Содержание.
Введение.
1.Организационно-правовая
система управления
транспортно-дорожным
комплексом……………………………...стр.3-23
2. Сущность
и значения
государственного
контроля и
надзора
в области
транспорта………………………………………...……стр.24-35
3. Полномочия
органов местного
самоуправления
в сфере
управления
коммуникациями……………………………стр.36-38
Заключение.
Список
использованной
литературы.
1.Организационно-правовая
система управления
транспортно-дорожным
комплексом.
Транспорт
традиционно
считается
источником
повышенной
опасности,
поэтому крайне
важно обеспечить
безопасность
его функционирования
- безопасность
дорожного
движения, пассажиров,
грузов и т.д. В
связи с этим
выделяются
следующие
особенности
в организации
государственного
управления
транспортом:
а) высокая степень
централизации
управления,
единым координирующим
органом выступает
Министерство
транспорта
РФ; б) наличие
специализированного
контроля за
обеспечением
безопасности
движения; в)
наличие специальных
актов - уставов
о дисциплине
работников
транспорта,
кодексов, правил
и т.д.
Перевозочный
процесс на
железнодорожном
транспорте
регламентирован
утвержденным
Федеральным
законом «Устав
железнодорожного
транспорта
Российской
Федерации»
от
10 января
2003 г.
Сфера
действия Устава
железнодорожного
транспорта
распространяется
на отношения:
возникающие
между перевозчиками,
пассажирами,
грузоотправителями
(отправителями),
грузополучателями
(получателями),
владельцами
инфраструктур
железнодорожного
транспорта
общего пользования,
владельцами
железнодорожных
путей не общего
пользования,
другими физическими
и юридическими
лицами при
пользовании
услугами
железнодорожного
транспорта
общего пользования
и железнодорожного
транспорта
не общего
пользования,
и устанавливает
их права, обязанности
и ответственность.
Управление
перевозочным
процессом на
железнодорожном
транспорте
осуществляется
централизовано
и относится
к компетенции
федерального
органа исполнительной
власти в области
железнодорожного
транспорта.
Таковым
является Министерство
путей сообщения
РФ (МПС России).
Оно осуществляет
проведение
государственной
политики в
сфере железнодорожного
транспорта,
а также регулирование
хозяйственной
деятельности
железных дорог,
других предприятий
и учреждение
железнодорожного
транспорта
в области организации
и обеспечения
перевозочного
процесса.
В настоящее
время, в результате
проходящей
реформы на
железнодорожном
транспорте
происходит
изменение формы
собственности
– железнодорожный
транспорт из
федеральной
собственности,
переходит в
частную собственность,
в результате
акционирования
ряда предприятий
железнодорожно-транспортной
инфраструктуры.
Данный процесс
еще не завершился,
а потому о его
конечных результатах
говорить еще
трудно. Но уже
происходит
и набирает свои
обороты процесс
формирования
в рамках открытого
акционерного
общества «Российские
железные дороги»
самостоятельных
структурных
подразделений
для осуществления
отдельных видов
предпринимательской
деятельности
на железнодорожном
транспорте
(пассажирских
перевозок в
дальнем следовании
и пригородном
сообщении,
отдельных
специализированных
грузовых перевозок
и т.д.). После этого,
предполагается
реорганизация
открытого
акционерного
общества «Российские
железные дороги»
путем выделения
в дочерние
акционерные
общества
самостоятельных
структурных
подразделений,
осуществляющих
отдельные виды
предпринимательской
деятельности
на железнодорожном
транспорте
(услуги по ремонту
технических
средств и
производству
запасных частей,
перевозки
пассажиров
в пригодном
сообщении и
дальнем следовании
и т.д.); переход
к свободному
ценообразованию
в конкурентных
секторах; создание
условий для
приобретения
компаниями-операторами
магистральных
локомотивов;
привлечение
инвестиций
для развития
железнодорожного
транспорта
и т.д.
Законодателем
введен новый
субъект, который
обеспечивает
осуществления
перевозочного
процесса в
нашей стране
– владелец
инфраструктуры
железнодорожного
транспорта.
Им может являться
любое юридическое
лицо и индивидуальный
предприниматель,
которые имеют
инфраструктуру
на праве собственности
или ином праве
и оказывающие
услуги по ее
использованию,
на основании
лицензии или
договора.
Сама
инфраструктура
железнодорожного
транспорта
общего пользования
представляет
собой технологический
комплекс, включающий
в себя железнодорожные
пути общего
пользования
и другие сооружения,
железнодорожные
станции, устройства
электроснабжения,
сети связи,
системы сигнализации,
централизации
и блокировки,
информационные
комплексы и
систему управления
движением и
иные обеспечивающие
функционирование
этого комплекса
здания, строения,
сооружения,
устройства
и оборудование.
За МПС
России сохранены
функции хозяйственного
управления,
которые осуществляются
при проведении
государственной
политике в
области железнодорожного
транспорта,
исходя из требований
экономики,
обороноспособности
и безопасности
страны, потребностей
населения; при
разработке,
утверждении
и надзоре над
исполнением
нормативных
документов;
при лицензировании,
сертификации
и стандартизации
на железнодорожном
транспорте
в пределах
полномочий;
при руководстве
мобилизационной
подготовки
и гражданской
обороны; при
регулировании
в области перевозок
для государственных
нужд и социально
значимых перевозок
пассажиров
и .т.д.
Железнодорожный
транспорт
составляет
основу транспортного
комплекса
Российской
Федерации и
имеет большое
экономическое,
оборонное,
социальное
и политическое
значение.
В систему
МПС России
можно отнести:
железные дороги;
отделения
железных дорог;
их линейные
предприятия;
промышленные,
строительные,
торговые и
снабженческие
предприятия;
предприятия,
обеспечивающие
деятельность
и развитие
железнодорожного
транспорта.
Главным оперативным
звеном этой
системы является
железная дорога.
Согласно
закону в настоящее
время на основании
лицензии в
сфере обеспечения
перевозочного
процесса могут
предоставляться
следующие виды
услуг и осуществляться
следующие виды
деятельности:
- перевозка
грузов железнодорожным
транспортом;
- перевозка
грузобагажа
железнодорожным
транспортом;
-деятельность
по предоставлению
инфраструктуры
железнодорожного
транспорта
общего пользования
для осуществления
перевозок;
Таким
образом, наше
государство
путем постепенной
приватизации
и разгосударствлении
ряда предприятий
железнодорожно-транспортной
инфраструктуры,
расширяет виды
предпринимательской
деятельности,
которые могу
предоставляться
отдельными
юридическими
лицами и индивидуальными
предпринимателями,
а значит, создается
основа для
формирования
конкурентного
сектора в сфере
обеспечения
населения
транспортными
услугами.
Согласно
новому закону
о железнодорожном
транспорте
имущество
железнодорожного
транспорта
может находиться
в государственной,
муниципальной,
частной и иных
формах собственности.
Под
железнодорожными
путями общего
пользования
понимаются
железнодорожные
пути на территориях
железнодорожных
станций, открытых
для выполнения
операций по
приему и отправлению
поездов, приему
и выдаче грузов,
багажа, грузобагажа,
по обслуживанию
пассажиров
и выполнению
сортировочных
и маневровых
работ, а также
железнодорожные
пути, соединяющие
такие станции.
Железнодорожные
пути необщего
пользования
это железнодорожные
подъездные
пути, примыкающие
непосредственно
или через другие
железнодорожные
подъездные
пути к железнодорожным
путям общего
пользования
и предназначенные
для обслуживания
определенных
пользователей
услугами
железнодорожного
транспорта
на условиях
договоров или
выполнения
работ для собственных
нужд.
На
железнодорожном
транспорте
действуют
специальная
служба, осуществляющая
контроль за
обеспечением
безопасности
движения поездов,
а также
аварийно-восстановительные
подразделения,
ликвидирующие
последствия
аварий на железных
дорогах. Положения
об этих подразделениях,
а также порядок
классификации,
служебного
расследования
и учета нарушений
безопасности
движения утверждает
МПС РФ.
МПС
РФ с участием
федерального
органа исполнительной
власти по
регулированию
естественных
монополий на
транспорте,
иных заинтересованных
федеральных
органов исполнительной
власти, заинтересованных
организаций
в пределах
своей компетенции
разрабатывает
и в установленном
порядке утверждает
правила перевозок
грузов железнодорожным
транспортом
и правила перевозок
пассажиров,
багажа, грузобагажа
железнодорожным
транспортом.
В области
перевозочного
процесса на
МПС России
возложено:
обеспечивать
координацию
работы железных
дорог в целях
предупреждения
затруднений
с пропуском
поездов, регулировать
погрузки грузов;
разрабатывать
и утверждать
нормативные
акты по эксплуатации
железных дорог,
эксплуатации,
обслуживанию
и ремонту технических
средств, связанных
с перевозочным
процессом;
обеспечивать
регулирование
движения поездов
в условиях
чрезвычайных
ситуаций.
По вопросам,
затрагивающим
интересы других
видов транспорта,
МПС России
координирует
свою деятельность
с органами
управления
ими (например,
с Минтрансом
России).
МПС России
обеспечивает
устойчивое
и безопасное
функционирование
железнодорожного
транспорта;
создает многопрофильную
сферу услуг,
предоставляемых
транспортными
предприятиями,
подведомственными
ему; разрабатывает
стандарты и
нормы, определяющие
порядок работы
железнодорожного
транспорта;
руководит
железными
дорогами,
предприятиями
и объединениями
в области
перевозочного
процесса; организует
оперативное
управление
этим процессом;
разрабатывает
и утверждает
графики движения
поездов по сети
железных дорог,
нормативы
использования
вагонов и
контейнеров,
нормативные
документы по
технической
эксплуатации
железных дорог
и условиям
перевозок.
На МПС России
возложен контроль
за состоянием
безопасности
движения поездов,
за сохранностью
перевозимых
грузов. Этот
орган также
утверждает
обязательные
для всех предприятий,
организаций
и граждан нормативные
акты по вопросам
правил и условий
перевозок,
пользования
средствами
железнодорожного
транспорта,
безопасности
движения, охраны
порядка, пожарной
безопасности
и санитарных
правил на
железнодорожном
транспорте.
В области
технической
политики Минтранс:
определяет
совместно с
подведомственными
предприятиями
и учреждениями
приоритетные
направления
технической
политики на
железнодорожном
транспорте;
координирует
с Министерством
транспорта
РФ вопросы
технической
политики в
области взаимодействия
с другими видами
транспорта;
определяет
структуру и
типаж подвижного
состава и других
технических
средств, используемых
на железнодорожном
транспорте;
подготавливает
предложения
по постановке
продукции на
серийное
производство;
и др.
Специальные
функции охраны
железнодорожного
транспорта
осуществляются
Федеральной
службой железнодорожных
войск.
Открытие
для постоянной
эксплуатации
железнодорожных
путей общего
пользования
осуществляется
по решению МПС
России на основании
предложений
отдельных
юридических
лиц и индивидуальных
предпринимателей,
которым принадлежат
указанные
железнодорожные
пути.
Одновременно
планируется
формирование
в этой сфере
конкурентного
сектора, что
предусмотрено
утвержденной
Правительством
РФ
15 мая
1998 г.
Концепцией
структурной
реформы железнодорожного
транспорта.
Развитие конкуренции
перевозок
предполагается
преимущественно
в области организации
доставки грузов
и пассажиров.
Концепция
исходит из
необходимости
создания
централизованной
железнодорожной
компании по
организации
хозяйственной
деятельности
железных дорог
с функциями
хозяйственного
регулирования.
В качестве
результата
реформы
—
передача объектов
жилищно-коммунального
хозяйства в
муниципальную
собственность,
акционирование
и приватизация
предприятий
непрофильной
сферы железнодорожного
транспорта.
Должна
будет проводиться
работа по закрытию
убыточных
малодеятельных
линий или приниматься
меры по изысканию
источников
для покрытия
их убыточности..
Основной
объем перевозок
в нашей стране
приходится
на железнодорожный
транспорт. В
целом со своими
задачами
железнодорожный
транспорт
справляется,
но в силу причин,
от него не зависящих,
|