Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  283  284  285   ..

 

 

Институт конституционного контроля во Франции и Польше

Институт конституционного контроля во Франции и Польше

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

на базе среднего профессионального образования юридического профиля

По дисциплине: «Конституционное право зарубежных стран»

На Тему: « Институт конституционного контроля во Франции и Польше»

Выполнила студентка

1-3 курса обучения

заочной (классической)

формы обучения

Гарбузова М.Л.

Москва

2010 г.

План:

1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели. 2

2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля во Франции и Польше……………………….............................. 5

3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета во Франции и Конституционного Трибунала в Польше. 7

4.Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства. 10

1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели.

Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

Виды конституционного контроля могут классифицироваться по различным основаниям:

По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные, акты.

По месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом, например главой государства, к которому на подпись или для промульгации поступил принятый парламентом закон. Внутренний контроль, как правило, – предварительный, хотя есть примеры и последующего внутреннего контроля (ниже в п. 4 настоящего параграфа мы покажем это на примере Кубы). Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в большинстве случаев – последующий, однако может быть и предварительным. Например, все законопроекты французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном совете – высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства. «Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат», – гласит первое предложение части второй ст. 39 Конституции.

С точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть консультативным или постановляющим. Решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой – юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: если оно объявляет акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу либо, реже, возвращается на рассмотрение издавшего органа. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.

По обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным. В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Так, во Франции Конституционный совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта. Наиболее часто конституционный контроль бывает факультативным: проводится по требованию управомоченного органа или должностного лица либо же индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта.

По форме конституционный контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Предварительный контроль может быть только абстрактным (но не наоборот). Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, чаще всего судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть, – всегда последующий. Абстрактный контроль имеет, на наш взгляд, определенные преимущества перед конкретным: позволяет шире взглянуть на проблему соотношения оспариваемого акта с конституцией, обеспечивает единство и непротиворечивость контроля и в конечном счете лучше отвечает идее разделения властей. Правда, конкретный контроль создает лучшие возможности для более или менее оперативной защиты прав человека.

По объему своему конституционный контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

По содержанию конституционный контроль бывает формальным или материальным. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

С точки зрения действия во времени, а точнее говоря – обратной силы, также наблюдаются две формы конституционного контроля. Первая форма – ex tunc – означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными, считаются недействительными с самого начала: с момента их издания или с момента вступления в силу конституционной нормы, которой они стали противоречить. Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существовавшие до этого момента, возмещен ущерб, причиненный их изданием, и т.д. Это порождает большие сложности, а порой просто невозможно, особенно когда неконституционные норма или акт действовали длительное время. Поэтому чаще применяется вторая форма – ex nunc, – означающая, что решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной нормы или неконституционного акта остаются в силе.

Модели органов конституционного контроля:

1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;

2) судебный конституционный контроль, действующий в:

а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных (юрисдикционные учреждения, которые действуют в рамках исполнительной власти и разрешают административные споры в как бы судебном порядке) органах (Конституционный Совет во Франции);

б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.

2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля во Франции и Польше.

Во Франции конституционный контроль осуществляется двумя различными органами – Конституционным советом и Государственным советом . Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти (право правительства регулировать общественные отношения актами (регламентами), юридическая сила которых ниже юридической силы закона). Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете – в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

В Польше последовательно предпринимаются меры, нацеленные на формирование гражданского общества. Одним из важнейших его признаков является совокупность действий властей в соответствии с законодательством, а также наличие учреждений, гарантирующих соблюдение прав человека и гражданских прав. Польский парламент чутко реагирует на вопросы, связанные с защитой прав человека. Доказательством этому служат, прежде всего, предпринимаемые парламентом меры. В полномочия сеймовой Комиссии по делам органов правосудия и защите прав человека входят вопросы соблюдения законодательства и правопорядка, а также прав человека.

Сейм при согласии Сената назначает Представителя правительства по гражданским правам - конституционный орган, стоящий на страже прав и свобод, гарантированных Конституцией и другими законодательными актами. Представитель правительства по гражданским правам пользуется широкими полномочиями и располагает различными юридическими инструментами, дающими ему возможность эффективно защищать интересы каждого гражданина, права которого каким-либо образом были нарушены.

Конституционный суд, обеспечивающий контроль над создающимися в Польше правовыми актами, также следит за соответствием законов и предписаний международным договорам, ратифицированными польским государством. Кроме того, Конституционный суд является органом, в который каждый, (как гласит статья 79 Конституции РП) «чьи гарантированные Конституцией свободы или права были нарушены», имеет право подать так называемую «конституционную жалобу». Гарантами уважения прав человека и гражданина являются также независимые суды.

3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета во Франции и Конституционного Трибунала в Польше.

Во Франции конституционный контроль осуществляется двумя различными органами – Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй – акты органов исполнительной власти.

Полномочия Конституционного совета четко определены в Конституции (ст. 58-61). Его решения не подлежат обжалованию (ст. 62). Две главные сферы его компетенции - рассмотрение протестов, связанных с результатами голосования, и контроль за соответствием Конституции принимаемых законов. В его функции входит также принятие ре-шения о наличии препятствий к исполнению президентом Республики своих обязанностей. Президент Республики может быть наделен чрезвычайными полномочиями только после консультаций с Конституционным советом (ст. 16).

В компетенцию Конституционного совета входит осуществление контроля за выборами президента, Национального собрания и Сената, за правильностью проведения референдумов, а также контроль за соблюдением условий неизбираемости и запрета на совмещение должностей. В отношении референдума Конституционный совет выполняет двойную функцию: осуществляет предварительное консультирование, а после голосования рассматривает протесты в связи с нарушением процедуры голосования. Контрольные функции Совета относительно соответствия Конституции носят как обязательный (в отношении регламентов палат парламента и органических законов), так и необязательный характер (в отношении других законов, а также международных договоров или обязательств). В последнем случае рассмотрение этих вопросов может быть поручено Конституционному совету президентом Республики, премьер-министром, председателем Национального собрания, председателем Сената и начиная с 1974 г. 60 депутатами или 60 сенаторами. Таким образом, у оппозиционных партий появилась возможность обжаловать закон, принятый парламентским большинством.

В целях усиления контроля за конституционностью принимаемых законов и других актов Конституционный совет в 1971 г. принял решение осуществлять надзор за их соответствием не только самой Конституции 1958 г., но также текстам, на которых она основывается, - преамбуле Конституции 1946 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и другим фундаментальным принципам, признанным законами Республики. В результате Конституционный совет стал подлинным защитником основных прав и свобод граждан. Об этом свидетельствует богатая, четкая и жесткая практика судебной системы.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете – в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

В формировании Конституционного Трибунала Польши принимает участие исключительно Сейм, как в части представления предложений о кандидатурах на должности конституционных судей, так и в части их избрания. Таким образом, парламент получает возможность оказывать влияние на орган конституционного контроля. С целью исключения подобного влияния в Законе о Конституционном Трибунале закреплено правило, согласно которому кандидатура на должность судьи считается избранной, если за нее проголосовало большинство голосов депутатов Сейма (50%+1). В условиях многопартийности и отсутствия доминирующей политической партии каждая из избранных кандидатур становится результатом компромисса различных политических сил, и формирование состава Трибунала приобретает, таким образом, надполитический характер. Все это обеспечивает независимость Трибунала от давления со стороны различных политических сил.

В Польше согласно статьям 188-189 Конституции страны и ст. 2 Закона о Конституционном Трибунале последний осуществляет следующие полномочия:

1) выносит решение о соответствии законов и международных договоров Конституции;

2) выносит решение о соответствии законов ратифицированным международным договорам, ратификация которых законом предусматривалась;

3) выносит решение о соответствии правовых актов, изданных центральными органами государственной власти, Конституции, ратифицированным международным договорам и законам;

4) рассматривает конституционные жалобы;

5) рассматривает компетенционные споры между центральными органами государственной власти;

6) выносит решение о соответствии Конституции целей и деятельности политических партий;

7) по предложению Президента Польши принимает решение о соответствии Конституции законов до их подписания главой государства, а также международного договора до его ратификации;

8) по предложению Маршала Сейма принимает решение о существовании препятствий к выполнению Президентом возложенных на него обязанностей в случае, если Президент самостоятельно не может уведомить об этом Маршала Сейма.

В частности, согласно ст. 188 Конституции Польши, образцом для проверки на конституционность нормативно-правовых актов являются конституция, международный договор и законы. Основой контроля могут быть все положения, содержащиеся в Конституции без разделения их на ранги. Но поскольку они, как правило, сформулированы в общем, перед Трибуналом всегда стоит проблема их первоначальной интерпретации с целью уточнения образца для контроля. Международные договоры , как основа конституционного контроля, бывают трех видов: 1) международные договоры, ратификация которых требовала предварительного согласия, выраженного в законе; 2) международные договоры, ратификация которых не требовала предварительного согласия, выраженного в законе; 3) иные международные договоры. В случае противоречия первому виду международного договора закон прекращает свое действие. Второй вид международных договоров занимает позицию рангом ниже обычных законов, поэтому им не могут противоречить подзаконные акты. Третий вид международных договоров не является частью внутринационального права и не может быть основой для контроля конституционности законодательства. Согласно п. 3 ст. 188 Конституции Польши закон может быть основой для контроля только в отношении подзаконных актов (правовых предписаний, издаваемых центральными органами государственной власти).

Согласно статье 188 Конституции Польши объектом контроля Конституционного Трибунала могут быть законы, международные договоры и подзаконные акты. Все они действуют на центральном уровне власти, на территории всего государства и являются общеобязательными для всех субъектов права. Таким образом, в компетенцию Конституционного Трибунала не входит контроль актов органов местного самоуправления.

Круг субъектов, обладающих правом на обращение в конституционный суд, напрямую зависит от модели и вида конституционного контроля.

Закон 1997 года о Конституционном Трибунале не установил особой процедуры для предварительного контроля, в связи с чем, как правило, он осуществляется в том же порядке, что и последующий контроль. Выступить с инициативой предварительного контроля может только Президент. В рамках предварительного контроля основой проверки на конституционность может быть только конституция. Объектом предварительного контроля могут быть только законы (принятые парламентом и направленные на подписание Президенту) и международные договоры (представленные Президентом на ратификацию). Не подпадают в этом случае под контроль Трибунала проекты законов, а также законы, принятые Сеймом, но не рассмотренные Сенатом.

В рамках абстрактного контроля с инициативой его осуществления могут выступить Президент, Маршалы Сейма и Сената, Председатель Совета Министров, Первый Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Административного Суда, Генеральный Прокурор, Председатель Верховной Палаты Контроля, Защитник гражданских прав, а также группа депутатов, численностью не менее 50 человек, и группа сенаторов, численностью не менее 30 человек (п. 1.1 ст. 191 Конституции).

4.Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства.

Во Франции – четыре различные ветви осуществления правосудия. Это:

1. общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями – медиаторами (посредниками); в основном это отставные судьи, чиновники, знакомые с юриспруденцией. Они назначаются местными советами – муниципалитетами, в стране их около тысячи человек;

2. иерархическая система общих судов, рассматривающих уголовные и гражданские дела;

3. различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);

4. иерархическая система административных судов.

Кроме того, как уже упоминалось, действуют некоторые квазисудебные органы (например, при Счетной палате).

Основную роль в системе правосудия играют общие суды. Низшая ступень в их системе – трибуналы малой инстанции. Они создаются в главном городе департамента (если департамент относительно небольшой), в центральном городе судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает один судья, единолично. В этом трибунале рассматриваются сравнительно небольшие гражданские дела – с ценой иска до 20 тыс. франков (по мелким делам – до 7 тыс. франков – обжалование вообще не допускается). Судья рассматривает и мелкие уголовные дела – лишение свободы до двух месяцев, штраф до 6 тыс. франков; тогда он действует в форме полицейского суда (трибунала).

В каждом департаменте или судебном округе, объединяющем несколько мелких департаментов, создается трибунал большой инстанции (в крупном департаменте их несколько). Он имеет палаты по уголовным и гражданским делам. Эти палаты заседают обычно в составе трех судей, некоторые дела рассматривает судья единолично. Если осуществляется уголовное судопроизводство, судебное присутствие называется исправительным судом. При трибунале большой инстанции действуют несколько следственных судей (следователей). Лишь по мелким преступлениям следствие проводит полиция.

Высшее звено – апелляционные суды (их 34). Судебный округ апелляционного суда охватывает в среднем 3–4 департамента. В составе апелляционного суда множество палат – по гражданским, уголовным, социальным делам, обвинительная палата по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и др. Суд рассматривает дела всегда коллегиально, в составе нескольких судей.

Суды присяжных, в том числе особые суды присяжных по делам несовершеннолетних и суды присяжных для военнослужащих, являются особым звеном в системе общих судов. Они создаются в каждом департаменте и рассматривают только уголовные дела. Судебное присутствие состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных (народных) заседателей, подбираемых путем жеребьевки из списка избирателей (отказ от выполнения этой обязанности карается штрафом).

Специальные суды создаются по разным вопросам: кроме “государственных” судов по делам несовершеннолетних и военнослужащих существуют и специальные суды, формируемые особым образом. Это суды по торговым делам (избираются коммерсантами), советы по трудовым соглашениям (избираются предпринимателями и работниками на паритетных началах), суды по арендным делам (избираются сторонами на паритетной основе).

Возглавляет судебную систему Кассационный суд (его часто называют Верховным судом). В его составе несколько палат, которые рассматривают кассационные жалобы – жалобы на нарушение закона в судебном процессе. Решения палат могут быть обжалованы в пленарное заседание суда.

Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный совет. Есть административные суды первой инстанции (их 25) и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов – от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например, выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.

Прокуроры действуют при судах разного уровня. При Кассационном суде состоит генеральный прокурор. Все прокуроры подчиняются министру юстиции, они представляют в судах государство (поддерживают обвинение, защищают интересы государства по гражданским делам).

В Польше главным источником всех правовых актов, законов принимаемых парламентом, и последующих распоряжений Совета Министров и конкретных министерств является Конституция. Распоряжения не могут содержать положений, противоречащих Конституции или законам, из нее вытекающим. Законы группируются в различных Кодексах, в том числе Гражданском Кодексе, Уголовном Кодексе, Торговом Кодексе, Трудовом Кодексе и Административном Кодексе.
Гражданские и уголовные дела рассматриваются присяжными заседателями и профессиональным судьей, либо судьей на общественных началах. Тип суда, который принимает решения в каждом конкретном случае, зависит не только от обстоятельств, но и от характера, сущности рассматриваемого дела. Иногда состав суда формируется таким образом, чтобы обеспечить возможность принятия решения как в гражданских, так и уголовных делах - в зависимости от существа решаемой проблемы. Суды первой инстанции представляют собой специализированные суды, в том числе гражданский суд, уголовный суд и суд по вопросам семьи и несовершеннолетних. Специфическими категориями судов является хозяйственный и трудовой суды. Хозяйственный суд кроме исполнения функции учета и регистрации деятельности фирм, занимается также правовыми аспектами отношений между предприятиями и другими проблемами коммерческой деятельности. Трудовой суд рассматривает дела, связанные с трудовыми отношениями. Решения, принятые в специализированных судебных отделах, могут быть обжалованы на следующей, второй ступени суда того же типа. Дела, рассмотренные в специализированных судах второго уровня, могут быть обжалованы в Апелляционном Суде. Условием рассмотрения апелляции являются чрезвычайные обстоятельства, касающиеся данного дела. Решения не могут быть обжалованы повторно. Верховный Суд исполняет две функции. Первой функцией является надзор за деятельностью всех судов и единообразной реализацией существующих правовых положений в принимаемых решениях. Второй функцией Верховного Суда является рассмотрение апелляций. Конституционный Трибунал интерпретирует законодательные акты и контролирует соответствие принятых законов положениям Конституции.
Нотариальное обслуживание в Польше существует исключительно в форме частной практики. Нотариус имеет право формальной легализации, подтверждения документов. Типичными примерами документов, требующих нотариального подтверждения, являются договоры создания обществ с ограниченной ответственностью и большинство договоров купли-продажи недвижимости. Эти важные документы, даже правильно составленные и не содержащие положений, противоречащих праву, остаются недействительными без нотариального подтверждения.

5. Список использованной литературы.

1. Конституционные акты Французской Республики. (Декларация прав человека и гражданина 1997г., Преамбула Конституции 1946г., Конституция Французской Республики (1958г.)

2. Конституция Республики Польша (Принята Национальным Собранием 2 апреля 1997 г.,. одобрена на референдуме 25 мая 1997г.)

3. «Конституционное право зарубежных стран. В.Е. Чиркин.

4. «Конституционное правосудие в странах центральной и восточной Европы(на примере Польской Республики). Пастернак С.Н.

Виды конституционного контроля.

1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.

2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.

3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.

4. Решающий и консультативный виды контроля.

5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.

6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  283  284  285   ..