Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 23

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71   ..

 

 

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основы конституционного строя

Разделение властей

Идеологические и политические многообразие

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и уча­ствовать в политической деятельности. Люди от природы неодинаковы, раз­личны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообра­зие человеческих мнений в какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое го­сударство не придумывают это многообразие, они принимают его как есте­ственное состояние, не пытаясь насильственно изменить.

В большинстве конституции мира признается идеологический и политиче­ский плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического мно­гообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, за­интересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Об­щество поэтому наделяет государство нравом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, рели­гиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совер­шенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская, и др.

Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообра­зие мира. Еще Платон говорил, что не может быть одной философской систе­мы, охватывающей все многообразие мира, а если это так, то нужно предоста­вить возможность творить другим, т. с. проявлять терпимость к иным взгля­дам, признать необходимость свободы мысли. С тех нор мир невероятно услож­нился, что привело к бурному развитию наук об общественном устройстве. Ка­ждая теория или доктрина стремится дать идеальные принципы, но только все они в своей совокупности обеспечивают самопознание человеческого общест­ва. Напротив, попытки создать монопольную универсальную теорию, объясня­ющую всю сложную социальную, экономическую, духовную и т. д. основу жиз­ни, а тем более попытки переустройства мира на основе такой теории, неиз­менно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспристраст­ные войны и репрессии.

Признание идеологического многообразия означает право каждого челове­ка, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать. исследовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать пра­ктические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

Российское общество в настоящем - общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Отсюда расте­рянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, следовать идеологическим установкам свыше». Общество не нуждается в гос­подстве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может произойти толь­ко в результате навязывания, т. е. насилия над свободным разумом. И если об­ществу все-таки требуется какая-то внутренняя философская основа, то ею может выступать только признание свободы человека и порождаемого этой сво­боды идеологического плюрализма.

Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в ре­зультате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские кон­цепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом - главная причина на признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч.1 ст. 13).

Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве го­сударственной или обязательной, что как раз запрещает в ч. 2 ст. 13 Конститу­ции. В этой одна из главных гарантий против сползания государства к тоталита­ризму.

Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государст­венной или обязательной всецело относится к государственным органам, правя­щим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должен прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве моно­польно внедряться в создание людей в государственных средствах массовой ин­формации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в госу­дарственном аппарате и в армии.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает воз­можность прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политиче­ских сил со своей идеологией. В этом случаи должностные лица законодатель­ной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Од­нако это, ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к ис­ключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по идеологическим критериям. Не может быть и ре­чи об уголовной ответственности за пропаганду цивилизованных взглядов, тео­рий, идей и концепций.

В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиоз­ные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать толь­ко свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом государ­стве признается, что политические партии выражают интересы основных соци­альных групп населения.

Порядок создания политической партий, финансирования государством их де­ятельности в избирательных компаниях устанавливается законом. Такое законо­дательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ).

В демократических странах встречаются различные партийные системы -двухпартийные, многопартийные. По смыслу Конституции, право­мерна только такая партийная система, которая включает как минимум две по­литические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагать на естественную саморегуляцию и их деятель­ность. Государство (прежде всего судебные органы) также обязаны предотвращать действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятель­ность партий к формальному существованию, лишив их реальных возможно­стей влиять на формирование органов власти.

Общественные объединения

В это понятие включается как политические партии, так и разного рода об­щественные организации - профсоюзы, молодежные организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всего велико. Общественные объеди­нения - это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и фор­ма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует право граждан создать общественные объединения и свободу их деятельности (ст.30)

Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных зако­ном правах, и прежде всего - свободно осуществлять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие хозяйствен­ные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они самостоятель­но расходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищным фондом и г. д. Государственные органы не финансируют деятельность общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе многих органов государственной вла­сти и государственных совещаниях. Например, их представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного Президентом для разработки проекта Конституции, Представители многих общественных объединений входят в состав Политической консультативного совета при Президенте Российской Федерации, имеющего широкие консультативные функции. Общественные объ­единения тесно сотрудничают с комитетами Государственной Думы и Совета Фе­дерации.

Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществляется привлече­ние общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств. Так, профсоюзы входят в состав Трехсторонней комиссии по социально-трудовым во­просам, участвуют в работе Министерства труда и социального развития. Пен­сионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Россий­ской Федерации и др. Таким путем демократическое государство стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата, обеспечивает глас­ность сто работы и устойчивую связь с общественностью.

Однако государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или пресле­дуются. К их числу относятся, например, террористические организации, фа­шистские объединения и т. п. Однако ограничения права на их создание или де­ятельность возможно только в силу конституционных или законодательных норм, а также по суду. В Российской Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их регистрации, осу­ществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на об­жалование в суд.

Согласно Конституции (ч.5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объ­единения, цели и действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя;

- нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому требуют значительной детализации в специальных законах или судебных реше­ниях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего субъективизма в оценке целей и действий объединений. Очевидно, что государство стремит­ся обезопасить себя и общество от организованного экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституцион­ную законность и создавать опасность государственного переворота. Государст­во не может терпеть на своей территории каких-либо вооруженных формирова­ний, кроме тех, которые подчинены правительству. Оно обязано гарантировать спокойную жизнь всех социальных, расовых, национальных, религиозных групп. Одновременно эти гарантии направлены против разжигания межклассовых столкновений, межэтнических и межнациональных конфликтов, а в конечном счете и гражданской войны. Гражданское общество не может чувствовать себя уверенно, если государство не противостоит пропаганде расизма, антисемитиз­ма, национализма, классового превосходство и национальной исключительно­сти. Эти явления в общественной жизни, а тем более вызванные сознательной де­ятельностью объединений, противоречат коренным принципам правового госу­дарства - равенству граждан, без какой бы то ни было дискриминации, личной безопасности и полноправию каждого человека.


III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек - государство», при котором госу­дарство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему «осчастливливанию». Этот подход нивелирован людей, прикрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не считало се­бя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемлено и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглаша­лось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачива­лось установление диктатуры.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков теперь главный принцип их отношений. В этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллек­тивизм необходим для достижения определенных целей, но. понимаемый с чрез­мерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности от­дельного человека, и привести к царству серости и посредственности. А индиви­дуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права содейство­вать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осознавать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъе­млемо принадлежит человеку и реализует в меру его способностей и инициати­вы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирование, т.е. не нуждается в тотали­тарной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведе­ние человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение «высшая ценность» это не юридическая, а нравственная катего­рия. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в катего­рию правовую, т.е. в обязательное правило для всех членов общества - как об­леченных, так и не облеченных властью. В ст. 18, провозглашается, что права человека и гражданина «определяют смысл, содержания и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправле­ния и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения и принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отда­ваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, со­блюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема нрав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемленных права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необ­ходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничитель­ную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол. Госу­дарство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требует от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность при­знавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме уча­ствуют все государственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к инсти­туту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкрет­ным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанно­стей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы дан­ного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами граж­данина, может быть, не столь велика, но только гражданство предоставляет пра­ва в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами стра­ны. Следовательно, правовой статус, который предоставляет гражданством, на­полнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы « человек - государство» и ставит его основные положения в разряд основ кон­ституционного строя.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государ­ства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и ли­шали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей культуры за выступления в защиту демократии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего зачастую становились не­возможными воссоединение семей, изменение гражданства, выезд за границу.

Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданст­ва или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно ука­заны в федеральном законе (ныне действует Закон о гражданстве Российской Федерации, принятый 28 ноября 1991 г.), ни при каких обстоятельствах гражда­нина вопреки его желанию и без законных оснований. Такие основания необхо­димы и для приобретения гражданства - государственные органы не должны иметь право безосновательно отказывать людям, в их желании принять россий­ское гражданство.

К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Это оз­начает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством при­обретенным. Каждый гражданин России обладает не ее территории всеми пра­вами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.


IV . Законодательные акты.

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90 г. // Собрание законодательных актов РФ 1990 г. ст. 2310

3. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. // Российская газета 1996 г. № 18

4. Федеральный Закон «Об основах государственной службы» от 31 мая 1995 г. п. 12 ст. 11 // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 14 ст. 1123

5. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.90 г. ст. 9 // Собрание законодательных актов 1991 г. № 12 ст. 112

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 17 ст. 142

7. Федеральный Конституционный Закон РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. // Российская газета № 12

8. Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.91 г. // Российская газета 1992 г. № 2

9. Федеральный Конституционный закон РФ «О референдуме РФ» от 10.1095 г. //Российская газета 1996 г. № 5

10. Федеральный Закон РФ «Об основных понятиях избирательных прав граждан РФ» от 06.12.1994 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 13 ст. 1216

11. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г. ст. 19 // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 18 ст. 2514

12. Федеральный Закон РФ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. ст. 1018


Список используемой литературы

1. Баглой М. В. Конституционное право Российской Федерации // М. 1998 г.

2. Кондрашев А. А. Конституционно правовые способы федерального принуждения. Проблемы в теории и реализации в Конституции РФ // Государство и право 2000г. № 2 с. 10-13

3. Научные основы советского правотворчества // Под редакцией Халориной Р. О. М. 1981 г. с. 300

4. Лукьянов Е. Как готовить закон //Народный депутат 1990 № 12

5. Муромцев Г. И. Юридическая техника // Известия вузовского правоведения 2000 г. № 2 с. 10-13

6. Кленина С. В. Новое в системе законодательства РФ // Государство и право 1994 г. № 12 с. 27

7. Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов (организация и методика) // М. Юридическая литература 1968 г. с. 167

8. Тилле А. А. Время, пространство, закон // М. 1998 г.

9. Дубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право 1993 г. № 10

10. Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов // М. 1998 г.

11. Остроумов Г. С. Правовое сознание действительности // М. 1970

12. Ткаченко Ю. Г. Методологические основы теории правоотношений // М. 1999 г.

стр.
I. Введение.
II. Основы конституционного строя.
II.1. Гуманистические основы конституционного строя.
II.2. Основные характеристики Российского государства
II.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
II.4. Экономические и политические основы конституционного строя
III. Заключение
IV. Законодательные акты
V. Список литературы