Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  461  462  463   ..

 

 

Опыт ведущих зарубежных стран в области государственного регулирования сферы исследований и разработок

Опыт ведущих зарубежных стран в области государственного регулирования сферы исследований и разработок

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ЦИСН. 2007. № 1

1. Система управления сферой исследований и разработок

Типология систем управления сферой исследований и разработок

Система управления сферой исследований и разработок в США

Система управления научно-инновационной деятельностью в Великобритании

Система управления сферой исследований и разработок во Франции

2. Сектора исследований и разработок

Финансирующее ведомство

Удельный вес ведомства в

Удельный вес расходов на

Министерство обороны (Department of Defense) 48,3 16,9
Министерство здравоохранения и социального обеспечения (Department of Health and Social Services) 27,1 41,7
Национальное аэрокосмическое агентство (НАСА) (National Aeronautics and Space Administration) 7,6 54,3
Министерство энергетики (Department of Energy) 7,5 31,7
Национальный научный фонд (National Science Foundation) 3,6 67,0
Министерство сельского хозяйства (Department of Agriculture) 1,8 9,7

Министерство торговли

1,0 9,8

Министерство транспорта

0,7 6,7
Агентство по охране окружающей среды (Enviromental Protection Agency) 0,5 7,5
Министерство внутренних дел (Department of the Interior) 0,5 5,4
Прочие 1,4 -
Предпринимательский сектор Государственный сектор Сектор высшего образования Частный бесприбыльный сектор
США (2003 г.) 63,1 31,2 2,8 2,9

Великобритания

46,7 26,9 1,0 4,9
Франция (2002 г.) 52,1 38,4 0,7 0,9
ФРГ (2003 г.) 66,1 31,1 0,0 0,4
Япония (2002 г.) 73,9 18,2 6,5 1,1

3. Типы и организационно-правовые формы организаций, выполняющих исследования и разработки

Типы научных учреждений США

Типы научных учреждений в странах ЕС

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

Правовое регулирование сферы исследований и разработок в США

Законодательное стимулирование взаимодействия между секторами исследований и разработок

1. Закон о технологических инновациях Стивенсона–Уайдлера (Stevenson– Wydler Technology Innovation Act, 1980)

Dole University and Small Business Patent Act, 1980)

3. Закон о поддержке инноваций, осуществляемых малым бизнесом (Small Business Innovation Development Act, 1982)

Cooperative Research Act, 1984)

5. Закон о трансфере технологий, находящихся в федеральной собственности (Federal Technology Transfer Act, 1986)

Trade and Competitiveness Act, 1988)

трансфере (National Competitiveness Technology Transfer Act, 1989)

8. Закон о национальной исследовательской и производственной кооперации (National Cooperative and Production Act, 1993)

9. Закон о коммерциализации технологий и технологическом трансфере (Technology Transfer Commercialization Act, 2000)

Механизмы стандартизации товаров, услуг и процессов

исследований и разработок

Фискальная политика и стимулирование исследовательской активности в частном секторе

ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК. РАЗРАБОТКА БЮДЖЕТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РЕЗУЛЬТАТ

Государственное финансирование: базовое и тематическое

Новые схемы финансирования

Разработка бюджетов, ориентированных на результат (БОР)

Опыт США в разработке бюджетов, ориентированных на результат

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК И ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА (ФКС)

Федеральная контрактная система США

Формирование государственного заказа на исследования и разработки

1. Контракт с фиксированной ценой и ее последующей корректировкой по скользящей шкале цен (fixed-price contract with escalation)

2. Контракт с фиксированной ценой и ее последующей корректировкой по фактическим издержкам производства (fixed-price contract with retroactive price determination)

3. Контракт с фиксированной ценой и поощрительным вознаграждением с фиксированными показателями (fixed-price incentive contract with firm target)

4. Контракт с возмещением издержек (cost contract)

5. Контракт на основе долевого участия (cost sharing contract)

6. Контракт с возмещением издержек и фиксированным вознаграждением (cost-plus-fixed fee contract)

7. Контракт с возмещением времени и материалов (time and material contract)

8. Контракт с возмещением издержек, поощрительным вознаграждением и прибылью (cost-plus award plus fee contract)

Прогнозирование издержек подрядчика и цены контракта

Процедуры размещения государственного заказа на исследования и разработки

Согласно законодательству США, государственным подрядчиком может

выступать любой хозяйствующий субъект, наделенный по закону и уставу правом самостоятельной хозяйственной (предпринимательской) деятельности, обладающий официально признанными успешными финансово-экономическими показателями, соответвующий квалификационным требованиям и основанный полностью на национальном капитале [42, с. 307].

Федеральное законодательство США и сложившаяся хозяйственная практика

предусматривают три процедуры размещения заказа посредством торгов (открытые торги, двухэтапные открытые торги, конкурентные торги), а также размещение заказа у единственного источника [24, с. 227–246].

Заметим, что процедура открытых торгов не применяется при размещении

заказов на НИОКР. Наиболее распространенный способ размещения федерального заказа на НИОКР – конкурентные торги (competitive procurement). Рассмотрим суть данной процедуры.

Процедура конкурентных торгов распадается на четыре последовательных

этапа.

Первый этап. Формулирование и подготовка предложений федерального

ведомства о заявках на программу (проект) или вид заказа, которое рассылается всем потенциальным подрядчикам. Заказчик самостоятельно определяет круг наиболее перспективных претендентов. Цель такого отбора – повысить уровень конкуренции среди участников торгов (отсюда и название данного вида торгов).

На данном этапе, как показывает практика, предложение заказчика обычно

представляет собой общую идею или концепцию создания необходимого изделия (системы). Оно включает также предварительные требования заказчика к основным параметрам поставляемого продукта (цена, технические характеристики, элементы технической новизны, унификация компонентов, надежность, сроки поставки).

Второй этап. На данном этапе заказчик публикует в официальных печатных

изданиях условия конкурса на открытую часть государственного заказа (программы, проекта) и осуществляет его внутриведомственную экспертизу.

Третий этап. Представление развернутых заявок (проектов) претендантами на

получение государственного заказа в закрытой, секретной форме. Заказчик осуществляет отбор наиболее приемлемых по качеству и цене заявок.

Четвертый этап – общая оценка проекта заказчиком. Данный этап завершает

процедуру конкурентных торгов. На этом этапе экспертные комиссии Комитета по оценке предложений ведомства-заказчика сопоставляют и оценивают конечные результаты торгов. Затем заказчик приступает к непосредственным переговорам с претендентом, представившим предложение, которое наиболее полно отвечает условиям контракта. В случае успешного завершения переговоров с этим претендентом заключается государственный контракт.

Практика размещения государственного заказа посредством конкурентных

торгов позволила выявить три наиболее типичных формы выбора подрядчика или группы подрядчиков.

Первая форма – это конкуренция проектов , когда заказчик после

опубликования технических условий заказа и получения ответов-заявок от претендентов на основе подробной сопоставительной оценки сразу выбирает победителя. Обычно это торги за контракт на проведение НИОКР или создание новой сложной техники с использованием контрактов вида «возмещение издержек».

Вторая форма – это конкуренция прототипов , когда после опубликования

заказчиком спецификаций на приобретаемое изделие претенденты представляют заказчику рабочую модель для демонстрации технического решения. Показатели функционирования рабочей модели служат заказчику основой для заключения контракта на ее разработку или производство.

Третья форма конкуренция за управление заказом . Данная форма

применяется в тех случаях, когда предложение заказчика связано с размещением крупного заказа-проекта (заказа-программы) и его реализация требует от претендента осуществления управления заказом на всех этапах его выполнения, включая НИОКР, опытное производство, сборку и испытания комплексного оборудования (системы). В этом случае выбор победителя осуществляется с учетом широкого круга критериев: производственно-технического опыта претендента, его финансовых, кадровых и технических ресурсов, а также наличия опыта в выполнении аналогичных работ.

Конкурентные торги имеют ряд особенностей. Во-первых, заказчикам и

участникам торгов запрещается предварительный обмен информацией по сути будущего контракта. Кроме того, в целях экономии затрат на проведение конкурентных торгов государство, за исключением особых случаев, не возмещает участникам их расходы на участие в торгах.

Для создания возможности равноправного участия небольших фирм и

университетов в конкурентных торгах, особенно за право получить контракт на создание новой высокотехнологичной продукции, ведущие ведомства-заказчики США разрешают им предоставлять вместо требуемой по закону заявки с технико-экономическим обоснованием заявку упрощенного вида с техническим предложением.

В исключительных случаях, когда от подрядчика требуются особые

технический опыт и знания, узкая производственно-технологическая, инженерная или научно-техническая специализация, государственные заказчики США применяют метод размещения заказа у единственного источника (sole-source procurement).

Обращение заказчика к данному методу размещения заказа обусловлено его

стремлением снизить до минимума фактор неопределенности, коммерческий риск, а главное – риск научно-технического просчета.

Данный способ размещения заказа представляет собой разновидность

конкурентных торгов, однако предусматривает ведение непосредственных переговоров между заказчиком и ограниченным числом (как правило, не более двух) подрядчиков, чьи экономические, производственные, финансовые и научно-технические возможности известны заказчику заранее.

В случае размещения заказа у единственного источника федеральное

законодательство США обязывает заказчика провести предварительный анализ экономических, производственных, финансовых и научно-технических возможностей потенциального подрядчика (подрядчиков).

Литература:

1. Управление государственным сектором науки. Зарубежный опыт. – М.: ЦИСН, 2004.

2. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Системы государственной поддержки научно-технической деятельности в России и США: процессы и основные этапы их формирования. – М.: ИНИОН РАН, 2003.

3. Сайт Управления научно-технической политики США: http://www.ostp.gov.

4. National Science Board. 2006. Science and Engineering Indicators 2006. Vol. 2. Arlington, VA: National Science Foundation.

5. National Science Board. 2006. Science and Engineering Indicators 2006. Vol. 1. Arlington, VA: National Science Foundation.

6. Сайт Национального научного фонда США: http://www.nsf.gov.

7. Социальная динамика современной науки / В.Ж. Келле, Е.З. Мирская, С.А. Кугель и др. – М.:

Наука, 1995.

8. Сайт правительства Великобритании: http://www.direct.gov.uk.

9. Сайт Департамента торговли и промышленности Великобритании: http://www.dti.gov.uk.

10. Сайт исследовательских советов Великобритании: http://www.rcuk.aс.uk.

11. Сайт Совета по науке и технологиям Великобритании: http://www.cst.gov.uk.

12. Сайт Комитета парламента Великобритании по взаимодействию с научным сообществом: http://www.ScienceInParliament.org.uk.

13. Сайт парламента Великобритании: http://www.parliament.uk.

14. Рубвальтер Д.А. Реформа науки во Франции: полезный опыт для России // Информационноаналитический бюллетень ЦИСН. 2006. № 6.

15. Сайт Министерства образования, высшей школы и научных исследований Франции: http://www.recherche.gouv.fr.

16. Сайт Национальной Ассамблеи Франции: http://www.assamblee-nationale.fr.

17. Заварухин В.П. Зарубежная практика институциональных преобразований в государственном научно-техническом комплексе // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2004. № 6.

18. Наука России в цифрах: 2005: Стат. сб. - М.: ЦИСН, 2005.

19. Рубвальтер Д.А. Российская наука: опыт реформирования и современность. - М.: ЦИСН, 2006.

20. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1994.

21. Сайт Американской академии искусства и наук: http://www.amacad.org.

22. Сайт Национального центра научных исследований Франции: http://www2.cnrs.fr.

23. Заварухин В.П., Корчмар Л.Л., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Функциональная структура научно-инновационной системы в транах ОЭСР // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2006. № 6.

24. Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика: механизм регулирования. – М.: Наука, 2002.

25. Аньшин В.М. Тенденции развития форм организации инновационной деятельности. Аналитический обзор. Вып. 51. – М.: ВИНИТИ, 1995.

26. Government ICT Policy Primer. Intel Corporation White Paper. 2005.

27. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. – М.: Наука, 2002.

28. Debbie McAlpine. Credits for R&D Investment // Building and Enforcing Intellectual Property Value. 2005 (публикация с сайта компании PricewaterhouseCoopers: http://www.pwc.com).

29. Заварухин В.П., Корчмар Л.Л., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Механизмы косвенного финансирования инновационной деятельности: налоговые режимы, льготы и кредиты в странах ОЭСР // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2006. № 4.

30. Фролов И.Э. Наукоемкий сектор промышленности РФ: экономико-технологический механизм ускоренного развития. – М.: МАКС Пресс, 2004.

31. Наука и государственная научная политика: теория и практика / Под ред. А.А. Дынкина. – М.: Наука, 1998.

32. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. – М.: Academia, 2002.

33. Бретшнайдер А., Ройтерсвэрд В. Бюджетирование по результатам: основные концепции и процедуры // Tacis Project Output 2.11 Rus, 2002.

34. Сайт ООН: http://www.un.org.

35. Government Performance Results Act of 1993 (текст документа с сайта Административно-бюджетного управления при президенте США: http://www.whitehouse.gov/omb).

36. Рубвальтер Д., Свитин В. Опыт США в разработке бюджетов, ориентированных на результат // Власть. 2006. № 7.

37. Рубвальтер Д., Свитин В. Опыт США в разработке бюджетов, ориентированных на результат // Власть. 2006. № 8.

38. Рубвальтер Д.А. Формирование государственного рынка и механизмы его регулирования // Экономическая наука современной России. 2001. № 1.

39. Государство и рынок: американская модель / Под. ред. М.А. Портного и В.Б. Супяна. – М.: Анкил, 1999.

40. Federal Procurement Report FY 2005. Section I. Total Federal View (Federal Procurement Data System: http://www.fpds.gov).

41. Сайт Управления государственных закупок США: http://www.whitehouse.gov/omb/procurement.

42. Федорович В.А., Патрон А.П. США: государство и экономика. – М.: Международные отношения, 2005.

43. Federal Acquisition Regulation (текст документа с сайта Управления государственных закупок США).


Приложение 1 Системы налогового стимулирования исследовательской активности в некоторых развитых странах

Предпринимательский сектор Государственный сектор Сектор высшего образования Частный бесприбыльный сектор
США (2003 г.) 68,9 9,0 16,8 5,3

Великобритания

67,0 9,0 22,6 1,5
Франция (2002 г.) 63,3 16,5 18,9 1,4
ФРГ (2003 г.) 69,8 13,4 16,8 0,0
Япония (2002 г.) 74,4 9,5 13,9 2,1
Страна Налоговая скидка Налоговый кредит Перенос налоговых льгот на будущие периоды Льготное налогообложение инвестиций в НМА Ускоренная амортизация исследовательского оборудования
США Объемная скидка в размере 100% на текущие расходы.

Инкрементальный кредит в размере 120% на определенные статьи текущих расходов. Капитальные затраты не учитываются.

Кредит безвозвратный. Не действует при передаче работ зарубежному подрядчику.

Предусмотрен, на срок от 3 до 15 лет. Налоговый кредит при затратах на повышение квалификации персонала.

Ускоренная амортизация: машины и оборудование – 3 года, здания – 15 лет.

Япония Объемная скидка в размере 100% на текущие расходы.

Комбинированный налоговый кредит. Объемная часть в размере 8%, инкрементальная часть – 10 – 12% для крупных фирм и 15% для малых фирм. Крупным фирмам кредит предоставляется только на фундаментальные исследования.

Включаются как текущие, так и капитальные затраты.

Кредит безвозвратный. Действует при передаче работ подрядчику, в том числе зарубежному (при условии, что владельцем ИС будет резидент Японии).

Не предусмотрен. - Ускоренная амортизация некоторых активов.
Великобритания

Объемная скидка в размере 100% на некоторые статьи текущих расходов и некоторые капитальные затраты (приобретение машин и оборудования и строительство зданий и лабораторий для проведения ИР).

Не действует при передаче

Объемный кредит в размере

125% для крупных фирм и 150% для малых и средних фирм на определенные статьи текущих затрат.

Кредит возвратный, но для малых и средних фирм сумма возврата составляет не более 24% суммы кредита.

Предусмотрен, на 5 лет. Немедленная 100%-ная амортизация программного обеспечения для компьютеров. Немедленная 100%-ная амортизация капитальных активов.
работ подрядчику. Действует при передаче работ подрядчику, в том числе зарубежному.
Франция Объемная скидка в размере 100% на текущие расходы.

Комбинированный кредит. Объемная часть в размере 5%, инкрементальная часть в размере 145%. Включаются как текущие, так и капитальные затраты.

Кредит возвратный, но для фирм, несущих убытки, сумма возврата составляет не более 8 млн. евро.

Предусмотрен, на 3 года. Налоговая скидка при затратах на повышение квалификации персонала. Ускоренная амортизация машин и оборудования – 3 года.
Германия Объемная скидка в размере 100% на текущие расходы.

Не предоставляется.

Предусмотрен, на срок от 1 года до 5 лет. - Не предусмотрена.
Австрия Объемная скидка в размере 105% на текущие расходы. Не предоставляется. Предусмотрен, на 5 лет. - Ускоренная амортизация .
Норвегия Объемная скидка в размере 100% на текущие расходы. Не предоставляется. Предусмотрен, на 10 лет. - Не предусмотрена.
Швеция Объемная скидка в размере 100% на текущие расходы. Не предоставляется. Возможен перенос налоговых обязательств. Налоговые скидки при покупке программного обеспечения для компьютеров. Не предусмотрена.
Дания Объемная скидка в размере 100% на текущие расходы и некоторые капитальные затраты (приобретение машин и оборудования и строительство зданий и лабораторий для проведения ИР). Предоставляется на фундаментальные исследования. Предусмотрен, на 5 лет. - Немедленная 100%-ная амортизация капитальных активов.
Нидерланды Объемная скидка в размере 100% на текущие расходы.

Объемный кредит в размере

12,5 – 25% на оплату труда исследователей.

Кредит безвозвратный.

Предусмотрен, на 8 лет. - Не предусмотрена.

По данным:

1. Debbie McAlpine. Credits for R&D Investment // Building and Enforcing Intellectual Property Value. 2005 (публикация с сайта компании PricewaterhouseCoopers:

http://www.pwc.com).

2. Research & Development: A Global Perspective (публикация с сайта компании Deloitte & Touche LLP: http://www.deloitte.co.uk).

3. Заварухин В.П, Корчмар Л.Л., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Механизмы косвенного финансирования инновационной деятельности: налоговые режимы, льготы и кредиты в странах ОЭСР // Инновационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2006. № 4.

Примечание. Данные, представленные в таблице, в настоящее время могут иметь другое значение в связи с принятием новых нормативных актов в рассмотренных странах.


[1] В отличие от США и большинства других стран ОЭСР в Великобритании вместо понятия «сфера исследований и разработок» (Research & Development) используется более широкое понятие – «научноинновационная деятельность» (Science & Innovation).

[2] The Rutherford and Appleton Laboratory (графство Оксфордшир), the Daresbury Laboratory (графство Чешир), the Chilbolton Observatory (графство Хэмпшир).

[3] FFRDC – federally funded research and development center.

[4] Еще раз напомним, что четыре совета по финансированию, подведомственные Департаменту образования, осуществляют отбор и финансирование исследовательских организаций, но не определяют тематику проводимых ими исследований.

[5] Деление науки на государственный и университетский сектора во Франции в значительной степени условно, так как сектор высшего образования в этой стране почти полностью монополизирован государством: в середине 1990-х годов почти 80% всех французских студентов обучались в государственных университетах [7, с. 242].

[6] CNRS – Centre National de la Recherche Scientifique.

[7] SBIR – Small Business Innovation Research.

[8] CRADA – Cooperative Research and Development Agreement.

[9] Часто в литературе используются синонимы понятия «бюджетирование, ориентированное на результат» термины «бюджетирование по результатам» и «программно-целевое бюджетирование».

[10] COFOG – Classification of the Functions of Government.

[11] Особенно сильно метод учета расходов по начислению влияет на учет капитальных расходов. Так, суммы, израсходованные на приобретение оборудования, учитываются не в том году, когда оборудование было реально приобретено и был произведен кассовый расход, а в течение всего срока службы (амортизации) оборудования с ежегодным списанием на расходы части стоимости, «потребленной» в отчетном году.

[12] Ведомство должно выступить с законодательной инициативой, хотя исход инициативы ведомству не подконтролен. Если законодатели отвергают инициативу, предложенную ведомством, возникает повод еще раз вернуться к согласованию целей государственной политики.

[13] Program Assessment Rating Tool (PART).

[14] Изначально такая система возникла в США, которые, как известно, являются федеративным государством. Позднее данное название стало универсальным в западной практике государственного хозяйствования, независимо от административно-территориального устройства государств.

[15] Далее речь будет идти, в основном, именно об этом рынке.

[16] В США корпорации, функционирующие на государственном рынке, именуются государственными подрядчиками (government contractor).

[17] Code of Federal Regulation. Title 48. Federal Acquisition Regulation.

[18]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  461  462  463   ..