Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  317  318  319   ..

 

 

Мусульманская правовая система 2

Мусульманская правовая система 2

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Теоретические основы мусульманского права………………..………5

§1. Происхождение мусульманской правовой системы……………..5

§2. Особенности мусульманского права……………………………...7

§3. Источники мусульманского права……………………………….11

§4. Структура мусульманского права………………………………..14

ГЛАВА 2. Приспособление мусульманского права к современному

обществу…………………….………………………………………...16

ГЛАВА 3. Правовые системы современных мусульманских государств...........19

§1. Новейшие изменения в правовых системах мусульманских

стран……………………………………………………………...........19

§2. Классификация правовых систем стран ислама………………..22

§3. Мусульманское право в Беларуси……………………………….25

Заключение…………………………………………………………………......….28

Список использованных источников..……………………………………………30

Введение

В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира. При этом более чем в тридцати странах мусульманами является подавляющее большинство населения. Мусульманское право неразрывно связано с религиозными нормами, охватывающими все сферы жизни мусульманского общества. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право можно изучать только имея хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, мусульманское право стоит в центре всей религиозной системы ислама. По выражению Бергштрассера, - это "квинтэссенция настоящего мусульманского духа, наиболее ясное выражение мусульманской идеологии, главное звено ислама". Поэтому изучение ислама в целом невозможно без изучения мусульманского права.

Изучение мусульманского прав имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Являясь одной из мировых религий, ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений. Изучение мусульманского права является весьма актуальным, особенно в современных условиях в связи с усилением глобальных интеграционных процессов в политике, экономике и других сферах жизни.

Все вышесказанное определило цель данной работы. Она заключается в анализе особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников. А конечной целью является выявление роли мусульманского права и его приспособления к современному обществу.

Доктрина мусульманского права имеет два раздела. Она изучает источники права и объясняет, каким образом возник шариат. Кроме того, она изучает содержание норм мусульманского права. В данной работе кратко рассматривается теория источников мусульманского права, а также изложены основные структурные различия между разными толками. Кроме того, большое внимание уделено возможности мусульманского права применяться к условиям современного мира. Также представлен краткий обзор правовых систем различных современных мусульманских государств.


Глава 1. Теоретические основы мусульманского права

§1 Происхождение мусульманской правовой системы

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570 (571) – 632 годах. Мухаммед от имени Аллаха передал верующим основные правила поведения. Эти правила он формулировал главным образом в публичных проповедях. Значительная часть правовых норм сложилась также в результате его жизнедеятельности. Все эти правила нашли свое отражение в первичных источниках мусульманского права – Коране и сунне. Однако этих догматических норм было мало для регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины. Поэтому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Они толковали положения Корана и сунны и на их основе создавали новые правила, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха.

Существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и судьи – кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы весьма велика. Некоторые исследователи даже стали определять мусульманское право как право юристов. Правотворческая деятельность кади приходится на VIII-X вв. В этот период зарождаются основные толки ислама, восполняются правовые пробелы, формируется множество новых правил.

К концу Х века мусульманское право канонизировалось. Наступил период действий согласно установленным нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права выносить решения по своему усмотрению при отсутствии нужных норм в Коране и других источниках. Они должны были руководствоваться тем толком, который принят в данной стране. К XIII веку мусульманское право практически полностью разделилось на разные ветви. Обязанность придерживаться определенного толка обеспечивалась государством. В результате мусульманское право перестало быть наднациональным и стало государственно-национальным.

В последующие несколько столетий мусульманское право изменялось очень медленно. Развитие главным образом было направлено на устранение противоречий внутри того или иного толка, а также на создание общих положений и принципов, единых для всех правовых школ ислама. Эти общие принципы придали мусульманской правовой системе логическую целостность.

Новый этап развития мусульманского права начался в XIX веке. Началось активное заимствование европейского права. В результате в некоторых странах мусульманские правовые нормы были почти полностью вытеснены европейскими (например, в Турции). В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право действует лишь в отдельных сферах жизни, в частности в сфере «личного статуса». Однако в некоторых странах (Ливия, ОАЭ, Иран и др.) мусульманское право по-прежнему регламентирует практически все сферы жизни общества. Здесь, наоборот, наблюдается тенденция возврата к традициям и усиление роли мусульманского права. {5, c.59-63}

§2 Особенности мусульманского права

Западные и мусульманские исследователи в своих работах часто употребляют два термина: «шариат» и «фикх». Обычно эти слова употребляются как синонимы и обозначают одно и то же понятие: мусульманское право. Однако эти термины не совсем синонимичны.

Следует заметить, что понятие «шариат» толкуется неоднозначно и среди самих мусульманских правоведов. Это слово буквально переводится с арабского как «путь, тропа к источнику» (араб. аш-шари'а ), а глагол «шара'а» является однокоренным с существительным «шариат» и переводится как «предписывать, узаконивать». В Коране слово «шариат» используется для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай. Большинство исследователей считает, что в шариат входит религиозная догматика, этика и «практические» нормы, которые регулируют вопросы культа и отношений между людьми.

При такой трактовке шариата, фикх выступает в качестве составной части шариата. В переводе с арабского «фикх» означает «глубокое понимание, знание». К нему относят именно «практические» нормы шариата: порядок исполнения религиозных обрядов и конкретные правила поведения верующих в повседневной жизни. {14, c. 35-40}

Существуют и другие варианты интерпретации понятий «шариат» и «фикх». В частности, фикх трактуют как доктринальную сторону шариата, систематизированные знания о нормах шариата. Многие исследователи фикхом называют теорию источников мусульманского права. Таким образом, фикх можно определить как доктрину, изучающую и систематизирующую нормы шариата, относящиеся к вопросам культа и правил поведения людей.

Несмотря на многообразие определений понятия мусульманского права, для всех исследователей очевидна его главная особенность: данная правовая система основывается на идее божественного происхождения государства и права. Эта особенность обусловливает существенное отличие мусульманской правовой системы от других правовых систем. Мусульманское право отличается неповторимостью источников, структуры, терминологии и понятие нормы.

Под нормой в исламском праве понимают правило, предписанное верующим Аллахом. Нормы основываются на вере и поэтому они бесспорны и абсолютны. Их нельзя изменить или отменить. Нормы мусульманского права существенно отличаются от европейских и по содержанию, что тоже обусловлено их религиозной природой. {27, c. 79-92}

Опора на религиозные догмы отражается во всех отраслях мусульманского права. Центральное место в правовой системе ислама занимают нормы «личного статуса». Эти нормы действуют только среди мусульман. Они призваны регулировать брачно-семейные, наследственные и некоторые другие отношения. Эти нормы, к примеру, запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина; при заключении брака, а также при разводе должны присутствовать свидетели-мусульмане и т. п.

Мусульманское гражданское право (муамалат) регулирует имущественные отношения. Согласно преданию пророка Мухаммеда, некоторые объекты не могут быть предметом частной собственности, например вода и земля. Нормы гражданского права признают, что верховное право на любую собственность принадлежит Аллаху.

Мусульманское государственное право требует, чтобы глава государства обязательно был мусульманином. Полномочия правителя носят в значительной мере религиозный характер. Он обязан защищать интересы ислама и следить за тем, чтобы верующие выполняли свои религиозные обязанности.

Мусульманская политико-правовая теория предписывает, что законодательная власть в государстве должна принадлежать маджтахидам – наиболее авторитетным знатокам вопросов права и религии. Мусульманское государство (имамат) должно являться теократическим. Его цель – реализация законов ислама и утверждение мусульманского образа жизни.

В соответствии с нормами мусульманского судебно-процессуального права, судьями могут быть только мусульмане, строго соблюдающие в своей личной жизни религиозные и моральные предписания ислама. Подобные требования предъявляются и к свидетелям в суде. Предпочтение отдается показаниям мужчин. По некоторым делам показания женщин вообще не принимаются (это касается особо опасных для общины преступлений).

По менее серьезным нарушениям и спорам должны наличествовать показания хотя бы одного мужчины, которые могут дополняться показаниями двух женщин. Отсутствие свидетелей-мужчин допускается лишь при рассмотрении «чисто женских» дел. Особое значение в судебно-процессуальном праве придается клятве именем Аллаха, которая является доказательством невинности ответчика. Признание такого способа защиты связано с особенностями религиозной совести мусульманина, не позволяющей лгать под страхом кары в потустороннем мире. {29, c. 99-103}

Очень специфическими являются нормы мусульманского международного права (сийар). Согласно учению ислама, все народы и страны делятся на две группы: «мир ислама» и «мир войны». В соответствии с этим принципом, внешняя политика мусульманского государства должна определяться в зависимости от того, по отношению к какому государству она осуществляется: к мусульманскому или немусульманскому. Значительное место в международном праве отводится институту джихада – войны с «неверными», совершающими агрессию против мусульман, независимо от того, гражданами какого государства они являются.

Мусульманское уголовное право (укубат) также полностью подчинено нормам религии. Наиболее опасными преступлениями считаются посягательства на «права Аллаха», особенно вероотступничество, за которое полагается смертная казнь. Нормы мусульманского уголовного права в мусульманском государстве не применяются к представителям других религий. Неисполнение религиозных обязанностей и нарушение моральных норм является в мусульманском праве уголовно наказуемым. Любой «грех», связанный с нарушением даже моральных норм, наказывается исламским судом. К примеру, уголовная ответственность предполагается за несоблюдение поста во время Рамадана; государственные служащие обязаны совершать ежедневную пятикратную молитву; мужчинам запрещается находиться в женских учебных заведениях. В некоторых странах мусульманские суды применяют наказание за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде, за нарушение норм поведения в общественных местах и т. д. {8, c.13-25}

§3 Источники мусульманского права

Учение об источниках наиболее разработано в науке мусульманского права. Мусульманские исследователи делят все нормы мусульманского права на две основные группы. Первую группу составляют юридические предписания Корана и сунны, а вторую – нормы, сформулированные мусульманскими правоведами (иджма и кийас).

Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации, является Коран – священная книга ислама. Коран, по учению ислама, существовал всегда и был сообщен Аллахом пророку Мухаммеду, как откровение. Внешне Коран представляет собой книгу стихов. Он содержит 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им в разное время по различным поводам и собранные впоследствии в единое произведение. Большая часть Корана имеет богословское и мифологическое содержание. Собственно вопросы права в той или иной степени затрагиваются лишь в 500 стихах. Многоплановость и общий характер содержания обусловили тот факт, что Коран не стал системным юридическим документом. Очевидно, что содержащихся в нем правовых положений явно недостаточно для регламентации всех отношений, возникающих в мусульманской общине.

Тесно связан с Кораном второй источник мусульманского права – сунна. Сунна представляет собой сборник хадисов – преданий о жизни пророка Мухаммеда, о его поступках и поведении. Образ жизни пророка должен служить примером для верующих. Этот источник складывался на протяжении нескольких веков (с VII по IX). Большинство хадисов являются достоверными фактами, хотя есть и предания скорее гипотетического и даже мифологического плана. Сунна, как и Коран, содержит в основном положения нравственно-религиозного содержания. Собственно юридических норм в ней мало. Сунна в силу своей природы не содержит широких юридических обобщений. В ней отражены конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Сунна дополняет Коран и почитается наравне с ним как главный источник мусульманского права.

Правила, содержащиеся в Коране и сунне, не представляют собой единой системы. По мере того, как мусульманское общество развивалось и усложнялось, стало очевидно, что Коран и сунна не дают ответов на многие вопросы. Изменяющиеся общественные отношения требовали более четкой нормативной регламентации. Этим обусловлено появление третьего источника мусульманского права – иджмы. Иджма – это общепризнанные толкования и разъяснения Корана и сунны, составленные по общему мнению наиболее авторитетных исламских правоведов. В Коране содержится догма единства и непогрешимости мусульманского общества: «Мое общество никогда не примет ошибочного решения», «то, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха». Идея непогрешимости мусульманской общины позволила признать правомерность и авторитет решений, не вытекающих непосредственно из Корана и сунны. Правовые положения иджмы восполняют пробелы и объясняют видимые изъяны правового содержания Корана и сунны.

Однако, несмотря на всю широту правовых положений, разработанных мусульманскими правоведами, они не могли предусмотреть все правовые ситуации, которые могут возникнуть в конкретной жизни. Возникла необходимость предусмотреть способ решения в будущем таких вопросов, которые не имели готового решения в книгах права. Поэтому всеобщим согласием была признана законность такого метода как кийас – суждение по аналогии. В мусульманском праве кийас возведен в ранг источника права. Согласно кийасу, правила, содержащиеся в Коране, сунне и иджме, можно применять к ситуации, которая прямо не предусмотрена в этих источниках. Кийас дал возможность быстро урегулировать меняющиеся общественные отношения. Хотя суждение по аналогии и является рациональным методом толкования, оно в целом не меняет религиозную основу правовой системы ислама, поскольку решения принимаются по частным случаям и опираются на нормы основных источников – Корана, сунны и иджмы.

К числу вторичных источников права можно отнести фриманы и кануны. В период Халифата источником права были указы и распоряжения халифов – фриманы. В более поздний период развития исламских государств в качестве источников права стали рассматриваться кануны – законы (нормативно-правовые акты), которые в настоящее время играют значительную роль в регулировании жизни общества.

Обычай, если он не имеет религиозных оснований, играет малозначительную роль в правовом регулировании. Исламские юристы не рассматривают его как источник права. Обычай может выступать регулятором отношений лишь в том случае, если они не регламентируются правом.

Таким образом, рациональные способы развития права ислам практически не допускает. Не допускается, чтобы личное мнение мусульманина являлось основой решения в мусульманском праве. Такие доводы, как разум и справедливость, также являются недостаточными. Все это обусловлено религиозной природой мусульманского права. {7}

§4 Структура мусульманского права

Существенное отличие структуры мусульманского права от других правовых систем также вытекает из его природы. Основные комплексы правовых норм и принципов выделяются в соответствии с основными мусульманскими толками – ритами. Риты представляют собой различные школы, по-своему толкующие мусульманское право. Эти школы сформировались в VIII-X вв. Они подразделяются на суннитские (ортодоксальные) и несуннитские.

Существует четыре суннитских толка: ханефитский (наиболее распространенный, признан в Турции, Средней Азии, Иордании, Сирии, Афганистане, Пакистане, Индии, Бангладеш и у мусульманских народов России), малекитский (действует среди населения Северной и Западной Африки), шафеитский (распространен у курдов, в Малайзии, Индонезии, Пакистане и Восточной Африке) и ханбалитский (преобладает в Саудовской Аравии). {19, c. 108-120}

Среди несуннитских толков основным является шиитский, который господствует в Иране и Ираке. Кроме того, к несуннитским толкам относятся вахабитский (действует в Саудовской Аравии), зейдусткий (в Йемене), абадитский, или харигитский (в Джербе, Восточной Африке и Занзибаре).

Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию и в праве. Несмотря на наличие общих принципов, каждый толк имеет свои определенные правовые особенности. Однако различия эти, в основном связаны с многочисленными деталями. Поэтому вполне допустимо в некоторых случаях применять иной рит, чем тот, которого обычно придерживаются в данной стране. Возможен также переход верующего под действие другого толка.

Все нормы мусульманского права подразделяются на две основные группы. Первая группа включает нормы, содержащие оценку поступков человека. Эта оценка обусловлена тесной связью права с религией ислама. Нормы устанавливают пять видов поступков мусульманина, которые имеют как правовой, так и нравственно-религиозный смысл.

Все поступки в мусульманском праве делятся на пять категорий: обязательные, строго предписанные обязанности (фард), рекомендуемые (ваджиб), разрешаемые (мубах), порицаемые, но не влекущие за собой наказания (макрух) и запрещенные, подлежащие наказанию (харам). Единственный критерий для отнесения поступка к той или иной категории – отношение к нему шариата. Без оценки шариата поступок не может быть определен как хороший или плохой.

Ко второй группе относятся нормы, определяющие правила поведения в определенных ситуациях, а также условия и последствия действий. В частности, этими нормами определяются наказания, условия сделок и т. п.

Особенностью структуры является то, что все нормы, канонизированные внутри одного толка, имеют юридическую силу в равной степени, хотя могут и противоречить друг другу. {6, c. 77-88}


Глава 2. Приспособление мусульманского права к современному обществу

Консерватизм и неразрывная связь мусульманского права с религиозными догматами могут создать впечатление, что данная правовая система совершенно неприменима к современному обществу. Однако на самом деле мусульманское право остается актуальным и в наши дни. Эта правовая система по-прежнему регулирует отношения между многомиллионным мусульманским населением. Являясь важным идеологическим фактором, мусульманское право оказывает большое влияние на современное развитие мусульманских государств. Однако в современном быстро развивающемся мире мусульманское право, чтобы сохранять свою актуальность и являться важным регулятором жизни общества, должно иметь возможности приспосабливаться к меняющимся условиям.

Таких возможностей в мусульманском праве существует огромное множество. Эта система, несмотря на свою архаичность, является весьма гибкой. Существует множество способов, не изменяя самого права, вводить новые нормы, удовлетворяющие потребности общества на современном этапе развития. Такими способами являются использование обычая, соглашений, фикций, вмешательство правителя и др.

Обычай на протяжении всей истории существования ислама был одной из главных возможностей приспособления права к изменяющимся условиям. Мусульманское право всегда весьма либерально относилось к обычаю. Многие народы, признающие ислам своей верой, веками существовали и продолжают существовать, подчиняясь обычаю. Именно такая лояльность по отношению к обычаю позволила исламу широко распространиться по всему миру, поскольку он не заставлял отказываться от векового уклада и коренным образом менять образ жизни. Обычай хоть и не входит в мусульманское право, но и не запрещается, если, конечно, он не противоречит нормам мусульманского права. Это дает ему широкие возможности для регулирования тех вопросов, которые не регламентируются правом. В частности, у многих мусульманских народов обычаем регулируются такие вопросы, как выплата приданого, совместное использование источников и угодий и т. д.

Ислам разрешает действовать по своей инициативе, в том числе заключать соглашения, если это не противоречит закону. Заключение соглашений позволяет, не изменяя закона, широко изменять нормы, не являющиеся обязательными. Такие соглашения используются часто в торговых вопросах, а также в вопросах брака. Например, по соглашению женщина может получить право расторгнуть брак по своей инициативе. Вопросы раздела имущества также могут оговариваться соглашением. Благодаря использованию соглашений нормы, касающиеся вопросов семьи и брака, во многих странах были существенно изменены. У ортодоксальных толков такие возможности более ограничены. Их нормы запрещают многие отступления, разрешенные шиитскими толками. Такие сделки зачастую являются фиктивными, однако формально они не нарушают норм права, поэтому широко применяются на практике. {32}

Возможность обойти нормы закона предоставляют также юридические стратагемы и фикции. Мусульманское право очень формалистично. Главным является не фактическое исполнение нормы, а формальное соблюдение законов. Поэтому многие нормы мусульманского права можно обойти, не нарушая их. Этот способ используется очень широко при решении вопросов, касающихся брака и развода, торговли и др. Таким способом можно обойти запрет страхования, ростовщичества, аренды земли.

Вмешательство действующей власти является очень распространенным способом приспособления мусульманского права к современному обществу. Правитель в мусульманском государстве является служителем права. Хотя формально правитель не имеет законодательной власти, он наделен весьма широкими полномочиями. Правитель обязан следить за исполнением норм мусульманского права, поэтому регламентирующие меры, принимаемые им в данной сфере, признаются законными. Влияние правителя весьма значительно даже в строго ортодоксальных мусульманских обществах.

В настоящее время многие мусульманские правоведы считают необходимым открыть возможности для изменения мусульманского права. Они обращают внимание на то, что большинство норм было создано средневековыми юристами с учетом потребностей своего времени. Главной опасностью для ислама они считают не разделение ислама как в средние века, а то, что ислам станет чисто теоретической теологией, соблюдаемой лишь некоторыми набожными приверженцами веры, а реальные общественные отношения будут управляться другими законами. Однако такое стремление к модернизации присуще только рационально мыслящим ученым-мусульманам. Основная же масса верующих не готова отказываться от вековых устоев и очень настороженно относится к любым изменениям. В связи с этим, любые попытки модернизации мусульманского права достаточно опасны для общественного спокойствия, и проводить их необходимо крайне осторожно. В этом отношении именно те способы регулирования общественной жизни, которые напрямую не затрагивают норм мусульманского права, являются предпочтительными. Обычай, соглашения, регламенты власти, не нарушая традиций и единства мусульманской общины, позволяют адаптировать мусульманское право к современным условиям жизни общества. {12, c. 127-135}


Глава 3. Правовые системы современных мусульманских государств

§1 Новейшие изменения в правовых системах мусульманских стран

Необходимо различать понятия «мусульманское право» и «право мусульманского государства», поскольку ни одна страна с мусульманским населением в настоящее время не использует для регулирования общественных отношений исключительно мусульманское право. Даже в наиболее ортодоксальных обществах, где авторитет мусульманского права непререкаем, его дополняют обычаи или законодательство. В большинстве же современных мусульманских стран нормы мусульманского права имеют весьма ограниченное действие.

В мусульманском обществе, как и в любом другом, существует четкое разделение на гражданское и религиозное. Если для религиозного общества характерно строгое следование многовековым религиозным традициям, а отступления от них малозначительны и достаточно редки, то гражданское общество более свободно относится к нормам, установленным религиозным правом. С этим связана в первую очередь двойственность судебной системы. Издавна в мусульманских государствах существуют совместно религиозные суды (кади), опирающиеся на нормы шариата, а также суды гражданские, которые руководствуются правовыми обычаями и нормативно-законодательными актами.

Такая двойственность, хоть и в меньшей степени, характерна и для других отраслей права. Теоретически все отрасли мусульманского права в равной степени тесно связаны с религией. Однако на практике существуют различия в значимости тех или иных предписаний религиозного права. Особо важными в исламе считаются вопросы личного статуса, что обусловлено их тесной связью с морально-религиозными нормами. Поэтому они остаются практически неизменными, и в настоящее время практически во всех мусульманских странах вопросы личного статуса регулируются шариатом. Что касается других сфер жизни, например, уголовного, имущественного, государственного права, то здесь достаточно легко было допущено отступление от строгих религиозных догматов. {11, c. 210-220}

Наиболее сильные изменения правовых систем мусульманских стран в сторону отдаления от религиозных традиций произошли в XIX-XX вв. Эти изменения имеют три характерные особенности. Во-первых, заимствование западных правовых моделей, в основном романо-германской, а в некоторых странах английской. Это коснулось в первую очередь государственного права, во многих странах появились конституции. Значительное изменение претерпели также сферы гражданского, уголовного, трудового, административного и судебного права. В этих отраслях сохранилось лишь небольшое число норм, относящихся к мусульманскому праву.

Во-вторых, кодификация тех вопросов, которых не коснулись изменения по западному образцу. В частности, это относится к вопросам личного статуса. Не имея полномочий изменить эти нормы, правители многих стран стремились систематизировать их. Однако и эта мера, являющаяся по сути рационалистской, долгое время не допускалась мусульманскими традиционалистами. Только в середине ХХ века такая кодификация получила силу закона в некоторых странах. В настоящее время во многих мусульманских странах укрепляется тенденция к реформированию и кодификации семейного и наследственного права.

Третьей важнейшей особенностью преобразования правовых систем в странах ислама является упразднение традиционных мусульманских судов. Во многих мусульманских государствах двойная система судопроизводства полностью или частично была упразднена. Традиционные мусульманские суды частично или полностью ликвидированы в Турции, Алжире, Египте, Тунисе, Пакистане, Марокко и других странах. В настоящее время одни и те же судьи применяют как «современное», так и мусульманское право. Однако в связи с тем, что большинство юристов получают образование по западному образцу, мусульманское право все больше теряет свои позиции. {12, c. 59-63}

В результате всех преобразований, произошедших в правовых системах стран ислама за последние двести лет, мусульманское право сохранило лишь малую часть своего влияния. Современные правовые системы мусульманских стран построены по западному образцу, а нормы, восходящие к мусульманскому праву, сохранились в них лишь частично и в отдельных сферах. Однако сильное влияние ислама на общественное сознание не дает мусульманскому праву полностью потерять свое значение. В настоящее время в различных мусульманских странах степень влияния мусульманского права на правовую систему различна. Она зависит от уровня экономического и культурного развития страны.

§2 Классификация правовых систем стран ислама

В зависимости от степени влияния норм мусульманского права на законодательство и масштабов их применения ученые делят все страны с мусульманским населением на несколько групп. Эта классификация несколько различна у разных исследователей, однако эти различия в основном касаются деталей. Большинство правоведов выделяет три группы правовых систем стран ислама.

Первую группу составляют страны, где мусульманское право применяется весьма широко. К этой группе относятся Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Бахрейн, Бруней, ОАЭ. В этих государствах принципы шариата официально считаются приоритетными и оказывают глубокое влияние на все отрасли права. Широко применяется также обычное право, не запрещенное шариатом, однако фактически часто расходящееся с ним. Влияние западных правовых принципов на правовые системы этих стран менее значительно, чем в других мусульманских государствах. Однако наблюдается постоянная тенденция к усилению этого влияния, особенно в торговом и имущественном праве.

Вторую группу составляют правовые системы большинства мусульманских стран. В этих странах мусульманское право применяется только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, касающихся личного статуса и религиозных учреждений. Все остальные сферы общественных отношений регулируются «современным» правом.

В этой группе выделяется две подгруппы в зависимости от того, на основе какого права созданы современные правовые системы: английского или французского и голландского. К первой группе относятся Пакистан, Малайзия, Нигерия. Ко второй – Индонезия, Египет, Алжир, Марокко, Мавритания, Сирия, Ирак, Ливан и др. Особый случай – Судан. Здесь правовая система в разное время испытывала влияние английского и французского права, поэтому ей присущи черты обеих этих систем.

Третью группу составляют страны, где мусульманское право практически полностью утратило свои позиции. К этой группе относятся бывшие социалистические страны: республики Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан), Казахстан, Азербайджан, Албания. Правовые системы этих стран в социалистический период были изменены коренным образом и построены на принципах, далеких от ислама. В настоящее время они также близки к европейскому праву. Однако, несмотря на официальный отказ от шариата, его нормы во многих странах по-прежнему соблюдаются среди населения. Это в большей степени характерно для стран Средней Азии. Особый случай – Турция. Эта страна хоть и не являлась социалистической, однако она тесно связана с Европой политически и экономически. Здесь еще в 1926 г. мусульманское право было полностью упразднено. Все сферы общественных отношений регулируются правом европейского образца.

Можно также выделить еще одну группу африканских (Танзания, Мали, Чад) и азиатских (Индия, Филиппины) стран, где шариат регулирует некоторые сферы отношений среди той части населения, которая относит себя к мусульманам. Это касается в первую очередь вопросов личного статуса. Нормы мусульманского права также оказывают некоторое влияние на принимаемое законодательство этих стран.

В последнее время в некоторых странах появилась тенденция к усилению роли мусульманского права. Некоторые государства стремятся к возрождению и сохранению исламских традиций, в том числе и мусульманского права. Самым ярким примером данного явления можно назвать Иран. Это дает основание считать преждевременными выводы некоторых исследователей о том, что мусульманская правовая система изжила себя и в скором времени полностью исчезнет. Мусульманское право, несмотря на активное влияние других правовых систем, достаточно широко распространено в мире. Огромное количество мусульман по всему миру по-прежнему соблюдают его нормы. Мусульманское право развивается и видоизменяется в условиях современного мира, хотя это и происходить достаточно медленно. Поэтому его всестороннее изучение не теряет своей актуальности. {30, c. 207-229}

§3 Мусульманское право в Беларуси

Если верить легенде, в X веке киевский князь Владимир намеревался принять ислам, однако, не желая расставаться с некоторыми привычками, отдал предпочтение христианству. Так это или нет, но в любом случае на землях Беларуси ислам присутствует издавна.

Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие наделы на белорусских землях – на Виленщине и Минщине. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. Немалый вклад внесли татарские воины в разгром Тевтонского ордена в 1410 году под Грюнвальдом. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру, в общении перешли на белорусский язык, являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках.

В начале XVII века в Речи Посполитой началось наступление на культурное и духовное своеобразие местных татар, появились ограничения в избирательном праве, строительстве мечетей и даже в быту. Именно тогда большинство татар были ассимилированы, утратили свой язык, имена и фамилии трансформировались в польские или литовские. Многие приняли католическую веру. К слову, в то время и православная вера подвергалась в Речи Посполитой настоящим гонениям: церкви закрывались, а православных насильно обращали в католичество.

Тем не менее многие татары остались верны религии своих предков. Кроме того, с самого начала среди приверженцев ислама в Беларуси стали появляться представители других национальностей. Сегодня среди тридцати тысяч исповедующих ислам в республике белорусских татар-мусульман чуть больше десяти тысяч, а остальные – это азербайджанцы, казахи, узбеки, туркмены, курды, афганцы, турки, представители других национальностей. И хотя число исповедующих ислам в республике, по сравнению с другими конфессиями, невелико, в последней редакции закона о религиозных конфессиях и организациях ислам признан традиционной религией Беларуси, которая более шести веков исповедуется на этой земле.

По оценкам специалистов Комитета по делам религий и национальностей при правительстве Беларуси, «потенциальная база развития мусульманской общины страны – от 28 до 35 тыс. человек». В это число входят лица, указавшие во время переписи населения 1999 года свою принадлежность к национальностям, традиционно исповедующим Ислам.

В Беларуси зарегистрировано около 30 мусульманских религиозных организаций, треть из которых имеет культовое здание (мечеть или молельный дом). В стране действуют два духовных управления мусульман.

В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь. {32}.

В Беларуси нет значимых мусульманских ценностей, но мечети, в которых каждый верующий мусульманин может совершить религиозный обряд и встретиться с братьями по вере, есть во многих городах и селениях. Всего в Беларуси насчитывается 24 мусульманские общины – 23 суннитские и одна шиитская.

Первые мечети появились на территории Беларуси в XV–XVI веках. Одна из старейших в республике мечетей (постройка 1882 года) действует в городе Ивье на Гродненщине.

Драматична история главной мечети Беларуси в Минске, в северо-западной части которого татары компактно проживали еще с начала XVI века. Именно здесь в 1599 году по просьбе татарского старейшины Салимана была построена первая деревянная мечеть.

Ее убранство было скромным: женское и мужское отделения, высказывания из Корана на стенах, скамеечки для верующих. Минарета не было, и муэдзин созывал верующих, стоя на крыльце. В 1890 году Минское губернское правление разрешило построить на этом месте каменную соборную мечеть. Более десяти лет шел сбор средств, и в 1902 году было построено новое красивое здание с большим куполом и 32-метровым минаретом.

После революции над мечетью, как и над православными и католическими храмами, пронесся смерч воинствующего атеизма. С 1936 года мечеть была закрыта и служила продовольственной базой, в 1949 году здание передали под учебный центр, а в 1962 году мусульманский храм был и вовсе разрушен. И только через три десятилетия, когда в республике началось возрождение мусульманских общин, было принято решение о строительстве мечети в Минске. Свои услуги предложили турецкие специалисты, а из Саудовской Аравии прислали готовый проект. Но белорусские татары решили воспроизвести историческую минскую соборную мечеть. Эклектичную по стилю архитектуру старой мечети отличал местный колорит. Основой нового проекта послужила найденная в архиве дореволюционная фотография. Строительство величественного и самобытного храма началось на другом месте, в районе улиц Грибоедова и Татарской, однако вскоре из-за финансовых трудностей стройка превратилась в «долгострой» {33}.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Мусульманское право возникло как часть религии ислама в период становления феодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право как система юридических норм сформировалось не сразу. В начальный период своего существования теология и правоведение в исламе тесно переплетались. В дальнейшем право несколько обособилось от догматики, и сформировались мусульманско-правовые школы – риты. Мусульманское право оформилось в четкую систему юридических норм, защищаемых государством.

Главная особенность мусульманского права – идея его божественного происхождения. Нормы в мусульманском праве неизменны, поскольку законодательной властью обладает только Аллах. Люди же обязаны подчиняться установленным законам. Воля Аллаха записана в Коране, являющемся божественным откровением. Однако правила, записанные в Коране, нуждались в разъяснении. Поэтому были созданы дополнительные источники права.

Все отрасли мусульманского права опираются на религиозные догмы. В первую очередь это касается вопросов личного статуса. Поскольку право тесно связано с религией, правовые нормы и нормы морали также неотделимы друг от друга. Это отражается и в структуре правовой системы (деление всех поступков на пять категорий).

В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует более чем в тридцати странах, в том числе и в Беларуси. Его влияние в мире весьма значительно. Поэтому изучение мусульманского права имеет большое значение с политической, культурной и международной точек зрения. Изучение различных аспектов и составных частей мусульманского права позволяет глубже понять его природу, а значит, и определить его место в дальнейшем развитии как отдельных мусульманских стран, так и общества в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные проблемы развития правовой системы современного

общества: Материалы междунар. науч. конф. студентов и аспирантов, Минск, 29-30 окт. 2002 г. / Белорус. гос. ун-т; Редкол.: Г. А. Шумак (отв. Ред.) и др. – Мн., 2003.

2. Алексеев С. С. Право и правовая система // Изв. Вузов.

Правоведение. – 1980. - №1.

3. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. – М., 2000.

4. Байтин М. И. Право и правовая система // Вопросы теории

государства и права. – Вып. 2 (11). – Саратов, 2000.

5. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.,

1994г.

6. Винюкова И. В. К вопросу о структуре правовой системы //

Правовая политика и правовая жизнь – 2003. - №1.

7. Вишневский А. Ф. Источники мусульманского права: тез. докладов

межвуз. науч.-практич. конф. «Правовые системы: история и современность». – Мн., 2001.

8. Гилязутдинова Р. Х. Природа мусульманского права: Дис. … канд.

юрид. Наук: 12.00.01. – Уфа, 2001.

9. Государственное право буржуазных стран, освободившихся от

колониальной зависимости. – М., 1968 .

10. Гургенидзе В. П. Нормативные основы современной политической системы Грузии // Право и политика. – 2002. - №6.

11. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1988.

12. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы

современности. – М., 1999.

13. Загрядский Г. В. Правовые системы современности. – М., 1995.

14. Исламские проблемы идеологии, права, политики и экономики / Под ред. Г. Ф. Ким. – М., 1985.

15. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире //

Сравнительное правоведение. – М., 1978.

16. Коран. – М., 1991.

17. Кошева С. В. Мусульманское право о природе власти: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – Ставрополь, 2001.

18. Крашенинникова Н. А. История права Востока. – М., 1968.

19. Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность. – М., 1982.

20. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Учеб.

Пособие. – М., 2001.

21. Мусульманское право (структура и основные институты). – М.,

1984.

22. Мухоммад Ал-Хушани. Книга о судьях. – М., 1992.

23. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Ф. М. Решетников идр., Отв. Ред. А. Я. Сухарев. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2003.

24. Рене Давид. Основные правовые системы современности. – М.,

1988.

25. Саидов А. Х. Введение в основные правовые системы

современности. – Ташкент, 1988.

26. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые

системы современности): Учеб. / А. Х. Саидов; под ред. В. А. Туманова; ин-т государства и права РАН. – М., 2004.

27. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и

практики. – М., 1986.

28. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М., 1997.

29. Хайдерова М. С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. – М., 1984.

30. Хишам Абдель Мажид Раххал. Эволюция правовых систем арабских стран: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – М., 2002.

31. Чиркин В. Е. мусульманская концепция права. // мусульманское право (структура и основные институты). – М., 1984.

32. http://irek-tattarich.livejournal.com/.

33. http://www.dw-world

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  317  318  319   ..