Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран
|
КПЗС
как учебная
дисциплина
– это систематизированный
курс обучения,
особенностью
которого является
комплексный
характер: базируется
на изучении
конституций
разных стран.
Анализу подвергаются
не правовые
системы в целом,
а только одна
отрасль –
конституционное
право.
Основные
цели учебной
дисциплины:
расширение
юридического,
политического
кругозора,
повышение
уровня правовой
культуры,
выработка
навыков анализа
нормативно-правовых
актов
самостоятельная
ориентация
в конституционных
процессах за
рубежом
КПЗС
как наука
– система знаний
о теориях
конституций
зарубежных
стран
Функции:
учебно-познавательная,
возможность
прогнозировать
политические
процессы
(прогностическая
функция),
рекомендательная
(возможность
перенимания
опыта)
Методы:
Общенаучные:
диалектический
(все процессы
изучаются во
взаимосвязи
и постоянном
развитии,
Частнонаучные:
метод
сравнительно-правового
анализа,
конкретно-исторические
методы,
социологический,
системного
анализа.
КП
как отрасль
– система правовых
норм, регулирующих
положение
человека в
обществе и
государстве,
основы общественного
строя, основы
организации
и деятельности
системы государственных
органов и органов
самоуправления
и управления.
Характерные
черты КП как
ведущей отрасли:
закрепляет
политические
отношения,
принципы,
предписания
и правила, действие
которых общеобязательно
для всех
единственная
отрасль, где
основным источником
выступает
основной закон
государства,
т.е. конституция
имеет
особый предмет
регулирования,
в частности
– отношения
между человеком,
обществом,
государством,
а также положения
относящиеся
к устройству
государства.
Преобладающий
метод конституционно-
правового
регулирования
– императивный,
предполагающий
четкий вариант
поведения.
КП
использует
диспозитивный
метод регулирования
в большей степени
при регламентации
правового
положения
человека
Субъекты
КП:
Физические
лица (граждане,
иностранцы,
лица без гражданства,
лица с двойным
гражданством,
беженцы, вынужденные
переселенцы,
избиратели,
депутаты, другие
лица с особой
правоспособностью),
Общественные
образования
(государство
в целом, отдельные
государственные
органы (парламент,
суды, …), территориальные
единицы, политические
партии, высшие
должностные
лица государства).
Объекты
конституционных
отношений:
социально-экономические
и социально-политические
ценности,
основы
личных благ
и свобод,
отношения
собственности,
национальные
и расовые
отношения.
Особенности
конституционно-правовых
норм:
отсутствует
санкция,
действуют
непосредственно,
делятся
на управомочивающие,
обязывающие,
запрещающие
по
функциям:
регулятивные
(их больше) и
охранительные.
Источники
– формы выражения
норм права:
конституция
(основной),
конституционные
законы (поправки
к конституции
США),
органические
законы, регулирующие
деятельность
государственных
органов,
обычные
законы государства,
если они содержат
конст-прав.
нормы (например,
закон о гражданстве),
нормативно-правовые
акты исполнительных
органов власти
(указы президента),
регламенты
парламентов
- нормы, определяющие
порядок деятельности
палат парламента,
а также их
внутреннюю
структуру
решения
органов местного
самоуправления
– только в случае,
когда регулируют
общественные
отношения,
связанные с
осуществлением
публичной
власти (местные
уставы …),
судебные
прецеденты
(США, Великобритания,
Индия),
конституционно-правовые
акты органов
конституционного
надзора,
конституционные
обычаи
– нигде юридически
не зафиксированы,
но регулируют
важнейшие
вопросы государственной
жизни,
труды
ученых юристов,
общепризнанные
принципы и
нормы международного
права и международные
договоры,
религиозные
источники
(Иран, ОАЭ),
внутригосударственные
договоры,
если они регулируют
конституционные
проблемы (например,
между федерацией
и землей в
Германии).
Конституция
как основной
источник КПЗС
Конституция
– это документ,
обладающий
высшей юридической
силой, регламентирующий
наиболее важные
общественные
отношения,
принимаемый
и изменяемый
в особом порядке.
Юридические
свойства
конституции:
обладает
высшей юридической
силой,
является
базой текущего
законодательства,
имеет
прямое действие,
имеет
особый порядок
принятия и
внесения поправок.
Функции
конституции:
учредительная
(подтверждает
существующий
общественный
порядок или
создает условия
для развития
новых общественных
отношений),
организаторская
(закрепляет
определенные
правила, которым
должно подчиняться
общество),
внешнеполитическая
(формирует
направление
внешней политики
и служит информацией
о том, что творится
в обществе
для внешнего
мира),
идеологическая
(закладывает
основы мировоззрения
- например, идея
прав и свобод),
юридическая
(основа всего
правопорядка
в обществе,
непосредственно
порождает
права и обязанности
и служит фундаментом
для всех
нормативно-правовых
актов.
Понятие
и формы конституций
Термин
конституция
употребляется
в юридическом
смысле как
система юридических
норм.
Фактическая
конституция
– те реальные
отношения,
которые сложились
в обществе.
Если
юридическая
и фактическая
конституции
не совпадают
– фиктивная
конституция.
Конституция
употребляется
в материальном
смысле как вся
совокупность
нормативно-правовых
актов, регламентирующих
конституционные
отношения.
Чаще
термин употребляемся
в формальном
значении (закон
высшей юридической
силы).
Общие
черты конституций
зарубежных
стран:
провозглашают
народный и
государственный
суверенитет,
провозглашают
охрану частной
собственности,
закрепляют
принцип разделения
властей,
закрепляют
формы правления
либо прямым
указанием,
либо форма
правления
подразумевается,
закрепляют
формы политико-территориального
устройства,
централизма
или федерализма,
закрепляют
основы прав
граждан и
подданных,
определяется
организация
высших органов
государственной
власти и основ
судопроизводства.
В
зависимости
от формы Конституции
бывают:
Кодифицированная
Конституция
– единый писанный
конституционный
акт (Конституция
Франции 1958г.,
Основной Закон
Германии 1949г.),
Некодифицированная
Конституция
– совокупность
нескольких
писанных
конституционных
актов (Швеция
– 3 акта: форма
правления
1974г., о престолонаследии
1810г., о свободе
печати 1974г.; в
Финляндии –
аналогичная
система актов,
в Израиле –
8 основных
законов),
Смешанная
Конституция
– имеет несистематизированный,
комбинированный
характер, состоит
из писанной
и неписаной
частей (Великобритания:
писанная –
статусное
право, т.е. акт
о парламенте,
с 1215г. – «Великая
Хартия Вольностей»,
неписаная –
судебные
прецеденты,
конституционный
обычай, труды
ученых-юристов;
Конституция
Новой Зеландии),
Неписаная
– полное отсутствие
документов
(Конституция
Румынии в 1-е
месяцы после
декабрьского
восстания
1989г.).
Каждая
Конституция
имеет структуру:
преамбула
– отражаются
приоритеты
государства,
цели и задачи,
основные
положения –
права и свободы
человека и
гражданина,
устройство
государства,
заключительные
и переходные
положения –
порядок пересмотра
Конституции
и порядок ее
вступления
в действие.
Классификация
Конституций
(порядок принятия
и изменения):
По
времени принятия:
старые
(действуют
до сих пор:
Конституции
США 1787г., Бельгии
1831г., Швейцарии
1874г.),
новые
(«второй волны»,
«нового поколения»:
Германии 1949г.,
Греции 1952г., Франции
1958г.) – акцент
на права и
свободы человека
и гражданина,
ставится
проблематика
международных
отношений,
усиливается
роль государства
в экономической
сфере, закрепляется
тенденция
укрепления
исполнительной
власти, закрепляется
конституционный
надзор.
По
способу принятия:
принятые
представительными
учреждениями
(США),
принятые
избирательным
корпусом,
дарованные
(Бельгии 1831г.,
Кувейт),
По
способу изменения:
а)
регламентация
права инициативы
(кто может поставить
вопрос: обычно
глава гос-ва
или парламент),
б)
одобрение
поправки
квалифицированным
большинством
парламента
(2/3),
в)
окончательное
одобрение на
референдуме
или главой
государства
(США, Италия,
Япония),
гибкие
– менее сложный
порядок
(Великобритания,
Основной закон
ФРГ),
гибко-жесткие
– двойной порядок
внесения поправок
(Франция, Индии
1950г.).
По
сроку действия:
Общая
характеристика
и субъекты
Конституционного
надзора.
Конституционный
надзор
– за соблюдением
Конституции,
гарантии исполнения
Конституции.
Виды
конституционного
надзора:
Американская
модель:
решение
конституционно-правовых
вопросов всегда
происходит
в форме рассмотрения
судом высшей
инстанции
конкретного
спора по праву
(США, Индия).
Сторонники
этой модели
считают, что
политическое
давление на
суд минимально.
Специальная
конституционная
юрисдикция
– заключается
в рационализации
процедуры
исследования
обстоятельств
дела и принятия
решения (Германия,
Франция: 2 органа
конституционного
надзора: конституционный
совет рассматривает
вопросы о
несоответствии
Конституции
актов Парламента,
а Госсовет –
несоответствие
Конституции
актов исполнительной
власти),
существует
ряд вопросов,
решение которых
отнесено к
исключительной
юрисдикции
Конституционного
суда:
а)
споры между
высшими органами
государства
по поводу их
компетенции,
б)
споры между
органами и
субъектами
федерации,
в)
признание
конституционных
законов, принятых
парламентом,
г)
проверка
конституционности
референдума,
д)
окончательное
решение вопросов,
связанных с
проверкой
результатов
выборов в высшие
органы государства,
е)
отстранение
от должности
высших должностных
лиц государства
за нарушение
Конституции,
ж)
установление
антиконституционного
характера
политических
партий.
Формы
контроля за
конституционностью
законов:
превентивный,
предварительный
контроль
(осуществляется
до принятия
законов –
позволяет
выяснить спорные
конституционные
вопросы на
ранней стадии
законодательного
регулирования,
что не вредит
авторитету
законодателя,
но затягивает
и усложняет
процедуру
принятия
законодательных
актов),
регрессивный
(?),
последующий
контроль (только
по высшим
нормативным
актам и законам,
а более низкие
акты рассматривают
суды общей
юрисдикции).
Субъекты
конституционного
надзора
высшие
государственные
органы и должностные
лица,
территориальные
единицы,
суды,
частные
лица по конкретным
спорам.
| |
|