Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 22

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  317  318  319   ..

 

 

Исторические этапы российского федерализма

Исторические этапы российского федерализма

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………2-5

Глава 1. Дореволюционный федерализм…………………………….6-9

1.1 Развитие российской государственности до 19 века…………6-7

1.2 Зарождение федерализма в 19 веке……………………………8-9

Глава 2. Развитие федерализма после революции…………….......10-25

2.1 Коммунизм и федерализм……………………………….......10-13

2.2 Роль федерализма в образовании СССР……………………14-20

2.3 Особенности федерализма на современном этапе развития русской государственности…………………………………21-25

Заключение………………………………………………………...26-28

Библиография……………………………………………………...29-30


ВВЕДЕНИЕ

Перед написанием курсовой работы я особенно много не размышлял, какую тему мне выбрать. Мне всегда нравилось работать с историей. Но это была в основном “чистая” история. Одни битвы, даты и прочее в том же духе. Мне, как студенту юридического факультета, важно понять, по какому принципу управлялось, управляется, и надеюсь, будет управляться (и вряд ли это будет федерализм) наше государство. Изначально я хотел выбрать тему «исторические этапы развития конституционного права России». Но, оценив «практическую» пользу темы «Исторические этапы российского федерализма» для осмысления курса КПРФ, я остановил свой выбор именно на этой теме. Кроме того, сегодня много шума вокруг так называемого «сепаратизма» субъектов РФ. В принципе, это обусловлено, прежде всего слабостью центральной власти. Но мы видим и немало причин в федеративном устройстве нашего государства. Ибо, по мнению многих ведущих юристов (например, г-н М.А. Боръщевский – представитель государства в Конституционном суде РФ), именно чрезмерно расширенные права различных национальных образований, ведут к их постепенному выводу из состава РФ. Так что мой выбор обусловлен ещё и веяниями нашей жизни в многонациональном государстве.

Теперь мне представился шанс познать ту юридическую «основу» (хотя этот термин не совсем верен), на которой держится то образование, которое мы называем государство РФ.

Принцип федерализма, на мой взгляд, жизненно важен именно сегодня для сохранения тех территорий, которые мы унаследовали от СССР. На нынешнем этапе развития нашего государства представляется важным дать некое подобие свободы нацменьшинствам и территориям, на которых они проживают, чтобы местная национальная элита даже и не думала о возможности выхода из состава РФ. Так же принцип федерализма важен в процессе интеграции нашего государства в мировую правовую систему, отличающуюся не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Федерализм, на нынешнем этапе призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

Я считаю, что федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Однако, как говорилось выше, именно федерализм способствует сепаратизму со стороны, как правило, национальных регионов. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически. Хочу отметить, что судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущего поколений. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возникновению авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод.

Выход из создавшейся ситуации, с нашей точки зрения, один: создание Федерации, состоящей из однопорядковых и действительно равноправных (де-юре и де-факто) субъектов.1

В литературе, которую я использовал для написания курсовой работы, очень тщательно и чётко прописаны всё интересующие меня аспекты, касающиеся федерализма в общем. Как источник была использована Конституция РФ, Федеративный договор и другие законы. Что касается монографий, то поданному вопросу стоит отметить, что есть некоторый недостаток литературы по данному вопросу, что не может не огорчать. Нет, попадались, конечно всякие брошюрки в исполнении таких авторов как А.Н Яковлев («наш федерализм»), И.Р Шафаревич («Роль формы государства в крахе СССР»), но эти авторы слишком ангажированы и дескредетированны, поэтому я даже не стал их читать. Относительно много литературы по особенностям становления российского федерализма, но есть и свой недостаток: в большинстве книг автор даёт трактовку федерализма с точки зрения Запада. А некоторые книги написаны ещё при функционировании СССР. Поэтому собственное мнение приходится строить по принципу “согласен с тем, в чём уверен”. Тем не менее, в периодической литературе (журналы и т.п.) ряд авторов приводит современные точки зрения, с некоторыми из которых я полностью солидарен. Это такие учёные, как Д.Л. Златопольский, В.С. Страшун. На мой взгляд, эти авторы наиболее полно и “современно” оценили особенности современного федерализма в РФ.

Я считаю, что проблема российского федерализма будет актуальна ещё какое-то время для нашего государства. Мне очень понравилось работать на данную тему, т.к. я вижу будущее нашего Отечества только благодаря решению таких проблем, как проблема, которой посвящена моя .

Прежде чем начать описание онтогенеза федерализма нашего государства, хотелось бы уяснить те понятия, из которых мы будем исходить в дальнейшем.

Федерализм – принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и национально – территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределят власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно – правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путём разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.

Определяющим критерием идентификации федерализма как способа принятия решения в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и её частями (субъектами).

По своим целям и задачам федерализм не замыкается не принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.

Федеративное устройство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.2


ГЛАВА I. Дореволюционный федерализм.

1.1 Развитие российской государственности до 19 века.

Для выяснения современных проблем российского федерализма, на мой взгляд, необходимо проанализировать процесс развития и укрепления федерализма как принципа в России.

“В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключается в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, сохранению самобытности и са­мостоятельности. Другая — к созданию и укреплению сильного централизованного унитарного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятель­ные славянские княжества были объединены по нынеш­ним понятиям на конфедеративных началах под верхов­ным сюзеренитетом великого князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от киевского престола. Не­прочность этого союза обнаружилась при первом серьез­ном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями.

“Обширность территории и разнохарактерность славян­ских племен создавали немало трудностей для того, чтобы сплотить их в единое централизованное государ­ство. Монгольское нашествие и последующая борьба за независимость окончательно определили исторический путь России как централизованного унитарного государ­ства во главе с Москвой. Чтобы оградить себя от набе­гов с востока и сдерживать экспансию с запада, обес­печить себе выход к морю, а, следовательно, и возмож­ность активизации внешней торговли, России было необ­ходимо постоянно поддерживать высокий уровень моби­лизационной готовности. Этого можно было в те времена добиться только очень жесткой централизацией и концен­трацией власти.3” Задолго до Макиавелли московский князь Иван Калита на практике показал, что для достижения государственных целей не существует моральных и ре­лигиозных преград. Лесть и обман, вероломство и жес­токость, истребление соплеменников и единоверцев с помощью иноземных военных отрядов, — все было ис­пользовано для того, чтобы уничтожить соперников, за­давить всякие попытки региональной самостоятельности. Последним кровавым аккордом в этой борьбе была ак­ция Ивана IV против Великого Новгорода. С падением Новгорода и Пскова ликвидируется последняя возмож­ность децентрализации, а, следовательно, и более пропор­ционального развития всех российских регионов, отлича­ющихся своей спецификой и разнообразием условий.

“Расширение Российской империи шла в рамках уни­тарного централизованного государства. Северные и вос­точные территории, присоединенные к России, по боль­шей части были населены народами, у которых государ­ственность как таковая еще не сложилась. Что касается западных территорий, Польши и Финляндии, то хотя их государственное устройство в результате присоединения к России не менялось, но их юридический статус не позволяет рассматривать их в качестве субъектов Феде­рации или конфедерации. В таком же положении находи­лись народы Прибалтики и Кавказа.4


1.2 Зарождение федерализма в 19 веке.

В плане политического устройства России идеи феде­рализма возникают в начале XIX в. В связи с надеждами передовых представителей российского общества на се­рьезность либеральных намерений Александра I. Член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на тринадцать крупных единиц.

Представители Северного тайного общества декабрис­тов также видели будущее России как правового госу­дарства, построенного по федеративному принципу. В обоих проектах Конституции Никиты Муравьева содержал­ся подробный план федеративного устройства России.

“Поскольку федерализм декабристов, как и конституци­онализм, не имел каких-либо определенных национальных корней, то он, надо полагать, был заимствован ими из политической практики США, пример которых увлекал передовых людей тогдашней России. ” Даже деление Рос­сии на 13 держав напоминает о том, что американский союз состоял при своем образовании из 13 штатов. Над планом конституции работал и декабрист Г. С. Батеньков, считавший, что ввиду обширности территории, раз­нообразия климата и нужд населения вся Россия не может быть управляема единообразно, и потому считал необходимым введение областного управления при нали­чии представительного органа и губернатора.

Крайним противником федерализма в России был П. И. Пестель, который видел в федерализме “новое семя к разрушению” российской государственности и ослабле­нию экономической и военной мощи России.

Федеративные идеи содержались в программе возник­шего в конце 40-х гг. XIX столетия на Украине “Кирилло-Мефодиевского братства”, преследовавшего цель осво­бождения славянских народов, объединения их в единый союз, развития славянской культуры и славянских языков. Какого-либо серьезного политического влияния это об­щество не имело.

Иное дело - революционное российское движение. На пражском съезде славян в 1848 г. М. Бакунин выдвинул идею федерации славянских народов. Все славянские народы он предлагал объединить в общий союз во гла­ве с центральным славянским советом, которому принад­лежала бы высшая политическая и судебная власть. “По мере развития своих анархистских идей М. Бакунин все больше склонялся к конфедеративному союзу общин, призванному