Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  335  336  337   ..

 

 

Права и свободы человека и гражданина 7

Права и свободы человека и гражданина 7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

№ 1

по курсу «Правоведение»

тема: «Права и свободы человека и гражданина. Отношения между сторонами по сделке. Административно-правовая защита прав человека»

Выполнил студ. Цуканова Людмила Сергеевна

группа Бе-ЗЭБ-001

специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

зачетная книжка № 10048

Работа Работа Результат

поступила передана и дата

в университет на проверку проверки

Дата, подпись Дата, подпись Подпись

методиста методиста преподавателя

Белгород 2010 г.

Содержание

1. Права и свободы человека и гражданина………………………………...3

2. Отношения между сторонами по сделке………………………………..10

3. Административно-правовая защита прав человека…………………….14

Список литературы………………………………………………………………19

1. Права и свободы человека и гражданина

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством (такое положение имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ).

Часть 1 ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.

Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав , закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

Только конституционные права и свободы обладают неперфонифицированностью, поскольку имеют своим адресатом не конкретного человека, а распространяются на всех., отраслевое законодательство обращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам (собственники имущества, покупатели, истцы и ответчики и т.д.). .

Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющим высшую юридическую силу.

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и

3) социальные, культурные, экономические.

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.

Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст.20 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства, поэтому целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур, но, к сожалению, этот принцип в настоящее время практически не работает.

Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону).

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Переходя непосредственно к определению круга политических прав и свобод необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку п.3 ст.36 определяет условия и порядок пользования землей.

Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

Конституционно закрепляется право человека на жилище. Оно включает в себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жилища по каким-либо соображениям.

Однако строительство жилых помещений должно осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.

Следующим звеном в системе социально-экономических прав является право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

Государство гарантирует охрану авторам интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности на лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

В заключении необходимо добавить то, что государство устанавливает гарантии реализации прав и свобод граждан. Однако следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

2. Отношения между сторонами по сделке.

Гражданский кодекс (ст. 153) дает нам точное определение сделки: “Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей”.Если взять Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. посмотреть главу, касающуюся сделок, то мы можем увидеть весьма интересные детали. Действующий кодекс почти полностью заимствовал само определение сделки. Статья 41 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. дает следующее определение сделки: «Сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». Данное определение, можно сказать, стало результатом работы советских исследователей над понятием сделки и ее элементов.Первое научное определение сделки было сформулировано Агарковым М.М. в 1946 г. Далее последовали работы других правоведов. Таким образом становление понятия сделки в отечественном праве происходило от Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. до ныне действующего кодекса.Что же говорит нам это определение, данное Гражданским кодексом? 1. Сделка есть действие, т.е. результат сознательной деятельности людей, или явления, возникающие и протекающие по воле людей. Все действия делятся на правомерные и неправомерные. Совершение сделки является действием правомерным, оно соответствует предписанием законодательства. Но следует учитывать то, что в практике возможно совершение определенных действий, противоречащих закону (например ст. 179 ГК РФ). Какое в таком случае имеет значение для права правомерность или неправомерность совершенных действий? Можно выдвинуть несколько вариантов: - недействительные сделки (неправомерные действия) не являются сделками как таковыми;- правомерность или неправомерность действия не является необходимым признаком сделки, а имеет значение только для ее последствий;- действительные и недействительные сделки являются в равной степени сделками, правомерность действия относится только к признаку действительной сделки. Если признать недействительные сделки сделками (нельзя же сказать, что недействительные сделки не вызывают никаких юридических последствий), то в таком случае практически полностью стирается грань между недействительной сделкой и правонарушением. В таком случае можно говорить о правонарушениях «особого порядка». 2. Совершение сделки есть намерение субъектов сделки предпринять определенные действия. Это намерение означает внутреннюю волю лица и представляет субъективный элемент понятия «действие» в определении сделки. Субъективного элемента явно недостаточно. Воля – всего лишь психологический процесс, неподконтрольный никому, и поэтому право не может их учитывать. Объективный элемент составляет воля, выраженная вовне или волеизъявление, имеющее большое значение для права.Необходимо учесть то, что в практике существует несколько способов выражения воли лица:- Прямое волеизъявление – лицо выражает свою волю в устной илиписьменной форме (например лицо заключает договор и т.д.);- Косвенное волеизъявление – лицо совершает действие, из содержания которого явствует то, что лицо намерено совершить сделку; подобные действия называются конклюдентными (от лат. – concludere – заключать, делать вывод).Статья 158 говорит нам, что конклюдентными действиями могут совершаться только те сделки, которые в соответствии с законом можно заключить устно;- Изъявление воли посредством молчания. Такое выражение волеизъявления допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон;Волеизъявление это важнейший элемент сделки, который позволяет отличить ее от события, т.е. обстоятельств, независящих от воли лица. Для права имеют значение оба этих элемента, так как предполагается, что содержание волеизъявления соответствует действительному намерению (воле) лица. В практике возможны ситуации не соответствия субъективного и объективного элементов. В таком случае может быть поднят вопрос о признании совершенной сделки недействительной. На первый взгляд может показаться то, что в суде большее значение будет иметь именно волеизъявление, но необходимо учитывать оба элемента. Например, ст. 178 и 179 ГК РФ показывают нам возможность несоответствия субъективного и объективного элементов. При наступлении такого несоответствия наступают условия для признания сделки недействительной. 3. Сделка относится к категории юридических фактов, т.е. являются основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Рассмотрим, к каким именно юридическим фактам относятся сделки (не рассматривая всю классификацию юридических фактов): события и действия; действия делятся на правомерные и неправомерные, которые в свою очередь подразделяются на юридические акты и юридические поступки и т.д. 4. Сделки – действия, которые направлены на достижение определенного результата. Эта направленность воли субъекта отличает сделку от юридических поступков. В случае, если субъект совершил юридический поступок, то правовые последствия наступают независимо от того, на что были направлены действия лица. 5. Направленность на достижение определенного правового результата сближает сделку с административными актами, под которыми понимаются акты органов государственного управления индивидуального значения и органов местного самоуправления. Да, и административный акт и сделка направлены на достижение определенного правового результата, но между этими юридическими актами есть некоторые различия: орган, от которого исходит акт, является государственным органом; в установленном административным актом гражданско-правовом отношении нет равенства сторон – воля государственного органа обязательна для лиц, к которым она обращена. 6. Необходимо определить круг субъектов сделки. Упоминание в тексте определения сделки (ст. 153 ГК РФ) слова «гражданин» может спутать непосвященного относительно участия в сделке, например, лиц без гражданства.Гражданское законодательство определяет следующий круг субъектов:- Граждане России;- Иностранные граждане;- Лица без гражданства;- Юридические лица;- Российская Федерация;- Субъекты Российской Федерации;- Муниципальные образования.

Для признания сделки действительной она должна отвечать ряду условий:

- необходимо, чтобы ее участники были правоспособными и дееспособными;

- содержание сделки не должно противоречить закону;

- воля и волеизъявление должны совпадать;

- сделка должна быть совершена в установленной форме, если это предусмотрено законом.

В сделке, являющейся волевым актом, следует различать два момента:

- внутренний (субъективное намерение лица совершить сделку)

- внешний (объективное выражение воли лица).

Между внутренней волей лица и волеизъявлением как формой выражения чувств и мыслей человека может возникнуть расхождение, противоречие. Сделка считается действительной и все другие доказательства в ее подтверждение, кроме свидетельских показаний, допускаются. Данное правило имеет большое практическое значение. В случае отказа одной из сторон от исполнения устно заключенной сделки, для которой предписана письменная форма, другая сторона может оказаться в трудном положении, если у нее не будет письменных доказательств и она не сможет доказать факт совершения сделки и ее условия. Но для доказательства наличие сделок могут использоваться любые письменные доказательства.

2. Административно-правовая защита прав человека.

Несмотря на то, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не очень объемный юридический свод законов, тем не менее, задачи его глобальны. Этот один из основополагающих документов России, который стоит на страже защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждает административные правонарушения.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращением граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу. Таким образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или иных гарантий. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан - необходимое условие становления правового государства. Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий. Прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть ограниченным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а так же предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции Российской Федерации).

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

- от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан;

- от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления. Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

- создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

- существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества);

- активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права.

Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит дело в административном процессе. По поручению гражданина адвокат может активно участвовать в решении жилищных, пенсионных, земельных и многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшего при рассмотрении дел об административных правонарушениях. К сожалению, адвокатура крайне редко включается в административный процесс.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

- административные, то есть рассматриваемые во внесудебном порядке, а в административном процессе;

- судебные, то есть рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, расширения связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственной политики, социального и хозяйственного направления, это своеобразный индикатор состояния общественного мнения граждан. Являясь одной из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан должны способствовать усилению контроля народа за деятельностью государственной и других органов, в борьбе с волокитой, бюрократизмом, неправомерными действиями и другими недостатками в их работе. В последнее время совершенствуется деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления в работе по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы. Однако количество откликов на происходящие в стране политические и экономические события неуклонно растет, увеличивается и поступление коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют свои требования в форме акции, забастовки, митинга, голодовки и т. д. На это все нельзя закрывать глаза и в первую очередь высшим органам государственной власти. Непринятие мер, не реагирование на все происходящее сегодня, может привести к социальному взрыву.... Ведь все чаще в выступлениях граждан звучат политические требования: смена курса реформ, смена правительства, отставка Президента и т. д.

Список литературы

1. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин “Конституционное право России”.

2. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996

3. М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации”

4. Конституционный статус гражданина, Москва, 1989

5. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан, Москва, 1972

6. Конституция Российской Федерации

7.Ильков С. В. Все о сделках. Москва. Юрист. 2000.

8.Гражданское право. Часть первая. Учебник под ред. А. Г. Калпина и А.И. Масляева. Москва. Высшая школа. 2003

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  335  336  337   ..