1.Задачи
административного
права как отрасли
права.
Административное
право
– отрасль права,
нормы которой
регулируют
общественные
отношения,
возникающие
в процессе
организации
и реализации
исполнительной
власти.
Нормы
АП:
Устанавливают
формы и методы
государственного
управления.
Регламентируют
порядок образования
органов исполнительной
власти, их
компетенцию,
полномочия
и взаимоотношения
с другими
государственными
органами,
общественными
объединениями,
предприятиями
и гражданами.
Определяют
правовое
положение
граждан, местных
органов самоуправления,
общественных
объединений
и иных негосударственных
формирований
в сфере управления.
Регулируют
общественные
отношения в
социально-политической,
культурной
и экономической
сферах.
Задачи
АП как отрасти
права:
Создание
условий для
эффективной
деятельности
исполнительной
власти.
Обеспечение
граждан, общественных
объединений
и предприятий
возможностью
реализации
прав и свобод,
осуществление
которых связано
с функционированием
исполнительной
власти.
Защита
граждан и общества
от административного
произвола.
2.Предмет
и метод административного
права.
Предметом
АП
– является
совокупность
управленческих
отношений,
возникающих
в процессе
организации
и деятельности
исполнительной
власти.
Методы
АП:
Предписание
– установление
определённого
порядка действий,
предусмотренного
соответствующей
административно-правовой
нормой.
Запрет
определённых
действий под
страхом применения
юридических
средств воздействия.
Дозволение
- предоставление
возможности
совершать
либо не совершать
действия,
предусмотренные
соответствующей
административно-правовой
нормой.
3.Цели
правового
регулирования
деятельности
государственной
власти.
Создание
условий для
эффективной
деятельности
исполнительной
власти.
Обеспечение
граждан, общественных
объединений
и предприятий
возможностью
реализации
прав и свобод,
осуществление
которых связано
с функционированием
исполнительной
власти.
Защита
граждан и
общества от
административного
произвола.
4.Понятие
и содержание
управления,
социального
и государственного
управления.
Управление
– организующая
деятельность
людей для
достижения
определённых
целей. Управление
обусловлено
наличием субъекта
и объекта
управления,
между которыми
существует
прямая (команда)
и обратная
(информация
о выполнении
или невыполнении
команды) связь.
Социальное
управление
– упорядочивающее
воздействие
на совместную
деятельность
людей, основанное
на соподчинённости
воли участников
управленческих
отношений.
Государственное
управление
(разновидность
социального
управления)
–
исполнительная
деятельность
по организации
социальных
процессов в
обществе.
Субъекты
государственного
управления
– государственные
органы и должностные
лица, наделённые
властными
полномочиями.
Объекты
государственного
управления
– предприятия,
организации
и граждане,
в отношении
которых осуществляется
организационно-распорядительная
деятельность.
13.Виды
административно-правовых
отношений.
1Административно-правовые
отношения
делятся:
В
зависимости
от конкретных
целей возникновения
на внутренние
(в
системе исполнительной
власти) и внешние
(вне
системы исполнительной
власти)
По
характеру
юридических
фактов на
порождённые
правомерными
или неправомерными
действиями
По
содержанию
на материальные
(материальные
нормы права)
и процессуальные
(процессуальные
нормы права)
В
зависимости
от особенностей
участников
отношений.
В
зависимости
от государственного
устройства
14.Субъекты
административно-правовых
отношений.
Субъекты
административно-правовых
отношений –
наделённые
государственными
властными
полномочиями
органы и должностные
лица и лица,
на которых
возложены
обязанности.
Субъекты
административно-правовых
отношений:
Государственные
органы и их
служащие.
Предприятия,
учреждения,
организации
и общественные
объединения.
Граждане
РФ, иностранцы
и лица без
гражданства.
15.Общая
характеристика
административно-правового
статуса граждан
РФ.
Административно-правовой
статус гражданина
РФ –
комплекс прав
и обязанностей,
гарантии их
реализации,
закреплённые
нормами АП.
Административно-правовой
статус гражданина
РФ – часть
общеправового
статуса, установленного
К РФ и ФЗ. Правовое
положение
граждан РФ
определяется
объёмом административной
правосубъектности
(административная
правоспособность
и административная
дееспособность).
Виды
административной
дееспособности:
Полная
– с 18.
Ограниченная
– с 16.
Частичная
– с 7.
Гражданин
может быть
ограничен в
дееспособности
или признан
недееспособным
при наличии
определённых
заболеваний.
17.Система
прав и обязанностей
граждан, закреплённая
нормами
административного
права.
Права
граждан в сфере
государственного
управления
делятся:
В
зависимости
от механизмов
реализации
на абсолютные
(граждане
пользуются
ими по своему
усмотрению,
а субъекты
власти их
защищают)
и относительные
права (для
реализации
нужен акт
государственного
органа – лицензия,
приказ и т.д.)
В
зависимости
от круга лиц,
которым они
предоставлены
и оснований
возникновения
на общие
(распространяются
на все отрасли
управления
– право на
обжалование)
и
специальные
(в конкретной
сфере управления
– право на
предпринимательство)
По
содержанию
на право
на участие
в государственном
управлении,
право
на помощь
компетентных
органов
(медицина), право
на защиту
(основная форма
- жалоба)
Обязанности
граждан в сфере
государственного
управления
делятся:
По
степени возможности
реализации
на абсолютные
(возлагаются
на всех и не
зависят от
обстоятельств
- налоги) и
относительные
(возникают
из правомерных
действий
направленных
на их приобретение
– обязанность
собственника
автомобиля
платить налог)
18.Способы
защиты административной
правосубъектности
граждан. Право
на обращение.
Основным
гарантом
правосубъектности
граждан является
закон.
Способы
защиты административной
правосубъектности
граждан:
Судебный
(жалобы на
действия
государственных
органов).
Административный
(внесудебный)
–
вышестоящие
должностные
лица рассматривают
жалобы граждан
и принимают
решения.
Обращение
(право закреплено
К РФ) – индивидуальное
или коллективное
в государственные
органы и органы
местного
самоуправления.
Виды
обращений:
Предложение
– привлечение
внимания к
несовершенству
организации
и указание
способов
устранения
Заявление
– обращение
по поводу
реализации
права, не связанного
с его нарушением
Жалоба
– обращение
в государственные
органы по поводу
нарушенного
права
19.Право
гражданина
на общую и
специальную
административную
жалобы.
Правом
на общую жалобу
обладают
все граждане.
Обжалованию
подлежат действия,
нарушающие
или создающие
препятствия
для реализации
прав и свобод
гражданина,
а так же незаконное
возложение
обязанности
или ответственности.
Виды
права на общую
жалобу:
Право
на административное
обжалование
– в
вышестоящую
инстанцию
Право
на судебное
обжалование
– в
течение 3 месяцев
со дня, когда
стало известно
о нарушении
прав; в течение
месяца со дня
отказа или
отсутствия
в удовлетворении
жалобы вышестоящим
начальством.
Право
на специальную
жалобу предоставлено
– участникам
судебных
процессов,
административного
и дисциплинарного
производства,
трудовых споров.
20.Виды
коллективных
субъектов.
Государственные
организации:
органы
исполнительной
власти и их
структурные
подразделения,
государственные
предприятия,
учреждения
и их объединения
Негосударственные
организации:
общественные
объединения,
трудовые
коллективы,
коммерческие
структуры и
органы местного
самоуправления.
21.Виды,
признаки, понятие
органов исполнительной
власти.
Орган
исполнительной
власти – организация,
которая является
частью государственного
аппарата, имеет
свою структуру,
компетенцию,
территориальный
масштаб деятельности,
наделена правом
осуществлять
руководство
и выступать
по поручению
государства.
Признаки
органов исполнительной
власти:
Наличие
административной
правоспособности
и дееспособности
(возникают
с момента
образования,
прекращается
с моментом
упразднения).
Порядок
образования,
деятельности
и компетенция
закреплены
в соответствующих
законах.
Осуществляют
организационно-распорядительную
деятельность.
Образуются
и подотчётные
вышестоящим
органам.
Органы
исполнительной
власти делятся:
В
соответствии
с федеративным
государственным
устройством
на федеральные
органы исполнительной
власти и органы
субъектов.
По
характеру
компетенции
на органы
общей и специальной
компетенции
(осуществляют
отраслевое,
межотраслевое
и смешанное
управление)
В
соответствии
с организационно-правовой
формой на
правительства,
министерства,
государственные
комитеты,
комитеты, службы,
управления,
инспекции,
агентства,
департаменты,
администрации,
мэрии, отделы
и т.д.
По
порядку разрешения
подведомственных
вопросов на
единоначальные
и коллегиальные.
22.Понятие,
значение и
виды контроля
за деятельностью
государственной
администрации.
Президентский
контроль.
Контроль
за деятельностью
государственной
администрации
–
деятельность
субъектов
контроля по
проверке
соответствия
действий органов
исполнительной
власти и должностных
лиц установлениям
правовых норм,
для обеспечение
соблюдения
законов и
подзаконных
актов.
Виды
(субъекты)
контроля:
президентский
контроль, судебный
контроль и
прокурорский
надзор.
2
вида президентского
контроля:
Непосредственный
контроль
– подбор кадров
на федеральном
уровне, право
на отмену
постановлений
и распоряжений
Правительства
Контроль
через президентские
структуры
– Администрацию
и полномочных
представителей
(исполнение
в федеральном
округе постановлений
правительства)
23.Формы
деятельности
государственной
администрации.
Формы
деятельности
государственной
администрации
– внешне
выраженные
действия,
совершаемые
исполнительными
органами и
их должностными
лицами в процессе
осуществления
исполнительно-распорядительной
деятельности
в рамках их
компетенции
и вызывающие
определённы
последствия.
2
вида форм
– правовые
(влекут юридические
последствия)
и неправовые
(не
влекут юридические
последствия).
Правовые
формы деятельности
государственной
администрации
– правотворческая
(создание
и изменение
правовых норм)
и правопримительная
форма
(применение
существующих
правовых норм).
Неправовые
формы деятельности
государственной
администрации
– осуществление
организационных
(разработка
программ,
контроль)и
выполнение
материально-технических
действий (ведение
делопроизводства)
25.Понятие
и значение
судебного
контроля за
деятельностью
государственной
администрации.
Судебный
контроль
– контроль
за законностью
издаваемых
актов и совершаемых
действий органов
исполнительной
власти и их
должностных
лиц.
Значение
судебного
контроля
– правовая
оценка действий
и решений органов
исполнительной
власти и их
должностных
лиц, выявление
нарушений
законности,
прав и законных
интересов
граждан, предприятий,
учреждений
и организаций.
Субъекты
судебного
контроля: КС
РФ, суды общей
юрисдикции
и арбитражные
суды.
26.Общая
характеристика
методов управления.
Методы
управления
– способы
осуществления
управленческой
функции исполнительной
власти и средства
воздействия
на управляемые
объекты.
Методы
управления
по воздействию
на объект делятся
на:
Методы
прямого воздействия
– прямое
воздействие
на волю; приказной
характер;
однозначность
указаний; наличие
административного
аппарата,
осуществляющего
контроль,
стимулирующего
выполнение
и применяющего
меры принуждения
(широко используются
методы внеэкономического
принуждения)
Методы
косвенного
воздействия
– косвенное
воздействие
на волю (создание
определённых
ситуаций);
управомачивающий
характер актов
власти; возможность
выбора вариантов
поведения;
наличие стимулирующего
механизма и
механизма
правосудия.
Методы
управления:
Метод
убеждения –
воспитательное
и принудительное
воздействие
Метод
принуждения
– применение
методов принуждения
при неправомерном
поведении
Метод
поощрения –
мотивация
определённого
поведения
Экономический
метод –
косвенное
воздействие
на материальные
интересы
управляемого
28.Правовые
акты управления
(понятие, особенности).
Правовой
акт управления
– основанное
на законе
одностороннее
юридически
властное
волеизъявление
полномочного
субъекта
исполнительной
власти, направленное
на установление
а-п норм или
возникновение,
изменение и
прекращение
а-п отношений
в целях реализации
административно-управленческих
отношений.