Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 22

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16   ..

 

 

Административно право (шпаргалки)

Административно право (шпаргалки)

1.Задачи административного права как отрасли права.


Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы АП:

  1. Устанавливают формы и методы государственного управления.

  2. Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

  3. Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления.

  4. Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Задачи АП как отрасти права:

  1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

  2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

Защита граждан и общества от административного произвола.

2.Предмет и метод административного права.


Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методы АП:

  1. Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.

  2. Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

  3. Дозволение - предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.

3.Цели правового регулирования деятельности государственной власти.


  1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

  2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

  3. Защита граждан и общества от административного произвола.

4.Понятие и содержание управления, социального и государственного управления.


Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей. Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.

Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.

Государственное управление (разновидность социального управления) исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.




13.Виды административно-правовых отношений.


1Административно-правовые отношения делятся:

  1. В зависимости от конкретных целей возникновения на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы исполнительной власти)

  2. По характеру юридических фактов на порождённые правомерными или неправомерными действиями

  3. По содержанию на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы права)

  4. В зависимости от особенностей участников отношений.

В зависимости от государственного устройства

14.Субъекты административно-правовых отношений.


Субъекты административно-правовых отношений – наделённые государственными властными полномочиями органы и должностные лица и лица, на которых возложены обязанности.

Субъекты административно-правовых отношений:

  1. Государственные органы и их служащие.

  2. Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения.

  3. Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

15.Общая характеристика административно-правового статуса граждан РФ.


Административно-правовой статус гражданина РФ – комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закреплённые нормами АП. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного К РФ и ФЗ. Правовое положение граждан РФ определяется объёмом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность).

Виды административной дееспособности:

  1. Полная – с 18.

  2. Ограниченная – с 16.

  3. Частичная – с 7.

Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определённых заболеваний.


17.Система прав и обязанностей граждан, закреплённая нормами административного права.


Права граждан в сфере государственного управления делятся:

  1. В зависимости от механизмов реализации на абсолютные (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их защищают) и относительные права (для реализации нужен акт государственного органа – лицензия, приказ и т.д.)

  2. В зависимости от круга лиц, которым они предоставлены и оснований возникновения на общие (распространяются на все отрасли управления – право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере управления – право на предпринимательство)

  3. По содержанию на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба)

Обязанности граждан в сфере государственного управления делятся:

По степени возможности реализации на абсолютные (возлагаются на всех и не зависят от обстоятельств - налоги) и относительные (возникают из правомерных действий направленных на их приобретение – обязанность собственника автомобиля платить налог)




18.Способы защиты административной правосубъектности граждан. Право на обращение.


Основным гарантом правосубъектности граждан является закон.

Способы защиты административной правосубъектности граждан:

  1. Судебный (жалобы на действия государственных органов).

  2. Административный (внесудебный) – вышестоящие должностные лица рассматривают жалобы граждан и принимают решения.

  3. Обращение (право закреплено К РФ) – индивидуальное или коллективное в государственные органы и органы местного самоуправления.

Виды обращений:

  1. Предложение – привлечение внимания к несовершенству организации и указание способов устранения

  2. Заявление – обращение по поводу реализации права, не связанного с его нарушением

Жалоба – обращение в государственные органы по поводу нарушенного права

19.Право гражданина на общую и специальную административную жалобы.


Правом на общую жалобу обладают все граждане. Обжалованию подлежат действия, нарушающие или создающие препятствия для реализации прав и свобод гражданина, а так же незаконное возложение обязанности или ответственности.

Виды права на общую жалобу:

  1. Право на административное обжалование – в вышестоящую инстанцию

  2. Право на судебное обжалование – в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в удовлетворении жалобы вышестоящим начальством.

Право на специальную жалобу предоставлено – участникам судебных процессов, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.

20.Виды коллективных субъектов.


  1. Государственные организации: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и их объединения

  2. Негосударственные организации: общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры и органы местного самоуправления.


21.Виды, признаки, понятие органов исполнительной власти.


Орган исполнительной власти – организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов исполнительной власти:

  1. Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).

  2. Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

  3. Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.

  4. Образуются и подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

  1. В соответствии с федеративным государственным устройством на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.

  2. По характеру компетенции на органы общей и специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное управление)

  3. В соответствии с организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные.




22.Понятие, значение и виды контроля за деятельностью государственной администрации. Президентский контроль.


Контроль за деятельностью государственной администрации – деятельность субъектов контроля по проверке соответствия действий органов исполнительной власти и должностных лиц установлениям правовых норм, для обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов.

Виды (субъекты) контроля: президентский контроль, судебный контроль и прокурорский надзор.

2 вида президентского контроля:

  1. Непосредственный контроль – подбор кадров на федеральном уровне, право на отмену постановлений и распоряжений Правительства

Контроль через президентские структуры – Администрацию и полномочных представителей (исполнение в федеральном округе постановлений правительства)

23.Формы деятельности государственной администрации.


Формы деятельности государственной администрации – внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами и их должностными лицами в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определённы последствия.

2 вида формправовые (влекут юридические последствия) и неправовые (не влекут юридические последствия).

Правовые формы деятельности государственной администрации – правотворческая (создание и изменение правовых норм) и правопримительная форма (применение существующих правовых норм).

Неправовые формы деятельности государственной администрации – осуществление организационных (разработка программ, контроль)и выполнение материально-технических действий (ведение делопроизводства)

25.Понятие и значение судебного контроля за деятельностью государственной администрации.


Судебный контроль – контроль за законностью издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Значение судебного контроля – правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Субъекты судебного контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

26.Общая характеристика методов управления.


Методы управления – способы осуществления управленческой функции исполнительной власти и средства воздействия на управляемые объекты.

Методы управления по воздействию на объект делятся на:

  1. Методы прямого воздействия – прямое воздействие на волю; приказной характер; однозначность указаний; наличие административного аппарата, осуществляющего контроль, стимулирующего выполнение и применяющего меры принуждения (широко используются методы внеэкономического принуждения)

  2. Методы косвенного воздействия – косвенное воздействие на волю (создание определённых ситуаций); управомачивающий характер актов власти; возможность выбора вариантов поведения; наличие стимулирующего механизма и механизма правосудия.

Методы управления:

  1. Метод убеждения – воспитательное и принудительное воздействие

  2. Метод принуждения – применение методов принуждения при неправомерном поведении

  3. Метод поощрения – мотивация определённого поведения

Экономический метод – косвенное воздействие на материальные интересы управляемого




28.Правовые акты управления (понятие, особенности).


Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление а-п норм или возникновение, изменение и прекращение а-п отношений в целях реализации административно-управленческих отношений.

29.Административное принуждение: понятие, особенности, виды.


Административное принуждение – средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления.

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.