о нем, но и общие для всей судебной власти конституционного положения с учетом, естественно, специфики данного органа.

Наряду с установлением достаточно развернутых положений, касающихся Конституционного Суда, Конституция предусматривает и принятие специального законодательства о нем.

Регламентация статуса Конституционного Суда, применяемой ими процедуры именно федеральным конституционным законом подчеркивает важность этого органа в механизме государственной власти и в то же время обеспечивает более стабильную правовую основу его деятельности, поскольку такие законы принимаются и изменяются в особом порядке.

В Федеральном Конституционном законе о Конституционном Суде РФ развиваются, конкретизируются основополагающие конституционные принципы и нормы, касающиеся Конституционного Суда. В нем сочетаются материальные, процессуальные и организационные нормы. Идея принятия отдельного закона о конституционном судопроизводстве, “конституционного процессуального кодекса” наряду со статусным законом о Конституционном Суде не получила поддержки в ходе разработки законопроекта: процессуальные аспекты деятельности Конституционного Суда неразрывно связаны с его статусными и организационно-структурными особенностями; Конституционный Суд, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов – единственный судебный орган, применяющие соответствующие процессуальные нормы. Законодательство исходило также из того, что неоправданна и множественность актов, регулирующих отношения в одной и той же сфере. Этим и обусловлено установление в едином законе о статусных, и процессуальных, и основных организационных норм, касающихся Конституционного Суда.

Список литературы

-Основная-

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М. ИНФРА. М, 1996.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. ЮристЪ. 1996.

3. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Зерцало, ТЕИС. 1996.

4. Конституция Российской Федерации М. Юридическая литература. 1993.

5. Конституция Российской Федерации Научно-практический комментарий. Под редакцией академика Б.Н. Топорника. М. ЮристЪ. 1997.

6. Закон о Конституционном Суде. СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447

Дополнительная

(журнальная, газетные статьи)

1. Дмитриев Ю.А., Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека. Государство и право. №8. 1997. с. 44.

2. Лазарев Л.В., Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ. Государство и право. №6. с. 3.

3. Лукашук И., Конституционный Суд России и международное право. Международная жизнь. №2. 1993. с. 66.

4. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика. Государство и право. №6. 1996. с. 12.

5. Научно-практическая конференция “Судебный конституционный контроль” в России: уроки, проблемы и перспективы. (Обзор). Государство и право. №5. 1997. с. 5.

6. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия. Российская газета. 28декабря. 1995. с. 6.

7. Хабриева Т.Я., Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда РФ. Государство и право. №10.1996. с. 15.

8. Шакина М.Танк Валерия Зорькина. О работе Конституционного Суда. Новое время. №1. 1993. с. 7.


* Закон РСФСР « О Конституционном Суде РСФСР» СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.1447. от 6.05.1991 года.

* Российская газета. 28 дек. 1993г. С.З.

* Конституция РФ. М.: Юридическая литература. 1993. п. “б” ч. 2. Ст. 125.

[B1]