Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 23

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  186  187  188   ..

 

 

Правосубъектность КФХ

Правосубъектность КФХ

Исходным аспектом в определении вопросов, связанных с существованием правового института КФХ выступает вопрос о праве создания этих хозяйств, т.е. совокупность тех юридических фактов, которые являются непосредственным правовым условием возникновения нового субъекта аграрного хозяйствования, который характеризуются целым рядом специфических признаков. Прежде всего, при согласовании порядка создания КФХ требует первоочередного изучения проблема самого права на создание этой структуры.

Субъективное право на создание КФХ возникло в Украине как последствие радикальных социально-экономических преобразований, реформирования отношений собственности и структурной перестройки в системе АПК. До возникновения Украины как самостоятельного и независимого государства, когда монопольное значение имело право исключительной государственной собственности на земле, а колхозы существовали как доминирующая организационно-правовая форма ведения сельского хозяйства, право граждан УССР на создание фермерского хозяйства было юридически и практически неосуществимым. Это стало реальным только тогда, когда в Украине были приняты нормативно-правовые акты о частной собственности на землю, предпринимательство и специальные акты фермерского законодательства.

Закон Украины «О КФХ» достаточно четко (хотя и не полно) регламентирует круг лиц, которые имеют право создать КФХ. При этом следует разделять 2 категории субъектов:

1)тех, кто хочет организовать КФХ и

2)тех, кто хочет стать его членами.

И в первом и во втором случаях не идет речь о так называемых наемных работниках.

Как мы видели, понятие КФХ как субъекта аграрных правоотношений, связано с наличием определенных его признаков. Они существенно влияют и на круг тех субъектов, которые имеют право создать такое хозяйство. Прежде всего, речь идет только о гражданах Украины. В соответствии со ст. 4 Закона законодатель предоставил право создания такого хозяйства только дееспособным гражданам Украины.

Так, правоспособность в указанных отношениях, прежде всего, связывается с наличием гражданства Украины, что вытекает из текста преамбулы и ст. 2 Закона Украины «О КФХ». Обоснованием этого положения является также и позиция ст. 6 Земельного Кодекса Украины о том, что субъектами права частной собственности на землю могут быть только граждане Украины.[18] А вопрос о принадлежности того или иного лица к гражданству Украины разрешается на основе Закона Украины «О гражданстве» от 18 апреля 1997 года.[19]

Таким образом, закон лишает указанной правоспособности иностранцев и лиц без гражданства. Это объясняется тем, что наше государство хочет видеть собственниками земель сельскохозяйственного назначения только своих граждан.

Ст.8 Земельного кодекса Украины и ст.6 Закона Украины «Об аренде земли» предусматривают, что арендаторами земельных участков могут быть иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства. Т.е. указанные субъекты могут выращивать сельскохозяйственную продукцию на арендованных землях. Но они не могут создать КФХ, поскольку, согласно п.1 ст.2 Закона Украины «О КФХ» такое хозяйство является формой предпринимательской деятельности только граждан Украины. Какой же выход из этой ситуации? В настоящее время иностранные граждане могут узаконить свои отношения, работая в КФХ только как наемные работники, а не как полноправные члены хозяйства. Т.е. они не имеют права принимать участие в распределении прибыли хозяйства, за исключением того случая, когда в учредительных документах хозяйства была предусмотрена такая возможность для них. Единственный выход из этого положения сейчас это—создание совместных предприятий, куда на партнерских основаниях может входить КФХ и конкретный иностранец или лицо без гражданства, или заключение договора о совместной деятельности без создания нового юридического лица.

Следующим условием, которое устанавливает закон для приобретения права на создание КФХ, является гражданская и земельная дееспособность.[20] Гражданская дееспособность гражданина наступает в полном объеме с 18 лет и означает возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

Более широкое научное определение гражданской дееспособности дается З.В.Ромовской: «Это психическая и интелектуальная способность гражданина осознавать и управлять своими действиями, которые порождают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности».[21]

Законодатель устанавливает различный возрастной ценз для лиц, которые реализуют право на создание фермерского хозяйства (18 лет) и лиц, которые реализуют право на членство в таком хозяйстве. Но определяющим, на наш взгляд, в данном аспекте является наличие земельной дееспособности. Т.е. желающий создать КФХ должен иметь не только общую (гражданскую), но специальную (земельную) дееспособность. Земельная дееспособность—это способность совершеннолетнего члена украинского государства своими действиями приобретать не только гражданские права, а иметь права и создавать для себя обязанности именно по использованию и охране земель.[22] Содержание земельной дееспособности определяют такие основные признаки, как:

1) совершеннолетие;

2) гражданство Украины;

3) гражданская дееспособность;

4) желание и возможность работать на земле, используя ее как основное средство производства.

Поскольку речь идет о создании субъекта аграрного предпринимательства, то, руководствуясь ч.3 ст. 2 Закона Украины «О предпринимательстве», учредитель (организатор) КФХ должен придерживаться определенных требований, а именно: ими не могут быть военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также иных органов государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль за деятельностью предприятий.

В законодательстве нет прямого указания, что городские жители не могут стать фермерами. По мнению Н.И. Титовой, городские жители могут стать фермерами только когда они переедут жить в сельскую местность, т.к. жить в городе и вести ежедневный сельскохозяйственный труд практически невозможно. По нашему мнению, при наличии сельскохозяйственной квалификации, городские жители имеют право создать такое хозяйство. Целесообразен переезд их в будущем на постоянное место жительства в ту местность, где располагается предоставленный для фермерства земельный участок.

Новой редакцией Закона Украины «О КФХ» было введено такое требование относительно лиц, желающих создать фермерское хозяйство, как необходимость документального подтверждения их способности заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Такая позиция законодателя представляется правильной и необходимой, т.к. земля должна попасть в руки хозяину, знакомому с этой сферой хозяйствования.

Справедливо возникает вопрос, что такое «квалификация » и «опыт работы в сельском хозяйстве» и кто и каким образом должен их определять?

Квалификация—совокупность теоретических знаний в определенной отрасли хозяйствования, которая приобретается в специальных учебных заведениях и подтверждена специально определенной формой документа данного учреждения (диплом, свидетельство). Что касается квалификации в сельском хозяйстве, то это могут быть знания определенного уровня в отрасли растениеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.

Понятие опыта работы в сельском хозяйстве можно трактовать как ведение на протяжении долгого времени личного подсобного хозяйства, принятие участия в деятельности сельскохозяйственного предприятия как квалифицированного, так и не квалифицированного работника.

Не в Законе «О КФХ», не в иных нормативных актах нет перечня документов, которые могли бы подтвердить способность лица заниматься сельским хозяйством. На наш взгляд, было бы целесообразно, чтобы законодатель урегулировал эту проблему путем внесения изменений и дополнений Закон Украины «О КФХ».

В ст.4 указанного Закона предусмотрен конкурсный отбор желающих создать КФХ. В соответствии с абзацем 3 ст.4 этот отбор проводит районная (городская) конкурсная комиссия, состав которой формирует районная государственная администрация (исполком местного самоуправления) и утверждает председатель районного, городского, в административном подчинении которого находится район, Совета народных депутатов.

В состав комиссии включаются представители районного, городского, в административном подчинении которого находится район, Совета, управления АПК и отдела земельных ресурсов местной государственной администрации, ассоциации фермеров городского Совета, на территории которого предусматривается отведение земельного участка для создания КФХ и иных заинтересованных государственных и общественных организаций.

Комиссия на своем заседании рассматривает заявление лица, которое желает создать КФХ, его соответствие тем требованиям, которые предъявляет закон, моральные, деловые качества гражданина, учитывает перспективу развития хозяйства, его максимального эффективного функционирования, наличие финансовых и материальных ресурсов. При наличии нескольких претендентов преимущественное право конкурсная комиссия отдает гражданам, которые доказали свою способность высокопродуктивно вести сельское хозяйство, т.е. в данном случае идет отбор лучших из лучших. В случае, когда заявление подает один гражданин, то конкурса как такового, по сути, нет, но конкурсная комиссия, считая его знания недостаточными, вправе не дать ему позитивную рекомендацию.

Следующей особенностью реализации гражданами Украины права на создание КФХ выступает первоочередное право на создание такого хозяйства гражданами, проживающими в сельской местности, которые имеют необходимую квалификацию или опыт работы в сельском хозяйстве. Т.е. при подаче заявления в конкурсную комиссию, в первую очередь стать фермерами имеет шанс лицо, которое проживает в сельской местности, а также которое определенный период работало в колхозе, совхозе, ассоциации крестьян, сельскохозяйственном кооперативе или ином сельскохозяйственном предприятии, или лицо, которое имеет документы, подтверждающие компетентность в сельском хозяйстве.

Решение конкурсной комиссии должно оформляться в виде рекомендации. Это необходимый этап, предшествующий получению земельного участка для ведения КФХ, и поэтому при негативной рекомендации гражданин вправе обратиться в районный, городской, в административном подчинении которого находится район, Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка с заявлением о получении земельного участка для ведения КФХ.

В соответствии с п. 2 ст.2 Закона, членами такого хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 16 лет, и иные родственники, которые объединились для работы в этом хозяйстве. Так, на членов КФХ не распространяются требования, относящиеся к учредителям. Но когда председатель хозяйства поручает выполнять свои обязанности одному из членов хозяйства, то это лицо должно отвечать требованиям законодательства, предъявляемым к председателю.[23]

Необходимо также подчеркнуть, что законодатель предусмотрел, что при создании хозяйства одним из членов семьи, другие члены семьи и родственники самостоятельно принимают решение об участии в его деятельности. Этим положением закреплен принцип добровольности при создании КФХ.

В п.2 ст.2 Закона предусмотрено право создания такого хозяйства одним лицом. Практически это вынуждает фермера нанимать значительное количество наемных работников, а поручить им выполнение им своих обязанностей он не может. И поэтому в случае создания КФХ одним гражданином, такое хозяйство следует считать не фермерским, а частным сельскохозяйственным предприятием.

Следующая особенность создания КФХ состоит в согласовательной роли сельских (поселковых) Советов. Однако в законодательстве не указано, каким документом оформляется это согласие, поэтому представляется целесообразным закрепить в законе правило, согласно которому сельский (поселковый) Совет оформлял бы свое согласие в форме принятия решения.[24]

Итак, право на создание КФХ—исходное положение в процессе создания хозяйств такого типа. Оно имеет ряд особенностей, которые были приведены выше; существует необходимость усовершенствовать законодательное регулирование данной проблемы.


ГЛАВА ІІ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КФХ.

Для, КФХ, как и для иных субъектов сельскохозяйственной деятельности, земли выступают главным средством производства, основой его функционирования. Правовые условия и порядок предоставления земельных участков регламентированы на законодательном уровне; они составляют базовый комплекс правовых норм при урегулировании этих отношений в отраслевых и локальных нормативных актах.

Законодатель предусмотрел возможность предоставления земельных участков для создания КФХ в административном порядке, а именно: по решению сессии районного (преимущественно) Совета. Этот порядок предусмотрен Законом Украины «О КФХ», Земельным кодексом Украины. Так,в частную собственность гражданам Украины для ведения фермерского хозяйства предоставляются земельные участки в размере средней земельной доли. Этот размер исчисляется в соответствии со ст.6 Земельного Кодекса, руководствуясь Инструкционным письмом комиссии по вопросам АПК Верховной Рады Украины от 7 апреля 1993 года № 481/1 «Относительно разъяснения понятия средней доли».[25]

Следует также отметить, что создание КФХ носит нормативно-явочный характер. Гражданин, который хочет создать фермерское хозяйство, не должен писать заявление «с просьбой дать разрешение на создание», он пишет заявление, в котором просит выделить определенный земельный участок для ведения такого хозяйства. Так, решение вопроса о предоставлении участка в данном случае является определяющим юридическим фактом самого возникновения такого хозяйства.

Заявление о предоставлении земельного участка подает лицо, имеющее намерение его создать, т.е. будущий председатель, при этом оно должно решить будет ли данный участок принадлежать ему на праве собственности, или будет находиться в собственности. В соответствии с п.1 ст.5 Закона Украины «О КФХ» данное заявление подается в районный или городской Совет народных депутатов по местонахождению земельного участка. Однако, в ст. 51 Земельного кодекса Украины (в редакции от 15 марта 1992 года) предусмотрено, что такие заявления подаются в сельский, поселковый, городской, районный Совет народных депутатов. В связи с тем, что Закон «О КФХ» во второй редакции был принят позже (22 июня 1993 года), то должна действовать норма именно этого закона.

В заявлении следует указать:

-о намерении создать КФХ с определенным названием;

-желательные размеры и место расположения участка;

-на каком праве желательно иметь эти земли (частная собственность, пользование, аренда);

-образование или опыт работы в сельском хозяйстве, и приложить копии соответствующих документов;

-направление хозяйственной или иной деятельности;

-состав будущего КФХ (с четкими данными о каждом члене хозяйства с точки зрения родственных связей, образования, опыта работы в сельском хозяйстве) и подписи каждого (которые служат подтверждением их желания добровольно принимать участие в его деятельности);

-подпись гражданина—учредителя фермерского хозяйства.

Это заявление должно быть согласовано с соответствующим сельским (поселковым) Советом, иметь дату составления и принятия секретарем Совета народных депутатов. По нашему мнению, целесообразным является составление его в 2-ух экземплярах, один из которых сдается в соответствующий Совет, а на другом, который остается у заявителя, должна быть отметка о принятии его секретарем.

Заявление гражданина о передаче земельного участка рассматривается в месячный срок Советом народных депутатов, и в случае прохождения конкурсного отбора и согласования, а также согласия заказывается за счет Украинского государственного фонда поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств государственной землеустроительной организации разработка проект его отвода. Данный проект согласовывается с собственниками земли или землепользователями, районными (городскими) землеустроительным, природоохранным и санитарным органами и органом архитектуры.

Решение о передаче в собственность или предоставлении в пользование земель гражданам для ведения КФХ либо об отказе в передаче либо предоставлении земли соответствующие Советы принимают на ближайшей сессии.

В случае отказа соответствующего Совета народных депутатов в отводе земельного участка этот вопрос решается вышестоящим Советом, а в случае его отказа—судом. Решение суда об удовлетворении иска является основанием для отвода участка в натуре (на местности), выдачи документа, удостоверяющего право собственности или пользования землей.

Необходимо подчеркнуть, что часто месячный срок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка нарушается, поэтому, руководствуясь п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25 декабря 1996 года «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел»[26] , суд вправе обязать соответствующий Совет рассмотреть такие заявления на ближайшей сессии. Если Совет отказался в предоставлении участка или когда земельный участок предоставлен не в том месте, которое указано в заявлении гражданина, или он предоставлен в другом размере, то гражданин тоже вправе обратиться с в суд с соответствующим иском. Тут мы встречаемся с исключительной ситуацией, когда именно решение суда является основанием для отведения земельного участка в натуре, выдачи документа, свидетельствующего о праве на него. По сути, в данном случае суд берет на себя не присущие ему функции органа государственной власти и собственника земли.

Было бы целесообразно по аналогии с законодательством РФ предусмотреть штрафные санкции за нарушение сроков рассмотрения заявлений об отведении земельных участков для КФХ.

Большое значение в процессе получения земельного участка имеет такой новый институт земельного права, как паевание земель. Оно предусмотрено Указами Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» от 10 октября 1994 года[27] и «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность» от 8 августа 1995 года.[28]

В соответствии с п.2 Указа Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы» каждому члену предприятия, кооператива, товарищества выдается сертификат на право частной собственности на земельную долю (пай) с указанием в нем размера доли (пая) в условны кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении.

В п.3 данного Указа установлено, что право на земельную долю (пай) может быть объектом купли-продажи, дарения, мены, наследования, залога. Каждый член КСП, сельхозкооператива, сельскохозяйственного акционерного общества имеет право беспрепятственно выйти из него и получить бесплатно в частную собственность свою часть земли (пай) в натуре (на местности), что подтверждается актом о праве частной собственности на землю.

Собственники земельных участков вправе предоставить этот участок в аренду или продать КФХ без изменения целевого назначения земельных участков. Собственники земельных паев, которые находятся между собой в семейно-родственных отношениях, могут объединить их и создать одно фермерское хозяйство без необходимости предоставления земель для этого районным Советом. В таком случае избранный среди них глава хозяйства будет использовать земельные паи остальных собственников на праве аренды и пользования, а последние будут иметь статус членов КФХ и арендодателей одновременно.

Часть земель будущее фермерское хозяйство может получить бесплатно, что является существенной гарантией облегчения создания этого хозяйства.

Важным является положение ст.6 Закона «О КФХ», которое регулирует предельные размеры земельных участков, которые могут передаваться в частную собственность или предоставляться в пользование, а именно: не более 50 гектаров сельскохозяйственных угодий и 100 гектаров всех земель, а в местности с труднодоступными населенными пунктами, определенными Кабинетом Министров Украины, до 100 га сельскохозяйственных угодий. Следует подчеркнуть, что эти размеры установлены для всей Украины, но конкретные размеры земельных участков для ведения КФХ, в пределах указанных норм, определяют районные, городские, в административном подчинении которых находится район, Советы дифференцировано, с учетом региональных особенностей, специализации и максимальных возможностей эффективного использования предоставленных земель.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 мая 1995 года «О дополнительных мерах по поддержанию развития личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств»[29] установлено, что те фермерские хозяйства, которые на практике подтвердили свою способность эффективного хозяйствования, могут по своему желанию иметь на праве аренды земельные участки свыше установленных предельных норм.

Государственный акт о праве частной собственности на землю, Государственный акт о праве постоянного пользования землей выдаются или договор о временном пользовании землей заключается только после отведения земельного участка в натуре.

Необходимо отметить, что средняя величина фермы в Западной Европе составляет 32 га, по принципу—10 га площади на одного работающего члена хозяйства. В США—72 % фермерских семей распоряжаются землей от 10 до 30 га.[30]

Аграрно-экономические критерии подтверждают, что для того, чтобы КФХ в Украине могло стать товарным производителем сельскохозяйственной продукции, ему необходимо иметь не менее чем 36,6 га земель. Т.к. средняя земельная доля в большинстве хозяйств не превышает 2-3 га, возникает необходимость в дополнительном приобретении земель.[31]

Законом не установлен минимальный размер земельных участков, который позволил рассматривать хозяйство как товарное фермерское хозяйство. Отсутствие такой правовой нормы, по мнению А.А.Погребного, на практике приводит к тому, что создаются мелкие крестьянские хозяйства на площади от 0,15 га до 1 га, что может дискредитировать идеи организации и деятельности КФХ как самостоятельных и дееспособных товаропроизводителей.[32]

Теоретически и практически важным является вопрос о том, кому именно и на каких правовых основаниях предоставляется земельный участок для ведения КФХ?

В статьях 6, 50, 53 Земельного кодекса Украины, ст.ст.4-6 Закона Украины «О КФХ» субъектом права собственности на земельные участки, предоставленные для ведения КФХ, правомерно называется гражданин Украины, который создает КФХ и в дальнейшем его возглавляет. На его же имя выдается Государственный акт о праве частной собственности на землю, т.е. можно утверждать, что субъектом получения земельного участка для КФХ на основе частной собственности выступает именно председатель хозяйства. А кто же тогда является субъектом частной собственности на землю при данном типе сельскохозяйственного производства? Норма ст.16 Закона Украины «О КФХ» говорит, что имущество лиц, которые ведут фермерское хозяйство, принадлежит им на праве общей совместной собственности, а среди объектов такого имущества в первую очередь названа земля. Как же тогда быть, во-первых, с тем, кто является субъектом права собственности на землю и, во-вторых, какой же характер собственности на земельный участок? Мы видим, что тут есть прямое противоречие норм одного и того же нормативного акта, что недопустимо, поэтому законодатель должен согласовать данные нормы.

Следует согласиться с Н.И.Титовой, что именно гражданин, организующий КФХ, становится субъектом собственности на земле. Таким гражданином следует считать председателя хозяйства, что полностью отвечает юридической природе частной собственности не земле в хозяйстве.[33]

Этот вывод подтверждается также разъяснением Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 23 июля 1994 года «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права государственной собственности на землю»[34] . Обосновывая правомерность рассмотрения земельных споров относительно КФХ общими, а не арбитражными судами, Президиум ВАС Украины подтверждает это тем, что «…земельный участок для ведения такого хозйства, а также и после создания КФХ выдается гражданину (фермеру), а не КФХ как юридическому лицу» . Это положение должно найти четкое отображение в земельном и фермерском законодательстве. Однако, в хозяйствах, кроме указанного правового режима земель, может быть и другой. Это касается тех земель, которые превышают среднюю земельную долю, предоставленную громагражданину в частную собственность.

В данном случае возможно несколько вариантов:

1) куплено за общие средства супругов, т.е. земли принадлежат на праве общей совместной собственности и его супруге та його;

2) куплено за общие средства всех членов хозяйства, т.е. земли будут принадлежать на праве общей совместной собственности всем членам хозяйства, если иное не предусмотрено договором между ними. Розпоряжаться приобретенными землями имеют в первом случае основатель и его супруга, а во втором—все члены фермерского хозяйства.

Б.И.Пашкус подчеркивает, что необходимость частной собственности особенно важна для развития фермерских хозяйств. Только на собственной земле будет чувствовать себя спокойным за будущее.[35]

Право собственности на землю КФХ одновременно виступает как два юридических факта. Это—одноактний правоустанавливающий юридический факт—для возникновения КФХ та праворегулирующий юридический факт—для правовой регламентации хозяйственной деятельности КФХ (длящийся юридический фактор).

Аренда же дает возможность, с одной стороны, предоставлять ее для хозяйствования физическим и юридическим лицам, для которых приобретение земельного участка в собственность из-за высокой цени является бесперспективным, а с другой стороны дает собственнику осуществлять свои основные полномочия. Поэтому аренда остается распространенной формой хозяйствования на земле, способом привлечения капитала в сельское хозяйство с целью расширения производства сельскохозяйственной продукции без изменения структуры собственности.

Проблему расширения земель, которые предоставляются фермерскому хозяйству целесообразно рассматривать в двух аспектах. Суть первого заключается в максимально возможном расширении земельных наделов в пределах, установленых законом. При разрешении первой проблемы, як указывалось раньше, средней земельной доли недостаточно для ведения хозяйства. Пополнение же его земельных ресурсов возможно двумя путями: во-первых, предоставлением в аренду дополнительных земельных угоди при условиях их наличия в землях запаса; во-вторых, объединением земельных долей при выходе из общественного хозяйства. Для этого привлекаются земельные доли родственников, соседей.

Необходимо отметить, что процесс паевания земель в основном—временный. Со временем в Украине будет создан широкий рынок земель. Для созданиня КФХ в будущем земл будут приобретаться гражданско-правовым путем, вследствие купли-продажи, дарения, наследования, обмена.

Для достиженияя высокой эффективности в работе, рационального использования трудовых ресурсов, основных, производственных фондов, сниженияня себестоимости и повышения продуктивности труда фермерское хозяйство должно иметь оптимальный размер.

ГЛАВА ІІІ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ КФХ

Фермерское хозяйство базируется на семейно-родственных отноршениях. Как уже отмечалось, согласно ст. 2 Закона Украины «О КФХ» членами такого хозяйства могут быть супруги, родители, дети, достигшие 16-летнего возраста и другие родственники.

Что касается понятия «другие родственники», то оно в указаном законе не раскрывается. Несколько по-разному трактуется оно в иных нормативно-правових актах. Так, в некоторых из них говорится о «близких родственниках». В частности , в п.11 ст32 Уголовно-процессуального кодекса Украины к близким родственникам относятся: родители, супруга, дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки. В соответствии со ст.251 КЗоТ Украины к близким родственникам или своякам относятся родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры и дети супруга. Понятие родственников более широко отображено в ст.9 Закона Украины «О нотариате»[36] от 2 сентября 1993 года, где указано, что к родственникам следует отнести: родителей, детей, внуков, деда, бабу, братьев, сестер обоих из супругов.

По нашему мнению, относительно КФХ более целесообразно использовать понятие «родственников», т.е. лиц, которые пребывают между собой в близком родстве или своячестве (родители, братья, сестры, сыновья, дочки, супруг, а также братья, сестры, родители, дети и племянники супруга[37] .

Необходимо обратить внимание на то, что членами КФХ становятся дети, которые достигли16-летнего возраста. Очевидно, при формировании этой нормы законодатель руководствовался общим правилом возникновения права на труд, которое регулируется Кодексом законов о труде Украины. Но, как известно, трудовое законодательство предоставляет право лицу работать и с 14-летнего возраста, хотя и с некоторыми ограничениями.

Законодатель допускает к участию в работе фермерского хозяйства также наемных работников, которые работают нем по трудовому договору. Такими работниками могут быть и родственники. Отношения между такими работниками и фермером регулируются трудовым законодательством, поскольку такая категория работников не является членами хозяйства даже в то случае, когда они пребывают в родственных отношениях с собственником.

Как было указано выше, возглавляет КФХ его председатель—основатель или его правопреемник—который представляет все интересы хозяйства в государственных, кооперативных и общественных организациях . Распорядительные функции председатель осуществляет с согласия всех членов хозяйства. Его компетения должна быть закреплена в Уставе КФХ. Если председатель не согласовал свои действия с членами хозяйства, последние вправе обратиться с иском в суд и обжаловать его действия. Ответственность за причиненные убытки несет председатель хозяйства всем своим имуществом.

Председатель организовывает деятельность хозяйства, руководит работой его членов и наемных работников; несет ответственность за создание опасных условий труда, соблюдение технических, санитарных, пожарных, экологических правил и норм. На его имя выдается финансовая, кредитная, налоговая и иная документация, с ним заключается договор аренды.

В случае необходимости председатель может поручать выполнять свои функции одному из членов хозяйства. Это может быть во время болезни, командировки, отпуска.

ГЛАВА ІV. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КФХ.

Крестьянское (фермерское) хозяйство—принципиально новый субъект аграрных отношений. Как таковой, он должен иметь четко регламентированный порядок юридического оформления его возникновения. Между тем, Закон Украины «О КФХ», хотя имеет специальный (второй) раздел о создании фермерского хозяйства, не определяет в полной мере, какая должна быть документация для юридического возникновения фермерского хозяйства, в каком порядке и куда она должна подаватся, какие решения по ней и кем должны приниматься.

Наиболее детальный законодательный акт, регламентирующий документальний характер создания юридических лиц—это Закон Украины от 7 февраля 1991 года «О предпринимательстве».[38] Ст. 8 Закона четко установила те конкретные документы, необходимые для юридического оформления создания субъекта предпринимательской деятельности. Они включают в свой состав: 1) учредительный договор и 2) устав, которые в совокупности могут быть названы учредительными документами.

Закон «О КФХ» ничего не говорит об учредительных документах хозяйства, что является его упущением. Между тем, они необходимы, т.к. речь идет о возникновении нового аграрного хозяйствующего на земле субъекта со статусом юридического лица.

В учредительном договоре следует, закрепить предмет и целидеятельности хозяйства, состав его членов, наименование та и место нахождения. Все конкретные положения относительно деятельности КФХ (организационные, земельные, имущественные, трудовые, финансовые и иные отношения) следует урегулировать в Уставе КФХ.

Правомерность для КФХ иметь полний пакет учредительных документов подтверждается и тем, что они являются формой предпринимательской деятельности.

В юридической литературе возникла дискуссия между учеными—является ли КФХ юридическим лицом.Закон употребляет термин «приобретает статус юридического лица, а не указывает в категоричной форме, что они «становятся» ими.

По мнению В.В.Устюковой , КФХ РФ не является юридическим лицом. Она аргументирует это тем, что, во-первых, юридическое лицо—это организация, а семейное крестьянское хозяйство не является организацией в традиционном понятии; во-вторых, отсутствует тут и основной признак юридического лица—наличие обсобленного имущества, т.к. имущество по закону принадлежит его членам на праве общей совместной собственности[39] .

Г.В.Чубуков А.А.Погребной считают необходимым признать крестьянское хозяйство субъектом права особого род (sui generis) наряду с гражданами и юридическими лицами[40] .

Следует согласиться с Н.И.Титовой, что «КФХ приобретают статус юридического лица»--структура хотя и несколько искусственная, но она является очень точной, тем более, что речь идет об организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан (крестьян). Закон не говорит, что КФХ есть юридическое лицо, а применяет оборот: КФХ приобретает статус юридического лица. Это означает, что хотя КФХ формально-юридически не является юридическим лицом, оно имеет полноценный статус юридического лица, в частности, свой устав.[41]

Руководствуясь ст. 25 Гражданского кодекса Украины, ст. 8 Закона Украины «О предпринимательстве» и ст. 3 КЗоТ такое хозяйство обязательно должно иметь Устав. Но по этому поводу взгляди ученых разделились. В частности В.В.Устюкова, считает, что такой локальний нормативный акт является ненужным и лишним, посколькиу фермерское хозяйство—это семейно-трудовое объединение, а родственные отношения—это как раз то, где главенствует мораль, а не право[42] .

Противоположного мнения придерживается Н.И.Титова, говоря, что "каждое хозяйство должно иметь свой Устав. Конечно, в зависимости количества членов КФХ, размеров земельной площади, характера хозяйственной деятельности потребность в уставных нормах может быть большей или меньшей, но она всегда есть.

Устав КФХ предварительно перед подачей в соответствующий исполнительный комитет для регистрации, должен быть изучен, обговорен и принят будущими членами фермерского хозяйства на их учредительном собрании, что должно быть оформлено протоколом.

Составить Устав юридически грамотно самим фермерам бывает трудно, поэтому целесообразно Ассоциацией фермеров Украины или съездом фермеров принять Примерный устав КФХ.

Регистрация КФХ в органах власти—важный и небходимый элемент в порядке создания данного типа хозяйства. В соотвествии с Положением Кабинета Министров Украины 25 мая 1998 года “О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности”[43] регистрация производится в исполнительном комитете районной государственной администрации по месту нахождения земельного участка или по месту проживания организатора хозяйства.

Согласно п.3 данного Положения для регистрации КФХ подают:

1) учредительные документы (учредительный договор и Устав);

2) регистрационную карту установленного образца, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации;

3) документ, свидетельствующий о внесении платы за государственную регистрацию

4) в случае, если Уставом хозяйства предусмотрено внесение уставных взносов, документ, свидетельствующий об уплате этого взноса.

Орган государственной регистрации обязан на протяжении 5 рабочих дней с дня их поступления внести данные регистрационной карточки в Реестр субъектов предпринимательской деятельности и выдать свидетельство о государственной регистрации с проставленным идентификационным кодом, который предоставляется органу регистрации органом государственной статистики.

Только получив свидетельство о государственной регистрации и зарегистрировав его в органе государственной налоговой служби, которая должна сделать это на протяжении 2 дней, фермерское хозяйство вправе открыть счет в банке в установленом порядке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что современные фермерские хозяйства, которые являются ведущими продуктивными силами аграрного сектора экономики, наиболее полно дают возможность крестьянину быть хозяином на земле и эффективно и рационально ее использовать.

Фермерство—одна из наиболее перспективных организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства, более совершенный шаг на пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства, экономической заинтересованности товаропроизводителя в конечных результатах труда. Оно является наиболее ярким проявлением аграрного предпринимательства.

Право на создание КФХ—субъективное право граждан Украины, которое может быть реализовано ими при определенных условиях, что непосредственно связано с гражданской и земельной дееспособностью. Необходимо отметить, что данные условия предопределены спецификой сельскохозяйственного труда, его ролью в развитии нормальных экономических отношений в обществе и государстве.

Крестьянское (фермерское) хозяйство—как уже было отмечено ранее, относительно новый субъект аграрных правоотношений. Правосубъектность хозяйства включает в себя довольно значительное количество факторов, которые в первую очередь связаны с его созданием и объемом полномочий, возникающим при этом. Оно организуется по инициативе граждан, добровольно объединяемых для совместного сельскохозяйственного труда. В соответствии с Законом “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” от 20 декабря 1991 года, крестьянское хозяйство является формой предпринимательства граждан.

Крестьянское хозяйство—это субъект, осуществляющий свою деятельность в первую очередь на земле и с землей. Поэтому проблема надела ее землей очень важна. Закон предусматривает, что земля для ведения крестьянского хозяйства передается в частную собственность, в том числе на условиях аренды.

Особенностью правосубъектности крестьянского хозяйства является требование, закрепленное в законе о неделимости его как субъекта аграрных правоотношений. Земельные наделы граждан, которые ведут крестьянское хозяйство, разделу не подлежат. Кроме того, предусматривается и такое требование: собственник земельного участка не вправе на протяжении 6 лет со времени приобретения права собственности производить отчуждение, кроме случаев перехода земли по наследству либо Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых она была ему передана.

Особенным для К(Ф)Х как субъекта аграрных правоотношений является процедура управления своими делами. Все производственные и социальные вопросы в крестьянском хозяйстве решаются председателем, который является его учредителем. На имя главы хозяйства выдаются все документы, и он от своего имени решает все организационные вопросы: подписывает всю документацию, заключает договоры, представляет интересы хозяйства во всех государственных и юрисдикционных органах.[44]

Создание КФХ должно пройти несколько стадий:

Первой из них является деятельность основателя хозяйства по получению земель со специальной целью—создание КФХ. Эта цель является превуалирующей над другими целями использования земель.

Сама стадия получения земли включает несколько этапов:

а) подача заявления в районный Совет о предоставлении земельного участка для ведения КФХ;

б) прохождение конкурсного порядка отбора желающих создать КФХ;

в) принятие решения соответствующим Советом на ближайшей сессии о предоставлении земельного участка;

Организационно-правовое завершение процесс создания КФХ находит в принятии пакета учредительных документов и государственной регистрации.

На сегодняшний день крестьянские (фермерские) хозяйства не являются «полноправными» юридическими лицами, а находятся на особом положении «пользования преимуществами юридического лица» (имеет статус юридического лица). В будущем, на наш взгляд, следует юридически акцентировать внимание на личности самого фермера как собственника земли, а не хозяйства, которое по сути четко не отвечает ни принципам коллективного, ни частного собственника на указанные объекты. Одновременно, родственно-трудовая сущность отношений должна быть сохранена.


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА:

1) Конституция Украины // Ведомости Верховной Рады Украины.—1996.-№ 30.

2) Земельный кодекс УССР//Ведомости Верховной Рады УССР—1991-.№ 10.

3) Закон Украины «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»//Ведомости Верховной Рады Украины—1992--№ 14.

4) Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»»//Ведомости Верховной Рады Украины—1993--№ 32.

5) Закон Украины «Об аренде земли».//Урядовий кур’єр.—1998-№ 203-204

6) Закон Украины «О гражданстве»//Ведомости Верховной Рады Украины—1991-№50

7) Закон Украины «О нотариате»// Бюллетень законодательства и юридической практики Украины.—1994.-№ 6.

8) Закон Украины «О предпринимательстве»//Ведомости Верховной Рады Украины.-1998.-№17

9) Гражданский кодекс Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 апреля 1998).—Х.: «ООО Одиссей», 1998.

10) Про невідкладні заходи щодо прискорення земельної реформи в сфері сільскогосподарського виробництва—Указ Президента України № 666/94 від 10.11.94 року// Збірник Указів Президента України.—1994.-№4.

11) Про порядок паювання земель, переданих у колективну власність сільськогосподарським підприємствам і організаціям—Указ Президента України № 720/95 від 08.08.95 року// Урядовий Кур`єр від 12.08.95 р.

12) Постановление Кабинета Министров Украины от 25.05.98 № 740 «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности»// Урядовий кур`єр.-1998.-№ 18.

13) Постанова Кабінету Міністрів України від 31.05.95 р. “Про додаткові заходи щодо підтримки розвитку особистих підсобних господарств і селянських (фермерських) господарств”// Урядовий кур`єр від 08.08.95.

14) Инструкционным письмом комиссии по вопросам АПК Верховной Рады Украины от 7 апреля 1993 года № 481/1 «Относительно разъяснения понятия средней доли». Законы, нормативные и иные акты по вопросам земельной реформы, Львов, 1996

15) Постанова Пленуму Верховного Суду УкраЇни №13 від 25.12.96 “Про практику застосування судами земельного законодавства при розгляді цивільних справ”//Збірник Постанов Верховного Суду України з цивільних прав (1990-1997)—Одеса: Чорномор`я, 1997.

16) Разъяснение Президиума ВАС Украины от 23 августа 1994 года «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права государственной собственности на землю»// Сборник решений и арбитражной практики Высшего арбитражного суда.-1995.-№ 1.

17) Баландин Ю.С. Крестьянское хозяйство: М.: Агропромиздат, 1992.

18) Горемычкин В. Крестьянское хозяйство // Достижение науки и техники АПК.—1991.-№ 2.

19) Долинська М.С. Правове становище селянських (фермерських) господарств в Украіні. Львів: Каменяр, 1999.

20) Запорожец А.М. Аграрное право.—Харьков: Фирма «Консум», 1997.

21) Лукьяненко А., Николаев Е. Аграрные реформы и село.// Вестник аграрной науки.-1994.-№ 11.

22) Пашкус Б. Наша цель—интерес крестьянина и конкуренция// Сельская жизнь.-1991.-№ 8.

23) Погребной А. Правовые основы формирования и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств на Украине//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1991.-№ 9.

24) Погребной А. Правовое регулирование деятельности крестьянских фермерских хозяйств в условиях рынка—М., 1992.

25) Ромовская З.В. Гражданская дееспособность гражданина (физического лица (до разработки нового Гражданского кодекса)// Право Украины.—1995--№2.

26) Титова Н. КФХ України: правове регулювання; поняття; ознаки; перспективи // Право України-1995.-№ 9-10.

27) Титова Н. Фермер и закон.-Львов, 1996.

28) Устюкова В. Крестьянское хозяйство.-М.: Знание,1992.

29) Чубуков Г.В. Фермерам отвечает юрист., М, 1994.

30) Чубуков Г., Погребной А. Крестьянин—фермер, хозяин, собственник// Государство и право.—1992.№ 4.


[1] Закон Украины «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»//Ведомости Верховной Рады Украины—1992--№ 14.

[2] Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»»//Ведомости Верховной Рады Украины—1993--№ 32.

[3] Долинська М.С. Правове становище селянських (фермерських) господарств в Украіні. Львів: Каменяр, 1999—с.5.

[4] Баландин Ю.С. Крестьянское хозяйство: М.: Агропромиздат, 1992.—с.8.

[5] Там же-с.11

[6] Баландин Ю.С. Крестьянское хозяйство: М.: Агропромиздат, 1992—с.7-13.

[7] Чубуков Г.В., Погребной А.А. Крестьянин-фермер, хозяин, собственник // Государство и право.-1992.-№ 4-с.33.

[8] Чубуков Г.В. Фермерам отвечает юрист., М, 1994-с.30.

[9] Титова Н. КФХ України: правове регулювання; поняття; ознаки; перспективи // Право України-1995.-№ 9-10-с.15

[10] Чубуков Г. Фермерам отвечает юрист. М.,1994 –с.23.

[11] Долинська М.С. Правове становище селянських (фермерських) господарств в Україні, Львів: Каменяр, 1999 –с.43.

[12] Титова Н. Фермер и закон—Львов, 1996-с.19-21.

[13] См: Закон Украины «Об аренде земли».//Урядовий кур’єр.—1998-№ 203-204

[14] Долинська М.С. Правове становище селянських (фермерських)господарств в Україні, Львів: Каменяр, 1999-с.57

[15] Погребной А. Правовое регулирование деятельности крестьянских фермерских хозяйств в условиях рынка—М., 1992—с.110

[16] Н.И.Титова. Фермер и закон—Львов, 1996—с.14

[17] Устюкова В.В. Крестьянское хозяйство.—М., Знание, 1992.—с13-18.

[18] Земельный кодекс УССР//Ведомости Верховной Рады УССР—1991-.№ 10.

[19] Закон Украины «О гражданстве»//Ведомости Верховной Рады Украины—1991-№50

[20] Долинська М.С. Правове становище селянських (фермерських) господарств в Україні, Львів: Каменяр—1999—с.71.

[21] Ромовская З.В. Гражданская дееспособность гражданина (физического лица(до разработки нового Гражданского кодекса)// Право Украины.—1995--№2—с.24

[22] Долинська М.С. Правове становище селянських (фермерських) господарств в Україні, Львів: Каменяр—1999—с. 72.

[23] Баландин Ю.С. Крестьянское хозяйство—М.:Агропромиздат, 1992—с—46.

[24] Долинська М.С.Правове становище селянських (фермерських) господарств в Україні, Львів: Каменяр, 1999-с.76

[25] См: Законы, нормативные и иные акты по вопросам земельной реформы, Львов, 1996—с.45.

[26] Постанова Пленуму Верховного Суду УкраЇни №13 від 25.12.96 “Про практику застосування судами земельного законодавства при розгляді цивільних справ”//Збірник Постанов Верховного Суду України з цивільних прав (1990-1997)—Одеса: Чорномор`я, 1997-87-91.

[27] Про невідкладні заходи щодо прискорення земельної реформи в сфері сільскогосподарського виробництва—Указ Президента України № 666/94 від 10.11.94 року// Збірник Указів Президента України.—1994.--№4.

[28] См: Про порядок паювання земель, переданих у колективну власність сільськогосподарським підприємствам і організаціям—Указ Президента України № 720/95 від 08.08.95 року// Урядовий Кур`єр від 12.08.95 р.

[29] Постанова Кабінету Міністрів України від 31.05.95 р. “Про додаткові заходи щодо підтримки розвитку особистих підсобних господарств і селянських (фермерських) господарств”// Урядовий кур`єр від 08.08.95.

[30] См: Горемычкин В. Крестьянское хозяйство // Достижение науки и техники АПК.—1991.-№».-с.-49.

[31] Лукьяненко А., Николаев Е. Аграрные реформы и село.// Вестник аграрной науки.-1994..-№ 11.-с. 11.

[32] Погребной А. Правовые основы формирования и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств на Украине//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1991.-№ 9.-с.62.

[33] См: Титова Н. Фермер и закон.—Львів,1996.-с.37-38.

[34] Разъяснение Президиума ВАС Украины от 23 августа 1994 года «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права государственной собственности на землю»// Сборник решений и арбитражной практики Высшего арбитражного суда.-1995.-№ 1.с.84.

[35] См: Пашкус Б. Наша цель—интерес крестьянина и конкуренция// Сельская жизнь.-1991.-№ 8-с.19.

[36] Закон Украины «О нотариате»// Бюллетень законодательства и юридической практики Украины.—1994.-№ 6.

[37] Долинська М.С. Правове становище крестьянських (фермерських) господарств в Україні, Львів, Каменяр, 1999—с. 92

[38] Закон Украины «О предпринимательстве»//Ведомости Верховной Рады Украины.-1998.№.-17

[39] Устюкова В. Крестьянское хозяйство.-М.: Знание,1992-с.12

[40] См: Чубуков Г., Погребной А. Крестьянин—фермер, хозяин, собственник// Государство и право.—1992.№ 4.-с.34.

[41] Титова Н. Фермер и закон.-Львов, 1996—с.44

[42] Устюкова В. Крестьянское хозяйство.-М.: Знание, 1992-с.36.

[43] Постановление Кабинета Министров Украины от 25.05.98 № 740 «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности»// Урядовий кур`єр.-1998.-№ 18.

[44] Запорожец А.М. Аграрное право.—Харьков: Фирма «Консум», 1997.—с.39.